имя основателя крупнейшего мужского монастыря русской православной церкви
Митрополит Киприан – основатель Сретенского монастыря
16/29 сентября – память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, основателя Московского Сретенского монастыря. В издательстве Сретенского монастыря готовится к изданию книга историка-медиевиста, профессора и преподавателя истории Русской Церкви в Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси». Предлагаем вниманию читателей фрагмент из этой книги – отрывок из главы VII «Беды и успехи Московской Руси. Последующее возвышение Первопрестольного града».
Святой Митрополит Киприан
(1375–1390–1406)
В преддверии нашествия грозного завоевателя по благословению Митрополита Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери из Владимира. Этот крестный ход был исполнен глубокой молитвы о заступлении, русские люди постились и молили Матерь Божию о помощи и защите. В момент встречи святого образа Тимуру, находившемуся в Ельце на Аргамачьей горе, было видение: Пречистая Дева явилась с Ангелами, устремляясь против него. После этого татарское войско спешно уходит из московских пределов. В тюркских сказаниях сохранились сведения о явлении Тамерлану его покровителя Хызра, после чего грозный завоеватель повернул назад.
В монастырском Синодике называется имя «святаго Киприана, иже святой обителя сея начальника»
А в Москве на месте встречи принесенной Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, который освятил Митрополит Киприан. Было учреждено также празднование в честь чудотворного образа Пречистой Девы, из Кремля в Сретенскую обитель ежегодно совершался затем крестный ход 26 августа. В монастырском Синодике называется имя «святаго Киприана, иже святой обителя сея начальника».
Чудотворная икона была вскоре возвращена во Владимир, а в Москве остались сделанные с нее копии. Со времени святителя Киприана и по его благословению Небесной Покровительницей града Москвы и национальной святыней Московской Руси становится Владимирская икона Богоматери. В конце XV – начале XVI века распространяется иконография «Сретения чудотворной Владимирской иконы в Москве», где изображается святитель Киприан. В конце жизни святителя была составлена «Повесть о нашествии Темир-Аксака», которая дошла до нас в составе летописных сводов, восходя «к тексту Троицкой летописи». В окружении святителя Макария († 1563; память 30 декабря) было изготовлено для Лицевого свода лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери». Начиная с миниатюры, изображающей встречу с крестным ходом чудотворного образа в Москве, святитель Киприан изображается в Сказании с нимбом.
Троице-Сергиева Лавра – сердце веры
8 октября Православная Церковь чтит память Преподобного Сергия Радонежского — основателя Троицкого монастыря, который впоследствии стал Лаврой. Троице-Сергиева Лавра — одна из самых почитаемых русских святынь, крупнейший центр духовного просвещения и культуры. Здесь веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Выходцы из Лавры основали сотни русских монастырей.
В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец. В 1355 году в Троицком монастыре был введен общежительный устав, который регламентировал все стороны монашеской жизни. Новый порядок и увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо расположенных в произвольном порядке келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной.
Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель. Именно здесь в 1380 году Преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского, отправлявшееся на сражение с Мамаем. На Куликово поле вместе с княжеским войском вышли два монаха-богатыря Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1408 году монастырь был разграблен и сожжен татарским ханом Едигеем. В последующие два века монастырь вновь отстроился и стал одной из главных российских святынь.
В 1422 году на месте деревянной церкви игумен Никон заложил главный храм обители — Троицкий собор. Он был построен силами сербских монахов из Косова, которые нашли в монастыре прибежище после битвы на Косовом поле. При строительстве собора были обретены мощи Преподобного Сергия. Расписывали собор выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для пятиярусного иконостаса этого собора была написана знаменитая «Троица». В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.
Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора находится усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи.
Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле «московского барокко» отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687-1692 годы). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734 год) и Смоленская (1746-1753 годы) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741-1770 годы).
В Смутное время монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Он выдержал осаду 30-тысячного польско-литовского войска, которая длилась больше года. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году здесь укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр I.
1 октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария. Через два года после этого монастырь получил почетное наименование Лавры. Главой Лавры утверждался Митрополит Московский.
В XVIII-XIX веках Троице-Сергиева Лавра была одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев. В монастыре жило около 400 монахов. В окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды. В 1905 году была организована лаврская типография.
В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях разместился историко-художественный музей и другие учреждения. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и сброшены лаврские колокола. К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно разрушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и другие хозяйственные нужды. На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.
Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. В 1993 году архитектурный ансамбль Лавры вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971-м, 1988-м, 1990-м годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество
История монастыря
Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль — роль великого подвижника и молитвенника.
Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей («сын радости»). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал « Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее «.
В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.
Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….
Святыни обители
Храмы и часовни
Паломнику
как добраться
Н а автомобиле:
По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.
А втобусом:
Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.
П ригородным электропоездом:
От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.
В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).
где остановиться
1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.
В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее — за месяц-полтора до заселения.
Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.
2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00
богослужения Троице-Сергиевой Лавры
УСПЕНСКИЙ СОБОР
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ
(вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 07.40 |
Таинство соборования | 12.00 |
Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.
трапезные
Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.
контакты
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
можно задать, написав письмо на почтовый ящик: answer@lavra.ru
Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
(где совершается отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45
Желающим потрудиться в Лавре:
— на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
— волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
— в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)
СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
электронная почта канцелярии (для официальной переписки): office@lavra.ru.
ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Схема проезда
Интересные факты
Преподобный Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, и его патриотическая деятельность
Во время бедствий русского народа, вызванных татарским нашествием, Православная Церковь не ограничивалась одними нравственными поучениями, а давала обществу высокие примеры христианского подвига. Ранее всех и более всех святых, явившихся в Московской земле, приобрел всеобщее народное почитание преподобный Сергий, основатель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Он получил в глазах всего народа значение Богом данного покровителя, заступника и молитвенника за всю землю Русскую.
Преподобный игумен всегда помогал нуждающимся. Монастырские врата были открыты для паломников и странников. Всем оказывалось гостеприимство, материальная помощь и духовное наставление. Заветы преподобного Сергия своим ученикам — хранить веру православную, единомыслие и мир между собою, любовь нелицемерную, смирение и гостеприимство — стали важнейшими заветами для всей последующей жизни троицкой братии и всего русского общества.
Гражданские и церковные историки высоко оценивают значение деятельности преподобного Сергия Радонежского. Его славное имя навсегда вошло в летопись нашего государства. Удаляясь от мирской суеты, пустынножитель не удалялся сердцем от своего земного отечества. Он всегда был радетелем своей родной земли, печальником за свой родной народ, молитвенником за него и ходатаем пред Богом.
Время монгольского ига, в которое жил преподобный Сергий, было ознаменовано не только материальным разорением и внешними бедствиями, но также и состоянием духовной опустошенности и нравственного упадка. Для того, чтобы сбросить ненавистное иго и построить прочное независимое государство, русскому народу надо было поднять и укрепить нравственные силы. Эту внутреннюю миссию — нравственное воспитание народа, — послужившую подготовкой и обеспечением успехов внешней исторической миссии русского государства, принял на себя преподобный Сергий.
Жизнь, полная подвигов, смиренного служения ближним и благодатных явлений, дала основателю Троицкого монастыря то большое нравственное влияние, которое он оказывал на своих современников. Слава о необычном игумене далеко разошлась за пределы монастырской ограды. В Троицкий монастырь стекались князья и бояре, простые горожане и крестьяне, и никто не уходил без утешения и без мира в душе. Таким образом, пустыня превратилась в место благодатной помощи для всех. «Любовь нелицемерная» воплотилась в страннолюбии и благотворении, которыми отличалась обитель Святой Троицы с самого ее основания.
Русский народ, воспринявший от преподобного чувство духовной крепости и нравственной бодрости, восстал против своих поработителей и после долгой и упорной борьбы победил.
Особенно широко распространилась слава преподобного Сергия ко времени княжения Московского великого князя Димитрия Донского, который глубоко чтил преподобного и даже пригласил его быть крестным отцом своих детей. Московский князь и святитель Алексий видели в Троицком игумене своего ближайшего сподвижника и поэтому часто в трудных обстоятельствах прибегали к нему за помощью и советом. Большую поддержку оказал им святой Сергий в деле объединения русских земель вокруг Москвы, которая постепенно накапливала силы для решительной борьбы с татарами. В связи с этим необходимо отметить, что преподобного Сергия иногда называют политиком. Такое определение общественной деятельности святого не совсем верно, так как вся его «политика» исходила из чувства горячей любви к страждущему русскому народу и Отечеству. Поэтому вернее будет игумена Сергия характеризовать как пламенного патриота своей Родины.
Радонежский подвижник особенно прославился своим активным участием в подготовке Куликовской битвы, положившей начало освобождению и возрождению Руси. Можно сказать, что преподобный Сергий нравственно и психологически подготовил эту первую крупную победу русского народа над татарами.
Перед выступлением в поход великий князь, полный тревог и раздумий, отправился в Троицкий монастырь за советом и благословением. Здесь преподобный Сергий после обедни и трапезы благословил святым крестом князя и сказал: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» — а затем тихо добавил, обращаясь к одному Димитрию: «Победиши враги твоя. ». По просьбе великого князя Димитрия святой Сергий для моральной поддержки русских ратников благословил на битву с ордынским войском двух своих иноков бывших воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Ободренный предсказанием и благословением преподобного князь Димитрий во главе русского войска выступил в поход. Перед переправой через Дон был созван военный совет. Здесь одни предлагали переправляться, а другие говорили князю Димитрию: «Не ходи, потому что врагов много, не одни татары, но и литва, и рязанцы». Князь стал колебаться. «Тут приспела грамота от Преподобного игумена Сергия с благословением от святого старца идти на татар: «Чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица», — писал Сергий». Димитрий под влиянием грамоты переправил свое войско.
Уже будучи старцем, Сергий по просьбе великого князя ходил пешком в Рязань, чтобы примирить князя Олега Ивановича с Москвой. Этот воинственный князь часто опустошал московские владения и не хотел слушать разговоров о мире. И только святому Сергию удалось переменить свирепость его на кротость. Олег заключил с московским князем вечный мир, который впоследствии был даже скреплен семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия. 19 мая 1389 г. авва Сергий присутствовал при смерти князя Димитрия Донского. Здесь он подписал его завещание, где впервые устанавливался новый порядок наследования великого княжения — от отца к сыну.
Такова была многотрудная и многополезная патриотическая и миротворческая деятельность Преподобного Сергия, направленная на благо дорогого ему Отечества и русского народа. Он был при жизни великим печальником за Русь и по своей блаженной кончине стал молитвенником за нее пред Богом.
Прот. Анатолий Лазарев
Преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, впоследствии ставший Троице-Сергиевой лаврой
Троице-Сергиева лавра (Фото: ProfStocker, Shutterstock)
Троице-Сергиева лавра – крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Это крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
Именно он и его брат Стефан 11 августа 1337 года, согласно летописям, основали монастырь недалеко от города Радонежа (хотя ряд исследователей считают годом основания монастыря – 1342-й). Еще при жизни святого обитель сильно преобразилась благодаря стараниям смоленского архимандрита Симона. Монахи возвели просторную церковь, построили кельи, трапезную и другие здания.
В 14-17 веках монастырь становится крупнейшим культурным центром Руси. Здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый – автор Жития Сергия Радонежского, Максим Грек, Авраамий Палицын, живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, резчик Амвросий.
Монастырь играл важную роль и в политической жизни страны: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, а в 1608-1610 годах – с польской интервенцией. Также он способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения Минина и князя Пожарского.
Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе Троицкий и Успенский соборы.
После Октябрьской революции 1917 года Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях был создан историко-художественный музей, с 1940 года – музей-заповедник.
Однако, после Великой Отечественной войны в 1946 году началось возрождение обители. Ныне Троице-Сергиева лавра занимает выдающееся место в жизни Русской церкви и является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.