индивидуальный план обучения в школе 10 класс
Обучение по индивидуальному учебному плану в школе
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.
Что такое индивидуальный учебный план
Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Кто может перейти
На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:
Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.
От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:
Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
Образец индивидуального учебного плана учащегося
Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
Как оформляют переход на ИУП
Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.
Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.
Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.
Образец бланка заявления на перевод
Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.
Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.
Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.
Образец приказа
Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.
Заключение
Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».
Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.
Организация обучения по индивидуальному учебному плану (ИУП) в школе – рекомендации Минпросвещения России (часть 1)
Посетители блога нередко интересуются, что такое индивидуальный учебный план (ИУП), как на него перейти, кто его разрабатывает, что в него включается, могут ли школьники, перешедшие на ИУП, посещать уроки, могут ли родители обучающегося по ИУП повлиять на содержание ИУП, сроки реализации ИУП, как и кто осуществляет контроль за реализацией ИУП и др.
В настоящее время Минпросвещением России разработаны Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5 — 11 классов по индивидуальному учебному плану (далее – Рекомендации), которые направлены в регионы письмом Минпросвещения от 26 февраля 2021 г. № 03-205.
В Методических рекомендациях рекомендовано следующее.
Что такое ИУП?
Определение индивидуального учебного плана (ИУП) в соответствии со ст.2 ФЗ об образовании: индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей конкретного обучающегося, дополнено применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность: ИУП — это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.
ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан более чем на один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся, и обеспечивает достижение обучающимся результатов, предусмотренных образовательной программой.
Обучение по ИУП начинается, как правило, с начала учебного года.
Реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы соответствующего уровня в реализуемых школой формах, при этом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.
Нормативное обеспечение
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ об образовании)
Приказ Минобрнауки и Минпросвещения России от 30 июля 2020 года № 845/369
Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора России от 7 ноября 2018 г. № 189/1513
Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора России от 7 ноября 2018 г. № 190/1512
ФГОС основного общего образования (ФГОС ОО)
ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО)
Локальные акты школы, разрабатываемые с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (при наличии)
Кто имеет право на обучение по ИУП?
В соответствии с ФЗ об образовании право на обучение по ИУП предоставляется любому обучающемуся школы независимо от причин возникновения потребности в обучении по ИУП.
На обучение по ИУП с согласия родителей (законных представителей) обучающегося также могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования.
Как перевести обучающегося на обучение по ИУП?
Рекомендовано перевод на обучение по ИУП осуществлять по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в котором указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов (курсов), углубленное изучение отдельных учебных предметов (курсов), сокращение сроков освоения образовательных программ и др.). Заявления о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение учебного года до 15 мая (может быть установлена иная дата, дающая возможность и обучающемуся, и организации спланировать и организовать обучение по ИУП).
Рекомендуется ИУП утверждать решением педагогического совета школы, а перевод на обучение по ИУП оформлять приказом директора школы.
Права и обязанности обучающегося по ИУП
Разъяснено, что обучающимся по ИУП предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обучающихся, в том числе и в случаях, когда организация предоставления мер социальной поддержки предусматривает посещение школы. Школа предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер.
Обучающемуся по ИУП предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда школы, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в школе в порядке, определенном школой и закрепленном в ее Уставе. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных учебных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Законом об образовании.
Обучающийся по ИУП имеет право на зачет результатов обучения в другой организации, в том числе в организации дополнительного образования в порядке, определенном приказом Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 30 июля 2020 года № 845/369.
В случае зачета результатов обучения, полученного в другой образовательной организации, обучающийся на основании ИУП освобождается от освоения зачтенного материала в базовой школе.
Школа обязана предоставить обучающемуся в пределах ИУП по запросу его родителей (законных представителей) следующие решения:
— изменение последовательности и распределения учебных предметов по периодам обучения,
— предоставление права самостоятельного изучения,
— предоставление углубленного изучения в пределах имеющейся трудоемкости (без дополнительных материально-технических ресурсов),
— включение в перечень дополнительного элективного предмета при условии самостоятельного изучения.
Остальные решения школа вправе предоставлять при наличии возможности организовать ИУП без изменения финансовой основы обучения, включая предоставление дистанционного освоения части программы, предоставление изучения не включенных в перечень по учебному плану учебных предметов.
При отсутствии возможностей школа предлагает обучающемуся другой, возможный для нее вариант ИУП.
Обучающиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные ИУП учебные занятия.
Продолжение в части 2:
Разработка ИУП
Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация
Финансовое обеспечение ИУП
Об обучении по индивидуальному учебному плану (ИУП) – рекомендации Минпросвещения России (часть 2)
В части 1 приведены рекомендации Минпросвещения России по вопросам: что такое ИУП, кто имеет право перейти на обучение по ИУП и как это сделать, какие права и обязанности имеют обучающиеся по ИУП.
Во второй части статьи рассказывается, что рекомендует Минпросвещения по разработке ИУП для 5-9 и 10-11 классов, кто осуществляет текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную аттестации обучающихся по ИУП, финансовое обеспечение ИУП.
Напомним, что Минпросвещение России письмом от 26 февраля 2021 г. № 03-205 направило в регионы Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5 — 11 классов по индивидуальному учебному плану (далее — Методические рекомендации).
Вот что сказано в них по обозначенным выше вопросам.
Кто и как осуществляет разработку ИУП?
Напомним, что согласно Методическим рекомендациям, перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Заявления принимаются в течение учебного года до 15 мая (может быть установлена иная дата, дающая возможность и обучающемуся, и организации спланировать и организовать обучение по ИУП).
В Методических рекомендациях отмечается, что разработка ИУП осуществляется школой в течение двух недель с момента поступления заявления родителей (законных представителей) обучающегося. Если обоснованием для ИУП является состояние здоровья обучающегося, срок составляет не более 5 рабочих дней.
Рекомендуется ИУП составлять, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении родителей (законных представителей) обучающегося по ИУП.
К разработке ИУП привлекаются педагоги по учебным предметам, изучение которых модифицируется в рамках ИУП. Важным условием для качественной разработки и реализации ИУП является наличие в штате школы тьютора.
Разработка ИУП изменяет последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации, с целью обеспечения индивидуализации содержания образовательной программы и ее освоения с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.
В случае если родители (законные представители) не согласны с разработанным ИУП, они имеют право предложить изменения к ИУП, которые рассматривает школа.
Перечень и трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности допускается изменять в случае, если это не приведет к несоответствию образовательных результатов разработанной образовательной программы.
Допускается включение в ИУП времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем организации.
В ИУП могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми школой.
Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по учебным предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, рекомендовано оформлять приказом директора школы.
Особенности разработки ИУП для обучающихся 5-9 классов
При разработке ИУП для обучающихся 5-9 классов рекомендовано следующее.
ИУП для обучающихся 5-9 классов должен соответствовать требованиям ФГОС ОО и примерной образовательной программы соответствующего уровня.
С целью индивидуализации ИУП может предусматривать:
— увеличение учебных часов на изучение отдельных предметов обязательной части образовательной программы основного общего образования, в том числе для их углубленного изучения;
— введение специально разработанных учебных предметов (курсов), обеспечивающих интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные (с учетом возможностей организации);
— организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана образовательной программы основного общего образования, формируемой участниками образовательных отношений.
ИУП формируется с учетом требований ФГОС ОО.
Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения, но не более чем на 1 год.
Количество учебных занятий за 5 лет на уровне основного общего образования не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов.
При разработке ИУП для обучающихся 10-11 классов рекомендовано руководствоваться следующим.
ИУП на уровне среднего общего образования разрабатывается с учетом положений ФГОС СОО.
Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования — 2 года. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения, но не более 1 года.
Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося — не менее 2170 часов и не более 2590 часов.
В связи с тем, что в школе может осуществляться профильное обучение одного или нескольких профилей: естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального, при составлении ИУП рекомендуется исходить из того, что учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
Также ИУП должно быть предусмотрено выполнение обучающимся индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного ИУП.
Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация
Согласно Методическим рекомендациям, школа осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по ИУП. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы.
ГИА-9 и ГИА-11 осуществляются в соответствии с нормами ФЗ об образовании, Порядком проведения ГИА-9 и Порядком проведения ГИА-11, утвержденными соответственно приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 года № 189/1513 и № 190/151.
Финансовое обеспечение
В Методических рекомендациях отмечается, что обучение по ИУП финансируется в порядке, установленном для финансирования освоения образовательной программы соответствующего уровня, в пределах предусмотренных средств, и для обучающихся по ИУП является бесплатным, также не допускается взимание платы с обучающихся за разработку и утверждение ИУП, дополнительное оборудование в пределах ИУП, установление более высокой стоимости платных образовательных услуг при условии обучения по ИУП, повышение стоимости платных образовательных услуг при переводе обучающегося на ИУП.
Индивидуальный учебный план (ИУП) старшеклассника
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МОУ Новоивановская СОШ
Индивидуальный учебный план (ИУП) старшеклассника:
назначение, методика составления (из опыта работы по организации профильного обучения в условиях малочисленной сельской школы).
(выступление Чан-ван-ю Н.С. на районном семинаре заместителей директоров по УВР, март 2012 г.)
Уметь гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле, самостоятельно критически мыслить.
Быть функционально грамотным (языковая, информационная компетентность).
Грамотно работать с информацией (уметь собрать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать закономерности).
Быть коммуникабельным, обладать навыками саморазвития.
Очевидно, что такой выпускник не может быть результатом работы школы с традиционной парадигмой образования, когда учитель находится между учеником и знаниями, являясь транслятором.
К сожалению, в рамках современного образовательного учреждения осуществление индивидуализации обучения весьма ограничено. Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм и методов обучения, изменений в организации образовательного процесса. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала.
Коллектив, осознавший необходимость таких перемен, включается в системный инновационный процесс, затрагивающий все стороны жизни школы.
В школах, работающих на основе ИУП, изменяется практика изучения всех предметов в составе одного и того же класса. Совокупность ИУП старшеклассников становится основой для их распределения по учебным группам, классам.
Новая структура БУП позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.
Индивидуальный учебный план является более полноценным и гибким вариантом организации профильного обучения, так как даёт возможность учесть потребности и возможности каждого ребёнка, тогда как обычная профильная модель всё же ставит ученика перед выбором одного из предложенных вариантов. С другой стороны, организация обучения по ИУП требует от школы гораздо больших усилий, она более трудоёмка, предполагает наличие высокопрофессиональных кадров. Обе эти модели востребованы учениками и их родителями и, безусловно, должны получить своё дальнейшее развитие.
Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из Учебного плана школы. В рамках сетевого взаимодействия школ при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов0 нескольких ОУ.
Обучение граждан по ИУП в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется Уставом данного ОУ (из Федерального Закона «Об образовании»).
В соответствующих разделах Устава школы целесообразно прописать:
Наличие прав обучающихся на обучение по ИУП
Возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната)
Особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП.
Порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.).
Каждая школа должна разработать локальные акты, регламентирующие процесс обучения по ИУП (в МОУ Новоивановской СОШ такой локальный акт принят в 2009 году).
Организация профильного обучения и внедрение технологии ИУП в сельской школе имеет свои особенности, обусловленные отсутствием параллелей. Как правило, сельская школа использует МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ и нередко является ОДНОПРОФИЛЬНОЙ.
Как же спланировать учебный процесс в малочисленной сельской школе? Нужно ли составлять ИУП для десятка учеников и каким образом? Попытаемся ответить на эти актуальные вопросы.
Однопрофильная школа : организовать профильное обучение проще, так как все ученики занимаются по одному плану. Недостаток в том, что существует риск перегрузки учеников (все имеют по 36 часов в неделю).
Непрофильное обучение с образованием профильных групп («медики» и «гуманитарии») – для каждой из групп разработан отдельный план, это элементы дифференциации, но не индивидуализация обучения.
При универсальном (непрофильном) обучении внедрение ИУП.
Очень интересный вариант предлагает М. Батербиев : освоение общеобразовательных учебных курсов проходит по классам (в постоянных одновозрастных коллективах); освоение профильных и элективных курсов проходит во временных смешанных разновозрастных коллективах (РВК), состоящих одновременно из учащихся 9-11 классов. Комплектация и количество РВК в школе, имеющей одну параллель 9-11 классов, может колебаться от 3 до 5 временных коллективов. Соответственно и расписание занятий составляется таким образом, что профильные и элективные занятия для всех трёх классов ставятся одновременно, и каждый ученик на это время уходит в свою профильную разновозрастную группу.
Чередование одновозрастного и разновозрастного обучения позволяет ученикам пребывать в разных социальных ролях (ведущего и ведомого) и в разных социальных условиях.
Чередование пребывания в постоянном и временном детских коллективах позволяет взаимно компенсировать недостатки постоянных (закрытых) систем и временных коллективов, подробно описанных в педагогической литературе.
«Вертикаль» по классам превращается в «горизонталь» по интересам и наоборот. Что способствует укреплению и увязыванию организма школы как «горизонтальными» внутривозрастными, так и «вертикальными» межвозрастными связями отношений. Опыт показывает, что такая структура отношений в значительной степени оздоравливает «общий климат» школы. Превращение «вертикали» в «горизонталь» не приводит к увеличению количества учебных групп, а значит, не требует дополнительного финансирования.
Механизм составления ИУП основан на следующих принципах :
Соотношение базовых, профильных и элективных курсов выглядит следующим образом:
Школа предлагает больше курсов по выбору, чем может выбрать ученик, примерно в 2 раза (из 5-6 курсов ученик, как правило, должен выбрать не менее 3).
Выбор курсов может стать значительно разнообразнее, если использовать модель М. Батербиева (профилизация «по вертикали»), так как количество часов, предлагаемых на выбор ученикам, возрастает втрое (9-11 кл.).
Предлагаемая модель может иметь разные уровни продолжительности занятий общеобразовательными и профильными предметами. Вариативность этого аспекта может предполагать чередование «общего» и «интересного»:
В течение дня (привычная ежедневная многопредметность).
По дням (общеобразовательные и профильные дни).
По неделям (общеобразовательные и профильные недели).
Известно, что оба варианта имеют ряд несовпадающих недостатков, поэтому оптимальным является чередование распределённого и концентрированного обучения, причём распределённому обучению соответствуют общеобразовательные курсы, а концентрированному – профильные и элективные.
Разновозрастная и разноуровневая организация профильного обучения предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей). Технологически это предполагает регулярное чередование обучения, взаимообучения и самообучения, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, оценки, взаимооценки и самооценки. Также предполагается чередование индивидуального обучения с групповым и коллективным, а группового и коллективного с фронтальным.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЗДАНИЕМ ИУП:
Создание информационного поля (встречи, стенды, реклама).
Приём заявлений и резюме учащихся (март)
Изучение интересов и образовательных потребностей учеников и их родителей (анкетирование проводится на протяжении 8-9 кл.)
Разработка рекомендаций для учеников 10 класса по составлению индивидуального маршрута обучения.
Составление проекта ИУП (апрель).
Корректировка ИУП (май)
ИУП должен, помимо учебной нагрузки ученика, ограниченной рамками Учебного плана для данного класса, включать нагрузку по дополнительному образованию старшеклассника (кружки, студии, клубы, НОУ и пр.), это поможет избежать перегрузки учеников.
В 10 классе обучается 4 человека (1 юноша, 3 девушки). В рамках предпрофильной подготовки в 9 классе ученикам были предложены 5 элективных курсов: профориентационный курс «Мой профиль» (35 часов), элективные курсы по химии, биологии, математике, истории (8-10 часов). Ученики посещали все курсы поочерёдно (добровольно), чтобы определить будущий выбор профиля обучения.
Результаты изучения интересов учащихся, мониторинг успеваемости показали, что в классе обучаются дети, ориентированные на медицину (2 человека) и на гуманитарные профессии (2 человека). Ученики соответственно выразили желание изучать биологию и химию на повышенном уровне (будущие медики), 1 ученица попросила усилить английский язык (намерена поступать на переводчика), и ещё один ученик пожелал изучать историю театра, так как намерен поступать в областное училище культуры на режиссёрское отделение.
Мы воспользовались примерными вариантами учебных планов и решили, что наиболее приемлем в данной ситуации универсальный профиль обучения с комплектованием двух профильных групп (медиков и гуманитариев). На основе этого профиля были составлены ИУП трёх видов:
Для будущих медиков (биология и химия по 3 часа, НОУ 1 час в неделю)
Для будущего переводчика (английский язык 5 часов, НОУ 1 час в неделю)
Для будущего режиссёра (театральная мастерская, занятия по программе «Уроки театра» в рамках театральной студии – 4 часа в неделю) – см. слайд ).
Элективные курсы по русскому языку и литературе выбрали все ученики, так как они нацелены на подготовку к ЕГЭ.
Общеразвивающий курс «Этика и психология семейной жизни» (1 час) был предложен гуманитариям.
Таким образом, нагрузка каждого из учеников не превысила допустимой нормы и составила 34 часа в неделю (занятия в спортивной секции не учитываем).
Подобный вариант ИУП при всех его недостатках, хотя и не решает в полной мере задач всесторонней качественной подготовки старшеклассников к поступлению в профессиональные учебные заведения, тем не менее, способствует этому в данной ситуации.
Бланк для составления индивидуального учебного плана
Фамилия, имя, отчество Шаповалова Т.А.
Профильные предметы русский язык, литература, английский язык
Отсутствие опыта работы у педагогов.
Отсутствие банка данных по способам организации индивидуальных форм образования.
Составление расписания при переходе на ИУП.
Перегруженность БУПа базовыми предметами.
Сложность с разработкой курсов по выбору, с адаптацией программ под конкретного ученика.
Оплата труда учителя.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение обучающихся. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, которые заключаются, прежде всего, в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее на основе осознанного выбора профиля обучения в рамках индивидуального учебного плана (ИУП), в соответствии с прогнозируемым выбором уровня продолжения образования, видением будущей профессии.
Таким образом, обучение по индивидуальным учебным планам вводится в целях создания условий для увеличения возможностей выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования, более полного удовлетворения их познавательных потребностей и интересов, обеспечения индивидуализации обучения. Однако чрезвычайная сложность и методическая необеспеченность процессов введения профильного обучения на базе ИУП являются серьезными барьерами на пути освоения школами этой новации.
. Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом.
Вводимая система профильного обучения будет создавать условия для широкого использования данного вида планирования учебного процесса. Каждый ученик может самостоятельно определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания.
Алгоритм разработки ИУП – это определенная последовательность осуществляемых школьником выборов. Сначала осуществляются те выборы, в результате которых будет обеспечиваться обязательный образовательный минимум, затем определяются часы, оставшиеся в резерве, и уже после этого совершается следующий выбор. Выбор происходит путем сравнения нескольких существующих альтернатив по значимым для школьника показателям или характеристикам с соблюдением установленных норм. При разработке ИУП школьники пользуются нормами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет две важные функции: функцию прогнозирования («Я выбираю предметы для изучения») и функцию самоопределения (реализует потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора).
Эксперимент включает в себя три этапа: подготовительный, практический и аналитико-обобщающий.
Основные направления деятельности:
— подбор, изучение федеральных, региональных документов по теме, имеющейся методической литературы, формирование нормативно-правовой базы по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся
— анализ педагогических, программно-методических, материально-технических ресурсов школы,
— разработка и утверждение программы деятельности,
— проведение информационной работы среди педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей), мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения,
— разработка и экспертиза учебно-программной документации,
— проведение входной диагностики, изучение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей),
— разработка формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению, составление ИУП обучающимися,
— планирование контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Важное направление в рамках подготовительного этапа – формирование учебного плана ОУ на основе индивидуального учебного плана каждого из обучающихся. Нужно сказать, что организация обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного плана для этой параллели. Сначала на основе образовательных запросов учащихся определяется общий набор учебных предметов базового и профильного уровня, а также элективных учебных предметов, т.е. составляется предварительный вариант учебного плана. Затем формируются индивидуальные учебные планы обучающихся на основе выбора каждого ученика, а их совокупность определяет учебный план.
Основные направления деятельности:
— заключение договоров о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся;
— утверждение ИУП обучающихся;
— составление расписания учебных занятий;
— обеспечение контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся;
— организация психолого-педагогического сопровождения эксперимента.
Одной из эффективных образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход, является технология работы с портфолио ученика. На данном этапе эксперимента мы используем портфолио процесса, которое выполняет ряд важных функций: осуществляет модельную функцию, отражая динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации, демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта, помогает ученику проводить рефлексию собственной учебной работы, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося.
Немаловажным направлением в реализации практического этапа эксперимента является создание системы управленческих действий, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории. Задача поддержки самоопределения учащегося решается средствами психолого-педагогического сопровождения, в процессе которого предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у обучающихся умения делать ответственный выбор. Необходимо особенно отметить фактор разделения ответственности между образовательным учреждением, с одной стороны, и учащимся и его родителями – с другой. Образовательное учреждение несет ответственность за качество образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимся, освоение им базового минимума, формирование ключевых компетентностей. Учащийся и его родители несут ответственность за сделанный выбор.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов показала, что невозможно сохранить существующую стратегию профессиональной деятельности педагога лишь с привнесением некоторых новых элементов. В настоящее время от педагога требуется выстраивание собственного проекта по реализации содержания образования (через разработку авторских программ элективных предметов, создание рабочих программ по обязательным предметам профильного и базового уровней); перенос акцента со знаниевого компонента на компетентностный в обучении старшеклассников; овладение стандартами нового поколения; внедрение современных образовательных технологий и т.д.
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Принципы организации профильного обучения
с предоставлением выбора на основе индивидуального
Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов
меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного
учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий.
Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных
предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются
индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их
совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного
учреждения в целом.
В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП,
изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в
составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных
планов обучающихся старших классов становится основой для их
распределения по учебным группам, классам.
Новая структура федерального базисного учебного плана
позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и
Утвержден Приказом Минобразования России от 09.03.2004 N
В пояснительной записке к проекту нового базисного учебного плана
говорится, что «. выбирая различные сочетания базовых и профильных
курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами,
каждое общеобразовательное учреждение, а в принципе и каждый
обучающийся вправе формировать собственный учебный план».
Составление учебного плана общеобразовательного учреждения и
школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах
учеников, может осуществляться в три этапа.
I этап. Формирование списка учебных предметов
и курсов, предлагаемых обучающимся
Данный этап начинается с составления предварительного варианта
учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя
набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить
ученикам на выбор. В соответствии с федеральным базисным учебным
планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне
Далее перечень дополняется профильными предметами, которые школа
предлагает обучающемуся для выбора.
Затем учебный план общеобразовательного учреждения дополняется
предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными
курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяются школой
(компонент образовательного учреждения).
II этап. Составление индивидуальных учебных
планов, учебного плана общеобразовательного
учреждения и расписания занятий
Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на
профильном уровне (их должно быть не менее двух). Следует обратить
особое внимание на следующие положения федерального базисного учебного
— если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература»,
«Иностранный язык», «История», входящие в инвариантную часть БУП,
изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не
— в случае если на базовом или профильном уровне изучаются три
учебных предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный курс
«Естествознание» на базовом уровне не изучается;
— учебный предмет «Обществознание» в старшей школе на базовом
уровне включает модули (разделы) «Обществоведение», «Экономика» и
«Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета,
так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном
уровне «Обществоведение», «Экономика» и «Право» изучаются как
самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости
от выбранного профиля. В случае если «Обществоведение» и один из
учебных предметов социальноэкономического цикла («Экономика», «Право»)
изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс
«Обществознание» на базовом уровне не изучается.
После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов
производится подсчет суммарного объема часов, составляющих
индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение его в
соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным
учебным планом и СанПиНами.
Необходимо пояснить обучающимся механизм составления
индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за
время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.
При составлении ИУП следует обратить внимание на то, чтобы
обучающиеся и их родители понимали, что имеет место ситуация выбора,
при которой изменить набор предметов можно только при выполнении
определенных условий, получении соответствующих оценок при
Далее ведется работа по составлению расписания
III этап. Составление расписания с учетом ИУП
Разработана компьютерная программа «ИУП-профиль», которая с
учетом нормативов федерального базисного учебного плана, объемов
допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы, объема и
содержания регионального компонента учебного плана помогает школе и
учащимся вести работу по созданию индивидуальных учебных планов
обучения на третьей ступени.
Администрация общеобразовательного учреждения делает сводную
таблицу, в которой суммируются индивидуальные учебные планы