иконы храма покрова пресвятой богородицы в измайлово
Иконы храма покрова пресвятой богородицы в измайлово
После долгого перерыва наш сайт начинает работу, сейчас происходит наполнение сайта. Если у Вас есть пожелания, по наполнению сайт, пишите нам. Мы постараемся учесть все Ваши пожелания.
В центре острова в 1680 году был воздвигнут величественный Покровский собор. Строили его комстромские каменщики Григорий и Федор Медведевы с «товарыщи». Подрядная запись гласит: «Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Вот так, по-деловому кратко и точно. А между тем, собор этот был одним из грандиознейших сооружений в России того времени. При общей высоте в 57 метров центральная глава имеет высоту 18 метров, что сравнимо с современным шестиэтажным домом. А ведь речь идет только о луковичном завершении, без барабана. Можно представить, как восхищало это здание жителей XVII столетия!
Обмеры и анализ архитектуры собора показали, что строители не выполнили пожеланий заказчика: собор не стал аналогом храма в Александровской слободе. Это строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из них сохранилось лишь одно). Не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде позволяют избежать впечатления грузности, приземистости собора при таких мощных, собранных в огромный пучок главах. Пол здесь некогда был выложен дубовыми плахами. Не сохранившийся ныне пятиярусный иконостас оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле. Закомары фасадов полностью покрыты изразцами. Реставраторы определили, что для заполнения всего обширного поля закомар мастера использовали всего шесть типов изразцов, политых золотисто-зеленой глазурью.
В старину Измайловский остров соединялся с сушей 14-пролетным каменным мостом, современником первых мостов через Неглинную и Москва-реку. Это было чудо строительных технологий своего времени. Мост хорошо виден на гравюре И. Зубова 1730 года. Место его выхода к острову легко установить по сохранившейся Мостовой башне. В ее нижнем ярусе были устроены арочные проезды. При Покровском соборе не было колокольни, поэтому прямо здесь, в башне, разместили семь колоколов и часы. Нижний ярус окружен террасой-гульбищем. Ширинки на парапете гульбища украшены изразцами, вокруг окон богатые кирпичные наличники, характерные для московской архитектуры XVII века.
Здесь, среди садов, мельниц, многочисленных прудов прошло раннее детство Петра I. Спустя несколько лет именно тут, в одном из амбаров Льняного двора, он нашел старинный ботик, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». Всеми забытый, ботик долгие годы дожидался того часа, когда юный Петр извлечет его из-под груды хлама.
До 1689 года Измайлово было излюбленной резиденцией царевны Софьи. Потом во дворце жила вдова царя Ивана Алексевича, царица Прасковья Федоровна с дочерьми. В начале XVIII века из царствующих особ здесь уже никого не было. Лишь императрица Анна Иоанновна, приезжая в Москву, непременно навещала остров. Она любила Измайлово, где прошли ее детские годы. И все же, без хозяина это место стало приходить в упадок.
XIX век оказался и вовсе несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году постройки и парк сильно пострадали от французов, после чего остров простоял в полном запустении почти три десятилетия. Лишь в 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор К. А. Тон, которому Николай I поручил все работы, не пощадил древних памятников архитектуры. Он сломал два крыльца и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор утратил былое великолепие.
Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.
Иконы храма покрова пресвятой богородицы в измайлово
После долгого перерыва наш сайт начинает работу, сейчас происходит наполнение сайта. Если у Вас есть пожелания, по наполнению сайт, пишите нам. Мы постараемся учесть все Ваши пожелания.
В центре острова в 1680 году был воздвигнут величественный Покровский собор. Строили его комстромские каменщики Григорий и Федор Медведевы с «товарыщи». Подрядная запись гласит: «Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Вот так, по-деловому кратко и точно. А между тем, собор этот был одним из грандиознейших сооружений в России того времени. При общей высоте в 57 метров центральная глава имеет высоту 18 метров, что сравнимо с современным шестиэтажным домом. А ведь речь идет только о луковичном завершении, без барабана. Можно представить, как восхищало это здание жителей XVII столетия!
Обмеры и анализ архитектуры собора показали, что строители не выполнили пожеланий заказчика: собор не стал аналогом храма в Александровской слободе. Это строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из них сохранилось лишь одно). Не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде позволяют избежать впечатления грузности, приземистости собора при таких мощных, собранных в огромный пучок главах. Пол здесь некогда был выложен дубовыми плахами. Не сохранившийся ныне пятиярусный иконостас оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле. Закомары фасадов полностью покрыты изразцами. Реставраторы определили, что для заполнения всего обширного поля закомар мастера использовали всего шесть типов изразцов, политых золотисто-зеленой глазурью.
В старину Измайловский остров соединялся с сушей 14-пролетным каменным мостом, современником первых мостов через Неглинную и Москва-реку. Это было чудо строительных технологий своего времени. Мост хорошо виден на гравюре И. Зубова 1730 года. Место его выхода к острову легко установить по сохранившейся Мостовой башне. В ее нижнем ярусе были устроены арочные проезды. При Покровском соборе не было колокольни, поэтому прямо здесь, в башне, разместили семь колоколов и часы. Нижний ярус окружен террасой-гульбищем. Ширинки на парапете гульбища украшены изразцами, вокруг окон богатые кирпичные наличники, характерные для московской архитектуры XVII века.
Здесь, среди садов, мельниц, многочисленных прудов прошло раннее детство Петра I. Спустя несколько лет именно тут, в одном из амбаров Льняного двора, он нашел старинный ботик, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». Всеми забытый, ботик долгие годы дожидался того часа, когда юный Петр извлечет его из-под груды хлама.
До 1689 года Измайлово было излюбленной резиденцией царевны Софьи. Потом во дворце жила вдова царя Ивана Алексевича, царица Прасковья Федоровна с дочерьми. В начале XVIII века из царствующих особ здесь уже никого не было. Лишь императрица Анна Иоанновна, приезжая в Москву, непременно навещала остров. Она любила Измайлово, где прошли ее детские годы. И все же, без хозяина это место стало приходить в упадок.
XIX век оказался и вовсе несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году постройки и парк сильно пострадали от французов, после чего остров простоял в полном запустении почти три десятилетия. Лишь в 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор К. А. Тон, которому Николай I поручил все работы, не пощадил древних памятников архитектуры. Он сломал два крыльца и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор утратил былое великолепие.
Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.
Иконы храма покрова пресвятой богородицы в измайлово
После долгого перерыва наш сайт начинает работу, сейчас происходит наполнение сайта. Если у Вас есть пожелания, по наполнению сайт, пишите нам. Мы постараемся учесть все Ваши пожелания.
В центре острова в 1680 году был воздвигнут величественный Покровский собор. Строили его комстромские каменщики Григорий и Федор Медведевы с «товарыщи». Подрядная запись гласит: «Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет». Вот так, по-деловому кратко и точно. А между тем, собор этот был одним из грандиознейших сооружений в России того времени. При общей высоте в 57 метров центральная глава имеет высоту 18 метров, что сравнимо с современным шестиэтажным домом. А ведь речь идет только о луковичном завершении, без барабана. Можно представить, как восхищало это здание жителей XVII столетия!
Обмеры и анализ архитектуры собора показали, что строители не выполнили пожеланий заказчика: собор не стал аналогом храма в Александровской слободе. Это строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из них сохранилось лишь одно). Не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде позволяют избежать впечатления грузности, приземистости собора при таких мощных, собранных в огромный пучок главах. Пол здесь некогда был выложен дубовыми плахами. Не сохранившийся ныне пятиярусный иконостас оформляли лучшие живописцы и резчики, работавшие в Кремле. Закомары фасадов полностью покрыты изразцами. Реставраторы определили, что для заполнения всего обширного поля закомар мастера использовали всего шесть типов изразцов, политых золотисто-зеленой глазурью.
В старину Измайловский остров соединялся с сушей 14-пролетным каменным мостом, современником первых мостов через Неглинную и Москва-реку. Это было чудо строительных технологий своего времени. Мост хорошо виден на гравюре И. Зубова 1730 года. Место его выхода к острову легко установить по сохранившейся Мостовой башне. В ее нижнем ярусе были устроены арочные проезды. При Покровском соборе не было колокольни, поэтому прямо здесь, в башне, разместили семь колоколов и часы. Нижний ярус окружен террасой-гульбищем. Ширинки на парапете гульбища украшены изразцами, вокруг окон богатые кирпичные наличники, характерные для московской архитектуры XVII века.
Здесь, среди садов, мельниц, многочисленных прудов прошло раннее детство Петра I. Спустя несколько лет именно тут, в одном из амбаров Льняного двора, он нашел старинный ботик, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». Всеми забытый, ботик долгие годы дожидался того часа, когда юный Петр извлечет его из-под груды хлама.
До 1689 года Измайлово было излюбленной резиденцией царевны Софьи. Потом во дворце жила вдова царя Ивана Алексевича, царица Прасковья Федоровна с дочерьми. В начале XVIII века из царствующих особ здесь уже никого не было. Лишь императрица Анна Иоанновна, приезжая в Москву, непременно навещала остров. Она любила Измайлово, где прошли ее детские годы. И все же, без хозяина это место стало приходить в упадок.
XIX век оказался и вовсе несчастливым для Измайловского острова. В 1812 году постройки и парк сильно пострадали от французов, после чего остров простоял в полном запустении почти три десятилетия. Лишь в 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор К. А. Тон, которому Николай I поручил все работы, не пощадил древних памятников архитектуры. Он сломал два крыльца и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор утратил былое великолепие.
Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.
Храм Покрова Богородицы в Измайлово (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Покрова Богородицы в Измайлово (Москва)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Измайлово города Москвы (на острове на Серебряно-Виноградном пруду).
Содержание
История [ править ]
На месте Покровского храма уже на рубеже XV–XVI веков стоял деревянный храм. Вероятно, он был сожжён во время нашествия крымского хана Девлет Гирея. Новый деревянный трёхшатровый храм построил боярин Никита Иванович Романов в конце 1610-х — начале 1620-х гг.
Каменный Покровский храм строился для царской усадьбы Измайлово при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче. Освящён в 1679 патриархом Иоакимом в присутствии царя Фёдора. Трёхнефное монументальное сооружение из кирпича с отдельными белокаменными деталями увенчано пятью главами, диаметр центральной главы 8,5 м. Снаружи храм украшен выдающимися разноцветными изразцами (мастер Степан Полубес, узор «павлинье око», а также разнообразный растительный орнамент). Внутри храм четырёхстолпный; оригинальный интерьер утрачен.
После 1812 года (когда храм сильно пострадал от нашествия французов, жёгших в нём костры) вокруг храма выросла богадельня для инвалидов Отечественной войны (впоследствии также других войн XIX веков; ныне Городок имени Баумана, архитектор Константин Тон). При пристройке к стенам собора богадельни были разобраны крыльца, примыкавшие к храму с северной и южной стороны. В 1840-е годы был отреставрирован иконостас. В 1854—1922 в Покровской церкви хранился Измайловский список Иерусалимской иконы (ныне в измайловской церкви Рождества, а в храме Покрова имеется список).
В советское время церковь была закрыта вместе с богадельней (c 1918), в 1928 в ней был размещён архив НКВД, наиболее ценные иконы из сохранявшегося с XVII в. пятиярусного иконостаса исчезли. Затем в храме помещался фруктовый склад, конструкции иконостаса были уничтожены, причём большие иконы пошли на полки для фруктов (в 1960-е служившие полками иконы были отданы в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва). В 1970—1980 в соборе был склад НИИ «Информэлектро», затем интерьеры стали реконструировать под концертный зал.
Храм вновь действует с 1990-х годов, в него были возвращены немногие уцелевшие иконы. В 2001—2002 годах создан новый иконостас.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Здание собора построено из большемерного кирпича с белокаменным цоколем и отдельными белокаменными деталями. Поставленный на песчаном грунте, собор имеет неглубокий фундамент и его прочность обеспечивается, в основном толщиной кладки (в 3,5 аршина, т.е. около 2,5 метров), а также толстыми связями из брускового железа.
Известно, что первоначально кровли и купола Покровского собора были покрыты чешуйчатым гонтом, выкрашенным медянкой (дощечками из сосны, напоминающими лемех, но большего размера).
При реставрационных работах, проводимых в начале 1960-х годов Московской областной специальной научно-реставрационной мастерской (автор проекта архитектор Н.И. Иванов) ветхое позднее покрытие из железа на главах было заменено деревянными чешуйчатым гонтом. В целях противопожарной безопасности гонт был обит железом и после выкрашен медянкой.
Световые окна барабанов глав обрамляет изящный аркатурный поясок из полуколонок, соединенных между собой плоскими арочками. Под окнами в два ряда располагаются килевидные кокошники.
С восточной стороны Покровский собор имеет три глубоко выступающих абсиды. В верхней части гладкий объем кирпичных стен оживлен поясками перебрика и ширинок, а вертикальные тяги из двух спаренных полуколонн придают полукруглым массам стен большую стройность. Мотив вытянутых спаренных полуколонн встречается на всех стенах четверика. Вертикальные тяги группируются на углах храма, а также на границах нефов.
Аркатурный поясок барабанов, тяги из спаренных полуколонн, вертикальные обрамления двусветных окон фасадов эффектно выявляют строгий композиционный ритм грандиозного сооружения. Еще большую парадность в архитектурную композицию собора вновили примыкающие к южной, северной и западным сторонам три каменных крыльца, каждое об II ступенях. Крыльца имели теремчатые верха, которые опирались на столбы с белокаменной резьбою; арочные проемы дополнялись двойными арками с подвесными белокаменными гирьками.
При пристройке в 40-е годы XIX века к стенам собора корпусов военной богадельни северные и южные крыльца были разобраны. Наряду с кирпичными и белокаменными резными деталями важную роль в цветовом решении памятника играет его керамическое убранство. Изразцы изготовленные в мастерской Степашки Иванова украшают барабаны собора и монеты позакомарных сводов на фасадах. Широкие керамические пояса с изображением стилизованных цветов, напоминающих павлиное перо (отсюда название рисунка «павлиное око») проходят над окнами барабана, заполняют четыре ряда люнета центрального нефа и составляют горизонтальный пояс на уровне пяты сводов по всем стенами храма.
В люнетах боковых сводов керамические узоры более мелкие. Наряду с хорошо знакомыми цветами гвоздики, ромашки, репейника, здесь встречаются стилизованные растения, лепестки которых образуют прихотливый оргаментальный узор.
Яркий голубой, желтый и зеленый колорит изразцов в сочетании с куполами, выкрашенными медянкой, с кирпичными стенами и белокаменной резью создают характерный для памятников XVII века цветовой эффект.
Деятельность прихода [ править ]
Подростки и учащиеся 7 класса занимаются по пятницам в храме с 18.00.
Преподавание ведется по программе и учебным пособиям, победившим в Окружном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Занятия не проводятся, если в расписании богослужения, в этот день, стоит всенощное бдение.
Помимо этого учебным планом предусмотрены уроки:
— Церковное пение с 15.00-16.00 (1,4,5классы); с16.00-17.00 (2 и 3 классы).
— Экскурсии. Паломнические поездки.
— Окормление Пансионата для ветеранов труда №19 ВАО г. Москвы
— Адресная помощь прихожанам
— Сбор и отправка вещей
— Консультации психолога в храме
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г.Москва, Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1.
Телефон дежурного священника +7(925)446-92-74
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, а в дни когда есть службы это время увеличивается согласно расписанию.
Фото [ править ]
Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово — кратко и понятно
Несколько раз разграбленный, переживший тяжелые времена собор постепенно восстанавливается и уже давно открыл свои двери паломникам, верующим и обычным туристам.
Уникальность первого Покровского собора
Впервые Измайлово, как село, упоминается в 1571 году, здесь обосновалась родовая вотчина царей российских. В 1640 году на Измайловском острове появилась Покровская церковь в качестве благодарности Богородицы за помощь в Смутное время. Романовы стали владеть островом в 1654 году, особый расцвет этой территории приходится на период царствования набожного царя Алексея Михайловича.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
После смерти Алексея Михайловича на престол взошел Федор Алексеевич, он распорядился установить величественные луковичные главы, которые прославили храм своими размерами. 1 октября 1679 года состоялось освящение Покровского собора патриархом Иоакимом.
Интересно! Список с иконы Богородицы «Иерусалимская», написанной евангелистом Лукой, привлекал паломником своими чудесами исцелений и ответов на молитвенные обращения прихожан.
В 1680 году со всех уголков острова можно было любоваться грандиозным сооружением всей Руси — Покровским собором, высота которого достигала 57 метров.
По этому острову гулял царь Петр Первый, здесь любила отдыхать царевна Софья, но со временем царские особы стали редкими гостями на острове, а война 1812 года и варварство французов довершили свое дело.
Николай Первый в 1839 году отдал царские хоромы инвалидам войны, прекрасный собор «изуродовали» пристроенные к нему с трех сторон многоэтажные корпуса, чтобы неходячие солдаты могли принимать участие в богослужениях, лежа в палатах.
Интерьер Покровского храма
Некогда великолепный Собор Покрова Божьей Матери превратился в Домовую церковь при Николаевской богадельне. В 1847 году прекрасные архитектурные строения были отреставрированы.
Новые правила выдачи визы на Кипр
История основания, строительства
Село Измайлово – царская вотчина, упоминаемая в летописях XVI в. С тех пор сохранилось большое количество чертежей построек и планировки поселения, бытует мнение, что это один из первых комплексов Царской России, где все воздвигалось по ним. Государев двор, многочисленные строения и огромное хозяйство были характерны для Измайлово тех времен, где жили и трудились порядка 4 тыс. крестьян.
Здесь были:
Ни одно поселение не могло существовать без церкви или часовни, тем более царская резиденция. В честь победы 1619 г., когда польский король Владислав пытался занять русский престол, воздвигли в Измайлово деревянный храм. Поскольку событие произошло на праздник Покрова, ему дали название Покровский.
Измайлово стало любимой царской резиденцией, поэтому государь отдал приказ воздвигнуть здесь каменный собор, который строили по образцу храма, находящегося в Александровской слободе. Задумывался он как парадный, где совершались бы все праздничные богослужения, в том числе патриархом.
Храм поражал своими размерами и роскошным убранством, его 5 куполов были самыми большими в Москве. Украшали храм лучшие мастера Ярославля, Москвы и Костромы. Звонницы у собора не было, поэтому ее организовали в башне, соединяющий остров, на котором располагается комплекс Измайлово, с остальной частью, разместив там 7 колоколов и часы.
В 1679 г. в присутствии царской семьи патриархом был освящен храм, где с тех пор самое высокое духовенство служило все основные праздники.
Любимая царская резиденция и парадный собор сильно пострадали во времена нашествия Наполеона. Храм был разграблен, в нем разжигали костры, иконостас сохранился, но из-за огня началось разрушение здания, свода и куполов. До 1839 г. запустение и разруха были здесь.
Изначально новый собор был исключительно религиозным сооружением, затем к нему пристроили гражданские здания. По приказу императора Николая I, было принято решение построить богадельню для солдат и офицеров — приют для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года.
Архитектор К.А. Тон пристраивает к Покровскому храму с 3 сторон многоэтажные корпусы, напоминающие казармы, при этом сносит 2 крыла собора. По всеобщему признанию это была одна из самых неудачных задумок талантливого архитектора, которая обезобразила величественный храм.
Тем не менее, началась реставрация, на которую пригласили лучших мастеров Петербурга. Отреставрированный собор был освящен в 1847 г., а богадельня на 2 года позднее. В таком виде комплекс сооружений исполнял свои функции до Октябрьской революции.
В те времена многочисленные комиссии посещали собор, отмечая его культурную и религиозную ценность, однако, храм снова был разграблен, иконостас уничтожен и только чудотворную Иерусалимскую икону передали в другой храм.
После этого в здании разместили архив НКВД, а потом и овощную базу.
Через 20 лет было принято решение открыть в соборе концертный зал, началась новая реставрация храма.
Вместо богадельни здесь расположился рабочий городок им. Баумана с первыми коммунальными квартирами.
Территория бывшей царской вотчины застраивалась инфраструктурными объектами Советской России.
Только в 1994 г. здание и реликвии вернули Церкви. Часть интерьеров была отреставрирована, но все еще восстановлению подлежат и иконостас и внутреннее убранство.
В строй действующих после ремонта здания храм вернулся в 1997 году, восстановление внутреннего убранства в основном завершено к 2002 году.
Революция и период разрушений
После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.
Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.
Замок Хазмбурк (Hazmburk)
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово был действительно уникальным сооружением. Руководили работами каменщики из Костромы Федор и Григорий Медведевы и царский архитектор Иван Кузнечик, строение для тех времен получилось грандиозное, общей высотой 57 м.
Фундамент собора неглубокий, но толщина кладки достигает 2,5 м. Здание построено из кирпича, 3 нефа храма венчают 5 глав, диаметр центральной достигает 8,5 м, остальные — до 7 м.
Вертикальное архитектурное обрамление окон и фасада не имело аналогов в те времена. Для придания легкости и стройности собору использовали специальный прием: вытянутые полуколонны, которые украшают и световые окна собора. Полуколонны соединены между собой небольшими арками и украшены кокошниками.
Парадность зданию придавали 3 примыкающих крыльца с 11 ступеньками, сегодня только 1 крыльцо сохранилось. Создавалось впечатление терема, опирающегося на белокаменные резные столбы и арочные проходы.
Богатые наличники, изразцы с золотой и зеленой глазурью украшают барабаны и фасад. Стилизованные узоры в виде цветов и перьев, так называемое «павлинье око» мастера из Белоруссии Полубеса С., проходят на уровне сводов, украшая собор. Кирпичные стены, белокаменные украшения, яркие изразцы голубого, желтого и зеленого цветов создают особый колорит и напоминают о русском зодчестве XVII в.
Реставрация и возвращение в православие
В 1980 году власти Москвы решили в прекрасном месте Измайлово открыть большой концертный зал, отреставрировав для этого храм Покрова Богородицы.
1991 год стал поворотным момент в возвращении святыни под покровительство Православной Церкви. Историческое общество «Россия молода» зарегистрировало православную общину Покровского храма, а в 1994 году и возвращения самого здания.
Сохранившиеся купола, укрытые черными чешуйками, как путеводная звезда привлекают взоры прихожан и паломников, приехавших поклониться Иерусалимскому святому лику Божьей Матери, который славится своими чудесами далеко за пределами Москвы.
Купола Покровского собора
Из Спасо-Андрониковой обители были возвращены иконостасы, нуждающиеся в реставрации. Постепенно храм Покрова святой Богородицы оживает, обрастая своими традициями. Так, здесь ежегодно отмечают российские праздники:
На повестке архитекторов Москвы восстановление церкви святителя Иоасафа, арочного моста и царской усадьбы в Измайлово. Восстановлением Покровского храма занимается благотворительный фонд «Анастасиос», открыты счета для пожертвований на реставрацию измайловской святыни.
Окна, расположенные на барабанах, обрамлены изящным аркатурным пояском, состоящим из арочных полуколонок. Пять килевидных кокошников стали визитной карточкой знаменитой святыни. Благодаря керамическому убранству Покровский собор в Измайлово выглядит, как старинное строение.
Интерьер храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
Доминирует в интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово пятиярусный иконостас, максимально точно повторяющий иконостас исторический, существовавший с момента постройки собора и благополучно, к удивлению современников, переживший «постой» наполеоновских солдат.
Внимания в иконостасе заслуживают не только иконы, царские врата и дьяконские двери (все — очень высокого художественного уровня), но также тябла и колонки. Они, в соответствии с сохранившимися описаниями, рисунками и гравюрами, украшены не резьбой, а росписью по серебристому фону. В росписи преобладает традиционный для церковного искусства мотив виноградной лозы, среди кистей винограда видны также румяные груши, символизирующие райские плоды.
Зодчие, строившие Покровскую церковь, подарили ей много света. Большие окна прорезали западную, северную и южную стены, освещая пространство храма (свет в алтарную часть поступал через окна, устроенные в апсидах). Тон отнял у храма северные и южные окна, что, конечно, сказывается на восприятии его интерьера — без электрического освещения он выглядит довольно сумрачным.