информация о прошедшем обучении
Информация о прошедшем обучении
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
1. В Российской Федерации выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы документов об образовании (аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем общем образовании), документов об образовании и о квалификации (диплома о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы документов об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. По решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.
6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:
1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
8. Уровень профессионального образования и квалификация (квалификации), указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
16. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги
Об авторе: Булат Нуреев, директор программы MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС.
Попадая в цифровое пространство, потребитель, например, уже не соотносит одно банковское приложение с другим — он сравнивает впечатления, которые получил, пользуясь услугами онлайн-банка и покупая онлайн билеты на самолет.
Этот же феномен определяет и ситуацию в мире образования. В короткой перспективе пользователь может сравнивать похожие образовательные онлайн-программы в разных вузах. Но в среднесрочном горизонте он будет смотреть на степень вовлечения в образовательный цифровой опыт и опыт, полученный от других цифровых сервисов.
В 2021 году он может сказать: «EdX не дотягивает до Netflix, мне неинтересно. Я буду выбирать тех, кто сможет обеспечить мне ту же интенсивность вовлечения в образовательный процесс, которую дают игры, сериалы и другие элементы онлайн-экономики переживаний».
Преодолеть этот вызов — критически важно для рынка образования. Не спасет противопоставление «низкого и высокого» — развлечений и образования. Граница уже размыта, компьютерные стратегии подтверждают свою эффективность в развитии интеллектуальных способностей и soft skills у детей, а жанр документального кино переживает «бум» в мире во многом благодаря стриминговым платформам. Это поколенческий сдвиг. Поэтому образованию не остается ничего другого, как отойти от «трансляционной» образовательной парадигмы в сторону action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации, управления вниманием аудитории и вовлечения ее в происходящее в новых образовательных форматах.
Вовлечение на первом плане
Обычная, записанная заранее онлайн-лекция, конкурирует с книгой или с видеоматериалом: ее всегда можно отложить, а затем вернуться позднее. Лекция, которая проходит в Zoom, теряет магию присутствия, преподавательскую харизму.
Особенность того, что мы привыкли называть подлинным образовательным опытом — это его событийность, происходящее «здесь и сейчас». Образование вовлекает, его нельзя отодвинуть «на потом», оно работает с важными когнитивными способностями, требующими напряжения, концентрации и поддержки этой концентрации со стороны преподавателя и организатора учебного процесса. Поэтому способы обеспечения коммуникации и взаимодействия профессора и студента, студентов друг с другом являются не менее важным компонентом образования, чем его содержание: то есть вопрос «как?» становится равноценным вопросу «о чем?». Лекции нового типа, реализованные в цифровой среде и с помощью цифровых элементов, предполагают, что студенты не только общаются с преподавателем, но и взаимодействуют друг с другом, и делают это еще более качественно, чем в традиционной аудитории.
Поэтому главный вызов образованию, который был обострен пандемией, — не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые должны быть изменены и адаптированы к реальности дистантного взаимодействия. Концентрация на обсуждении и рефлексии уже заранее прочитанного или проделанного, кейс-метод, симуляции, проектная работа — все, что погружает студента не в пассивно-воспринимающую, а активную деятельную позицию — попадет в повестку образовательной трансформации. Во время онлайн-занятий они должны что-то делать, а не просто слушать: играть в онлайн-симуляции, реагировать, взаимодействовать — это ключевое отличие дистантного взаимодействия от физического.
Студенты меняются
Представим, что цифровое образование внезапно стало массовым и осталось с нами навсегда. Что изменится для студентов?
Преподаватель становится режиссером
Современному человеку сложно долго удерживать внимание на одном предмете, люди все хуже концентрируются на одной теме в течение продолжительного времени.
Это значит, что современный онлайн-преподаватель не просто готовит содержание лекции, а продумывает, как он будет управлять вниманием студентов на протяжении всего отведенного времени, меняя и чередуя разные режимы работы с учебным материалом.
Например, время лекции составляет 90 минут. Первые 15 минут преподаватель посвящает обсуждению темы, на следующие 20 минут дает задание для работы группами, после проектной работы еще 15 минут обсуждает результат со студентами, затем проводит опрос, показывает видео и так далее. В этом смысле профессорская работа в онлайне все больше становится похожей на режиссерскую работу — с точки зрения управления драматургией процесса.
Социальные связи важны
Любое элитарное образование подразумевает, что студенты не только получают знания, но и устанавливают между собой прочные отношения на всю оставшуюся жизнь. Если учебное заведение выполняет эту функцию, то социальные связи, полученные в его стенах, работают на выпускника в течение целой профессиональной жизни.
Онлайн-обучение подрывает этот важный элемент образовательного опыта, поскольку отсутствует живое общение в классе. Возможно ли воссоздать этот опыт в онлайн-среде — элемент большой дискуссии и локальных экспериментов в образовательном мире.
Zoom-вечеринки, онлайн игры, имплементированные в образовательный процесс — только первая проба пера. Развитие VR и AR инструментов позволят проектировать более интенсивный опыт, например, совместные путешествия.
Пока онлайн-образование, которое могло бы заменить полноценный образовательный опыт, находится на начальной стадии развития. Попытки вырваться в лидеры требуют изменения процессов в самих образовательных учреждениях и образовательных командах. Требования к скорости изменений кратно растут: если раньше школы могли позволить себе долго размышлять над форматами и методиками, то современные образовательные институты должны принимать быстрые решения: проектировать, внедрять экспериментальные форматы, оценивать эффективность — и либо вносить изменения, либо закрывать проект. Идет резкое заимствование практик управления проектами из цифровых компаний, которые умеют реализовывать короткие циклы разработки продукта.
В будущем на рынок могут прийти новые крупные игроки из других сфер.
В любой кризис индустрия становится очень уязвима к угрозе прихода новых игроков из других отраслей, которые могут попытаться использовать преимущество, которое они получили на своем домашнем рынке. Если тренд на цифровизацию образования окажется устойчивым, то тематикой образования могут заинтересоваться цифровые и медийные компании, которые захотят использовать свои наработки в части управления пользовательского опыта.
Думаю, что на глобальном рынке мы сможем увидеть интересные попытки, в том числе, слияний и поглощений, которые не слишком свойственны образованию, но привычны для других индустрий.
Пока российская образовательная индустрия кажется более устойчивой, потому что в большой мере существует на государственные средства. Но и в нашу страну это придет — и тогда те, кто не успел перестроиться, начнут проигрывать игрокам нового типа, в том числе глобальным. Поэтому большая трансформация отрасли все еще впереди.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Введение «дистанта» в школах, ВУЗах, колледжах с 8 ноября 2021. Как будут учиться школьники с 8 ноября 2021 года
На территории России сейчас действует карантин, который продлится до 7 ноября 2021 года. Однако в социальных сетях то и дело появляется информация с сообщениями о том, что нерабочая неделя, а также каникулы школьников будут продлены с 8 ноября.
В Минобрнауки объявили о том, что с 8 ноября 2021 года практически все высшие учебные заведения страны переходят на дистанционное обучение. Запланированные сессии также будут проходить в онлайн-формате.
Такое решение было принято в связи с увеличением количества инфицированных COVID-19 в стране.
Что говорят в Министерстве образования
Официального обращения представителей Министерства образования к народу не было. Руководитель Минпросвещения Сергей Кравцов ранее говорил, что учебные учреждения Российской Федерации не планируют массово переводить на «дистант» по окончанию каникул. По словам представителя ведомства, режим нерабочих дней совпал с каникулами, так что отправлять детей на обучение в домашних условиях не имеет смысла. Отметим, что чиновник сказал «массово не планируем», но он не говорил о том, что какую-то часть учебных учреждений все же может ждать «дистанционка».
Уже несколько регионов РФ объявили о продлении режима нерабочих дней, это автоматически означает то, что школьники не будут учиться в это время. В то же время о дистанционном обучении в регионах не сообщалось. На данный момент сказать сложно, но эксперты считают, что представители Министерства образования в ближайшие несколько дней выступят с заявлением и расскажут, в каком формате школьники продолжат свое обучение.
Родители российских школьников против дистанта
Слухи о введении дистанта не нравятся родителям российских школьников. Свое мнение по этому поводу они изложили в социальных сетях. Это связано с тем, что дистанционный формат не способен дать детям те знания, которые они бы могли получить в режиме офлайн.
Впервые дистант в российских школьных учреждениях был введен в прошлом году.
Как будут учиться школьники с 8 ноября 2021 года
Дистанционное обучение в российских школах могут вернуть начиная с 8 ноября 2021 года, то есть сразу после того, как закончатся осенние каникулы. Об этом заявили источники во властных структурах.
Статистика заболеваемости коронавирусом на территории Российской Федерации все еще неумолима. Несмотря на режим нерабочих дней, каждые двадцать четыре часа в РФ выявляется более сорока тысяч случаев инфицирования коронавирусом. Также каждый день от недуга умирает более тысячи человек. Эти цифры не являются нормой. Они же могут заставить чиновников задуматься о целесообразности введения новых ограничительных мер. Многие вузы уже перешли на «дистант» до конца 2021 года. К удаленке могут присоединиться и школы.
В столице Российской Федерации, Московской области и регионах, на которые, как правило, равняются другие губернаторы, уже готовятся к «дистанту» для детей с 8 ноября 2021 года. Представители местных администраций заявили, что вариант введения режима дистанционного обучения с 8 ноября «максимально вероятен». Впрочем, окончательное решение должны принять к концу этой недели. Решение будет полностью зависеть от цифр заболеваемости коронавирусом COVID-19.
Родители российских школьников против дистанта
Слухи о введении дистанта не нравятся родителям российских школьников. Свое мнение по этому поводу они изложили в социальных сетях. Это связано с тем, что дистанционный формат не способен дать детям те знания, которые они бы могли получить в режиме офлайн.
Ранее в интернете появилась петиция от родителей, которые просят властей не возвращать режим дистанционного образования. По словам родителей, с таким режимом очень много проблем, особенно в небольших городах и селах.
Впервые дистант в российских школьных учреждениях был введен в прошлом году.
Тесты на коронавирус для учащихся с 8 ноября 2021 в регионах РФ: что известно
Главный вопрос, который сейчас волнует родителей, возобновится ли нормальная учёба после ноябрьских праздников. Они опасаются, что после каникул эксперимент по экспресс-тестированию школьников на коронавирус может распространиться на все учебные заведения столицы и, возможно, на другие российские регионы.
По рассказам родителей учеников пилотных школ, эксперимент показал, что точность экспресс-тестов невелика.
– В нашем учебном заведении было выявлено 26 положительных тестов, из них половина не подтвердилась по результатам ПЦР. Многим детям и родителям просто так вымотали нервы. Получается, что реально заражённых детей тест-система могла просто не выявить, – говорит мама школьника Елена.
Анонсируя экспресс-тестирование в школах, чиновники заверяли, что оно поможет сохранить очный формат обучения. Однако количество карантинных классов в пилотных школах только увеличилось. Иногда дети заболевали спустя два-три дня после получения отрицательного экспресс-теста.
Активные родители из столицы и регионов, где в школах тестирование пока не введено, сейчас собирают подписи против процедуры.
– Коллективные обращения к директорам уже поданы более чем в 200 образовательных комплексов. Мы не верим, что чиновники отступятся от своей идеи, несмотря на бессмысленность мероприятия. Риск, что тестирование начнётся повсеместно уже с 8 ноября, очень велик, – отмечает активистка Мария.
Нужна ли детям справка после осенних каникул для посещения школы
Логичным вопросом у родителей, дети которых пропустили школу и другие учебные заведения в период нерабочих дней, становятся необходимость предоставления справки о состоянии здоровья ребенка после длительного отсутствия.
Такие правила установлены практически везде – если ребенок долго не был в учебном учреждении, то необходимо предоставить справку о состоянии его здоровья.
Представители Минздрава объяснили, что, так как отдых является организованным и введен на федеральном уровне, школы и детские сады не должны требовать от родителей справки о здоровье детей.
Однако стоит помнить, что правило это распространяется только на те случаи, когда дети были здоровы и не обращались за подошью в мед учреждения.
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил по работе образовательных организаций
Они были приняты в конце июня 2020 года МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Роспотребнадзор продлил действие санитарно-эпидемиологических правил по работе образовательных организаций в условиях пандемии до 1 января 2024 года. Соответствующее постановление главного санитарного врача опубликовано в среду на официальном интернет-портале правовой информации. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19).
«Ковидные» ограничения для школ и детсадов продлили до 2024 года
Роспотребнадзор продлил действие санитарно-эпидемиологических правил по работе образовательных организаций в условиях пандемии до 2024 года.
Об этом пишет ТАСС со ссылкой на соответствующее постановление главного санитарного врача, передает корреспондент 3652.ru.
В документе отмечается, что до 1 января 2024 года будут продлены «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».
Ранее действие санитарно-эпидемиологических правил уже продлевалось до 1 января 2022 года.
Санитарные правила были приняты в конце июня 2020 года. Они направлены на обеспечение безопасных условий деятельности детских садов, школ, детских оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования, игровых комнат в торговых центрах.
К основным требованиям относятся запрет на проведение массовых мероприятий с участием различных групп и классов, составление особого расписания для максимального разобщения детей, термометрия детей и взрослых с занесением показателей в специальный журнал и изоляция тех, у кого есть признаки ОРВИ.
Что известно о переводе вузов на дистанционное обучение в ноябре 2021 года
Минобрнауки РФ обязало высшие учебные заведения России выпустить в течение двух недель приказы относительно того, как они будут работать в ноябре 2021 года. В результате этого большая часть университетов приняла решение отправить студентов на дистант до конца нынешнего года.
Например, УрФУ будет проводить обучение для тех групп, где больше 25 человек, в удаленном формате. Такое решение было принято в связи с тем, что количество заболевших гриппом и коронавирусом увеличилось.
Высшая школа экономики также вернулась к дистанту, который продлится до 30 декабря 2021 года. Так, начиная с 8 ноября, все занятия в университете, в том числе сессия будут проводиться в режиме онлайн при помощи современных технологий дистанционного обучения. И только для тех занятий, которые нельзя проводить удаленно, студенты небольшими группками по 15 человек смогут посещать вуз, соблюдая все санитарные нормы.
В МГТУ с 8 ноября 2021 года будет введен QR-код, чтобы у студентов была возможность посещать спортивные, культурные и другие мероприятия. Учащиеся сами придумали себе код. Его смогут получить те, кто младше 18 лет, а также студенты, которые сделали первую прививку. А уже с 25 ноября «Бауманский QR-код» оставят только тем, кто не достиг совершеннолетия.
В Крымском федеральном университете после нерабочих дней с 8 ноября студенты продолжат обучение в удаленном формате. Соответствующий приказ подписал ректор вуза Андреей Фалалеев. Дистанционное обучение распространят на структурные подразделения и филиалы университета, которые находятся в Симферополе, Ялте, Евпатории, Севастополе и Армянске. Дистанционно проведут и промежуточную итоговую аттестацию. В период с 1 по 7 ноября студенты КФУ будут получать знания в формате самостоятельной работы.
Как долго продлится дистант, пока неизвестно. Все зависит от того, какая будет эпидемиологическая обстановка в регионе.
Руководство вузов в Петербурге внесло ясность: продлят ли дистант после локдауна
Дистанционное обучения для студентов в Северной столице может продлиться и после 7 ноября.
Руководство петербургских вузов допускает, что дистанционное обучения сохранится и после 7 ноября. Об этом на пресс-конференции ТАСС сообщил председатель Совета ректоров вузов города и Ленобласти Алексей Демидов.
Как будет проходить удаленное обучение в вузах с 8 ноября 2021 года
На период дистанционного обучения студенты должны быть обеспечены методической поддержкой со стороны преподавателей. За три дня до того, как дать ученику самостоятельное задание, они должны обсудить весь объем работы. В обязательном порядке необходимо проверить, как студент усвоил пройденный материал.
Руководство университетов обязано контролировать качество выполненных работ. Студенты должны иметь бесперебойный доступ к интернету, чтобы не возникало никаких проблем с обучением.
Хоть в нашей стране ввели нерабочую неделю с целью остановить рост заболеваемости от коронавируса, многие же расценили это как возможность улететь к морю. К каким последствиям может привести такое решение? Вирусолог Александр Бутенко считает, что такие действия могут повлечь за собой появление нового штамма ковида.
Эксперт сделал акцент, что российские туристы могут привезти с собой из отпуска новые штаммы коронавируса
Дополнительная информация по продлению осенних каникул в школах и ВУЗах с 8 ноября
Указанная информация касается школьников и студентов всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.