иконы новодевичьего монастыря в москве
Святыни
Смоленская икона Божией Матери
В Византии эту икону называли «Одигитрия«, Путеводительница, которая была в том числе символом воинской доблести, ей благословляли воинов перед сражением. Список этой иконы был привезен на Русь из Византии в 1046 г. византийской принцессой Анной Мономах, дочерью византийского императора Константина Мономаха. Анна стала женой черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода и Анны Владимир Мономах в 1095 году перенес образ из Чернигова в Смоленск, где в 1101 г. построил деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона Смоленской Богоматери (Одигитрия) была размещена.
В 1404 году, когда Смоленск был захвачен Литовским княжеством, икона была привезена в Москву и до 1456 года находилась в Благовещенском соборе Кремля. Перед тем, как икону возвратили в Смоленск, с нее был сделан список и размещен в Благовещенском соборе Кремля. Икона Смоленской Богоматери (Одигитрия) в Новодевичьем монастыре середины XVI в. является списком с кремлевского образа. Древняя византийская икона Смоленской Богоматери (Одигитрия), которая была привезена на Русь в 1046 г., была утеряна во время Второй мировой войны.
Иверская икона Божией Матери
Икона Богоматери «Иверская» была привезена в Москву 13 октября 1648 года из Иверского монастыря на Святой Горе Афон в подарок царю Алексею Михайловичу. Древнюю, афонскую икону обливали святой водой и на ней замешивали краски, которыми писали новую икону. Во время работы иконописец Ямвлих Романов соблюдал строгий пост. Икона написана на кипарисовой доске и является точным списком по образу и размеру древней иконы из Иверского монастыря на Святой Горе Афон. На нижем поле сохранился автограф мастера: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов в кельях Иверских живущих. Лета 7156 (1648)». В верхней части иконы — надпись на греческом языке «Πορταΐτισσα» (Портаитисса, Вратарница).
В 1654 г. икона Иверской Богоматери сопровождала царя Алексея Михайловича в поход на Смоленск и по возвращении, в благодарность за одержанную победу, он поставил ее в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Икона Иверской Богоматери находилась в Новодевичьем монастыре более трехсот лет. В конце 2010 г. в связи с переездом филиала Государственного Исторического музея из Новодевичьего монастыря, икона впервые покинула древнюю обитель.
В настоящее время икона Иверской Богоматери находится в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
Иверская икона и ее главный чтимый список
Приблизительное время чтения: 2 мин.
24 мая 2012 года в Москве состоялся молебен перед возвращенным Русской Православной Церкви чудотворным списком Иверской иконы Божией Матери. Журнал «Фома» решил рассказать подробнее об этой святыни, ее значении и истории.
По Преданию, которое хранят монахи Святой Горы Афон, Иверская икона Божией Матери впервые явила себя в IX веке византийскому императору Феофилу во время иконоборческих гонений на православных.
Однако явление иконы Божией Матери «Иверская» непосредственно монахам Афона произошло позднее – в XI веке. Икона была явлена на море, над ней возвышался огненный столп, который достигал самого неба. Монахи пытались принять икону с поверхности морских вод, но она постоянно от них отдалялась. Однако Сама Матерь Божия явилась во сне иноку Гавриилу, который был насельником Иверского монастыря на Афоне и повелела ему, пройдя по волнам, взять Свой явленный образ. Гавриил исполнил повеление Божией Матери и забрал икону. По месту явления образ и получил свое прозвание «Иверская» (Иверия – древнее название Восточной Грузии).
От Иверской иконы происходили неоднократные чудеса и исцеления,как следствие с иконы стали делать чтимые списки.
В 1648 году один из таких списков был преподнесен тремя монахами с Афона царю Алексею Михайловичу. Этот образ был написан по просьбе архимандрита Московского Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Московского Никона, обращенного к игумену Афонского Иверского монастыря архимандриту Пахомию. Чтимый список был торжественно встречен в Москве 13 (26) октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города. Торжественную встречу списка возглавляли царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф. Этот день стал отмечаться как праздник в честь принесения Иверской иконы в Москву.
В 1654 году чтимый список Иверской иконы царь Алексей Михайлович взял с собой на войну с поляками, которая охватила 1654-1667 года. Знаковым событием стал разгром польских войск под городом Вязьма. В честь этого события, по своем возвращении в Москву, царь Алексей Михайлович поместил чтимый список Иверской иконы в Смоленском соборе Новодевичьего женского монастыря Москвы.
В стенах Новодевичьей обители этот чтимый список и хранился на протяжении последующих трех с половиной столетий. Однажды, в 1913 году, его временно перенесли в Митрополичьи палаты Чудова монастыря Московского Кремля. Это было связано с тем, что в этот год Россия праздновала 300-летие правления Дома Романовых, и образ был вынесен для всеобщего поклонения.
В 1922 году Новодевичий монастырь был закрыт, а в 1934 году он становится филиалом Государственного Исторического музея. В это время чтимый список Иверской иконы вместе с другими ценностями и реликвиями попадает в фонды филиала музея. Все последующие годы Иверская икона была недоступна для широкого поклонения верующих. Ситуация изменилась уже в наше время.
В 2008-2010 годах икону несколько раз приносили в Смоленский собор для поклонения, однако когда филиал Государственного Исторического музея был выведен с территории монастыря вместе с ним покинул обитель и чтимый список Иверской иконы. Сам Новодевичий монастырь был окончательно передан Русской Православной Церкви 22 марта 2010 года.
6 мая 2012 года чтимый список Иверской иконы Божией Матери был торжественно возвращен Новодевичьей обители и помещен на прежнем месте – в Смоленском соборе монастыря.
Новодевичий монастырь: там, где Москва простилась со святыней
Приблизительное время чтения: 4 мин.
История создания Новодевичьей обители началась, собственно, еще за десять лет до ее основания. В 1514 году, в связи с крупным военным успехом – взятием города Смоленска в очередной кампании – великий князь Московский Василий III дал обет основать в честь этого значимого события монастырь.
Новодевичий монастырь.
Ночной вид (вид с северо-востока), 1848
И вот, спустя десятилетие, в 1524 году был основан Новодевичий женский монастырь. Монастырь был основан именно на том месте, где в 1456 году москвичи попрощались со Смоленской иконой Божией Матери, которую они возвращали назад Смоленску (до этого икона несколько десятилетий пробыла в Москве). Так как монастырь основывался в честь взятия Смоленска, то и место выбрали символичное. На память об этом событии в обитель был перенесен список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.
Одной из отличительных особенностей обители стало то, что здесь часто постригали в монахини представительниц знатных боярских родов. Иногда такие постриги совершались явно против воли постригаемых. Так, например, в 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, который был сыном Ивана IV Грозного, его супруга царица Ирина приняла здесь постриг с именем Александры.
21 февраля 1598 года к монастырю пришли москвичи – просить на царство Бориса Годунова. А в самом начале Смутного времени, в 1610 году, когда род Годуновых был по-сути уничтожен, в монастырь была поселена инокиня Ольга – многострадальная дочь Бориса Годунова Ксения. На ее долю выпало расплачиваться за годы правления своего отца.
Наполеон. Жак Луи Давид, XVII век
В 1812 году монастырь посетил Наполеон. С французами связан один важный момент в истории обители. Перед своим уходом из Москвы они заминировали ее наряду с другими зданиями. Возможно, нам было бы не суждено увидеть обитель в целости, если бы не подвиг одной из насельниц. Монастырская казначея монахиня Сарра успела затушить фитили, которые вели к бочкам с пороховыми зарядами. Так монастырь был спасен от варварского разрушения.
Пятиглавый Смоленский собор является сердцем Новодевичьей обители – он был построен в 1524-1525 годах. После завершения строительства собор был украшен уникальными фресками, которые на сегодняшний момент составляют одно из ярких свидетельств таланта храмовых иконописцев XVI века. Уже к XVII веку оформился основной архитектурный ансамбль монастыря. Как ни странно, все основные постройки обители были возведены под руководством царевны Софьи, которой впоследствии пришлось провести здесь остаток жизни. Например, в 1690 году была построена колокольня, чуть ранее, в 1685-1687 годах — трапезная монастыря с Успенской церковью. Также при царевне Софье были возведены две надвратные церкви — Покрова Богородицы и в честь Преображения Господня.
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории.
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.
Иконы новодевичьего монастыря в москве
Икона Божией Матери «Одигитрия с предстоящими
Пантелеимоном, Косьмой, Дамианом и Артемием» 17 века с частицами мощей Афонских святых была передана в дар обители для Афонского храма Святейшим Патриархом Алексием II 26 сентября 2006 года.
В иконе находятся частицы мощей:
свщм. Иакова, прмч. Иакова, прмч. Дионисия, прмч. Акакия Афонского, прмч. Евфимия Афонского, прмч. Игнатия Афонского, св. Михаила Синадонского, св. Иоанна Кукузелиса Афонского, св. Евфимия Великого, св. Евдокима Ватопедского, прп. Навкратия Чудотворца, прп. Феоктисты Лезвийской, прп. Пелагеи, св. Параскевы Мученицы, и частицы облачения св. Спиридона, св. Дионисия, св. Герасима, а также миро от Акафистной чудотворной Афонской иконы Божией Матери.
Преподобный Давид Гареджийский пришел по повелению Божией Матери в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.
В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях Тбилиси на горе Мта-Цминда («Святая Гора»).
Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной.
Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов.
Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот.
Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы.
Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением.
Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха.
Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень.
В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.
После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.
Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.
Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня.
Третий же камень преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.
Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.
Источник: Православие и мир
Выдающийся ученый и богослов, пострадавший в годы гонений на Церковь, архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) в 1929 году по дороге в очередную ссылку заболел тифом и скончался в тюремной больнице Ленинграда в возрасте 43 лет, до конца претерпев страдания крестного пути на свою личную Голгофу. Митрополит Серафим (Чичагов) как правящий архиерей попросил тело почившего архипастыря для достойного погребения. Владыке Серафиму удалось добиться у властей разрешения на отпевание архиепископа Илариона архиерейским чином в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря и погребение его на Новодевичьем кладбище. Митрополит Серафим облачил тело сщмч. Илариона в свой белый архиерейский саккос и возложил на его главу свою митру.
Верующие петербуржцы даже в советские времена приходили на могилу святителя, почитая его память. По благословению правящего архиерея митрополита Владимира (Котлярова) 24 июля 1998 года в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги состоялось обретение мощей архиепископа Илариона (Троицкого) на Новодевичьем кладбище. В этом историческом событии принимали участие: настоятельница игумения София с сестрами, клир и прихожане обители, а также два будущих архиерея: иеромонах Игнатий (Бузин, ныне — епископ Армавирский и Лабинский) и иеродиакон Мстислав (Дячина, ныне — епископ Тихвинский и Лодейнопольский).
После Божественной литургии в Казанском храме участники обретения мощей пришли на монастырское кладбище. Накануне над могилой святителя была установлена палатка из пленки на случай дождя, но в тот день светило ослепительное солнце, как в пасхальное утро. После того как сняли слой земли, показались еловые веточки и обитый тканью деревянный гроб, который духовенство, настоятельница и сестры обители под стихиры Пасхи подняли из могилы и торжественно перенесли в игуменский корпус.
При вскрытии гроба обнаружились святые мощи, облаченные в архиерейские ризы. Под митрой на голове святителя хорошо были видны короткие темные волосы — перед смертью владыку обрили в тюремной больнице. Кожа на святых останках была темно-коричневого цвета, как у Киево-Печерских преподобных отцов. Мощи омыли и переодели в белое облачение, сшитое сестрами Пюхтицкого монастыря. На мощи возложили крест и панагию, подаренные насельником Александро-Невской Лавры иеромонахом Мартирием (Кольчиковым, ныне — игумен).
Митрополит Владимир отметил параллели в истории Новодевичьего монастыря — тело усопшего архипастыря перед его похоронами готовили к погребению и облачали в упраздненной к тому времени обители, а в новейшей истории священнослужители вновь возродившейся обители также по уставу омыли и облачили мощи святителя Илариона уже для его прославления. Святые останки вместе с облачением были помещены в раку и крестным ходом перенесены в Казанский храм Новодевичьего монастыря, где они покоились в раке.
Через год приехал наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов, ныне — митрополит Псковский и Порховский) с благословением Святейшего Патриарха перенести мощи архиепископа Илариона в Москву для их прославления. Прощальное богослужение в Казанском храме обители возглавил митрополит Владимир — казалось, весь Петербург пришел проститься со святителем Иларионом, храм был полон верующих.
Накануне матушка благословила сестрам съездить за цветами для украшения храма. В голландской цветочной фирме сестры объяснили, что хотели бы для монастыря приобрести какие-нибудь недорогие цветы со скидкой, которые магазину всё равно будет трудно продать. Продавщица сказала, что должна спросить у владельца — может быть, он даже что-то пожертвует.
Надо было видеть лица сестер, когда через некоторое время работники магазина выкатили им наполненную цветами двухэтажную телегу выше человеческого роста! Оказалось, что всё это владелец магазина пожертвовал монастырю — целое море букетов Господь послал святителю Илариону на его проводы в Москву. В обитель сестры возвращались в доверху наполненной цветами машине. Утром 9 мая 1999 года прощальную Божественную литургию у мощей священномученика Илариона возглавил митрополит Владимир — весь храм благоухал, утопая в цветах.
Отец Тихон привез из Москвы красивую раку с серебряной чеканкой, обитую басмой — в нее переложили мощи святителя. Благотворители для перенесения мощей выделили частный самолет, но новую раку не удавалось пронести в салон, пришлось демонтировать дверь самолета. Целый час ушел на то, чтобы снять дверь самолета, погрузить раку и установить дверь на место. Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон и настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София сопровождали мощи священномученика.
В Москве вечером 9 мая 1999 года мощи святителя были переданы Сретенскому монастырю, откуда владыка Иларион начал свой мученический подвиг. Утром 10 мая 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Сретенском монастыре совершил прославление владыки Илариона в лике местночтимых святых.
В Новодевичьей обители осталась рака, в которой пребывали мощи со дня их обретения, Евангелие, крест, панагия и облачение, в котором был похоронен священномученик Иларион. В те дни была неделя Жен-мироносиц, и на другой день после перенесения мощей сестры обители подходили к опустевшей раке, как в свое время Жены-мироносицы пришли к опустевшему гробу воскресшего Спасителя.
После перенесения мощей удивительным образом помощь Новодевичьему монастырю стала приходить именно из Москвы — сестры знали, что так за них продолжает ходатайствовать святитель Иларион.
Вскоре архимандрит Тихон передал для Новодевичьей обители в специальном ковчеге десницу священномученика Илариона. Причем сначала отец Тихон подготовил только небольшую частицу правой руки святителя, но когда я, приехав за мощами, увидела ковчег, то сказала, что он достаточно большой, и можно было бы положить в него всю десницу.
— Придется положить! — согласился архимандрит.
Святитель Иларион как бы связал невидимыми духовными нитями Сретенскую и Новодевичью обители, хранящие его святые мощи.
В 2000 году сщмч. Иларион был причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских уже для общецерковного почитания. Внучка сщмч. Серафима (Чичагова) — настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря Москвы игумения Серафима (Черная) попросила у матушки Софии часть облачений своего деда. Ей была передана в дар палица митрополита Серафима, в которую он облачил священномученика Илариона перед его погребением — сейчас она хранится в храме Новодевичьего монастыря Москвы. Над палицей помещены иконы двух святых, которым она принадлежала: сщмч. Серафима (Чичагова) и сщмч. Илариона (Троицкого).
По традиции в день обретения мощей святителя в Новодевичьей обители совершается крестный ход на кладбище к месту его захоронения, где возносятся молитвы мученику за Христа. Первое время это был только наш местный монастырский праздник. Впоследствии, в разговоре с насельниками Сретенского монастыря о том, что память святых может праздноваться несколько раз в году, была подана идея о внесении в календарь и дня обретения мощей святителя Илариона. По ходатайству Сретенской обители дата обретения мощей сщмч. Илариона в 2014 году была внесена в общецерковный календарь. Богоугодной жизнью соделавший себя сосудом Святого Духа, сщмч. Иларион является небесным покровителем Воскресенского монастыря, посылая своей десницей благословение подвизающимся и молящимся в этой святой обители.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга состоялось обретение мощей преподобномученицы Марии Гатчинской. В обретении мощей принимали участие настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София с сестрами. Матушка София входила в состав созданной правящим архиереем комиссии по обретению мощей прмц. Марии.
«Помню этот день в Великом посту. Утро. Просыпаюсь, и первый помысел, пришедший после сна — о святой: «Почему после прославления матушки Марии Гатчинской не обретают ее мощи? Ведь местонахождение их известно, могилка находится на Смоленском кладбище». В этот же день сестра, несущая послушание в епархиальном управлении, принесла мне распоряжение митрополита о создании комиссии по обретению мощей — меня включили в состав этой комиссии.»
Из дневника игумении Софии
В тот день было очень сыро, накрапывал дождик. Молебен в храме возглавил епископ Петергофский Маркелл (Ветров, с 2013 г. — епископ Царскосельский), затем участники обретения мощей направились к могилке, по дороге сестры пели по памяти тропарь святой. Вскрытие могилы происходило тоже под трогательное молитвенное пение сестер Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Матушка стояла на дне могилы в холодной весенней воде и с любовью обтирала руками от мокрой земли и глины каждую косточку многострадального тела мученицы. Сестрам помогал благоговейный священник из Павловского собора Гатчины. На лицах людей светилась тихая спокойная радость — все были счастливы послужить преподобной. Господь сподобил игумению Софию поднять из могилы честную главу преподобномученицы, которая была разделена тюремными врачами, вероятно, во время вскрытия, на три части.
Сначала гроб со святыми останками перенесли в крипту Смоленской церкви. Честная глава и пальцы рук святой мученицы удивили медэкспертов своей сохранностью. Также во гробе были обнаружены части монашеских облачений схимницы и ее нательный металлический крест. Во время составления заключения судмедэкспертов сестры читали Псалтирь.
Поскольку в Смоленском храме не нашлось подходящего помещения, гроб с честными останками был промыслительно перенесен в Новодевичий монастырь. Земелькой из могилы преподобной матушка посыпала территорию вокруг здания Свято-Владимирской школы, которое впоследствии было полностью передано монастырю.
Омывание и облачение святых мощей было совершено сестрами Новодевичьей обители. Монахиня Амвросия подготовила схимнические одежды, а монахиня Аврамия облачила прмц. Марию. Первое время мощи пребывали в комнате, где сейчас располагаются архиерейские покои, затем сестры сами, держа раку со святыми останками с четырех сторон, пронесли ее по коридору до Афонского храма, где мощи святой находились некоторое время для поклонения верующих. Впоследствии сестры узнали, что в младенчестве над святой Марией (в миру — Лидией Леляновой) в Новодевичьем монастыре было совершено таинство Крещения.
Утром 30 марта 2007 года в Афонском храме был отслужен молебен и мощи прмц. Марии были перенесены из Новодевичьего монастыря в Павловский собор Гатчины — города, в котором монахиня Мария несла подвиг терпения скорбей и духовной помощи страждущим, и где 19 апреля 2007 года состоялось всенародное прославление великой страдалицы. Матушка София с сестрами молились в этот день в соборе Гатчины за праздничным богослужением, которое возглавил митрополит Владимир. Во время крестного хода сестры несли икону мученицы, ковчежцы с ее облачением, крестом и четками.
В память об участии сестер в судьбе святых останков мученицы за веру Христову, ставшей небесной покровительницей насельниц обители, митрополит Владимир (Котляров) благословил оставить в Новодевичьем монастыре часть честной главы прмц. Марии Гатчинской, которая сейчас хранится в специальном ковчеге в Воскресенском соборе.
Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».
В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.
Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?
Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе Иоанна. Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина, калиф понял, что несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от всего этого.
Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.
Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г.
Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.
Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются:
«Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.);
«Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета);
«Точное изложение Православной веры».
Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина первое место занимают книги:
«Послания против порицающих святые иконы»;
Сочинение против несториан «Рассуждение».
Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.
Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.
«Начальницей веры» и «корнем православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При Крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини – устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.
Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей – «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских – одной из древнерусских княжеских династий.
Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении – Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе – сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловища ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, – пишет летописец, – и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» – купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» – на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор Летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», – повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912–959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».
Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами – началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова – славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает взоры на Запад – Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.
В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», – так повествуют летописи о миссии Адальберта.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы среди торжества язычества ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, – я ожидаю скорой кончины – отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».
«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.
Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.
Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) – Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу – Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен – премудрость. Сама Пресвятая Богородица – Дом Премудрости Божией – благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве – матери городов Русских – явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.
Христианское имя святой Ольги – Елена (в переводе с древнегреческого «факел») – стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории христианской России.