инклюзивная практика работы педагога психолога в доу
Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ
Светлана Коссе
Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ
Из опыта работы педагога-психолога МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка» Коссе Светланы Федоровны
«Дети разные – детский сад один»
инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ
Важнейшая цель, достигаемая в сфере инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями — это создание условий для успешной социализации, самореализации обучающихся на основе ориентации в мире ценностей, в себе самом и в своих возможностях, а также улучшение уровня жизни семьи.
Субъект-субъективное взаимодействие в адаптивной образовательной системе ориентировано на приспособлении ДОУ к возможностям и особенностям обучающихся,а не на приспособление ребенка к требованиям дошкольного учреждения: детский сад для всех детей, а не дети для детского сада.
Инклюзивная практика работы с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями в МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка» началась в 2016 году.
Мы считаем рациональным постепенное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Поэтому приняли решение об организации различных структурных подразделений в дошкольном учреждении.
• Консультативный пункт — «точечная инклюзия», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке
• Группа кратковременного пребывания — «частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
• Группа комбинированной направленности — вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
В рамках работы консультативного пункта В МАДОУ оказывается психолого-педагогическая помощь родителям детей с ОВЗ по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста, содействие в социализации детей с особенностями в развитии и их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.
Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями развития дети с РАС и другими ментальными нарушениями в развитии нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, у них отсутствует интерес к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Например, с аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ подразумевает совместную работу логопеда, психолога, других специалистов, воспитателей, а также активное взаимодействие с родителями. С целью организации психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и формирования педагогической культуры родителей в нашем ДОУ был организован и проведён круглый стол для родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями.
Мной был представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с целью ознакомления родителей с формами и методами работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения и детьми с РАС. Презентация проходила в форме демонстрации видеофрагментов занятий. Родителям были предложены рекомендации по выбору адекватных способов взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии. Целью мероприятия стало ориентирование родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком. Общение проходило в свободной непринуждённой форме и способствовало созданию атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности. С целью повышения эффективности работы проводилось изучение уровня удовлетворённости родителей организацией и содержанием работы по вопросам внедрения инклюзивного образования в ДОУ. Результаты опроса родителей свидетельствуют об их удовлетворенности работой всего педагогического коллектива в целом.
За период с 2016 года наблюдается динамика улучшения развития детей с различными нарушениями. Хочется отметить положительную динамику в развитии социально-коммуникативных навыков. Дети идут на контакт, понимают инструкцию педагога, если она излагается более детально, нуждаются в повторении инструкции, частично выполняют предложенные задания. У детей появились любимые занятия, снизилась общая и ситуативная тревожность. Практика показала, что наиболее эффективными средствами в коррекционной работе с детьми являются: индивидуальная игротерапия, психогимнастика, песочная терапия, релаксационные игры и упражнения, игры по развитию психомоторики.
После проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми произошли динамические изменения в развитии познавательной сферы.
Оценка результатов освоения обучающимися с РАС и другими ментальными нарушениями программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с РАС и другими ментальными нарушениями программы коррекционной работыиспользуются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика (итоговая).
Поведение детей с РАС и другими ментальными нарушениями довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум, например, у детей с РАС аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, некоторых детей не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь дети с ОВЗ очень нуждается в поддержке.
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики
Ольга Махалкина
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
Базовым понятием можно считать идею О. С. Газмана, автора техноло-гии индивидуализированного воспитания, о том, что психологическая поддержка и сопровождение развития личности человека — есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, но и на его родителей, на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.
Система психологического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в том числе в условиях ДОУ является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме обучения, которое гарантирует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы, т. к. для большинства таких детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Помочь это сделать призван педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивноеобразование являются:
2. Развивающая и психокоррекционная работа.
3. Психологическое консультирование.
4. Психологическое просвещение.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике,которая предполагает обеспечивать:
— своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
— определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обуслов-ленных недостатками в их психическом развитии;
— планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Здесь следует пояснить, что под ИОМ ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
ИОМ содержит разделы по развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребёнка и развитию межличностных отношений. Индивидуальный маршрут реализуется через проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в рамках работы ПМП консилиума);
Не менее важным направлением является консультирование и просве-щение родителей. Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда. Работа по данному направлению обеспечивает оказание помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т. д.
Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организует мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции родителей, их включению в решение коррекционно-воспитательных задач. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ).
Ещё одним немаловажным направлением работы является консультирование педагогов ДОУ по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком. Конкретные формы психологического просвещения педагоговмогут быть разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т. д.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей де-тей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Большая роль в работе педагога-психолога отводится и организационно–методическому направлению, которое включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс и значительная роль здесь отводится психологу дошкольного учреждения.
1. Алехина С. В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методиче-ское пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М. : МГППУ, 2012. — 156 с.
2. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Ди-ректор школы. — 2007. — № 3. — с. 51—58
3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М. : Айрис-Дидактика, 2004.
4. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога- практика) — М. : АРКТИ, 2005.
5. Информационно-методический портал по инклюзивному и специаль-ному образованию «Образование без границ» www.edu-open.ru
Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.
Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
Наталья Беляева
Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога
в условиях инклюзивного образова ния[/i]
1. Современное состояние инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Восемь принципов инклюзивного образования:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностям и (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
• Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
• Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
• Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
• Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
• Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Рассмотрев условия реализации инклюзивного образования в системе высшего образования Российской Федерации, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:
1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно разработана, в частности в законе «Об образовании» дано его точное определение и область применения, что способствует его внедрению в учебных организациях всех уровней. Однако на региональном уровне нормативно-правовая база разработана недостаточно.
2. Неприспособленность условий и неполный охват потребностей учащихся с инвалидностью, а также отсутствием учета по категориям.
3. При внедрении инклюзивного образования стоит учитывать дифференциацию образовательных сред и условий, разницу в направлениях подготовки, организационных формах, источниках финансирования образовательных учреждений.
4. Важным условием для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью является использование средств электронного обучения и доступность дистанционного образования в учебных заведениях, однако, это может являться и препятствием для общения и социализации инвалидов.
5. Учащимся с особыми образовательными потребностями необходима адаптированная учебная программа и учебный план, включающие индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин.
6. Необходимо проектирование и переустройство зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т. д.
7. Требуется использование специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.).
8. Для обеспечения финансирования необходимо привлечение общественных и спонсорских организаций.
9. Педагоги и сотрудники должны иметь подготовку для общения с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, быть готовыми оказать поддержку в образовательном процессе и подстраиваться под особые потребности каждого учащегося.
10. Необходимо внедрение психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.
11. Важным компонентом образовательной среды являются взаимоотношения внутри коллектива учащихся; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах, что связанно с культурой коллектива, зрелостью учащихся, отношением педагогов и общества, проведением пропагандистской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.
12. Для внедрения включенного обучения в учебных заведениях необходимо формирование единой системы и образовательной политики, создание единых образовательных стандартов и механизмов инклюзии.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
2. Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
Цель сопровождения: Создание условий для социальной адаптации ребёнка-инвалида в образовательном учреждении. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы
• Оказание помощи в преодолении социально- эмоциональных проблем, формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков.
• Организация и осуществление коррекционно- развивающей работы с ребёнком-инвалидом.
• Прогноз и профилактика трудностей в обучении.
• Мониторинг динамики развития ребёнка.
• Помощь в выборе образовательного маршрута, профессиональное самоопределение
• Рекомендательный характер советов сопровождающего.
• Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка». Непрерывность сопровождения.
• Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, владеющих единой системой методов.
Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения:
• составление индивидуальных учебных планов,
• планирование индивидуальных образовательных траекторий
• Оценка уровня и особенностей развития ребёнка, его поведения (коммуникативная, эмоционально-волевая сферы).
• Оценка ресурсных возможностей ребёнка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности
• Оценка возможностей социальной адаптации в детском обществе и в ОУ в целом.
• Стартовая и текущая психолого-медико- педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им программы
• Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами, единых для всех участников образовательного процесса;
• Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;
• Консультирование учащихся по выявленным проблемам;
• Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и социально-правовым вопросам.
Цель: организация информационно- просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
• Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде
• Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.
• Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Преодоление пассивности.
• Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям : осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т. д.
Формы и методы работы
Методы психологической реабилитации:
•Беседы, индивидуальные психологические консультации,
•Ролевые игры, тренинговые упражнения,
•Группа психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.
Работа с родителями:
•Классные и общешкольные собрания,
•Лекции, родительские тренинги,
Планируемые результаты сопровождения детей-инвалидов:
• Успешность овладения детьми- инвалидами образовательной программой.
• Отсутствие пропусков без уважительной причины.
• Положительная динамика психосоматического здоровья, снижение заболеваемости.
• Наличие друзей у детей-инвалидов среди детей группы или одноклассников.
• Участие данных учащихся в коллективных видах деятельности.
• Улучшение у здоровых детей учебных возможностей, развитие толерантности, активности, самостоятельность
Литература:
1. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.
2. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
Консультация «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях» «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях». Подготовила Кузнецовой А. Н. МБОУ ДО «ЦРТДЮ»,.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными.
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми «группы риска» в условиях ДОУ Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным.
Памятка «Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС» памятка:Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС (для печати на листе А4 с двух сторон) С руководителем.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.
Создание психологически безопасной образовательной среды для адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ.
Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.