иконостас петропавловского собора в казани
Великолепный храм Петра и Павла в Казани
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Храм Петра и Павла, Казань.
История Петропавловского собора от начала строительства до наших дней
Говорят, что улица Мусы Джалиля – место расположения храма – издавна носила название Петропавловской – по местной деревянной небольшой церкви, посвященной Апостолам. И надо же такому случиться, что сюда, в дом купца Ивана Михляева, жившего прямо против церковных врат, 27 мая 1722 г. приехал сам первый русский император, Петр I, тезоименитый св. Петру.
Память о государе
П о отъезде царя у Ивана Афанасьевича возникла идея строительства на месте деревянной церквушки большого храма – памяти о приезде Петра. Разумеется, теперь его посвящение Апостолам получило особое значение. По известной казанцам легенде, сам государь присутствовал на закладке, может, даже положил первый камень. В прочем, это предание не имеет документальных подтверждений.
Но то, что Петр Алексеевич о проекте знал – сомнений не вызывает. Например, когда во время стройки случилось обрушение свода, по личному повелению царя в Казань (где тогда еще не умели строить столь высокие здания) приехали моск овские, а по некоторым данным – даже итальянские зодчие.
Превратности судьбы
Сложности постройки стали как бы предзнаменованием будущей сложной судьбы этого уникал ьного на тот момент для Казани, даже – вообще Поволжья – храма высотой 52 м. За свою историю он:
Знаменитые прихожане
Красота собора, не только центра духовной жизни, но также достопримечательности города, привлекала сюда множество приезжавших в Казань сановников, путешественников.
Среди других знаменитостей, оставивших воспоминания об этой церкви:
Гонения
Так встретил собор памятный 1917 г. Службы здесь продолжались до 1930-х гг. Закрыть любимый горожанами храм советской власти оказалось не так просто. Но, наконец, был найден повод: настоятель, отец Андрей Боголюбов, обратился за финансовой помощью к эмигранту, уехавшему в Китай старосте храма, бывшему казанскому купцу Унженину. Это было объявлено «антисоветской деятельностью», престарелого священника арестовали.
Возрождение
Архитектура и внутреннее убранство
Все, побывавшие здесь, отмечают величественность этого огромного храма, великолепную галерею, окружающую его, широкую лестницу, окончательно восстановленную после последней реставрации (2020 г.)
Стиль Петропавловского обычно определяют как «петровское барокко». Такая архитектура предполагает нарядность, праздничность, но без перегруженности излишним декором. Поэтому цветные лепные узоры как на стенах, так и внутри церкви не смотрятся вычурно, лишь создавая ощущение благодатности, праздника.
Иконостас Петропавловского храма, Казань
Из-за частых пожаров святые образы не раз пришлось реставрировать, даже – полностью переписывать заново. Однако одна икона сохранила тот вид, какой имела с начала XVIII в. Это храмовый образ свв. Петра и Павла.
Уникальна также золоченая резьба иконостаса, царских врат, которую тоже не раз приходилось восстанавливать, последний – в 1990-е гг., по возвращении Петропавловского Церкви.
Престольные дни
Собор имеет два этажа. На первом – церковь Сретения Господня, на втором – свв. Петра и Павла. Кроме того, пристроен двухэтажный же придел с нижней церковью образа Богородицы Живоносного Источника и храмом образа Неопалимой Купины на 2 этаже.
Таким образом, ныне в Петропавловском – четыре престола, а престольные праздники приходятся на 14 февраля (Сретение), 12 июля (свв. Петра и Павла), 17 сентября (иконы «Неопалимая Купина»), а также 6 день по Пасхе (образа «Живоносный Источник»)
Наиболее почитаемые святыни
Сретенская церковь (нижняя)
Ее главные святыни :
Петропавловская церковь (верхняя)
Особо чтимая святыня этого храма – образ Богородицы, именуемый Седмиезерной. Он хранится в алтаре, износится лишь во время молебнов.
Образ Богородицы, именуемый Седмиезерной
Этот об раз появился в Казани с 1615 г. Судя по сохранившимся преданиям, икона принадлежала основателю Седмиезерной пустыни (ныне обитель находится в 17 км от Казани) схимонаху Евфимию, который пришел сюда из Великого Устюга. Первым чудом образ прославился уже с середины XVII в., когда Казань была спасена о т эпидемии.
Среди других святынь:
Их почитали уже с XVI в., это ученики свт. Гурия, погребенные близ его могилы; однако память о них хранит лишь церковная служба этому Казанскому архипастырю:
Современная жизнь прихода
Расписание
Службы в церквях собора идут каждый день. По будним дням они начинаются с 8.15 и 17 ч. По праздникам служатся ранняя ( 7.40 ч.), а также поздняя (8.40 ч.) литургии.
Наконец, по пятницам с 17.00 служится акафист блаж. старице Матроне Московской.
В соборе служат сейчас 4 священника и диакон. На приходе работают:
Приход не имеет собственной интернет-страницы, лишь несколько групп в социальной сети «В Контакте». Здесь прихожане дел ятся новостями, размещают фото, рисунки детей, на которых изображен любимый храм, яркий, нарядный. Но вот какое высказывание свт. Иоанна Златоуста можно видеть на страничке воскресной школы Петропавловского:
Реставрация здания сейчас завершена, а вот работа с душами людей продолжается.
КАЗАНСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Казанский Петропавловский собор, 21 мая 2007 г. Фотография Василия Шелёмина, с сайта Соборы.ру |
Казанский собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, кафедральный собор Казанской епархии
История строительства собора связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме купца и промышленника Ивана Афанасьевича Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки, существовавшей с 1565 года, построить новый каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается.
Храм был построен в течении трех лет и 3 апреля 1726 года состоялось его освящение митрополитом Казанским Сильвестром (Холмским). В том же году была построена отдельно стоящая шестиярусная 49-метровая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич.
С 1894 года при храме действовало приходское попечительство. В 1904 году приход включал 21 двор, 105 человек. Причт состоял из настоятеля в сане протоиерея, диакона и двух псаломщиков.
К началу XX века в соборе был устроен небольшой придельный храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», после 1904 года он был надстроен вторым этажом, престол в котором был освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На начало 2010-х годов эти придельные храмы не действовали.
В советское время собор продолжал действовать до 1939 года. В 1930 году были сняты с колокольни, разбиты и вывезены колокола, разобран и вывезен механизм башенных часов. Богослужебная и храмовая утварь, драгоценные оклады икон были изъяты властями и, в результате, бесследно исчезли. Спасти собор от полного разрушения помогло лишь то, что внутреннее помещение храма использовались для размещения партийного архива. Но здание было лишено своего первоначального облика. Многие святыни священнослужителями и верующими были перенесены в действующий храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Среди них были и мощи казанского святителя Гурия.
В 1970-80-х годах было проведено два ремонта внешних стен собора с их окраской и восстановлением утраченных деталей. В 1976 году московскими художниками под руководством И.П. Ярославцева были отреставрированы иконы на внешних стенах собора.
13 июля 1989 года, благодаря трудам епископа Казанского и Марийского Анастасия и активности верующих, храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 июля этого же года собор был торжественно освящен. Внешний вид храма был плачевным: со стен кусками обваливалась роспись, в некоторых местах не было крыши, а в задней части верхнего храма из потолка даже выпадала кладка. Много сил и средств пришлось отдать для того, чтобы привести храм в надлежащий вид. Серьезной реставрации подвергся иконостас верхнего храма, восполнена утраченная золоченая резьба и воссозданы Царские врата. В притворе верхнего храма восстановлена живопись и лепнина свода. Иконостас и роспись в нижнем храме были сделаны заново.
Архитектура
Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде «петушьих гребешков», городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон.
На восточном фасаде собора одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона «Богоматерь на троне в окружении святых». Два ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верхнего света на южном и северном фасадах четверика. Такие же «писанные по жести» иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел. Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление Петропавловского собора в стиле «украинского барокко».
Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее. Основными элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор. Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные железные свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления Петропавловского собора и колокольни.
Ограда территории собора с юга построена в 1850 году по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского.
Святыни
В синодальный период в храме пребывали местночтимые иконы:
Петропавловский собор
Петропавловский собор в Казани – древнейший памятник архитектуры республики. Святыню построили в 1723-1726 гг. Строительство шло на средства купца И. А. Михляева. Обитель решили возвести в дань памятиприезда в Казань Петра I в 1722 году. Правитель приехал в город перед тем, как начался персидской поход.
Петропавловский собор было решено построить в духе барокко. Среди посетителей святыни было много популярных личностей. Помимо основного здания храмовый комплекс состоит из колокольни и дома притчи. В обители хранится много ценных святынь. Среди них есть знаменитая чудотворная икона Смоленской Божией Матери, мироточивая икона Иверской Божией Матери.
Коротко об истории
Петропавловский собор по праву заслуживает звания самой красивой церкви. Объект выступает в роли высокой православной святыни. Общая высота собора достигает 52 метров. Когда-то на месте величественного здания находилась небольшая церковь из дерева. Она стояла на месте храма с 1565 года. В 1772 году Казань посетил Петр Первый. Тогда он решил остановиться у зажиточного купца того времени – Михляева. Он на тот период владел суконной мануфактурой, подаренной правителем. Также торговец занимался благотворительной деятельностью.
Особняк купца стоял недалеко от того места где ранее была деревянная церковь. Петр I был в городе недолго. Около четырех дней. В мае он решил отметить в Казани свой пятидесятилетний юбилей. В память об этом событии купец принял решение о необходимости возведения собора. Была запланирован роскошная на тот период отделка помещений. Строительный шел 4 года. Но мастера допустили ошибку в расчетах. Это привело к обрушению свода. Петр, узнав о данном происшествии, решил прислать мастеров из Москвы. Оно снова провели расчёты и занялись восстановлением храма. Историки предполагают, что в работе могли принимать участие флорентийские зодчие.
Освещение храма состоялось в 1726 году. С этого момента обитель стала духовным символом Казани.
Среди известных людей, которые посещали храм были А.С. Пушкин, Дюма и А. Гумбольт, Ф Шаляпин пел в хоре.
Церковь находится на возвышенности. Благодаря такому расположению, обитель смотрится еще более величественно. Украшает территорию 49-метровая колокольня. За весь период своего существования храмовый комплекс часто страдал, его вновь перестраивали. Наиболее сильные возгорания произошли в 1742, 1749, 1815 годах. В 1774 году обитель сильно пострадала от атак войск Е. Пугачева.
В 1917 году храм стал собственностью Центрального музея ТАССР. Тут решили расположить экспонаты антирелигиозного музея и лектория. Позднее, храм применялся, как Партархив, а потом, как планетарий.В 1967 году в помещении оборудовали мастерские для реставрации.
Православию собор был возвращен только в конце 1980-х годов. В 1989 году мастера провели широкий цикл реставрационных работ. Сегодня кафедральный храм. В 1997 и в 2005 здесь совершал богослужение Патриарх Алексий II.
Архитектура
Город Казань поражает своей красотой и разнообразием. Петропавловский собор находится в историческом центре столицы. Это «визитная карточка» города. Убранство обители эксклюзивное. Внутреннее и внешнее оформление восхищает не только современных мастеров, но и всех туристов, которые пребывают в Казань.
Ранее вход в собор производился со стороны Спасской башни. В роли главного портала, по проекту архитектора, должна была выступать северная сторона. Через северный портал на второй ярус протягивается лестнице в придел святых Петра и Павла. В 1815 году ее разрушили во время пожара. Восстановили конструкцию только после истечения 80 лет. С левой стороны от лестницы обустроили придел во имя Неопалимой Купины. Он до 1848 года был посвящен Рождеству св. Иоанна Предтечи.
На втором этаже можно наблюдать «Живоносный Источник». Он вносит в храм особый шарм и добавляет ему массивности. Над восьмериком протягиваются легкие кованые решетки. С северной и западной части обители проходит открытая галерея. С южной стороны она делает поворот в сторону храма – Сретения Господня. Галерея поражает своей красотой. Она богато декорирована орнаментами из камня и расписными аршинными изразцами.
История возникновения собора тесно связана с Петром Первым. Строительство обители осуществлялось во имя святых Петра и Павла. Стиль русского барокко выделялся на фоне других городских возведений.
Привлекает внимание большое количество фасадных элементов. Они прекрасно сохранились до нашего времени. В глаза бросается яркая раскраска. Информация о точных именах строителей и архитекторов не сохранилась. Многие историки говорят, что стиль здания похож на орнаментальные украшения церквей, которые строились в Украине в 18 веке. Ест предположение, что храм возводился малороссами. Но это только догадки.
Архитектура храма уникальна. Многие декоративные элементы появились в результате реконструкций. Собор отлично сохранился благодаря заслугам местного духовенства и сторожил. Дело в том, что обитель за всю свою историю постоянно подвергалась частичному разрушению, но потом снова отстраивалась. К сожалению, многие элементы декора утратили первоначальный облик. Архитектор Литвинов проводил одну из масштабных реконструкций с использованием сохранившихся схем и чертежей. Так, полуразрушенные придельные храмы и паперти были разобраны и снова отстроены. По крупицам восстанавливали уникальную лепнину на фасадах. В окна вставили цветные стёкла, они повторяли форму креста. Отремонтировали часовню. Теперь она выглядит так, как и раньше. Установили новый циферблат, так старый не подлежал ремонту. Реставрационные работы продолжаются и в настоящее время.
Сказочной красоты храм имеет 25-метровый иконостас, состоящий из 7 ярусов. Все иконы в нем расположены на золотом фоне. Все лики восстанавливались, кроме одной – храмовая икона святых Петра и Павла.
Петропавловский собор (Собор Петра и Павла)
1722 год широко отмечался во многих городах России. Ведь это был юбилейный год российского императора Петра Первого, которому исполнилось 50 лет от роду. Кроме обычных праздничных торжеств, во многих городах в честь императора воздвигались православные храмы. В Нижнем Новгороде, например, появился удивительный образец русского барокко – Рождественский храм, который и сегодня является достойным архитектурным украшением этого старинного города. Казань же обогатилась в этот период прекрасным православным храмом – Петропавловским собором, который стал поистине уникальным образцом регионального храмового строительства петровской эпохи.
Спонсором данной постройки выступил местный купец И.А.Михляев, который увековечил в данном строении не только имя императора Всея Руси, но и свою собственную фамилию. Данный храм является сегодня одной из притягательных туристических «изюминок» Казани, которую хотят увидеть и посетить практически все гости города. Посещали этот храм и все сильные мира сего во время своих путешествий по России – императоры и путешественники, писатели и поэты. Стены храма помнят А.Дюма и А.Пушкина, Ф.Шаляпина и А.Гумбольдта.
История создания Петропавловского собора
Дело в том, что деревянный храм Петра и Павла был сооружен на месте сегодняшнего собора уже в 1565 году. Так случилось, что именно около этого деревянного храма в конце 17 столетия появился двухэтажный кирпичный особняк известного казанского промышленника и капиталиста И.А.Михляева. Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой и не только, а дела вел так успешно, что обратил на себя внимание самого императора Петра Первого, неоднократно посещающего Казань.
Что же делал в Казани император Всея Руси? Император посещал Казань в связи с первыми азовскими походами. Как и повсюду, Петр искал места для создания российских адмиралтейств, а кроме того, он искал повсеместно возможности материальной базы для развития российского флота и армии. Казань Петр посещал трижды, и именно в последнее его посещение, пришедшееся на конец мая 1722 год, Петр лично познакомился с передовым и довольно успешным казанским купцом и благотворителем – Иваном Михляевым, который имел суконную мануфактуру, а также кожевенный и винокуренный заводы.
Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань
Причем, Петр не просто лично познакомился с владельцем казанской суконной мануфактуры, но и посетил непосредственно производство, которое произвело на царя очень благоприятное впечатление. В результате данного знакомства Михляеву были переданы убыточные казенные мануфактуры, кои он обязался развивать на благо государства.
Побывал Петр Первый и в доме Михляева, который являлся очень интересным образцом гражданской архитектуры в стиле нарышкинского барокко, и который на сегодня является самым старинным гражданским строением Казани. Некоторые историки считают, что Петр Первый останавливался именно в доме Михляева, другие же уверены, что царь жил на галере, а в дом промышленника просто заходил с визитом. Так или иначе, но стены старинного михляевского особняка помнят этого удивительного российского государя.
Сам же Михляев в знак преданности и любви к императору, а также в связи с 50-летним юбилеем царя дал обет – возвести в Казани в честь Петра каменный храм небывалых размеров и удивительной красоты.
И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи
Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Но с учетом того, что уникальных архитектурных проектов тогда еще не использовалось, и храм возводился по примеру традиционной посадской церкви – восьмерик на четверике. Единственное, чего страстно желал Михляев, так это возвести храм выше всех имеющихся и высота купола над полом должна была составить почти 40 метров. Однако, для подобного сооружения нужно было произвести дополнительные расчеты, чего казанскими строителями сделано не было, и купольная часть храма рухнула, не дождавшись завершения строительства.
После такого неприятного факта, Михляев обратился за помощью к московским строителям, и к весне 1726 года храм был, наконец, достроен и освящен. Однако, самого императора к этому времени уже не было в живых и Петропавловский Собор стал архитектурно-православным памятником памяти Петра Первого.
Архитектурный ансамбль Петропавловского собора
Основной храм
Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.
Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен
Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.
Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом. От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.
Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года
Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.
Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.
Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора
Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.
Колокольня
Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.
Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом
Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.
Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора
Дом Михляева
Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.
Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения
В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.
Пожары, реставрации, революции и Планетарий
Один из самых красивых казанских православных храмов, чье сооружение было посвящено одному из самых передовых российских императоров Петру Первому, как и другие казанские строения неоднократно подвергался угрозе уничтожения. Самой большой опасностью с момента сооружения и на протяжении не одной сотни лет были для храма многочисленные пожары, которые возникали на территории города с ужасающим постоянством. В течение 18-19 веков Казань горела более десяти раз, добавьте к этому разорительный захват города войсками Е.Пугачева в 1774 году и прочие беды.
Удивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарах
Одним из самых мощных казанских пожаров был пожар 1815 года, который уничтожил полторы тысячи казанских дворов, 19 церквей и более ста горожан. В этом пожаре было уничтожено убранство северной части верхнего и нижний храм, но большую часть уникального 25-метрового резного иконостаса чудом удалось спасти.
После каждого из пожаров, в том числе и 1815 года, средства на восстановление храма находились не сразу, а пока суд да дело, мог случиться и новый пожар. Так было и после пожара 1815 года. Средства на восстановление соборным старостой Саввой Зайцевым были собраны лишь к середине 20-х годов. Тогда была проведена реставрация трапезной и иконостаса, а также художником В.Туриным были подновлены наружные иконы.
После каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работ
Новый пожар случился уже в начале 40-х годов 19 века. Последствия этого очередного пожара были ликвидированы лишь к середине 60-х годов усилиями богатого купца В.Унженина. Кстати, представители этого рода являлись старостами Петропавловского собора вплоть до революционного переворота 1917 года. Реставрационные работы середины 60-х годов 19 века, как и предыдущие, касались в основном восстановления интерьеров – иконостаса, алтарной части, престолов, стеновой живописи, лепнины и т.д.
Иконы и стены были расписаны такими мастерами как Н.А. Мегунтовым и Т.Т.Гагаевым. Подновленный храм был снова освящен в 1867 году. Однако, реставрация интерьера оказалась недостаточной для поддержания храма в нормальном состоянии. Его стены раздирались трещинами, да и фундамент находился в очень плачевном состоянии. Собор мог рухнуть в любую минуту.
Несмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонта
Постоянные пожары и годами тянущееся восстановление собора привели к тому, что к концу 19 века храму требовалась уже очень капитальная реставрация. На восстановление храма собственные средства в размере 18 тысяч рублей передал по завещанию настоятель храма – Отец Гавриил Мелановский. Добавили деньги Унженины и другие прихожане. Восстановление храма требовалось начинать с его основы – фундамента, а это было очень сложной задачей.
Тем не менее, реставрационные работы, продолжающиеся до конца 80-х годов 19 века, под руководством инженера М.Литвинова и Московского археологического общества по проектам архитектора А.Шмидта, сделанным еще в 1815 году, вернули собору красоту и уникальный вид петровского барокко. Полностью было заменено в кирпичном варианте двухэтажное строение северного предела, восстановлена открытая галерея западной паперти, «залечены» все трещины в стенах, восстановлена внешняя лепнина и почти 90 иконописных фасадных фресок (художниками Н.Хрусталевым и С.Киселевым), и самое главное – под весь храм и колокольню был подведен новый и прочный фундамент. В цоколе первого этажа было оборудовано печное отопление, работающее для верхнего и нижнего храмов.
К концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядок
Также были позолочены кресты, а кровля приобрела новый вид в шахматной расцветке. Сам собор был покрыт краской охристого цвета, а все лепные и резные декоры выделились разноцветными яркими оттенками. Разноцветные стекла в виде креста украсили алтарную часть храма. А Колокольня обрела новые часы. Была подреставрирована и фамильная Часовня Михляевых, имеющая три двери, над которыми возвышались кирпичные кокошники. Церковный двор был одет в булыжник, а со стороны улицы появилась кованая ограда с иконами.
Реставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтожения
Окончательно Петропавловский собор был закрыт в 1939 году, принимая до этого у себя верующих из постепенно закрывающихся казанских храмов. На территории Нижнего храма впоследствии был оборудовал Планетарий, верхний храм был занят реставрационными мастерскими. Причем перед резным иконостасом был установлен бильярд, и проигравшие с досады били киями по уникальной резьбе. Уборная была устроена непосредственно в алтарной части. Также здесь были размещены и отделы Партархива.
Под сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярд
Верующим храм был возвращен в конце 80-х годов 20 столетия, после чего началась новая реставрация храма и возвращение его к жизни. Сегодня данный храм является довольно крупным духовным центром Казани. Попасть на Богослужения здесь можно ежедневно. Утренние литургии совершаются в 8.15 а вечерние в 17 часов. По воскресным дням в 17 часов богослужение проводится перед одной из храмовых святынь – чудотворной Седмиозерской иконой Богоматери.
Что можно посмотреть рядом с Петропавловским собором
Осмотр Петропавловского собора обычно совершают во время прогулки по улице Кремлевской, после осмотра Казанского университета по дороге в Казанский Кремль. Подробнее этот маршрут изложен в статье – Что посмотреть в Казани за 1 день. Если же вы оказались у Петропавловского собора в любой другой день своего посещения Казани, то после знакомства с этим прекрасным памятником архитектуры, можно пройти дальше по Кремлевской улице до Площади 1 Мая, где находится Национальный музей РТ.
В Национальном музее РТ есть очень интересные экспонаты
Там же со Спасской башни начинается территория Казанского Кремля – удивительного Музея под открытым небом, которым восхищался даже сам Александр Дюма. А за Кремлем начинается одна из современных известных казанских достопримечательностей – Кремлевская набережная, которую стремятся посетить все туристы, приезжающие в Казань.
Если же Кремль вы уже посетили и с экспонатами Национального музея тоже уже ознакомились, то от Петропавловского собора по улице М.Джалиля можно спуститься в сторону улицы Баумана, по которой туристы любят гулять в любое время суток и года. Подробнее с историей и достопримечательностями улицы Баумана можно ознакомиться здесь.
Также от Петропавловского собора по той же улице М.Джалиля можно пройти в другую сторону. И после пересечения ее с улицей Кремлевской уйти в прогулочную зону Черного озера и Ленинского садика, где очень хорошо можно погулять в тени деревьев.
Прогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погоду
А оттуда удобно дойти до Площади Свободы, осмотрев по дороге прекрасный Театр Оперы и балета, здание Городской ратуши и т.д.