иконы католические и православные отличия

Православная и католическая икона. Часть I

Отличие между православной и католической иконой такое же, как между иконописью и живописью. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различные и складывались они не одно столетие, в результате чего православную икону сразу можно отличить от католической, если даже знаешь об иконе очень мало. Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу.

Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений. Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства.

Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории. Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу какого-либо религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер.

Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит он лично. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Православная икона, в отличие от католической требует расшифровки, она многоуровневая: от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне. Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон. Он не допускает отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы, каждый несущий свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон, в ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает «Мария Матерь Божия», обязательно присутствует нимб, свет которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.

Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и образов святых. Он обязателен, чтобы ограничить субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника полностью определяет изображение.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Поэтому православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двумерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечном. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личнОе, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.

В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, Симона Ушакова и т.д., но это скорее оборот речи, указывающий больше на школу, чем конкретного иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы Феофана Грека, или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы Андрею Рублеву или Феофану Греку.

В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции обратной перспективы православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего от божественного, небесного.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели (продолжение следует).

Источник

Католические иконы — в чем состоит отличие от православных

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее. К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский.

Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Католическая иконография Богородицы

Католическая иконография Богородицы — совокупность типов изображения Богородицы в западноевропейском искусстве и система их изучения.

Список католических икон Богоматери:

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом.

Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует.

Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Самые известные католические иконы в Беларуси

Самая знаменитая ныне католическая чудотворная икона, прибывшая в Беларусь 5 веков назад – это образ Будславской Божьей Матери в маленькой дер.Будслав возле Нарочи, которая собирает к себе в Национальный санктуарий ежегодно в первое воскресенье июля десятки тысяч паломников как из РБ, так и из Польши, Литвы, Латвии, Украины, России..

Не менее знаменита икона Матери Божьей Трокельской в дер. Трокели (с конца 16в.) недалеко от г. Лида в Гродненской области, которая является прекрасной копией знаменитой римской иконы Санта Мария Моджоре (“Снежной”)

Также на исторически прокатолической Гродненщине с сер. 17 века очень популярна чудотворная икона Матери Божьей Шкаплерной в маленькой дер. Гудогай ( не путать с одноименными поселком и ж/д станцией). Которая представляет собой копию известной иконы Матери Божьей Владимирской “Умиление”:

В самом Гродно, в кафедральном соборе уже более трех веков почитается чудотворная икона Матери Божьей Конгрегатской (или у молодежи – еще и “Студенческой”), которая также является копией итальянской Санта Мария Моджре:

Еще одна чудесная икона Зап. Беларуси находится в брестком костеле-санктуарии Возвышения Святого Креста: образ Матери Божьей Брестской “Спасительницы”:

Уже три века чудотоворной иконой католиков полесского юга Беларуси является образ Матери Божьей Логишинской — “Королевы Полесья” в костеле в местечке Логишин возле Пинска:

У католиков северной беларуской Витебщины тоже есть своя святыня – в “столице Поозерья” Браславе находится чудотворная икона Матери Божьей Браславской “Королевы Озер” (16 в.):

В древней первой столице ВКЛ – Новогрудке – к сожалению не сохранился первоначальный древний образ Богородицы, но уже более двух веков в фарном костеле хранится другая чудотворная икона Матери Божьей Новогрудской:

В костеле небольшой д. Боруны на стыке Минской и Гродненоской обл. с 16 века находится чудотоворная икона Матери Божьей Борунской:

Четыре века беларусы Восточного Полесья, католики, а затем и православные, которым была передана икона после закрытия католического монастыря в Юровичах царскими властями, молились перед Матерью Божьей Юровичской-Милосердной, написанной греко-католиками Зап. Украины. Волею революции и войны икона ныне оказалась в краковском костеле св. Барбары, но точные две копии её ныне находятся в костеле Мозыря и в православном Юровическом мужском монастыре (интересный факт, что мозырские католики и православные, объединенные чудесным образом Богородицы, проводят общие крестные ходы между двумя святынями):

Точно также почитается совместно католиками и православными древний образ (с конца 15 в.) Матери Божьей Жировицкой. Во времена Речи Посполитой эта икона в греко-католическом Жировицком монастыре воистину считалась главной униатской иконой беларусов. Сейчас икона принадлежит православным, но католики молятся по-прежнему перед её копией в соседнем Слонимском костеле:

Следует конечно упомянуть увы, утерянный во время войны из Могилевского музея особо почитаемый и католиками, и православными беларусами 4 века образ Матери Божьей Белыничской, наиболее точный список которой можно увидеть ныне в костеле д. Новая Мышь рядом с Барановичами:

И последнее – не сохранился образ иконы в алтаре старого Архикафедрального собора Имени Девы Марии в Минске после бесчинств советского атеизма, но недавно главная беларуская католическая святыня обрела в алтаре новую икону Матери Божьей Минской.

Отличие православных и католических икон

Для католиков Божия Матерь Дева Мария – символ чистоты и была зачата непорочно, в конце жизни живой вознесена на небо. Для православных – Она Матерь Божия, зачатая как все люди и почившая, как простые смертные.

Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец.

На католических иконах руки святых скрещены — левая поверх правой. В православии, наоборот – правая поверх левой. Взор на святых ликах в католических списках удивленный, выпученный, а на православных – глаза смиренно прикрыты и весь лик полон смирения.

На иконах католической церкви одеяние Богородицы имеет три цвета, поверх белого накладывается черная мантия. На православных иконах одежды золотые, яркие, подчеркивающие достоинство Божьей Матери, а нимб намного выпуклее и красивее.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения.

Сходство православных и католических икон

Существуют католические иконы Божией Матери, которые очень близки православным христианам. Издавна древняя икона Остробрамская была привезена из Византии и до появления в католическом храме имела название Корсунская Благовещенская, на которой изображалось Благовещение православного письма с изображением Девы Марии.

Почитаемая икона Умиление Серафимо-Дивеевская является, также, списком с иконы Остробрамская, которая относится к православной иконописной школе. Но множество реставрационных работ внесли в нее католические элементы, хотя в основе своей она православная. Образ Иисуса Христа очень схож на этих двух иконографиях, так же красив и прибывает в белых одеждах.

Общие иконы по значимости

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками.

Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» («Моление о чаше»).

Источник

Католические иконы: чем они отличаются от православных

иконы католические и православные отличия. Смотреть фото иконы католические и православные отличия. Смотреть картинку иконы католические и православные отличия. Картинка про иконы католические и православные отличия. Фото иконы католические и православные отличия

Между православными и католиками есть много отличий, одно из них заключается в молитве. В католицизме не принято молиться перед иконами, и этому факту есть объяснение.

Особенности католических икон

Католические картины часто «говорят» о земном, иногда даже греховном мире. На иконах есть свет и тень, пейзажи, жесты рук и другие элементы. Такие картины украшают храмы, хотя создаются они как иллюстрации к историям из Библии. Католические иконы не предназначены для молитвы, они больше носят назидательный характер. Субъективность иконописца в православии строго ограничивается канонами, а в католицизме приветствуется фантазия художника.

Красивые иконы развешиваются по стенам в католических костелах с целью иллюстрации историй из Библии. Такие картины создаются не с целью возбуждения молитвенного настроения, а для украшения и религиозной обстановки. Иконы католиков в большей степени выполняют эстетическую функцию, они не передают наглядным образом молитвенный дух.

Православный иерей Владимир Шлыков говорит, что почитание икон было установлено на VII Вселенском Соборе и оно не нарушает заповедей. Кодекс канонического права пишет так: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве».

Как молятся католики?

Католики привыкли молиться на мысленный образ Бога или святых, для этого им не нужны иконы. В католицизме можно молиться, находясь в сидячем положении. Самое главное заключается в том, чтобы вдумываться в смысл слов молитвы.

Для католических икон не существует строгих канонов, которые регламентируют их создание. Написание религиозных картин во многом продиктовано воображением художников. Четко прописываются детали картины (одежда святых, черты лица), которые могут отвлекать от молитвы. В этом и заключается основная причина того, почему католики не произносят молитвы перед иконами.

Источник

Как отличить православную икону от католической

иконы католические и православные отличия. Смотреть фото иконы католические и православные отличия. Смотреть картинку иконы католические и православные отличия. Картинка про иконы католические и православные отличия. Фото иконы католические и православные отличия

Между православными и католиками есть много отличий, одно из них заключается в молитве. В католицизме не принято молиться перед иконами, и этому факту есть объяснение.

Особенности католических икон

Католические картины часто «говорят» о земном, иногда даже греховном мире. На иконах есть свет и тень, пейзажи, жесты рук и другие элементы. Такие картины украшают храмы, хотя создаются они как иллюстрации к историям из Библии. Католические иконы не предназначены для молитвы, они больше носят назидательный характер. Субъективность иконописца в православии строго ограничивается канонами, а в католицизме приветствуется фантазия художника.

Красивые иконы развешиваются по стенам в католических костелах с целью иллюстрации историй из Библии. Такие картины создаются не с целью возбуждения молитвенного настроения, а для украшения и религиозной обстановки. Иконы католиков в большей степени выполняют эстетическую функцию, они не передают наглядным образом молитвенный дух.

Православный иерей Владимир Шлыков говорит, что почитание икон было установлено на VII Вселенском Соборе и оно не нарушает заповедей. Кодекс канонического права пишет так: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве».

Как молятся католики?

Католики привыкли молиться на мысленный образ Бога или святых, для этого им не нужны иконы. В католицизме можно молиться, находясь в сидячем положении. Самое главное заключается в том, чтобы вдумываться в смысл слов молитвы.

Для католических икон не существует строгих канонов, которые регламентируют их создание. Написание религиозных картин во многом продиктовано воображением художников. Четко прописываются детали картины (одежда святых, черты лица), которые могут отвлекать от молитвы. В этом и заключается основная причина того, почему католики не произносят молитвы перед иконами.

Источник

Чем иконы у католиков отличаются от икон у православных

иконы католические и православные отличия. Смотреть фото иконы католические и православные отличия. Смотреть картинку иконы католические и православные отличия. Картинка про иконы католические и православные отличия. Фото иконы католические и православные отличия

Между православными и католиками есть много отличий, одно из них заключается в молитве. В католицизме не принято молиться перед иконами, и этому факту есть объяснение.

Особенности католических икон

Католические картины часто «говорят» о земном, иногда даже греховном мире. На иконах есть свет и тень, пейзажи, жесты рук и другие элементы. Такие картины украшают храмы, хотя создаются они как иллюстрации к историям из Библии. Католические иконы не предназначены для молитвы, они больше носят назидательный характер. Субъективность иконописца в православии строго ограничивается канонами, а в католицизме приветствуется фантазия художника.

Красивые иконы развешиваются по стенам в католических костелах с целью иллюстрации историй из Библии. Такие картины создаются не с целью возбуждения молитвенного настроения, а для украшения и религиозной обстановки. Иконы католиков в большей степени выполняют эстетическую функцию, они не передают наглядным образом молитвенный дух.

Православный иерей Владимир Шлыков говорит, что почитание икон было установлено на VII Вселенском Соборе и оно не нарушает заповедей. Кодекс канонического права пишет так: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве».

Как молятся католики?

Католики привыкли молиться на мысленный образ Бога или святых, для этого им не нужны иконы. В католицизме можно молиться, находясь в сидячем положении. Самое главное заключается в том, чтобы вдумываться в смысл слов молитвы.

Для католических икон не существует строгих канонов, которые регламентируют их создание. Написание религиозных картин во многом продиктовано воображением художников. Четко прописываются детали картины (одежда святых, черты лица), которые могут отвлекать от молитвы. В этом и заключается основная причина того, почему католики не произносят молитвы перед иконами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *