информация о новоиерусалимском монастыре в подмосковье
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
1. Воскресенский собор
Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
2. Скит Патриарха Никона
Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.
3. Силоамская купель
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
4. Гефсиманский сад
Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
5. Башни монастыря
Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
6. Иордан
Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.
Дорога
Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.
От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.
Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.
Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.
Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.
Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин
Информация о новоиерусалимском монастыре в подмосковье
Покупка Патриархом Никоном села Воскресенского, с окрестными деревнями и пустошами, у тогдашнего его владельца стольника Романа Бобарыкина. Село было куплено в вотчину основанного ранее Патриархом Никоном Иверского монастыря.
Начаты работы для подготовки места строительства монастыря. Холм на котором теперь находится монастырь был очищен от леса, построена деревянная теплая церковь во имя Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и над этим рвом построена деревянная стена с восемью башнями. На башне над Святыми Вратами монастыря поставлен треугольный образ Воскресения Христова, написанный греческим письмом.
Патриарх Никон со всем освященным собором, в присутствии царя Алексея Михайловича освятил деревянный храм Воскресения Христова. После освящения Царь Алексей Михайлович, обходя монастырь и его окрестности, поднялся на холм на востоке от монастыря, и осмотрев новый монастырь и его окрестности воскликнул: «Во истину благоволи Бог исперва место сие предуготовать на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму».
Возведен в сан архимандрита первый настоятель обители игумен Стефан.
На Елеонском холме Патриархом Никоном водружен каменный памятный и поклонный крест в память о наречении Царем Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом.
По распоряжению Патриарха Никона в 150 саженях от Воскресенского монастыря, на берегу реки Истры построен Богоявленский скит. Богоявленская церковь в здании скита освящена 22 июня (ст.ст.), Петро-Павловская церковь 29 июня.
Патриарх Никон прибывает из Москвы на постоянное жительство в Воскресенский монастырь. Патриарх покинул Москву из-за разногласий с Царем Алексеем Михайловичем, потому как с начала 1658 года «нача быти безсоветие и раздор между Царем и Святейшим Патриархом».
В Воскресенском монастыре Патриархом Никоном заложен каменный храм Воскресения Христова. На закладке каменного соборного храма уже не было ни Царя, ни Синклита, ни Освященного собора.
Патриарх Никон покидает монастырь, чтобы явиться на суд собранного царем Алексеем Михайловичем собора православных патриархов.
С этого дня строительные работы в монастыре прекратились.
В монастыре в приделе Иоанна Предтечи под Святой Голгофой погребен Патриарх Никон, при погребении присутствовали Царь Федор Михайлович, Царица Наталья Кириловна с Царевичем Петром Алексеевичем и Царевной Татьяной Михайловной.
При Царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче освящен соборный каменный храм во имя Воскресения Христова.
В монастыре тщанием Царевны Татьяны Михайловны сооружены трапезные палаты и теплый храм в память Рождества Христова.
Построена каменная ограда Воскресенского монастыря и надвратная церковь Входа господня в Иерусалим, над Святыми вратами обители.
Близ Воскресенсокго монастыя произошло сражение войск Царя Петра Алексеевича со взбунтовавшимися стрельцами.
Царь Петр Алексеевич посетил место сражения со стрельцами и Воскресенский монастырь, оставив в ризнице монастыря на память о своем посещении ленту и орденские знаки св. Андрея Первозванного.
В Воскресенской обители случился большой пожар.
По воле Императрицы Елизаветы Петровны клонившийся к окончательному разрушению собор был возобновлен и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского).
На пожертвования Императрицы Екатерины II и других вкладчиков в первом этаже Рождественского храма обители устроен Рождественский вертеп и приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.
В Воскресенском соборе Императорами Павлом I и Николаем I устроены два придела во имя Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
Архимандритом Леонидом (Кавелиным) основан монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.
Рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей.
Решением Звенигородского уездного съезда Советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано.
Наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату, где находятся и поныне.
Советскими властями изъяты и переплавлены колокола Воскресенского собора, кроме большого Трехсвятского колокола, одного среднего и одного малого колоколов.
Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали на Нюрнбергском процессе.
В Новом Иерусалим велись реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение:
«С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».
Святейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе.
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года (ст. ст.). К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (ст. ст.) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».
23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.
В 2011 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь праздновал три юбилейных события
17/30 августа по благословению Настоятеля монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заупокойную Божественную литургию возглавил Председатель Синодальной комиссии по монастырям Русской Православной Церкви, викарий Московской епархии, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Феогност. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи у гробницы Святейшего Патриарха Никона Высокопреосвященнейший Владыка совершил панихиду по приснопамятному Первосвятителю.
Со своей стороны наместник Игумен Феофилакт преподнес Его Святейшеству памятный подарок и несколько книг о Патриархе Никоне, изданных обителью, а также Синодик Москвы и Московской области.
Святейший Патриарх Кирилл осмотрел комплекс Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря: церковь Успения Пресвятой Богородицы (центральный алтарь, часовню Пресвятой Богородицы, Темницу Господню), заалтарную часть (придел написания Титла, придел Разделения риз, придел Поругания), подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, церковь Распятия и Голгофу, где поклонился Кресту Господню.
В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи у гробницы Святейшего Патриарха Никона Предстоятель Русской Церкви совершил литию по приснопамятному Первосвятителю, после чего посетил центральную часть Воскресенского собора («Плиты Помазания», «Место погребения и Воскресения Спасителя» (Кувуклия)), осмотрел место археологического раскопа на территории обители, а также посетил Богоявленскую пустынь Святейшего Патриарха Никона и «Место Крещения Спасителя на Иордане» (на р. Истра).
Святейший Патриарх Кирилл дал высокую оценку проводимым в монастыре реставрационным работам.
Согласно благословению Священноархимандрита святой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 09.12. по 16.12 состоялся визит братии Святогорского монастыря Хиландар во главе с Игуменом Мефодием (Марковичем) в г. Москву и Новый Иерусалим с целью передачи в дар списка иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».
10 декабря в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре по этому случаю прошли торжества. У святых врат обители икона была торжественно встречена, и крестным ходом с пением тропаря, кондака и величания Пресвятой Богородице икона была внесена в монастырский храм Рождества Христова и поставлена для поклонения верующих. За братской совместной Божественной Литургией молились приглашенные гости из городской Администрации и Благотворительного фонда по восстановлению Нового Иерусалима, многочисленные прихожане и паломники. Данное событие широко освещалось представителями различных федеральных и региональных СМИ.
12 декабря в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата святогорцы были приняты заместителем председателя ОВЦС протоиереем Николаем Балашовым. Во встрече также приняли участие представитель Фонда монастыря Хиландар М. Рандич и исполнительный директор Фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.П. Коченов. Была отмечена важная роль Фондов Хиландарского и Ново-Иерусалимского монастырей, при поддержке которых происходит восстановление обеих обителей, а также обсуждены возможности принесения в пределы Русской Православной Церкви других святынь древнего сербского монастыря на Афоне.
Кроме того, учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные как с днями земной жизни Спасителя, в частности, место Его Крещения – река Иордан, и место Его Распятия – Голгофа, так и последующей церковной историей – место обретения святой царицей Еленой Древа Креста Господня, Настоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил, начиная с 2011 года:
— совершать освящение воды в реке Истра-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения;
— в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.
2012 год
12/25 июня 2012 года согласно благословению Священноархимандрита святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, содействующу Духу Святому, наместником Игуменом Феофилактом (Безукладниковым) был совершен чин малого освящения храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на Святой Голгофе.
30 августа 2012 года в памятный для Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря день блаженной кончины Святейшего Патриарха Никона, основателя святой обители, по благословению настоятеля святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию в монастырском храме Рождества Христова возглавил его викарий, епископ Воскресенский Савва, по окончании которой была вознесена совместная с братством заупокойная молитва по приснопамятному Первосвятителю.
Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «со дня нашего последнего заседания сделано очень и очень много, причем сделано на очень высоком уровне». Предстоятель также заявил, что уже сейчас необходимо приступить к следующим важным шагам по реализации одного из главных положений Концепции, а именно подготовке проектных предложений по так называемым святым местам «Русской Палестины», воссозданию или, если восстановление невозможно, закреплению памяти о них, которое предусматривает сохранение и воссоздание элементов сакральной топографии вокруг монастырского ансамбля.
Попечительский совет поставил перед Фондом, монастырем и организациями-исполнителями приоритетные направления деятельности и задачи на 2012 и 2013 годы.
В последней декаде октября 2012 года согласно Первосвятительскому благословению в последней декаде октября 2012 года была совершена совместная с руководителями и представителями организаций, участвующих в восстановительных работах по воссозданию исторического облика Нового Иерусалима – Заказчика-Застройщика ФГБУ «ОКС №900 при Спецстрое России», Генерального проектировщика ГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» и Генерального подрядчика ЗАО «БалтСтрой», паломническая и рабочая поездка на Святую Землю в целях поклонения и детального ознакомления со святынями храма Гроба Господня и Палестины, а также решения концептуальных вопросов воссоздания «Ансамбля Воскресенского Ново-иерусалимского ставропигиального мужского монастыря XVII-XIX веков».
13 сентября 2012 года по благословению Священноархимандрита святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в целях дальнейшего производства необходимых ремонтно-реставрационных работ в присутствии комиссии было произведено раскрытие места захоронения с визуальным осмотром и фиксацией состояния надгробного сооружения и останков захоронения Святейшего Патриарха Никона, который упокоился 17/30 августа 1681 года и погребен 26 августа/08 сентября в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Собора Воскресения Господня с подземной церковью Константина и Елены.
31 декабря 2012 года Новый Иерусалим посетил и возглавил Божественную литургию в монастырском храме Рождества Христова викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Председатель ознакомился с монастырской жизнью и ходом ведения реставрационно-восстановительных работ в Новом Иерусалиме.
Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле
Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.
Содержание:
Краткая история монастыря
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
Монастырь с высоты птичьего полёта
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
Вид на монастырь со стороны деревни Никулино
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.
Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.
Вид на главный вход в монастырь
Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.
С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.
Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.
На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора
Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.
Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.
Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены
Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.
Внутренний двор монастыря
Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.
Вид западной стороны Воскресенского собора
Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
Вид на монастырские стены с башнями
Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.
Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.
Церковь Рождества Христова
На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.