имена при крещении в армянской церкви

«Один Господь, одна вера, одно крещение»

«Один Господь, одна вера, одно крещение»

Сингапурские чудеса армян

Карабахцы не уступят власть?!

Какую роль Грузия может играть для Армении?

Тайная дверь в пирамиду Хеопса

Владимир Мединский: На государственном уровне культуру стали рассматривать как часть национальной безопасности

Может ли принц Чарльз негативно воздействовать на экологию Армении?

Лица армянской истории: Выпуск VI. музыканты

Беби-бум по-армянски

Парад в Ереване продемонстрировал мощь Армянской армии

Крещение – одно из семи таинств Армянской Апостольской Церкви, каждое из которых имеет свое предназначение и смысл, и в каждом «сообщается определенный дар благодати». В крещении, втором духовном рождении, – это благодать, очищающая от греха и возрождающая человека.

имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

История армянского обряда крещения восходит к древнему восточносирийскому обряду. Молитвы и священнодействия во многом имеют тот же смысл и порядок, что и в византийском чине крещения.

Через крещение, посвящение в христианскую церковь, человек причисляется к пастве Христовой, став сыном Божьим и членом Церкви. Крещение называют «таинством входа», и оно является предусловием для участия во всех остальных церковных таинствах.

Согласно Ованнесу Ерзнакаци, мыслителю, церковно-общественному деятелю XIII века, «второй раз рождаются духовным и божественным рождением от родителей духовных. Отец этого рождения – Бог, мать – Церковь, чрево – Купель, где младенец рождается водой и Духом. Ибо, как вода очищает от грязи, так и Дух Святой очищает, омывает дух человеческий и превращает человека в храм Божий».

Крестный отец имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

В соответствии с обычаем Армянской Апостольской Церкви, детей крестят в раннем возрасте. Церковь установила восьмой после рождения ребенка день, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения человек проходит жизненные испытания уже не только благодаря собственным силам, но и божественному промыслу, поскольку его отныне оберегает ангел-хранитель.

Для крещения родители ребенка выбирают крестного отца. Восприемником в Армянской Церкви может быть только мужчина, армянин, крещенный в Армянской Церкви, что является обязательным условием. Он должен обладать духовными знаниями, чтобы воспитать крестника согласно Божьим заповедям и армянским национальным традициям.

Роли крестного отца придается большое значение. Крестный отец – духовный наставник ребенка, он участвует в его нравственном развитии, вместе с родителями заботится о его воспитании и становлении. Крестный отец несет ответственность за достойную жизнь крестника и опекает его.

К обряду крещения готовят нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нити, которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать. Также готовят белую крестильную рубашку.

Перед крещением совершаются вступительные обряды у дверей храма. Священник трижды спрашивает у крестного отца: «Что просит младенец?» Крестный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и крещения», «Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».

Затем священник совершает чин отречения от злых сил. После молитв отречения и произнесения традиционной обрядовой формулы крестный отец исповедует свою веру, поручаясь за воспитание крестника. Читается Символ веры. Затем поется псалом 117. Процессия входит в храм и располагается вокруг купели.

Таинство начинается освящением елея, затем в купель наливают воду и освящают ее. После чтения особых псалмов и Священного Писания священник совершает крещение – погружает ребенка три раза в купель со словами: «Сей раб Божий (имярек), пришедший от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь Кровью Христовой от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного, чтобы быть сонаследником Христу и храмом Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Крестный принимает ребенка из купели и облачает его в белую крестильную одежду.

За очистительным таинством крещения следует благодатное таинство миропомазания, дабы получить божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Таинство миропомазания называется также запечатлением, потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части тела. Во время совершения таинства миропомазания используется святое миро – благоуханное масло. Главный его компонент – оливковое масло, смешанное с благовониями, в основном бальзамином. Помазание елеем наилучшим образом символизирует действие на душу благодати Святого Духа, ибо издревле масло считалось символом исцеления.

имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

Новокрещенному помазывают святым миром лоб, глаза, уши, ноздри, уста, грудь, спину и ноги. Каждая часть тела помазывается со специальной молитвой. В заключение крестный с новокрещенным ребенком поклоняются у святого престола. Причащение Святых Тайн в Армянской Церкви обязательно совершается сразу после крещения.

Армянская Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения по подобию с Господом. Когда Он после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Подобным же образом святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром.

Ниспосланный Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного, что исполняет полноту крещения. Получив божественные дары, человек укрепляется духом и получает защиту.

Источник

Армянские имена

имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Наш выбор

В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА

SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 17 октября

имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

Фильм: «Арцах непокорённый. Дадиванк» Автор фильма, Виктор Коноплёв

SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 31 августа

имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви

SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 31 августа

В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.

Об этом сообщает VaticanNews.

Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.

Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.

имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

History of Modern Iran

SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 3 июня

Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
Уверен, найдете очень много интересного.

Edward Abrahamian, «History of Modern Iran».
«В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных «восточных деспотов». Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности.
Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож

имена при крещении в армянской церкви. Смотреть фото имена при крещении в армянской церкви. Смотреть картинку имена при крещении в армянской церкви. Картинка про имена при крещении в армянской церкви. Фото имена при крещении в армянской церкви

Азербайджан и ВОВ

SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 10 мая

Источник

Армянские имена. Исторический экскурс

а) Армянские имена. Исторический экскурс / С. Меликян, Н. Маргарян /

Краткий очерк на эту тему приведен в монографии «Армяне» (глава 6, стр. 342-352)

Армяне (книга из фундаментальной этнологической серии «Народы и культуры»). Издательство «Наука», Москва, 2012 год, 648 стр., ISBN 978-5-02-037563-5. Совместное издание Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая и Института археологии и этнографии НАН Республики Армения (авторы раздела: Сусанна Меликян, Никол Маргарян)

Глава 6. Обряды родильного цикла и система личных имен

(приведено в сокращении)

Как всякое культурное явление, личные имена возникают, распространяются и применяются в определенных исторических условиях, отражая общественные представления эстетики и морали своего времени. Общение со многими народами оставило свой отпечаток и в языковом мышлении армянского народа. В этом отношении личные имена являются важным средством для понимания многих аспектов культуры.

Для армянского антропонимического комплекса (далее – ААК ) характерно широкое разнообразие имен. Согласно данным исторических источников, архивных документов, лапидарных надписей ( высеченных на камне ), метрических книг приходских сельских церквей, похозяйственных книг сельсоветов, отделов ЗАГС и полевых исследований, армяне в своей трехтысячелетней истории использовали около 5400 имен. Подавляющее их большинство вошло в пятитомный «Словарь армянских личных имен», составленный одним из ведущих языковедов, видным армянским ученым Р. Ачаряном [ Ачарян, 1942, 1944, 1946, 1948, 1962].

Личные имена армян сильно отличаются п о лексическому составу и генезису. Большое число имен проникло в армянскую среду вследствие непосредственных и длительных контактов с разными народами (так называемые заимствованные имена). Однако удельный вес исконно армянских имен в ААК достаточно велик.

Из истории личных имен. Самый древний пласт в ААК – это так называемые доисторические, легендарные или мифические имена, которые упоминаются в клинописях, произведениях армянских и иностранных историографов, а также в дошедшей до нас устной традиции. Это в основном имена мифических лиц – первопредков: һАйк – Айастан, Арамаис – Армавир, Гегам – Гегаркуник, Шара – Ширак и т.д. Ряд имен являются отражением астральных культов и календарных дохристианских праздников и совпадают с именами богов и богинь: Астхик (Звездочка), Лусик (Луна), Аревик (Солнышко), Маис, Арег, Аревшат, Михр и т.д. Такие имена как Араме, Манаваз (Менвас), Шара, Паруйр связаны также с именами предводителей племенных союзов и политических деятелей Ванского царства (Урарту) и других государственных образований на территории Армянского нагорья.

В VI в. до нашей эры в ААК начинают распространяться иранские (зендские, пехлеви, персидские) имена. Иранские имена доминируют в составе иностранных имен в ААК, например, Арташес, Вардан, Вахагн, Мигран, Сурен, Хорен, и другие, и сегодня, почти все без исключения воспринимаются как армянские. Как индоевропейские народы персы и армяне (до принятия христианства) были довольно близки в ритуальной традиции, имели много общего в культуре и языке, что подтверждается лексикологическими, культурными, политическими фактами.

По происхождению христианские имена очень разнообразны и классифицируются по разным лингвистическим и этническим группам:

— еврейские: Ованнес, Мовсес, Даниел, Симон, Акоп, Микаел;

— греко-латинские: Петрос, Погос, Геворг, Антон, Еранос;

— ассирийские: Егише, Ашот, Абгар, Аршам;

— армянские, связанные с церковными (календарными) праздниками: Амбарцум – Вознесение; Затик – Пасха; Галуст – Пришествие; Аветис – Благовещение (Добрая весть); Мкртум – Крещение;

— эпитеты Иоанна Крестителя: Андраник, Карапет, Мкртич;

— эпитеты Богоматери: Макруи, Србуи, Искуи, Лусабер, Югабер;

— армянские переводы иностранных христианских имен: Арутюн – Анастас (Воскресение, греч.); Аракел – Апостол (греч.); Хачик – Ставрий; Мхитар – Сет.

В XII–XIV вв. интенсивные политические и культурные взаимоотношения складываются между армянами и грузинами (период высокого положения при грузинском дворе армянских князей из династии Закарянов), с одной стороны, и европейскими народами в период Киликийского армянского царства, с другой. В результате в армянскую среду проникают имена, популярные у упомянутых выше народов: Липарит, Эликум, Буртел, Васил, Алис, Этум, а также грузинские и европейские варианты библейских имен: Иване, Закаре, Степане, Рубен, Левон, Забел и т.д.

В XII–XVIII вв. в ААК проникают имена тюркского происхождения, а также имена святых из Корана, имеющие семито-хамитское происхождение: Аслан, Мурад, Саяд, Искандар, Абас, Атабек, Зелфина, Фатима и т.д. Ряд этих имен не получил широкого распространения, так как функция имянаречения при крещении, как отмечалось выше, перешла к церкви, которая нарекала новорожденных лишь христианскими именами.

Весь XX в. отмечен популярностью иностранных имен, а некоторые из ранее употреблявшихся по традиции нередко переходят от дедов к внукам. В 60-е годы ХХ в. начинается новый этап – период пробуждения национального самосознания, и в оборот входят имена периода раннего и Среднего средневековья истории Армении: Артак, Карен, Атом, Гор, Мушег, Смбат, Баграт, Ашот, Ашхен, Седа, а исторические имена, уже употреблявшиеся при имянаречении, получают еще б о льшее распространение.

В связи с празднованием в 1968 году 2750-летия Еревана становятся популярными имена урартских правителей IX–VI вв. до н.э. – Араме, Менуа, Аргишти и другие. С началом в 1988 году Карабахского движения – имена армянских национальных героев 1920-х годов – Андраник, Геворг, Сероб, Мушег и др.

В годы советской власти в составе ААК появляются русские и европейские имена: Светлана, Таня, Борис, Слава, Гена, Анжела, Кристина, Эдгар, Эдмонд, Гамлет и т.д. Большая часть их распространилась под влиянием литературы, театра и кино.

Восприятие сущности имен менялось также вместе с представлениями о добре и зле, загробном мире, переселении душ. Чтобы на человека не наслали порчу, нередко скрывали его настоящее имя; новорожденного нарекали именем предка, который тем самым должен был оберегать его. Именно с этими факторами связано большое распространение как христианских, так и мусульманских имен, которые давались с различными магическими целями, в частности, как обереги.

Мистификация имен способствует конкретизации круга имянарекателей, который становится ограниченным. Это право предоставлялось лицам, имеющим определенный статус в обществе. Среди них – церковный священник, повивальная бабка, крестный отец, гость, дядя по материнской линии и др.

В XIX в. эти представления претерпели заметные изменения, и в выборе имен постепенно на первый план выдвигается эстетический принцип, т.е. при выборе имени начинает все больше учитываться его благозвучие, современность, армянское происхождение. В некоторых случаях эти мотивы действуют одновременно, и трудно четко отделить их одно от другого. Это осложняется еще и в силу того, что постепенно расширился круг имянарекателей, что вносит субъективность в выбор имени в зависимости от их возраста, пола, образования, личных предпочтений.

Часто различием созвучных мужских и женских имен служит их содержание, в котором напрямую указывается принадлежность человека к определенному полу. Так, для мужских имен характерны названия городов, гор, хищных зверей, явлений природы, а также имена, характеризующие силу и волю – Сасун, Муш, Горис, Корюн и др. Для женских личных имен характерны названия больших рек, домашних красивых животных, фруктов, сладостей, а также слова, обозначающие красоту и нежность: Гехецик – красивая, Чнашхарик – дивная, Чинар – чинара, Сирун – красивая, Аннман – бесподобная, Кнкуш – ласковая, Назели – нежная, Амест – скромная, h Назанд – покорная, послушная, Хонар – смиренная.

В наше время среди женских имен употребляются названия цветов, птиц, драгоценных металлов, которые изначально принадлежали обоим полам или носителями этих имен были только мужчины. Только очень немногие имена по сей день являются парными: Ануш – сладкий(-ая), Ерджаник – счастливый(-ая), Сирун – красивый(-ая), Гарун – весна (сравните с русскими Саша, Женя).

В настоящее время в выборе личных имен можно выделить три наиболее распространенных мотива: имена, считающиеся армянскими; имена, выбранные по эстетическому принципу; имена умерших или старших родственников (чаще дедушек или бабушек, реже братьев и сестер). Последний мотив имеет более широкое распространение в сельской среде. В городской среде он часто соотносится с эстетическим. Поэтому детям даются имена родственников, имеющие современное звучание или подлежащие сокращениям для более удобного применения в повседневном быту.

В диаспоре имена армян обычно бывают приспособлены к особенностям местных антропонимических норм и моделей. У армян, проживающих в Российской Федерации и в других восточнославянских государствах, имена часто заменяются созвучными вариантами как, например, Торос – Тарас, Арутюн – Артем, Геворг – Георгий, Григор – Гриша, Астхик – Ася, Анаит – Аня и т.д. В арабских странах и Иране армяне своих детей нарекают в основном армянскими именами, которые редко подчиняются структурным изменениям. Армяне, проживающие в странах Европы и Америки, имеют довольно оригинальную структуру имен. Здесь детям иногда дают два имени: Жан-Масис, Джакоб-Ван, Сюзан- Ани и т.д. Иногда эти оба имени имеют армянское происхождение, что встречается в латиноамериканской среде. Это объясняется в основном тем, что латиноамериканская среда более ориентирована на сохранение культурного своеобразия и более толерантна, чем англо-саксонская.

Названия места рождения, как дополнительные персонифицирующие наименования, были более распространены в университетских центрах и городах, где собирались студенты и ремесленники, приезжавшие из разных мест. Среди последних широкое распространение имели также фамилии людей, представляющих конкретное ремесло и профессию. Таковы Дарбинян – Кузнец, Неркарарян – маляр, h Ацтухян – пекарь, Джрбахшян – распределитель воды, Варпетян – глава цеха и т.д. В XIX–XX вв. значительная часть топонимических названий сохраняется в фамилиях как, например, Ванян, Ванецян – от города Ван, по тому же принципу – Эрзрумцян, Карсецян, Мшецян, Сасунцян, Лорецян, Икиликян и т.д. Довольно широкое распространение имеют фамилии, происшедшие из прозвищ.

Личные имена постоянно обновляются. Существование конкретного имени имеет множество причин, мотиваций, что обусловлено влиянием целого ряда факторов.

б) Армянские имена. Исторический экскурс / А. Тер-Саркисянц /

Почитать на данную тему также можно в книге Аллы Тер-Саркисянц: » Армяне. История и этнокультурные традиции». Издательская фирма «Восточная литература», Москва, 1998, 397 стр., ISBN 5-02-018002-5. Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая

Глава «Обряды, связанные с рождением ребенка» (стр. 188-195), в сокращении

В антропонимии армян можно выделить несколько пластов:

1) национальные имена, в числе которых имена древних армянских богов ( hАйк – имя верховного божества, прародителя армян, Ара – имя бога умирающей и вечно воскресающей природы и всего живого на земле, Анаит – имя особенно почитаемой богини – покровительницы страны, Ваагн – имя бога грома и молнии, Астхик – имя богини любви, красоты и поэзии), царей ( Тигран, Артавазд, Парандзем, Ашот ), полководцев ( Вардан, Мушег, Геворг ), героев народного эпоса, просветителей ( Мгер, Месроп, Григор );

2) национальные имена, созданные на почве армянского языка, например, названия планет, звезд ( Apев – солнце, Лусин – луна, Арусйак – Венера), цветов ( Манушак – фиалка, Шушан – лилия, Вард – роза, Вардитер – лепесток розы, Асмик – жасмин), драгоценных камней и тканей ( Гоар – бриллиант, Маргарит – жемчуг, Алмаст – алмаз, Метаксия – шелк), праздников ( Навасард – Новый год по древнеармянскому календарю, Вартивор – языческий праздник, связанный с культом воды, Арутюн – Воскресение, Амбарцум – Вознесение), животных, часть из которых связана с тотемами, когда-то почитавшимися армянами ( Аршак – медведь, Варужан – птица, Вараздат – кабан, Шаен – ястреб); в качестве имен издавна используют слова, обозначающие красоту, счастье, любовь, утешение и т.п. ( Гехецик, Ануш, Ерджаник, Пайцар, Мхитар );

3) имена, заимствованные из других языков, например: Абраам, Согомон (Соломон), Мовсес (Моисей), Давид, Исраэл – из древнееврейского; иранское происхождение имеют такие распространенные у армян имена, как Сурен, Карен, Бабкен, Хорен, Гурген, Завен, Шаварш, Арташес, Ашхен ; после установления советской власти в Армении вошли в обиход заимствованные из русского языка имена Владимир, Юрий, Сергей и другие, претерпевшие в процессе адаптации определенные изменения и употребляющиеся в искаженной форме – Валод, Юрик, Серож ; в 30 – 50-е годы получили большое распространение западноевропейские имена, особенно героев пьес Шекспира ( Генрих, Гамлет, Эдуард, Роберт, Джульетта, Офелия, Флора и др.), а также имена, данные в честь известных людей ( Пушкин, Эдисон, Рузвельт, Карл, Энгельс, Тельман, Камо, Фрунзе и др.).

Крещение, имянаречение, именины

Во время крещения ребенку давали имя. Оно выбиралось по желанию родителей или по имени святого этого дня. Имени обычно придавали, как это принято у многих народов, символическое значение и иногда даже меняли, чтобы обмануть злых духов, если ребенок рос слабым и болезненным.

У донских армян устойчиво сохраняется традиция давать детям имена их бабушек и дедушек, в первую очередь по отцовской линии, причем не только умерших, но и живых (последние даже предпочтительнее). Поэтому здесь широко распространены старинные армянские имена: Хачерес, Хачехпар, Луйспарон, Лусеген, Вардерес (среди мужчин), Искуи, Србуи, Такуи, Астхик, Шогакат, Гаяне (среди женщин); в то же время встречаются, главным образом среди женщин как старшего, так и последующих поколений, русские имена, например Света, Люба, Галя, Устинья (в форме Устья), Екатерина (в форме Катя), Елизавета (в форме Савет). Многие мужские имена до сих пор бытуют в западноармянском варианте произношения, например Агоб, Берч, Бедрос, Хевонд, Капрел и т.п. [193].

Естественно, что в наше время большинство подобных обрядов ушло в прошлое, но некоторые магические приемы, защищающие ребенка от напастей и невзгод, оказались очень живучими. Например, среди карабахских армян существует обычай давать детям тюркские имена, чтобы ввести в заблуждение злых духов, главным образом в семьях, где были случаи смерти детей [210].

Источник

Таинство Крещения в Армянской Апостольской Церкви (полное описание таинства)

Таинство крещения в Армянской Апостольской Церкви (с описанием совершения таинства)

Что такое таинство?

В Армянской Церкви существует семь таинств:

1.крещение, 2.миропомазание, 3.покаяние, 4.причащение, 5.венчание (брак), 6.рукоположение (священство), 7.соборование (елеоосвящение).

Каждое таинство имеет свое предназначение и смысл. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати: в крещении сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в миропомазании — благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве соборования — благодать, исцеляющая недуги; в таинстве покаяния — благодать, прощающая грехи. В таинстве рукоположения человек получает благодать священнодействия. В таинстве венчания подаются благодатные силы строить семью как спасительный жизненный союз на началах христианской любви. Первые четыре таинства, т.е. крещение, миропомазание, причащение, покаяние необходимы и обязательны для каждого христианина, а таинства рукоположения и брака являются добровольными.

Что необходимо знать о крещении

Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство — приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако, гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм. мкртутюн, кнунк). Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от Адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни — своего блаженного состояния — стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати. Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул Свою руку — посредством воплощения Сына Своего Иисуса Христа. Христос Своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого таинства крещения, освободил человека от Адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Первым крестился Сам Господь Иисус Христос подав нам таким образом пример. Крещение — божественное повеление, обязывающее подходить к святому таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду, и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдёт в Царствие Божие (Ин.3:5). В начале веков Бог наказал человечество, устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную. Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к таинству необходимо иметь веру согласно символу веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью. Символ веры (Аватамк) был составлен представителями всех Церквей в 325 году, во время Первого Вселенского Собора в Никеи.

Никейский символ веры Армянской Апостольской Церкви гласит:

Что необходимо для крещения?

Для крещения, прежде всего, необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал Своим апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28:18–20) Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек — драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богу, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более что в прежние времена детская смертность была высокой. Церковь установила ближайший день — восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим, жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровью Господа.

Для крещения, крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.

Для исполнения таинства крещения Церковь считает важным осознание следующих обстоятельств:

Святое таинство крещения установил наш Спаситель — Иисус Христос, крестившись от Иоанна Крестителя в реке Иордан.

Крещением человек освобождается от Адамова греха. Принимающее крещение младенец (так называют некрещеных, готовящихся к крещению) усыновляется Богу. Теперь Христос — его невидимый и могучий покров.

Крещение нельзя воспринимать как национальную традицию или повод для веселья, но необходимо в первую очередь серьезно подготовиться к его принятию.

Место крещения — Церковь, совершать его дома можно лишь в исключительных случаях.

Крещение совершается водой, вне зависимости от ее типа (родниковая, речная или морская) и качества (мутная или прозрачная).

Крестный отец обязательно должен быть крещенным и верующим человеком. Часто, не придавая значения роли крестного отца, мы выбираем случайного человека, выполняя лишь внешнюю сторону обряда. Однако поощрительно, чтобы крестный отец был в состоянии руководить нашим духовным развитием, пользуясь навыками своего христианского знания.

Если человек крестится в сознательном возрасте, он должен пройти период серьезного духовного наставления. А ребенок должен проходить этот период по мере своего роста, с помощью крестного отца и родителей.

Таинство крещения совершает священник. Никто из мирян не имеет права крестить, т.к. это право и власть божественным благословением были переданы священникам апостолами.

Крещение повторно не совершается, т.к. человек рождается один раз, а поскольку крещение несет в себе таинство рождения, то и крестимся единожды: «один Господь, одна вера, одно крещение» — говорит Апостол Павел (Еф.5:5).

Крещение дает нам право наречения новым именем. Крестящийся может поменять свое имя поскольку заново рожденный Христом — новый человек.

Перед крещением необходимо приготовить нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нить (арм. нарот, на них подвешивается крест), которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать.

Для таинства венчания существуют запретные дни, однако таинство крещения может быть совершено в любой день.

Креститься могут и беременные женщины, однако таинство не распространяется на дитя.

Человек, крещеный в Армянской Церкви, не может быть крещен заново где-либо еще.

Непосредственно после таинства крещения совершается таинство Миропомазания.

Таким образом, если в тебе назрел призыв к духовному возрождению, не колеблясь, верь в предводительство Божие и иди в Церковь. Заключи этот завет примирения с Богом, который жизненно необходим и судьбоносен для каждого из нас.

Господь, молю Тебя, помоги мне, грешному, постичь Твои тайны. Открой мои глаза, чтоб мне увидеть Твои невидимые таинства, и дай мне силы родиться от святой купели крещения. Аминь.

Порядок совершения таинства крещения в Армянской Апостольской Церкви

Отче Наш Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՈՐ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՍ, ՍՈՒՐԲ ԵՂԻՑԻ ԱՆՈՒՆ ՔՈ։ ԵԿԵՍՑԷ ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ՔՈ, ԵՂԻՑԻՆ ԿԱՄՔ ՔՈ ՈՐՊԷՍ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՒ ՅԵՐԿՐԻ։ ԶՀԱՑ ՄԵՐ ՀԱՆԱՊԱԶՈՐԴ ՏՈՒՐ ՄԵԶ ԱՅՍՕՐ։ ԵՒ ԹՈՂ ՄԵԶ ԶՊԱՐՏԻՍ ՄԵՐ, ՈՐՊԷՍ ԵՒ ՄԵՔ ԹՈՂՈՒՄՔ ՄԵՐՈՑ ՊԱՐՏԱՊԱՆԱՑ։ ԵՒ ՄԻ ՏԱՆԻՐ ԶՄԵԶ Ի ՓՈՐՁՈՒԹԻՒՆ, ԱՅԼ ՓՐԿԵԱ ԶՄԵԶ Ի ՉԱՐԷ։ ԶԻ ՔՈ Է ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ԶՕՐՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ՓԱՌՔ ՅԱՒԻՏԵԱՆՍ. ԱՄԷՆ։

Отче наш на армянском языке, русскими буквами (транслитерация) haйр мэр,вор hэркинс ес, сурп ехици анун ко, екесце аркаютюн ко, ехицин камк ко ворпес hэркинс ев hэркри, ызхац мэр hанапазорд тур мез айсор, ев тох мэз ызпартис мер, ворпэс ев мэк тохумк мероц партапанац, ев ми танир змез и порцутюн, айл пркеа змез и чарен, зи ко э аркаютюн, ев зорутюн ев парк hавитянс, Амэн.

Человеколюбивый Господь, прими этого подносимого Тебе младенца (младенцами называют всех некрещеных людей; арм. – ереха), очисти разум и мысли его от всякого влияния врага (дьявола). Дай ему смыть ветхость грехов в Святой Купели и удостой его Своего благодатного света обновления, наполни его Своей небесной благодатью и дай ему радость называться благим именем Христианина, удостой его новым рождением в Святой Купели, принятием Духа Твоего Святого стать плотью и членом Твоей Церкви Святой.

Затем священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает дьяволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего». После чего Крестный отец трижды преклоняется перед алтарем8. Затем Крестный отец, беря в руки ребенка, обращается лицом к западу и вместе со священником трижды отрекается от сатаны, произносит «Отречение». Если крестимый – совершеннолетний, то он совершает три раза коленопреклонение, затем вместе со священником произносит «Отречение», во время которого руки его опущены вниз с согнутыми ладонями.

Отрекаемся от сатаны и всех коварств его, и обольщений его, и всех мыслей его, и от всех путей его, и от злой воли его, и от злых ангелов его, и от злых служителей его, и от злых приспешников его, и от всей злой силы его, отрицая отрекаемся.

И обращаемся к свету Богопознания.

hражаримк Отречение на армянском языке, русскими буквами (транслитерация)

hРажаримк и сатанайе ев hаменаин хабеутене нора, и патранац нора, и хорhрдоц нора, и гнациц нора, и чар камац нора, и чар hрештакац нора, и чар паштонеиц нора, и чар камарарац нора, ев hаменаин чар зорутене нора, hражарелов hражаримк.

Ев апа дарнанк и луйс Асвацагитутеан.

Апостольский символ веры

Апостольский символ веры на армянском языке, русскими буквами (транслитерация)

Аракелакан hаватки хостованутюн

hАватамк hАменасурб Еррордутюнн, и hАйр ев hОрди ев Сурб hОги. Заветумн Габриели, зЦнундн Кристоси, зМкртутюнн, зЧарчаранс, зХачелутюнн, зТахумн ерекореа, зhАрутюнн, зАствацапес hАмбарцумн, Знстилн ынд аджме hОр, заhавор ев зпаравореал змюсангам Галустн, хостованимк ев hаватамк. Амэн:

Затем священник читает фрагмент из Евангелия от Матфея гл. 28, стихи 19-20:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

После этого священник благословляет крестом (освящает) воду в купели, которая находится в северной стене Храма. В освященную воду добавляется миро9, которое приготавливается раз в 7 лет в первопрестольном Эчмиадзине, и освящается Католикосом Всех Армян, главными святынями Армянской Церкви.

Затем священник спрашивает у крестного отца: «Чего просит младенец»? Крестный отец отвечает:

Этот вопрос и ответ повторяются три раза. Если крестимый совершеннолетний, то ответы дает он. После этого священник говорит: «Пусть по вере твоей будет тебе» (Ко хаватки лини кез). Наконец наступает самый главный момент – само Крещение. Священник трижды погружает в освященную воду ребенка, со словами:

«Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца (первое погружение) и Сына (второе погружение) и Святого Духа (трете погружение). Искуплен кровью Иисуса Христа от рабства греху, усыновляется Небесным Отцом быть наследником Христа и Храмом Святого Духа». Аминь

Если крещаемый – совершеннолетний, то омывается лицо, область сердца, руки и ноги. После этого священник произносит молитву благодарения. Так завершается таинство крещения, после которого следует таинство миропомазания.

И вот, Ты, Тот же Господь Бог наш, призри мольбам рабов Твоих, ниспошли щедрую милость Свою на плод этой маслины, который Ты создал для спасения и пользы рода человеческого, и всели в нас дары Святого и Благодетельного Духа Твоего: во содействие и во исполнение святых таинств Твоих.

Армянская Церковь совершает таинство миропомазания одновременно с таинством крещения, чтобы мы получали божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения, по подобию с Господом, когда Он, после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Подобным же образом Святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром, по свидетельству Агатангелоса. Таинство миропомазания называется также запечатлением (арм. кнунк), потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части нашего тела.

При помазании святым миро каждой части тела, согласно молитвам, соответствует особая благодать:

На лоб: «Миром благоуханным, во имя Иисуса Христа на тебя изливаемым, да будет печать сия небесного дара нетления».

На глаза: «Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, дабы никогда не уснуть в смерти».

На уши: «Помазанием святым да будет тебе печать сия во слушание заповедей Божиих».

На ноздри: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет в тебе благоухание жизни».

На уста: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет во ограждение и сохранение дверей уст твоих».

На руки: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе побуждение благотворительности, всяких благодеяний и богоугодных поступков».

На сердце: «Печатью сей божественной да созиждется в тебе сердце чистое и да обновится дух правый в утробе твоей».

На спину: «Печатью сей во имя Иисуса Христа да пребудет на тебе щит укрепления, чем да возможешь погасить огненные стрелы лукавого».

На ноги: «Печатью сей Божественной да направятся стези твои в Жизнь Вечную».

Таким образом, Миропомазание есть таинство, которым верующему передаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. Человек утверждается в Боге, становится храмом Святого Духа и наследником Небесного Царства.

Крестная печать, приложенная священнослужителем, незаменима. Она назидает нас ценить все наши части тела и органы чувств. Стараясь заботиться о каждом нашем органе чувств в отдельности, легче держать себя в чистоте. Об этом упоминает и Святой Ефрем Сирин в одной из своих молитв: «Замкни, Господь, уста мои для сплетен, убереги язык от злословия, глаза от недоброго взгляда, уши от злой вести, руки от хищений, ноги от пути разврата. И все мои члены огради от зла, да бдят во исполнение благого пред Тобой». Для новообращенного христианина таинство Миропомазания — это сошествие Святого Духа. На апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, а сегодня это таинство свершается благоуханием Мира. Таинство Миропомазания, как и таинство Крещения неповторимо. После таинства Крещения и Миропомазания священник удостаивает нас принять еще одно из семи таинств Церкви — таинство Причастия10. Таким образом, таинством Миропомазания человек запечатлевается божественными печатями новой жизни — в знак принятия Святого Духа. И только миропомазанием человек становится христианином, т.е. помазанником, и, предоставив себя Святому Духу, усыновляется Богом Отцом. После этого благодатного помазания, удостоиться которого спешат также владыки мира, человек забывает о других ароматах, суть которых всего — лишь благоухание, в то время как: «Сие, — говорит священник, — да будет тебе благоуханием, да приведет тебя из жизни к жизни вечной».

Мир тебе, спасенный Богом, Мир тебе, помазанник Божий.

Напутствия новообращенному христианину и чаду Армянской Апостольской Церкви

Приняв крещение, человек начинает новую жизнь, жизнь с Богом, и это ко многому обязывает. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями11, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д. Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая, прежде всего, заключается в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается каждое воскресение в Армянских Храмах во время Божественной Литургии (Сурб Патараг). Таинство Причастия установил Сам Христос на Таиной Вечери со своими учениками. И только посредством причастия Крови и Тела Христовых мы получаем возможность спастись. И где нет Церкви — нет причастия, а значит и спасения.
Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Причащаться надо минимум 7 раз в год. Еще одним важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве. Когда читаешь Библию, Бог говорит с тобою, а когда молишься – ты сам говоришь с Богом. Молитва – это разговор с Богом. Молитвенник, в котором содержаться молитвы Святых Отцов Армянской Церкви можно приобрести в Армянских Церквях. И, конечно же, необходимо читать Библию (арм. – Аствацашунч). «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4). Человек, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах, т.е. не грешить. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям», «гадалкам» и т.д. Таким образом, он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения. Приняв Крещение, многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и этого достаточно, чтобы считать себя христианином. Это глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Для каждого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни.

Праведник всегда в руке Божьей и верой спасен будет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *