инновационные методики обучения иностранным языкам
Инновационные формы и методы обучения иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учитель английского языка
МОУ «Павловская СОШ», Каргопольский р-н
Инновационные формы и методы обучения
на уроках иностранного языка
В настоящее время мы часто говорим о применении на уроках инновационных форм и методов обучения. Современные педагогические технологии помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей и их уровня обученности.
Инновационные методы в образовании – педагогические приёмы и методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение результативности обучения, развитие у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения.
Необходимость использования современных образовательных технологий в процессе обучения обусловлена рядом причин:
Большой поток информации трудно поместить в рамки школьной программы, кроме того, информация может устаревать быстрее, чем ученик окончит школу. Без умения обновлять оперативную часть своего коммуникативного, социального, интеллектуального опыта ученик не будет полноценно подготовленным выпускником.
Отпадает необходимость перегружать память школьника истинами «про запас», т.к. существуют хранилища информации иной природы. Надо только научить ребёнка пользоваться ими.
Необходима модернизация способов преподавания школьных предметов: нужен человек, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Таким образом, на первый план выходит деятельностный аспект образования, предполагающий формирование и развитие целостного опыта решения проблем.
Основными инновационными методами в образовании являются:
— методы проблемного и проектного обучения,
— метод «мозгового штурма»,
— метод творческих заданий и др.
В процессе использования современных образовательных технологий от ученика требуется и постановка самой задачи, и проектирование, и оценка опыта, и рефлексия, и контроль эффективности собственных действий. Словом, не усваиваются готовые знания, а прослеживаются условия его происхождения.
Так как главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных навыков, обучение практическому овладению иностранным языком, то учитель должен выбрать необходимые методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свои активность и творчество в процессе обучения. Решить эти задачи и позволяет эффективное использование инновационных технологий на уроках иностранного языка.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на образовательной технологии «Метод проектов».
Технология проектного обучения не является принципиально новой в мировой педагогике. В её основе лежат идеи американских философов о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. Метод проектов опирается на собственный путь преодолений затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.
Суть метода проектов заключается в том, чтобы развивать познавательный процесс ученика, его умение самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве и посредством проектной деятельности, предусматривающей решение одной или нескольких проблем, видеть практическое применение своих знаний.
Таким образом, метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом. Добиться такого результата можно только тогда, когда у школьников будут сформированы самостоятельность мысли, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных предметных областей, способность прогнозировать последствия вариантов решения.
Активно участвуя в учебном процессе в рамках проектной деятельности, ученики вносят личный вклад в выбор темы и вида проектной работы, планирование её этапов, а также способы презентации конечного результата.
Вот те факторы, наличие которых может стимулировать интерес учащихся к выполнению того или иного проектного задания:
эго-фактор, который предполагает возможность для обучающихся говорить о своих планах, идеях, взглядах
Очевидно, что проектная деятельность, в первую очередь, направлена на создание какого-либо нового продукта. Вместе с тем, сам продукт – всего лишь один из необходимых компонентов проекта. С методической точки зрения существуют три основных этапа реализации метода проектов:
— мотивация (определение темы, учащиеся уточняют информацию)
— целеполагание (выявление проблемы и пути её решения)
— планирование (выбор рабочих групп, распределение ролей, определение источников информации)
— принятие решений (обсуждают, выбирают оптимальный вариант
способа реализации проекта)
— выполнение проекта (сбор информации, творческая переработка, оформление)
— проверка и оценка результатов (самоанализ, самооценка, оценка и анализ со стороны учителя)
Применение метода проектов в практике преподавания в общеобразовательной школе предполагает соблюдение следующих основных требований:
наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
ориентация на самостоятельную деятельность учащихся.
Учебный проект с точки зрения учащихся – это:
возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности;
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, направить свои знания и умения на решение проблемы;
деятельность, результат которой носит практический характер, имеет важное значение для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это:
дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, формировать следующие умения:
— ставить цель и планировать собственную деятельность;
— готовить материал для проведения презентаций хода своей деятельности;
— самоанализ и рефлексия.
Как и у всех видов деятельности у метода проектов есть свои плюсы и минусы.
Плюсы проектной деятельности:
+ интерес к познавательной деятельности
+ умение работать в команде
Минусы проектной деятельности:
— возрастание нагрузки на учеников и учителя
— языковые трудности при изложении материала
— психологические, коммуникативные проблемы
Тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы и потребности. В современных УМК по английскому языку проектом заканчиваются каждая тема или раздел учебника. Так, для обобщения знаний и умений авторы УМК «New Millenium English», «Spotlight» предлагают учащимся изготовить рекламный плакат или буклет, семейный журнал, написать статью, провести пресс-конференцию со знаменитостями, создать видеофильм, радиопрограмму, музыкальный хит-парад и многое другое.
Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Любая образовательная технология предполагает формирование у педагога методики целостного видения учебного процесса по предмету. Инновационные формы и методы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный климат на уроках иностранного языка.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж-л «Иностранные языки в школе», 2000, №№ 2,3
Доклад на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым
«Крымский многопрофильный колледж»
Доклад на заседании цикловой комиссии
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В высших учебных заведениях предпочтение отдается активным методам обучения, которые направлены на формирование у студентов самостоятельности, гибкости, критичности мышления. Самым мощным источником познавательной активности студентов, развития их творческих способностей, интересов, умений, навыков и других интеллектуальных характеристик являются сегодня новые инновационные технологии.
Знание иностранного языка (английского особенно) делает специалиста любой области более конкурентоспособным на рынке труда. Образовательная роль иностранного языка связана с возможностью приобщиться к источникам информации, своевременный доступ к которым практически закрыт при незнании языка, с расширением общего и профессионального кругозора, с овладением навыка общения с зарубежными коллегами, с повышением культуры речи. Воспитательный потенциал реализуется в готовности содействовать налаживанию межкультурных связей, относиться с пониманием к духовным ценностям других народов.
Неоценимую помощь студентам в овладении иностранным языком способен оказать Интернет. Всемирная сеть представляет уникальную возможность для изучающих пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду, и формировать способность к межкультурному взаимодействию. Доступ к информационной сети Интернет стимулирует стремление к свободному владению иностранным языком. Интернет как средство доставки информации особенно актуален для самостоятельной работы студентов во внеурочное время, поскольку тратить на это аудиторные занятия вряд ли целесообразно. У обучающихся при работе в Интернете формируются умения самостоятельно приобретать знания, навыки работы с большими объемами информации, навыки анализа информации; умения видеть и решать возникающие проблемы.
В учебном процессе интерес представляет комплекс, включающий как “оперативное” получение информации, так и диалог, реализующий процесс управления обучением. Разнообразные задания в режиме индивидуальной работы в Интернете впоследствии с успехом используются при групповой работе на аудиторных занятиях. Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному языку позволяет эффективно решать ряд дидактических задач, а именно:
1) совершенствовать навыки чтения;
2) пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка;
3) совершенствовать навыки монологического и диалогического высказывания, обсуждая материалы сети;
4) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности в процессе обсуждения проблем, интересующих всех и каждого.
Исключительные возможности в процессе обучения иностранному языку Интернет представляет для овладения средствами общения в письменной форме, обеспечивая возможность реализации коммуникативного подхода к обучению письменным видам речевой деятельности. В целях обучения иностранному языку используется как свободное общение в сети, так и общение в режиме электронной почты.
Оснащение учебных заведений компьютерами позволяет активно внедрять в преподавание иностранных языков компьютерные программы. Практика показывает, что они имеют определенные преимущества перед традиционными методами обучения. Компьютерные программы обеспечивают большую информационную емкость, интенсификацию самостоятельной работы каждого обучающегося, создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого, повышение познавательной активности студентов, а также усиление мотивации.
Современные компьютерные средства позволяют создавать новые компьютерные программы как обучающие, тренировочные, так и контролирующие. Такого рода программы создаются в специальных учебных целях и широко используются в процессе самостоятельной и домашней работы при изучении иностранного языка. При самостоятельной проработке материала использование компьютера обеспечивает: 1) свободный режим работы, 2) неограниченное время работы, 3) исключение субъективных факторов, 4) максимальную поддержку при овладении иностранным языком. Компьютерные средства контроля повышают эффективность самостоятельной работы, оперативность в получении результата, увеличивают объективность оценки на 20-25%.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что компьютерная форма обучения не нарушает основные закономерности учебного процесса, а открывает реальные перспективы совершенствования организации процесса обучения.
Все компьютерные средства обучения ориентированы на реализацию эвристических методов обучения, которые стимулируют творческую активность обучающихся, побуждая их к самостоятельному выбору собственной стратегии решения задач.
Таким образом, информационные технологии способствуют повышению эффективности процесса обучения, его индивидуализации, активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся, создают оптимальные условия для творческого использования информации в самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Использование компьютеров способствует оптимизации управления обучением, повышению эффективности учебного процесса, значительно экономит время преподавателя на работу с учебными материалами, упрощая их поиск, анализ и отбор и обеспечивает возможность внедрения новых организационных форм обучения.
Концепция модернизации современного образования определяет новые социальные требования к системе образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Модернизация содержания образования на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимися и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На занятиях английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас обучающихся; формировать мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Обучающиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент.
Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является обучению свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.
Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать обучающимся проблему или вопрос для обсуждения, причем студенты не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что студенты самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов формирует у обучающихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга. Обучающиеся работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на занятии.
Но хотелось бы обратить внимание на тот факт, что на современном этапе наряду с преимуществами существуют еще и некоторые проблемы. В Интернете сделаны лишь первые шаги по созданию электронных учебных курсов. По сложности эта работа приравнивается к написанию традиционного учебника. Кроме того, еще не создана типология упражнений для работы с Интернетом. Большинство лексических и грамматических упражнений являются однообразными. Все эти проблемы необходимо решить в ближайшем будущем.
Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаться мобильностью и динамизмом.
Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать студенту основные базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации обучения иностранному языку.
Тем не менее, в соответствии ФГОС в дидактический материал включены основные развивающие темы и темы, связанные с будущей профессией студента.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательном процессе. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.
Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры студента, обучение практическому овладению иностранным языком.
1) Создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество.
2) Активизировать познавательную деятельность студента в процессе обучения английскому языку.
В своей работе применяю современные педагогические технологии такие как:
информационные технологии и интернет ресурсы,
технология интерактивного обучения,
обучение в сотрудничестве,
которые помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обучения.
Сценарно – контекстная технология.
Чтобы научить общению на иностранном языке, в частности, английском нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации, то есть то, что называется принципом аутентичности общения, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Она основана на принципах делового общения. Например, на уроке по теме « Средства массовой информации» студенты должны овладеть лексическим и грамматическим материалом по изучаемой теме, уметь высказываться по проблеме на основе прочитанного или услышанного, выражать собственное мнение. И поэтому этот урок был разработан и проведен в рамках технологии контекстного обучения, которое предполагает включение двух основных компонентов: предметное содержание и социальный контекст, обеспечивающий способность работать в коллективе, быть патриотом и гражданином. На уроке реализуется принцип коммуникативной направленности и для его осуществления используются фронтальные, индивидуальные, парные и групповые формы работы. Используются ранее полученные знания для решения коммуникативной задачи при помощи коммуникативного метода, аудио-лингвистического и метода коллективного взаимодействия, а также игровых приемов и вышеперечисленных заданий.
Информационные технологии и интернет ресурсы.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают:
обучение диалогической и монологической речи
отработку грамматического материала.
Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке преподаватель вместе со студентами может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас студентов, формировать у студентов мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа, направленная на изучение возможностей студентов, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Также студенты могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д.
Интерактивная технология обучения.
Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:
а) Что будем делать? б) Как будем делать? в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог?
Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут делиться на:
10-11кл. (проф. классы) проект «Какие научные открытия сыграли наиболее важную роль в истории человечества»;
Прочитанный рассказ, басня – представление на сцене;
Плакаты по грамматике (единый цвет, размер, шрифт);
В работе обучающиеся непосредственно могут общаться с носителями языка. Это является мощной мотивацией для изучения языка. В этом случае в группах применяю различные виды игровой технологии- кроссворды, ролевые игры. Этому предшествует тематическая подготовка учащихся, повторение лексики, разговорных формул, фразеологических оборотов.
Проигрывается диалог, который составляется учащимися самостоятельно. Кроме темы лексики широко включаются разговорные формулы, приветствия, благодарности, предложения, отказ. Для более прочного усвоения лексики учащиеся диалога меняются ролями. Оценивается уровень знаний, творческий подход, профессиональное мастерство.
В зависимости от цели урока методы и приемы проведения урока должны быть разнообразными. Правильно выбранные методы обучения позволяют при наименьших затратах времени достичь наиболее высоких результатов.
Применение на уроках английского языка наглядных пособий и технических средств играет большую роль для развития навыков монологической и диалогической речи учащихся.