иконы на дубовой доске
Иконная доска
Наличие или отсутствие ковчега, его глубина, форма и пр. особенности позволяют судить о времени создания иконы. Древние иконы почти всегда имеют ковчег. В XIV—XV вв. поля икон обычно узкие, ковчег вытянутой формы. Во второй половине XVI в. при сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний ковчег более углублен. В канонической иконописи полям отводится большее значение.
В конце XVI—XVII вв. появляются иконы без ковчега, хотя живописно ковчег обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены поля иконы. С XVIII в. в иконописи исчезает и иллюзия ковчега, икону часто вставляют в богато декорированную рамку, пришедшую из европейской живописи.
Собирателей икон в среде коллекционеров иногда шутливо называют «ковчежниками», Для неспециалиста в атрибуции и датировке икон, практически единственным показателем древности, а следовательно, и ценности той или иной иконы, служило наличие ковчега.
Иконные доски, издревле, изготавливались из древесины тех пород деревьев, которые в избытке произростали в местах, где жил мастер. И свойства и качества сырья, подходили для деревообработки и изделий. Достаточно вспомнить, что одна из первых икон Богородицы, была написана апостолом Лукой на крышке стола.
Часто, обращая внимание на форму, мы забываем о содержании.
Дорогие друзья! Если вы захотите обзавестись иконой, в первую очередь смотрите на ковчег.
Деревянная основа иконы
Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.
Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.
Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.
Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка
На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.
Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.
Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой
Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.
Древесина для доски иконы
Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.
Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.
Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.
В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.
Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.
Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.
Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.
Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.
Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.
Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.
Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.
Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.
Пихта: безъядровая порода. Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.
Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.
Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.
Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.
Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.
Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.
Скажите пожалуйста, может ли быть доска из красного дерева? Если нет, то почему?
Ограничений по сортам древесины вроде нет, просто обычно используется то, что чаще встречается. Где у нас красное дерево взять?
Скажите, может ли выделяться смола более чем через сто лет после написания иконы?
теоретически, да, хотя это редкость
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какую древесину лучше всего брать для изготовления шпонок; и как соотносится с древесиной доски (для иконы)? Спасибо.
Для шпонок лучше всего дуб.
вадим. Скажите, что за порода дерева, цвет светлый, а доска очень тяжелая для своего размера. С ув.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, рукописная икона из кипариса, золото и гессо. Заказ из-за рубежа, купил в состоянии «новая». Недешевая по цене. На иконе с задней стороны есть трещина, идущая по всей высоте, толщиной 3-4 мм с дальнейшим сужением. Шпонки однородного дерева, на клею с тонкими гвоздями. Иконописец-продавец уверяет, что трещина не является проблемой, что дерево имеет трещины и это естественно. Я опасаюсь за то, что деффект проявится со временем на лицевой части иконы. Как мне быть посоветуйте пожалуйста, вернуть обратно.
По идее, на лицо не должно перейти, небольшая трещина, плотность древесины не даст. Но лучше к реставраторам ещё с ней зайти, чтобы дерево прощупали и всё посмотрели точнее.
Да, конечно лучше смотреть икону воочию. Но все же. вот лицевая часть, надеюсь сможете прокомментировать. Заранее благодарю.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, икона имеет поперечные шпонки на задней стенке для предотвращения деформации древесины и т. д. Вопрос в том, есть ли опасность крепления их на саморезы? (обычно их врезают или клеят).
Ну вообще на саморезы не очень хорошо, доска может плохо отреагировать со временем.
Подскажите пожалуйста, где можно приобрести дерево для изготовления иконы. Я так понимаю, обычные пиломатериалы не подойдут? Т. к. высушивание правильное и откуда дерево, если болотистые места, то возможно плохое хранение в дальнейшем? Или все-таки, обычное приобретение доски, а затем судя по материалу смотрим какие действия необходимы, оставить или сразу работать.
извините, если вопросы глупы.
Проще купить готовую, потому что из своих материалов делать сложно. Их сушат несколько лет, сырая древесина не годится.
Подскажите пожалуйста, у иконы, в процессе доставки помялись углы и стал виден левкас. Что можно сделать с этими деффектами?
Как и чем выровнить и восстановить внешний вид? С уважением.
Елена, есть вк. группа иконописцы продают доки уже левкасом. так же можно заказать доставку в другой город.
Егор, это только реставратор может исправить.
Доска из тополя пролежала 2 месяца с левкасом, и шпонки из дуба стали выступать за края на 2-3мм. Судя по этому доска усохла, но на левкас это никак не повлияло. Возможны ли дальнейшие повреждения после написания иконы?
Выбор основы и ее обработка
Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводится жучок-точильщик (благодаря специфическому запаху кипариса). Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живо
– писи) и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях.
Доски березовые, особенно осиновые, еловые, сосновые и других малоценных пород, непрактичны (хотя и постоянно употребляются): они или очень смолисты (смола может выступать из доски и после просушки, даже иногда через лицевую сторону), или очень рыхлы (береза, осина) и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, отчего сильно коробятся и трескаются.
Совсем непригоден дуб из-за своей особой структуры, способной трескаться под левкасом.
Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.
В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).
Наиболее распространенные шпонки известны под названиями «сквозных», «встречных», «рельефных», «плоских». Форма паза, в который они вставляются, носит название «ласточкин хвост». Но свое назначение – противодействовать покороблению доски – шпонки выполняют не всегда. Доска ссыхается, коробится, шпонки часто выпадают из пазов. Поэтому в конце ХVII века их стали врезать в торцы досок, откуда выпасть им почти невозможно.
Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы – планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски. К такому креплению приходится прибегать особенно в тех случаях, когда икону пишут на старой, сильно выгнутой доске. На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм и не более 3–4 мм для крупных досок.
Шпонка «сквозная» (вверху), шпонка «встречная» (внизу)
Картину, для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося. Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой хорошей работы.
Ранее дощаник с иконником работали в контакте. Дощаник в столярном деле был таким же мастером, каким художник в красочном. Если ему говорили: «Поля в красу, пошире или поуже», – это значило, что целиком полагаются на его вкус, а вкус у хорошего столяра был таким же утонченным, как и у художника.
В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.
Пила в России была известна уже в Х веке, но, по-видимому, до Х века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. От употребления
Продольной пилы из письменных источников известно только с ХVII века 44
Шпонка «рельефная» (вверху), шпонка «торцовая» (внизу)
С конца ХIV века встречаются доски с врезными шпонками В ХV–ХVI веках шпонки только врезали в тыльную сторону доски, и они высоко выступали над поверхностью доски; в иконы малого размера врезали только одну шпонку.
В ХVII веке шпонки также врезали в доску, но их делали низкими и широкими, частью изготовляли из дуба, со сложным профилем. В самом конце ХУП века стали врезать шпонки в торцы досок.
Формат досок, ширина полей, глубина ковчега также имеют характерные для своего времени особенности. Древние иконы, как правило, имеют ковчег. Иконы ХIV–ХV веков отличаются удлиненной формой и узкими полями.
Доски в полтора метра имеют поля шириной 4 – 4,5 см, на досках небольшого размера они суживаются до 1,5–2 см.
Доска с врезными шпонками и дополнительными шипами – «ласточками»
Доска с ковчегом (вверху), доска с двойным ковчегом (внизу)
С конца ХVI века в иконах, главным образом, московских мастеров доска видоизменилась. Пропорции сторон как будто обычные, мерные, но стороны ковчега приблизились к квадрату, поля стали шире (иногда они доходят до 5–6 см на иконах малого формата), а глубина ковчега и на ощупь едва приметна. Появился и распространился двойной ковчег.
В ХVIII веке икона потеряла и цветовые поля. Иконы в иконостасах (также и изображения на стенах) стали обрамляться рамой в стиле барокко и рококо. Стиль барокко представляет собой сочетание растительных мотивов – листьев, ев, цветов, плодов – с геометрическими фигурами – эллипсом, спиралью, а также и с их частями, излюблены ломаные линии. Стиль рококо требует иногда искусственной прогнутости или выпуклости доски. Этот стиль образуется из разнообразных сочетаний только одного мотива, который приближается к раковине, взятой в профиль, и общим видом напоминает человеческое ухо. Этот стиль не имеет четко выраженной рамы, образуя совершенно несимметричные клейма самых разнообразных форм.
Тыльная сторона иконы. Конец XIII – начало XIVвв.: а) следы обработки доски топором; б) следы от накладных шпонок и гнезда от деревянных гвоздей; в) ласточки
В конце ХVIII и начале ХIХ веков эпоха империи выработала стиль «ампир» (стиль империи). Следы этого стиля остались и на иконной доске, придав ей форму некоторых геометрических фигур –эллипса, треугольника и т.п. Это наблюдается, главным образом, в иконах Царских врат, иногда – иконостаса. В первой четверти XX века возник новый стиль «модерн». В основе его лежит пробудившийся интерес к образцам катакомбного искусства, а также и к русской старине.
Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника реставрация. М.. 1961. С, 7‚
Иконная доска
Если говорить о традициях, которые складывались на Руси за века и поддерживались вплоть до 17-го века, то стоит сказать о том, что доски для икон вытесывались мастером из плахи при помощи топора. Если у изготовителя был достаточный опыт в своем ремесле, то даже при помощи этого нехитрого инструмента удавалось изготовить очень качественную основу для иконы.
Окончательную доводку доски производили теслом, скобелем.
Но развитие деревообработки привело к тому, что уже в 17-м веке доски для икон заготавливают при помощи пилы, что позволяет увеличить количество производимых иконных досок из определенного объема древесины, делает производство простым, быстрым, но вместе с тем, ухудшает качество самого продукта. Даже сейчас коллекционеры и ценители древней религиозной живописи с большим уважением отнесутся к иконе, написанной в 19-м веке на доске, сделанной вручную веком ранее. Такова правда жизни и доска, выструганная топором и обработанная скобелем гораздо лучше сохраняется, чем изготовленная при помощи продольной распиловки бревна, пилой.
Иконы небольшого размера, как правило, изготавливались из одной доски, а крупноформатные образы писались на составных досках, для крепления которых между собой использовали клей, а также располагали на задней стороне иконы упрочняющие шпонки. Шпонки способствовали не только удержанию между собой составных досок иконы, но и не давали иконе изгибаться в следствие неравномерного усыхания красочного слоя и задника.
Шпонки у икон могли быть врезными и накладными, а еще они могли быть торцевыми, вставляемыми в специальные прямоугольные пазы, размещающиеся в верхнем и нижнем торце доски. Наиболее редка сквозная разновидность шпонок, в 19-м веке они практически не применялись.
На центральном поле иконы часто выскабливали углубление – ковчег. В ранних вариантах икон ковчег мог быть двойным, а в расхожих иконах XIX века ковчег практически не встречается, это было время всяческого упрощения процесса изготовления иконной доски, когда в ход шли доски без особой подготовки, зачастую их даже не снабжали шпонками.
Интересно, что в иконописных артелях существовало разделение труда и одни из работников занимались исключительно подготовкой досок, другие завершали предварительную обработку, нанося на лицевую сторону основы паволоку и левкас.
Мастеров-изготовителей досок называли дощанниками, левкасчиками звали тех, кто их грунтовал.
В качестве паволоки использовали различные ткани: холст, серпянку или рогожку. Паволока несла совершенно ясную функцию, она укрепляла доску, предохраняя красочный слой иконы от растрескивания и отслоения в случае коробления и растрескивания деревянной основы. На приклеенный к доске слой паволоки наносили левкас, который высушивался и шлифовался, это был последний этап перед тем, как икона попадала в руки иконописца.
При рассматривании старинных икон принято не только внимательнейшим образом анализировать состояние задника, но и обращать внимание на поврежденные участки лицевой стороны, где явственно вырисовывается картина прошлого иконы и особенно – той подготовительной работы, которая проводилась при первоначальном ее изготовлении.
Так, на расхожих образах середины-конца XIX века можно вполне не обнаружить паволоки и даже левкаса, удивительно бывает также вместо паволоки увидеть… строчки букв – это газета, которую использовал левкасчик в качестве быстрого способа подготовки доски под иконопись.
Масляные иконы («маслушки»)из Южных регионов Российской Империи вообще писались на еловых досках, обструганных только с лицевой стороны, а потому и сегодня можно легко занозить руку, держа такой образ. И тут можно не искать ни паволоки, ни левкаса: такие иконы артели писали быстро и дешево, ставя производство буквально на поток.
Для специалиста по старинным иконам важно не только внешнее состояние доски, но и такие факторы, как ее толщина, вес. Известно, что в старину сама иконная доска часто ценилась даже выше, чем живопись, на нее нанесенная, отсюда, во многом, проистекает причина, по которой на старые доски 17-18 веков наносилась новая живопись.
Нынешние мастера-иконописцы тоже часто выбирают для своего творчества не новые доски (которые, кстати, стоят весьма приличных денег), а запасаются старинными иконами, на которых утрачены лики, но сама доска достаточно прочна и крепка, чтобы еще века служить в качестве основы.
Если вы хотите начать собирать старинные иконы, обязательно углубитесь в изучение иконных досок. К сожалению, пользуясь многочисленными цветными печатными изданиями, каталогами и альбомами, сделать в полной мере это не удастся, так как там, как правило, изображается лишь лицевая сторона образа. Практикум можно пытаться пройти на торговых площадках, где продавцы позволяют брать свой товар в руки и рассматривать его со всех сторон.
На нашем сайте в разделе « Иконы деревянные » Вы также можете исследовать иконные доски, пользуясь качественными фотографиями и текстовыми описаниями. Если Вам будет недостаточно приведенных информационных материалов, мы всегда готовы предоставить Вам необходимые исчерпывающие сведения по любому из лотов.