инновации в коммуникационных практиках в сфере рекламы и связей с общественностью
Каким будет рынок PR через пять лет: главные тренды до 2025 года
Рынок связей с общественностью сильно изменился за последние несколько лет и прямо сейчас переживает очередную трансформацию. Его функция — доносить ключевые сообщения до целевых аудиторий — осталась прежней, но появились новые современные инструменты. Так, сначала к пиарщикам примкнули блогеры в Facebook и Instagram, затем лидеры мнений начали объединять единомышленников в чатах Telegram и делиться развлекательным контентом в TikTok, а 2021 год начался с ажиотажа вокруг голосовой соцсети Clubhouse. Можно ли ожидать, что в ближайшие пять лет новые каналы коммуникации потеснят привычные? Каких еще изменений стоит ждать в ближайшее время? Разбираемся вместе с Аскаром Исаевым.
1. Бренды будут быстрее осваивать новые каналы коммуникации
Соцсети, текстовые и голосовые форматы общения с нами надолго. История с Clubhouse показала, что иногда достаточно одной фразы, сказанной правильным человеком (Илон Маск и здесь «запустил ракету», но информационную), чтобы миллионы людей открыли для себя еще один способ коммуникации. Чем быстрее бренды адаптируются к новым каналам, тем успешнее они будут. Опыт прошлых лет показал, что на освоение YouTube и социальных сетей у многих из них уходило в среднем пять-десять лет, каналов в Telegram — около двух лет. С приложением Clubhouse время принятия решений сократилось до нескольких недель, а иногда счет шел и вовсе на дни. Теперь бренды, видя новые способы распространения информации, стремятся как можно быстрее использовать их для общения со своей аудиторией, минуя посредников.
2. Усилится конкуренция между фрилансерами и агентствами
Пандемия стала мощным драйвером роста рынка PR-фриланса. В 2020 году портал FL.ru, IT-холдинг TalentTech и НИУ ВШЭ исследовали рынок фриланса и выяснили, что 13% компаний из сферы рекламы, маркетинга и PR регулярно пользуются услугами фрилансеров. Очевидно, их доля будет расти и дальше, а мы станем свидетелями кардинального перераспределения сил на рынке массовых коммуникаций. Одновременно появятся новые модели взаимодействия между клиентами, агентствами, журналистами и независимыми фрилансерами.
Пиарщики и журналисты, вдохновленные успешными примерами у коллег из других индустрий, будут также предлагать свои услуги на свободном рынке. Отчасти этому способствует цифровизация в государственном секторе: стать ИП возможно за один день, не выходя из дома, а платить налоги и выставлять счета клиенту можно самостоятельно, не обращаясь за помощью к бухгалтеру. Пандемия, бесплатные и простые в использовании приложения для общения по видео (например, такие как Zoom), повышение лояльности к общению в онлайне, — все это привело к тому, что границы между государствами перестали восприниматься как ограничение, и сегодня как никогда легко нанять сотрудника из любой страны мира.
У агентства Altezza был опыт создания рабочей команды под проект, где клиент и аккаунт-группа находились в Москве, креативный директор (фрилансер) — в Амстердаме, а главный дизайнер (тоже фрилансер) — в Нью-Йорке. Уже есть успешные агентства «одного генерального директора», которые ведут несколько клиентов только с помощью проектных фрилансеров.
Значит ли это, что фрилансеры вскоре вытеснят PR-агентства? Нет, скорее это будет «coopetition» — сотрудничество в конкуренции. Другими словами, выживут те фрилансеры и агентства, которые научатся находить общие точки роста. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим появление неких «творческих союзов», созданных под конкретные проекты и способных выигрывать тендеры. Но для продолжительного ведения клиента, вероятно, все-таки нужны будут системы и иерархии, которые трудно выстроить в равноправных партнерствах, поэтому здесь преимущество на стороне агентств.
3. Управлять сообществами будут профессионалы
Мы непрерывно следим за новыми профессиями, которые появляются на рынке массовых коммуникаций: это, например, человек, пишущий биографии в соцсетях и приложениях. Скоро появится еще одна профессия — менеджер по управлению сообществами, он же community-менеджер. Он будет управлять группами экспертов, лидеров мнений и пользователей в определенных сообществах. Такой профессионал будет знать этих людей, регулярно с ними общаться и налаживать контакт. А они, привыкнув доверять community-менеджеру, будут прислушиваться к его мнению и принимать от него контент.
Ценность такого менеджера тем выше, чем более уникально сообщество, которым он может управлять. Например, менеджер по управлению сообществом офтальмологов Санкт-Петербурга получит за свои услуги больше, чем специалист по работе с топ-стилистами ведущих московских салонов красоты. Мы наблюдаем нечто похожее в работе community-менеджеров в туристическом секторе. Там их функции выполняют travel-менеджеры, которые много лет лично знакомы и дружат с представителями индустрии и ведут с ними регулярную работу.
4. Ключевые сообщения брендов будут упрощаться
Я начинал рекламную карьеру с «наружки». Кроме черно-желтых цветовых схем мы регулярно пользовались классическим «правилом трех секунд»: у любой поверхности есть только три секунды, чтобы донести свое сообщение до прохожего или водителя. За последние 20 лет это правило сократилось до «правила полсекунды», а еще через пять лет мы будем говорить уже о миллисекундах.
У целевых аудиторий все меньше времени на то, чтобы осознать сложные, «большие идеи», поэтому бренды будут выстреливать только за счет четких и понятных сообщений. Все, что сложно воспринимается и требует больше секунды на осознание, не сможет выжить в современном коммуникационном ландшафте. И наоборот, цениться будут доступные, понятные и соответствующие ценностям целевой аудитории месседжи. Мы, например, всегда проверяем идеи «на бабушке»: попробуй объяснить новую идею своей бабушке, и если она ее поймет, то все отлично — целевая аудитория ее воспримет.
5. Вырастет сектор коммуникации по корпоративной социальной ответственности
Общество становится все более прозрачным и требует от бизнеса отчета о его деятельности. В ближайшее время деятельность бизнеса в контексте корпоративной социальной ответственности станет более сложной и будет требовать больше инвестиций. Так, компании-члены IPREX сообщают, что за последний год их клиенты стали чаще интересоваться разработкой кампаний в области охраны окружающей среды и социальной сферы.
6. Сотрутся границы между нативной рекламой и «настоящими журналистскими материалами»
В 2013 году стала популярна модель PESO — формат стратегического планирования интегрированных маркетинговых коммуникаций. Она заключается в разработке единой коммуникационной стратегии для четырех каналов:
В течение следующих пяти лет вырастет роль оплаченных публикаций. Как бы ни было стыдно старой гвардии «белых пиарщиков», увеличится количество спонсорских выходов. Сегодня это вопрос выживания — площадкам постоянно требуется финансовая подпитка, и бренды могут ее дать.
Прямая реклама тоже работает, но ее недостаточно, чтобы увлечь целевую аудиторию. Иногда у клиента просто нет времени на настоящую медиа-работу, но требуется срочно «закрыть дыру». Со своей стороны, издания и агентства попытаются сделать так, чтобы рекламный контент еще более органично вписывался в контекст, был более нативным. Когда границы между рекламой и PR размоются еще больше, только эксперты рынка смогут уловить разницу между ними.
О программе
Наша цель – подготовка высококлассных специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью, знающих теоретические и практические аспекты массовых и специальных коммуникаций; владеющих технологиями новых медиа, рекламы, PR, а также технологиями создания и управления медиаконтентом; владеющих навыками медиапланирования, управления проектами, проведения маркетинговых исследований. Речь идет как об универсальных специалистах по управлению интегрированными коммуникациями, так и об узконаправленных специалистах в области рекламы, PR и новых медиа.
Теоретическая база в сочетании с прикладными дисциплинами, топовые специалисты-практики в роли преподавателей, проектная деятельность и практика в ведущих коммуникационных агентствах, мастер-классы экспертов индустрии и участие в профильных конкурсах и фестивалях – все это дает студентам возможность раскрыть творческий потенциал и стать ведущими специалистами в сфере коммуникаций.
В рамках программы обеспечен процесс, основанный на взаимодополнении теоретических и практических занятий, мастер-классов ведущих специалистов в сфере рекламы и PR. Основной упор при этом делается на технологии коллективного освоения преподаваемого материала и ролевого участия в реальных проектах.
Специализации:
Особенности программы
Многие дисциплины программы носят прикладной характер. Уже с первого курса наряду с теоретической подготовкой бакалавры получают широкие практические навыки. Студенты разрабатывают коммуникационные стратегии, организуют работу мобильных пресс-служб, составляют контент-планы для ведения «пабликов» – тематических сообществ в социальных сетях, создают концепцию персонального бренда и т.д.
Такой способ организации учебного процесса позволяет студентам напрямую взаимодействовать с заказчиками, подрядчиками и СМИ. Также программа предлагает курсы по новым направлениям: Big Data в коммуникациях, Storytelling, Interpersonal Communications.
В конце второго курса бакалавры выбирают специализацию для углубленного изучения: реклама, связи с общественностью, коммуникации в цифровой среде, ивент-менеджмент, исследования в коммуникациях, маркетинг, культура и коммуникации.
Помимо дисциплин в рамках образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» студенты выбирают дополнительную образовательную траекторию сверх подготовки по основному образовательному направлению – блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного направления (экономика, менеджмент, социология, культурология, психология и т.д.), что расширяет перспективы профессионального роста и дает возможность получения альтернативной профессии.
После второго курса студенты проходят учебную практику, в рамках которой знакомятся с особенностями работы специалистов по коммуникациям, рекламе и PR, после третьего курса – производственную практику, участвуя в проектах коммуникационных агентств и рекламных компаний.
Места прохождения практики
Коммуникационное агентство SPN Communications, компания развития общественных связей (КРОС), коммуникационное агентство FleishmanHillard Vanguard, коммуникационная группа Dentsu Aegis Network Russia, коммуникационная группа TWIGA, агентство «Социальные сети» SNMG, коммуникационная группа iMARS Group.
У кого я буду учиться?
Преподаватели программы – специалисты-практики, занимающие руководящие должности в топовых компаниях и рекламных/pr/event/digital коммуникационных агентствах. Они являются признанными экспертами в сфере коммуникаций, победителями международных профильных премий. Опыт, уникальные кейсы и экспертиза наших преподавателей, позволяют студентам приобрести комплексное понимание процессов и механизмов коммуникационной индустрии.
5 причин изучать рекламу и связи с общественностью в Вышке
Во-первых, одна из сильнейших образовательных программ в России, признанная практиками и экспертами отрасли/рекламной индустрии.
В 2015 году образовательная программа НИУ ВШЭ «Реклама и связи с общественностью» второй раз стала победителем рейтинга вузов Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
Студенты ежегодно становятся победителями и лауреатами молодежных, студенческих фестивалей и конкурсов в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью — «Молодые креаторы», Portfolio Review Международного фестиваля рекламы Red Apple, конкурса коммуникационных проектов Eventиада Awards, «Масс-медиа перспектива», PolitPRpro, фестиваль Youngsters, Young Glory и многих других.
Выпускники программы работают в крупнейших компаниях и коммуникационных агентствах: PricewaterhouseCoopers Russia BV, «Инстинкт», «Яндекс», Fleishman-Hillard Vanguard, Ogilvy Group Russia, OMD Media Direction (BBDO), MediaCom (BBDO), Аналитический центр «Видео Интернешнл», ООО «Российская коммуникационная группа», Международная коммуникационная группа DDB Russia, Havas Worldwide и др.
Во-вторых, три востребованных на рынке труда специализации.
На образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» ведется подготовка по трем направлениям: «Реклама», «Связи с общественностью», «Новые медиа». И если с первыми двумя абитуриентам, скорее всего, все понятно, то «Новые медиа», как правило, вызывают вопросы: что это и кого там готовят? Отвечаем: это специализация для людей, для которых социальные сети — не развлечение, а территория ведения бизнеса, для тех, кому интересны особенности рекламы и связей с общественностью в Интернете, интернет-маркетинг и т.д.
Специализацию студенты выбирают в конце второго курса в зависимости от своих интересов. Поэтому начиная с третьего года обучения на каждом из направлений появляются узкоспециализированные «профильные» учебные курсы.
В-третьих, лучшие преподаватели-практики.
На образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» преподают ведущие специалисты в сфере коммуникаций. Это люди из бизнеса, они знают, как он устроен и остаются в курсе последних тенденций в своей профессиональной области. Вот далеко не полный список преподавателей: Виталий Еремин — директор по развитию РБК, Вячеслав Масенков — CEO новостного агрегатора Anews, Елена Фадеева — генеральный директор агентства Fleishman-Hillard Vanguard, Антон Москаленко — сооснователь и COO в crowdsourcing.ru. А возглавляет департамент интегрированных коммуникацийНИУ ВШЭ Сергей Зверев, президент одного из крупнейших коммуникационных агентств России — «Компания развития общественных связей».
В-четвертых, знакомство с профессией с первых дней обучения.
Особое место на программе уделяется проектному обучению. С первого курса студенты вовлечены в работу над реальными проектами. Так, в начале этого года первокурсники приняли участие в подготовке VI международной конференции «Повышение эффективности социальной рекламы в России». Они решали самые разнообразные профессиональные задачи — от написания пресс-релизов до поиска спонсоров.
Кроме того, у студентов есть возможность войти в оргкомитеты Московского международного фестиваля социальной рекламы «LIME», Российской недели маркетинга, Форума «Открытые инновации» (Технополис), выставки «Бал роботов» и других мероприятий в области коммуникаций.
В этом году студенты программы также приняли участие в разработке и реализации проектов для МЧС России, Национального фонда развития здравоохранения России, Компании развития общественных связей, Центра социальных проектов «Молодежный интеллектуальный ресурс».
Наконец, они являются постоянными участниками образовательных проектов департамента: «Guest speaker Talk: диалоги о коммуникациях» — серии встреч профессионалов из разных отраслей и сфер деятельности, среди которых известные политики, ученые, художники, профессионалы в области коммуникаций и новых медиа, и «Brown Bag seminar» — неформальной встречи с представителями компаний, на базе которых студенты проходить практику или стажировку.
В-пятых, практика в лучших рекламных агентствах.
Студенты программы проходят практику и стажировку в крупных коммуникационных агентствах и холдингах, а также в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях, структурных подразделениях НИУ ВШЭ.
Учебная практика включает в себя посещение студентами партнерских кампаний, таких как КГ TWIGA, КРОС, Dentsu Aegis Network Russia, Яндекс, «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) и проведение мастер-классов от ведущих специалистов этих организаций, а также выполнение учебного задания по реальным кейсам компаний.
Производственная практика студентов проходит по месту будущей или настоящей работы (28%) или стажировки (18%). Среди них — PricewaterhouseCoopers Russia BV, ЗАО «Инстинкт», Havas Worldwide, Progression Group, PR Patner, КРОС, SPN Communications, TWIGA, TBWA Moscow и др.
Ребята активно участвуют в деятельности студенческого коммуникационного агентства «С.А.Д.И.К.», работают с реальными брифами от заказчика, разрабатывают коммуникационные стратегии, ведут официальные страницы департамента в социальных сетях. Результаты работы студентов программы были высоко оценены профессионалами — в 2015 году сайт департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ занял первое место в конкурсе «Лучший сайт кафедры маркетинга, рекламы и PR», организованного Ассоциацией Коммуникационных Агентств России при участии кафедры маркетинга и рекламы РГГУ.
Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере
Учит профессионально формировать имидж бренда, фирмы, человека.
Оставить заявку Узнать, как поступить
Описание специальности
Профессии в маркетинговой и рекламной отрасли прочно обосновались в топ-10 востребованных в стране. Получить глубокую теоретичную базу и уверенные практические навыки творческого профиля можно в Московском университете им. С. Ю. Витте. Дистанционно – без поездок в университет – студенты осваивают 100% образовательной программы.
Подать документы в МУИВ можно по окончании 11 классов школы, колледжа, вуза (второе высшее образование). Выпускники школы поступают с результатами ЕГЭ по профильным предметам, выпускники ссузов и вузов при поступлении сдают внутренние экзамены вуза.
Что изучают студенты на курсе
Задача специалиста – создать, а потом поддерживать положительную репутацию компании, бренда, отдельного человека. Для этого проектируется связь между фирмой и обществом через PR и маркетинг. Анализируются факторы и события, которые могут положительно повлиять на развитие имиджа.
Чему учат студентов:
Студенты овладевают инструментами работы с разными целевыми группами общественности.
VUZ24 – помощник в онлайн-обучении
Гарантируем оформление и поступление в любом возрасте, из любой точки России.
Оставьте свои данные в форме на сайте. Через 10 минут перезвоним и подробно проконсультируем.
Технологии рекламы и связей с общественностью в маркетинге
Скопировать в буфер библиографическое описание
Добавить в избранное
В учебнике подробно представлены связи с общественностью (PR) и реклама как важные массовые социальные коммуникации, одна из функций управления и системная маркетинговая коммуникация, раскрыты психологические основы PR и рекламы, рассмотрено множество технологий, методов и приемов информационно-психологического воздействия в рекламных и PR-коммуникациях. Работа обобщает огромное количество литературных источников, авторские материалы, исследования и разработки по проблеме проектирования и реализации PR-кампаний в рамках ИМК и программ продвижения на рынках товаров/услуг/идей. Содержит ценный практический материал для самостоятельной работы в форме кейсов и ситуационных задач. Работа имеет междисциплинарный характер. Первое издание книги стало победителем международного конкурса в области общественных связей PROBA-IPRA Golden World Awards как «Лучшая работа по теории PR». Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Рекомендуется студентам всех специальностей, прежде всего экономических и гуманитарных, может быть полезна руководителям, специалистам в области связей с общественностью, рекламы, внутренних и внешних коммуникаций, управления персоналом, маркетологам всех специализаций, психологам, социологам, а также всем интересующимся массовыми социальными коммуникациями, миром рекламы и PR.