инновационные методы практики социальной работы
Инновационные технологии социальной работы
«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2013, N 4
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье раскрываются основные направления современных инновационных технологий социальной работы, подробно описываются их сущность, особенности, виды и принципы. Также выделяются положительные черты каждого из направлений с точки зрения работы по формированию, сохранению и развитию человеческих ресурсов организации.
Проектирование инновационных технологий в социальной сфере определяется прежде всего необходимостью использования приемов и методов инновационной деятельности, в результате которой рождаются и получают свое воплощение новые научно-практические идеи, подходы, инициативы. При этом происходят позитивные качественные изменения в различных сферах общественной жизни, что приводит к рациональному использованию материальных, духовных, социальных и других ресурсов.
Технология формирования здорового образа жизни работников
Здоровьесберегающие технологии приобретают все большее значение в социальной работе с персоналом организации. Состояние здоровья современного работника имеет тенденцию к ухудшению.
В целях полноценного использования инструментов социальной работы при формировании, сохранении и развитии человеческих ресурсов организации данная технология приобретает чрезвычайную значимость.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия работника.
Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в социальной работе с персоналом организации реализуется в различных формах:
— профилактические обучающие программы по технологии самосбережения для работников и специалистов по управлению персоналом;
— специальная коррекционная работа с работниками, входящими в группу риска;
— групповые коллективные семинары, проводимые тренером-специалистом, владеющим знаниями в области ортобиотики;
— организация социокультурной деятельности в организации по пропаганде самосберегающего поведения;
— организация досуга, туризма и отдыха с учетом положений ортобиоза, потребностей и пожеланий работников;
— подготовка и повышение квалификации специалистов по управлению персоналом по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма [3].
В рамках данной технологии в качестве основного инструментария осваиваются мини-технологии: рекреация (укрепление физического здоровья), релаксация (укрепление психического здоровья) и катарсис (система мер, укрепляющих нравственное здоровье человека, основанная на самоконтроле, ощущении совести). Работник получает знания по правильному построению режима рабочего дня, режима питания, движения, труда и отдыха. Получая конкретные рекомендации по структуре питания, способам релаксации, снятию напряжения на рабочем месте, повышению стрессоустойчивости, активизации жизненной энергии, работник учится понимать самого себя на телесном уровне восприятия, чтобы вовремя заметить возможные изменения, принять меры, внести необходимые коррективы в свой образ жизни.
Технология формирования здорового образа жизни работников является комплексной и включает диагностические процедуры, преобразование существующей ситуации, то есть поддержку и помощь, контрольную диагностику и профилактику.
Диагностическая процедура включает анализ физического, психического и нравственного состояния здоровья работника.
Преобразование предполагает проведение с коллективом организации курса практических занятий по теме самосбережения здоровья, который должен включать как теоретический материал, так и значительное количество тренингов.
Контрольная диагностика проводится с помощью пакета методик, использованных на диагностическом этапе.
1) предотвращение возможных физических, психических и социокультурных коллизий у отдельных работников и их групп в организации;
2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизнедеятельности работников;
3) формирование у работника потребности в самосбережении собственного здоровья;
4) содействие в достижении поставленных перед работником целей и раскрытии его трудового потенциала.
Необходимо отметить, что именно профилактика является самым перспективным направлением в рамках данной технологии социальной работы с персоналом, поскольку она предоставляет возможность коллективу организации стабильно развиваться, предупреждает появление конфликтов и стрессовых состояний, неудовлетворенность работников своей трудовой деятельностью, отсутствие стимулов и мотивов к работе. А значит, предупреждает крайние меры, такие как увольнение работников, высокие показатели текучести персонала.
Технология маркетинга в социальной работе
Маркетинговое сопровождение социальной работы с персоналом выполняет следующие функции:
— диагностическую (анализ существующих актуальных и потенциальных потребностей работников в социальном обеспечении и социальной защите);
— аналитико-прогностическую (выявление и учет в организации социальных групп и отдельных работников, относящихся к группе социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки; прогнозирование изменения существующих параметров);
— системно-моделирующую (определение характера, объема, форм и методов социальной работы, направленной на обеспечение социального благополучия работников);
— проектно-организаторскую (разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на удовлетворение потребностей работников в социальном обеспечении и социальной защите).
Маркетинговое сопровождение может быть внешним и внутренним, осуществляться постоянно или носить временный характер. Внешнее маркетинговое сопровождение на предприятии, организованное на базе органов управления социальной защиты населения, обеспечивает получение необходимой информации о соотношении государственных и негосударственных социальных служб на территории пребывания предприятия, специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг. Такие данные могут быть использованы для составления планов и программ социальной работы с персоналом.
Внутреннее маркетинговое сопровождение социальной работы в организации предполагает обеспечение организационного проектирования и реализацию программ оказания социальных услуг работникам.
Универсальный подход к описанию функций современного маркетинга позволяет выделить 5 блоков комплексных функций и ряда подфункций маркетинга применительно к системе социальной работы с персоналом:
1. Аналитическая функция включает изучение внешней среды организации, внутренней среды организации, потребностей и социальных проблем работников, рынка социальных услуг.
2. Инновационная функция включает определение и организацию разработки новых социальных программ и услуг, управление качеством и конкурентоспособностью социальных программ и услуг (мониторинг качества).
Исходя из экономической концепции маркетинга, социальная работа должна производить те услуги, которые пользуются спросом, то есть выполнять социальный заказ конкретных работников, с учетом их особых запросов и возможностей как представителей определенных социальных групп.
Данные, полученные в результате маркетинговых исследований, позволяют выявлять основные социальные потребности работников, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные меры социальной поддержки.
Маркетинговая среда организации (окружающая среда, в которой осуществляется ее деятельность) содержит как возможности, так и угрозы для осуществления мероприятий социальной работы, поэтому необходимо постоянно следить за текущими изменениями и приспосабливаться к ним. Своевременно предпринятые меры помогут организации избежать ряда социальных проблем или выгодно использовать сложившуюся ситуацию.
Технологии цикла и ритма в социальной работе
Проблемы циклической динамики развития организации привлекали внимание многих российских и зарубежных исследователей, которые увидели в циклическом методе огромный научный потенциал. Однако даже самые передовые достижения в циклической области далеко не сразу становятся достоянием широкой научной общественности [4].
Под теорией циклов понимается теория, исследующая закономерности формирования процессов в виде структурных циклов (ритмов) систем различного типа. В научной литературе циклические теории характеризуются как концепции социального развития, определяющим признаком которых является идея о постоянном и периодическом прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени общественными образованиями, аналогичными замкнутым циклам зарождения, подъема, упадка и гибели.
Циклизм обеспечивает возникновение нового при относительной повторяемости элементов старого.
Остановимся на принципах, содержащих основные, на наш взгляд, критерии, соблюдение которых необходимо для реализации циклического подхода в социальной работе.
1. Принцип циклической интерпретации предполагает циклический уровень описания социальных явлений:
— социальные явления рассматриваются как проявления циклической деятельности и поведенческой активности их участников;
— выявляется циклическая и ритмическая обусловленность поведения для объяснения группового и индивидуального поведения работников, направленного на решение социальных проблем и имеющего социально-технологический эффект;
— выявляется циклическая структура социального поведения субъектов и объектов социальной работы, в этих целях используются теория и методология циклической науки, что обеспечивает эффективный анализ социальной деятельности в организации.
2. Принцип циклического развития конкретизирует идею социального измерения циклических явлений:
— действия субъекта социальной работы в организации (руководства, сотрудников службы управления персоналом) рассматриваются в контексте истории взаимодействия этого субъекта и объектов как этап взаимодействия;
— для понимания цикличного своеобразия в развитии конкретного работника, для объяснения его поведения необходимо биографическое исследование жизненного пути, деятельности работника в организации на основе конкретных трудовых и социальных процессов. Для объяснения группового поведения выявляется общий для членов группы цикл жизненного опыта, производится социальная реконструкция моделей трудового и социального поведения и мировоззрения, свойственных представителям данной группы работников.
3. Принцип циклического измерения конкретизирует идею гуманитарного измерения циклического процесса:
— социальные, политические, экономические и культурные события, происходящие в организации, сама социальная работа с персоналом оцениваются с точки зрения их циклической повторяемости.
4. Принцип циклического эффекта оформляет приоритетную для исследований социальную область:
— социальная работа с персоналом оценивается с точки зрения циклических последствий, того влияния, которое она оказывает на характер и направленность действий работника или группы работников, условия их жизнедеятельности в организации;
— изменение социальной среды организации можно представить как цикл социальной работы с персоналом, то есть упорядоченные действия субъекта, приводящие к закономерному изменению социальных условий жизнедеятельности объекта социальной работы в организации;
— социальная работа с персоналом как научно-практическая деятельность рассматривает действия субъектов, приводящие к преобразованию социальной среды и влияющие на жизнедеятельность работников, как череду циклических действий;
— действия субъектов и объектов социальной работы рассматриваются как целеполагаемые, то есть направленные на гуманизацию социальной среды организации в соответствии с циклическими особенностями взаимодействия работника, организации и общества.
Методология цикличности может быть использована в социальной работе следующим образом:
— во-первых, важно учитывать периодическую изменчивость социальной деятельности, связанную с ее спецификой, поскольку социальная среда организации, субъекты и объекты сами изменчивы и не всегда определены;
— во-вторых, необходимо иметь в виду повторяемость, ритмичность и стабильность социальной работы, которая означает регулярность организации и проведения мероприятий, поскольку коллектив представляет собой гармоничное целое, постоянно балансирующее между потребностями и интересами отдельного работника и интересами всего коллектива.
1. Мечников И. И. Этюды о природе человека. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 292 с.
2. Шепель В. М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.
3. Юматова Д. Б. Технология сохранения здоровья и жизненного оптимизма: Информ.-метод. материал. М.: ГУ Центр «Семья», 2004.
4. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М., 2006.
5. Социальная работа: теория и практика. Учеб. пособие / Отв. ред. д-р ист. наук, проф. Е. И. Холостова, д-р ист. наук, проф. А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Технологии социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Владос, 2000.
Лекция №2.2.1. Инновационные методы практики социальной работы
Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловила создание и утверждение новых социальных установок и новой социальной политики, а также формирование нового социального мышления, социальная инновация приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности.
Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.
Социальные инновации (англ. social innovation) — это новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально-значимых задач, вызывающие социальные изменения общества. К социальным инновациям, можно отнести новые социальные системы, системы образования, здравоохранения, системы общественных коммуникаций, использующие инновационные подходы и/или технологии.
Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в их более четкой обусловленности внешней средой, в более широкой сфере применения, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.
Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни.
Классификация социальных инноваций
1) По степени охвата социальных факторов:
2) По сферам общественной жизни:
• инновации в культурно-духовной сфере;
• инновации в социальной сфере.
3) По периоду реализации:
4) По составляющим социальной сферы организации:
5) В зависимости от среды реализации:
6) По форме реализации:
7) По масштабу использования:
• единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;
• диффузные, распространяемые на многие объекты.
8) в зависимости от конечной цели:
• инновации, направленные на обновление принципа осуществления деятельности;
• инновации направленные на создание нового продукта деятельности.
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.
В философском плане социальные инновации рассматриваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие из традиционных форм и методов обеспечения социальных гарантий оказались несостоятельными.
Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.
Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования.
Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового типа улучшения производимого продукта, способа его производства (технологию) и совершенствование социального обслуживания.
Структура инновационного процесса состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.
Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.
К социально-экономической группе факторов торможения относятся, прежде всего, такие, как острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.
Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана, когда речь идет о недостаточной информированности о сути и цели инновации или об отношении к новшествам как к кратковременной кампании. К числу причин, сдерживающих инновационный, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.
Учеными разрабатываются специальные программы, имеющие целью социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:
• критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу;
• обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;
• изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;
• утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.
На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действий факторов торможения за счет стимулирования творчества работников. Это:
• создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;
• стимулирование инновационной деятельности молодых работников;
• регулярное проведение конкурсов инноваций;
• материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).
Социальной базой, субъектом социальных нововведений выступают инноваторы. А.И. Пригожин предлагает квалифицировать их по ряду оснований. Но типу инновационной деятельности различают создателей (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторов (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества). По отношению к основной специальности выделяются профессионалы и самодеятельные инноваторы. По количеству участвующих различают коллективных и индивидуальных инноваторов. Но предмету инновационной деятельности выделяются инноваторы – разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений. В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине – современные методы лечения от алкоголизма, на производстве – новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике – новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно предполагает системный подход к своей организации, не только предлагает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.
В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые подходы к решению социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний – социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений.
Типология социальных инноваций
В данное время не имеется единой классификации социальных инноваций.
Любая научная сфера должна содержать классификацию или типологию объекта своего исследования.
Типология позволяет выделять группы по заданным характеристикам. Это в свою очередь позволяет установить общие принципы и методы финансирования, планирования, прогнозирования, оценки эффективности, экономического стимулирования, а также осуществлять более точный анализ изучаемой проблемы и предпринять наиболее эффективные действия по отношению к исследуемому объекту.
Можно выделить множество классификационных признаков социальных инноваций. Выбор типологии зависит от целей проводимого исследования.
В зависимости от масштабов социальные инновации могут быть представлены:
• на миниуровне и микроуровне (организации, предприятия);
• локальном уровне (городское, сельское поселение, на уровне муниципалитета);
• региональном уровне (на уровне отдельно взятого региона);
• национальном уровне (на уровне страны);
• международном уровне (социальные инновации охватывающие определенное количество стран).
В зависимости от государственного участия социальные инновации могут быть представлены как:
• финансируемые за счет государственных средств;
• финансируемые за счет негосударственных средств: средства коммерческих, некоммерческих и физических лиц;
• финансируемые за счет сочетания государственных и негосударственных средств.
В зависимости от инициатора социальные инновации могут быть представлены как:
• инновации «сверху вниз», инициируются государством, организациями, учреждениями, стоящими выше в иерархии власти; инновации «снизу вверх», инициируются простыми людьми, работниками бюджетной сферы, государственными служащими.
В зависимости от степени новизны социальные инновации могут быть поделены:
• на постепенные социальные инновации (незначительные улучшения уже существующих услуг, процессов, институтов);
• радикальные социальные инновации (кардинальное изменение уже существующих услуг, процессов, институтов);
• системные социальные инновации (создание новой системы или фундаментальное изменение существующей системы.
В зависимости от сферы применения социальные инновации могут быть дифференцированы для решения следующих задач.
• Для повышения качества жизни населения. Социальные инновации в медицинском обслуживании, образовании, социальном обеспечении могут значительно повысить качество жизни населения.
• Для охраны окружающей среды. Преодоление негативных последствий климатических изменений, загрязнений окружающей среды через социальные инновации.
• Для повышения эффективности производства благ. Социальные инновации могут значительно повысить эффективность производства товаров и услуг, а также производства общественных благ.
• Для создания новых отраслей. Освоение новых рынков, развитие существующих и новых отраслей.
• Для повышения социальной справедливости. Социальные инновации решают проблему усугубляющих социальное неравенство: неравный доступ к образованию, здравоохранению, государственным услугам, невозможность поддержания социальных взаимосвязей.
Таким образом, выделены пять признаков, которые являются наиболее важными и основными, так как помогают рассматривать социальные инновации с точки зрения масштабности, государственной поддержки, процесса создания, прикладной значимости и характеристик новизны.
Примеры наиболее известных социальных инноваций.
Университет открытого образования, который создан с целью предоставить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Применяет широкий спектр методов дистанционного обучения
С момента основания прошли обучение более 3 млн студентов, на данный момент насчитывает более 200 тыс. студентов. В 2005 г. университет занял 1-е место по итогам государственного опроса об
Организация, отстаивающая справедливые стандарты международного трудового, экологического, социального регулирования. Борется против притеснения развивающихся стран развитыми странами в международной торговле. В связи с этим развивают систему справедливой торговли сертифицируя производителей,
которые подходят их требованию
На данный момент более 600 производителей в 58 развивающихся странах получили сертификат справедливой торговли.
Международная неправительственная независимая экологическая организация. Целью организации является защита окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда экологического образа жизни
Более 2,8 млн членов, более 100 тыс. добровольцев, около 1500 сотрудников. Пожертвования более 265 млн евро.
Основанный в 1983 г. профессором М. Янусом, банк изначально задумывался как средство борьбы с бедностью среди сельских жителей, за что в последствии был награжден Нобелевской премией. Основатель был уверен, что «стандартная» благотворительность убивает инициативу порождая только нахлебничество. Многодетные матери, неграмотные крестьяне, безработная городская молодежь — все те, кому не выдал бы кредит ни один банк, могли получить здесь микрокредиты под небольшие проценты без залога. При этом благодаря своей системе возврат кредитов составлял 98%, а сроки кредите нарушались в 20% случаев
Имеет более чем 2500 отделений по Бангладешу, охватывает более 87 тыс. деревень, что составляет 97% деревень. Их система микрокредитования сельского населения применяется по всему миру.
Модель совместного обсуждения и принятия решений по формированию бюджетных расходов на муниципальном и национальном уровнях. Члены общества формируют приоритетные расходы бюджета и выбирают ответственных лиц по исполнению. Впервые была применена в городе Порт Аллегре. Сравнительный анализ таких моделей в 8 муниципалитетах показал, что бюджет и бюджетные расходы были прозрачными, подотчетными и население было довольно расходами и исполнением бюджета
По отчету Всемирного банка эта модель привела к прямому улучшению жизни населения. С 1988 по 1997 гг. канализации и водопроводы в домохозяйствах увеличились с 75 до 98%, число школ в 4 раза, общая доля расходов на здравоохранение и образование увеличились с 13 до 40%. Основываясь на
этом более 140 муниципалитетов приняли данную модель бюджетирования
Примеры социальных инноваций
Housing First – пример некоммерциализированной (не являющийся социальным предпринимательством) социальной инновации международного уровня. В целях сокращения числа бездомных была предложена идея обеспечения бездомных жильем на первом шаге. В отличие от других программ, где от бездомных требовалось выполнение определенных условий в обмен на жилье, HF не ставит никаких первоначальных условий. Согласно представленным результатам, в разных странах удалось добиться существенного и стабильного сокращения числа бездомных.
Экономия бумаги (Россия):
Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.
«Школьные дедушки» (Швеция):
В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям, которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.
Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.
«Большая газета» (Великобритания):
«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.
«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.
«Сохраните Еду» (Финляндия):
В Финляндии появился проект под названием «Сохраните Еду», идея проекта в том, чтобы объединить тех, кто нуждается в еде, с теми, кто готов поделиться излишками еды. Для этого было создано специальное мобильное приложение, которое объединяет нуждающихся в бесплатном питании (студенты, многодетные семьи) с людьми, имеющими лишнюю еду.
Практика внедрения социальных инноваций
За последнее время большое количество социальных инноваций изменили мир, воздействуя не только на социально-экономические аспекты, но и на культурные, экологические. Как показано в таблице социальные инновации могут иметь колоссальный эффект как на национальном уровне, так и на мировом. Образовательные услуги Открытого университета в Великобритании востребованы во всем мире, общественное движение «Fair trade» работает более чем в 65 странах, членами движения «Greenpeace» являются более 2,8 млн человек по всему миру. Гремин банк подарил свою модель микрокредитования сельского хозяйства всему миру и дал шанс открыть свое дело бедному слою населения. А модель совместного бюджетирования улучшило качество жизни во многих муниципалитетах Бразилии и в данное время возможность заимствования данной модели активно рассматривается многими странами.
Социальные инновации не обошли стороной Россию. В данное время государством принята «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.». Кроме развития инновационной среды и технологических инноваций данная стратегия подразумевает повышение инновационности самого государства. В рамках этого направления будут реализованы меры по совершенствованию государственного и муниципального управления на основе инноваций.
Безусловно, это важный шаг к развитию, но к сожалению неудачных примеров внедрения, социальных инноваций гораздо больше удачных. Примеры таких социальных инноваций приведены в таблице ниже.
Цель программы — обеспечить кардинальное ускорение процессов обмена в экономике и обществе в целом, особенно между гражданами и органами государственной власти для повышения эффективности государственного и муниципального управления. Программа проводилась с 2002-2010 гг.
Эффективность программы оказалось низкой. Электронный документооборот между государственными органами и населением не функционировал, по оценке
Всемирного банка эффективность государственного управления не изменилась. При это было израсходовано 21 млрд руб. из планируемых 77 млрд руб. В 2011 г. генеральная прокуратура РФ сообщила о направлении в Следственный комитет материалов о хищении средств по данному проекту
Документы, устанавливающие обязательные требования в объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Регламенты должны были заменить устаревшие ГОСТы.
Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит дополнительные административные барьеры и коррупцию. Понятие технического регламента впервые введено в 1996 г.
К 2010 г. планировалось ввести до 700 техрегламентов. За семь лет принято всего 11, в то время как на реформу технического регулирования израсходовано более 5,3 млрд руб.
Предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Проект создан с целью установления порядка, ускоренного прохождения документов при предоставлении населению муниципальных услуг. Проект был разработан и внедрен в г. Шахты Ростовской области
Контактирование заявителя с чиновниками для оформления земельного участка в аренду снизилось с 32 до 3 раз. Процесс внедрения земельного участка занимал 12 месяцев и более, после внедрения проекта это стало занимать 18 дней. Значительно сократились материальные и временные траты населения для получения муниципальных услуг
Социальные инновации представляют собой новые идеи, возможности и действия в социальном пространстве, которые увеличивают возможность применения ресурсов и направлены на решение социальных, культурных, экономических и экологических проблем.
В то же время, основными признаками социальных инноваций являются масштаб, государственное участие, виды инициации, степень новизны сфера применения. Кроме этого типология может производиться по другим признакам, которые будут зависеть от цели конкретного исследовательского проекта.
При рассмотрении практического использования социальных инноваций было выяснено, что при правильной реализации данных видов инноваций результат может быть эффективным. Но большинство таких идей очень плохо реализуются в России. Основными причинами такой реализации являются устаревшие институты, которые не в состоянии реализовать новые идеи; коррумпированность; высокие административные барьеры; пробелы в системе государственного регулирования. Преодоление данных барьеров при реализации социальных инноваций является широким и важным полем для новых исследований.
Несмотря на то, что до сих пор не сложилось единого понимания социальных инноваций, взгляды многих исследователей пересекаются. Они связывают социальные инновации с общественными ценностями, социальными целями, общественными благами, качеством жизни, активизацией человеческого потенциала. В каждой их этих областей многие традиционные модели просто не работают, так как они ориентированы на прошлые проблемы или связаны с лоббированием интересов. Результатом этого являются нереализованный человеческий потенциал. В связи с этим, исследования и внедрение социальных инноваций является важнейшим составляющим современного социально-экономического развития.
Инновационные социальные технологии — процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, так и конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.
В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга, синхронно осуществляемые деятельности — инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений, целью которых является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования.
Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Теоретическая модель, создаваемая в системе инновационной диагностики и предшествующая внедрению нововведений, представляет собой набор прогностических схем по принципу «если…, то…», носит вариабельный характер, предсказывающий и допускающий широкий спектр различных виртуально возможных состояний и последствий, порой даже неодинаковой степени вероятности. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться.
Инновационная диагностика происходит в три этапа:
Проведение диагностики собственно процесса осуществления нововведения и его среды позволяет определенным образом управлять инновационным процессом с учетом конкретных ситуационных особенностей, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, делать ее наиболее рациональной и оптимальной для эффективного осуществления поставленных целей. Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации. В таком случае исследование и анализ динамики общественного мнения относительно уже осуществившихся и потенциально возможных изменений — задача изучения нововведений, ориентированная на возможность осуществить более полный анализ противоречий и реально возможных конфликтов, связанных с ним.
Изучение нововведений предполагает широкое использование методов социологического исследования (опросы, наблюдение), а также нетрадиционных способов получения социологической информации, таких, как экспертные оценки, инновационные игры. Система обеспечения нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном, прежде всего.
Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни.
При классификации социальных инноваций используются различные основания.
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.
Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.
В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.
Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.
Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.
Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.
К первой группе относятся, прежде всего, острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.
Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.
Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:
На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников:
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.
Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.
Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний – социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
Теперь попробуем объединить эти понятия.
Инновационные социальные технологии – процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе2. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.
Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.
Инновационный метод развивался в виде различных форм:
Человек стремится внести в окружающий его мир определенный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образцы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синтезом», или «онтосинтезом», который становится основой и механизмом осуществления эффективных действий.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
2. По объекту применения:
3. По масштабам применения:
4 . По причинам возникновения:
5. По эффективности:
Рассмотрим использование инновационных социальных технологий и методов работы на примере бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», который находится в Череповецком районе Вологодской области. Предметом деятельности учреждения является совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются цели деятельности Учреждения. Целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Основным видом деятельности Учреждения является социальное обслуживание в стационарной форме детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, включающее в себя комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании.
В учреждении сформированы 4 группы, которые формируются с учётом возраста детей, их умственных и физических способностей. С воспитанниками занимаются 5 воспитателей. 1,2 группы численностью по 7 детей, коррекционно-развивающие занятия проводятся по «Программе воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева), с детьми 3 группы (7 человек) и 4 группы (20 человек) воспитатели работают по учебно-методическому комплекту «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами», модуль 2, 3 (Москва, 2005г.), в летний период в группе № 1,2 реализованы коррекционно-развивающие занятия по адаптивному поведению. В 2015 году воспитатели работали по общеобразовательной программе «Ступени», утвержденной на педсовете ДДИ. Также систематически ведётся физкультурно-оздоровительная работа, используются здоровьесберегающие технологии. Такие приемы, как ежедневная зарядка, подвижные игры, занятия в тренажёрном зале, спортивные праздники, позволяют сохранить и укрепить здоровье наших воспитанников.
Таким образом, все воспитанники охвачены коррекционно-воспитательным процессом. С 01 ноября 2014 года в учреждении организован образовательный процесс для воспитанников МОУ «Воскресенская школа», укомплектованы шесть обучаемых классов, общей численностью 29 учащихся, 4 человека находятся на индивидуальном обучении. Уроки проводятся в первой половине дня. Классы формируются с учётом умственных и физических способностей детей. Каждый класс работает по специальной адаптированной общеобразовательной программе. С детьми занимаются учителя, которые проводят занятия по развитию речи, чтению, письму, рисованию, пению и др.
Воспитательная работа ведется по нескольким направлениям: 1) культурно-развлекательное: Новогоднее представление «Рождественская сказка», «День именинника», развлечение «Осенние посиделки» с участием спонсоров, Музыкально-ритмические занятия «Зимний теремок», Конкурсная программа «Рыцарский турнир», развлечение «Аты-баты», конкурсная программа, посвященная Дню России «Русские богатыри» с участием волонтеров, учеников Воскресенской средней школы, Развлечение «Зимние посиделки» (способствуют снятию у воспитанников дефицита общения, формирование положительных качеств, эмоций, чувства радости, желание попробовать самому творить, обеспечивает возможность вступления в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы); 2) культурно-просветительское: Познавательное мероприятие «Пасха», проведенное специалистами ЦНТК (центр народной традиционной культуры) с. Воскресенское, Беседа «Наши защитники», Проект «9 Мая – День Победы», Просмотр видеороликов о Великой Отечественной войне (ДК с. Ивановское), Беседа «Спички детям не игрушки», Презентация «Знаток пожарного дела», «Безопасное поведение на водоемах» экскурсия к водоему, Уроки «Светофорчика» (1 раз в месяц), Литературный вечер «Иван купала» (выход в сельскую библиотеку), Беседа-презентация «Спорт против вредных привычек», Беседа-презентация «Подросток на дороге» (обогащение жизненного опыта, воспитание любви к Родине, развитие нравственно-этических норм, основ безопасности жизнедеятельности); 3) экологическое: Познавательное мероприятие «Перелетные птицы», беседа «Наш дом-Земля», «Праздник цветов», праздник «Яблочный спас», развлекательно-познавательное мероприятие «У природы нет плохой погоды» с выходом в сельскую библиотеку, на экскурсию в природу, Экскурсия в музей природы г. Череповец, Экскурсия на речку (выезд) «Ледостав», Мероприятия по благоустройству территории, уход за зелеными насаждениями, Выставка рисунков «Мы любим родную природу», «Человек природе друг», «Природа одаряет» (развитие речи, формирование поведенческих позиций, необходимые для социализации, безбоязненное перемещение и ориентирование в пространстве); 4) спортивно-оздоровительное: Разучивание подвижных игр на воздухе (ежемесячно), Соревнования «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Снежный бой», «Метко в цель», «Веселые старты», «Снежные фигуры», «Узоры на снегу», Ежедневная утренняя гимнастика, Занятия ЛФК (1 раз в неделю), Выставка поделок, рисунков «Маленькие спортсмены» (развитие опорно-двигательного аппарата, воспитание дружбы, коллективизма, здорового соперничества, преодоление явления гиподинамии). 5) выездное культурно-массовое, культурно-познавательное: Коррекционно-реабилитационный центр «Преодоление» г. Череповец «Старый Новый год идет», «Новогодние приключения», Поездка в театр г. Череповец на музыкальное представление «Листья желтые кружат», Выезды в парк культуры и отдыха г. Череповец (летний период), Занятия с выездом в ЦНТК с. Воскресенское «Страницы истории» (1раз в квартал), Экскурсия в магазин с. Ивановское «Откуда мы берем продукты» (развитие способности адаптироваться и сотрудничать в обществе здоровых сверстников, расширение круга общения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие положительного отношения к народным традициям, народной культуре, расширение кругозора); 6) конкурсы: «Путешествие каждый день» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник, Тебеньков Максим, 15 лет, под руководством воспитателя Смирновой А. А. занял 1 место, «Осенний вернисаж» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник Дерунова Евгения, 14 лет, под руководством воспитателя Чертовой О. В. заняла 1 место, Смотр – конкурс «Чудо-урожай» (расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, фантазии, укрепление уверенности в себе).
В Учреждении активно используются инновационные технологии при работе с детьми, среди которых:
— арттерапия (рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками, мягкой губкой, штампами и др.) были вовлечены 9 человек, результатами занятия этим видом деятельности являются: ежемесячные выставки творческих работ в учреждении;
— сказкотерапия (чтение сказки, обыгрывание её вместе с детьми, ритуал входа, выхода и др.) увлечены 12 человек. Благодаря этому методу работы воспитанники стали более эмоционально открытыми, доброжелательными;
— гарденотерапия (уход за комнатными растениями, рыхление почвы, пересадка, полив, уход за цветами на клумбах) занимаются 10 человек. В течение года воспитанники осуществляют уход за комнатными растениями в группах, в летний период прививаются умения по выращиванию овощных и ягодных культур;
— музыкотерапия (включение релаксационной музыки на определенном этапе занятия для снятия эмоционального напряжения, слушание и пение мелодий для развития музыкального творчества детей, организация кружка «Караоке» в старшей группе);
— трудотерапия (приобщение детей к посильному труду для развития определенных умений и навыков: «подмети пол», «полей цветы», «собери игрушки»; дети помогают в огороде, ухаживают за цветами). Дети старшей группы принимают участие в хозяйственно-бытовом труде: подметают пол в группе и в столовой, уборка игрушек в группе.
Таким образом, с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время – это неотъемлемая составляющая деятельности специалиста по социальной работе.
Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе в рамках проводимого исследования понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе выступает инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.