индивидуальный план тренировки по избранному виду спорта бокс
Романенко М. И., «Бокс», Киев, изд
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРА
Как правило, спортивная подготовленность начинающих боксеров примерно одинакова. После года обучения боксеры начинают несколько отличаться друг от друга технической и тактической подготовленностью. Наступает время индивидуализации тренировки. Сначала незначительно, а по мере приобретения опыта боксерами и проявления одними больших умений и способностей по сравнению с другими планирование следует все больше индивидуализировать.
Боксеры I и II разрядов, а тем более кандидаты в мастера или мастера спорта должны полностью индивидуализировать свою тренировку.
Одним следует больше обратить внимания на физическую подготовку, другим — на совершенствование технического или тактического мастерства и т. д.
Для группового планирования остаются одни и те же принципы учебно-тренировочного процесса, но содержание тренировок несколько отличается.
Как в ходе всей тренировки, так и на отдельных ее этапах определяются средства для решения поставленных задач, устанавливаются этапы тренировочного процесса, примерное количество занятий, тренировочные нагрузки, контрольные нормативы и т. п.
Составляя индивидуальный план подготовки боксера, тренер прежде всего учитывает состояние его здоровья, общее физическое развитие, уровень спортивного мастерства и степень тренированности, условия быта и характер трудовой деятельности, медицинские, функциональные показатели и условия для проведения тренировок.
Существуют формы планирования: перспективная (на ряд лет), периодическая (на год, шесть и три месяца — от одного до другого крупного соревнования) и текущая (чаще всего на сборе в 15-20 дней).
Перспективное планирование для группы и для каждого боксера в отдельности, как правило, составляется в промежутках между крупными соревнованиями (спартакиады народов СССР, олимпийские игры, первенства Европы).
В перспективном плане отражены некоторые данные, являющиеся основанием к составлению годичного плана подготовки: календарный план соревнований, периоды сборов, сроки периодизации, нормативы по специальным упражнениям и общей физической подготовке.
При составлении перспективного плана тренер учитывает особенности основных соревнований, ставит задачи по расширению функциональных возможностей, комплекса технических средств, улучшению навыков и других сторон спортивного мастерства. Так как перспективный план рассчитан на длительный период, в нем указаны этапы тренировки. В каждом этапе последовательно решаются определенные вопросы обучения и совершенствования. Так, на первом этапе ставятся задачи подготовки и участия в ряде соревнований, освоение новых форм технико-тактических средств, совершенствование излюбленных приемов ведения боя, развитие определенных физических качеств. На втором этапе — участие в более ответственных соревнованиях, повышение требований не только к физической, технической и тактической подготовке, но и психологической. Третий этап может быть заключительным в перспективной подготовке перед основным соревнованием (первенство республики, СССР, Европы или олимпийские игры). На этом этапе боксер испытывает не только максимальные нервные и физические напряжения, но и борется за место в команде для участия в этих соревнованиях. При четырех этапах последний является заключительным перед основным спортивным мероприятием, допустим, учебно-тренировочный сбор.
В периодическом плане предусматриваются более конкретные задачи в развитии физических качеств, технических и тактических навыков с указанием средств и методов подготовки, содержания и степени нагрузки в каждой тренировке, с учетом изменившихся условий, состояния здоровья боксера, особенностей соревнований, к которым готовится спортсмен.
Текущий план составляется на время определенного мероприятия, например сбора.
Процесс тренировки спортсмена состоит из трех периодов: подготовительного, основного (или соревновательного) и переходного.
Продолжительность и содержание периодов зависят от мероприятий календаря соревнований и их характера (матчевые встречи или турниры).
Подготовительный период
Основной задачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному наступлению и предстоящих соревнованиях. В ходе тренировочных занятий опробываются новые методические приемы и средства общей и специальной физической подготовки, изучаются новые приемы техники и тактические действия.
Для более четкого планирования учебно-тренировочной и воспитательной работы подготовительный период целесообразно разделить на два этапа: общеподготовительный и предсоревновательный.
Общеподготовительный этап. Тренировочное время распределяют примерно по такой схеме: разносторонняя физическая подготовка — 40-45%, технико-тактическая — 55-60%. Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) совершенствуют технику боевых приемов и тактических действий, развивают волевые качества, значительное внимание уделяют психологической подготовке.
Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатические, с отягощениями, кроссы, бег, прыжки, различные подвижные и спортивные игры, плавание, условные бои.
В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющие основу спортивной деятельности.
Основные формы тренировки на этом этапе — специализированные и комплексные занятия по физической, специальной и технической подготовке с постепенным увеличением объема тренировочных нагрузок и (в меньшей степени) их интенсивности. Продолжительность первого этапа зависит от физического состояния занимающегося и составляет в среднем 20-30 дней.
Предсоревновательный этап. Основная задача второго этапа — повышение уровня тренированности, развитие специальных качеств, навыков, высокой работоспособности, приобретение спортивной формы и втягивание спортсменов в специфическую соревновательную работу.
Физическая подготовка занимает 25-30% общего времени и направлена в основном на дальнейшее развитие двигательных качеств и общей тренированности. Повышается удельный вес средств специальной физической подготовки; технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование технических навыков в более усложненной обстановке и занимает 75-85% общего времени. Во время тактической подготовки совершенствуют тактические навыки в условных боях и встречах с различными по боевым особенностям партнерами.
Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки для дальнейшего совершенствования физических качеств, специальные упражнения в технике и тактике (условные бои).
В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, применению индивидуальных средств тренировки в случаях мобилизации всех сил боксера.
Теоретическая подготовка направлена на изучение основ тренировки.
Основные формы тренировки на предсоревновательном этапе — специальные и комплексные занятия по физической, технической, тактической подготовкам с применением индивидуальных и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки.
Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться.
Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скорост-но-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Больше внимания уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными боксерскими упражнениями для развития силы, быстроты, ловкости и скоростной выносливости.
За несколько дней до соревнований необходимо приблизить условия тренировки к условиям соревнований, т. е. сократить время тренировки, но еще больше увеличить ее интенсивность. Особое внимание обратить на повышение темпа боевых действий в конце каждого раунда, особенно второго и третьего.
Соревновательный период
Под соревновательным периодом в боксе понимают ряд турниров, в которых участвует боксер, следующих друг за другом с небольшим промежутком времени (например, первенство города, республики и СССР). Эти три крупных мероприятия проходят с промежутком в один или полтора месяца. В таком случае план подготовки к турниру включает в себя микропериоды (переходный и подготовительный); продолжительность их тренер с боксером определяют в зависимости от состоянии боксера после участия его в турнире, успеха и условий подготовки. Но на всем протяжении соревновательного периода он неуклонно совершенствует технические навыки, тактические приемы, развивает физические (силу, быстроту, ловкость и выносливость) в волевые (инициативность, уверенность, смелость, решительность и стойкость) качества.
Физическая подготовка направлена на достижение максимальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности. Удельный вес физической, технической и тактической подготовки сохраняется на уровне предсорев-новательного этапа.
Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование быстроты и стабильности применения приемов в сложных боевых условиях.
В тактической подготовке совершенствуются тактические действия против различных по тактике и манере боксеров.
Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и психологическую готовность спортсмена к каждому бою и соревнованию в целом.
В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием боксеров в соревнованиях,— воли к победе, выдержки, смелости, решительности, преодолении отрицательных эмоциональных состояний (неуверенности, боязни действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты боя, подавленности, связанной с отдельными поражениями).
Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному выступлению в соревнованиях.
В соревновательном периоде проверяется уровень спортивной формы боксера, эффективность форм и методов подготовки к соревнованию. Этот период характерен большими физическими и нервными напряжениями спортсмена.
Во время турнира боксер продолжает тренироваться. Он выполняет утренние упражнения, ежедневно проводит специализированную тренировку в упражнениях на снарядах с партнером, но выбор упражнений, длительность и интенсивность тренировки зависят от того, как провел боксер бой (с каким напряжением), от самочувствия, уровня восстановительных процессов, промежутка времени между боями и условий тренировки. Кроме того, боксер должен следить за тем, чтобы не выйти за пределы своей весовой категории на протяжении всего турнира. Как физическая, так и психическая нагрузки на тренировках направлены на поддержание ранее приобретенной спортивной формы. Особенно следует обращать внимание ча психологическую подготовку к встрече с уже известным противником.
Переходный период
Переходный период следует, как правило, после участия в турнире. Постепенно снижают нагрузки и переходят к активному отдыху. Мероприятия должны обеспечить сохранение уровня общей физической подготовленности и укрепление здоровья боксеров.
В переходном периоде широко используются средства с преимущественным применением игрового метода. Из средств активного отдыха рекомендуются гигиеническая гимнастика, прогулки и туристские походы, экскурсии, игры в городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и пр. Боксерские упражнения служат лишь для поддержания боевых навыков спортсмена.
Уменьшается количество занятий в неделю (до трех), объем и особенно интенсивность применяемых нагрузок.
В этом периоде ставится задача путем активного отдыха поддерживать спортивную форму, чтобы со следующего подготовительного периода начать тренировки на новом, более высоком уровне.
Примерный недельный график тренировки в подготовительном периоде
Понедельник. Специальная тренировка. Совершенствование техники и тактики в общей группе.
Вторник. Индивидуальная специальная тренировка.
Среда. I занятие. Общая физическая подготовка со специальной направленностью.
II занятие. Индивидуальная специализированная подготовка.
Четверг. День отдыха (парная).
Суббота. I занятие. Общая физическая подготовка со специальной направленностью.
II занятие. Индивидуальная специализированная подготовка.
Воскресенье. День отдыха.
При четырехразовых занятиях в неделю во вторник боксеры отдыхают, а в субботу вместо общей физической подготовки проводится комбинированная тренировка: индивидуальная, специализированная и упражнения для развития отдельных физических качеств.
Боксеры высших разрядов, готовящиеся к турнирам крупного масштаба и находящиеся на сборе, применяют двухразовую тренировку в день. Например, в первой половине дня индивидуальная подготовка в совершенствовании техники каких-либо действий в упражнениях с тренером или партнером, а во второй — по общему плану группы. Не зависимо от режима ежедневной тренировки утренние упражнения обязательны.
Примерный недельный график тренировки в переходном периоде
Понедельник. Комбинированная тренировка с применением гимнастических упражнений, сопротивлений, метаний, прыжков, борьбы в стойке, быстрой ходьбы, бега и др.
Среда. Плавание, игра в водное поло, гребля, лыжи, коньки (зимой).
Четверг. Легкая специализированная тренировка.
Пятница. Спортивные игры, упражнения со штангой (для легкоатлетов и гимнастов), спортивные игры.
Суббота. Комбинированные упражнения с отягощениями, эспандерами, набивными и малыми мячами, палками, спортивные игры и легкая специализированная тренировка.
Рекомендуется использовать воскресенье для туристских походов (10-20 км).
Индивидуальный план (табл. 9) подготовки на определенный период составляется совместно тренером и боксером. В нем отмечаются:
краткая характеристика моральных, волевых и физических качеств, технической и тактической подготовленности боксера;
имеющиеся недостатки б уровне отдельных компонентов мастерства и их устранения
пути развития качеств и навыков, наиболее успешно проявляющихся у боксера во время боя.
Эти рекомендации не исчерпывают средств по развитию и совершенствованию качеств и тишком. Преподаватель (тренер) может их расширить, вводить новые в зависисимости от уровня подготовки боксера, его индивидуальных особенностей, условий тренировки и т. п.
Таблица 9. Ориентировочный план совершенствования физических качеств, технических и тактических навыков
Повышение общей физической полготовки, развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости
Бег на разные дистанции, кроссы, смешанные передвижения, вольные гимнастические упражнения, упражнения на снарядах, метания, прыжки, упражнения с эспандером, отягощениями, борьба в стойке, упражнения с палками и булавами, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры, выполнение разнообразной работы (напилить и наколоть дров, разбивать топором пни, очистить двор или тротуар от снега и др.)
Повышение специальной боксерской выносливости
Развитие быстроты действий
Изучение и совершенствование боевых приемов в упражнениях с партнером сначала в медленном темпе, затем постепенно ускоряя, добиваясь максимальной быстроты. Увеличить количество «взрывных» действий в вольном или условном боях. В специальных боевых упражнениях, особенно с партнером, стараться наносить опережающие удары в открытое место с максимальной быстротой. Не запаздывать с защитными действиями и сочетать их со встречными контрударами В упражнениях на снарядах и лапах добиваться быстрого нанесения ударов как одиночных, так и серий. Широко использовать гандбол и большой теннис. Во время эпизодов активного встречного боя повторять атаки и контратаки с акцентированием одного или двух ударов. В упражнениях с партнером добиваться быстрой атаки, при сближении активно действовать
Развитие силы и точности удара
Расширение арсенала технических средств в разных дистанциях при атаках и контратаках
Развитие подвижности и маневренности перемещения по рингу в разных направлениях
Уделять большое внимание передвижению в разные стороны, с тем чтобы не быть прижатым к канатам; на дальней дистанции быть неуязвимым; с помощью маневрирования научиться прижимать противника в угол и быстро атаковать одним, двумя и тремя ударами; уметь быстро выйти в положение вне боя. Необходимо широко практиковать бои с тенью для имитации атак и контратак на дальней дистанции. В условном бою стремиться подбирать активного партнера, стремящегося к сближению
Развитие легкости в ведении боя
Тренировочный бой с партнером стремиться вести легко и непринужденно, избегая грубого силового боя; использовать умелую тактику, набирая очки. Особое внимание обратить на то, чтобы каждое защитное действие стало исходным положением для нанесения ударов. Не оставлять без ответа ни одного атакующего действия
Совершенствование техники и тактики ведения боя с партнерами разного стиля и манеры
Практиковать бой с партнерами активного силового стиля, уметь держать с ними дальнюю дистанцию, при продвижении такого боксера вперед контратаковать прямыми ударами, сохраняя нужную дистанцию. Для совершенствования техники и тактики ведения боя против партнера контратакующего стиля подбирать партнеров контратакующего стиля, практиковаться в умении быстро сближаться и активными действиями подойти на такую дистанцию, где бы партнер не мог проявить свои качества быстроты и не сумел контратаковать. Научиться вызывать партнера на атаку, самому быстро контратаковать, обеспечив надежную защиту. Тренироваться в обманных действиях, нанесении опережающих ударов
Совершенствование техники и тактики обыгрывания партнера
Упражнения, вольные и условные бои для обучения легкому передвижению по рингу, умелому уходу из углов и от канатов. Овладеть навыками наносить встречные и ответные удары, самому быть маневренным, подвижным, быстро атаковать одиночными ударами, пользоваться финтами, а при сближении стараться блокировать действия партнера, наносить удары левой и правой руками быстро и точно. В произвольных боях с партнером добиваться выполнения поставленных задач с учетом сил и возможностей партнера. Тренироваться в ведении боя на всех дистанциях с партнерами разного стиля и манеры. Совершенствоваться в повторности атак и контратак.
Совершенствование техники защитных действий
Совершенствование защитных действий в разных дистанциях от ударов прямых, боковых и снизу; одиночных, двух, следующих друг за другом, и серий. В зависимости от дистанции, быстроты и количества ударов выбирать наиболее надежную форму защит руками (подставками, отбивами), уклонами, передвижением или комбинированные действия с контратаками
Совершенствование навыков ближнего боя
Совершенствование обманных действий во время атак
Обучение обманным действиям руками, туловищем, передвижением, выполнению их убедительно для противника, чтобы отвлечь его и заставить раскрыть уязвимые места, быстро и решительно атаковать действительными ударами. Упражнения в бою с тенью перед зеркалом, практиковать обманные действия в учебном бою с партнером
Повышение общей дисциплины боя
Придерживаться правил в тренировочных боях и не допускать технических ошибок, которые на соревнованиях могут привести к травмам, предупреждениям и дисквалификации. Во время условных и вольных боев практиковать учебное судейство на ринге строго по правилам
План-график тренировки
В плане-графике тренировки перечисляются упражнения каждой тренировки, указывается их дозировка.
План составляют на определенный период, например между двумя соревнованиями, в которых участвует боксер, или на более длительный срок, включающий несколько соревнований.
Если группа однородна по своей квалификации (на первом и втором году обучения) и большинство боксеров участвуют в одних и тех же соревнованиях, то план составляется на группу в целом.
Для боксеров высших разрядов может составляться план для группы, например во время сборов, но дозировка в упражнениях будет разной. В большинстве же случаев спортсмены высокой квалификации работают по индивидуальным планам.
В зависимости от задач, поставленных на каждый день учебно-тренировочных занятий, подбираются те или иные упражнения.
Если в занятии больше внимания уделяется общей физической подготовке, то меньше дают специальных технических и тактических упражнений, если же предполагается большая нагрузка в специализированных упражнениях (боевая практика или длительная тренировка с партнером, упражнения на снарядах), уменьшают количество общеразвивающих упражнений и т. д. Примерно так согласуют (по степени нагрузки) и основные тренировки с нагрузками во время утренних упражнений: если основная тренировка не с высокой нагрузкой, то утренние упражнения будут более интенсивными и наоборот.
Таким образом, индивидуальный план повышения спортивного мастерства боксера, предусматривающий устранение недостатков, развитие положительных качеств, конкретизируется в плане-графике тренировки.
В конце периода тренировки суммируют количество упражнений для развития того или иного качества и навыка, метраж в беге, обеспечивающий развитие выносливости, количество раундов в учебных боях, упражнений на снарядах, с партнером и судят об эффективности данных упражнений. Уровень интенсивности упражнений в каждом занятии для наглядности изображают в виде кривой.
Выполнение плана контролируется непосредственно в соревнованиях или во время вольных боев методом прикидки с составлением таблицы контроля (табл. 10).
Дополнительная предпрофессиональная программа по боксу для тренировочных групп 1 года обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа № 5»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета
«30» августа 2018г. протокол № 1
приказом МАУ ДО ДЮСШ №5
от «30» августа 2018г. №144
дополнительная предпрофессиональная программа для тренировочной группы 1-го обучения
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор составитель: тренер-преподаватель
требования техники безопасности при реализации
программы «БОКС:дополнительнаяпредпрофесиональная программа для тренировочной группы 1 года обучения» …16
ОБьем максимальных тренироваочных нагрузок……………………..16
Методические рекомендации тренерам- преподавателям по наиболее важным в организационном отношении вопросам содержания каждого раздела программы………………………17
4 . СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕТРЕБОВАНИЯ……………………..24
Комплекс контрольных упражнений по тестированию уровня общей физической и специальной подготовленности…………………26
Требования к результатам освоения программы…………………….27
5. Материально-техническо обеспечение программы.28
6. ИНФАРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «БОКС»: дополнительная предпрофессиональная программа для тренировочной группы 1 года обучения» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», приказом Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Дополнительная общеобразовательная программа «БОКС»: дополнительная предпрофессиональная программа для тренировочной группы 1 года обучения» конкретизирует объем, содержание, планируемые результаты образовательной деятельности, характеризует организационно-педагогические условия и формы промежуточной аттестации.
Учебная программа рассчитана на 1 год обучения в группах ТГ-1го обучения.
Цель программы — физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами бокса, укрепление здоровья, мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
повышение уровня общей и специальной физической, технической, повышение уровня тактической и психологической подготовки;
формирование спортивной мотивации;
приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта бокс ;
всестороннее гармоническое развитие физических качеств;
укрепление здоровья спортсменов;
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта бокс.
В основу отбора и систематизации материала программы положены принципы комплексности, преемственности и вариативности.
Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон тренировочного процесса: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовок, педагогического и медицинского контролей, восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала, в постепенном усложнении содержания тренировок, в единстве задач, средств и методов подготовки.
Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов.
Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих виды подготовок: теоретическую, техническую, физическую, тактическую, морально-волевую и психологическую.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 12-13 лет.
Срок реализации программы – 1 года
Программа рассчитана на 572 учебных часов.
Продолжительность одного занятия в тренировочных группах не должна превышать 3-х академических часов.
Комплектование ТГ-1-го года обучения.
В тренировочную группу 1-го года обучения зачисляются учащиеся ДЮСШ, успешно сдавшие тесты индивидуального отбора при поступлении на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе «Бокс»
Режим тренировочной работы в группах ТГ-1-го года обучения, наполняемость учебных групп и требования по спортивной подготовке даны в таблице № 1.
Установленная недельная тренировочная нагрузка является максимальной.
Режимы тренировочной работы и требования
по физической, технической и спортивной подготовке
Минимальный возраст для зачисления
Максимальное кол-во учебных часов в неделю
и спортивной подготовке
на конец учебного года
Общие требования к организации тренировочной работы. Тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.
1. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
2. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
3. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.
4. С возрастом и степенью подготовленности постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.
5. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая работа в рамках тренировочного занятия, выполнение домашних заданий по теоретической и физической подготовке, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, контрольно-переводные испытания.
Основные формы и средства:
теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке.
подвижные игры и игровые упражнения;
всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);
скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);
гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
школа техники бокса и изучение обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК);
комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).
Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.
Виды и формы контроля: педагогический (контрольные испытания) и врачебный (медицинский осмотр – 2 раза в год).
Педагогический контроль на тренировочном этапе используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных критериях.
Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.
Результаты контрольных испытаний фиксируются в протоколах сдачи контрольно-переводных нормативов. Результаты врачебного контроля отмечаются в личных картах спортсмена.
Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:
1) углубленное медицинское обследование (2 раза в год);
2) медицинское обследование перед соревнованиями;
3) врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;
4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;
5) контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение — допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.
Учебный план для тренировочных групп 1 года обучения (11 часов/нед.)
Основы техники и тактики бокса
Участие в соревнованиях
Промежуточная аттестация в форме контрольных испытаний (тестирование уровня ОФП и СФП)
Другие виды спорта
Технико-тактическая и психологическая подготовка
содержание программы
1. Теоретическая подготовка
Техника безопасности на занятиях боксом.
Традиции единоборств, их история и предназначение.
Основные команды судей и тренера. Экипировка боксера.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем
Спортивная дисциплина. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание.
Соревнования по боксу, проводимые в России. Достижения юных боксеров.
2. Общая физическая подготовка
Существует пять типов общеразвивающих упражнений:
Упражнения для растяжения.
Упражнения для развития равновесия.
Упражнения для развития силы.
Упражнения для развития выносливости.
1. Разогревающие упражнения
Тренировка начинается с разогревающих упражнений. Это наилучший способ повышения температуры тела и расслабления суставов и мышц. Кроме того, разогревающие упражнения усиливают кровообращение, снабжая суставы и мышцы дополнительным количеством крови. Существует два типа разогревающих упражнений: от конечностей к корпусу и от корпуса к конечностям. В первом случае сначала выполняются упражнения для запястий, лодыжек и шеи, а затем последовательно разогреваются крупные суставы и мышечные группы корпуса. Если разогревание осуществляется от корпуса к конечностям, начинать следует с упражнений для бедер и груди, и выполнив все промежуточные стадии, завершить разминку упражнениями для запястий, лодыжек и шеи.
наклоны корпуса (из стороны в сторону)
вращение верхней частью корпуса
касание пальцев ног стоя поочередно противоположными руками)
подскоки с разворотом
касание коленями груди в прыжке
прыжки из стороны в сторону
«езда на велосипеде»
2. Упражнения для растяжения
Упражнения для растяжения повышают двигательные способности тела благодаря увеличению гибкости и эластичности мышц. Сначала выполняются легкие растяжения, затем, когда мышцы достаточно разогреются, следует перейти к полным растяжениям. Упражнения для растяжения подразделяются на упражнения, выполняемые стоя, сидя и лежа. Последовательное выполнение упражнений каждой из представленных групп позволяет во время занятий избежать ненужных перемен положения. При выполнении упражнений для растяжения в мышцах должно ощущаться напряжение, но не боль. Чувство дискомфорта в мышцах указывает на то, что упражнение выполняется правильно, тогда как боль свидетельствует о разрывах в мышечных тканях, что в конечном итоге приводит к травмам. Следует избегать чрезмерных растяжений, которые могут иметь место при излишнем отягощении растягиваемой мышцы положением тела или движением (взмахом) конечности.
Упражнения для растяжения:
растяжение мышц шеи
растяжение грудных мышц
наклоны корпуса в стороны
наклоны корпуса вперед/назад
касание пола ладонями (стоя)
растяжение мышц коленного сустава
растяжение мышц передней поверхности бедра
шпагат в стороны и поперечный
растяжение с партнером
растяжение ноги вперед
растяжение ноги в сторону
растяжение ноги назад
вращение корпусом сидя
растяжение на четыре стороны
3. Упражнения для развития равновесия
Упражнения для развития равновесия улучшают пространственное восприятие и устойчивость, а также способствуют формированию правильной стойки. Все эти три фактора крайне важны для проведения эффективных атакующих и оборонительных действий при спаррингах и самообороне. Упражнения для развития равновесия должны выполняться медленно, причем основное внимание следует обращать на достижение цели движения. В прыжковых упражнениях сосредоточьтесь на сохранении координации в воздухе и равновесия при приземлении.
Упражнения для развития равновесия:
прыжки через скакалку (поочередно на скорость и технику)
прыжки на одной ноге
быстрая перемена положения ног (одновременно)
прыжок с разворотом на 360 градусов
прыжки с касанием коленями груди
касание пальцев вытянутых ног в прыжке
касание пальцев ног за спиной в прыжке
прыжки через скакалку или другой движущийся предмет
удары ногой в стойке на другой ноге
растяжения на одной ноге
приседания на одной ноге
мостик с партнером
4. Упражнения для развития силы
Упражнения для развития силы предназначаются для формирования определенных мышечных групп, задействованных в проведении технических приемов. Нагрузки при выполнении упражнений для развития силы должны быть умеренными и повышаться постепенно. Необходимым условием для прогресса является регулярность тренировок.
Упражнения для развития силы:
подъем торса вперед из положения лежа
подъем торса вправо и влево из положения лежа
подъем торса назад из положения лежа
приседания на одной
5. Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития выносливости повышают работоспособность дыхательной и сердечно-сосудистой систем и увеличивают объем легких. При выполнении упражнений этого типа мышечные группы постоянно удерживаются на пороге усталости, вследствие чего объем работы, который они в состоянии проделывать, неуклонно повышается. Развивающие выносливость упражнения подразделяются на два вида: аэробные, анаэробные.
Аэробные упражнения в буквальном переводе означают «требующие кислород». Упражнения этого вида выполняются при постоянном снабжении организма кислородом, насыщающим мышцы энергией. Примером развивающих выносливость аэробных упражнений может быть бег на длинные дистанции.
Анаэробными упражнениями называются те, для выполнения которых требуется больше кислорода, чем его может поступить в организм только при вдохе. Поэтому во время упражнений этого вида организм использует запасы накопленной в нем энергии. Примером развивающих выносливость анаэробных упражнений является прерывистая тренировка.
Вид упражнения, которое выполняет спортсмен, практически можно определить по дыханию. Если во время упражнения для развития выносливости он без труда может поддерживать беседу, значит, это упражнение аэробное. Если же дыхание затруднено и еще долго продолжает оставаться таковым после прекращения выполнения упражнения, значит, выполнявшееся упражнение анаэробное. Тренируя детей, следует учитывать, что их способность выполнять анаэробные упражнения очень ограниченна и повысится лишь при физическом возмужании, которое начнется в период полового созревания.
Упражнения для развития выносливости:
бег вверх по холму или лестнице
бег на длинные дистанции
тренировка с тяжелой грушей
Совершенствование прямых ударов в туловище (одиночных, двойных и серий) и защит от них. Дальнейшее совершенствование прямых ударов в голову (особенно двойных ударов и серий) и защит от них. Применение изучаемого материала в условных и вольных боях.
Совершенствование серий ударов (серия начинается ударами в голову и заканчивается ударов в туловище и наоборот).
Совершенствование боковых ударов в голову и защита от них. Применение боковых ударов в голову в условных и вольных боях. Совершенствование одиночных, двойных серий прямых ударов в голову и в туловище. Совершенствование серий из прямых и боковых ударов. Применение изученного материала в условных и вольных боях.
Совершенствование коротких ударов снизу в туловище. Короткие удары снизу в туловище и простейшие соединения их с боковыми ударами в голову. Применение коротких ударов на ближней дистанции в условных боях. Совершенствование техники и тактики боя на средней и дальней дистанций в условных и вольных боях.
Освоение элементов боя на ближней дистанции боя, а также простейшие подготовительные движения для ближнего боя.
Величина тренировочных нагрузок и повышение уровня тренированности зависят от темпов восстановительных процессов в организме спортсмена. Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические, медико-биологические и психологические.
Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление работоспособности
• Рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности.
• Правильное сочетание нагрузки и отдыха как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе.
• Введение специальных восстановительных микроциклов и профилактических разгрузок.
• Выбор оптимальных интервалов и видов отдыха.
• Оптимальное использование средств переключения видов спортивной деятельности.
• Полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий.
• Использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и т.д.).
• Повышение эмоционального фона тренировочных занятий.
• Эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления.
• Соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для тренировок.
Медико-биологические средства восстановления
С ростом объема средств специальной физической подготовки, интен сивности тренировочного процесса, соревновательной практики необходимо увеличивать время, отводимое на восстановление организма юных спортсменов. На УТ этапах при увеличении соревновательных режи мов тренировки могут применяться медико-биологические средства восст ановления. К медико-биологическим средствам восстановления относятся: витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды масса- жа, русская парная баня или сауна. Перечисленные средства восстановлен ия должны быть назначены и постоянно контролироваться врачом.
Участие в соревнованиях . Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях.
Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.
— Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально-ценностных качеств личности, мужества, инициативы, смелости, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним, стойкости в поединке с противником
— способствуют четкому программированию структуры движений, а также характера и величины специфической нагрузки;
— позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;
— помогают проводить занятия на высоком эмоциональном уровне.
Применяя тренажерные устройства, следует учитывать: величину
отягощения; интенсивность выполнения упражнений; количество повто рений в каждом подходе; интервалы отдыха между упражнениями.
Инструкторская и судейская практика.
Составление комплексов упражнений по физической, технической и тактической подготовке.
Выполнение заданий по построению и перестройке группы.
Проведение комплекса упражнений по физической и технической подготовке.
Судейство на внутренних соревнованиях. Выполнение обязанностей помощника соревнований.
4. ДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА
Легкая атлетика: для развития быстроты – бег 30 м, 60 м, прыжок в длину, для развития ловкости – челночный бег 3х10 м, для развития выносливости – бег 400 м, 800 м.
Гимнастика: для развития силы – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре на брусьях, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазанье по канату 5 м. с помощью ног, 4 м, без помощи ног; для развития быстроты – подтягивания на перекладине за 20 с, сгибание рук в упоре лежа за 20 с. сгибание туловища лежа на спине за 20 с; для развития выносливости – сгибание рук в упоре лежа.
Плавание. Обучение умению держаться на воде, освоение техники одного из способов плавания, проплывание различных дистанций без учета времени. Приемы спасения утопающих. Игры в воде.
Лыжи. Изучение способов передвижения на лыжах. Ходьба на лыжах по слабо пересеченной местности. Изучение спусков и подъемов на небольших склонах. Изучение простейших способов торможения и поворотов. Прогулки и походы на лыжах в зависимости от возраста и степени подготовленности занимающихся.
Коньки. Катание на простых коньках, бег по прямой и на виражах. Простейшие элементы фигурного катания – скольжение на правой и левой ноге попеременно с отталкиванием носком конька, дуги на одной ноге с хода, скольжение на одной ноге в полуприседе и приседе. Простейшие повороты. Элементы игры в хоккей с мячом, обводка игроков и т.д.
Комплекс утренней гимнастики (упражнения на формирование осанки, прыжки, пробежки, разнообразные махи, круговые движения).
Силовые упражнения (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук из упора лежа, поднимание ног из положения лежа).
Упражнения на гибкость, расслабление. Кросс, спортивные игры, плавание.
6.Технико-тактическая и психологическая подготовка
Совершенствование боковых ударов в голову и защита от них. Применение боковых ударов в голову в условных и вольных боях. Совершенствование одиночных, двойных серий прямых ударов в, голову и в туловище. Совершенствование серий из прямых и боковых ударов
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь.
2.2. Провести разминку под руководством тренера-преподавателя
2.3. Обязательное наличие необходимых защитных приспособлений: капа, шлема, бандажа, щитков на ноги, фут, эластичных бинтов и перчаток.
3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Правильное проведение разминки с соответствующей подготовкой мышечного и связочно-суставного аппаратов к работе.
3.2. Не выполнять технических действий и не проводить тренировочных схваток без тренера-преподавателя.
3.3. Не выполнять технических действий без самостраховки. Правильный подбор спарринг партнеров.
3.4. Учащиеся должны располагаться по площади зала, соблюдая достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
3.5. Не выполнять упражнения на влажной поверхности пола, покрытия.
3.6. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
3.7. Соблюдать дисциплину на занятиях.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При плохом самочувствии, появлении во время занятий, боли в различных частях тела, прекратить тренировку и сообщить об этом тренеру- преподавателю.
4.2. При обнаружении неисправности спортивного инвентаря и оборудования и сообщить об этом тренеру-преподавателю. Занятия продолжать только после устранения неисправностей или замене спортивного инвентаря, оборудования.
4.3. При получении травмы обучающимся, немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю, при необходимости обратиться в медицинское учреждение.
4.4. При обнаружении очага пожара в спортивном зале или площадке немедленно сообщить об этом судье или тренеру-преподавателю. При эвакуации четко выполнять распоряжения тренера-преподавателя, исключив панику.
5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ ЗАНЯТИЙ
5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.
5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
ТРЕНЕРАМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ по наиболее важным в организационном отношении раздел программы
Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке спортсменов. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить боксера осмысливать и анализировать действия как свои, так и соперника: не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним. Начинающих боксеров необходимо приучить посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников, следить за действиями судей, их реакцией на действия боксеров в атаке и в защите,
их перемещениях по рингу, просматривать фильмы, видеофильмы и спортивные репортажи по боксу.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Боксер, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях любого ранга.
Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов, когда в секции, в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных боксеров правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям.
2. Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка боксера направлена на разностороннее развитие физических способностей. Она повышает уровень функциональных возможностей организма путем воспитания общей работоспособности, стимулирует развитие выносливости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей и др.
Общая физическая подготовка комплексно развивает физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и действиями.
Общее развивающее упражнение можно разделить на упражнение косвенного и прямого влияния. Косвенные упражнения содействуют развитию общей гибкости, общей ловкости, общей силы, общей быстроты, т. е. помогают спортсмену стать более подготовленным для специальной тренировки. К косвенным упражнениям относятся прыжки, плавание, бег на лыжах. К прямым (часто их называют специализированными упражнениями по физподготовке) относятся спортивные игры, толкание и метание ядра, бег, смешанное передвижение, упражнения с набивными и теннисными мячами и подобные другие.
Средствами ОФП в боксе являются: общеразвивающие упражнения, бег, кросс, плавание, ходьба на лыжах, катание на велосипедах, спортивные и подвижные игры.
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических способностей, отвечающих в данном случае, специфике боксера. Это упражнения на координацию движений при ударах и защитах в передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения на специальных боксерских снарядах (мешках, грушах, мяче на резинках, на лапах и пр.) и специальные упражнения с партнером.
Специальную физическую подготовку подразделяют на 2 части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, основная цель которой — как можно более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям бокса и основную.
В круглогодичной тренировке боксера виды физической тренировки должны сочетаться между собой таким образом, чтобы при включении специальной физической подготовки оставалась (в меньшей степени) и общая физическая подготовка. При переходе к высшей ступени специальной физической подготовки должны поддерживаться на достигнутом уровне общая физическая подготовленность и специальный фундамент.
3. БОКС
Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо юным спортсменам овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях. Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Всего на обучение каждому техническому действию или их комплексу нужно отдавать 15-25 занятий (30-35 минут в каждом). Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов.
4. Технико-тактическая и психологическая
Классификация технических действий боксера
Классификация физических упражнений по их требованиям к физическим качествам:
• скоростно-силовые упражнения
• упражнения требующие определенной выносливости
• упражнения требующие высокой координации
В настоящее время действия боксера делятся на 3 вида:
• удары
• защиты
• контрудары
Если говорить о классификации и систематике, то по направлению движений к партнеру выделяют:
• с фронта — прямые и снизу
• с фланга — боковые
Всего насчитывается 12 ударов:
Что касается защитных действий, то можно отметить следующее. На каждый из трех ударов (в туловище и в голову) может быть применено несколько защит: передвижением, руками, туловищем. Все зависит от дистанции и направленности удара.
Биомеханические основы движений боксера
Движения в боксе в зависимости от морфологических, функциональных и психических особенностей боксера имеют свои пространственные, временные, скоростные динамические характеристики. От кинематической цепи голень-бедро движение передается в трехсоставную цепь плечо-предплечье-кисть. При нанесении ударов усилие передается от стопы на голень и бедро, затем на таз, туловище к поясу верхней конечности и от него на ударную часть кисти. Таким образом, начиная с первого момента ударного действия (от толчка стопой) и до заключительного (действие ударной части кисти), сила и скорость нарастают в каждом звене цепей. В зависимости от направления удара (прямой, боковой, снизу или комбинированный снизу-сбоку, прямой-сбоку), в активную работу включаются те или иные группы мышц, от качественного действия которых зависит скорость, сила.
Под тактикой в боксе следует понимать искусство применения технических средств с учетом своих технико-тактических, морально-волевых и физических возможностей в бою с разными по стилю и манере противниками. Тактика находит свое выражение в атаках и контратаках: умелом использовании способов вызова на атаку, применения защит с последующими активными действиями, в ложных действиях для введения противника в заблуждение, нарушении его планов.
По тактической направленности действия боксера можно распределить на три группы:
• подготовительные действия
• наступательные действия
• оборонительные действия
Подготовительные действия осуществляются при помощи большой маневренности, атаками и контратаками одним, двумя и сериями ударов, защитами и т.д.
Наступательные действия находят свое выражение в атаках и контратаках. Контратаки, в свою очередь, могут быть встречными, ответными и повторными на контратаку противника. Оборонительные действия применяют для того, чтобы притупить бдительность противника, который приобретает уверенность и вместе с тем неосторожность. К оборонительным действиям относятся и контрудары без последующего развития наступления. Атакуемый принимает глухую защиту, внимательно следит за действиями противника и в момент его раскрытия наносит один или два сильных удара в открытые места. Оборонительные действия разделяют на непреднамеренные и преднамеренные. Главная задача тактической подготовки боксера заключается в выработке умения правильного планирования боя и реализации плана.
Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой этого процесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Для таких современных единоборств, как бокс, характерен очень высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок. Пройти очень жесткий отбор на всех этапах подготовки может лишь спортсмен, обладающий хорошим здоровьем и умеющий предельно мобилизовать свои возможности в случае необходимости. Это возможно лишь при высокой мотивации достижения результата.
Высочайшая мотивация достижений, определяемая как желание добиться результата, мобилизует возможности спортсмена, вскрывает творческий потенциал, заставляет его искать и находить интереснейшие варианты поведения, дает чувство меры, ответственности и все необходимое для высокого результата, если не сразу, то по истечении определенного времени. Спортсмен внутренне преображается, становится достойным рекордных высот, проявляет лучшие качества. Конечно, в данном случае речь идет о желании достичь победы, оставаясь в рамках правил и высоких нравственных идеалов.
Степень мобилизации возможностей спортсмена является важнейшим показателем его желания решить поставленную задачу и, соответственно, влияя на это желание (мотивацию), можно увеличить степень мобилизации соответствующих возможностей. Чем больше человек хочет достичь определенного результата, тем больше усилий он способен приложить к его достижению.
Инструкторская и судейская практика
Инструкторская практика . В основе инструкторских занятий лежит принятая методика обучения боксу. Поочередно выполняя роль инструктора, боксеры учатся последовательно и систематически изучать атакующие и защитные действия. Инструктор обязан правильно назвать это действие в соответствии с терминологией бокса, правильно показать его, дать тактическое обоснование, обратить внимание занимающихся на важнейшие элементы действия и методы его разучивания. Инструктор должен правильно подавать команду для исполнения действия, уметь находить и исправлять ошибки, рационально дозировать нагрузку в процессе совершенствования действия.
Инструкторские занятия наиболее эффективны, когда боксеры имеют уже необходимое представление о методике обучения, а также правильно выработанные и прочно усвоенные технические навыки.
Рекомендуется участие инструктора в качестве секунданта у боксера- новичка на соревновании типа «открытый ринг».
Судейская практика дает возможность боксерам получить квалифи кацию судьи по боксу. Теоретическая подготовка по судейству осуществляется на специальных занятиях (семинарах); судейскую практику спортсмены получают на официальных соревнованиях типа «открытый ринг». Чтобы предупредить ошибочные решения, рядом с судьей-стажером в качестве консультанта должен находиться квалифицированный судья.
5. ДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА
6 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Контроль уровня подготовки учащихся ТГ 4года обучения осуществляется один раза в год, в конце учебного года, по общей физической и специальной подготовке.
Методика контроля. Как и на всех этапах подготовки, контроль должен быть комплексным. Система контроля на тренировочном этапе должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки юных спортсменов. Она включает основные виды контроля: текущий, этапный и в условиях соревнований.
В процессе тренировок рекомендуются следующие формы контроля: самоконтроль юных спортсменов за частотой пульса в покое, качество сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие. Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность технической, физической, тактической и интегральной подготовленности юных боксеров. Проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе контрольно-переводных нормативов и обязательных программ.
Медицинский контроль применяется для профилактики заболеваний и лечения спортсменов.
Воспитатеьная работа
Воспитательная работа в спортивных школах направлена на формирование личности юного спортсмена. Главная задача – воспитание высоких моральных качеств: патриотизма, преданности своей стране, высокой сознательности, чувства ответственности за свои поступки, порученное дело. Не менее важно воспитание уважения, любви к труду и творчеству, настойчивости в достижении поставленной цели, добросовестности, организованности, умения преодолевать трудности, что особенно важно в деятельности спортсменов, так как успехи в современном спорте зависят во многом от их трудолюбия. Столь же велико значение воспитания дружелюбия, взаимного уважения, способности сопереживать, стремления придти на помощь, коллективизма, когда только совместные усилия приводят к достижению общей намеченной цели. Одним из главных качеств спортсменов является дисциплинированность. Ее воспитание следует начинать с первых занятий, строго требуя четкое исполнение указаний тренера, соблюдения правил поведения на тренировках и соревнованиях, в школе и дома. Все эти качества воспитываются повседневно и непосредственно в спортивной деятельности.
Успешность воспитания юных спортсменов определяется способностью тренера-педагога сочетать в учебно-тренировочном процессе задачи спортивной подготовки и общего воспитании. В целях эффективности воспитания необходимо, организовывая тренировочный процесс, постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого спортивного и интеллектуального совершенствования. Отрицательно влияют на эффективность воспитательной работы недостаточная вариативность средств
и методов обучения.
Необходимо, дав знания о нормах морали и этики, прививать обучаемым привычку постоянно следовать им; со временем эта привычка должна стать потребностью подрастающего спортсмена, чертой характера.
В педагогике широко используются многообразные воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организованность учебно-тренировочного процесса;
дружный коллектив, сплоченный единством цели;
атмосфера трудолюбия, творчества, взаимопомощи;
бережное, вдумчивое отношение к традициям;
система морального стимулирования;
наставничество старших опытных спортсменов.
Часто применяются следующие формы воспитательной работы:
активное привлечение учащихся к общественной работе;
трудовые сборы и субботники;
систематическое освещение событий в стране и мире;
информации о выдающихся достижениях российских спортсменов разных видов спорта и в дзюдо;
беседы на общественно-политические, нравственные темы;
встречи с ветеранами стрелкового спорта, интересными людьми;
регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности занимающихся;
торжественное чествование победителей соревнований и отличников учебы;
посещение исторических мест (экскурсии в городе и на выезде);
регулярное посещение театров и кино, музеев и выставок;
проведение тематических бесед и диспутов, праздников, вечеров отдыха;
оформление стендов, стенгазет, молний с поздравлениями победителей соревнований, с днями рождения занимающихся;
введение ритуала торжественного приема вновь поступающих, проводы выпускников;
взаимосвязи с общеобразовательной школой и школьными организациями.
В формировании нравственного облика юных спортсменов велика роль убеждения. Доводы, яркие примеры, сравнения должны быть доказательными. Не менее важно поощрение, отражающее положительную оценку действия юного спортсмена. Одобрение, похвала, благодарность должны соответствовать значимости поступка и высказаны в присутствии всего коллектива.
Нельзя без оценки оставлять проступки юных спортсменов: нарушения дисциплины, уклонение от выполнения поручений, леность, проявление слабоволия. За проступок спортсмена следует наказать. Но наказание должно
соответствовать проступку. Провинившийся должен осознать свою неправоту, оценив справедливость наказания. Виды наказания разнообразны.
Это – осуждение, отрицательная оценка содеянного, замечание, устный выговор, разбор и оценка проступка в коллективе, отстранение от занятия.
Если нарушение является случайным и юный спортсмен глубоко переживает происшедшее, то к нему должно быть проявлено дружеское участие. Воспитанию чувства коллективизма, сплоченности способствуют выполнение общих заданий по наведению порядка на территории спортивной школы, участие в организации соревнований и участие в них, проведение вечеров отдыха, посещение театров всей группой, участие в загородных походах.
VI . СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Контрольные – переводные вопросы по предметной области « теории и методика физической культуры и спорта»
1. Техника безопасности на занятиях боксом.
2. Основные команды судей и тренера.
3. Экипировка боксера.
4. Понятие о гигиене и санитарии.
6. Гигиенические требования к одежде и обуви.
7. Гигиена спортивных сооружений.
8.Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем
9. Спортивная дисциплина.
10. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом.
11. Дневник самоконтроля, его форма и содержание.
12. Соревнования по боксу, проводимые в России.
13.Достижения юных боксеров.
Общая физическая и специально физическая подготовка (бокс)
Комплекс контрольных упражнений по тестированию уровня ОФП
• Бег на 60, 1000 и 3000 м выполняется на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. В каждом забеге участвуют не менее двух учащихся, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды. Разрешается только одна попытка, время фиксируется с точностью до 0,1 с.
• Прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности. Учащийся встает у стартовой линии в и.п., ноги параллельно и толчком двумя ногами и взмахом рук совершает прыжок. Приземление происхо дит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах.
• Из положения виса на перекладине подъем прямых ног до касания перекладины. Регистрируется максимальное количество подъемов ног. Подъем ног выполняется без предварительных размахов.
. Подтягивание на перекладине из виса выполняется максимальное количество раз хватом сверху (мальчики). И.п.: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок испытуемого находится выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из и.п. Запрещены движения тазобедренных и коленных суставов и попеременная работа руками.
Общая физическая и специально физическая подготовка