индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения это
обучаемость
Полезное
Смотреть что такое «обучаемость» в других словарях:
ОБУЧАЕМОСТЬ — англ. learnability/trainability; нем. Lernfahigkeit. Способность индивида к восприятию знаний, умений и поведенческих моделей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ОБУЧАЕМОСТЬ — (англ. learning ability). Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Обучаемость — индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ОБУЧАЕМОСТЬ — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость способность усвоения отдельных видов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
обучаемость — ▲ адаптация в живом мире обучаемость свойственна теплокровным, деятельность насекомых регулируется инстинктами; зачатки ее наблюдаются уже у червей. воспитуемость. научение … Идеографический словарь русского языка
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов… … Педагогический терминологический словарь
обучаемость — mokslumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Gebėjimas mokytis, išmokti. Mokslumas – viena iš intelektinio aktyvumo rūšių. Mokiniai gali turėti stiprų praktinį intelektą, bet silpną teorinį. Žemo mokslumo mokiniai yra menkesnio intelekto,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
обучаемость — mokslumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individualūs rodikliai, rodantys, kaip sparčiai žmogus mokydamasis įgyja žinių, mokėjimų, įgūdžių ir kokia to, ką įgyja, kokybė. Skiriamas bendrasis mokslumas – gebėjimas išmokti bet… … Sporto terminų žodynas
Обучаемость — (дрессируемость) восприимчивость собак к научению и накоплению опыта, скорость формирования навыка. Зависит от многих факторов, основные из них: соответствие задач научения особенностям породы (формирование той или иной породы связано с… … Словарь дрессировщика
I. Дидактика и информатика
1. Диагностика процесса и результатов обучения
Прямая и обратная связь в учебном процессе
Связи между учителем и учеником в схеме общей структуры обучения (см. “Дидактика” ) наиболее значимы в учебном процессе. Канал связи от учителя к ученику наполняется информацией прямого воздействия на ученика — содержанием обучения в форме представляемого учебного материала, рекомендаций и установок, упражнений, тестов, эталонов.
Канал связи от ученика к учителю транспортирует информацию, которая в кибернетике — науке об управлении в технике, природе и обществе — называется обратной связью. Обратная связь является информационной реакцией ученика на сообщения, воспринимаемые им в ходе обучения. Поэтому именно информация этого канала позволяет диагностировать учебный процесс, оценивать его результаты, проектировать последующие этапы обучения, дифференцировать задания и методы с учетом индивидуального продвижения и развития учеников. Ученики тоже могут иметь доступ к формализованному, обработанному учителем представлению этой обратной связи — информации о своих успехах и ошибках. Такую информацию называют внутренней обратной связью.
Учитель использует обратную связь для того, чтобы осуществить ряд действий, входящих в состав диагностики учебного процесса, анализа и фиксации результатов обучения. Вот как дидактика определяет и классифицирует [9] виды диагностической деятельности:
Проверка — процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
Контроль — операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет — фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития учеников.
Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Выставление отметки — определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Информация, которой питаются педагоги, выполняющие разные виды диагностической деятельности, наблюдается, хранится, фиксируется, обрабатывается прежде всего в каналах обратной связи. Объем этой информации неуклонно возрастает, растет потребность в оперативности процессов ее хранения и обработки, растут требования к количественной оценке такой информации. Единственный видимый сегодня перспективный путь решения проблемы — информатизация системы, передача информационным системам и компьютерам значительной доли работы по формализуемым видам деятельности. Сегодня уже ясными представляются не только пути извлечения первичной информации из каналов обратной связи (от ученика к учителю) и фиксацией в классном журнале, но и построение далеко идущих выводов и рекомендаций на основе ее анализа, путем прослеживания индивидуальной траектории обучения и воспитания каждого ученика и ученического коллектива в разрезах предмета, учителя, школы [27].
Обучаемость и обученность
Если говорить о важнейшем интегративном показателе диагностической деятельности, то им следует считать обучаемость, которая важна и как самостоятельная педагогическая категория, и в сравнении ее с обученностью. Педагогический энциклопедический словарь [16] так определяет эти два фундаментальных понятия диагностики учебного процесса.
Обученность — это система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.
Обучаемость представляет собой индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую обучаемость — как способность усвоения любого материала, и специальную обучаемость — как способность усвоения отдельных видов учебного материала, (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем “рецептивного” познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, в частности, учителя.
Ясно, что ключевой становится сложнейшая проблема формализации первичной информации в педагогической диагностике. Несмотря на предпринимаемые сейчас меры по стандартизации образования, субъективно-объективный характер учебного процесса не позволяет использовать аппаратные или программные датчики, устанавливаемые в канале обратной связи, и каждый учитель своим путем ищет баланс сочетания требований общества, с одной стороны, и интересов защиты и развития конкретного ребенка, с другой. Именно поэтому наименее разработанным в дидактике пока остается вопрос о диагностике обучаемости, а главные результаты — практические рекомендации — получены на уровне диагностики обученности.
Классификация диагностической деятельности
Возвращаясь к классификации диагностической деятельности, отметим необходимость широкой, всесторонней проверки результатов обучения в различных сферах — когнитивной (овладение знаниями и методами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация).
В когнитивной сфере дидактика выделяет уровни узнавания, понимания, усвоения как в отношении типовых, так и творческих действий.
В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, а также развитие мотивации (стремления к познанию) и способностей (коммуникативных, познавательных, творческих).
В социальной сфере объектами проверки становятся степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе и способность к адаптации в изменяющейся социальной среде.
В число основных задач проверки и оценки результатов обучения включают образовательную, стимулирующую, воспитывающую и развивающую, аналитико-корректирующую и контрольную функции.
В рамках образовательной функции проверка, контроль и учет остаются частью обучения; важно не только выявить и зафиксировать уровень обученности, но и способствовать обучению, исправлению ошибок, дальнейшему развитию.
Продолжая образовательную функцию, стимулирующая функция следит, чтобы проверка и контроль не дезорганизовывали деятельность ученика, а, создавая психологически комфортные условия, вселяли уверенность в достижении новых целей.
В воспитывающей и развивающей функциях формируется самооценка учащегося, ответственности, устремленности и других социально значимых способностей.
Аналитико-корректирующая функция — это самоанализ учителя и его педагогическая рефлексия; с точки зрения ученика, это освоение методов преодоления трудностей, коррекции учебно-познавательной деятельности.
Контрольная функция нужна для отслеживания норм и стандартов и фиксирования достижений.
В педагогической практике полезно различать несколько видов контроля диагностики: предваряющий, текущий, периодический и итоговый.
Предваряющий (или входной) контроль необходим для выявления уровня знаний и развития учащихся вновь созданных классов, где учитель начинает работать. Он полезен в отношении новичков, приходящих в сложившийся класс, или в начале нового раздела курса для выявления базовых знаний и умений.
Текущий контроль проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.
Периодический (этапный) контроль выполняется в виде контрольных работ, зачетов, тестирования и полезен после изучения крупных тем или разделов.
Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце крупного этапа обучения (четверть, полугодие, учебный год, переход из одного возрастного звена образования к другому…). Такой контроль проводится как экзамен, зачет, защита проекта, курсовой работы.
При оценивании знаний важны следующие требования, предъявляемые к оценке:
· объективность: отсутствие любой предвзятости в оценке;
· субъективность: гуманистический подход, стимулирующий, а не дезорганизующий эффект оценивания; учет реальных возможностей и здоровья учеников;
· систематичность, зависящую от возраста учеников: текущий контроль более эффективен в младших классах, старшим же школьникам предпочтительны периодический и итоговый виды контроля;
· открытость (или гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки;
· конструктивность, которая может выражаться в конкретных действенных рекомендациях, улучшающих достижения учащихся и намечающих направления последующих этапов работы.
Системы оценивания деятельности и результатов обучения школьников отметками весьма многообразны, как в историческом плане, так и в географическом. Следует признать, однако, что диапазон шкал оценок малосуществен по отношению к дидактическим рекомендациям по организации учебного процесса: учитель типовой общеобразовательной российской школы с пятибалльной системой отметок и педагог из французского учебного заведения, где функционирует двадцатибалльная система, и африканские преподаватели, у которых встречается система стобалльная, и педагог-экспериментатор в опытных учебных заведениях нашей страны, работающий с 12- или 14-балльной системой, легко поймут друг друга в главных проблемах дидактики.
Более существен вопрос о роли компьютера как инструмента формирования отметки и в соотношении человеческого и компьютерного фактора при выставлении отметки. Дело в том, что в большинстве задач, упражнений и особенно тестов сравнительно нетрудна (а подчас необходима) формализация выставления отметок; она и может быть доведена до реализации на уровне компьютерной программы, и зачастую используется в практике учебных заведений. При этом дети — и старшие, и младшие — склонны доверять отметке, выставленной компьютером. А.П. Ершов в своей известной статье “Программирование — вторая грамотность”, написанной еще в начале 80-х годов прошлого века, рассказывает о таком интересном наблюдении: “На конкурсных вступительных экзаменах в вуз для абитуриентов установили консультационную информационную систему, реализованную на ЭВМ. Около терминалов всегда толпилась очередь. В интересах ребят рядом посадили двух преподавателей, чтобы разгрузить машину. Преподаватели сидели без дела, а у терминала по-прежнему была очередь. Почему? “А мы не стесняемся перед машиной обнаружить свое незнание, а перед преподавателем стесняемся”, — объяснили ребята” [6]. С тех пор такие наблюдения проявлений технической экзотики превратились в норму повседневной жизни, в первую очередь благодаря распространению и развитию глобальных информационных систем.
В начальной школе, как показал Ш.А. Амонашвили [1], можно вообще обойтись без отметок. Вместе с тем, работая за компьютером, любой ученик, в частности и первоклассник, должен получить сведения как о правильности выполненного упражнения, так и прочитать отметку, — мнение компьютера о результате. В практике ряда учебных систем информатической ориентации для начальной школы оценки заменены званиями, которые компьютер присваивает ученику, — Профессор, Знайка, Студент, Мудрый Кролик, Торопыжка… или Мастер, Подмастерье, Ученик… Интересно, что в начале освоения программы младшие школьники с равным интересом и удовольствием воспринимают любое присвоенное звание. Лишь некоторое время спустя они начинают стремиться к получению более “высоких” званий. В задачах с конечным числом вариантов реализовать отметку совсем просто, но и в этой ситуации нет пятибалльной числовой оценки. Вместо этого компьютер показывает на экране красивую розу или колючий кактус, улыбающегося или сердитого симпатичного дедушку и т.д.
Упомянутая выше стимулирующая функция оценки и проверки результатов обучения легко реализуется продуманным дизайном и комфортным интерфейсом оценивающих и проверяющих компьютерных программ: ученик увлечен красивой анимированной картинкой на экране, и он забывает (или даже не подозревает), что является в эту минуту объектом проверяющей и оценивающей программы.
В оценке роли школьной отметки сталкиваются объективное и субъективное начало в дидактике. Информация о том, как оценивает компьютер работу ученика, необходима учителю, но ни в коем случае не для выставления этой оценки (пусть даже в форме, преобразованной в баллы), а исключительно для учительского анализа конкретной учебной ситуации. При любой степени информатизации школьного учебного процесса и любой насыщенности школ компьютерами ответственность за подготовку, планирование, проведение и анализ результатов урока (включая оценивание учеников) несет учитель, даже если при этом он использует информацию компьютера в качестве рекомендации, в качестве информационного обеспечения своей миссии.
Соотношение обучаемости и обученности
О качестве успешности обучения можно судить по соотношению между уровнем обученности и уровнем обучаемости школьника. Это качественное соотношение приведено в следующей таблице.
Невысокий уровень обучаемости, сочетающийся с низким уровнем обученности, определяется при диагностике как неуспеваемость. Проблема неуспеваемости — не диагностическая, а общепедагогическая, психологическая и социальная.
Метод проектов и новые технологии оценивания
Говоря об оценивании процесса и результата работы учащихся, нельзя пройти мимо давно зарекомендовавшего себя в дополнительном образовании и занимающего все более заметное место в практике общеобразовательной школы метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Когда говорят о методе проектов, то имеют в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [21]. Проект — это деятельность (и ее результат) по конструированию относительно большого продукта в течение протяженного времени, существенно превышающего школьный урок. Проект, как правило, концентрирует вокруг себя коллектив, объединенный одной целью. Впрочем, проект требует коллективной реализации не только в силу единой цели, но и в силу своей междисциплинарности. В простейших случаях члены коллектива, “распараллелившись”, выполняют одинаковую работу — части, сходные по функционированию и технологии проектирования. Чаще коллектив разделяется по специальностям (специализациям) для выполнения разных аспектов единой системы с использованием разных технологий и разных инструментальных средств. Так, при конструировании программного пакета, включающего проектирование логической структуры программы, создание документации, графическое и музыкальное обеспечение проекта, создается бригада, в которую входят специалисты по той или иной технологии и сборщики-конструкторы, объединяющие отдельные части системы в проект. В программировании популярна технология проектирования больших программных проектов, ставшая широко известной, в частности, благодаря Ф.П. Бруксу и его книге “Мифический человеко-месяц”, где он назвал технологию проектирования проекта силами коллектива специалистов “методом хирургической бригады” [2].
Метод проектов хорошо зарекомендовал себя и в образовании, сначала — в дополнительном образовании (кружки, открытые школы, летние школы, дистанционное обучение школьников…), а в последнее время и в общеобразовательной школе, включая начальную.
Спецификой метода проектов являются не только новые технологии проектирования, но и новые методы оценивания. Чаще всего оценивается проект тоже коллективно. Один из зарекомендовавших себя коллективных методов оценивания проектов — это метод экспертной оценки. Это многокритериальный метод, в котором каждый критерий связан с тем или иным качеством (свойством) проекта. Эти критерии могут иметь разный весовой коэффициент. Например, задача-проект линейного (по одному характеристическому признаку) упорядочения множества объектов (планеты Солнечной системы по их удаленности от Солнца, атлас озер, упорядоченных по площади поверхности…) может оцениваться по таким свойствам, как практическая полезность (степень готовности к использованию на школьном уроке), качество графического оформления, способ и качество музыкальной поддержки, качество документации и проч. Каждый из экспертов, обычно специалист (педагог, художник, музыкант, программист), оценивает в баллах, заданных положением о проекте, отдельное свойство проекта, в результате чего получается комплексная оценка проекта. В условиях школьного класса роль экспертов берут на себя ученики, желающие себя проявить в рисовании, музыке, программировании, текстовом редактировании и т.д.
В рамках дистанционного обучения, где метод проектов оказался особенно эффективным, рождена новая технология оценивания, продолжающая метод экспертной оценки. Если в соревновании на разработку проекта по заданной теме с предложенным инструментарием участвуют несколько команд, то по завершении проекта участвующие в этом соревновании команды выполняют проверку нескольких из работ-проектов своих однокурсников. Таким образом, каждый проект получает определенное количество оценок, которые затем усредняются так, что усредненный балл, обеспечивающий при достаточной репрезентативности высокий уровень объективности, становится оценкой проекта.
Выступление «Методики определения уровня обучаемости»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ
Учитель математики МБОУ «СШ №№4» города Смоленска Даньшина И.В.
Обучаемость в широком смысле слова – это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития.
В более тесном понимании обучаемость отражает вероятные способности детей к овладению новыми знаниями в совместной с взрослыми работе. Именно через обучаемость проявляются личные характеристики скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения. Так, обучаемость является существенным аспектом умственного развития детей.
Что определяет знание обучаемости?
Методика диагностики уровня обученности (по П.И. Третьякову)
(показатели скорости и качества усвоения ЗУН)
В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня учебных возможностей и самостоятельности в образовательной деятельности. Именно уровень обучаемости ребёнка определяет долю необходимой помощи, формы и приёмы индивидуальной работы с каждым учащимся. Уровень обучаемости динамически изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от социальных условий.
Цель данной диагностики — определить уровень восприимчивости школьников к обучению. Диагностика проводится, как правило, в одном классе группой из 3–4 учителей предметников (один из них математик)
Методика определения уровня обучаемости:
Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут в 5-8 классах или 9-11 минут в 9-11 классах.
Учитель пред изучением нового материала повторяет изученный раздел, необходимый для усвоения новых знаний.
Учитель объясняет новый материал.
Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичных изменённых ситуациях.
Как составляются задания для самостоятельной работы учащихся:
Напишите, что вы узнали нового.
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
Выполните задание по образцу.
Выполните задание в изменённой ситуации
Примените полученные знания в новой ситуации.
Ключ к определению уровня обучаемости: к ак только 4-5 человек сдают выполненные задания, собрать рабочие записи у всех в классе.
Если выполнены правильно четыре правильно задания – второй, средний , продуктивный уровень.
Если выполнены только первые три задания, то это – первый, низкий, репродуктивный уровень.
Характеристика уровня обучаемости:
Низкий – ученик усваивает материал после длительной тренировочной работы и то не в полном объёме, затрудняется выделить существенное, делает это после общих упражнений со всем классом, выполняет задания преимущественно по образцам. На усвоение материала требуется длительное время.
Средний – учащийся усваивает новый материал после определённого объёма тренировочной работы, выделяет основное, существенное не сразу, а после необходимых упражнений, умеет видеть в частном общее; овладев знаниями и способами действий, переносит их в новые ситуации, для достижения высокого уровня знаний ему требуется более длительное время, осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию.
Пример использования методики диагностика уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Тема: «Движение». Математика 3класс, Рассматриваются величины скорость, путь, время, единицы изменения, формулы.
1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
2. Какое слово пропущено?
Чтобы найти скорость, надо расстояние… на время
3. Какие величины не используются в задачах на движение?
кг км/ч см т м км/с с км дм ч ц
Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход?
5. Составь самостоятельно задачу на движение, используя данные:
(Максимальная скорость автомобиля Лада-Калина 200км/ч)
Задания для определения уровня обучаемости
Математика 6 класс /сентябрь/
1.Что нового ты узнал на уроке?_______________________________________
2. Как обозначается модуль? _________________________________________
Модуль какого числа равен 0? ______________________________________
3. Вычислите: +1,7=_____________________________________________
5. Решите уравнение: 6=
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Какую переменную называют аргументом?_____________________________
3. Найдите область определения функции у =_________________________
4. Найдите значение функции f (5) для функции f (х)=___________________
5. Значение функции f (х)=5х-4 равно 5,5. Найдите значение аргумента._______
1. Что нового ты узнал на уроке?____________________________________
Запишите с помощью символов_____________________________________
2. Напишите общий вид первообразных: f (х)=х n _______________________
f (х)= ______________________
3. Найдите первообразные функций: f (х)= 2 sin х________________________
f (х)= 2х 4 ___________________________
4. Докажите, что функция F (х) является первообразной для функции f (х)
f (х)=х 4 + 4 cos х F (х)=0,2х 5 +4 sin х_____________________________________
5. Для функции f (х)=2х+3 найдите первообразную, график которой проходит через точку М (1; 2) _________________________________________________
Тема: « Производная и первообразная показательной функции»
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Напишите формулу показательной функции.____________________________
Напишите её производную__________________________________________
3. Вычислите производную функции у=2 4х _______________________________
4. Найдите общий вид первообразной f (х) =___________________________
Тема: «Свойства тригонометрических функций «
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Какие функции всегда будут чётными, а какие нечётными?_______________
3. Определите знаки выражений: cos 60 o tg 330 o ____________________________
Определите чётность функции у=х 3 +2х__________________________________
у= cos х – х 6 ________________________________
4. Исследуйте функцию на чётность: _____________________________
Тема: «Решение квадратных уравнений»
1.Что нового ты узнал на уроке?______________________________________
2. Напишите общий вид квадратного уравнения. Чем оно отличается от неполного?________________________________________________________
3. Какое из уравнений имеет 2 решения, 1 решение, ни одного: х 2 +6х+9=0_____
Тема: «Разложение составных чисел на простые множители» . /сентябрь/
1.Что нового ты узнал на уроке?_______________________________________
2. Сколько существует способов разложения числа на простые множители? ___
3. Разложите на простые множители: а )36 ___________ б) 111______________
4. При каком значении х выражение 19х: а) будет простым числом_________
б) будет составным числом________
5. Напишите наименьшее составное число, которое можно разложить на три различных простых множителя_____________________________________
1.Что нового ты узнал на уроке?________________________________________
2. Чем отличается сложение дробей с одинаковым знаменателем от сложения дробей с разными знаменателями?______________________________________
3. Решите = ___________________ __________________________
Методика оценки обучаемости и обученности (по А.К. Марковой)
«Вам предлагается оценить знания, умения, способности, поведение учеников Вашего класса на основании Вашего наблюдения за ними в течение учебного года. Перед Вами два оценочных листа, в каждом из которых в два столбика приведены критерии оценки, а посредине между ними имеются числа от 1 до 5. Ваша задача – оценить ученика по каждому критерию по 5-балльной системе и обвести соответствующее Вашей оценке число. Первый оценочный лист содержит критерии обученности и обучаемости ученика. Например:
Полный запас знаний, близкий к школьной программе
Запас знаний ограничен
Если Вы оцениваете знания ученика по своему предмету на «4», то в соответствующей графе обведите «4».
Второй оценочный лист содержит критерии воспитанности и воспитуемости. Например:
В данном случае обведите цифру, более всего характеризующую оцениваемого ученика».
Результаты оценивания по каждому ученику складываются. Таким образом, каждый ученик получает суммарный балл по следующим показателям:
1. Обученность (включает «знания» и «умение учиться»). Максимальный балл – 60, минимальный – 12.
2. Обучаемость («возможности дальнейшего обучения»). Максимальный балл – 40, минимальный – 8.
3. Воспитанность (включает «нравственные знания», «нравственные убеждения» и «нравственное поведение»). Максимальный балл – 60, минимальный – 12.
4. Воспитуемость («возможность дальнейшего личностного развития»). Максимальный балл – 25, минимальный – 5.
Для получения более точных и объективных оценок, необходимо использовать нескольких учителей-экспертов, чьи оценки складываются и усредняются. Затем психолог может подсчитать средние оценки для данного класса, полученные учениками по всем четырем показателям. Сравнения можно проводить в нескольких аспектах:
1. индивидуальные результаты сравниваются со средними по классу;
2. сравниваются результаты одного ученика по разным показателям;
3. возможно отслеживать динамику индивидуальных результатов в течение года.
При интерпретации данных необходимо учитывать, что чем выше балл по каждому показателю, тем выше его уровень (с точки зрения учителей).
Полученные по методике данные необходимо дополнять собственными наблюдениями психолога и всей имеющейся у него информацией об ученике.
Краткая графическая запись
состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применяемая
при фронтальной экспресс-диагностике
Ф. И._____________________________ класс _____________ учебный год_____________
Полный запас знаний, близкий к школьной программе
Запас знаний ограничен
Владеет понятиями, терминами, законами, теорией
Владеет только конкретными знаниями о фактах
Знания понимает, умеет переформулировать своими словами
Знания воспроизводит дословно и буквально
Знания гибко переносятся и применяются в новых условиях
Знания лежат «мертвым грузом» без применения
2. Умение учиться (учебная деятельность)
Понимает смысл учебных задач и сам ставит учебные задачи
Не ставит учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя
Владеет учебными действиями измерения, сравнения, моделирования учебного материала
Сам активных учебных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил
Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их
Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа
Выполняет учебные действия быстро, в свернутом виде
Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий операции
Умеет сложными приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до нее
Умеет себя проверить только после окончания работы
Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе
Завышает или занижает свои возможности в учебной работе
Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои отдельные плюсы и минусы
Может оценить свою учебную работу только в целом и приблизительно
Выполняет учебные и контрольные действия в уме
Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы)
3. Возможности дальнейшего обучения (обучаемость и умственное развитие)
В новых условиях активно осуществляет ориентировку
В новых условиях пассивен
Готов к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи
Помощь взрослого не помогает (мало помогает)
Ставит самостоятельно задачи самообучения
Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне
Проявляет познавательную инициативу, выход за пределы обязательных заданий
Инициативу не проявляет
Осознает ход и смысл решения (есть рефлексия в учебной деятельности)
Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии)
Умеет переходить самостоятельно от одного этапа учебной работы к другому (есть самоорганизация, произвольность)
Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкий уровень самоорганизации
Работает экономично, в быстром темпе
Быстро истощается, устает
Краткая графическая запись
состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика, применяемая
Ф. И._____________________________ класс _____________ учебный год_____________
1. Нравственные знания
Нравственные знания, повторяет, подражая
Нравственные знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций
Нравственные знания мало используются в жизни
2. Нравственные убеждения
Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентации, мотивов Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение
Реальные личные убеждения не связаны со знаниями, с тем, что говорится на словах
Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение
Решение принимается импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов
Отстаивает свои позиции и убеждения
Конформен, легко может изменить свои убеждения
Активно включается в ситуациях нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение
Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности
Умеет ставить самые реалистические цели, достигать их в ситуациях помех, затруднений
В случае затруднении цели разрушаются
Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои цели, мотивы, построить новые ценности и смыслы
В кризисных ситуациях мало способен к обострению новых смыслов, подвержен «сбоям» и срывам
Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления, характера
Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив
3. Нравственное поведение
Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям
Имеется разрыв в том, то говорит и что делает
Поведение соответствует личным убеждениям
Есть разлад во внутреннем мире, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему стержню
4. Возможность дальнейшего личностного развития (воспитуемость)
В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку
В новых социальных ситуациях пассивен
Готов к принятию помощи другого чело века в развитии своей личности
Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности
Ставит самостоятельно задачу самовоспитания
Самостоятельно задачи своего развития не ставит. Тяготеет к целям извне
Проявляет инициативу в социальных ситуациях
Инициативу не проявляет
Стремится осознать способы своего личностного развития (личностная рефлексия), проектирует свою личность
Живет текущими делами, не задумывается о перспективах своего личностного развития
Методика диагностики учебных возможностей (по Зверевой)
Данная методика позволяет дать характеристику учебных качеств учащихся, нуждающихся в улучшении. Результаты представляются в виде диагностической карты и позволяют выработать конкретные рекомендации по работе с учащимися.
Методика определения достижений учащихся путем сравнительного анализа обучаемости и обученности (Р.А.Захарова)
В основе методике использована идея А.К. Марковой. Воспользовавшись ею, педагоги смогут:
— определить уровень нереализованных способностей ученика;
— наметить пути коррекции обучаемости ученика;
— определить результативность своего труда с каждым учеником и классом в целом;
— представить родителям гибкий анализ учебных способностей их ребенка;
— прогнозировать дальнейшую обучаемость ученика.
Фактор I – обученность, реальные учебные достижения, удобно взять среднее арифметическое четвертных оценок по трем предметам.
Фактор II –обучаемость, потенциальные способности и возможности, где учитываются :
— отношение к учебной деятельности на уроке,
— отношение к выполнению домашних заданий, эмоциональная расположенности к школе, физический энергопотенциал.
Среднеарифметический бал четырех подфакторов является показателем потенциальных возможностей ученика. По каждому подфактору даны краткие характеристики с пятью уровнями.
Среди учащихся с успешной самореализацией можно выделить два типа:
Сумевшие реализовать себя при наличии благоприятных потенциальных способностей;
Сумевшие реализовать себя вопреки нежелательным тормозящим явлениям (болезни, конфликты, и т.д.);
Среди учащихся, не сумевших реализовать себя, так же можно выделить два типа:
+ не сумевшие реализовать себя при наличии достаточного потенциала,
— не сумевшие достичь высоких результатов, так как способности не выявлены или не развиты способности.