индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике

Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

· Индуктивный метод обучения.

· При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом: При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:

ПреподавательУчащийся
1 вариант2 вариант
Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера.
индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть картинку индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Картинка про индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть картинку индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Картинка про индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике
2 варианты2 вариант
Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

· Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

· Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный метод обучения.

· При использовании дедуктивного метода обучения, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:

ПреподавательУченик
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них.

· Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

· Так для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношения формы и значения слова. Поскольку эти общие основы связи можно выразить в форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.

· К этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, следственного синтеза, учебной аналогии, выявление причинно-следственных связей.

Источник

Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

Индуктивный метод.При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом: При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:

ПреподавательУчащийся
1 вариант2 вариант
Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера.
2 варианты2 вариант
Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный метод. При использовании дедуктивного метода, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:

ПреподавательУченик
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них.

Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Так для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношения формы и значения слова. Поскольку эти общие основы связи можно выразить в форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.

Источник

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает вьибор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
(. ) Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
(. ) Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.
Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Например, таким образом могут быть изучены газовые законы Бойля—Мариотта и Гей-Люссака, которые являются следствием из общего уравнения состояния идеального газа. Таким же методом могут быть изучены следствия, вытекающие из молекулярно-кинетической, электронной и других теорий.
В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий. Так, для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для школьной грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношение формы и значения слова. Поскольку эти общие связи можно выразить в виде моделей (формул, графических схем), то школьников учат использовать эти модели. Такой подход позволяет ученикам раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала начальной школы. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода нельзя успешно подготовить школьников к трудовой деятельности, к проведению опытов, доступных исследований лабораторного типа.
Как видно из характеристики деятельности преподавателя и учеников, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о репродуктив-но или поисково построенной практической работе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.
Заметим, что мы ограничили перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления причинно-следственных связей и др.

Источник

Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии — Методы специального образования

Принципы специального образования в образовательном процессе исправительного учреждения реализуются соответствующими методами и приемами, а также образовательными технологиями.

Специальная педагогика различает специальные образовательные технологии, методы преподавания и обучения и методы воспитания в процессе формирования личности с особыми образовательными потребностями.

В современных условиях в педагогическом сознании сложилась устойчивая концепция образования, развития и социализации молодого человека как процесса его воспитания, в которой неразрывно сочетаются обучение и воспитание. Разделение методов обучения и методов воспитания в данном случае сделано искусственно, правомерно, с целью анализа различных аспектов специального образовательного процесса. Поэтому правомерно использовать термин «педагогическая (образовательная) технология» как интегрирующий термин для обозначения различных видов образовательного взаимодействия педагога и учащихся. «Под педагогической технологией следует понимать последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное внедрение в практику ранее разработанного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех». В этом контексте можно говорить о специальных педагогических технологиях развития и обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемых в специальных образовательных технологиях.
Особенности основных методов специального образования.

Одним из наиболее эффективных и широко используемых методов организации познавательной деятельности учащихся является анализ ситуаций. Метод анализа ситуаций развивает способность анализировать неполитизированные жизненные и рабочие задачи. Столкнувшись с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она заключается, определить свое отношение к ситуации.

2.Ролевая игра — это игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными особенностями:

Игровое проектирование продуктивности — это активный метод обучения, характеризующийся следующими особенностями:

Метод игрового проектирования производства значительно интенсифицирует изучение учебных дисциплин и делает его более эффективным за счет развития у обучающегося навыков проектной деятельности. В будущем это позволит ему более эффективно решать сложные методологические проблем.

индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть картинку индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Картинка про индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике

Методы специального образования

Психолого-педагогические способы содействия образованию и развитию человека с ограниченными возможностями здоровья образуют систему методов специального образования.

Методы обучения. Дидактика специального образования использует как общепедагогический арсенал методов и приемов обучения, так и свои специфические для каждой категории учащихся с особыми образовательными потребностями методы и приемы коррекционно-педагогической работы, которые являются оригинальными образовательными технологиями.

Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальным образованием особым образом, что предусматривает специальный подбор и сочетание методов и приемов, которые более других отвечают особым образовательным потребностям учащегося и специфике работы в пенитенциарной системе и педагогической работы с ним; предусматривается также специальная реализация этого сочетания методов. Общепедагогические методы используются не изолированно, а всегда в необходимом сочетании друг с другом. Важна взаимодополняемость методов. Так, на начальном этапе обучения объяснению нового материала ведущими методами могут быть наглядные и практические, с элементами устных объяснений или бесед. В более поздние годы вербальные методы могут стать ведущими и дополняться визуальными и практическими методами.

В специальном образовании для достижения максимального коррекционно-воспитательного эффекта почти всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов. Сочетания таких комбинаций и их уместность в конкретной образовательной ситуации и определяют специфику процесса специального образовании.

Методы обучения. В специальном образовании образовательный процесс протекает в сложных условиях: необходимо не только решить обычные образовательные задачи, исходя из ограниченных возможностей учащихся, но и обеспечить удовлетворение специальных образовательных потребностей применительно к каждой категории лиц с нарушениями развития, сформировать социальные, в том числе коммуникативные, поведенческие и другие навыки, личностные качества, отсутствующие в силу первичных или более поздних отклонений в развитии. Обучение ведется индивидуально, с учетом всех особенностей развития каждого ребенка. Воспитание в системе специального образования неотделимо от специального обучения, коррекционной работы, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями и классификацию методов обучения, принятую в общей и специальной педагогике, рассмотрим три их основные группы, которые в разной степени и в разных сочетаниях используются в специальном образовании:

Информационные методы (беседа, консультация, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей среды, в том числе личный пример учителя, выездные экскурсии, встречи и т.д.;).

Практически активные методы — привыкание, упражнения, учебные ситуации, игры, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы, такие как арт-терапия (лечебно-воспитательная помощь через искусство), иппотерапия (лечебно-воспитательная помощь через верховую езду) и т.д.;

Поощрительные и оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, выговор, наказание).

Как и методы обучения, методы воспитания детей с нарушениями развития, во-первых, имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в значимых сочетаниях как друг с другом, так и с методами обучения, часто будучи встроенными в ту или иную специальную образовательную технологию.

Выбор и состав методов обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и тяжестью нарушений развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, вовлечением семьи в образовательный процесс.

В качестве примера рассмотрим специфику внедрения некоторых методов обучения в систему специального образования.

Формы организации специального обучения

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Психологические особенности восприятия младших школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных методов обучения. Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам такого изучения. В педагогическом процессе важно обеспечить достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов наблюдения и изучения объектов, закрепления используемых при этом словесных средств.

Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами. Я.А. Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают. В условиях специального образования детей младшего возраста с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение: для развития сенсомоторного и социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для ребенка. В данном случае целесообразно говорить не о простой комбинации методов, а о специальной коррекционно-образовательной технологии.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимулирования учения. Несмотря на то что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника и является творческой целенаправленной деятельностью, ее использование в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы.

Основные группы методов

Из них можно выделить три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени контроля над учебной деятельностью

Источник

Индукция и дедукция в педагогической системе

Метод индукции – это метод размышлений и сопоставления представлений в движении от личных к общественным, от конкретного к абстрактному, от разности к единству. Здесь упражняются чувства, здесь педагогом организуется воздействие на чувства, чтобы рождающемуся обобщению (общему, понятию) было на что «опереться»: педагог яркими рассказами или вопросами будит чувственные воспоминания и ассоциации ребенка. Метод дедукции – от общего к частному, от общественного к личному, от абстракции к конкретному, от единства к разности. Здесь тренируется разум, логическая способность следования, вывода, прогнозирования на основе знания законов. Здесь педагог может назвать закон, а дети приводят примеры, как он действует. «Путь через единицу к бесконечности и исследование единицы через бесконечность» [9, с. 12] – есть методиндукции и дедукции по СТИ. «Через сознание к подсознанию, и через подсознание – к сознанию» [там же], эти два метода применяются вместе. Главное, научить человека смотреть одновременно «двумя глазами истина ищется этими двумя началами» [там же]. В результате мы учимся мыслить множество. Так идет «работа методом, приемом взаимосвязей, методом обратной взаимосвязи и решаются задачи организации внимания, воспитания чувства и пробуждения сознания» [там же]. «Так как мир состоит из разностей как целое – из частей, то, чтобы познать его в целом, надо исследовать части. Анализ является основным, первым методом познания» [там же]. Для этого мы используем точки: как они рождаются, размножаются, живут, умирают, родятся вновь, проходя этапы эволюций своей судьбы. Точки являются моделями стержневых явлений и структур данного единого, конкретного движения, которое таким образом исследуется разумом и чувством. Исследовав разность, мы должны вернуться к единству, и тогда мы исследуем, как разные точки организуют единое поле деятельности, системы, семьи и т.д. «Единство разностей» и «разность единства» – это как бы два глаза, которыми должен научиться смотреть одновременно человек» [2, с.25]. В категориях теории познания можно сказать, что этими глазами являются методы индукции и дедукции. Человек все время это делает – применяет метод индукции и дедукции (от общего – к частному, от частного – к общему), чтобы иметь целостную картину о каком-то объекте. Когда мы будем это понимать, мы будет выстраивать урок более целенаправленно и осознанно и применять метод индукции и дедукции по назначению. Без использования этих основополагающих методов мышления тренинг получается не полным. Например, мы даем детям задания «наблюдать», но не даем задание сделать общий вывод (индукция). Также следует давать задания на дедукцию (нахождение примеров, подтверждающих какое-то общее правило). В результате работы методом индукции и дедукции дети действительно учатся мыслить и творить, и это – созидательное, умное творчество, а не выплескивание своих случайных, сумбурных идей (утверждение хаоса).

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Смотреть картинку индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Картинка про индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике. Фото индуктивные и дедуктивные методы обучения в педагогике

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *