информационно деятельностная модель обучения
Информационная и информационно-деятельностная модель обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
Информационные и информационно-деятельностные модели обучения
Выполнила: студентка 2 курса 07581с группы
Проверила: Жалнина О.Л
Оглавление
Введение
Смена педагогической парадигмы, наблюдаемая в настоящее время, требует подготовки специалистов с двойной компетенцией: с одной стороны, жестко связанной с профессией, а с другой – способной осваивать и использовать современные информационные и коммуникационные технологии при выполнении практических задач, решении специализированных проблем, возникающих в различных областях профессиональной деятельности.
§1. Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей обучения
Классическая информационная модель обучения с консервативно-просветительской парадигмой ориентирована на передачу твердых и глубоких классических знаний. Эта модель образования распространена в России и включает следующие уровни:
– передача информации, составляющей содержание учебных предметов;
– подготовка по отдельным предметам, передача специализированных знаний;
– персонализация, то есть моделирование ситуации самоопределения посредством создания и воплощения авторских курсов, мастерских, лабораторий без нарушения основной модели
Всякое усвоение знаний базируется на постижении определенных действий, овладев которыми обучаемый может усваивать знания самостоятельно, используя различные источники информации.
Основной тезис информационно-деятельностного подхода – научиться должным образом усваивать и перерабатывать полученную информацию. На основании этого подхода мы выдвинули понятие «информационно-деятельностная модель обучения». Это такая модель, в которой не только устанавливаются логические связи между разделами и темами внутри них, но и выделяются наиболее обобщенные универсальные учебные (или профессиональные) действия.
§2. Парадигмы, положенные в основу информационных и информационно-деятельностных моделей обучения
Приведем примеры парадигм:
1.Поисковая (сетевая) модель обучения с творческой личностно-ориентированной парадигмой опирается на открытость и доступность образования для разных потребителей, на информационные порталы и базы данных, на обеспечение доступа через Интернет к банкам данных. Данная модель рассчитана на развитие у обучаемых навигационных компетенций, на умение взаимодействовать в «диалоге культур». При этом основным образовательным ресурсом становится способность самостоятельно находить знания, овладевать умениями и навыками, а также передавать, преобразовывать полученную информацию в новые знания.
2.Модель открытого образования представляет собой систему организационных, педагогических, информационных и коммуникационных технологий, основанных на обеспечении процесса индивидуального обучения на основе свободного выбора учащимися содержания образования, конечного результата, способов деятельности для его достижения.
3.Модель дистанционного обучения (ДО) представляет собой модель обучения, основанную на образовательном взаимодействии находящихся на удаленном расстоянии друг от друга педагогов и учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий. Хотя ему присущи все компоненты традиционного учебного процесса, характерными признаками дистанционного обучения являются гибкость, адаптивность, модульность, интерактивность, координирование, контролирование, выбор технологий.
4.Кейсовая модель обучения. Кейсовая (кейс-технология, портфельная) технология представляет собой дистанционную образовательную технологию, основанную на предоставлении обучаемым информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов), предназначенных для самостоятельного изучения. Кейс (портфель) – четко структурированный и соответствующим образом скомплектованный пакет учебно-методических материалов, который пересылается учащемуся для самостоятельного изучения любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Последующие периодические консультации с преподавателями (тьюторами или инструкторами) проводятся в учебных центрах или на базе сети образовательных учреждений [6].
§3. Преимущества использования ИКТ в учебном процессе
Например, лекции могут проводиться синхронно и асинхронно, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекций можно использовать телевидение. Компьютерные видеоконференции позволяют проводить индивидуальные занятия, а при наличии проекционной техники –фронтальное обучение. При использовании интернета появляется такая форма, как сетевая «электронная» лекция –сетевой гипертекстовый учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела [4]. При проведении практических занятий и лабораторных работ в компьютерных классах можно использовать разные формы обучения:
– решение на компьютере конкретных задач: поиск, обработка, моделирование, обоснование выводов (лабораторные работы, практические занятия);
– обсуждение результатов исследований с использованием видео и телеконференций (семинары);
– виртуальные лабораторные практикумы и демонстрационные эксперименты, обеспечивающие активные формы учебного процесса и имитационные режимы работы без использования дорогостоящего оборудования;
– контроль усвоения материала (тестирование, зачеты, экзамены) и др. информационные и коммуникационные технологии позволяют использовать в процессе обучения электронные библиотеки и медиатеки как средства накопления и распространения информационных, методических и других ресурсов.
В состав электронных библиотек входят тематические базы обучающих, справочных, иллюстрированных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через глобальные сети. Под медиатеками подразумевают интегрированные библиотеки или центры учебных ресурсов, предоставляющие пользователям все виды изданий: печатные (книги, периодические издания), аудиовизуальные (видеокассеты), электронные (на CD и DVD-дисках).
Вывод
Итак, в педагогической практике имеет место применение как информационной модели обучения, так и информационно-деятельностной, определение которой дано на основании информационно-деятельностного подхода. Показана возможность смешанного применения обеих моделей, что зависит от организационно-педагогических условий обучения.
Список литературы
2.Вержбицкий, В.В.Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / В.В. Вержбицкий, В.Г. Кинелев, В.С. Меськов, В.И. Овсянников, С.А. Щенников. – М.: Госком-вуз, 1995. – 215 с.
3.Киселев, Г.М. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Г.М. Киселев. – М.: Б.и., 2009. –176 с.
4.Киселев, Г.М. Информатика: учебно-методическое пособие / Г.М. Киселев. – М.: Б.и., 2005. – 29 с.
5.Киселев, Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении: учебно-методическое пособие / Г.М. Киселев. – М.: Б.и., 2007. – 35 с.
6.Теплая,Н.А. Структура процесса формирования информационной культуры студентов – будущих инженеров в техническом вузе / Н.А.Теплая, А.А.Червова //Наука и школа. – 2010. – No6. – С. 51–53.
7.Теплая,Н.А. Сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе технического вуза / Н.А.Теплая, А.А.Червова //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – No 1 (77). Ч. 2. –С. 168–172.
Презентация: информационная и информационно-деятельностная модели обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Информационные и информационно-деятельностные модели обучения
Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей обучения
Парадигмы, положенные в основу информационных и информационно-деятельностных моделей обучения
Преимущества использования ИКТ в учебном процессе Разнообразие форм обучения(например: электронная лекция, телеконференции, виртуальные практикумы);
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: ДБ-602100
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании
Информационные и информационно-деятельностные модели, используемые в современном образовании Базовые модели обучения Классическая модель обучения Поисковая (сетевая) модель Открытое образование Дистанционное обучение
Классическая модель обучения Ориентирована на передачу твердых и глубоких классических знаний.
Уровни классической модели обучения передача информации, составляющей содержание учебных предметов предметная подготовка, специализация знаний персонализация, т. е. создание ситуаций самоопределения через разработку и внедрение авторских курсов, мастерских, лабораторий без нарушения базовой модели
Поисковая (сетевая) модель Данная модель рассчитана на развитие у обучаемых навигационных компетенции, на квалифицированное умение работать в системе «диалога культур». Здесь главным образовательным ресурсом становятся не столько знания, сколько способность добывать их, передавать, отфильтровывать, превращать в новый тип знаний.
Открытое образование Открытое образование предполагает: реализацию прав граждан на образование с учетом их интересов и свободного развития своей индивидуальности; самостоятельный выбор тех учебных заведений, форм и способов учебы, которые соответствуют интересам и потребностям обучаемого; доставку знаний за короткое время и в нужное место с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности электронной почты, Всемирной сети (www), кейс-технологий.
Дистанционное обучение Дистанционное обучение — это преимущественно самостоятельная познавательная деятельность обучаемого при его взаимодействии с педагогом на расстоянии с использованием информационно-образовательной среды, включающей информационно-телекоммуникационные технологии и их технические средства.
Применений средств ИКТ ведение делопроизводства; ведение кадровых дел сотрудников; ведение личных дел обучаемых; составление расписания; тестирование, диагностика, контроль; учет успеваемости; информационно-методическое обеспечение; информационное взаимодействие в локальных и глобальных сетях
Два принципа автоматизации управления учебно-воспитательным процессом принцип «первого руководителя»; создание необходимой восприимчивости инженерно-педагогических работников к широкому использованию компьютеров в обучении, воспитании и управлении
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-605420
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Информационные и информационно-деятельностные модели обучения
Лекция 6
Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей обучения
Информационные и информационно-деятельностные модели обучения
В настоящее время выделяют следующие базовые информационные и информационно-деятельностные модели обучения.
Классическая модель обучения ориентирована на передачу твердых и глубоких классических знаний. Эта модель образования распространена в России и включает следующие уровни:
· передача информации, составляющей содержание учебных предметов;
· предметная подготовка, специализация знаний;
· персонализация, т. с. создание ситуаций самоопределения через разработку и внедрение авторских курсов, мастерских, лабораторий без нарушения базовой модели.
Поисковая (сетевая) модель опирается на открытость и доступность образования для разных потребителей, на информационные потоки, банки данных и обеспечение доступа к ним через Интернет. Данная модель рассчитана на развитие у обучаемых навигационных компетенции, на квалифицированное умение работать в системе «диалога культур». Здесь главным образовательным ресурсом становятся не столько знания, сколько способность добывать их, передавать, отфильтровывать, превращать в новый тип знаний.
Открытое образование — система организационных, педагогических и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процесс индивидуального обучения на основе свободного выбора учащимися содержания образования, конечного результата, способов деятельности для его достижения.
Необходимость развития данной модели образования в современном обществе обусловлена рядом факторов:
• глобализацией образования и развитием образовательных систем открытого типа;
• модернизацией российской системы управления в соотетствии с интеграцией в общеевропейское образовательное пространство (Болонский процесс);
• внедрением информационно-коммуникационных технолоий в процесс традиционного и дистанционного обучения;
• увеличением масштабов массового централизованного тестирования на основе Единого государственного экзамена и Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО-тестирование);
• разработкой новых государственных образовательных
стандартов высшего профессиональней образования (ВПО),
которые закладывают компетентные подходы к обучению и по-новому ставят проблему управления качеством подготовки специалистов.
Открытое образование предполагает.
· реализацию прав граждан на образование с учетом их интересов и свободного развития своей индивидуальности;
· самостоятельный выбор тех учебных заведений, форм и способов учебы, которые соответствуют интересам и потребностям обучаемого;
· доставку знаний за короткое время и в нужное место с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности электронной почты, Всемирной сети (www), кейс-технологий.
Дистанционное обучение(ДО) представляет собой модель обучения, основанную на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Хотя ему присущи все компоненты традиционного учебного процесса, характерными признаками дистанционного обучения являются гибкость, адаптивность, модульность, интерактивность, координирование, контролирование, выбор технологий.
В настоящее время используется также смешанное обучение, представляющее собой сочетание сильных сторон традиционного обучения с преимуществами инновационных образовательных технологий.
Информационный и информационно-деятельностный подходы в обучении
Содержимое разработки
Этот подход в организации образовательного процесса, ставящий в центр внимания логику информации, и называется информационным подходом к обучению. В этом случае знание трактуется как самоценное и самодостаточное; оно хорошо само по себе, безотносительно к тому, какую роль оно играет в деятельностной структуре индивидуального сознания. Из этой установки следует, что образовательный процесс тем лучше, чем больше знаний он сумеет внедрить в учащегося. При этом предполагается, что знание пребывает в сознании учащегося, а не функционирует в нем.
Современное состояние общества, растущая функциональная неграмотность свидетельствуют о том, что этого оказывается недостаточно. Поэтому современное образование ориентируется на такое усвоение знаний, когда учащиеся смогут воспользоваться или, применить полученные знания на практике в жизненных ситуациях.
Поэтому второй подход в организации образовательного процесса заставляет связывать знание с той ролью, которое оно выполняет в деятельностной структуре индивидуального сознания. Знание не есть нечто самоценное. Знание приобретает ценность только тогда, когда оно имеет деятельностный характер. Поэтому в каждом фрагменте образовательного процесса должна присутствовать и логика информации и логика деятельности. Такой подход в обучении и называют информационно-деятельностным подходом.
Любые образовательные концепции требуют для своей реализации создания определенной системы деятельности. Обычно их называют методическими. Но если они задаются в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с целью получения гарантированного результата, то их именуют технологиями. Те виды образовательных, обучающих технологий, которые применяют в учебном процессе, и называют педагогическими технологиями.
До сих пор проблема различия понятий «технология» и «методика» является дискуссионной. Тем не менее, идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений и не предполагает гарантированности достижения цели, а значит, не обладает высокой инструментальностью.
Для традиционных педагогических технологий характерна авторитарность, направленность на формирование личности под воздействием педагога, всей системы обучения и воспитания. Для нетрадиционных педагогических технологий (их еще называют активными и интенсивными) характерны активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, диалогичность, проблемность обучения; они направлены на раскрытие потенциала личности. Сегодня предмет педагогической технологии в самом общем виде — это область знания, охватывающая сферу практических взаимодействий преподавателя и слушателя в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации и алгоритмизации приемов обучения.