иконы на деревьях в лесу

Какие ритуалы помогут привлечь счастье и удачу на Казанскую Божью Матерь 4 ноября 2021 года

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

4 ноября 2021 года православные христиане традиционно отмечают один из самых больших и почитаемых праздников — День Казанской иконы Божьей Матери. Уже с утра люди идут в храмы, чтобы обратиться в молитве к Богородице и попросить у нее здоровья, добра, счастья и благополучия, исполнения желаний и заступничества. У всех просьбы абсолютно разные, но все верят: небесная заступница поможет всем и каждому, обратит на нуждающихся свой взор и обязательно поможет. Кроме того, есть ряд очень эффективных и в то же время простых ритуалов, которые проводят в этот день. Какие это ритуалы, и как сделать так, чтобы желание наверняка исполнилось, выяснили журналисты FTimes.

Ритуалы на Казанскую Божью Матерь 4 ноября 2021 года, чтобы обрести счастье в личной жизни

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Чаще всего у иконы Казанской Божьей Матери можно встретить женщин и совсем молодых девушек. Первые просят Владычицу о семейном благополучии, вторые — о достойном женихе. Действительно, считается, что этот святой лик имеет огромную силу и способен помочь каждой, кто к нему обращается.

Есть очень простой ритуал для того, чтобы Матерь Божья даровала девушке настоящую любовь. Для этого необходимо купить в церкви две свечки и, зажигая их у иконы Казанской Божьей Матери, произнести:

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Далее трижды перекреститься, поклониться Богородице и уйти домой. Важный момент — по пути нельзя никому говорить ни слова. Просто идите молча и думайте о желаемом, о том, о чем вы просили у Божьей Матери в церкви.

Чтобы усмирить агрессивного мужа

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Прежде всего, в праздничное утро пойдите в лес, найдите там рябину, калину или вербу. Поставьте перед этим деревом миску с водой, сверху положите ломтик хлеба и при этом произнесите:

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

После этого вернитесь домой и зажгите свечу у иконы Божьей Матери, еще раз, теперь уже своими словами попросив ее о защите.

Обряды на исполнение желаний

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Также люди верят в то, что этот энергетически мощный день несет исполнение желаний и настоящее счастье. Для того, чтобы желание осуществилось, нужно утром, как только проснетесь, и вечером перед сном сказать:

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Проговорите данные слова одиннадцать раз, после чего трижды прочтите молитву «Отче наш», а чтобы дать этому ритуалу как можно больше силы, пожертвуйте в этот день подаяние или принесите пожертвование в храм.

Кроме того, можно провести еще один достаточно интересный ритуал, на этот раз — с белым носовым платком. Держите его крепко в руках и трижды произнесите:

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Завяжите на платке тройной узел и спрячьте его в сумку или карман подальше от посторонних глаз. Всегда носите его с собой, пока не исполнится ваше желание.

На сохранение молодости и красоты на долгие годы

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Пользуется популярностью среди женщин еще один ритуал на Казанскую Божью Матерь, с помощью которого привлекают в свою жизнь молодость и красоту, стараются сохранить их еще долгие годы. Суть данного ритуала в том, чтобы в этот праздничный день, 4 ноября, разыскать дерево березы и снять с нее покрытый инеем листок. Посмотрите на покрытие листа, как в зеркало, представьте себя молодой и красивой, без единой морщины, с красивым цветом лица и особенно привлекательной.

Наконец, стоит сказать о том, что утренней росой на Казанскую Божью Матерь стоит умыться тем, кто страдает недугами глаз, а также людям с психологическими расстройствами. И не забывайте благодарить Богородицу за помощь, а не только просите о ней.

Источник

Образ бога, как мухомора, в раннем христианстве.

Божество в раннем христианстве было таково же, как в предыдущих христианству мировых религиях: в виде исцеляющего змия, распятого на кресте (ссылка 1). До наших времен дошел и другой раннехристианский образ бога — образ в виде гриба или небесного фаллоса.

Примеры церковных фресок:

Фреска Древа знания в виде гриба (XII в. церковь аббатства Плинкуро Фр.).

Фреска церкви Святого Мартина, Франция. Въезд в Иерусалим с грибами.

Кентерберийский Собор, Англия. Бог и грибы

есть наскальные изображения грибов в виде божеств, как внизу:

В античности грибная тема отображалась колоннами, как внизу

Есть и сейчас прототипы грибов-колонн, как внизу.

Мухоморы использовались шаманами Таймыра, Камчатки, Чукотки. Поедание мухоморов на Севере было привилегией шаманов, остальные же пили мочу шаманов с выделившимися в ту веществами от съевшего гриб.

Люминесценция грибов упоминается еще в трудах Плиния и Аристотеля.

Про мудрость и безумие христианского учения сказано в стихах Нового Завета: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; и мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие«(I Кор 1:23).

Разглядывая различные виды грибов под увеличением, можно сопоставить их формы с кристаллами и их мегаформами от извержений и истечений, что подталкивает к мысли о единстве процессов: внешнего вида и динамики роста, вызывающих и поддерживающих разные формы жизни. И породы камня растут как грибницы (ссылка 6)

Решетки формирования камней, как тело гриба (фото внизу)

Внизу знак Запада — мира богов Дуата в Египте, формой тоже как Гриб.

Тело бога, скорее всего видели в виде искрящихся облачных столбов из плазмы.

В то же время известны египетские обелиски, египетские погребальные конусы, конусы Германии, кристаллическая решетка, оканчивающаяся пирамидой.

Но как же образовывался свод неба в виде шляпки, как у гриба? Столбом со «шляпкой» изображали символ Осириса. Такое изображение находится в самом легенданом месте Египта — в Абидосе и называется голова Осириса или фетиш Абидоса — изображение внизу.

Можно вспомнить кокошники славян и можно увидет артефакты доколмбовой Америки, кои наглядно представляют бога, как гриб: искрящийся гриб, как внизу артефакт из Боготы (Колумбия).

Если аспекты христианства по прежнему кажутся ценными, то их не поколеблет тот факт, что 2000 лет назад эти аспекты провозгласили поклонники мухомора и тем более то обстоятельство, что христианство возникло не на пустом месте, а основано на язычестве — поклонении природному тмд реактору. Десять заповедей, как всевместилище морали, может служить человечеству еще долго, так как их мало кто даже знает (пробуйте перечислить — не получится). А современные кодексы законов с их тысячами установок, так же не исполняются, как и 10 заповедей.

1) решать задачи и запоминать (гриб физариум);
2) подчинять себе других существ (гриб кордицепс);
3) сдерживать ледники.

Источник

Явления Богоматери (Иисуса Христа, святых) и икон на территории Беларуси

По исторической, краеведческой и церковной литературе, по архивным данным и по сведениям, зафиксированным экспедициями этно-исторического центра «Явар» в 2000–2014 гг. собрана довольно обширная информация о местах явлений Богоматери, Иисуса Христа, некоторых святых (более полусотни) и чудодейственных икон, в основном с изображениями Божьей Матери (около сотни).

Сведения о подобных явлениях встречаются начиная с ХI–ХII веков. Много информации, относящейся к ХIХ – началу ХХ веков содержится в изданиях по статистическим описаниям православных епархий и католических диоцезий, а также в церковных периодических изданиях.

Все истории являются популярными сюжетами народно-христианских преданий. Явления обычно происходят в глухих, отдаленных местах (в лесу, на источнике, на камне, на горе), сопровождаются сиянием и связываются с чудесами. Первыми с ними сталкиваются мифологизированные личности – пастухи (особенно дети-пастушки), старцы-слепцы, охотники, лесники, девушки, женщины, монахи, крестьяне и др.

Урочище Грушка (д. Бушмичи, Каменецкий р-н, Брестской обл.). По легенде девочка увидела здесь под грушей Божью Матерь.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Начиная от условного объявления Богоматери, святого или иконы, формировалось культовое место, но эволюция каждого из них была разная. В некоторых случаях наблюдалось угасание культа, а потом его неоднократные возрождения. Часто к таким местам начинались массовые паломничества христиан разных конфессий, а бывало и иноверцев (имение Крупцы возле Минска, д. Дудичи Пуховичского р-на, Жировичи Слонимского р-на, д. Сухополь Пружанского р-на и др.). Во многих районах на место явления по определенным праздникам от приходского храма шли крестным ходом.

Такая информация представляет интерес не только для истории религии, но также психологии, геофизики, географии ландшафта, изучения народной культуры.

Карта № 1. Места явлений Богоматери (Девы Марии, Святой Панны, Матки Боской и др.). На камне: 1. д. Бобры, Лидский р-н, Гродненская обл.; 2. д. Броды, Пружанский р-н, Брестская обл.; 3. д. Великий Полсвиж, Лепельский р-н, Витебская обл.; 4. д. Гудовичи/Верхлес, Червенский р-н, Минская обл.; 5. д. Деревная, Логойский р-н, Минская обл.; 6. д. Добрый Бор, Барановичский р-н, Брестская обл.; 7. д. Дятловичи, Волковысский р-н, Гродненская обл.; 8. д. Заозерье, Октябрьский р-н, Гомельская обл.; 9. д. Зосимовичи, Пружанский р-н, Брестская обл.; 10. д. Кивачино, Пружанский р-н, Брестская обл.; 11. д. Клиновая, Шарковщинский р-н, Витебская обл.; 12. д. Колоница, Миорский р-н, Витебская обл.; 13. д. Комайск, Докшицкий р-н, Витебская обл.; 14. д. Конюхи, Берестовицкий р-н, Брестская обл.; 15. д. Котовичи, Вороновский р-н, Гродненская обл.; 16. д. Красная Слобода (Вызна), Солигорский р-н, Минская обл.; 17. д. Липск, Докшицкий р-н, Витебская обл.; 18. д. Лукомль, Чашницкий р-н, Витебская обл.; 19. д. Мейры, Лидский р-н, Гродненская обл.; 20. д. Озерецк, Сенненский р-н, Витебская обл.; 21. д. Островно, Бешенковичский р-н, Витебская обл.; 22. г. Пружаны, Брестская обл.; 23. д. Сенежицы(чи), Новогрудский р-н, Гродненская обл.; 24. д. Шилово, Пружанский р-н, Брестская обл.; 25. д. Шишки, Мядельский р-н, Минская обл. На роднике: 26. д. Горно/Избище, Логойский р-н, Минская обл. На горе: 27. д. Евличи, Слуцкий р-н, Минская обл.; 28. д. Октябрь (Старчицы), Солигорский р-н, Минская обл.; 29. д. Перевоз/Харитоновка, Копыльский р-н, Минская обл.; 30. д. Щитковичи, Стародорожский р-н. Минская обл. Около дерева: 31. д. Бушмичи, Каменецкий р-н, Брестская обл.; 32. д. Деревная, Слонимский р-н, Гродненская обл.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Преданий о явлении Божьей Матери можно перечислить более сотни. Особенно выделяются рассказы о том, что Богоматерь спускается с небес, ходит по земле и часто на камне остаются её следы. Отсюда валуны с выемками, подобными на следки, получили название «камни-следовики». В народе их называют След Богородицы, Стопа Божьей Матери, След Девы Марии, След Святой Панны и т. д. Камни-следовики находятся как на возвышенных, так и в низинных местах. Часто рядом есть Святой источник или Святое дерево.

По поверьям дождевая вода со следков на камне считается лечебной, особенно от болезней глаз, головных болей, лихорадки. Некоторым камням-следовикам и в наше время носят цветы, ленточки, деньги, бусы и другие дары (Ставы Каменецкого р-на, Броды Пружанского р-на на Брестчине, Гостбищи Узденского р-на, Сороги Слуцкого р-на на Минщине, Конюхи Берестовицкого, Бобры Лидского р-на на Гродненщине). Про случаи явления Богоматери рассказывают и в наши дни, как, например, в д. Лесники Лидского р-на.

Следок Богородицы на камне близ д. Бобры (Лидский р-н, Гродненская обл.).

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Известны случаи, когда церковные и светские власти боролись со следовиками как с языческими объектами. Возле д. Заозерье (сейчас Октябрьский р-н Гомельской обл.) в середине ХIХ века, по данным газеты «Минские Губернские ведомости» (1868 г.), полиция разбила камень со следком, но крестьяне сложили его из кусочков и он стал пользоваться еще большей популярностью. Тогда церковь возвела над камнем часовню.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесуКамень-следовик со следком Божьей Матери в д. Ставы/Огородники (Каменецкий р-н, Брестская обл.).

В 1887 г. газета «Литовские Епархиальные ведомости» (№ 44) писала, что крестьянка д. Раубецки Сухопольской волости Пружанского уезда Настасия Вакуло пасла гусей и на болоте на камне ей показались следы человеческих ног и одна продольная линия. Вернувшись домой, она стала рассказывать, что заметила следы Богородицы. Камню стали носить пожертвования, а Вакуло все забирала себе.

Вскоре она поставила будку (часовню) и скамейку. В будке повесила три иконы, купленные у старосты сухопольской православной церкви. Полиция завела уголовное дело на крестьянку. Будку сломали, а камень зарыли.

В начале ХХ века этнограф А. Сержпутовский зафиксировал предания о явлении Божьей Матери на Случчине. В д. Евличи она явилась перед девочкой 8–9 лет и сказала, чтобы на этом месте поставили крест. Девочка рассказала все односельчанам и вскоре умерла. Люди построили церковь и стали ходить туда по первым новолунным воскресеньям.

Вблизи местечка Вызна (сейчас д. Красная Слобода Солигорского р-на) будто бы возле камня сначала одной, а потом и другой женщине явилась Божья Матерь и просила, чтобы на этом месте сделали Прощу, т.е. поклонное место. Сюда также стали ходить по первым новолунным воскресеньям и возвели часовню.

В урочище Борисова Роща (Барысаў Гай) возле д. Щитковичи (Стародорожский р-н Минской обл.) одной женщине явилась Божья Матерь [32]. Ещё в 1920-ые годы по первым новолунным воскресеньям сюда приезжал православный священник и проходили молебны. Сейчас на этом месте много крестов и люди собираются тут на Радовницу поминать предков, хотя кладбища тут никогда не было.

В двух известных случаях Богоматерь явилась возле груши. В д. Деревная Слонимского района её первыми увидели пастухи. Они сказали об этом помещику и тот построил церковь. Предание говорит, что на грушу Божья Матерь перешла из д. Колпиницы из-под Слуцка, а потом она ушла в Ошмянский уезд. В Бушмичах Каменецкого района Богородица предстала перед семилетней девочкой и через неё просила людей, чтобы они молились Богу. Рядом с грушей построили часовню. В наше время на этом месте возведен храм и постоянно ставят кресты.

Нередки явления Богородицы вблизи источника. Например, возле д. Зосимовичи Пружанского р-на она будто бы явилась возле родника и камня. В часовне даже была запись о её предполагаемом явлении в 1822 году. Явления Богоматери происходили и на дороге. Возле д. Ширвин вблизи местечка Берестовицы на Гродненщине по преданию женщина шла к знахарю, и, подойдя к лесу, увидела перед собой двух женщин в сиянии. Они приказали ей три раза в сутки приходить на это место и молиться.

В деревнях Гудовичи и Верхлес Червенского р-на на Минщине зафиксировано предание о трех Богородицах. Между деревнями на Святой Горе (Марьиной Горе) лежит камень-следовик (Ступня Магдаленки) про который рассказывают, что шли три Богородицы. Одна повернула в Дудичи, другая – в Новосёлки, а третья, прежде чем идти в Ляды, отдыхала на камне и оставила след. Камню поклоняются и в наше время. За ХХ столетие вокруг образовалось большое кладбище.

По многим преданиям Божья Матерь являлась слепцам. Она указывала им родник, они промывали глаза и становились зрячими (Избище/Двиноса Логойского р-на, Горки на Пинщине и др.). В д. Комайск Докшицкого района когда-то перед слепым старцем на камне явилась Богородица. Она приказала ему идти к владельцу тех земель и сказать, чтобы он на месте её явления построил церковь. Старец так сделал, и ему вернулось зрение. В этой деревне сохранилась Ильинская церковь, построенная в ХVIII веке, где в алтарной части под полом лежит камень-следовик и через дверцу ему кладут дары.

Слепцы не случайно фигурируют в преданиях. Они считаются посредниками с иным миром. Слепота ассоциируется с темнотой, а зрение со светом. Также незрячие оцениваются как божьи люди.

Часто в преданиях Божья Матерь объявляется людям, занимающим привилегированное положение в обществе (князь, пан, помещик, магнат и др.). Например, у д. Старчицы на Случчине (сейчас д. Октябрь Солигорского р-на) она явилась на горе знатному человеку Льву Шополе. Он основал тут монастырь. Это место почитается сейчас, и там установлен высокий деревянный крест.

Деревянный крест в д. Октябрь Солигорского р-на Минской обл. неподалеку от места явления Богоматери Льву Шополе.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Есть предания, связанные не с явлением самой Богородицы, а с её тайным голосом, или с видением её во сне больными. В таких случаях она также указывает родник и больной излечивается: Пастовичи (Стародорожский р-н), урочище Вольск (возле Кировска Могилевской области), Раков (Воложинский р-н). В бывшем Лидском уезде возле д. Собакинцы (теперь д. Первомайская Щучинского р-на) по преданию Божья Матерь явилась священнику в сонном видении и просила возобновить её икону. Предания о явлении Божьей Матери во сне не случайны. По мифологическим воззрениям сон – это канал связи с потусторонним миром.

Кроме явлений Божьей Матери встречаются упоминания о явлениях Иисуса Христа и святых. В Миколках Узденского р-на считали, что в кроне дуба видели образ Христа. В Куцевщине и Грозово Копыльского района говорили о следках св. Николая на камнях. В Лукомле Чашницкого района некоему Парфению явился св. Николай и просил поставить церковь. В Шацке Пуховичского р-на местному жителю на роднике явился архангел Михаил.

Карта № 2. Места явления Христа и святых. На камне: 1. д. Актуловичи, Копыльский р-н, Минская обл.; 2. д. Баровцы, Вилейский р-н, Минская обл.; 3. д. Волковщина, Миорский р-н, Витебская обл.; 4. д. Гостбищи, Узденский р-н, Минская обл.; 5. д. Залесье, Петриковский р-н, Гомельская обл.; 6. д. Катка, Глусский р-н, Могилевская обл.; 7. д. Клешево, Слуцкий р-н, Минская обл.; 8. д. Корзуны, Копыльский р-н, Минская обл.; 9. д. Костеши, Любанский р-н, Минская обл.; 10. д. Кудиновичи, Копыльский р-н, Минская обл.; 11. д. Литвичи, Логойский р-н, Минская обл.; 12. д. Сороги, Слуцкий р-н, Минская обл.; 13. д. Утрилово, Сенненский р-н, Витебская обл.; 14. д. Шалухи, Молодеченский р-н, Минская обл.; 15. д. Якубянцы, Браславский р-н, Витебская обл. На дереве: 16. д. Миколки, Узденский р-н, Минская обл. (на дубе); 17. д. Шклянцы, Докшицкий р-н, Витебская обл. (на сосне). Места явлений святых: 18. д. Грозово, Копыльский р-н, Минская обл. (св. Николай на камне); 19. д. Куцевщина, Копыльский р-н, Минская обл. (св. Николай на камне); 20. д. Боровая, Чашницкий р-н, Витебская обл. (какой-то апостол на камне).

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Для территории Беларуси издавна характерен культ чудодейственных икон, особенно икон Божьей Матери.

Икона утвердилась с самого зарождения христианства в качестве изображения, предназначенного для поклонения. Она сопровождала людей от рождения до смерти. Культ икон стал распространяться из Византии с ХI–XII веков, а в средневековье, когда свирепствовали эпидемии, получил широкое распространение как антиморовое средство у православных, католиков и униатов. Расцвет культа приходится на эпоху Великого княжества Литовского. В европейской культуре это явление считается оригинальным и автономным особенно для территории Беларуси. Причины его исследователи видят в соприкосновении латинского Запада и православного Востока.

Иконы, также как и сама Божья Матерь и святые, по преданиям в сиянии являлись на дереве, роднике, горе, камне. Часто на дереве возле родника. В летописях и в разного рода исторических документах называются даже конкретные даты таких явлений: Купятичи (Пинского р-на) – 1180 г., Пустынки (возле Мстиславля) – 1386 г., Жировичи (Слонимского р-на) – 1470 г., Городно (на Пинщине) – 1473 г., г. Минск и Новый Свержень (Столбцовского р-на) – 1500 г., Крупцы (близ Минска) – 1612 г., Старчицы/Октябрь (Солигорского р-на) – 1670 г., Черняково (Березовского р-на) – 1725 г., Зосимовичи (Пружанского р-на) – 1822 г. По некоторым иконам называются только столетия: Раков (Воложинского р-на) – ХV в., Халявщина (возле Минска) – вторая половина ХVI в., Тупичево (вблизи Мстиславля) и в Сукневичах (Сморгонского р-н) – начало ХVII в., Раковичи (Щучинского р-на) – ХVIII в.

Чудотворный источник на месте явления иконы в Раковичах (Щучинский р-н, Гродненской обл.).

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Наиболее распространены предания о явлениях икон на дереве. В мифологии дерево отождествляется с серединным светом (землёй) и является символом объединения всех сфер космоса. Знаменитая Жировичская икона (Слонимский р-н) явилась на груше в пуще, которой владел язычник Жир. Она издавала необычное сияние и первыми её увидели пастушки. Они отдали икону вельможе Солтану, но она «сбежала» опять на тоже дерево.

На грушах по преданиям иконы явились также в Раковичах Щучинского р-на, в Сукневичах (Сморгонского р-на), Васьковке (Мозырского р-на). Про Васьковскую икону легенда рассказывает, что крестьянин Иван Дидко потерял волов, долго их искал и зашел на остров – там в необыкновенном сиянии на груше увидел икону, а рядом паслись его волы. На этом месте потом построили церковь и поместили в ней икону.

Многие иконы явились на липе и именно в необыкновенном сиянии. На месте Пустынского монастыря возле Мстиславля икона явилась слепому князю Лугвению, сыну Ольгерда. Позже там была возведена часовня, а затем Успенско-Пустынская обитель. В Горбацевичах возле Бобруйска икону в дупле липы нашел крестьянин Колтун. Её три раза забирали в Бобруйск в костел, но она возвращалась обратно. Тогда на этом месте построили костел, который потом стал униатской церковью, а затем православной. Есть сообщения о явлениях икон в Дудичах (Пуховичского р-на), Конковичах (Петриковского р-на), Лужках (Шарковщинского р-на), Любче (Новогрудского р-на) и других местах.

Часовня в д. Любча (Новогрудского р-на Гродненской обл.) на месте, где по преданию на липе явилась икона.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Часто иконы являлись на сосне. В Гавезне (сейчас Новопольцы) Столбцовского р-на икону первыми увидели крестьяне когда шли на работу и поэтому опоздали. Эконом наказал их и за это ослеп. Чтобы искупить грех он на месте явления иконы построил церковь. Про икону в Черняково Березовского р-на предание по сюжету подобно преданию об иконе в Васьковке на Мозырщине где явление произошло на груше.

В Боровке на Лепельщине икону, подвешенную среди трех сосен, нашли священники. В Будче Ганцевичского р-на Брестчины икона объявилась в Избийском бору в конце ХVIII в. на сосне (по некоторым данным на осине) и там построили церковь. На сосне иконы явились также в Нивках Логойского р-на, Старинках Вилейского р-на, Крупейках Лоевского р-на на Гомельщине.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесуСовременная икона на дереве, д. Лесино, Толочинский район, Витебская обл.

Есть данные о явлениях иконы на березе (Гавеньково Верхнедвинского р-на, Носилово Молодеченского р-на); на дубе (Гнезно/Костевичи Волковысского р-на, Горная Мозырского р-на, Озеры Гродненского р-на, Упиревичи Борисовского р-на). Чаще всего это иконы Божьей Матери, но есть и другие.

Так, в д. Свядское (сейчас Комсомольск) Речицкого р-на на дубе явилась икона Ильи Пророка, а на дубе в Неклюдово Толочинского р-на – икона святых мучеников Бориса и Глеба.

Многие предания местом явления иконы называют лес, без указания конкретного дерева (Барколабово Быховского р-на, Корытное Осиповичского р-на, Боруны Ошмянского р-на и др.). Например, в Барколабово икону первыми увидели пастухи на дереве возле родника. На этом месте сначала построили часовню, а затем Свято-Вознесенский монастырь.

В д. Сухополь Пружанского р-на рассказывали, что икону на дереве в лесу оставил казак (конный солдат) и её нашли местные жители, но никак не могли снять. Тогда в телегу впрягли пару волов и только так перевезли икону в церковь. Церковь потом сгорела. Через какое-то время старец-пастух увидел во сне, что икона не сгорела, а сохранилась в земле. Он пошел к священнику и попросил указать, в каком точно месте до пожара в церкви помещалась святыня. На этом месте стали копать и нашли икону. В Купятичах Пинского р-на икона явилась девушке Анне.

Карта № 3. Иконы, явленные на дереве (в основном иконы Божьей Матери). 1. д. Барколабово, Быховский р-н, Могилевская обл. (лес); 2. д. Боровка, Лепельский р-н, Витебская обл. (лес); 3. д. Будча, Ганцевичский р-н, Брестская обл. (осина/сосна); 4. д. Васьковка, Мозырский р-н, Гомельская обл. (груша); 5. д. Гавеньково, Верхнедвинский р-н, Витебская обл. (береза); 6. д. Гнезно/Костевичи, Волковысский р-н, Гродненская обл. (дуб); 7. д. Горбацевичи, Бобруйский р-н, Могилевская обл. (липа); 8. д. Горная, Мозырский р-н, Гомельская обл. (дуб); 9. д. Дудичи, Пуховичский р-н, Минская обл. (липа); 10. д. Жировицы(чи), Слонимский р-н, Гродненская обл. (груша); 11. д. Залесье, Сморгонский р-н, Гродненская обл. (сосна); 12. пос. Комсомольск (Свядское), Речицкий р-н, Гомельская обл. (дуб); 13. д. Конковичи, Петриковский р-н, Гомельская обл. (липа); 14. д. Корытное, Осиповичский р-н, Могилевская обл. (лес); 15. д. Крупейки, Лоевский р-н, Гомельская обл. (сосна); 16. д. Лужки, Шарковщинский р-н, Витебская обл. (липа); 17. г.п. Любча, Новогрудский р-н, Гродненская обл. (липа); 18. д. Неклюдово, Толочинский р-н, Витебская обл. (дуб); 19. д. Нивки, Логойский р-н, Минская обл. (сосна); 20. д. Новопольцы (Гавезна), Столбцовский р-н, Минская обл. (сосна); 21. д. Носилово, Молодеченский р-н, Минская обл. (береза); 22. д. Озеры, Гродненский р-н, Гродненская обл. (дуб); 23. д. Осингородок, Поставский р-н, Витебская обл. (осина); 24. д. Пустынки, Мстиславский р-н, Могилевская обл. (липа); 25. д. Раков, Воложинский р-н, Минская обл. (лес); 26. д. Раковичи, Щучинский р-н, Гродненская обл. (груша); 27. д. Старинка, Вилейский р-н, Минская обл. (сосна); 28. д. Сукневичи, Сморгонский р-н, Гродненская обл. (груша); 29. д. Сухополь, Пружанский р-н, Брестская обл. (лес); 30. д. Упиревичи, Борисовский р-н, Минская обл. (дуб); 31. д. Черняково, Березовский р-н, Брестская обл. (сосна); 32. г. Шклов. Могилевская обл. (сосна).

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

По некоторым легендам икона явилась именно на самом источнике, или в колодце, например в д. Лемница (Толочинского р-на), Горная Веровойша (Оршанского р-на), Опанасковичи (Ушачского р-на), Зборск (Осиповичского р-на), Жеробычи/Слобода (Шумилинского р-на), Панара (Сморгонского р-на), Свержень (Рогачевского р-на),

Крупцы возле Минска (сейчас микрорайон Веснянка) и т.д. Например, в Лашевичах Свислочского р-на Гродненщины бытовало предание о том, что девушка утром доставала воду из колодца и вынула вместе с ней икону Божьей Матери с младенцем. Она рассказала об этом односельчанам. В деревне был старик и ему удалось перенести икону в старую униатскую церковь, которая находилась между колодцем и кладбищем.

В Лешне Молодеченского р-на старожилы увидели в роднике икону Божьей Матери. Там устроили деревянный колодец и рядом поставили крест. В 1950-ые годы по приказу властей ночью бульдозерист засыпал колодец, но источник пробился в другом месте. Сейчас это место обустроено и ему в основном поклоняются католики в праздник Найсвятейшего сердца Иисуса.

Явления икон на горе легенды отмечают в Белыничах (Белыничского р-на), Юровичах (Калинковичского р-на), Велятичах (Борисовского р-на), Марьиной Горке (Пуховичского р-на) и других местах. Так, в Марьиной Горке икона явилась Исидору – жителю деревни Лядцы во время тяжелой болезни. Он построил на этом месте часовню, а потом люди возвели церковь.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесуВ д. Подлесье (Ляховичский р-н, Брестская обл.) икона по легенде явилась на камне, который ныне хранится в храме.

В литературе встречается информация о явлениях иконы на реке, в земле. Это не только предания, но и возможная реальность, так как обычно иконы не уничтожались, не сжигались, а их пускали по реке или закапывали в землю. В Раковичах Щучинского р-на одно из преданий говорит о явлении иконы на груше, а согласно другой версии она приплыла по реке.

В Смиловичах Червенского р-на икона Божьей Матери объявилась на дороге. В местечке Песочное на Немане (Копыльский р-н) икона была найдена в земле. По преданию когда-то там был костёл и две православные церкви. Католики в своём храме поместили икону, взятую в окрестностях Слуцка в православном монастыре. Потом костел сгорел. Прошло пятьдесят лет и этот участок земли отдали местному жителю. Он начал возводить гумно и нашел икону. Её поместили в православный храм.

Карта № 4. Явленые иконы Богоматери. На роднике: 1. д. Горная Веровойша, Оршанский р-н, Витебская обл.; 2. д. Зборск, Осиповичский р-н, Могилевская обл.; 3. д. Крупцы (микр. р-н Веснянка), г. Минск; 4. д. Лашевичи, Свислочский р-н, Гродненская обл.; 5. д. Лемница, Толочинский р-н, Витебская обл.; 6. д. Лешня, Молодеченский р-н, Минская обл.; 7. д. Панара, Сморгонский р-н, Гродненская обл.; 8. д. Свержень, Рогачевский р-н, Гомельская обл.; 9. д. Селец, Буда-Кошелевский р-н, Гомельская обл.; 10. д. Сиротино (б. х. Жерёбычи), Шумилинский р-н, Витебская обл.; 11. д. Черневичи, Глубокский р-н, Витебская обл. На горе: 12. д. Любоничи, Кировский р-н, Могилевская обл.; 13. д. Ляды, Смолевичский р-н, Минская обл.; 14. г.п. Марьина Горка, Пуховичский р-н, Минская обл.; 15. д. Юровичи, Калинковичский р-н, Гомельская обл. На камне: 16. г. Борисов (округа). Минская обл.; 17. д. Подлесье, Ляховичский р-н, Брестская обл.

иконы на деревьях в лесу. Смотреть фото иконы на деревьях в лесу. Смотреть картинку иконы на деревьях в лесу. Картинка про иконы на деревьях в лесу. Фото иконы на деревьях в лесу

Таким образом, предания о явлении Божьей Матери, Иисуса Христа, святых и чудодейственных икон это отражение роли зрения в познании мира, новый порядок космоса и утверждение господства христианского мировоззрения. Как правило, места явления это объекты сакральной географии – определенные деревья, камни, родники, горки.

Часто это соотносится с древнейшими природными объектами, где происходили поклонения луне связанные с культом женского божества, который постепенно трансформировался в христианский культ Божьей Матери. С явлениями первыми сталкиваются мифологизированные персонажи: пастухи, лесники, охотники, дети, старцы, девушки, женщины, монахи, крестьяне и др.

Эволюция каждого их таких мест разная: то угасание поклонения, то его неоднократные возрождения. Часто они включались в сферу церковного культа, а иногда вообще не признавались церковью. В более позднее время некоторые явления можно связывать с методами церкви для обоснования места постройки часовни, храма, монастыря.

Фото автора. Диаграммы составлены Виктором Гайдучиком по зарисовкам автора.

Об авторе: Дучиц Людмила Викторовна, к. ист. н., археолог

Доклад был прочитан 25 января 2015 года на конференции Уфокома «Таинственная Беларусь» (Минск)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *