индивидуальный подход в обучении детей с овз
Мастер-класс «Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ при реализации образовательной программы»
Альбина Баталова
Мастер-класс «Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ при реализации образовательной программы»
Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
1 слайд «Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде всего
узнать его тоже во всех отношениях».
2 слайд Современная система специального образования предполагает обучение детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические условия в котором будут соответствовать развитию и возможностям как детей с особыми образовательными потребностями в развитии.
В настоящее время помощь детям с проблемами в развитии оказывается в различных видах образовательных учреждений, которые рассчитаны на дифференцированное воспитание и обучение детей с отклонениями развития в зависимости от характера и степени выраженности нарушения, в соответствии первичными, вторичными отклонениями у детей одной категории.
3 слайд Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп воспитанников.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности.Теоретики считают: по степени помощи ребенку.
Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.
Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
5 слайд Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
То, что обучение и воспитание так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
6 слайд При осуществлении индивидуального подхода учитываются:
— первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,
-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы
— возрастные и индивидуальные особенности детей,
— создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.
— особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
Неотъемлемая часть коррекционных занятий с детьми с отклонениями в развитии – оптимизация условий учебно-воспитательной деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется на всех занятиях и в свободное время.
Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии,необходимо придерживаться следующих правил:
• осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на занятиях общеобразовательного цикла;
• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
• в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые навыки;
• в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов образовательной программы, а также обогащения их знаний об окружающем мире;
• во время работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, педагог должен проявлять особый такт.
Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей детей с ОВЗ.
Дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.
А сегодня мы вас познакомим с изготовлением многофункционального пособия «Знакомство с домашними животными», которое можно использовать детей с ОВЗ.
— Познакомить детей с домашними животными;
— Учить выделять характерные особенности домашних животных;
— Различать внешний вид, особенности строения;
— Развивать речевые способности, связную речь, грамматический строй речи.
Туалетная бумага, клей ПВА, жидкое мыло, трафареты животных, листы фанеры, акриловые краски, баночка с водой, простой карандаш.
Выполнение работы по схеме.
Пока педагоги работают. Мы познакомим вас с некоторыми играми, которые можно сделать своими руками а также использовать в работе с детьми с ОВЗ.
1. Перчатки «Не печалься, а с перчаткой улыбайся» Эта игра используется с ребёнком, имеющим нарушение речи, для развития дыхания, для массажа пальцев рук, для обогащения словаря.
2. «Крутилки – раскрутилки». Данная игра предназначена для развития мелкой моторики, для развития памяти, внимания, для обучения цифр и т. д.
3. «Морские камушки» используется для детей для знакомства с обобщающим понятием транспорт, для развития моторики, зрительного внимания.
4. «Шарики – смешарики» Для развития сенсорного восприятия, массаж пальцев рук, для различения основных цветов.
5. «Геометрический конструктор» Для развития математических способностей, для развития зрительного восприятия, творческого воображения.
6. «Тактильная азбука» для детей с ослабленным зрением, ЗПР.
Теперь хотим предоставить простые упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание. Повышает устойчивость, внимание.
1)Массаж ушных раковину (сначала массируем мочку ушей, затем всю
1) Ушки сильно разотрем (ушную раковину, а потом растираем уши).
И погладим и помнем
Силой на ладошку давим, (пальцами правой руки давим на ладонь левой
Сильной стать ее заставим (руки, левая рука сопротивляется тоже самое с левой рукой).
Ты головку поверни (повернуть голову сначала в правую
за спиной, что посмотри (сторону, попытаться посмотреть какой нибудь (предмет, потом тоже в левую)
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления.
Мы как птицы полетим (сделать несколько взмахов руками, закрыть
Сверху вниз мы поглядим (глаза представить что летите)
2) Себя мы успокоим сами, (сжать руку в кулак большой
Мы постаим с закрытыми глазами (палец спрятать во внутрь, при вдохе. расслабляем кулак, при выдохе сжимаем).
Прикреплённые файлы:
Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста На протяжении последних лет индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола остается актуальным, однако содержание.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста Эффект педагогического воздействия на ребенка в равной мере.
Индивидуально дифференцированный подход к ребенку в центре музыкального развития Дорогие коллеги сейчас у всех на слуху индивидуализация –Индивидуально дифференцированный подход к ребенку. Хочу поделить опытом как в нашей.
Индивидуальный подход в формировании личности дошкольника Статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: личностно-гуманная.
Индивидуальный подход в воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 6» Киришского района, воспитатель первой квалификационной категории Чернелевская В. А.) Цель: Воспитание.
Информационно-аналитическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ Разработка учебно-методического комплекса (УМК) очень ответственная часть методической работы. Программно-методический комплекс дошкольного.
Мастер-класс как эффективная форма привлечения родителей к участию в реализации образовательной программы ДОО Мастер-класс, как эффективная форма привлечения родителей к участию в реализации образовательной программы ДОО. Из опыта работы воспитателя.
Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников. Андреева О. А. Суркова Н. В. АНО ДО «Планета.
Паспорт проектной работы «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Название проекта: «Индивидуальный и личностный подход в физическом воспитании детей в старшей группе» Автор проекта: Дехтярчук Ирина Анатольевна.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Индивидуальный и дифференцированный подход
в обучении детей с ОВЗ
Термин «дифференциация’ впервые появился во Франции. Он обозначает организацию обучения в различных типах школ или отделений при одной школе с разными учебными планами и программами. Речь идет о дифференциации, как содержания, так и методов обучения в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями учащихся специальных школ 8-го вида.
Проблема дифференциации обучения учащихся вспомогательных школ решается в одном случае комплектованием классов учащихся однородных групп, а в других случаях проблема решается путем обучения учащихся в рамках одного класса по разным программам и с применением разных методов. Если нет необходимости в дифференцированном подходе, то учитель ограничивается принципом дифференцированного подхода в сочетании с индивидуальным. В системе дифференциации обучения во вспомогательной школе важную роль играет выявление среди учащихся типологических групп, объединенных общностью клинических и психолого-педагогических характеристик. Важную роль играет также определение основных принципов коррекционного воздействия на каждую из таких групп.
Павлова Н.П. в работе «Педагогическая дифференциация учащихся» делит учащихся специальных школ 8-го вида на 4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности.
В 1 группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт;
2-ю группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи;
в 3-ю группу входят дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал.
Дети 4-ой группы обучению поддаются плохо.
О глубоком изучении аномальных детей говорил еще Э. Сеген. Таких же взглядов придерживалась и Е. Грачева. До 20-х годов прошлого столетия проблемы индивидуального подхода в сочетании с фронтальной работой не существовало. Она возникла во вспомогательных школах, где применялась фронтальная работа на уроках. Первым рассмотрел возможность сочетания индивидуального подхода и фронтальной деятельности А. Граборов. Он обосновал две характеристики индивидуального подхода:
-степени сложности из-за глубины дефекта;
-объему с учетом уровня работоспособности;
-форме выполнения с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа;
-степени желательности и обязательности.
Вопросы дифференцированного подхода в обучении исследовали Коркунова В.В. /1983г/, Мирский С.Л. /1990г/, Конев А.Н. /1968г/, Шиф Ж.И /1980г/.
Принципы дифференцированного подхода:
— за основу берется изучение учебной деятельности ребенка и ведущих
качеств личности;
-осуществляется ориентация на особенности динамики познавательного
процесса умственно отсталого ученика;
— используется опора на сохранные свойства психики аномального ученика;
— применяется решения задач на предупреждение ошибок обучения;
— продуктивность познания коррелируется с интересом к уроку.
Рассматривая дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы, важно предложить использование неспецифических приемов: доброжелательность, единство действий доступность знаний /по Бабанскому Ю.К./ и специфических: повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, не торопить в обдумывании, учить умению видеть главное, действия формировать поэтапно, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
педагог-психолог МОБУ «СОШ № 23»
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем детям и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Опыт сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включенных в массовую школу, показывает, что в настоящее время большинство из них испытывают трудности при обучении по общеобразовательной программе. Педагоги общеобразовательных школ подчеркивают, что дети терпят неудачу потому, что методы преподавания не учитывают индивидуальные потребности ребенка и не дают возможности успешного усвоения материала.
Для успешного освоения общеобразовательной программы учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий. В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуализации формы выполнения заданий, о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов, о качественном подходе при оценивании результатов.
Отметим, что любое изменение подходов к обучению не должно отрицательно влиять на его уровень. Любая индивидуализация подходов происходит в рамках общеобразовательной программы и не влияет на качество и количество получаемых знаний. Необходимые изменения могут быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося.
Остановимся подробнее на возможных изменениях подходов к обучению.
Подбор условий организации обучения
При выборе места в классе традиционно принято обращать внимание на состояние слуха и зрения ученика, а также на его двигательные особенности. Однако важно учитывать и особенности развития внимания и восприятия. Так, например, часть детей вследствие особенности сформировавшихся пространственных преставлений плохо воспринимают информацию, располагаясь сбоку от доски. Ученику с левосторонним латеральным предпочтением, наоборот, комфортнее сидеть слева от доски.
закончить задание дома или после уроков.
Предоставление дополнительного времени напрямую зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закончить задание, необходимо предоставить ребенку данную возможность, переориентировав других учеников класса на новый вид деятельности.
При использовании стандартных учебных пособий необходимо маркирование заданий для самостоятельной работы.
Предоставление возможности уединиться в «безопасном месте» позволяет детям не находиться в классе на протяжении всего дня или сидеть за партой на протяжении всего урока. Это предоставляет возможность переключиться на другой вид деятельности, отдохнуть, посидеть в тишине.
В ряде случаев для обеспечения успешности обучения рекомендовано использование специализированных учебников. Большинство тем в таких учебниках совпадает с общеобразовательной программой, что дает возможность выполнять задания одновременно со всеми детьми класса.
Для оценки понимания задания требуется получение обратной связи от ученика. При преподнесении нового материала или сложного задания необходимо удостовериться, что каждый ребенок правильно понял задание и готов к самостоятельному его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?» и т. п.
Индивидуализация формы выполнения заданий
Детям с трудностями понимания речи и удержания инструкции необходимо поэтапное ее разъяснение: расчленение задания на этапы, прописывание алгоритма деятельности, повторение инструкции в упрощенном виде.
Для детей с трудностями понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции.
При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующими минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.
Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется также дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов. В то же время в классе могут находиться ранообученные чтению дети с нарушением слуха или расстройствами аутистического спектра, которым, наоборот, необходим подбор текстов более высокого уровня.
Предоставление краткого содержания параграфа поможет детям с трудностями концентрации внимания и низкой скоростью чтения успешно усвоить учебный материал. Всю дополнительную информацию возможно преподносить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций.
Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов
Предоставление возможности альтернативного ответа способствует успешности детей с ОВЗ. Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного
сообщения. В тех же случаях когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения рекомендованы письменные ответы.
В ряде случаев предоставление неограниченного времени для выполнения работы повышает ее качество. Необходимо сделать акцент на достижении результата, а не на тренировке быстроты выполнения.
Встречаются ситуации, при которых для достижения оптимального результата необходимо предоставить возможность выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время. Также рекомендовано предоставить ребенку возможность переделать работу.
Качественный подход при оценивании результатов
В первую очередь хочется сказать, что похвала как положительная оценка учителя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник.
С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей.
В ситуациях, когда целью выполнения работы не является проверка грамотности, рекомендуется о ценивать правописание отдельно от содержания работы или исключить ее оценивание вообще.
Индивидуализируя подходы к обучению, необходимо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды ученика с особыми потребностями, а не являлись универсальными для всех «включенных» учеников.
Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.
Гончаренко М. С., Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы, Московский городской психолого-педагогический университет, 2011;
Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З.
Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во
«Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255с.
Публикация «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
« Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна, прежде всего,
узнать его тоже во всех отношениях».
Современная система специального образования предполагает обучение детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но они недостаточно учитывают индивидуальные потребности семьи, ее жилищные, материальные, интеллектуальные, образовательные ресурсы и возможности. Удаленность и обособленность большинства специальных учреждений от населенных пунктов создает ситуацию «отрыва» ребенка от семьи и родного поселка, нарушает процесс последующей адаптации и социализации ребенка, отрицательно влияет на развитие его коммуникативных навыков, социокультурной активности (Л.М. Кобрина).
В свете сложившихся новых тенденций возникла необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические условия, в котором будут соответствовать развитию и возможностям с особыми образовательными потребностями в развитии.
В настоящее время помощь детям с проблемами в развитии оказывается в различных видах образовательных учреждений, которые рассчитаны на дифференцированное воспитание и обучение обучающихся с отклонениями развития в зависимости от характера и степени выраженности нарушения, в соответствии первичными, вторичными отклонениями у детей одной категории.
Под дифференцированным обуч ением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп обучающихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый обучающийся в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности.
Теоретики считают: по степени помощи ребенку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности обучающихся при выполнении заданий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности. Такой подход позволяет разделить об-ся на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Дифференцированный и индивидуальный подходы осуществляются на всех занятиях и во внеурочное время. Во время проведения учебно-воспитательной работы с об-ся, имеющими отклонения в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:
• осуществлять индивидуальный подход к каждому из обучающихся на уроках профессионального цикла;
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом обучающихся достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.
Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания обучающихся с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.
Каждый обучающийся имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие, поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.
В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей обучающихся с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого, его способностей, жизненно и профессионально важных умений и навыков, для его психофизического здоровья. При этом нужно обратить внимание на разнообразную специфику дефектов, при которой каждый об-ся с тем или иным отклонением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности психического и физического развития.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются:
— первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие
-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы
— возрастные и индивидуальные особенности
— создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.
— особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым обучающимся.
Для некоторых категорий детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.
Дифференцированный и индивидуальный подходы осуществляются на уроках теоретического обучения и при проведении учебной практики. Так, при организации закрепления и контроля знаний обучающихся предусматриваются задания разного уровня сложности и объема. При оценивании слабых обучающихся не столько учитываю качество выполнения заданий, сколько сам факт их выполнения, т.к. для некоторых обучающихся самостоятельно сделать даже несложное задание — это уже достижение.
Во время учебной практики часто организую работу в парах: сильный и слабый обучающийся, т.к. менее способные ребята стараются равняться на более сильных одногруппников, выполнять задания быстрее и качественнее, и к концу учебного года демонстрируют практические навыки на приемлемом уровне.
Большую роль в деятельности педагогов играет взаимодействие с родителями.
Семья — домашний очаг, где ребенка всегда любят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность, в том числе и ребенка, оценивают не по его росту, цвету глаз, длине рук или ног, а по его человеческим качествам.
Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребенке ЧЕЛОВЕКА.
Появление в семьях детей с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с переживаниями родителей и близких родственников. Поэтому помощь такой семье заключается в активном воздействии на взрослых с целью изменить позиции в отношении к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.
Помощь родителям со стороны мастера производственного обучения заключается в
привлечении родителей к учебно-образовательному процессу;
формировании интереса к процессу развития;
демонстрации родителям возможностей существования «маленьких», но очень важных для их ребенка достижений;
поиска творческих подходов к обучению;
коррекция взаимоотношений родителей с ребенком, характеризуемых как гиперопека (чрезмерная забота о детях, выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам) или гипоопека (ребенок оказывается, предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы), к оптимальным взаимоотношениям, уважающим личность ребенка и предоставляющим ребенку соответствующую его возможностям самостоятельность;
расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком;
Методы работы с родителями детей с овз:
формирование родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей;
принцип выбора приоритетов в развитии задатков и способностей ребенка с отклонениями в развитии;
принцип формирования навыков нормативного поведения;
формирование адекватных способов взаимодействия с ребенком и другие;
Формы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи.
Задержка психического развития может быть сглажена или полностью преодолена, если коррекционный процесс не ограничивается рамками обучения, а продолжается для обучающегося в домашних условиях.
Родители должны отказаться от иждивенческой позиции, должны проникнуться мыслью о том, что только они, а не кто-то другой, в ответе за будущее ребенка.
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и образовательных учреждений является развитие диалогового партнерского взаимодействия, включение родителей (законных представителей) в жизнь образовательного учреждения.
В первые же дни работы с обучающимися обмениваюсь с родителями необходимой информацией, составляю представление о семье каждого ребенка, обсуждаю все особенности обучающегося, проблемы, причем настаиваю на встрече с родителями, очном общении, которое организуется на родительском собрании в сентябре и продолжается систематически в течение всего периода обучения. Уверена, что если мастер продемонстрировал заинтересованность в успехах каждого обучающегося, проявил искренность и открытость к общению, родители всегда откликнуться и будут готовы к взаимодействию. Только такое сотрудничество может привести к желаемому результату по окончании обучения.
1. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б. А. Архипов, Е. В. Максимова. Издательство: Диалог-МИФИ
2. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство: Речь, 2005, с. 477.
4. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.