ильинский храм в евпатории
Прошлое и настоящее Ильинского храма
Воистину, пути Господни неисповедимы. Для верующего мир управляется Богом. И промысел Божий настолько реален, что, как сказано в Евангелии «волос не падет с головы человека без воли Божьей».
С благословения свыше испокон веков на Земле строятся и православные храмы, предназначенные для встречи с Богом. В них собираются верующие во Христа для молитв, таинств и богослужений. У одного из них, – Свято-Ильинского храма, расположенного в Евпатории на берегу моря, богатая и интересная история.
У истоков веры
Удивительна судьба этой православной святыни. Так, в 1901 году по просьбе местной греческой общины городская Дума Евпатории выделила место под строительство новой церкви. А через шесть лет городской архитектор А. Генрих подготовил для этого проект.
В 1911 году освятили место под строительство храма в честь пророка Божия Илии, которое велось на деньги греческой общины. Значительную сумму на это благое дело пожертвовал известный судовладелец Панаит Давыдов, он же руководил и всей постройкой. Здание возводилось из пористого местного камня-известняка. Во внешних углах, между рукавами церкви, находились четыре симметрические постройки. Две из них, ближайшие к алтарю и открытые в солею, служили жертвенником и дьякоником. Третья являлась клиросом, а в четвертой располагалась лестница, ведущая на хоры.
Летом 1918 года церковь Св. пророка Божия Илии открыла свои двери для верующих. Богослужение и чин освящения в ней совершил архиепископ Таврический Дмитрий (князь Абашидзе). Евпаторийцы с радостью посещали новый храм и молились о здравии и спасении души.
Любопытно, что настоятель и строитель Николаевского собора Яков Чепурин, был духовным наставником, добрым другом и благодетелем первого настоятеля Ильинской церкви отца Елеазара Спиридонова. А фотограф и духовный писатель Иван Попов-Пермский (он запечатлел на своих снимках царскую семью) был другом о. Елеазара. Мать Ивана – схимонахиня Евгения была похоронена на старом кладбище Евпатории, а недавно ее мощи перезахоронили на территории Свято-Николаевского собора.
Церковь-мученица
После революции Ильинский храм оставался действующим, но его не обошли стороной тяжелые испытания. В 1922 году по Декрету ВЦИК изъяли церковные ценности на нужды голодающих. В 1936-ом в Евпатории сначала запретили колокольный звон, а затем вообще закрыли церковь, ее здание передали комитету физкультуры и спорта.
Протоиерей Елеазар Спиридонов написал о случившемся греческому консулу в Москву, после чего был арестован. Ему присудили пять лет лагерей без права переписки. 64-летнего священника отправили этапом на Колыму, где он работал на рудниках и через полгода скончался от непомерных трудов и болезни.
Уже во время Великой Отечественной войны Ильинку вновь отремонтировали и здесь в годы оккупации службу вел Иван Улезко, 1872 года рождения.
Однако в конце 50-х прошлого столетия храм ждали новые испытания. Из-за хрущевской атаки на религию его вновь закрыли якобы из-за аварийного состояния колокольни высотой 42 метра. Ее пытались разрушить с помощью военной техники: танка, БТРов и стенобитных машин. Стальные тросы рвались с треском, но колокольня не поддавалась. В конце концов строителям удалось разобрать верхние ее ярусы. Здание храма снова стали использовать как спортивный зал. В очередной раз тут забелили лики святых…
В конце 80-х годов инициативная группа верующих приступила к работе по возвращению Ильинской церкви прихожанам. И в декабре 1989 года евпаторийский исполком принял решение о передаче здания церкви после реконструкции религиозной общине.
2 мая 1990-го архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил освящение храма. Был зарегистрирован Свято-Ильинский приход, настоятелем его стал иерей Георгий Куницин. Благодаря его трудам восстановлена звонница, алтарь, в церковь вернулись многие иконы. Иконы на иконостас и в киоты были изготовлены в Почаеве художниками-иконописцами отцом и сыном Ананием и Иваном Мельничуками. Они же расписали и стены храма.
Уроки духовности
Да, реконструкция Ильинской церкви длилась много лет. А вместе с ней возрождались и забытые духовные ценности. Люди осознали, что Божьи заповеди вечны, они не устаревают со временем. Неудивительно, что на службах в храме всегда царит особая атмосфера божественной благодати. Гармонично соединяются воедино молитвы, песнопения, поклоны, исповедь и причастие.
При храме работает воскресная школа, которую возглавляет матушка Елена (Куницина). В ней учатся дети младшей, молодежной и старшей групп. Занятия в школе ведут православные учителя и родители. Дети всегда принимают участие в организации православных праздников.
Деятельность настоятеля Ильинской церкви Георгия Куницина очень многогранна и плодотворна. Это и создание обществ православных врачей и православных педагогов, работа с учениками школ города, посещение уроков «Основы православной культуры Крыма», участие в службах, проходящих в местных часовнях и многое другое. А в своих проповедях в Ильинском храме он не только просто и понятно рассказывает прихожанам о значении православных праздников, но и указывает на возможность исправления грехов, предостерегает от необдуманных поступков.
Жизнь показывает, что рано или поздно все возвращается на круги своя. Так, двенадцать лет назад Юбилейный Архиерейский Собор определил причислить к лику святых священника, настоятеля Свято-Ильинской церкви в 1919-1937 годах Елеазара Спиридонова. И он теперь является небесным покровителем Евпатории. Отрадно, что сегодня в храм приходит много молодых людей, прихожан с детьми. Они ставят свечи святым, прикладываются к иконам, причащают своих малышей. Отрадно, что юные евпаторийцы участвуют в православных конференциях, пишут МАНовские работы по истории христианства и получают благословение митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. В награду за труд ездят по монастырям Крыма, Украины и Греции.
Каждой душе на Земле дается право выбора и каждый способен найти свою дорогу к Богу и прожить достойную, светлую и радостную жизнь!
Прошлое и настоящее Ильинского храма
Воистину, пути Господни неисповедимы. Для верующего мир управляется Богом. И промысел Божий настолько реален, что, как сказано в Евангелии «волос не падет с головы человека без воли Божьей».
С благословения свыше испокон веков на Земле строятся и православные храмы, предназначенные для встречи с Богом. В них собираются верующие во Христа для молитв, таинств и богослужений. У одного из них, – Свято-Ильинского храма, расположенного в Евпатории на берегу моря, богатая и интересная история.
У истоков веры
Удивительна судьба этой православной святыни. Так, в 1901 году по просьбе местной греческой общины городская Дума Евпатории выделила место под строительство новой церкви. А через шесть лет городской архитектор А. Генрих подготовил для этого проект.
В 1911 году освятили место под строительство храма в честь пророка Божия Илии, которое велось на деньги греческой общины. Значительную сумму на это благое дело пожертвовал известный судовладелец Панаит Давыдов, он же руководил и всей постройкой. Здание возводилось из пористого местного камня-известняка. Во внешних углах, между рукавами церкви, находились четыре симметрические постройки. Две из них, ближайшие к алтарю и открытые в солею, служили жертвенником и дьякоником. Третья являлась клиросом, а в четвертой располагалась лестница, ведущая на хоры.
Летом 1918 года церковь Св. пророка Божия Илии открыла свои двери для верующих. Богослужение и чин освящения в ней совершил архиепископ Таврический Дмитрий (князь Абашидзе). Евпаторийцы с радостью посещали новый храм и молились о здравии и спасении души.
Любопытно, что настоятель и строитель Николаевского собора Яков Чепурин, был духовным наставником, добрым другом и благодетелем первого настоятеля Ильинской церкви отца Елеазара Спиридонова. А фотограф и духовный писатель Иван Попов-Пермский (он запечатлел на своих снимках царскую семью) был другом о. Елеазара. Мать Ивана – схимонахиня Евгения была похоронена на старом кладбище Евпатории, а недавно ее мощи перезахоронили на территории Свято-Николаевского собора.
Церковь-мученица
После революции Ильинский храм оставался действующим, но его не обошли стороной тяжелые испытания. В 1922 году по Декрету ВЦИК изъяли церковные ценности на нужды голодающих. В 1936-ом в Евпатории сначала запретили колокольный звон, а затем вообще закрыли церковь, ее здание передали комитету физкультуры и спорта.
Протоиерей Елеазар Спиридонов написал о случившемся греческому консулу в Москву, после чего был арестован. Ему присудили пять лет лагерей без права переписки. 64-летнего священника отправили этапом на Колыму, где он работал на рудниках и через полгода скончался от непомерных трудов и болезни.
Уже во время Великой Отечественной войны Ильинку вновь отремонтировали и здесь в годы оккупации службу вел Иван Улезко, 1872 года рождения.
Однако в конце 50-х прошлого столетия храм ждали новые испытания. Из-за хрущевской атаки на религию его вновь закрыли якобы из-за аварийного состояния колокольни высотой 42 метра. Ее пытались разрушить с помощью военной техники: танка, БТРов и стенобитных машин. Стальные тросы рвались с треском, но колокольня не поддавалась. В конце концов строителям удалось разобрать верхние ее ярусы. Здание храма снова стали использовать как спортивный зал. В очередной раз тут забелили лики святых…
В конце 80-х годов инициативная группа верующих приступила к работе по возвращению Ильинской церкви прихожанам. И в декабре 1989 года евпаторийский исполком принял решение о передаче здания церкви после реконструкции религиозной общине.
2 мая 1990-го архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил освящение храма. Был зарегистрирован Свято-Ильинский приход, настоятелем его стал иерей Георгий Куницин. Благодаря его трудам восстановлена звонница, алтарь, в церковь вернулись многие иконы. Иконы на иконостас и в киоты были изготовлены в Почаеве художниками-иконописцами отцом и сыном Ананием и Иваном Мельничуками. Они же расписали и стены храма.
Уроки духовности
Да, реконструкция Ильинской церкви длилась много лет. А вместе с ней возрождались и забытые духовные ценности. Люди осознали, что Божьи заповеди вечны, они не устаревают со временем. Неудивительно, что на службах в храме всегда царит особая атмосфера божественной благодати. Гармонично соединяются воедино молитвы, песнопения, поклоны, исповедь и причастие.
При храме работает воскресная школа, которую возглавляет матушка Елена (Куницина). В ней учатся дети младшей, молодежной и старшей групп. Занятия в школе ведут православные учителя и родители. Дети всегда принимают участие в организации православных праздников.
Деятельность настоятеля Ильинской церкви Георгия Куницина очень многогранна и плодотворна. Это и создание обществ православных врачей и православных педагогов, работа с учениками школ города, посещение уроков «Основы православной культуры Крыма», участие в службах, проходящих в местных часовнях и многое другое. А в своих проповедях в Ильинском храме он не только просто и понятно рассказывает прихожанам о значении православных праздников, но и указывает на возможность исправления грехов, предостерегает от необдуманных поступков.
Жизнь показывает, что рано или поздно все возвращается на круги своя. Так, двенадцать лет назад Юбилейный Архиерейский Собор определил причислить к лику святых священника, настоятеля Свято-Ильинской церкви в 1919-1937 годах Елеазара Спиридонова. И он теперь является небесным покровителем Евпатории. Отрадно, что сегодня в храм приходит много молодых людей, прихожан с детьми. Они ставят свечи святым, прикладываются к иконам, причащают своих малышей. Отрадно, что юные евпаторийцы участвуют в православных конференциях, пишут МАНовские работы по истории христианства и получают благословение митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. В награду за труд ездят по монастырям Крыма, Украины и Греции.
Каждой душе на Земле дается право выбора и каждый способен найти свою дорогу к Богу и прожить достойную, светлую и радостную жизнь!
Свято-Ильинский храм (Евпатория)
Свято-Ильинский храм — православная греческая церковь, освящённая во имя святого пророка Илии, находится на самой набережной Евпатории; по дореволюционным понятиям, к западу от неё начиналась новая часть города. Принадлежит Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП.
Содержание
История [ править ]
Основание [ править ]
Удивительна судьба этой православной святыни. Так, в 1901 году по просьбе местной греческой общины городская Дума Евпатории выделила место под строительство новой церкви. А через шесть лет городской архитектор А. Генрих подготовил для этого проект.
В 1911 году освятили место под строительство храма в честь пророка Божия Илии, которое велось на деньги греческой общины. Значительную сумму на это благое дело пожертвовал известный судовладелец Панаит Давыдов, он же руководил и всей постройкой. Здание возводилось из пористого местного камня-известняка. Во внешних углах, между рукавами церкви, находились четыре симметрические постройки. Две из них, ближайшие к алтарю и открытые в солею, служили жертвенником и дьякоником. Третья являлась клиросом, а в четвертой располагалась лестница, ведущая на хоры.
Летом 1918 года церковь Св. пророка Божия Илии открыла свои двери для верующих. Богослужение и чин освящения в ней совершил архиепископ Таврический Дмитрий (князь Абашидзе). Евпаторийцы с радостью посещали новый храм и молились о здравии и спасении души.
Любопытно, что настоятель и строитель Николаевского собора Яков Чепурин, был духовным наставником, добрым другом и благодетелем первого настоятеля Ильинской церкви отца Елеазара Спиридонова. А фотограф и духовный писатель Иван Попов-Пермский (он запечатлел на своих снимках царскую семью) был другом о. Елеазара. Мать Ивана – схимонахиня Евгения была похоронена на старом кладбище Евпатории, а недавно ее мощи перезахоронили на территории Свято-Николаевского собора.
После революции [ править ]
После революции Ильинский храм оставался действующим, но его не обошли стороной тяжелые испытания. В 1922 году по Декрету ВЦИК изъяли церковные ценности на нужды голодающих. В 1936-ом в Евпатории сначала запретили колокольный звон, а затем вообще закрыли церковь, ее здание передали комитету физкультуры и спорта.
Протоиерей Елеазар Спиридонов написал о случившемся греческому консулу в Москву, после чего был арестован. Ему присудили пять лет лагерей без права переписки. 64-летнего священника отправили этапом на Колыму, где он работал на рудниках и через полгода скончался от непомерных трудов и болезни.
Уже во время Великой Отечественной войны Ильинку вновь отремонтировали и здесь в годы оккупации службу вел Иван Улезко, 1872 года рождения.
Однако в конце 50-х прошлого столетия храм ждали новые испытания. Из-за хрущевской атаки на религию его вновь закрыли якобы из-за аварийного состояния колокольни высотой 42 метра. Ее пытались разрушить с помощью военной техники: танка, БТРов и стенобитных машин. Стальные тросы рвались с треском, но колокольня не поддавалась. В конце концов строителям удалось разобрать верхние ее ярусы. Здание храма снова стали использовать как спортивный зал. В очередной раз тут забелили лики святых…
В конце 80-х годов инициативная группа верующих приступила к работе по возвращению Ильинской церкви прихожанам. И в декабре 1989 года евпаторийский исполком принял решение о передаче здания церкви после реконструкции религиозной общине.
2 мая 1990-го архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил освящение храма. Был зарегистрирован Свято-Ильинский приход, настоятелем его стал иерей Георгий Куницин. Благодаря его трудам восстановлена звонница, алтарь, в церковь вернулись многие иконы. Иконы на иконостас и в киоты были изготовлены в Почаеве художниками-иконописцами отцом и сыном Ананием и Иваном Мельничуками. Они же расписали и стены храма.
Настоящее время [ править ]
Реконструкция Ильинской церкви длилась много лет. А вместе с ней возрождались и забытые духовные ценности. Люди осознали, что Божьи заповеди вечны, они не устаревают со временем. Неудивительно, что на службах в храме всегда царит особая атмосфера божественной благодати. Гармонично соединяются воедино молитвы, песнопения, поклоны, исповедь и причастие.
При храме работает воскресная школа, которую возглавляет матушка Елена (Куницина). В ней учатся дети младшей, молодежной и старшей групп. Занятия в школе ведут православные учителя и родители. Дети всегда принимают участие в организации православных праздников.
Деятельность настоятеля Ильинской церкви Георгия Куницина очень многогранна и плодотворна. Это и создание обществ православных врачей и православных педагогов, работа с учениками школ города, посещение уроков «Основы православной культуры Крыма», участие в службах, проходящих в местных часовнях и многое другое. А в своих проповедях в Ильинском храме он не только просто и понятно рассказывает прихожанам о значении православных праздников, но и указывает на возможность исправления грехов, предостерегает от необдуманных поступков.
Жизнь показывает, что рано или поздно все возвращается на круги своя. Так, двенадцать лет назад Юбилейный Архиерейский Собор определил причислить к лику святых священника, настоятеля Свято-Ильинской церкви в 1919-1937 годах Елеазара Спиридонова. И он теперь является небесным покровителем Евпатории. Отрадно, что сегодня в храм приходит много молодых людей, прихожан с детьми. Они ставят свечи святым, прикладываются к иконам, причащают своих малышей. Отрадно, что юные евпаторийцы участвуют в православных конференциях, пишут МАНовские работы по истории христианства и получают благословение митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. В награду за труд ездят по монастырям Крыма, Украины и Греции.
Описание [ править ]
В отличие от затейливого Николаевского собора греческая церковь смотрится довольно просто: гладкие темноватые стенки из пиленого ракушняка, большие лаконичные детали фасадов. Храм построен в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план имеет вид креста. Здание церкви возвышается на высоком цоколе, что, несмотря на небольшие размеры здания, делает его вид более внушительным. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны. Примечательна трехъярусная колокольня, которая значительно выше основного купола.
Святые [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Местонахождение [ править ]
Адрес: Крым, г. Евпатория, ул. Бр. Буслаевых, 1-б.
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
БОГОСЛУЖЕНИЯ НА ПРЕДСТОЯЩУЮ СЕДМИЦУ
1-7 НОЯБРЯ.
6 НОЯБРЯ ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
ПАМЯТЬ ПАВШИХ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ.
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
монашеский куколь. Найден в Среднем Египте
Авва Дорофей (6 век): Надеваем мы и куколь, который есть символ смирения. Куколи носят малые и незлобивые младенцы, а человек совершеннолетний куколи не носит: мы же носим оный для того, чтобы младенчествовать злобою, как сказал Апостол: не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте (1 Кор. 14, 20). Что же значит младенчествовать злобою? Незлобивый младенец, если будет обесчещен, не гневается, и если почтён будет, не тщеславится. Если кто возьмёт принадлежащее ему, он не печалится: ибо младенчествует злобою и не мстит за оскорбления, и не ищет славы. Куколь есть символ незлобия и младенчества о Христе
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
Приведу несколько советов святых отцов по борьбе с этой страстью. Преподобный Силуан Афонский советует жалеть человека, которого нам хочется осудить: «если ты увидишь, как человек согрешает, и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит. А если ты не только не пожалеешь его, но еще начинаешь осуждать и злословить его, то никогда не познаешь благодати Божией».
А святой Василий Великий говорил: когда видишь человека согрешающего, то больше всего обращай внимание не на этот отдельный грех – если посмотришь в целом, то увидишь, что этот человек во многих вещах гораздо лучше, чем ты.
Мы губим себя, когда судим других. Об этом говорит преподобный Марк Подвижник: осуждающий другого
закрепляет за собой свои грехи. Не оттого ли многие говорят: хожу на исповедь, а грехи все те же остаются, ничего не меняется. А как меняться, если осуждаешь других людей? Вот и происходит закрепление грехов. Так что самое первое, что надо делать в практической борьбе с грехом осуждения, – перестать рассказывать и слушать про чужие грехи.
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
Виктория Струнина
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
Государственный исторический музей
29 октября церковь вспоминает мученика Лонгина сотника
На протяжении пяти столетий в Покровском соборе неоднократно обновлялись иконостасы. Это явилось причиной того, что первоначальный алтарные преграды не сохранились. Известно, что в эпоху строительства собора, в середине XVI века, на Руси были распространены тябловые иконостасы. Именно такой формы преграды решили реконструировать в четырёх церквах собора после открытия в нём музея в 1923 году.
Показать полностью.
Один из тябловых иконостасов можно увидеть в церкви Григория Армянского. В его составе — великолепные иконы Страстного цикла XVI-XVII вв. На одной из них изображён мученик Лонгин.
Святой Лонгин (I в.) — римский воин, который присутствовал при Распятии Иисуса Христа и уверовал в него.
«Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был праведник» — читаем в Евангелии от Луки.
Евангелисты не сообщают имени этого воина. В апокрифическом евангелии от Никодима сообщается, что звали сотника Лонгин.
На иконах Лонгин-сотник изображается как святой воин. Как правило, на нём короткая туника, доспехи и плащ, на ногах сапоги, в руке держит крест. В сценах Распятия Лонгин-сотник стоит справа от Иисуса Христа, рядом с апостолом Иоанном Богословом.
—
Икона «Распятие Христово» XVI в. Из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского Покровского собора
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
Наши люди в Голливуде.
Кто знает, может быть не только блудницы и мытари впереди нас пойдут в Царство Небесное, но и такие актеры как Микки Рурк.
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
Сегодня Церковь чтит память отцов Седьмого Вселенского собора.
В Ветхом Завете были иконы только херувимов, потому что в то время никто другой и не мог быть изобразим в храме. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос еще не воплотился и не стал видимым как Человек (а божественная природа неизобразима). И ветхозаветные
праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными, поэтому
они душою нисходили в место темное, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением. А после воплощения и воскресения Христова праведники новозаветной Церкви получили возможность быть подлинно чистыми и святыми подобно херувимам, и поэтому они могут быть уже изображаемы.
Иерей Георгий Максимов.
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным. После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.
Почитание святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре. На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и подлинная любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.
С раннего утра до глубокой ночи кельи монастырских духовников были открыты, и любой приходящий — пешком ли, с котомкой за спиной, в богатом украшенном экипаже,— находил здесь сердечный прием и разумное наставление.
Все старцы заботились о духовном очищении ближних, непрестанно молились о спасении душ приходивших к ним за помощью людей. Они помогали людям в их житейских делах, поддерживали в невзгодах, подсказывали выход из самых безвыходных положений, благодаря своей прозорливости умели привести страждущих на путь покаяния. На этих столпах держалась Россия.
По преданиям, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV — начале XV вв.. По одной из версий, основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.
Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре.
Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах.
Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.
С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.
Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода «Добротолюбия». У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока.
Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке – ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях.
Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.
Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила многие поколения русских людей в Царство Небесное. Наследием старчества являются их изречения- Оптинский цветник
______________________________________
МОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА НАЧАЛО ДНЯ
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Неизвестно кто был составителем этой молитвы, но считается, что основной текст был составлен Амвросием Оптинским. Некоторые части вносили и жившие после него Оптинские старцы, так что ее вполне можно назвать, как она и называется: соборной молитвой Оптинских старцев, совместным свидетельством их молитвенного опыта.
Молитва эта произносится на обычном русском языке, хотя старцы, конечно же, могли перевести ее на старославянский, но в этом случае она, возможно, потеряла бы свою стройность.
Свято-Ильинская церковь г.Евпатория запись закреплена
О ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.
Мне написали в «личку» вопрос, суть которого звучит так: почему Вы рассматриваете Христианство столь узко- только в Православии? Неужели протестанты, по Вашему, не христиане? Посмотрите: какие они возвышенные, как много полезного они делают! Сколько политиков и успешных людей вышло от протестанской среды!
Решил ответить публично.
Показать полностью.
Дело в том, что Православие, это не просто учение. Православие и есть Церковь. Православие- условное, не совсем в точном переводе с греческого, определение Церкви Христовой. Так получилось, что только она сохранила веру непорушной.
Можно сколько угодно изгаляться над отдельными фразами, которые донесены нам Апостолами через Евангелие и Послания, но суть их может определять только Церковь, Святая и Соборная. Это и зафиксировано в Евангелии. Проверьте у евангелиста Матфея в 18 главе 18 стих. И у апостола Иоанна в 20 главе, стих 23. И посмотрите когда именно, и, соответственно, кому говорил эти слова Спаситель. Т.е., реально формируемой Им Церкви.
Апостолы шли на проповедь Евангелия не просто как проповедники правильных слов. Они были носителями благодати Святаго Духа, которой и устраивали Церковь во всей Вселенной. Епископы и пресвитеры ими не назначались, а посвящались благодатью, данной им от Господа. И это было реально и далеко не всегда имело какие-то визуальные эффекты. Просто Апостолы знали: на них почивает Благодать, они доверяли в этом Христу, Сыну Божию. Этого было достаточно.
Т.е., Церковь строилась ими посредством передачи фактическим и ритуальным способом благодати Святого Духа.
Может ли Благодать снизойти при призвании ее самостоятельно? Может. Конечно, может! И чудеса человеком могут совершаться.
Но только Христос может основать Церковь. Никто больше! Апостолы не основывали Церковь, они ее устраивали, т.е. распространяли, раздвигали ее границы. И передавали епископами и пресвитерами свою наследную благодать в будущее Церкви, которая должна блюстись единомыслием.
Говорят, что протестанты очень много делают хорошего. Не сомневаюсь. Уверен, что православные делают недостаточно хорошего. По Евангельским заповедям должны мы это делать более самоотверженно. Но давайте посмотрим: те, кто возле Христа, много ли они делали дел благотворительности, служения при постелях больных, снимали с себя последнее. Мы этого практически не видим в Писании. Но, уверяю, так Апостолы поступали, особенно когда разошлись в самостоятельной проповеди( это хорошо заметно из чудес, которые совершались ими из акта милосердия). Почему же мы не знаем о таких поступках? Потому что они о ни не трубили впереди себя. Они их просто совершали. И Священное Писание запечатлело малость чудес и еще меньше их физических деяний в помощи нуждающимся.
Среди протестантов много достойных и грамотных, удачливых людей, не то что в Православии? Но и у Христа было только три зажиточных друга: Симон- фарисей, Иосиф Аримафейский и Никодим. А вот остальных наверное можно было бы назвать сбродом: какие-то рыбаки, торговцы, мытари, блудницы.
Я вот о чем: можно, конечно же можно называть протестантов христианами. Но ведь неверно будет называть негра человеком белой рассы? Но он- человек, хотя не европейской рассы. Можно назвать, например, Архимеда, ученым. Но можно ли его считать сегодня в полной мере ученым, когда наши школьники уже значительно больше его знают? Есть некоторые условности в жизни, которые дают нам общее определение и разбивают все на группы. Вот, условно, есть группа христиан, в которую конечно же входят и все деноминации прохристианкого толка. Но, если вам, к примеру понадобится пуговица и вам принесут целую банку различных пуговиц, то все они- пуговицы, но вы выберете себе не самую новую и блестящую, а ту (пусть даже потертую), что ваша, что находилась в замысле ансамбля вашей одежды.
Так, возможно примитивно, мне хотелось бы заметить, что и Господь видит Свою «пуговицу», которую Он задумал и которая, может в потрепанном виде, но сохраняется через тысячелетия, чтобы Его Телом войти в Вечность.А протестанты и другие конфессии пусть довольствуются, что они тоже в банке пуговиц, где Пуговица. Дальнейшая их судьба неведома. Пусть спросят того, кто их сделал и положил в это общее собрание конфессий под условным для них названием «Христианство» только потому, что по общим характеристикам они похожи.