инкерманский пещерный монастырь история
Крым. Инкерманский пещерный монастырь.
Вот и подошло к концу наше долгое путешествие по Крыму. Оно было очень интересным и поучительным для всех нас.
Первым местом нашего автотуризма были пещеры города Инкерман. Интересно то, что сверху это гордая неприступная красавица крепость, а внизу невероятной красоты галерея древнейших храмов,
Сам город Инкерман расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города Севастополя.
Этот древний город возник ещё в VI веке нашей эры, когда византийцы возвели на Монастырской скале крепость Каламита которая служила для защиты подступов рубежей к Херсонесу.
Именно в VIII—IX веках в Каламите и возник монастырь, от которого сохранились комплексы пещерных храмов в обрыве скалы (базилика, крещальня и др.) и многочисленные кельи, расположенные в несколько ярусов По многим нам удалось лишь добраться при помощи монаха который постоянно подстрекал моего сына, что он в возрасте 74 лет туда залезает. Фотографироваться он отказался на отрез, но в течении всего нашего путешествия был всегда рядом.
Из истории стало известно о том, что в XII—XV веках крепость принадлежала христианскому княжеству Феодоро и выполняла важную роль защиты порта Авлита (со временем также ставшего называться Каламита). Благодаря своему удачному расположению в устье Чёрной реки, Именно Каламита надолгое время становится главным торговым портом Феодоро и «яблоком раздора» между феодоритами и генуэзцами из-за конкуренции с Кафой.
После в 1427 году здешний правитель Феодоро князь Алексей перестраивает эту древнюю крепость. Это было очень дальновидным решением, т.к. в 1434 году генуэзцы нападают на город и полностью сжигают порт, который вскоре был вновь восстановлен.
Лишь в 1475 году Каламиту захватывают турки и переименовывают её в Инкерман, что переводится как «пещерная крепость» (тур. in — «пещера», «нора»; тур. kermen — «крепость»).
После проведения удачного захвата крепость вновь частично перестроена для использования пушек. За время турецкого и татарского правления город теряет своё былое значение и приходит в упадок.
Во время известной нам Крымской войны в устье Чёрной реки прошли ожесточённые бои между российскими и английскими войсками. Наиболее значительным из них было Инкерманское сражение (1854).
Новые поселения в устье Чёрной реки появляются только во 2-й половине XIX века — хутора Скачковых, Плаксина, Гайтани, Клопина.
В годы ВОВ при обороне и освобождении Севастополя в ходе ожесточённых боёв большая часть построек в устье Чёрной реки была уничтожено.
В наши дни крепость представляет собой «лунный пейзаж», состоящий из хаоса каменных глыб. Будто в поднебесных скалах по обеим сторонам долины… имеются разнообразные пещеры, на двух ярусах расположенные с высеченными в скале нишами… Данные пещеры единственны в своем роде и выглядят так, как будто только что возникли из-под кирки какого-то неземного существа.
Спускаясь вниз, мы видим главный храм Инкерманского пещерного монастыря носящего имя Святого Климента Римского. Если быть точным, то такое название он получил в середине XIX столетия, когда в средневековом монастыре появились российские монахи. Это связано с тем, что ранее монастырь был греческим, и этот храм носил название базилики Святого Георгия.
Римский папа Климент является историческим лицом, о котором есть упоминание в раннехристианских источниках. Именно он является учеником апостолов, жившем в Риме с 60-х годов по РХ.
Первые упоминания о мученичестве святейшего Климента относятся только к началу V века, то есть появляются спустя несколько сотен лет после его смерти. Впервые об этом заявляет спустя многие годы в 410 году латинский клирик и переводчик Тураний Руфин. Именно на Западе подхватывают идею о том, что первый римский папа являлся мучеником, а также его имя связывают (ученик) с апостолом Петром.
Понятно, что уже в V веке появляется Житие Климента Римского на греческом языке, в котором уже впервые встречается упоминание Херсонеса Таврического как места ссылки самого папы. Именно по тем писаниям он, якобы, был сослан в Крым на мраморные каменоломни около города Херсонеса Таврического. Там он продолжает проповедовать христианство и совершает множество своих чудес.
В частности, после указания места в безводной местности, его молитвами начинает бить источник целебной воды. Кроме этого происходят различные чудеса выздоровления и т.п.
Настоящий Инкерманский монастырь был основан только в XIV столетии во времена княжества Феодоро. Именно эти храмы сегодня приходится экскурсоводам выдавать за древность по историческим меркам позднесредневековый «новодел». Только молчите об этом при посещении данного места!
Нужно только помнить о том, что расцвет пещерных монастырей в Инкерманской долине приходится на время существования в горной Таврике государства Феодоро, а это XIII-XV века (со столицей на плато Мангуп).
Данное государство образовалось после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году и стало последним форпостом Православия в Причерноморье. Ранее в данном ансамбле существовало около десяти пещерных монастырей, в которых действовало не менее трёх десятков пещерных храмов, не говоря о наземных. Все это заставило исследователей сделать вывод о существовании здесь крупного духовного центра, подобного Афону, Метеоре и Вулканической долине.
Именно этот факт притягивал как магнитом монахов-подвижников, которые пытались найти здесь более пригодные для отшельнической жизни и уединенной молитвы земли. Одним из таких мест и стало крымское княжество Феодоро.
На духовном пути именно здесь легко можно достигнуть главной цели исихазма Первая ступень которой характеризуется очищением души от всего мирского через полное мироотречение. Вторая предполагает просвещение души божественным светом. Третья ступень знаменует обретение мистического совершенства, единение с Богом, теозис (обожение). Попробуйте задержаться в этих пещерах хотябы на полчаса.
Именно здесь меня поразило сходство росписи с описанием литургии Грааля в западноевропейских рыцарских романах. Здесь тоже повсеместно встречается младенец в чаше. Ребенок в Чаше – это и есть распятый и приносимый в жертву Христос, чья кровь была собрана в Грааль. Подобного же рода видения посещали и православных подвижников Востока и являют собой быть может самую загадочную и страшную тайну христианства.
Радует то, что после присоединения Крыма к России крымские пещерные монастыри привлекли внимание Русской Православной церкви.
Инкерманский монастырь святого Климента в Крыму: пещеры, которые удивляют
Совсем скоро в Крыму в рамках программы развития Крыма и Севастополя построят новый участок железной дороги в обход Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря.
Железная дорога здесь появилась еще в середине XIX века длиной в 1 км, и она была первой в Крыму. Её построили для транспортировки строительного камня, который доставляли на пристань Инкермана, а затем по морю в Южную бухту.
Но в 1873 году по старой дороге, прямо под Монастырской скалой был проложен новый участок Лозово-Севастопольской железной дороги, по которому до сих пор ходят поезда. Но и она на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям.
Фото: travel-hystory.com
Это удивительно живописный участок пути, который всякий раз заставляет путешественников прильнуть к окнам, чтобы успеть разглядеть окрестности Инкермана. Увидеть его многочисленные загадочные пещеры, выдолбленные в скалах и непременно спросить у попутчиков: «А что это за место такое?!»
Возможно вы будете ехать в Севастополь уже совсем по другому пути, поэтому предлагаю вам путешествие в Свято-Климентовский мужской монастырь, тот, который прижался к обочине, и возле которого ещё пока бегут поезда.
В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь – Мекензиевы горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана, прямо над путями, нависает скала с окошками и балкончиками.
Фото: travel-hystory.com
Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.
За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.
Монастырь находится в окрестностях Севастополя, в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху, на плато, сохранились развалины древней крепости Каламиты.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. Храм Святой Троицы и крепость Каламита. Фото: travel-hystory.com
Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII – IX вв. во время массового переселения христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев.
Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже, в XIV – XV вв.
Открытка с фотографии С. М. Прокудина-Горского 1905 года
Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса, за проповедь христианской веры.
Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.
Фото: vmulder.livejournal.com
Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской – Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.
Историки считают, что в Средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов.
Загайтанская скала. Фото: travel-hystory.com
Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.
Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом.
Храм великомученика Димитрия Солунского. Фото: travel-hystory.com
Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати. Железная дорога проходит в непосредственной близости от монастырского комплекса.
В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного – и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует.
Фото: travel-hystory.com
По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.
С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России.
Озеро в бывшем карьере. Фото: travel-hystory.com
Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В Средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу.
Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище.
Фото: travel-hystory.com
Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.
Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу.
Фото: on-the-road.ru
Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.
Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.
Мощи священномученика Климента в храме Святой Троицы в инкерманском монастыре. Фото: unitedeuropeanchristendom.com
Второй храм частично наземный, т. к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.
Был в монастыре еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламита.
Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только развалины крепости, куда мы и направились.
Пройдя под аркой, можно попасть на монастырское кладбище. Оттуда идет тропинка к крепости Каламита.
Как добраться
Город Инкерман находится в черте города Севастополя. Он является его спутником и расположен в самом начале Южной бухты, там, где река Чёрная впадает в Чёрное море. Добраться сюда всегда было непросто, однако сейчас с транспортом стало лучше.
Есть несколько способов приехать в Инкерман из Севастополя:
Материал подготовила Елена Озаренко из открытых источников интернет и по информации Истории наших путешествий
«Мы забыли, что Крещение Руси шло под покровом святого Климента»
Беседа с ктитором Инкерманского монастыря о том, кем был для Руси священномученик Климент
Вадим Прокопенков – ктитор Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане, председатель Севастопольской региональной общественной организации «Наследие святого Климента Римского». О священномученике Клименте – апостоле от семидесяти и папе Римском, – его чудесах, почитании на Руси в прошлом и настоящем, о том, какое отношение этот Римский святитель имеет к богослужению на славянском языке, об обретенных мощах и потерянных святынях Севастополя – наша беседа с Вадимом Прокопенковым.
– Священномученик Климент был одним из первых христианских проповедников в современных русских землях. Что известно о его пребывании в Херсонесе?
– Святой Климент Римский был сослан в Крым – в северную часть Римской империи. Историки, с которыми мы часто общаемся, высказывают различные, порой весьма скептические, мнения о точном месте его ссылки. И это понятно: речь идет о I веке.
– То есть доподлинно не знают, где отбывал каторгу святой Климент?
– В некоторых источниках говорится, что он добывал мрамор в каменоломнях, а его залежи есть в окрестностях Балаклавы. Но мы не исключаем его пребывание в Инкермане – в инкерманских каменоломнях. Потому что издревле именно там добывали камень, хотя он и был мягкий, не очень прочный. Тем не менее, мы соотносим место каторги святителя Климента с древней Инкерманской долиной и пещерными комплексами.
– Каким был Херсонес в I веке?
– Херсонес, основанный переселенцами-греками в V в. до Р.Х., был языческим городом. Вокруг была дикая местность, шли войны со скифами.
Это сегодня для нас Крым – курорт, море, солнце. Но тогда это было место ссылки непокорных и неудобных
Но, прибыв сюда, Климент Римский обнаружил здесь христиан – тех, кто за свои убеждения был сослан, как и он, на каторгу. Это сегодня для нас Крым – курорт, море, солнце. Но тогда это было место ссылки непокорных и неудобных императорской римской власти.
– В этих местах ведь проповедовал и апостол Андрей Первозванный…
– Да. И хорошо, что вы вспомнили об апостоле Андрее Первозванном – первом апостоле от двенадцати. Апостол Андрей пришел именно сюда, на землю Херсонеса – Корсуни, примерно в 50–60-е годы от Р.Х. Климент Римский прибыл в 80-е годы – буквально через два десятилетия после проповеди апостола Андрея. Семена христианства здесь были уже посеяны, и, по Промыслу Божию, священномученик Климент был послан именно сюда не случайно. Ведь он многократно умножил число христиан, обратив ко Христу многих и многих. В его житии написано, что он крестил до 500 человек в день, устроил около 75 церквей. Эта цифра – 75 церквей – некоторых смущает. Но ведь речь идет, скорее всего, не о построенных церквях, а о приходах, возможно – и о небольших пещерных комплексах, которые использовались для богослужений. В Инкерманской долине очень много подобных пещер, в которые позже – уже в VIII веке – прибыли монахи из Византии, бежавшие от иконоборчества.
– А есть места и храмы, о которых точно можно сказать, что да, здесь молился священномученик Климент?
– Думаю, что это все-таки вопрос веры. Единственное место, которое традиция напрямую связывает с Климентом Римским, – это Инкерманский пещерный монастырь, где сохранились три удивительных пещерных храма. Они очень древние. Первый – во имя апостола Андрея Первозванного. Именно он, по преданию, был вырублен руками Климента. Храм очень маленький, буквально два на три метра. Очень трогательный. Дальше в скале есть кельи монахов, которые с первых веков христианства закрывались в них, чтобы подвизаться в отшельничестве. Второй храм – во имя Мартина Исповедника: он был освящен так уже позже. Ну и, конечно, храм во имя самого священномученика Климента.
Рядом есть озеро святого Климента и источник. Удивительна история этого озера – кстати, есть документальный фильм «Озеро святого Климента», интересный и познавательный.
– А что это за история?
Стояла такая задача – весь камень из скалы выбрать и стереть с лица земли пещерный монастырь
– Когда святой Климент прибыл на каторгу, то главной проблемой для тех, кто страдал и трудился здесь, была вода. И святитель, видя мученичество многих ссыльных каторжан – и язычников, и христиан, – открыл источник. Ему явился Агнец Божий и стукнул копытом именно там, где должна быть вода. Этот святой источник существовал на протяжении веков – вплоть до нашего времени. В 1960-х годах Инкерманское управление по добыче камня начало разрабатывать в этих местах карьер – выбирать огромные пласты, продвигаясь в сторону Свято-Климентовской обители. Даже поговаривают о том, что стояла такая задача – потихоньку всю скалу выбрать и стереть с лица земли монастырь. И вот рабочие, начав приближаться к пещерным храмам, случайно перебили жилу источника святого Климента, так что буквально за одну ночь карьер был затоплен – образовалось озеро, на дне которого так и осталась техника. Жертв не было, но разработка камня остановилась. Получается, что источник спас эти древнейшие пещерные храмы.
– Потрясающе! Святой Климент вообще связан с водой – и погиб от воды, и мощи его были обретены с помощью воды. Не могли бы вы напомнить, как это случилось?
– Как известно, священномученик Климент был утоплен в море, будучи привязанным к якорю. И в последующие семь веков в день его памяти происходило чудо: море отступало, и люди в течение целой недели могли пройти крестным ходом и поклониться его могиле – «подводной церкви» Климента Римского.
В Севастополе, кстати, есть островок в Казачьей бухте, где стоит бригада морской пехоты, – он решением органов власти официально назван в честь святого Климента. Удивительный островок, здесь археологи довольно давно уже работают. Островок совсем небольшой, на нем установлен якорь в память о священномученике. По одному из преданий, святой Климент был утоплен недалеко от этого места.
К IX веку о святом Клименте забыли. Когда в Херсонес прибыли славянские просветители Кирилл и Мефодий, они спросили у местного населения: «Где покоится священномученик Климент Римский?» – но ответа не получили. Кирилл решил разыскать мощи святого. Очень красочно говорится об этом: как Кирилл и Мефодий ночью с факелами шли к морю, как плыли на лодке, как долго молились – и вдруг открылись мощи Климента, было сияние, все косточки священномученика светились, «словно бисер», – так описывается это в известных сказаниях. Обретя мощи, Кирилл и Мефодий положили их в церкви Херсонеса. Был тогда праздник для всех жителей города. Это произошло в 861 году.
Позже, в 867 году, с частью мощей священномученика они прибыли в Рим. И папа Адриан II, который хотел было их казнить как еретиков за то, что они перевели Священные Книги на славянский язык, принял их. И разрешил богослужение на славянском языке!
– Потому что с ними были мощи святого Климента?
Именно благодаря мощам святого Климента происходит важнейшее событие – устанавливается богослужение на славянском языке
– Да! Сегодня очень мало людей знает об этой подробности – о том, что именно благодаря мощам святого Климента, ученика апостола Петра, происходит важнейшее историческое событие – устанавливается богослужение на славянском языке. Можно даже говорить о том, что начало нашего духовно-исторического кода оттуда. А об этом событии ничего нет – ни картин, ни гравюр. Наверное, пора придать ему соответствующее значение. Мы хотели бы, если появится финансовая возможность, сделать фильм о святом Клименте.
– Почему священномученика Климента очень почитали в Древней Руси?
– Фактически крещение князя Владимира и его дружины в 988 году в Корсуни происходило на мощах святого Климента. Более того: князь взял мощи святого Климента – его честную главу (большая часть ее сегодня хранится в Киево-Печерской Лавре) – и привез их в Киев. Так что первая святыня на Руси – это мощи священномученика Климента Римского. И последующее Крещение Руси происходит под его Небесным покровом. Святого Климента называют «общерусским ангелом-хранителем», «духовным покровителем Руси». И это мощи святого еще неразделенной Церкви (разделение произойдет, как известно, позже – в 1054 году). И это на какое-то время единственные мощи на Руси! В «Слове на обновление Десятинной церкви» (1032), которая была построена в Киеве в честь Успения Пресвятой Богородицы, о Клименте говорится как о «церковном солнце». Почитали его довольно долго – но появляются наши русские святые, и понемногу почитание Климента угасает.
– Где можно поклониться священномученику Клименту сегодня?
– В первую очередь в обители Климента – Инкерманском пещерном монастыре в Севастополе. Замечательный храм отреставрирован в Москве в Климентовском переулке. Ну и, конечно, в базилике Климента Римского в Риме.
– Какое значение святой мученик Климент имеет для Херсонеса и в целом для России?
– Огромное значение, и сегодня мы, как мне кажется, стоим только в начале пути по изучению его наследия. За последние два-три года мы провели много исследовательской работы. Представьте, что только в Англии более 50 церквей освящены в его честь. Больницы, клиники, колледжи, гостиницы, рестораны, даже автосервисы есть в честь святого Климента.
– Даже автосервисы посвящены святому Клименту?
– Да, на Западе такое возможно. В странах Европы есть стоматологические кабинеты в честь Климента, очень много медицинских учреждений.
– Что делает общество «Наследие святого Климента Римского» для того, чтобы память об этом столь значимом для Руси святом не затухала сегодня?
Удалось приобрести и мощи священномученика – купить.
– Купить мощи? Разве такое возможно? У частного лица или аббатства?
– У частных лиц. Покупка мощей, увы, возможная сделка. Мы приобрели их во Франции, перед этим, конечно, посоветовавшись с настоятелем Инкерманской обители. По одной из легенд, часть мощей Климента хранилась во Франции. И мы получили этот кусочек мощей, небольшой совсем, запаянный печатями сургучными. Когда связались с продавцом, спросили, почему он продает. Он объяснил: у католиков это допустимо и принято: наберите в интернет-поисковике «Купить мощи» – увидите сами.
Мощи святого Климента – редкость, поэтому мы их приобрели. Но главное – чтобы не допустить их поругания. Конечно, в глубине души всё восстает против торговли святынями. И стыдно, когда мощи святого – тем более такого святого – продаются. Но повторю: мы их приобрели, чтобы уберечь от поругания.
– Это благородно. Вы упомянули о выставке. А какова ее цель?
– Такая выставка очень важна для Севастополя. Ведь этот город – особенный. Это город с коммунистическим прошлым, здесь очень много отставных военных, которые не интересовались христианством и мало что знают о нем. Хотя греческий перевод названия города – Севастополь – «город священный, достойный поклонения».
У многих горожан укрепилось представление, что поклоняться нужно героическим страницам истории Севастополя – обороне в Крымскую войну, в Великую Отечественную. Это очень важно, конечно, но… Никто не задается вопросом: а почему Екатерина Великая именно так назвала город? Да потому что священный и достойный поклонения великим христианским святыням, которые здесь были, великим событиям первых веков христианства. Апостольская кафедра здесь была заложена Климентом Римским в I веке! А сколько здесь было чудесных явлений святого Георгия!
Сейчас на месте некрополя святых – неухоженная территория. А ведь это важнейший объект для паломничества!
Поэтому мы и организовали выставку. Одна из ее целей – привлечь внимание горожан и молодежи к этим страницам истории города, чтобы люди задались вопросом: «Ого! А что, в Севастополе есть некрополь святых?» А это там, где был погребен 74-й папа Римский Мартин Исповедник – в храме Богородицы Влахернской, увы, разрушенном. Сейчас на месте некрополя святых – неухоженная территория. А ведь это важнейший объект для паломничества, для историко-культурного туризма. В нашем городе есть храмы V века с монограммой Христа! А они сегодня заброшены и забыты.
Еще в XIII веке путешественники называли Херсонес Климентовым градом. Почитание Климента здесь сохранялось, потому что семь с половиной веков «чуда Моисеева», когда «море отходило», отложилось в памяти людей. Нам надо восстановить это почитание, эту историческую память.