иконы с божьей матерью и младенцем названия и фото
Православная иконография Богородицы
Православная иконография Богородицы
Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности в подземных некрополях римских катакомб. Сокрытие христианства, Святых иконописных образов обусловлено было гонением на веру в те времена. Вплоть до эпохи царствования Константина и Елены.
«Оранта» означает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками, то есть выражает образ христианской святости, неустанного молитвенного обращения.
На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических «изводах». Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.
На иконе Богоматери «Умиление»
Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей». Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах святой Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).
Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями. Епифаний Кипрский в Слове на Великую Субботу, сопоставляя Рождество Христово с погребением Спасителя, пишет, что Христос рождается и погребается в каменной пещере, возлежит в яслях, как во гробе, помазуется смирной при погребении, принимая ее же в дар от волхвов при Рождестве.
Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью». Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.
Основные элементы иконографии Богородицы
1. Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.
2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин.
Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.
3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.
4. Звезды на мафории имеют два значения:
* это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»,
* символ Святой Троицы.
Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.
5. Надпись MR OU – сокращение слов «Матерь Бога», а IС ХС – сокращенное именование Спасителя.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.
Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются основные типы:
1. «Молящаяся»(«Оранта», «Панагия», «Знамение»)
2. «Путеводительница»(«Одигитрия»)
3. «Умиление» («Елеуса»)
4. «Всемилостивая» («Панахранта»)
5. «Заступница» («Агиосортисса»)
1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)
Богоматерь Оранта Великая Панагия.
Иконографический тип «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-«Оранты»(молящаяся) (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период.
Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).
На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:
«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».
Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки.
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.
В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.
На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.
Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.
2. «Путеводительница» («Одигитрия»)
Богоматерь Смоленская. Начало XVI века.
Иконографический тип «Путеводительница» («Одигитрия»)На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.
С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.
Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.
Богоматерь Толгская. Около 1327г.
Иконографический тип «Умиление»(«Елеуса»)На иконе «Умиление»мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.
Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.
Из икон этого типа наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар. Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление»находил, видимо, особый отклик в сердцах, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех православных христиан.
4. «Всемилостивая» («Панахранта», «Всецарица»)
Иконографический тип «Всецарица»Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны — «Державная» и «Всецарица».
Иконографический тип «Заступница»(«Агиосортисса»)На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.
(На правах рукописи. Священник Илья (Попов), священник Тимофей (Животов), М., 1998г.
Опубл. в церковной литературе)
На Святой Руси явлено около 500 чудотворных икон Пречистой Девы, — великое свидетельство Ее живого непрестанного присутствия в стране Своего удела. Чудотворные иконы — проявления, излияния Богородичной любви и Света. Знамение необоримого Покрова и наставления верным (умозрение, богословие в красках, великое множество откровений и явлений Святой Девы было дано через иконы) и грозное обличение нечестивых, в первую очередь, «христианских» фарисеев и книжников. (См., напр., «Сказание о чудотворных иконах Богматери и о Ея милостях к роду человеческому»).
Виды икон Божией Матери и их названия, отличия и значение образов
За всю историю было написано более восьмисот разновидностей иконы Божией Матери. Самые первые из них принято приписывать евангелисту Луке. Наиболее ранние изображения Богородицы были найдены в римских катакомбах, их относят ко второму и третьему векам нашей эры. Давайте рассмотрим наиболее известные вариации икон Пресвятой Девы Марии и разберемся в их происхождении и значениях.
Разновидности православных икон Пресвятой Богородицы с названиями
В русском православном календаре насчитывается около двухсот шестидесяти чтимых икон Богородицы. Общее же число изображений Божьей Матери насчитывает порядка восьмисот шестидесяти икон. Давайте рассмотрим несколько наиболее известных разновидностей изображений Пресвятой Девы Марии.
Казанская
Является одним из самых распространенных изображений Богоматери. Сама Божья Матерь изображена по плечи полубоком, а на ее руке восседает Младенец Иисус. Их взгляды направлены на молящегося. Этой иконой принято благословлять молодоженов к венчанию, ее вешают возле детских кроваток.
Неупиваемая чаша
Чудотворная икона, известная с конца девятнадцатого столетия. По преданию, этот образ Божьей Матери явился миру, как источник помощи людям, страдающим от алкоголизма. На изображении присутствует сама Богоматерь, а впереди нее – младенец Иисус Христос, стоящий в чаше. Первоначальный образ был утерян в двадцатых годах прошлого века.
Феодоровская
Одно из ранних изображений, написанных, согласно преданию, евангелистом Лукой. На месте явления был построен монастырь во имя Нерукотворного Спаса. На иконе изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул обнимающий ее младенец. На обратной стороне изображался образ святой мученицы Параскевы Пятницы, покровительницы свадеб.
Державная
Изображение было найдено впервые во времена Февральской и Октябрьской революций в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Является основной святыней русских монархистов. По преданию, считается символом того, что падение монархии было послано русскому народу в качестве наказания за грехи.
Владимирская
Согласно преданию, написана Лукой во время жизни Девы Марии, на столе, за которым принимали трапезу Иисус Христос с Богородицей и праведным Иосифом. Изображение находилось в Палестине до середины пятого века нашей эры, после чего икону перевезли в Константинополь. В двенадцатом веке копия была отправлена в Киев.
Тихвинская
Еще одна из ранних икон, приписываемых Луке. Находилась в Константинополе до четырнадцатого века, после чего исчезла. Летописи гласят, что в то же время она явилась рыбакам на Ладожском озере возле города Тихвина.
Троеручица
Представляет собой образ Богородицы с младенцем на правой руке. Под правой рукой изображается человеческая кисть. Традиционно третью руку принято считать принадлежащей Богоматери.
Нечаянная радость
Написана под влиянием рассказа Дмитрия Ростовского о чудесном видении грешника, где говорится о человеке, который молился иконе Божьей Матери, а после шел на преступление. Однажды он увидел образ движущимся. Язвы Христа открылись, из них полилась кровь. Грешник просил помиловать его. Изображение повторяет сюжет рассказа – в левом нижнем углу помещают человека, молящегося перед образом Девы Марии с младенцем, в разорванной одежде и с язвами.
Блаженное чрево
На иконе изображается Богоматерь, сидящая на подушке, с младенцем на руках, который прильнул к ее груди. Изображение имеет черты итальянской живописи, из-за чего считается копией с итальянского оригинала.
Благовещение
Посвящена празднику Благовещения. На образе присутствуют Архангел Гавриил и сама Пресвятая Дева Мария. Описывает событие, рассказанное в Евангелие от Луки, когда Господь послал Архангела Гавриила с благой вестью, что Марии суждено стать матерью Спасителя рода человеческого.
Благодатное небо
Основной смысл изображения – прославление Божьей Матери, как Царицы Небесной. Ее прообразом являлась икона «Жена, облеченная в солнце». Образ Жены принято толковать, как символ Христианской Церкви.
Всех скорбящих радость
Здесь Богоматерь изображена в окружении бедствующих людей и ангелов, которые от ее имени совершают благие деяния. Является символом заступничества всех бедных, голодных, больных людей.
Воспитание
Здесь Богородица изображается с младенцем Христом, сидящем на ее левой руке. Правая рука Иисуса простирается к лику Девы Марии. Оригинальный образ находился в Казанском соборе до 1917-го года, после чего был утерян вследствие разрушения храма.
Живоносный источник
По преданию, явление иконы произошло в пятом веке, в Константинополе, в роще рядом с Золотыми Воротами. В этой роще находился святой источник, издавна прославленный чудесами.
Избавительница
Икона приобрела свою известность в семнадцатом веке, когда одна из греческих провинций, благодаря молитвам, избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от этого образа, привлекли множество паломников, что тяготило хранителя святыни Мартиниана.
Образ Избавительницы вез в поезде Александр Третий, когда ехал с семьей с отдыха. Поезд попал в катастрофу, но царская семья чудом была спасена.
Ключ Разумения
Здесь Богородица изображается в полный рост, а в нижней части образа присутствует ключ. Является символом разума и знаний. Перед образом совершаются молебны перед началом обучения детей, а также в случае, если у детей наблюдается задержка умственного развития.
Млекопитательница
Богородица кормит грудью младенца Христа. Иногда изображается в короне и с ангелами. Образу молятся за здоровье младенцев и с просьбами послать побольше грудного молока.
Неувядаемый цвет
Дева Мария с младенцем на правой руке и с белой лилией в левой. Символизирует неувядаемый свет непорочности Пречистой Девы.
Отрада
Один из ранних образов, считающийся нерукотворным. Происхождение связывают с чудесным спасением сына Феодосия Великого – Аркадия, который упал в воду с парусника вблизи монастыря, расположенного на Святой Горе Афон.
Помощница в родах
Икона, которой традиционно молятся женщины с просьбой о рождении детей и благополучных родах. Находится в Храме Спаса Преображения на Болвановке и в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.
Самонаписавшаяся
Икона из афонского скита Иоана Предтечи. Имеет такое название в связи с тем, что, по преданию, художник, писавший ее, никак не мог успешно закончить над ней работу и отложил на утро, уйдя молиться. После чего утром обнаружил изображение полностью готовым.
Скоропослушница
Молитвы этой иконе помогают в непонятных ситуациях и недоумении. Скоропослушница – символ помощи в трудной ситуации, когда срочно нужно уладить дела или решить какие-то вопросы.
Утоли моя печали
Богородица держит младенца Христа правой рукой. В руках у него свиток с посланием к людям. Образ является символом избавления от болезней и душевных мук.
Целительница
Известна благодаря чудесным случаям излечения людей, молившихся перед этой иконой. Является символом исцеления от болезней.
Семистрельная
Богородица здесь изображена пронзённой семью стрелами. Сходна с иконой «Умягчение злых сердец», с тем отличием, что стрелы располагаются по обе стороны от Девы Марии. Было множество свидетельств чудес, сотворенных образом, таких как исцеление от болезней и душевных мук.
Всецарица
Данный образ является наиболее сильным для молитв во спасение от неизлечимых заболеваний, в том числе онкологии. Помимо этого, икона защищает от злого колдовства. Молитвы перед Всецарицей помогают избавиться от пагубных зависимостей.
Достойно есть
Обращение к этой иконе способно отпустить самые тяжелые грехи при условии, что молящийся раскаивается за свою вину. Избавляет ум и душу от греховных убеждений.
Знамение
Изображение сидящей Богородицы, поднимающей свои руки в молитве. На ее груди изображен младенец Иисус Христос на фоне круглого щита. Является одной из древнейших икон Православной Руси.
Иверская
Символ взятия Девой Марией всего человеческого рода под свое заступничество.
Взыскание погибших
Икона, посвященная родителям, молящимся за своих детей, символ утешения родительской скорби. Перед ней принято молиться за здоровье близких, с кем неизбежна долгая разлука.
Четыре типа образов святой
Существуют четыре основные разновидности изображения Девы Марии.
Первая разновидность иконографии – Знамение или Оранта. Богоматерь здесь представлена молящейся, возносящей руки к небу, на груди – красивый медальон с изображением Христа.
Второй тип – Одигитрия. Дева Мария стоит полубоком, а на одной ее руке восседает младенец Иисус. Обычно Богоматерь изображается по пояс, но есть иконы, которые отличаются оплечной композицией. К этому типу относят большинство старинных образов, приписываемых евангелисту Луке.
Третья разновидность – Умиление. Богоматерь склоняется головой к младенцу, а тот обнимает ее за шею.
Четвертый тип – Акафистный. К нему относят иконы, которые не вошли в первые три типа, в том числе редкие экземпляры, на которых не присутствует младенец Иисус.
Значение богородичных икон
Каждая из икон Богородицы означает что-то свое, и каждая является определенным символом. Каждый из образов призван разрешить ту или иную жизненную ситуацию, с которой молящийся обращается к Матери Божьей.
История происхождения первых икон
Первые изображения чудотворного лика Девы Марии приписывают авторству евангелиста Луки. Он считается одним из первых иконописцев в православной и католической традиции. По преданию, он был послан в составе семидесяти апостолов Христа на землю еще при его жизни. Происходил родом из греческой среды и был одним из авторов Нового Завета. Им были написаны первые образы Девы Марии и апостолов Петра и Павла.
Элементы иконографии
На большинстве образов Дева Мария изображается с младенцем – Иисусом Христом, сидящем на ее правой, реже – на левой руке. Взгляды направлены на молящегося и, в зависимости от конкретной разновидности, могут выглядеть спокойными либо уставшими от человеческих грехов.
На Богородице традиционно надет мафорий – одежда замужних женщин. Звезды на одеянии одновременно означают непорочность и являются символом Святой Троицы. Над головой Девы Марии присутствует нимб.
На иконографических изображениях присутствуют надписи: «MR OU» и «IС ХС», что означает имена «Матерь Бога» и «Иисус Христос» соответственно. В варианте икон Оранта Иисус изображается на медальоне Девы Марии, а сама Пресвятая Дева изображена стоя, с вознесенными в молитве руками.
Молитвы
Молитв к Пресвятой Божьей Матери так же много, как и разновидностей ее изображений. Принято считать, что неважно, какой именно иконе вы молитесь, так как молитва обращена не к конкретному образу, а к святому, на нем изображенному.
Самое главное – молитва должна быть искренней, идти от сердца и нести в себе исключительно благородные намерения. Вот некоторые из основных, часто используемых молитв.
Первая
«Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».
Вторая
«Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобой! Среди женщин Ты самая благословенная. Благословен Плод Твоего чрева, потому что Ты родила Спасителя душ наших».
Третья
«Царица моя преблагая, Надежда моя, Богородица, приют сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».