информационно рецептивный метод обучения это

Информационно-рецептивный метод( обучения)

Смотреть что такое «Информационно-рецептивный метод( обучения)» в других словарях:

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения — объяснительно иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к ром учитель сообщает готовую информацию, а уч ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции,… … Российская педагогическая энциклопедия

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД — обучения, объяснительно иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к ром учитель сообщает готовую информацию, а уч ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции … Российская педагогическая энциклопедия

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД обучения — (от франц reproducuon воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий P м называют также инструктивно репродуктивным, т к непременная черта этого… … Российская педагогическая энциклопедия

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает… … Педагогический терминологический словарь

Лернер, Исаак Яковлевич — Лернер Исаак Яковлевич Дата рождения: 4 апреля 1917(1917 04 04) Место рождения: Деражня, Украина Дата смерти: 1 марта 1996(1996 03 01 … Википедия

Источник

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения

объяснительно-иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к-ром учитель сообщает готовую информацию, а уч-ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции, объяснения, с помощью печатных пособий (учебник, уч. пособие и т. д.), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практич. показа способов деятельности (способ решения задачи, доказательства теоремы, демонстрация способа работы на станке и др.).

И.-р. м. обучения — один из наиб. экономных способов передачи обобщённого и систематизир. опыта человечества; может применяться почти на любом типе уч. занятий и при объяснении самого разного материала; эффективность его проверена многовековой практикой. В совр. условиях создана возможность для концентриров. передачи информации совр. техническими средствами обучения (ТСО), кино и телевидением.

В связи с расширением знаний по физике, химии, математике в шк. образовании возрастает роль символич. изображений — формул, графиков, к-рые в динамичной форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на кино- и телеэкране. Наряду с ТСО в школе применяется демонстрация объёмных макетов, действующих моделей. Но характер познават. деятельности при всех средствах обучения один — осознанное восприятие готовой, дающей необходимые ориентиры информации. Без этого метода нельзя обеспечить усвоение нового уч. материала, однако применять его следует в сочетании с др. методами обучения. Способствуя накоплению у учащихся знаний, умений и навыков, И.-р. м. не обеспечивает необходимого уровня усвоения, в частности развития их творческих способностей. (Последняя цель достигается методами проблемного обучения). И.-р. м. служит для этого предпосылкой.

Лит.: Лернер И. Я., Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М.; Зорина Л. Я., Слово учителя в уч. процессе, М., 1984. И. Я. Лернер.

Полезное

Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения» в других словарях:

Информационно-рецептивный метод( обучения) — объяснительно иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Один из наиболее экономных способов… … Педагогический терминологический словарь

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД — обучения, объяснительно иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к ром учитель сообщает готовую информацию, а уч ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции … Российская педагогическая энциклопедия

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД обучения — (от франц reproducuon воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий P м называют также инструктивно репродуктивным, т к непременная черта этого… … Российская педагогическая энциклопедия

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает… … Педагогический терминологический словарь

Лернер, Исаак Яковлевич — Лернер Исаак Яковлевич Дата рождения: 4 апреля 1917(1917 04 04) Место рождения: Деражня, Украина Дата смерти: 1 марта 1996(1996 03 01 … Википедия

Источник

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД

И.-р. м. обучения — один из наиб, экономных способов передачи обобщённого и систематизир. опыта человечества; может применяться почти на любом типе уч. занятий и при объяснении самого разного материала; эффективность его проверена многовековой практикой. В совр. условиях создана возможность для концентриров. передачи информации совр. техническими средствами обучения (ТСО), кино и телевидением.

В связи с расширением знаний по физике, химии, математике в шк. образовании возрастает роль символич. изображений — формул, графиков, к-рые в динамичной форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на кино- и телеэкране. Наряду с ТСО в школе применяется демонстрация объёмных макетов, действующих моделей. Но характер познават. деятельности при всех средствах обучения один — осознанное восприятие готовой, дающей необходимые ориентиры информации. Без этого метода нельзя обеспечить усвоение нового уч. материала, однако применять его следует в сочетании с др. методами обучения. Способствуя накоплению у учащихся знаний, умений и навыков, И.-р. м. не обеспечивает необходимого уровня усвоения, в частности развития их творческих способностей. (Последняя цель достигается методами проблемного обучения). И.-р. м. служит для этого предпосылкой.

Лит.: Лернер И. Я., Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М., 19822; Зорина Л. Я., Слово учителя в уч. процессе, М., 1984. И. Я. Лернер.

Полезное

Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД» в других словарях:

Информационно-рецептивный метод( обучения) — объяснительно иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Один из наиболее экономных способов… … Педагогический терминологический словарь

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения — объяснительно иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к ром учитель сообщает готовую информацию, а уч ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции,… … Российская педагогическая энциклопедия

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД обучения — (от франц reproducuon воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий P м называют также инструктивно репродуктивным, т к непременная черта этого… … Российская педагогическая энциклопедия

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПСИХОТЕРАПИИ — Аудиовизуальные технические системы обеспечивают запись или воспроизведение одновременно звуковых и зрительных образов. С их помощью визуальные сообщения в контексте музыкального или речевого сопровождения предъявляются на экране… … Психотерапевтическая энциклопедия

Лернер, Исаак Яковлевич — Лернер Исаак Яковлевич Дата рождения: 4 апреля 1917(1917 04 04) Место рождения: Деражня, Украина Дата смерти: 1 марта 1996(1996 03 01 … Википедия

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает… … Педагогический терминологический словарь

Источник

Информационно-рецептивный метод обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «метод обучения»

Метод обучения – это совокупность приемов, направленных на повышение эффективности процесса и результатов обучения.

Каждый метод обучения представлен комплексом специально подобранных и взаимосвязанных приемов, в зависимости от поставленных дидактических задач, содержания и направления обучения.

В настоящее время методы обучения подразделяются в зависимости от оказываемого ими влияния на развитие и становление личности ребенка. Одним из наиболее популярных методов обучения является информационно-рецептивный метод. Это связано с тем, что данный метод основан на взаимосвязи между деятельностью педагога и учащегося. Совместная деятельность позволяет использовать разнообразные способы обучения, с целью четкой, конкретной и образной передачи знаний учащимся, их осознание и усвоение.

Информационно-рецептивный метод обучения – один из наиболее эффективных и экономных методов передачи систематизированных и обобщенных учебных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

С помощью информативно-рецепторного метода могут быть усвоены знания только на уровне осознанного восприятия и запоминания.

Современное понимание информационно-рецептивного метода обучения

Информационно-рецептивный метод обучения является универсальным методом обучения и может быть использован практических при любом типе учебных занятий, для объяснения любого вида учебного материала. Эффективность данного метода доказана обширной практикой применения. В настоящее время информационно-рецептивный метод значительно расширен за счет современных информационных и технических средств передачи информации.

Использование информационно-рецептивного метода обучения в современных образовательных организациях продиктовано тем, что значительно расширяются знания в различных областях науки и техники, в связи с чем, возрастает необходимость передачи большего объема учебной информации. Передача учебной информации традиционными методами становится все затруднительнее, так как сложно большой объем передать посредством изображения на доске, педагогам приходится прибегать к использованию современных технологий. Данные новшества коснулись и информационно-рецептивного метода. Если ранее его реализация достигалась посредством словесного объяснения педагога и графического изображения части информации в виде графиков, таблиц, формул и т.д. на учебной доске или плакате, то в настоящее время реализация метода осуществляется посредством словесного выступления педагога, сопровождаемого мультимедийными средствами (презентации, демонстрация электронных моделей, фильмов и т.д.). Все это позволяет не просто устно передать необходимую информацию, но и продемонстрировать ее наглядно, что позволяет обеспечить необходимый уровень усвоения нового учебного материала.

Готовые работы на аналогичную тему

Информационно-рецептивный метод может быть использован как в «чистом» виде, так и в сочетании с другими методами обучения, в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Таким образом, информационно-рецептивный метод обучения направлен на усвоение учащимися новых знаний, а также способствует накоплению необходимых умений и навыков.

Содержание информационно-рецептивного метода обучения

Информационно-рецептивный метод обучения предполагает совместную деятельность педагога и учащихся в рамках образовательного процесса.

Содержание данного метода представлено деятельностью педагога, а именно реализуемыми им приемами и способами работа с учащимися, в виде коммуникации:

Устное монологическое слово педагога:

Печатный текст – использование учебной, методической, справочной, документальной и художественной литературы, содержащей необходимую учебную информацию по дисциплине или предмета. Может быть изучена совместно с педагогом, либо в рамках самостоятельной работы.

Наглядные пособия – использование педагогом различного рода наглядностей, необходимых для усилия восприятия учебной информации. Наглядные пособия обязательно должны сопровождаться словесными пояснениями. При использовании наглядностей педагогу следует помнить, что они лишь вспомогательное средство, а не основное. В качестве наглядностей, в рамках информационно-рецептивного метода, могут быть использованы макеты, иллюстрации, таблицы, графики, мультимедийные лекции и презентации, репродукции и т.д.

Произведения искусства – по своему информационному содержанию и назначению в учебном процессе могут быть отнесены к наглядностям. Однако они являются не дополнением, а основой передачи информации. Могут быть использованы картины, скульптуры, музыкальные произведение, танцы, театральные постановки и т.д.

Таким образом, информационно-рецептивный метод требует разных средств (словесных, наглядных, практических) и форм проявления (говорения и слушания, показа и смотрения), но всегда его дидактическая сущность одна – предъявление готовой информации педагогом и осознанное восприятие и запоминание учащимися.

Источник

Деятельность преподавателя и учащегося при различных методах обучения

Разделы: Физика

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение поставленных целей.

Хотелось бы обратить внимание молодых преподавателей на известные методы обучения и помочь посмотреть со стороны на результативность часто применяемых на практике методов. Труднее, конечно, включить обучающихся в активную познавательную деятельность. Несомненно легче самому всё сделать.

Итак, перед Вами таблица, составленная по классификации методов обучения, предложенной И. Я. Лернером в книге «Дидактические методы обучения». – М.: Педагогика, 1999.

Метод обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результат обучения

1. Предъявление информации в готовом виде

2. Организация действий обучающегося с объектом изучения

1. Восприятие знаний

2. Осознание знаний

3. Произвольное запоминание

Образовательные цели урока и цели урока по развитию не достигнуты

1. Составление и предъявление задач на вопроизведение знаний и способ умственной и практической деятельности

2. Руководство и контроль за выполнением

1. Актуализация и воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (преподаватель, книга, TV )

2. Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера заданий)

1. Цели урока не достигнуты

2. Информация о способах деятельности передаётся в готовом виде

3. Формируется потребительский стиль мышления

2. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач

2. Осознание знаний и проблемы

3. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения

4. Запоминание, в значительной степени непроизвольное

1. Цели достигнуты в основном

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Формируется нестандартность мышления, но стихийно

1. Постановка проблемы

2. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач

1. Восприятие заданий

2. Осмысление условий задачи

3. Актуализация знаний о путях решения аналогичных задач

4. Самостоятельное решение части задачи

5. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов

6. Непроизвольное запоминание хода решения и его самостоятельная мотивировка

1. Цели достигнуты в основном

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Развивается логическое и диалектическое мышление, но стихийно

1. Составление и предъявление проблемных задач для поиска решения

2. Контроль за ходом решения

1. Воспроизведение проблемы или самостоятельное усложнение проблемы

2. Осмысление условий задачи

3. Планированеи этапов исследования (решения) на каждом этапе

4. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения

5. Преобладание непроизвольного запоминания

6. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов

1. Цели урока достигнуты в основном с учётом недостатков метода

2. Передача знаний в готовом виде отсутствует

3. Формируется самостоятельное логическое мышление

4. Происходит формирование прочных, осознанных знаний, но в большей степени стихийно

Схема метода обучения в сознании преподавателя

Итак, преподаватель ставит перед собой определённую цель, которая обуславливает его деятельность наличными у него средствами. Деятельность и цели преподавателя приводят к появлению цели обучающихся, определяющей их деятельность наличными у них средствами.

Иногда деятельность преподавателя непосредственно определяет деятельность обучающегося, помимо осознания им цели своей деятельности, то есть воздействует на на подсознание, эмоции помимо воли и сознания обучающихся. Действия и средства обучающегося определяют объективные внутренние, психологические принципы, ведущие обучающегося к достижению цели, то есть к усвоению содержания, следовательно, изменению своей личности.

В результате совместной деятельности получаем необходимый результат – достигаем цели урока.

Разрешите Вам представить схему, достаточно наглядную и ёмкую, которая изображает.

Метод как модель реализации деятельности обучения

Думаю, что проиллюстрировав методы обучения примером урока по физике на одну и ту же тему, можно сделать результаты обучения очевидными, продемонстрировав тем самым недостатки каждого метода обучения.

Решила остановиться на анализе урока по теме: «Электрический ток в вакууме».

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

Пример № 1. Информационно-репродуктивный метод обучения

1. Записывает тему урока на доске

Цель урока: дать знания о том, какова природа электрического тока в вакууме

Эффект можно проанализировать следующим образом. Обучающиеся старательно пытаются заучить по своим записям все необходимые определения и ответить на вопросы преподавателя на следующем уроке.

Эффект данного урока=0!

Многие преподаватели пользуются именно информационно-репродуктивным методом обучения.

Мало того, что у каждого обучающегося стихийно формируется определённый стиль мышления, который является потребительским.

2. Объясняет значение слова «вакуум».

3. Рассказывает, что разреженный газ превращается в проводник благодаря действию ионизатора. Если же газа мало и можно говорить о состоянии вакуума, то проводимость межэлектродного промежутка можно обеспечить только с помощью введённого в трубку источника заряженных частиц.

4. Рассказывает о явлении термоэлектронной эмиссии, об устройстве вакуумного диода.

4. Записывают определение

5. Схема диода, В-А-характеристика диода.

5. Зарисовывают схему и В-А-характеристику

Пример № 2. Репродуктивный и информационно-рецептивный методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

1. В ходе актуализации знаний необходимо выяснить условие существования электрического тока в цепи.

В ходе эвристической беседы обучающиеся приходят к вывод, что условием существования является наличие в цепи электрического поля и свободных носителей заряда.

Цель та же: дать знания о том, какова природа электрического тока в вакууме. Но можно достичь другого эффекта, чтобы обучающиеся получили большее удовлетворение, чем на уроке, построенном по принципу «изложение и запись на доске»

Обучающиеся проявляют большую активность, чем на предыдущем уроке.

Но информация о способах деятельности передаётся преподавателем в готовом виде, поэтому формируется потребительский стиль мышления.

Урок проведён репродуктивным и информационно-рецептивным методами обучения, которые практически не эффективны.

2. Демонстрация электронной лампы-баллона, из которого выкачан воздух.

4. Демонстрация основных частей диода

Смотрят, слушают, трогают

5. Чертит на доске схему диода

Перечерчивают в тетрадь

6. Демонстрация опытов, позволяющих обнаружить наличие тока в вакууме.

7. Объясняет, как создать в вакууме источник зарядов

Смотрят, зарисовывают схему электрической цепи в тетради

8. Демонстрация опыта по снятию В-А-характеристики диода

Зарисовывают схему опыта

Пример № 3. Частично-поисковый и эвристический методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Эффективность урока

Построение эвристической беседы

На этапе актуализации устанавливаем, что условием существования электрического тока в цепи является наличие в ней электрического поля, создаваемого источником тока, и носителем свободных электрических зарядов.

Цель урока: уже не просто дать знания в готовом виде о том, какова природа электрического тока в вакууме, а стимулировать мышление обучающихся путём самостоятельного активного поиска, выполнение обучающимися отдельных шагов по решению поставленной проблемы.

Поисковый стиль мышления формируется, но нельзя управлять при таком методе формированием мышления каждого обучающегося, многие из которых остаются вне поля зрения преподавателя.

Постановка проблемы: возможен ли электрический ток в вакууме?

Выдвижение гипотезы: в вакууме отсутствуют носители зарядов, следовательно, в вакууме тока быть не должно.

Чтобы в вакууме появился электрический ток, нужно поместить в него источник зарядов.

Высказанная гипотеза нуждается в экспериментальной проверке.

Демонстрация без комментариев и не называя имени электродной лампы.

Объясняет, что в этот стеклянный вакуумный баллон впаяны два металлических электрода.

Вводит условное обозначение диода.

Один обучающийся у доски, остальные в тетради рисуют схему электрической цепи, позволяющей обнаружить наличие (отсутствие) электрического тока в вакууме.

Следующий обучающийся по желанию собирает цепь на демонстрационном столе по предложенной товарищем схеме.

Наблюдение. Постепенное увеличение напряжения на электродах так и не приводит к появлению электрического тока. Таким образом, гипотеза подтверждена экспериментально.

Постановка следующей поисковой задачи.

Возможно ли, и если возможно, то каким образом создать в вакууме источник электрических зарядов?

При снятии В-А-характеристики диода можно поставить следующие поисковые задачи:

Чем вызваны изменения анодного тока?

Почему сила анодного тока относительно мала?

Должен ли анодный ток зависеть от температуры катода?

Формулируют совместно с преподавателем решение поисковых задач.

Итак, результаты обучения подчёркивают недостатки методов обучения. Преподаватель на протяжении всего урока ведёт обучающихся к результату, к выполнению цели, которая известна только преподавателю, хотя обучающиеся и проводят частичный поиск.

В настоящее время каждый преподаватель должен выбирать эффективные методы обучения с точки зрения образовательных результатов обучения, прописанных во ФГОС как метапредметные результаты, обеспечиваемые общеучебными умениями.

Я училась в этом году на дистанционных курсах Педагогического Университета «Первое сентября» по теме: «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС» и прочла замечательную цитату Н. Г. Чернышевского из книги 1856 года «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения»: «Образованным человеком называется тот, кто приобрёл много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, то невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб и тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной».

То есть любому из нас, коллеги, следует на каждом уроке вместе с обучающимися следовать логике структуры образовательных результатов ФГОС: обширные знания характеризуют предметные результаты, привычка мыслить – метапредметные и благородство чувств – личностные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *