иконостас смоленский собор новодевичьего монастыря
Иконостасы Смоленского собора в Новодевичьем монастыре
Высокий иконостас — доминирующая характеристика интерьера русского храма. М. А. Ильин отмечал связь конструкции и орнаментики иконостаса с декоративным убранством фасадов храмов. Вероятно, уже в соборах Владимиро-Суздальской земли (XII-XIII вв.) формы первоначальных алтарных преград находили соответствие в системе аркатурно-колончатых поясов стен. Можно утверждать, что развитие форм иконостасов в России происходило в контексте эволюции архитектурных стилей. Наиболее плодотворной в этом отношении является эпоха барокко, ярко представленная в архитектурном ансамбле московского Новодевичьего монастыря.
Два последних десятилетия XVII века — самый значительный период в истории монастыря. Руками двухсот сорока двух мастеров он был полностью преображён. В эти годы в монастыре строили храмы и кельи, трапезные палаты и колокольню. Украшали интерьеры новых и древних церквей. Стилистика московского барокко становится камертоном всего архитектурного ансамбля. Многоцветный облик новых церквей — двухцветная, а иногда и полихромная окраска фасадов, золочёные главки, зелёные, красные и чёрные кровли — оказывал мощное цветовое давление на более древние, одноцветные, построенные на «гладкое дело» храмы и низкие, с тяжёлыми башнями и крытыми боевыми переходами стены. Именно в эти годы резко меняется «образ» монастыря. Из пригородной, стремящейся казаться неприступной обители-крепости он превращается в «запечатленный» в архитектуре храмов монастырь-гимн, многоголосый праздник победы — но уже не княжеских войск под Смоленском, а Торжества Православия на древней московской земле.
Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря
Созданию этого «образа» было подчинено творчество мастеров. Под их рукой «расцветают» фасады Смоленского собора. Под закомарами и на тимпанах появляются выполненные в технике фрески-секко изображения преподобных, икон Богоматери, композиция из акафиста «Богоматерь — стена еси девам» (композиция написана в 1679 г. ярославским кормовым иконописцем Дмитрием Семёнвым по распоряжению Б. М. Хитрово). Ими воздвигаются «коруны» на монастырских башнях и расписываются под бриллиантовый руст стены Лопухинской башни4.
Во второй половине XVII века архитектурный облик Смоленского собора подвергся не только декоративным, но и конструктивным изменениям. Собор был нарощен в высоту за счёт смены покрытий глав со шлемов на большие луковицы. Подверглась также переделке система приделов, окружавших четверик храма. До этого времени существовало четыре высоких придела на сводах галереи, попадали в которые по внутренним лестницам. Присутствие этих лестниц в стенах четверика подтверждает, что такое расположение приделов входило в первоначальный архитектурный проект храма.
Во время правления Софьи обрамляющая четверик галерея сильно перестраивается. Переделки привели к исчезновению двух западных приделов, названия которых не сохранились в источниках. Два восточных придела — Апостольский и Софийский — были опущены со сводов в основной объём галереи. Тогда же в диаконнике собора появляется новый миниатюрный придел архангела гавриила5. В 80-е годы XVII века во всех трёх приделах мастерами Оружейной палаты были поставлены новые иконостасы. Ни один из них, к сожалению, не сохранился полностью.
Рамы иконостасов были уничтожены в советские годы. В ведомственном архиве музея обнаружены акты от 7 и 15 февраля 1930 года за подписью научной сотрудницы музея Н. Е. Мневой о ликвидации рам этих иконостасов через Госторг. В актах указывается, что, согласно документам монастырского архива, рамы иконостасов выполнены в 1809 году. В настоящее время в архивах монастыря такого документа нет. Сохранившиеся материалы архива позволяют утверждать, что в 1865 году игуменья монастыря Вера (Головина) заключила договор с московским купцом Никанором Сафроновым о перекраске и перезолочении иконостаса Апостольского придела. Обновление в золоте и цвете рамы иконостаса, поставленного чуть больше 50 лет назад, кажется маловероятным. Скорее всего, в документе речь идёт об иконостасе 1685 года, выполненном Ф. Зубовым «со товарищи и ученики». Из столбцов Оружейной палаты следует, что этот мастер возглавлял работы по изготовлению иконостасов в Софийский и Апостольский приделы8.
Некоторое представление о форме иконостасов этих приделов даёт сохранившийся в фондах музея стеклянный диапозитив. На нём хорошо виден иконостас апостольского придела. Рама иконостаса скромно декорирована элементами золочёной резьбы по гладкому фону. Иконостас состоит из четырёх рядов: подместного, местного, праздничного и деисусного. Иконы трёх верхних рядов обоих иконостасов находятся в собрании музея. Их писали известные иконописцы Оружейной палаты — Ф. Зубов, Н. Бовыкин, Ф. Нянин, С. Рожков и другие. Кем-то из этих мастеров были написаны живописные медальоны подместного ряда. По жанру их можно отнести к пейзажам, дополненным сюжетами из библейской истории. Оба медальона апостольского придела в фондах музея не обнаружены. Благодаря диапозитиву удалось найти царские врата обоих иконостасов. Иконописные медальоны золочёных створок врат принадлежат кисти мастеров Оружейной палаты.
Сложнее восстановить судьбу иконостаса придела архангела Гавриила. Столбцы Оружейной палаты сообщают, что после торгов, проведённых среди мастеров Оружейной палаты П. В. Шереметьевым-Большим в 1684 году, станочник Иван Иванов, раньше участвовавший в сооружении большого иконостаса Смоленского собора, берётся за 20 рублей поставить иконостас в придел. По условиям торга мастер должен «зделать против того, как зделано в Новодевичьем же монастыре в приделах апостола Прохора и мученицы Софьи».
Среди документов монастырского архива найдено письмо игуменьи Антонии (Каблуковой) в Московскую Консисторию. В 1885 году она сообщает, что иконостас в приделе архангела Гавриила «от времени по отделке своей постарел и позолота слиняла», и поэтому он «возобновлён» на средства ризничей монастыря Гавриилы и «пожелавшего остаться неизвестным благотворителя». В фонде музея иконостас представлен иконами двух чинов — праздничного и деисусного. Праздничный чин состоит из десяти небольших икон, написанных в 1685 году для первого иконостаса придела. Пять икон ростового деисусного чина, вероятнее всего, созданы после 1885 года в живописных мастерских Новодевичьего монастыря.
Устройство маленьких иконостасов в приделы Смоленского собора не было единственной сферой приложения талантов мастеров оружейной палаты в 80-е годы XVII века. Одновременно ими ведутся работы по реконструкции пятиярусного тяблового иконостаса храма и поновление стенной росписи. В 1684 году 86 икон из этого иконостаса отвезены в Кремль в Оружейную палату с тем, чтобы «те иконы починить заново, старую олифу снять и заолифить вновь». Работа поручена уже известному нам жалованному иконописцу Оружейной палаты Фёдору Зубову. После возвращения икон в 1685 году их устанавливают в новую золочёную раму иконостаса, выполненную большой артелью резчиков и позолотчиков Оружейной палаты. Тогда же Ф. Зубов «с товарищи» пишет 14-иконный Страстной чин. В левом верхнем углу почти каждой иконы, некогда скрытом резной рамой, оставили свои автографы мастера, распределявшие работы среди иконописцев. Иконостас завершала группа из пяти живописных обрезных по контурам фигур досок с изображением Распятия, Богоматери, Иоанна Богослова и двух ангелов, видимо, выполненных вместе со Страстным чином.
Большой иконостас собора также не дошёл до наших дней в полном виде. В январе 1900 года на заседании Комитета по реставрации собора «производителем работ архитектором С. К. Родионовым были представлены два рисунка иконостаса; на одном он показан в существующем виде, на другом показан иконостас в пониженном виде на один ярус; Комитет полагает изъять один ярус иконостаса, чтобы открыть вид алтаря». Несмотря на протесты экспертов ИМАО. Проект был осуществлён, и теперь иконы Страстного чина и часть резных икон находятся в запаснике музея.
Итак, в 80-е годы XVII века в Смоленском соборе появляются четыре иконостаса в резных позолоченных рамах. В большом иконостасе, кроме того, каждая икона украшена серебряным вызолоченным окладом. «Сияние» иконостаса потребовало от мастеров, промывавших фрески собора, изменение колорита росписи. Он был «утяжелён» за счёт золочения нимбов и доспехов, а также парчи на одеждах. Во время реставрации собора в конце XIX — начале XX веков по решению ИМАО был восстановлен колорит первоначальной росписи стен.
М. М. Шведова. Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре.
ГИМ Забелинские чтения. Вып. 87. М. 1995.
Тайны Смоленского собора
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря идет реставрация, которая уже принесла много сюрпризов и открытий. Открытием года можно без всяких преувеличений назвать обнаружение реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (АО «МНРХУ) неизвестных композиций стенных росписей XVI века.
И когда появилась возможность своими глазами увидеть работу реставраторов и побывать под куполом собора, я ее не упустил.
Я вошел на территорию монастыря через нарядную Преображенскую надвратную церковь, предварительно изучив план реставрации, и, конечно, с удовольствием фотографировал и монастырь, и пруд возле него, и работу реставраторов и рабочих, благо преображается весь монастырь, а не один собор.
Обычно в монастыре довольно многолюдно, его любят туристы, которые сфотографировали и исследовали, кажется, уже все закоулки и кирпичи. Но период самоизоляции и пандемии сделал свое дело, сейчас в монастыре почти нет посетителей, только батюшка на лавочке беседовал с прихожанкой, чья дочь тут же возле скамейки изучала цветы, да рабочие с инструментами проходили споро и скоро мимо по своим делам.
На территории всегда тихого женского монастыря сейчас есть и грязь, и обилие строительных материалов.
Реставраторы встретили и проводили меня в собор, заранее предупредив, что придется забираться по лесам, поэтому все тяжелое лучше оставить внизу.
Интерьер Смоленского собора – полностью в реставрационных лесах. Огромное пространство разгорожено на несколько ярусов, и на каждом – вплоть до главного купола – трудятся реставраторы. Из того, что мы видим, и из рассказов сопровождавшего художника-реставратора I категории Дмитрия Черемисина становится понятно, с какой тщательностью работают реставраторы в Смоленском соборе. Например, только живописью в малой скуфье северо-западного барабана – это 23 квадратных метра – занимались два с половиной месяца.
Старинная плитка пола четко обозначала всем известного производителя: МюрЪ и МерилизЪ. Конечно, век с небольшим этим никого нельзя было удивить, а для сегодняшнего времени это уже событие и повод рассмотреть все повнимательней.
Когда же, наконец, я поднялся на второй уровень лесов, где разгрузился и оставил вещи, началось самое интересное.
Мы с друзьями краведеами рассматривали и фотографировали фрески, которые впервые увидели так близко.
Сейчас реставраторы и высшее духовенство монастыря обсуждают, как не нарушить сложившийся образ храма и оставить фрески открытыми, для всеобщего обозрения. Терять такую красоту еще раз было бы просто преступлением.
Расчищаются фрески всего собора. Это профессиональная, академическая реставрация.
Реставраторы подсветили фрески и уходить совсем не хотелось, но ждали и другие открытия под самым куполом, куда мы медленно, но верно продвигались по многочисленным лесенкам.
Дмитрий Черемисин разъяснил тонкости проектирования реставрационных работ по живописи. Это процесс очень сложный и даже непредсказуемый. Ведь выполнить проект, заранее предусматривающий все необходимые работы и операции, почти невозможно. Очень многое раскрывается и узнается непосредственно в процессе работ – и состояние штукатурки, и состояние живописи на конкретных участках, и необходимость тех или иных реставрационных вмешательств. В главном куполе перед нашими глазами предстала композиция «Отечество». Обычно посетители собора воспринимают ее снизу, на высоте около 30 метров. И только благодаря реставрации нам повезло увидеть древние фрески вплотную, так, что можно даже потрогать.
Нас ждал Саваоф, чей суровый взгляд оценивал каждого поднявшегося. Разве что привычные реставраторы уже не так вздрагивали под его взглядом и взахлеб рассказывали нам о красках, которые использовали древние иконописцы, и о проведенных работах.
И тут вдруг я обратил внимание на двоеперстие, которое указывало на время написание фрески еще до никонианства.
А за новым алтарем был обнаружен древний XVI-XVII веков. Его восстановили, но посетители его не увидят, так как деревянный алтарь закрыт новым. А еще я увидел отопительную систему в стиле модерн, которая появилась в храме век назад, но так и не была запущена. Причиной тому – неудачный опыт Успенского собора в Кремле, где тоже сделали теплый пол и отопление аналогичное Смоленскому собору, но фрески «потекли», и систему, уже готовую к эксплуатации, решили не запускать. Так она и стоит «под парами».
Обнаружился в алтаре и вход в подземелье, ведущее в подклет.
В качестве бонуса мне показали древнюю кованную дверь, в которую были вставлены слюдяные окошки-украшения с красной тканью внутри. Можно только представить, как они ярко горят под солнечными лучами!
Ну и напоследок, заговорщицки сказал сопровождающий, я вам покажу некрополь в подклете и плиты, которые мы нашли на улице. Реставраторы обещают, что вскоре желающие смогут тоже попасть в эти святые места. Готовится большая программа музеефикации объектов монастыря, в том числе и крипты Смоленского собора. Это будет и место поминовения усопших, и место, где будет экспонироваться древнейшая часть некрополя. Сами захоронения не потревожены. Были расчищены плиты, уточнена топография захоронений, прочитаны эпитафии.
Сам некрополь, как драгоценная святыня был бережно сохранен. Одна беда – близость воды не дает реставраторам покоя – на стенах постоянно выступает соль, и с этой напастью пока справиться не получается.
А на улице под фундаментом тоже были в ходе работ найдены белокаменные надгробные плиты. В прежние столетия это была обычная практика – использовать старые плиты из белого камня при строительстве. Часть из них, возможно, удастся идентифицировать.
Справка
Собор Смоленской иконы Божией Матери принадлежит к старейшим храмам Новодевичьего монастыря. Он построен в 1524-1525 годах в честь возвращения в состав Русского государства города Смоленска и является объектом культурного наследия.
В том, кто его построил, встречаются разночтения. По одним данным итальянский архитектор Алевиз Новый, по другим – Нестор. Это древнейшая каменная постройка монастыря, которая представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви.
Собор всегда был в центре исторических событий в России. В 1598 году именно в нем Борис Годунов принял избрание на царство, здесь же, в соборе, одно время жила и сестра Бориса Годунова – Ирина. Именно при Годунове Смоленский собор был обновлен, в нём были построены новые кельи, трапезная и домовая церковь. Из письменных источников известно, что во время правления Годунова были обновлены росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, а для вдовствующей царевны-инокини были построены Иринины палаты.
В период смуты в соборе перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Ивана Болотникова находилось войско, доставленное по приказу князя Василия Шуйского. В 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского разгромило у стен монастыря польско-шведских интервентов, освободив себе тем самым путь на Кремль.
При перестройке обители в петровские времена царевна Софья поставила новые, богато украшенные стены с «зубцами» и башни, на которых появились декоративные завершения в виде корон. Так монастырь обрёл свой современный вид.
Строительство Собора шло по образцу Успенского собора в Кремле, но с некоторыми архитектурными особенностями. Он напоминает церковь-усыпальницу римской (раннехристианской) разновидности. Службы проводились наверху, а погребения расположены в подцерковье.
В советский период Собор был единственным сооружением Новодевичьего монастыря, не использовавшимся под хозяйственные службы.
В соборе сохранились две из четырех придельных церкви: святых апостолов Прохора, Тимона, Никанора и Пармена (их память совпадает с празднованием Смоленской иконы, а также святой мученицы Софии). Столпы собора расписаны изображениям святых воинов-мучеников, русских князей и византийских цариц, преподобных жён.
Кроме этого, в соборе сохранились росписи мастеров «Оружейной палаты» во главе с Симоном Ушаковым.
Основные темы настенной росписи, относящейся к концу XVI века — Акафист Пресвятой Богородице, и Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе. В люнете над восточной аркой находится монументальный образ Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм. К годуновскому времени относятся иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, а также украшенные орнаментальной росписью тябла иконостаса. Роскошная вызолоченная рама с 84-мя колонками в виде виноградных лоз, выполненная мастерами Оружейной палаты в технике «флемской» сквозной резьбы, была сделана при царевне Софье, в 1683-1685 годах. Тогда же к пяти рядам годуновских икон сверху был добавлен страстной ряд, разобранный в начале XX века при реставрации собора.
В некрополе собора погребены царевны Софья Алексеевна, Евдокия Алексеевна, Екатерина Алексеевна, а также царица Евдокия Фёдоровна Лопухина. В подклете находятся захоронения дочерей Ивана Грозного, князя Ивана Кубенского, знатных бояр, других князей, княгинь, представителей аристократических родов, монахинь-схимниц.
Новодевичья археологическая экспедиция ИА РАН работает в обители с 2016 года. Ее возглавляет член-корреспондент РАН Леонид Беляев.
Раскопки ведутся в рамках программы реставрации и подготовки к празднованию 500-летия монастыря в 2024 году.
Известно, что в 1666 году под началом ярославских иконописцев Ивана Елизарова и Федора Карпова росписи поновлялись на сводах и подпружных арках собора. В 1684–1685 годах мастерами Оружейной палаты Никифором Бовыкиным и Василием Леонтьевым прописывались отдельные фигуры и лики святых после промывки стен от копоти и пыли. В 1759 году по поручению императрицы Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина были растесаны окна, а фрески были плотно записаны масляными красками, нимбы и детали одежд – позолочены. В конце XIX – начале XX века артелью иконописцев Софоновых была проведена серия «реставрационных работ» по росписям Смоленского собора. Живопись грубо очищалась от масла и плотно записывалась в «древнерусском стиле». Укрепление древней штукатурки тогда не производилось, отслоившийся грунт вместе с живописью удалялся и восполнялся гипсом, рисунок восстанавливали по заранее снятым калькам. В 30-е годы ХХ века Новодевичий монастырь становится музеем.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного – красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.
Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите – смотрите, хотите – нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.
Загадка №1. НАЗВАНИЕ
Конечно, кто же не знает – Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским – не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное – он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.
Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.
Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим – Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее – тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности – Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию – было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.
Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века
Росписи на столпах Смоленского собора
Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки – строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.
Иконостас Смоленского собора
Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.
Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)
Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.
Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.
Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)
Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.
Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. «Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии»
Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром
А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском – он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.
Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)
До недавних пор считалось, что главный собор монастыря – Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания – в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.
Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».
Смоленский собор Новодевичьего монастыря
Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько – 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.
Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты – очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.
Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)
Изразцовая печь в Лопухинских палатах
Чудесная надвратная церковь Преображения
Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились – он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора – они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.
Успенская церковь с трапезной
Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?
Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе – упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в Путивле.
Церковь св. Амвросия
Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)
Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья – в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле – везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.
Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.