иконостас успенского собора рязанского кремля
Иконостас успенского собора рязанского кремля
После разорения Старой Рязани татаро-монголами стольным градом Рязанского княжества становится Переяславль (Переяславль Рязанский), который в дальнейшем унаследовал название «Рязань». В те времена в Переяславле был полноценный кремль, т.е. центральная часть города была окружена крепостными стенами с башнями, бойницами и др. «аксессуарами». Ставка рязанского князя находилась (как и положено) внутри кремля, а вот местные владыки располагались на «посаде» (территория за пределами кремля) и их «ставкой» (кафедральным собором) была церковь св. Бориса и Глеба. Здесь же располагался и архиерейский дом.
Однако после смерти князя Олега (1402 г.) его преемникам не удается сохранить независимость княжества и оно переходит «под юрисдикцию» Москвы (в городе появился Московский наместник и рязанский владыка Иона был переведен с посаду служить в кремль, в Успенский собор, который сегодня называется Христорождественским (Заложен князем Олегом. Первое каменное здание на территории Рязанского кремля, неоднократно «модернизировалось», исходя из пожеланий последующих владык).
В 1677 г. митрополит рязанский Иосиф решил, что старый Успенский собор (нынешний Христорождественский) тесен и выпросил у царя Федора Алексеевича разрешение на строительство нового собора на месте приказной избы и тюремного острога. Приступили к строительству собора в апреле 1684 г. посредством костромских зодчих. Неимоверными усилиями к концу 1692 г. храм был почти достроен, но вдруг пошли трещины по стенам. Из Москвы вызвали известного в то время строителя аналогичных сооружений Осипа Старцева. Он пытался исправить ситуацию за счет установки дополнительных свай под фундамент, однако это не спасло положение и в одну из апрельских ночей 1692 г. храм рухнул. «Строители» разбежались и все их поиски оказались безрезультатными.
«Разбор полетов» показал, что причиной разрушения храма были ошибки в закладке фундамента. Оказывается на месте строительства в свое время было озеро, которое впоследствии засыпали песком. Соответственно грунт в этом месте был зыбким, а грунтовые воды достаточно близко подходили к поверхности. Костромичи сей факт не учли и результат, как говорится, был налицо.
После расчистки завалов в мае 1693 г. снова приступили к возведению Успенского собора. На этот раз новый митрополит Авраамий более ответственно подошел к процессу выбора подрядчика, которым стал уже достаточно известный зодчий Яков Григорьев Бухвостов (крепостной крестьянин графа Татищева, имевший значительный опыт строительства подобных объектов). Храм строили не спеша, основательно (Бухвостов, во избежание разрушения собора поместил его на огромный подклет. При этом стены церкви немного завалены внутрь) и в 1699 г. он был возведен «под крышу».
Несколько позднее на крыше собора появилось 5 куполов (глав)
На протяжении 3-х лет продолжалась отделка храма.
Как отмечают специалисты, искусство резьбы по камню здесь достигло такого уровня, который никому не удалось превзойти еще на протяжении многих лет.
В 1917 г. служба в храме была запрещена и его помещения были использованы под склад для хранения конфискованных церковных ценностей, которые свозили сюда со всей губернии. Некоторое время в соборе размещался планетарий. В 1940 г. в соборе снова появилась трещина шириной более 40 см, которая проходила от основания до крыши. К реставрации привлекли метростроевцев и пленных немцев. Под фундамент закачали бетон. (процесс «подкачки» периодически продолжается и по сей день) и процесс обрушения прекратился.
Собор является летним и службы в нем проходят только в теплый период года (с мая по сентябрь). В один из дней майских праздников, когда храм был открыт как музей мы и решили познакомиться с его внутренним убранством.
Переступаем через порог знаменитых ворот собора и перед нами во всем своем величии предстает 28 метровый иконостас, изготовленный артелью резчиков во главе с Сергеем Христофоровым.
Когда-то в иконостасе было 164 иконы.
До наших дней сохранилось только 155 экземпляров.
Второй ряд (деисусный чин) представлен иконами с образами архангелов, апостолов и святителей (помимо образа Христа). Далее следует пророческий чин (третий ряд иконостаса) с иконами ветхозаветных пророков и т.д.
Перед нами Северные врата храма (двери в жертвенник),
Южные врата (двери в диаконник)
фрагменты которых приведены ниже.
Над Царскими вратами, в соответствии со структурой классического иконостаса, располагается икона «Спас в силах».
Стенная живопись в соборе была обновлена в 1855 г. московским художником Николаем Герасимовичем Степановым. Поскольку после 1917 г. в соборе усердно поработали маляры, то первоначальная роспись была утрачена. Сегодня в храме сохранились лишь некоторые ее фрагменты (в основном в купольной части храма), которые приведены ниже.
Продолжаем осмотр храма.
Главной святыней Успенского собора считается чудотворный Федотьевский образ Божией Матери, история которого начинается в далеком XIII веке (Сейчас древняя Феодотьевская икона находится в епархиальном музее «Древлехранилище» в Архангельском соборе Рязанского кремля). Также, среди особо почитаемых является и древний образ св. Иоанна Крестителя.
Как мы уже отмечали выше, Успенский собор Рязанского кремля является «летним». На это время в него из соседнего Христорождественского собора переносятся почти все святыни последнего, включая раку с частицей мощей святителя Василия Рязанского.
Ну а теперь мы покидаем стены этого великого творения русских зодчих,
которые заставили удивляться и восхищаться даже царских особ,
и направляемся к очередным знаковым местам, расположенным на территории Рязанского кремля.
Д.Д. Солодовников. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины.
Иконостас успенского собора рязанского кремля
Относится к Приходу Христорождественского кафедрального собора города Рязани, включающего также:
Кафедральный Христорождественский собор (зимний, теплый),
Архангельский собор Рязанского кремля (усыпальница рязанских архиереев),
храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (домовый храм рязанских архиереев в Архиерейском Доме Рязанского кремля).
Контактная информация:
Адрес: г. Рязань, кремль, 13
Телефон: 8 (4912) 27-54-14 (собор); 8 (4912) 27-48-63 (канцелярия)
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк
Старший священник: протоиерей Георгий Булеков
Ключарь: протоиерей Николай Сорокин
Клирики:
иерей Иоанн Звонов
иерей Вячеслав Зотов
иерей Димитрий Корнилов
иерей Анатолий Кленяев
протодиакон Анатолий Ковшиков
диакон Андрей Викулов
диакон Геннадий Опарин
Историческая справка:
Успенский собор в Рязанском кремле – главный храм земли Рязанской, летний кафедральный собор Рязанской епархии. Его стилизованное изображение с Соборной колокольней Рязанского кремля является одним из символов города Рязани.
Успенский собор посетили государи императоры: Александр I (1819 г., 1820 г., 1824 г.); Николай I (1832 г., 1836 г.); Александр II, будучи Цесаревичем (1837 г.); святой страстотерпец Николай II (1904 г., 1914 г.).
Схема проезда:
Успенский собор в Рязани
«Рязанский собор называют готическим — по размерам, по той роли, которую он играет в панораме города, и по той особой средневековой дематериализованное здания, которая присуща европейским готическим соборам. У нас в России есть только три подобных собора — в Рязани, Смоленске и Астрахани.
Но рязанский собор, конечно, не готический. Он построен в духе нарышкинского барокко и является самым крупным творением этого стиля. Зародившийся в рязанских постройках бояр Нарышкиных, этот стиль пышно расцвел в московском строительстве рубежа XVII —XVIII веков, получив название московского барокко.
Древний Успенский собор к XVII веку сильно обветшал и грозил развалиться, так как на склоне кремлевского холма, над которым он стоял, наметились оползни. В 1677 году рязанский митрополит начал ходатайствовать о постройке нового собора. Его строительство начали в 1684 году три каменных дел подмастерья — Шарыпин, Калинин и Сусанин. В 1687 году их сменил неизвестный московский мастер (как полагают — Осип Старцев), который возвел храм до барабанов глав, но тут собор обрушился: оказывается, его южная стена стояла на грунтах засыпанного к тому времени озера Быстрого.
Заново возводить собор были приглашены Яков Бухвостов и его помощники Никита Устинов, Герасим Иванов и Иван Парфенов. В результате на кремлевском холме в Рязани появилось самое грандиозное здание из всех, когда-либо строившихся на Руси. И только из-за слабости грунтов зодчий не сделал его еще большим!
Рязанский Успенский собор выше московского Успенского собора почти на 13 метров. Его длина превосходит все древнерусские храмы, и только по ширине он уступает Софийским соборам в Киеве и Новгороде.
До наших дней Успенский собор сохранился в несколько искаженном позднейшими ремонтами виде. Исчез белокаменный резной парапет, первоначально завершавший его стены, изменены формы кровли, утеряны некоторые детали.
Первоначально главы собора были луженые, «из белого немецкого железа». Позднее центральная глава было позолочена, а остальные четыре покрашены в синий цвет и покрыты золотыми звездами.
Основание собора опоясывает открытая галерея, так что он кажется поставленным на пьедестал. Сверху донизу фасады храма прочерчены белокаменными стройными полуколоннами. Несмотря на грандиозные размеры, собор не кажется тяжелым. Толщина стен достигает 2,4 метра.
Рязанский собор украшен изумительной белокаменной резьбой. Она, словно кружево, покрывает все колонны, порталы и наличники, поражая разнообразием мотивов. Белокаменная резьба этого храма является вершиной русского камнерезного искусства, шедевром, не имеющим аналогий в России и очень мало — в зарубежных странах. Сравниться с рязанским узорочьем по мастерству могут только отделки Грановитой палаты в Москве и Рождественской церкви в Нижнем Новгороде, но в обоих случаях резчики «не дотянули» до мастеров Успенского собора.
Единственной темой резьбы является растительный узор — листья, цветы, виноградные гроздья. Но при этом резчики продемонстрировали удивительное разнообразие в выборе рисунка резьбы — в Рязанском соборе нет ни одной похожей по рисунку детали.
Железные кованые двери Успенского собора выкрашены в голубой цвет и покрыты слюдой, прижатой прорезными накладками из луженого железа, создающими на поверхности дверей сложный и красивый узор.
Внутри собор наполнен светом и воздухом. Он не давит на человека своей громадой, а наоборот — приближается к нему, доверительно распахивая свои порталы, вызывая в памяти образ дома.
Четырехъярусный иконостас, выполненный резчиком по дереву С. Христофоровым, — выдающееся произведение русского прикладного искусства. Он выполнен в конце XVII века. Иконы написаны на рубеже XVII—XVIII веков киевским изографом Николаем Соломоновым.
Храмы Рязанской области
Успенский собор Рязанского кремля
Адрес: 390000, г. Рязань, Рязанский Кремль.
Собор строился как летний кафедральный храм.
Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все современные ему постройки.
Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойденным образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи.
Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон. Главным украшением внутреннего убранства собора является иконостас XVII века, высотой 27 метров, который составляют семь ярусов икон и завершающий пояс картушей. Все иконы написаны художником Николаем Соломоновым, последователем и учеником Симона Ушакова.
Иконостас Успенского собора.
Местный ряд иконостаса Успенского собора.
Царские врата иконостаса Успенского собора.
Фрагмент резьбы иконостаса Успенского собора.
Исключительными художественными достоинствами отличается резьба иконостаса, исполненная Сергеем Христофоровым.
Удивительны ажурные стволы его колонн, сделанные из одного куска дерева.
С 1993 года собор находится в совместном использовании музея и Рязанской епархии.
В летнее время собор был открыт для посещения, и в нем проходили богослужения.
В 2008 году Успенский собор Рязанского кремля изъят из оперативного управления музея и передан Рязанской епархии.
Успенский собор (Рязань)
Успенский собор Рязанского Кремля построен в 1693—1699 годах зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Стилизованное изображение собора является одним из символов Рязани.
При сходстве общего плана с Московским Успенским собором и его традиционными чертами — трехчастием западного фасада, членением южной и северной стен на четыре деления, пятиглавием и др., архитектором осуществлен ряд нововведений, обогативших черты «нарышкинского стиля». [1]
Высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 м, в ширину 31 м и в длину 45 м, а с галереями 41 м в ширину и 56 м в длину, а ширина стен до 2,4 метра. Грандиозное сооружение построено за семь лет и украшено редкой для своего века кружевной белокаменной резьбой.
Содержание
Начало строительства
Постройка нового летнего храма рядом с древним Христорождественским кафедральным собором обусловлена была малыми размерами и ветхостью последнего, теснотою и духотой в нем, особенно во время зимних служб. Митрополит Рязанский Иосиф в 1677 году обратился к царю Фёдору III Алексеевичу с прошением о дозволении построить новую соборную церковь попросторнее неподалеку, на том месте, где стояла тогда «зелейная» (пороховая) палата. В 1679 г. по указу Государя зелейная палата была разобрана.
В марте 1684 г. «подмастерье каменных дел Федор Шаритин со товарищами» подрядился у митрополита Павла (Моравского) делать новую соборную церковь: «каменщики у преосвященнаго и у порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140 пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оноев три годы».
В 1692 г. митрополит Авраамий с радостью доносил Патриарху и Государям Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведенны и шеи, где быть главам, до половины сделаны…».
Однако, в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенная соборная церковь рухнула по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом. Рухнувший собор разрушил и надвратную церковь прп. Варлаама Хутынского в Спасском монастыре.
Возведение собора
Тот же митрополит Авраамий в январе 1693 г. устроил новые подрядные торги на возведение соборного храма, и положено было основание ныне существующему летнему Успенскому кафедральному собору. Подряд на сей раз получил мастер каменных дел Яков Григорьев Бухвостов. Работы начаты были 18 мая 1693 г., и в конце 1699 г. собор подведен был под крышу и затем обрел свои 5 глав.
Артель резчиков Сергея Христофорова изготовила для собора огромный семиярусный иконостас. В 1701 г. иконостас был вызолочен московскими мастерами-позолотчиками. Иконы для иконостаса писал иконописец Николай Соломонов с помощниками. Великолепием орнаментов белокаменной резьбы стены собора — порталы, колонны, наличники — украшали по проекту Якова Бухвостова мастера: Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов.
15 августа 1702 г. митрополит Стефан (Яворский) совершил освящение нового Успенского кафедрального собора.
Обновление собора
Еще в 1800 г. обыватели Рязани узнали от преосвященного Симона (Лагова), что св. Синод предписал разобрать собор по причине появления в нем «опасных ветхостей» и построить новый. А дело в том, что в виду высоты и открытового местоположения, срывало у храма бурею главы и кровлю, в сводах и стенах появились трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами выбивалась. В дыры зимним временем в храм наметало снегу; летом галки и воробьи залетали и вили гнезды в иконостасе и портили его. За птичьим гомоном, криком и порханьем едва слышны были церковные службы. Архиеписком Симон объявил Рязанской думе указ Синода и попросил граждан посоветоваться между собой и дать ему знать, как они «рассудят о пособии для собора», разобрать собор или починить. Тогда рязанские купцы Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин пригласили из Москвы архитектора и каменных дел мастера осмотреть собор. Оказалось, что собор можно исправить. Часть денег на это именитые купцы обязались пожертвовать и принялись за дело: подрядили каменотесов, мастеров каменных работ, живописца. К 1804 году Успенский кафедральный собор был возобновлен, а 15 августа того года вновь освящен. От всех граждан пожертвования составили 69.100 рублей.
Святыни Успенского собора
Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 г. в поле у села Феодотьево, близ Спасска. В честь этой иконы ежегодно совершались торжества 2 июля.
Другая чудотворная икона Божией Матери — Муромская — более древняя. Ранее упоминалось, что этой иконой благословил св.блгв.кн. Константина Муромского (Ярослава до св.крещения) его отец Святослав, великий князь Киевский, внук св.равноап.вел.кн. Владимира на княжение и распространение христианства на Муромо-Рязанском крае. Перед этой иконой молился свт. Василий, епископ Рязанский, когда в 1288 г. он плыл из Рязани(старой) в Переяславль-Рязанский(Рязань). В старинных описях икона именуется «моление свт. Василия».
Еще был в соборе очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя.
Русские монархи, посетившие Успенский собор
Дальнейшая судьба храма
После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. Внутренние росписи на колоннах и стенах испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество реквизированы новой властью. Некоторое время в храме действовал планетарий. Позже проводились музейные выставки.
В 1992 г. собор возвращен Рязанской епархии и вновь освящен 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.