индивидуальное обучение мчс определяется

Индивидуальное обучение мчс определяется

от 26 октября 2017 года N 472

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом МЧС России от 28 февраля 2020 года N 129 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2020, N 0001202007020007).

— Примечание изготовителя базы данных.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; 2013, N 23, ст.2878, N 27, ст.3462, N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566, N 19, ст.2289, N 22, ст.2769, N 23, ст.2930, ст.2933, N 26, ст.3388, N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72, N 14, ст.2008, N 18, ст.2625, N 27, ст.3951, ст.3989, N 29, ст.4339, ст.4364, N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78, N 10, ст.1320, N 23, ст.3289, ст.3290, N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292; 2017, N 18, ст.2670.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 27, ст.3477; 2016, N 27, ст.4172.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3089.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

в Министерстве юстиции

12 февраля 2018 года,

регистрационный N 50008

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от 26 октября 2017 года N 472

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

I. Общие положения

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 2004, N 35, ст.3607; 2009, N 48, ст.5717; 2016, N 1, ст.68; 2017, N 31, ст.4765.

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ;

получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;

совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей ;

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе ;

среднего профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС ;

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители) органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;

обеспечивать содержание учебно-материальной базы;

Источник

Индивидуальное обучение мчс определяется

III. Специальное первоначальное обучение

23. Специальное первоначальное обучение должно проводиться в отношении лиц, впервые принимаемых на службу (работу) по контракту (трудовому договору) в органы управления и подразделения пожарной охраны, в целях приобретения ими знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного исполнения обязанностей по должности.

Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа:

индивидуальное обучение по месту службы;

стажировка в занимаемой должности по месту службы.

Курсовое обучение должно проводиться в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии) ;

24. Обучение на всех этапах специального первоначального обучения начинается с инструктажа по правилам охраны труда.

25. Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться под руководством одного из заместителей начальника подразделения пожарной охраны и наставника, назначаемых приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны, в котором определяются порядок, сроки подготовки и состав квалификационной комиссии (не менее трех человек), для принятия зачетов по окончании подготовки.

26. Индивидуальное обучение по месту службы лиц, впервые принятых на службу, должно проводиться по месту предстоящей службы, начиная со дня назначения на должность, а при установлении испытательного срока с его первого дня.

27. Индивидуальное обучение по месту службы личного состава караулов должно состоять из теоретического курса, проводимого в течение 10 рабочих дней в объеме не менее 60 часов, и практического курса (стажировки), проводимого в течение 5 дежурств в карауле в объеме не менее 30 часов без выезда на проведение боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 N 129)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Занятия должны проводиться ежедневно по 8 часов, из которых 2 часа отводятся на самостоятельное изучение пройденного материала.

30. Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться на основании программы индивидуального обучения по месту службы лица, впервые принятого на службу в орган управления, подразделение пожарной охраны (приложение N 7 к настоящему Порядку).

31. Программа индивидуального обучения по месту службы должна составляться на основании рекомендуемого перечня тем индивидуального обучения по месту службы (работы) лиц, впервые принятых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны (приложение N 8 к настоящему Порядку), а также с учетом тем, касающихся специфики района выезда подразделения пожарной охраны.

32. Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан представить обучаемого личному составу подразделения пожарной охраны, объявить приказ об организации индивидуального обучения по месту службы.

33. Руководитель индивидуального обучения лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

разработать и утвердить программу индивидуального обучения по месту службы;

создать обучаемому условия для занятий, обеспечить его руководящими документами, методическими разработками и учебной литературой;

осуществлять контроль за формированием навыков работы и усвоением учебного материала.

34. Наставник лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

создать обучаемому условия для закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений в период прохождения практического курса индивидуального обучения по месту службы;

вносить предложения по совершенствованию учебного процесса;

по завершении индивидуального обучения по месту службы дать характеристику обучаемого, в том числе внести рекомендации о целесообразности его назначения на соответствующую должность.

35. Запрещается при проведении практического курса индивидуального обучения по месту службы привлекать обучаемого к участию в мероприятиях, не предусмотренных программой индивидуального обучения.

36. По окончании индивидуального обучения по месту службы обучаемый сдает зачет в объеме изученного материала, а также по правилам охраны труда и особенностям работы с техническими средствами, приборами и инструментом с учетом исполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.

Итоги индивидуального обучения по месту службы оформляются протоколом о приеме экзамена (зачета).

37. Лица, успешно завершившие индивидуальное обучение по месту службы, до начала курсового обучения допускаются приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности за исключением выполнения работ:

в непригодной для дыхания среде;

с электроустановками пожарных автомобилей и прицепов;

с механизированным аварийно-спасательным инструментом.

(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 N 129)

(см. текст в предыдущей редакции)

38. Не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию.

39. В случае, когда период со дня назначения на должность до начала обучения очередной группы в образовательной организации составляет менее 10 дней или если с начала обучения очередной группы в образовательной организации прошло не более 10 дней, допускается вновь принятый на службу личный состав подразделений пожарной охраны направлять на курсовое обучение без прохождения индивидуального обучения по месту службы.

40. Перечень образовательных организаций, количество обучаемых, порядок и сроки (даты) проведения курсового обучения должны определяться и доводиться до образовательных организаций ежегодными планами-графиками комплектования учебных сборов, утверждаемыми приказами начальников органов управления.

Сведения об отсутствии в подразделении пожарной охраны ГДЗС представляются в образовательную организацию его начальником.

43. При направлении личного состава подразделения пожарной охраны на курсовое обучение начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан обеспечить выдачу командировочного удостоверения с отметкой об убытии, выписку из приказа начальника органа управления, подразделения пожарной охраны о назначении на должность, личную карточку газодымозащитника.

44. Личный состав подразделения пожарной охраны, убывающий на курсовое обучение, наряду с вышеперечисленным при себе обязан иметь:

служебное удостоверение (при его наличии);

форменное обмундирование по сезону;

спортивную форму одежды;

туалетные принадлежности и предметы личной гигиены.

45. По окончании курсового обучения начальники образовательных организаций издают приказы об окончании слушателями курсового обучения и направлении выпускников для дальнейшего прохождения службы в орган управления, подразделение пожарной охраны.

46. В органе управления, подразделении пожарной охраны для личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего курсовое обучение, организуется стажировка:

47. На период стажировки приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны за обучаемым закрепляется руководитель стажировки.

48. По окончании стажировки личный состав подразделения пожарной охраны, успешно сдавший зачеты, допускается приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

49. Копии приказов в отношении личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего специальное первоначальное обучение, направляются в кадровые органы по месту службы личного состава подразделения пожарной охраны для приобщения к личным делам.

50. В отношении лиц, отчисленных из образовательной организации в период прохождения курсового обучения за нарушение служебной дисциплины или неуспеваемость, начальником органа управления, подразделения пожарной охраны рассматривается вопрос о расторжении контракта (трудового договора) о прохождении службы.

Источник

Приказ МЧС России от 30.12.2016 N 713 Об утверждении Порядка организации наставничества в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и Порядка индивидуального обучения стажера, проходящего испытание при поступлении на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 30 декабря 2016 г. N 713

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ И ПОРЯДКА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАЖЕРА, ПРОХОДЯЩЕГО ИСПЫТАНИЕ

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА СЛУЖБУ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ПРОТИВОПОЖАРНУЮ

СЛУЖБУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3089.

1. Утвердить Порядок организации наставничества в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (приложение N 1).

2. Утвердить Порядок индивидуального обучения стажера, проходящего испытание при поступлении на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (приложение N 2).

к приказу МЧС России

ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

1. Настоящий Порядок определяет организацию наставничества над стажером, впервые поступающим на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы.

3. Методическое обеспечение деятельности наставников осуществляет совет наставников, создаваемый приказом руководителя (начальника) учреждения (организации) для оказания помощи руководству учреждения (организации) в подборе, обучении и воспитании наставников.

4. Наставничество устанавливается в отношении стажера, назначенного на вакантную должность с испытательным сроком продолжительностью от одного до шести месяцев, но не менее периода испытательного срока.

5. Период наставничества может быть продлен приказом руководителя (начальника) учреждения (организации) в случае временной нетрудоспособности стажера, а также на время его отсутствия на службе по иным уважительным причинам.

6. Наставничество прекращается до истечения установленного срока при увольнении наставника или стажера, в случае перевода одного из них в другую организацию (подразделение), а также в случае возникновения других обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.

7. Наставничество осуществляется в отношении одного или нескольких стажеров одновременно в зависимости от уровня профессиональной подготовки наставника, а также от объема выполняемой работы. За одним наставником не может быть закреплено больше трех стажеров.

8. Наставник назначается из числа опытных сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы приказом руководителя (начальника) учреждения (организации) не позднее одной недели со дня назначения стажера.

10. Наставник имеет право:

а) требовать от стажера выполнения должностных обязанностей по вопросам служебной деятельности;

б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

11. Наставник обязан:

а) знать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих должностные права и обязанности стажера по занимаемой должности, штатное расписание учреждения (организации) и наличие вакантных должностей;

б) осуществлять планирование работы со стажером;

в) изучать деловые и личные качества стажера, его интересы, увлечения, отношение к службе и коллегам;

г) содействовать стажеру в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности и организацией работы в учреждении (организации);

д) оказывать стажеру индивидуальную помощь в овладении профессиональными навыками, передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

е) привлекать стажера к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

ж) отчитываться по результатам выполнения Плана (приложение N 2 к настоящему Порядку) и участвовать в подготовке заключения о соответствии стажером занимаемой должности, по результатам испытательного срока, для принятия решения: о заключении со стажером контракта или о расторжении со стажером трудового договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Во время испытания стажер пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в учреждении (организации), которые установлены срочным трудовым договором.

13. Продолжительность стажировки определяется длительностью не более шести месяцев, по истечении которых руководитель (начальник) учреждения (организации) принимает решение о назначении или неназначении стажера на должность по результатам испытательного срока.

а) знать свои должностные обязанности, основные направления деятельности по замещающей должности;

б) изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

в) подготовить и выполнить в установленный срок индивидуальный план стажировки (приложение N 3 к настоящему Порядку), утверждаемый руководителем организации (подразделения) МЧС России;

г) выполнять распоряжения наставника, связанные с его служебной деятельностью;

д) усваивать практические приемы выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;

е) обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

ж) ответственно относиться к службе, а также внимательно относиться к коллегам по работе;

з) развивать положительные качества, участвовать в общественной жизни коллектива, развивать общекультурный и профессиональный кругозор.

15. Совет наставников обобщает и распространяет передовой опыт работы наставников, разрабатывает и представляет на утверждение руководителю (начальнику) учреждения (организации) предложения по совершенствованию работы по наставничеству.

Источник

Приказ МЧС России от 22 декабря 2020 г. N 983 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России»

В соответствии с частью 2 статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2021 г.

Регистрационный N 62565

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от 22.12.2020 N 983

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России

4. Основными задачами образовательной деятельности являются:

1) подготовка высококвалифицированных кадров для системы МЧС России;

2) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретение высшего образования по направлению подготовки (специальности);

3) распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди личного состава МЧС России, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.

5. Образовательные организации МЧС России осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность, а также образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, дополнительным профессиональным программам.

6. К числу обучающихся в образовательных организациях МЧС России по основным профессиональным образовательным программам относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты.

II. Разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ

7. Основными документами, определяющими содержание и организацию образовательной деятельности в образовательных организациях МЧС России, являются федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты и основные профессиональные образовательные программы.

8. Образовательные организации МЧС России самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы подготовки специалистов среднего звена, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры и программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

Каждый компонент основной профессиональной образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

9. При включении ПООП в реестр ПООП образовательные организации МЧС России разрабатывают основную профессиональную образовательную программу для лиц, поступающих на обучение в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.

10. В основной профессиональной образовательной программе определяются:

1) рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности;

11. Учебные планы разрабатываются образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки.

Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета образовательной организации МЧС России и утверждаются начальниками образовательных организаций МЧС России не позднее чем за три месяца до начала подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам.

Учебные планы действуют в течение всего срока подготовки обучающихся по данной специальности, направлению подготовки.

12. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, промежуточной аттестации, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план разрабатывается на каждую специальность (специализацию), направление подготовки (профиль).

13. В целях отражения достижений науки и техники, передового опыта в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, результатов анализа отзывов на выпускников образовательных организаций МЧС России из территориальных органов, спасательных воинских формирований, организаций МЧС России образовательные организации МЧС России могут вносить в учебный план следующие изменения (дополнения):

1) вводить (исключать) дисциплины вариативной части образовательной программы при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам ее освоения;

2) перераспределять время между дисциплинами обязательной и вариативной частей образовательной программы в пределах, установленных федеральным государственным образовательным стандартом;

3) вводить в дисциплину (исключать из дисциплины) новые темы, перераспределять время на их изучение между периодами обучения, а также по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на нее времени;

4) вводить в модуль новые дисциплины и практики, перераспределять время на их изучение в пределах модуля между периодами обучения, а также по темам и видам занятий при условии выполнения установленных требований к результатам освоения модуля.

14. Указанные в пункте 13 Порядка изменения и дополнения в учебный план вносятся не чаще одного раза в год и не позднее трех месяцев до начала учебного года.

16. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы являются составной частью образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях высшего образования МЧС России.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатывается образовательными организациями МЧС России самостоятельно.

17. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются подразделением, ответственным за организацию и проведение воспитательной работы совместно с учебным (учебно-методическим) и кадровым подразделением, рассматривается на совместном совещании вышеуказанных подразделений и утверждается заместителем начальника образовательной организации по учебной работе.

18. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).

19. Рабочая программа воспитания включает:

1) специальность (направление подготовки), профиль (специализация);

2) характеристики воспитательного пространства;

3) цели и задачи воспитательной деятельности;

4) основные направления деятельности обучающихся;

5) основные сообщества/объединения обучающихся;

6) используемые формы и технологии;

7) самоуправление обучающихся в образовательной программе;

8) организация учета и поощрения социальной активности;

9) материально-технические средства для реализации программы;

10) используемая социокультурная среда города;

11) социальные партнеры;

20. Образовательная организация высшего образования МЧС России может включить в рабочую программу воспитания дополнительные разделы.

21. Календарный план воспитательной работы включает:

1) проекты, мероприятия с указанием сроков и места, наименований и форм проведения мероприятий, категории участников и ответственных исполнителей;

2) годовой круг событий и творческих дел, участие в конкурсах.

Рабочая программа разрабатывается кафедрой (кафедрами) по каждой дисциплине (модулю), практике. В ней указываются состав (для модуля), содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования дисциплин (для модуля), практик и других видов учебной деятельности, распределение учебного времени по темам (разделам) и видам учебных занятий.

23. Рабочая программа включает:

1) наименование дисциплины (модуля), специальность (направление подготовки), профиль (специализация);

2) перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), иной учебной деятельности, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

3) указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

4) объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

5) содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий;

6) перечень учебно-методического обеспечения по дисциплине (модулю);

7) оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

8) перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

10) методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

11) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

12) перечень средств материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

24. По решению образовательной организации МЧС России в состав рабочей программы дисциплины (модуля) могут включаться иные сведения и (или) материалы, необходимые для ее реализации, а оценочные и методические материалы для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) могут разрабатываться как отдельные документы.

25. На основе рабочей программы разрабатывается тематический план изучения дисциплины, структура и содержание определяются образовательной организацией МЧС России.

26. Календарный учебный график разрабатывается на основе учебных планов на текущий учебный год.

В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности (сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, всех видов практик, государственной итоговой аттестации и других видов учебных занятий) и периоды каникулярного отпуска (каникул).

Календарный учебный график разрабатывается учебным (учебно-методическим) подразделением и утверждается начальником образовательной организации МЧС России или его заместителем по учебной работе.

27. Практика является составной частью образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях МЧС России.

28. Виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

29. При проведении практики образовательная деятельность может быть организована в форме практической подготовки, которая организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

30. Цели и задачи, общая продолжительность практической подготовки и приобретаемые в ходе ее прохождения компетенции определяются по специальностям, направлениям подготовки и отражаются в программе практической подготовки.

31. Программа практической подготовки включает:

1) указание вида практической подготовки, способа и формы (форм) ее проведения;

2) перечень планируемых результатов обучения при прохождении практической подготовки, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции);

3) указание места практической подготовки в структуре образовательной программы;

4) указание объема практической подготовки в зачетных единицах и ее продолжительности в днях (неделях) и (или) в академических часах;

5) содержание практической подготовки;

6) указание форм отчетности по практической подготовке;

7) оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практической подготовке;

8) перечень учебной литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практической подготовки;

9) перечень информационных технологий, используемых при проведении практической подготовки, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

32. Образовательная организация МЧС России вправе включать в состав программы практической подготовки также иные сведения и (или) материалы. Оценочные средства по практической подготовке и методические материалы для обучающихся по прохождению практической подготовки могут разрабатываться как отдельные документы.

33. При реализации основных профессиональных образовательных программ образовательная организация МЧС России руководствуется следующим:

1) сроки обучения по основным профессиональным образовательным программам и их объем определяются федеральными государственными образовательными стандартами;

4) выбор методов и средств обучения, контроля усвоения обучающимися учебного материала, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется образовательной организацией МЧС России, исходя из необходимости достижения обучающимися запланированных результатов освоения образовательной программы;

5) при реализации образовательных программ могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

34. Расписание учебных занятий составляется и утверждается в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

35. Продолжительность одного учебного занятия в образовательных организациях МЧС России по основным профессиональным образовательным программам составляет два академических часа.

По основным профессиональным образовательным программам, учебными планами которых предусматривается проведение с обучающимися индивидуальных занятий, продолжительность индивидуальных учебных занятий составляет один академический час.

Продолжительность учебных занятий, проводимых в форме тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных), деловых и ролевых игр, лабораторных работ определяется временем, необходимым обучающимся для выполнения (отработки) изучаемых учебных вопросов (учебных задач) в полном объеме. Общая продолжительность тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, деловых и ролевых игр, лабораторных работ, а также количество и продолжительность перерывов определяются планом их проведения.

36. Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам включает: занятия лекционного типа (лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации руководящим составом и научно-педагогическими работниками образовательной организации МЧС России) и занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с научно-педагогическими работниками образовательной организации МЧС России и иную контактную работу.

По решению ученого совета (совета) образовательной организации МЧС России могут вводиться иные виды учебных занятий.

37. Лекции по актуальным проблемам в области будущей профессиональной деятельности обучающихся могут читаться руководящими должностными лицами МЧС России, структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и организаций МЧС России, руководящим составом образовательной организации МЧС России.

38. Для проведения учебного занятия на кафедре разрабатываются методические материалы. Указанные материалы рассматриваются на заседании кафедры или предметно-методической комиссии (секции) и утверждаются начальником кафедры (заведующим кафедрой).

Тексты лекций, учебно-методические материалы, необходимые для проведения занятий семинарского типа, хранятся на кафедре в составе учебно-методического комплекса до их замены новыми. Обновление учебно-методического комплекса осуществляется по необходимости перед началом нового учебного года.

39. Самостоятельная работа обучающихся организуется и контролируется командирами (руководством) подразделений слушателей, курсантов, студентов, аспирантов (адъюнктов). Результаты контроля анализируются в образовательной организации МЧС России не реже одного раза в месяц. Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется кафедрой. Время для самостоятельной работы отводится распорядком дня из расчета не менее трех академических часов ежедневно.

Привлечение обучающихся в часы самостоятельной работы для выполнения работ и занятий, не регламентированных распорядком дня и расписанием занятий, не допускается.

40. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят индивидуальный (групповой) характер. Допускается проводить консультации в часы самостоятельной работы.

42. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.

43. Порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся определяется локальным(и) нормативным(и) актом (актами) образовательной организации МЧС России.

Допускается использовать средства электронной фиксации контроля успеваемости обучающихся в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации МЧС России с обеспечением надлежащего уровня безопасности, сохранности, резервного копирования и исключения возможности работы в них третьих лиц. Образовательная организация МЧС России обеспечивает обучающимся доступ к результатам их успеваемости. Результаты успеваемости распечатываются для хранения. Порядок дублирования результатов на бумажный носитель и их хранения определяется образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

44. Обучающийся, не выполнивший в полном объеме учебную программу дисциплины в текущем семестре обучения, к промежуточной аттестации по данной дисциплине не допускается до момента выполнения всех требований по ней.

45. В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию без уважительных причин или имеющие неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам, признаются имеющими академическую задолженность.

Таким обучающимся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются образовательной организацией МЧС России. Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность.

Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию.

46. В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, в течение года со дня образования академической задолженности вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией МЧС России.

47. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию в установленные сроки, признаются имеющими академическую задолженность.

48. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин данного курса обучения, приказом начальника образовательной организации МЧС России переводятся на следующий курс обучения.

После ликвидации академической задолженности (прохождения повторной промежуточной аттестации) в отношении указанных в настоящем пункте обучающихся начальник образовательной организации МЧС России издает приказ о переводе на следующий курс обучения.

50. Обучающиеся выпускного курса обучения, не имеющие академической задолженности, выполнившие все требования учебного плана и учебных программ дисциплин, допускаются к государственной итоговой аттестации.

51. Государственная итоговая аттестация может проводиться в форме государственного экзамена, защиты ВКР или научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Программа аттестации утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Для проведения государственной итоговой аттестации планируется время из расчета: не менее трех календарных дней для подготовки и защиты ВКР; не менее пяти календарных дней для подготовки и сдачи государственного экзамена (если он включен в состав государственной итоговой аттестации основной профессиональной образовательной программы).

Расписание государственной итоговой аттестации утверждается начальником образовательной организации МЧС России и доводится до обучающихся не позднее чем за месяц до ее начала.

52. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе государственной итоговой аттестации, отчисляются из образовательной организации МЧС России. Они могут быть допущены к государственной итоговой аттестации, в том числе повторной, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ, при условии их пребывания на службе в МЧС России.

53. Обучающиеся, не допущенные к государственной итоговой аттестации в связи с наличием у них академической задолженности, образовавшейся по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), допускаются к государственной итоговой аттестации после ликвидации указанной задолженности, при этом срок ее ликвидации и прохождения государственной итоговой аттестации не должен превышать шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

III. Особенности реализации программ бакалавриата и специалитета

56. Основные профессиональные образовательные программы бакалавриата и специалитета имеют направленность (профиль), характеризующую их ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам их освоения.

Направленность (профиль) программы бакалавриата устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках направления подготовки либо в соответствии с направлением подготовки в целом.

Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается специализациями соответствующего ФГОС. В случае отсутствия специализаций, установленных ФГОС, направленность (профиль) программы специалитета определяется ориентацией программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом.

По специальности, направлению подготовки может реализовываться несколько программ специалитета, программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль).

57. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста (бакалавра) выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, и профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии). В обязательную часть программы включаются также дисциплины, указанные в ФГОС высшего образования.

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, установленных ФГОС, могут включаться в обязательную часть программы.

В обязательную часть программы входит также государственная итоговая аттестация.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, создается образовательной организацией МЧС России и определяет специализацию (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений программ, образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

58. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста (бакалавра) включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе ФГОС, ПООП (при наличии) и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике основной профессиональной образовательной программы указываются:

1) квалификация, присваиваемая выпускникам;

2) вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

3) направленность (профиль) образовательной программы;

4) планируемые результаты освоения образовательной программы.

59. Основная профессиональная образовательная программа рассматривается на заседании ученого совета и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

60. При реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета, бакалавриата образовательная организация МЧС России руководствуются следующим:

1) срок обучения исчисляется в годах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем основной профессиональной образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении основной профессиональной образовательной программы (ее составной части), включающей все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема основной профессиональной образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Образовательная организация МЧС России самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 33 до 40 академических часов или от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено ФГОС. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц, если иное не установлено ФГОС;

2) у курсантов первого курса обучения ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы;

3) у курсантов первого курса обучения образовательных организаций МЧС России пожарно-технического профиля учебный год начинается с 1 сентября.

61. У курсантов образовательных организаций МЧС России, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 58 Порядка, допускается перенос начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.

62. Государственная итоговая аттестация по программам специалитета, бакалавриата включает защиту ВКР, государственный экзамен (если он включен в состав государственной итоговой аттестации основной профессиональной образовательной программы).

63. ВКР выполняется в виде бакалаврской работы, дипломного проекта (работы, задачи).

Тематика ВКР ежегодно разрабатывается в образовательных организациях МЧС России, рассматривается на ученом совете и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка. Перечень тем подлежит ежегодному обновлению не менее чем на 20% с учетом актуальных задач, стоящих перед МЧС России, и передовых тенденций развития науки и техники.

Курсантам, студентам и слушателям предоставляется право выбора темы ВКР из утвержденного в образовательной организации МЧС России перечня тем, в том числе предложения своей тематики, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России.

Для подготовки ВКР за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими ВКР совместно) распорядительным актом образовательной организации МЧС России закрепляется руководитель ВКР и, при необходимости, консультант (консультанты) из числа профессорско-преподавательского состава, научных работников образовательной организации МЧС России, представителей территориальных органов и организаций МЧС России (по согласованию), а также руководящего состава образовательной организации МЧС России, при этом за одним руководителем закрепляется не более восьми курсантов, студентов и слушателей по одной форме обучения.

По сложной и трудоемкой теме может разрабатываться комплексная ВКР, в выполнении которой участвуют два и более обучающихся. Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

Выполненные ВКР подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) ВКР на кафедре оформляются в виде отчета (протокола), содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполняющих дипломные работы (проекты) на кафедре, к защите.

Завершенная ВКР с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры (заведующему кафедрой). В отзыве руководителя также отражается степень устранения недостатков, результат проверки на объем заимствования и выполнения рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты).

ВКР по программам специалитета подлежит рецензированию.

Вместе с индивидуальным заданием, рецензией и письменным отзывом руководителя ВКР представляется в государственную экзаменационную комиссию образовательной организации МЧС России для защиты.

IV. Особенности реализации программ магистратуры

64. Образовательная программа подготовки магистров имеет направленность (профиль), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.

Направленность (профиль) программ магистратуры устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках соответствующих направлений подготовки. По направлению подготовки может реализовываться несколько программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль).

65. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, и профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии). В обязательную часть программы включаются также дисциплины, указанные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, могут включаться в обязательную часть программы.

В обязательную часть программы входит также государственная итоговая аттестация.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, создается образовательной организацией МЧС России и определяет направленность (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

66. Образовательная программа магистратуры включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе ФГОС и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике образовательной программы указываются:

1) квалификация, присваиваемая выпускникам;

2) вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

3) направленность (профиль) образовательной программы;

4) планируемые результаты освоения образовательной программы.

67. Общая характеристика образовательной программы магистратуры подписывается заместителем начальника образовательной организации МЧС России по учебной работе и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

68. Срок обучения по программам магистратуры исчисляется в годах, а объем образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении образовательной программы (ее составной части), включающая все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Образовательная организация МЧС России самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 33 до 40 академических часов или от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено ФГОС. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц, если иное не установлено ФГОС.

69. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью образовательной программы магистратуры осуществляется в соответствии с ФГОС высшего образования по соответствующему направлению подготовки.

71. Слушателем, обучающимся по программам магистратуры, разрабатывается ВКР в виде, определяемом образовательной организацией МЧС России самостоятельно.

Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются образовательной организацией МЧС России на основании ФГОС (в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры), а также квалификационных требований.

ВКР представляет собой самостоятельный, логически завершенный научный труд, ориентированный на области знания и содержащий решение задач по видам деятельности, определяемым направленностью образовательной программы.

Перечень тем ВКР рассматривается на ученом совете образовательной организации МЧС России и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка.

Слушателю предоставляется право самостоятельного выбора темы ВКР из утвержденного перечня тем ВКР. Слушатель имеет право предложить свою тему ВКР, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России. Темы ВКР, предложенные в инициативном порядке, разрабатываются после их согласования с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка.

Для непосредственного руководства процессом подготовки ВКР каждому слушателю назначается научный руководитель из числа научно-педагогических работников образовательной организации МЧС России, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, а также приравненные к ним звания в соответствии с ФГОС, при этом за одним руководителем закрепляется не более восьми слушателей по одной форме обучения.

Выбранные темы ВКР и научные руководители закрепляются за слушателями приказом начальника образовательной организации МЧС России до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры.

Время для работы слушателей над ВКР выделяется в соответствии с учебным планом.

72. ВКР выполняется в соответствии с требованиями ФГОС и включает:

1) исследование предметной области в рамках темы ВКР по библиографическим источникам;

2) исследование научных подходов и методик, инструментальных средств и программно-аппаратных систем, необходимых для решения поставленной задачи;

3) разработку решения поставленной задачи с обоснованием применяемых методов и средств;

4) обработку экспериментальных данных и формулирование полученных результатов.

73. В целях контроля сроков и качества разработки ВКР на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание слушателей и научных руководителей о ходе подготовки ВКР.

74. Завершенная ВКР с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для ее рассмотрения на заседании кафедры на предмет допуска к защите или обсуждению (предварительной защите) на кафедре.

Допущенная к защите ВКР подлежит рецензированию. К рецензированию привлекаются преподаватели, научные работники и руководящий состав образовательной организации МЧС России, а также представители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка, сотрудники профильных научно-исследовательских организаций МЧС России, научно-педагогические работники сторонних образовательных организаций высшего образования (по согласованию).

ВКР с рецензией и отзывом научного руководителя представляется государственной экзаменационной комиссии образовательной организации МЧС России для защиты.

V. Реализация основных профессиональных образовательных программ по заочной форме обучения

75. Обучение сотрудников (военнослужащих), государственных гражданских служащих и работников МЧС России, зачисленных в образовательные организации МЧС России в качестве обучающихся по заочной форме, осуществляется по учебным планам, разработанным образовательными организациями МЧС России на основе учебных планов очного обучения и по рабочим программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения.

76. Срок обучения по заочной форме при реализации образовательных программ вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

77. Максимальный объем контактной работы преподавателей с обучающимися заочной формы в период промежуточных аттестаций учебного года не может превышать 200 академических часов. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся по заочной форме в период промежуточной аттестации не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению образовательных программ и факультативных дисциплин (факультативные дисциплины не учитываются при общей нагрузке).

78. Обучение по заочной форме в образовательной организации МЧС России завершается проведением государственной итоговой аттестации. Продолжительность государственной итоговой аттестации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями ФГОС по соответствующему направлению подготовки (специальности).

79. Для организации взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся по заочной форме в образовательной организации МЧС России составляется расписание учебных занятий на период промежуточной аттестации и календарные учебные графики при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий ПООП в межсессионный период. Порядок и сроки разработки, согласования, утверждения и доведения до исполнителей расписаний учебных занятий и календарных учебных графиков определяются локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

80. Профессорско-преподавательский состав образовательной организации МЧС России проводит с обучающимися заочной формы все виды учебных занятий в период промежуточных аттестаций и другие мероприятия (видео-лекции, вебинары, тестирования), предусмотренные календарными учебными графиками и реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий в межсессионный период, до завершения обучения по закрепленной дисциплине.

81. В соответствии с календарным учебным графиком и рабочими программами дисциплин кафедрами разрабатываются задания для самостоятельного выполнения обучающимися практических работ (лабораторных работ и занятий), контрольных работ, написания рефератов, а также методические указания (рекомендации) по их выполнению. Данные методические материалы размещаются на электронных ресурсах образовательной организации МЧС России.

82. Задания на ВКР формируются с учетом направленности служебной (трудовой) деятельности обучающихся и выдаются им не позднее чем в период проведения промежуточной аттестации последнего курса обучения. Выполнение ВКР осуществляется, как правило, по месту прохождения службы (работы).

83. Порядок предоставления выполненных работ обучающимися заочной формы и их рецензирования, хранения определяется локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

84. В сроки, установленные образовательной организацией МЧС России, до начала промежуточной аттестации обучающимся направляется справка-вызов или письменное уведомление о наличии у них академических задолженностей и сроках их ликвидации.

85. Обучающимся по заочной форме, выполнившим задания текущего контроля (расчетно-графические и контрольные работы, рефераты, курсовые работы и проекты, тестирования и другие отчетные материалы, предусмотренные учебными планами, календарными планами учебного курса и рабочими программами дисциплин), направляется (выдается) справка-вызов на промежуточную аттестацию.

86. Обучающимся, не выполнившим задания текущего контроля (расчетно-графические и контрольные работы, рефераты, курсовые работы и проекты, тестирования и другие отчетные материалы, предусмотренные учебными планами, календарными планами учебного курса и рабочими программами дисциплин) в полном объеме, направляется уведомление о времени проведения промежуточной аттестации. Данное уведомление является основанием для участия в промежуточной аттестации с оплатой проезда и проживания за свой счет. При этом обучающийся, получивший уведомление, допускается к консультациям и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, по которым не имеется задолженностей.

87. Обучающийся, не вызванный на промежуточную аттестацию или не выполнивший в период проведения промежуточной аттестации образовательную программу в полном объеме (имеющий задолженности по результатам текущего контроля или промежуточной аттестации), а также не прибывший на промежуточную аттестацию по неуважительной причине, представляется к отчислению из образовательной организации МЧС России за невыполнение учебного плана.

88. В отдельных случаях по ходатайству руководителей территориальных органов или организаций МЧС России на основаниях, указанных в пункте 89 Порядка, обучающемуся по заочной форме, выполнившему задания текущего контроля (расчетно-графические и контрольные работы, рефераты, курсовые работы и проекты, другие отчетные материалы, предусмотренные учебной программой, рабочими программами дисциплин и календарным планом учебного курса), решением руководства образовательной организации МЧС России может быть предоставлено право пройти промежуточную аттестацию в индивидуальном порядке. При этом выдается справка-подтверждение на время фактического проведения промежуточной аттестации.

89. Основаниями для прохождения промежуточной аттестации в индивидуальном порядке являются документально подтвержденные:

1) заболевание обучающегося, а также медицинские показания для стационарного лечения в период проведения промежуточной аттестации;

2) необходимость временного ухода за больным членом семьи;

3) направление в служебную командировку;

4) осложнение оперативной обстановки, требующее постоянного присутствия сотрудника на службе (в исключительных случаях).

90. Отзыв обучающегося по заочной форме обучения с промежуточной аттестации допускается в случаях, указанных в пункте 91 Порядка, с разрешения руководителя образовательной организации МЧС России при наличии письменного ходатайства руководителя соответствующего структурного подразделения центрального аппарата, территориального органа или организации МЧС России.

91. Обучающимся по заочной форме решением руководства образовательной организации МЧС России может быть установлена академическая задолженность с указанием сроков ее ликвидации в случаях:

1) заболевание обучающегося, а также медицинские показания для стационарного лечения в период проведения промежуточной аттестации;

2) необходимость временного ухода за больным членом семьи;

3) направление в служебную командировку;

4) осложнение оперативной обстановки, требующее постоянного присутствия сотрудника на службе (в исключительных случаях).

92. Обучающийся обязан ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией МЧС России.

93. Обучающиеся подлежат отчислению из образовательной организации МЧС России по следующим основаниям:

1) получения во время промежуточной аттестации неудовлетворительных оценок по трем и более дисциплинам (включая задолженность по курсовой работе, практике, зачету);

2) наличие академической задолженности (в том числе по одной дисциплине) без уважительных причин;

3) получение неудовлетворительной оценки на государственной итоговой аттестации;

4) непосещение без уважительных причин более 30% занятий за семестр;

5) в связи с объявлением взыскания (дисциплинарного взыскания) за нарушение служебной дисциплины (совершение грубого дисциплинарного проступка).

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 50, ст. 8074.

2 Часть 8 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ.

3 Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30306), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2014 г., регистрационный N 31524), от 17 ноября 2017 г. N 1138 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49221), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N 630 (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2020 г., регистрационный N 61179).

7 Часть 7 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

Приказ МЧС России от 22 декабря 2020 г. N 983 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 февраля 2021 г.

Регистрационный N 62565

Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19 февраля 2021 г. N 0001202102190029

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *