иконы зосимы и савватия с пчелами
Зосима и Савватий – покровители пчеловодов
Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. С пчеловодством связано множество имён известных учёных, врачей, поэтов и даже святых. На Руси покровителями пчеловодства принято считать святых Зосиму и Савватия.
Савватий Соловецкий
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.
Зосима, игумен Соловецкий
Преподобный Зосима, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в небольшом селе Толвуе неподалёку от Онежского озера. После смерти богатых родителей он роздал всё своё унаследованное имущество бедным, принял постриг и ушёл в Поморье на берегу Белого моря. Там он познакомился с отшельником Германом, который поведал ему о пустынном Соловецком острове, где он обитал вместе с преподобным Савватием на протяжении уже 6 лет. Вместе они прибыли в Соловки, где собрали вокруг себя множество последователей. По прибытии на остров Бог благословил Зосиму видением красивой церкви. Множество тяжб пришлось вынести Зосиме, прежде чем их община разрослась. Однажды он даже остался на острове один на всю зиму и чуть не умер от голода, но тяжёлая жизнь закалила его тело и дух. Ни один из приезжающих на остров настоятелей из Новгорода не мог вынести таких лишений и возвращался на родину. В 1452 году Зосиму избрали игуменом. Под его предводительством были установлены храм и обитель, иноки смогли организовать своё хозяйство. Его немногочисленные предсказания сбывались с поразительной точностью. Так, именно он предрёк кончину бояр от рук Иоанна III при взятии Новгорода в 1478 году. Сам Зосима скончался в этом же году и был похоронен в Преображенском храме. Позднее среди моряков ходила молва, что Зосима и Савватий являются гибнущим в морских водах рыбакам. Немало чудес было засвидетельствовано при этом.
Чествование покровителей пчеловодов
Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму:
Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.
«Зосимой» называли в старину улей с иконой святых, который была на каждой пасеке. К этой иконе пчеловоды возносили молитвы о помощи в содержании пчел. Сейчас эта традиция стала забываться, и редко на какой пасеке можно встретить икону покровителей пчеловодства. Купить такую икону для своей пасеки вы можете в нашем интернет-магазине, просто перейдя по этой ссылке.
Иконы зосимы и савватия с пчелами
. Узенькая улочка в музее под открытым небом, что в городе Переяславль-Хмельницкий, петляет между сельскими дворами XIX столетия. Не надо быть большим знатоком, чтобы безошибочно определить, кому они принадлежали. Вот на склоне прилепился маленький дом с крохотным двором, окруженный невысоким плетнем из лозы. В нем когда-то жил бедный крестьянин. А через улицу и двор побольше, и дом под железной крышей, забор будто крепость. Это бывшая купеческая усадьба.
Привлекают внимание опрятная хата в вишневом садочке, раскрашенные оконца и двери, побеленные стены, а возле — маленькая пасека. Дуплянки XVIII в. с конусными лохматыми соломенными крышами стоят, как сказочные духи. Это дом пасечника, а рядом с дорожкой при входе, словно сторож, разместилась деревянная мужская фигура с крестом и лестницей. Узнаем в нем святого Зосиму — покровителя пчеловодства. Но зачем ему лестница?
В прошлом, как известно, пчел содержали в бортях высоко на дереве или в ульях-дуплянках, подвешенных в кронах деревьев, чтобы звери не могли достать. Конечно, без лестницы трудно было обойтись. Вот Зосима, странствуя по пасекам, и подходит к пчеловоду, подает ему лестницу и говорит: «. Лезь на дерево. Проверь своих пчел, а я благословлю твою многотрудную работу».
Раньше дни с 19 по 27 сентября (2–10 октября по новому стилю) называли пчелиной девятиной (девять дней). В начале этой девятины стоит светлый облик святого пустынника Зосимы (его церковь чествует еще и 17 (30) апреля), а в конце — его сподвижник преподобный Савватий. Эти пчелохранители-пчеловоды слились в народном представлении в один нераздельный образ.
Люди на Руси с древнейших времен любили пчел и многие занимались ими. Пчелам поклонялись, ведь они давали продукты, составлявшие одну из главных статей торговли и дохода. Считается, что святые Зосима и Савватий первыми научили русский народ правильному ведению пчеловодного хозяйства. Они не только помогали устраивать пасеки в юго-западной части Руси, но и продвинули пчеловодство практически к берегам Белого моря.
Ни один пчеловод не начинал работу на пасеке без молитвы, обращенной к Зосиме и Савватию. Вот поэтому почти на каждой старинной пасеке можно было найти икону Соловецких сподвижников, вделанную в часовенку. Весной возле нее ставили долбленые корыта с медовой сытой для подкормки изголодавшихся за зиму пчел. А если в роевую пору к часовенке прививался рой, то его считали освященным и тщательно оберегали. Эти традиции дошли и до наших дней.
Бывало старые пчеловоды к улью, помеченному крестом, при подсадке подносили молодые рои как бы на поклонение и поминали имена святых покровителей пчеловодства. Восковые свечи, принесенные с церковной службы в Великий четверг, сберегали до выставки пчел весной. 30 апреля их зажигали перед образами Зосимы и Савватия. Полагали, что после этого святые обеспечат обильный медосбор, быстрое наращивание силы семей и оберегут пасеку от сглаза. Два раза в год на пасеках служили молебны Зосиме и Савватию: весной — после выставки пчел и осенью — в один из дней девятины по окончанию медосбора.
Считалось, что Зосима и Савватий могут помочь только благочестивым людям, соблюдающим отеческие заветы. Прежде говорили: «Злому человеку лучше пчел не водить, потому что у него последняя пчела переведется, а у праведного рой за роем роятся. К доброй душе и чужая пчела роем прививается».
Кто же были Зосима и Савватий на самом деле? Известно, что Соловецкий монастырь в течение многих веков охранял Московское государство на севере. Через Белое и Баренцево моря шла торговля с заграницей, вход в Балтику был еще закрыт. История не сохранила имен первых поселенцев Соловецкого острова, а по преданию первыми его посетителями были Савватий и Зосима. В 1420 г. монах Кирилло-Белозерского монастыря Савватий рассказывал своей братии о таинственных островах в Белом море, якобы никем не заселенных.
В 1429 г. он оставил монастырь и на утлой ладье прибыл на остров. В районе Секир-горы поставил крест и вырыл землянку. Церковь указывает, что Савватий пришел сюда исключительно из религиозных побуждений, чтобы отрешиться от мира.
В 1435 г. он выехал по делам на Карельский берег и там умер. Будто бы на смену ему в этом же году новгородский купец Зосима в одежде монаха пришел к берегу Белого моря. Здесь он и узнал о Соловках. Попав на остров в 1436 г., Зосима заложил первые постройки возле бухты Благополучия, а еще через несколько лет получил от Господина Великого Новгорода грамоту на основание мужского монастыря. В 1465 г. Зосима перенес мощи преподобного Савватия в свою обитель. Умер он в 1478 г.
Но вернемся в музей. Среди ульев обращает на себя внимание дуплянка на две семьи. Такие когда-то дарили молодым на свадьбу. Она попала в музей из села Толстый Лес Чернобыльского района, была в хозяйстве лесника и до сих пор пригодна для содержания пчел, хотя ее возраст превышает столетие. Дом пасечника перевезен из села Помокли Переяславского района. Он принадлежал пчеловоду Хвостику. Этот удивительный человек одним из первых среди односельчан вступил в колхоз со своей пасекой и продолжал работать на ней, обучал молодежь непростому пчеловодному делу. Когда началась Великая Отечественная война, старый пасечник отдал 50 тыс. рублей на строительство танковой колонны «Переяславец». После освобождения села от фашистов он снова занялся любимым делом. Теперь его дом, многие инструменты, ульи, журналы, фотографии находятся в музее, храня память о добром человеке.
«Без нас поднялись эти острова из моря, без нас налились двумястами рыбными озёрами, без нас заселились глухарями, зайцами, оленями, а лисиц, волков и другого хищного зверя не было тут никогда.»
( Александр Солженицын. 1973. )
По старинному преданию, святые странники Зосима и Савватий принесли пчел на Русь в посохе и тем самым положили начало пчеловодству в нашей стране.
Рязань кланяется Соловецким пчельникам
«В Музее пчелы, что находится в райцентре Рыбное, собрана одна из интереснейших коллекций об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. В музее вам непременно покажут чеканку с ликами монахов Соловецкого монастыря святых Савватия и Зосимы, которые считаются покровителями отечественного пчеловодства. Посетители с интересом осматривают памятники пчеловодства, которыми пользовались наши предки сотни лет назад. Тут уникальные, с затейливой резьбой терема-колоды «царь», «царица», «царевна». С ними соседствуют первый в мире рамочный улей Петра Ивановича Прокоповича, первые медогонки.» (Анатолий Жолобов. Спасибо вам, Савватий и Зосима. Сельская жизнь, Москва, 02.11.2000)
Зосима-пчельник не Зосима Соловецкий
Поделиться в социальных сетях
Пчела в набалдашнике посоха Соловецкого святого
«Ты мед-то лопай, до об Зосиме-Савватии вспоминай.»
В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия. угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения. В других местах еще есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.
Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажными рассадниками сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей». (Русский месяцеслов. Крестьянин, Ростов-на-Дону. 29.04.1999)
Мед дал название соловецкому мылу
Уходовое туалентое мыло для тех, кто любит нежные, чуть сладковытые ароматы. Хорошо подойдет для умывания. Благодаря мацерату розы и меду бережно ухаживает за кожей лица. «Нежное» – это основное слово в описании данного мыла, в состав которого входят омыленные масла кокоса, пальмы, касторки, пальмоядер, стеариновая к-та, оливы, виноградной косточки, подсолнечника, миндаля, хлопка. Приготовлено на отваре липовых цветов, с добавлением их в верхнюю мягко-скрабящую часть мыла, сдобрено мацератом на пудре розы дамасской, медом дальневосточным, украшено бета-каротином и ароматическими экстрактами меда и липы. (Никитина Ольга. Соловецкая косметика. Инт. Юрий Серов. Спец. для онлайн-дайджеста «СоловкиЭнциклопедия», Соловки. 15.11.2017)
Помимо этого.
• Охотоведение и охота на Соловках • Браконьерство на Соловках • Рыбоохрана • Лесхоз • Животноводство на Соловках • Разведение пушного зверя • Дельфинарий
• Белуха • Гренландский тюлень • Заяц • Лисица • Медведь • Морской заяц • Ондатра • Северный олень • Канадские крысы • Лагерные крысы • Другие животные.
• Во́рон • Соловецкая чайка • Скопа • Орлан-белохвост • Арктическая сова • другие птицы.
«Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами» (народная пословица). Пчелы и пчеловодство в Соловецком монастыре. Пчел в Россию принес святой Зосима Соловецкий.
Православный взгляд
Иконы зосимы и савватия с пчелами
У меня маленькие иконки уже несколько лет на пасеке (лежат в одном улье). Если куплю больше то обязательно сделаю что-то типа маленького иконостаса.
Кроме того у меня на ульях написаны молитвы.
Молитвы преподобным и богоносным отцем нашим Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким Чудотворцем
Молитва
О Преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечества нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.
СВЯТЫМ ПРЕПОДОБНЫМ ЗОСИМЕ И САВВАТИЮ, СОЛОВЕЦКИМ ЧУДОТВОРЦАМ
МОЛИТВА 1-Я
О, преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие!
Не забудите, яко обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплемеников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог бесовских, находящих на ны.
Услышите нас грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите. И якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, изъимите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА 2-Я
О, преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, слава и украшение вашея обители необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православнаго отечества нашего. Мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию припадаем к честной иконе вашей и духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вы: молите непрестанно благоутробнаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко имущии к Нему дерзновение велие, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы от места сего, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнителие ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, Богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощенми, токи слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленми положисте начало иноческому житию.
Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами, оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла, да выну на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущии Его. О, преблаженнии отцы наш Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы, испросите душам нашим грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии; всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию притекают во обитель вашу, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телеснея пользе. Наипаче же молите Премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою Святую, и все наше православное отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, во правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.
Зосима и Савватий Соловецкие — покровители и защитники русских пчёл.
Зосима Соловецкий — основатель Соловецкого монастыря; святой Русской Церкви, почитается в лике преподобных, память 17 апреля и 8 августа по юлианскому календарю.
Родился в Новгородской республике, в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы, встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом.
По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде, в том числе и перед знаменитой Марфой посадницей. Она принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.
Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму — «Пчельником» и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем: «Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами».
Считалось, что Зосима и Савватий Соловецкие первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. «Без Бога — ни до порога, а без Зосимы — Савватия — ни до улья». Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям. Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи; пчела жалит только грешника.
Говорили: «На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать», «Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо», «Зосима пчел растит, меду наливает».
После смерти преподобного Савватия его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь игуменом Зосимой, и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами преподобного Зосимы, были перенесены в придел, устроенный во имя этих соловецких святых. На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю). В настоящее время его мощи покоятся в Зосимо-Савватиевской церкви, в богато украшенной раке.
Зосима умер в 1478 году; канонизирован церковным собором 1547 года и тогда же ему была написана служба. 8 августа 1566 года его мощи перенесены в придел соборного храма, посвящённый преподобному Зосиме и Савватию.
Житие преподобного Зосимы и Савватия написано соловецким игуменом Досифеем, частично по собственным воспоминаниям, частично по рассказам инока Германа; литературную обработку ему дал в 1503 году митрополит Киевский Спиридон (Сатана) и в таком виде оно почти без изменений вошло в состав печатной Четьи-минеи; напечатана в «Православном Собеседнике» 1859, кн. II.
В период Соловецкого восстания 1657–1676 годов почитание преподобных Зосимы и Савватия широко распространилось в среде старообрядцев.
Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как покровители пчеловодства. В народе бытуют следующие поговорки и пословицы: «Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дал»; «Пчелка-Божия угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет». Во многих местностях России к дню памяти преподобного Зосимы-«Пчельника» (17 апреля) приурочивалась выставка пчел.
Зосима Соловецкий. Икона. Первая четверть 18 в.