институт мозга детский невролог
ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Центр поведенческой неврологии Института мозга человека им. Н.П.Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН)
Специализированный центр по лечению психоневрологических расстройств существует в Институте мозга человека РАН с 2001 года. Основной задачей центра является оказание квалифицированной помощи детям и взрослым с пограничной психоневрологической патологией. Руководитель центра: заведующий лабораторией коррекции психического развития и адаптации Института мозга человека РАН, профессор, доктор медицинских наук, врач-невролог высшей категории, психотерапевт Леонид Семенович Чутко.
В центре работают врачи-неврологи, психотерапевт, нейрофизиолог, медицинский психолог. Для диагностики заболеваний используется комплексный подход, включающий в себя неврологическое, психологическое и нейрофизиологическое обследование. Совместная работа врачей, нейрофизиологов и психологов позволяет объективно оценить состояние пациентов. Индивидуализация терапии с использованием фармакологических препаратов, немедикаментозных средств (биологическая обратная связь, транскраниальная микрополяризация) и психокоррекционных мероприятий с пациентом и его семьей позволяет существенно повысить эффективность лечения.
Медицинская деятельность Института осуществляется в соответствии с действующим законодательством и на основании Лицензии на осуществление медицинской деятельности № ФС-78-01-003080 выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30 октября 2018 г. (бессрочно).
© 2001 — 2020 Центр поведенческой неврологии ИМЧ РАН
Неврологическое отделение №2
НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2
БОЙКО Ольга Владимировна –
Заведующий отделением, врач-невролог, д.м.н.
Отделение специализируется на диагностике и лечении:
Неврологическое отделение № 2 занимается вопросами общей неврологии и специализируется на лечении демиелинизирующих, нейродегенеративных и аутоиммунных заболеваний, включая:
Специалистами отделения осуществляется индивидуальный подбор патогенетической и симптоматической терапии, а также проводятся комплексные исследования когнитивных функций.
Оснащение:
В распоряжении отделения имеется полный комплекс оборудования для диагностики демиелинизирующих заболеваний, включая исследование цереброспинальной жидкости
Специалисты:
В отделении работает команда высококвалифицированных врачей-неврологов, специализирующихся на лечении рассеянного склероза, болезни Паркинсона и других заболеваний центральной и периферической нервной системы.
Специалисты отделения активно взаимодействуют с научными подразделениями Центра: Институтом клинической неврологии, включающим отделы когнитивных нарушений, нейродегенеративных заболеваний, нейроиммунологии.
Отделение сотрудничает также с кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РНИМУ им. Н.И.Пирогова, Московским центром рассеянного склероза, Университетскими неврологическими клинками Дортмунда, Милана, Флоренции, Феррары, Коппенгагена.
Благодаря постоянному сотрудничеству с российскими и зарубежными профильными центрами, научными и образовательными комплексами, сотрудники отделения имеют возможность проведения расширенных консилиумов и разборов клинических случаев с участием узкоспециализированных специалистов.
Категории палат:
В структуру отделения входят одноместные, двухместные, трехместные палаты, рассчитанные на пребывание 31 пациента.
Детская неврология
Неврология одно из самых интересных и прогрессивно развивающихся направлений здравоохранения большинства стран мира. На сегодня статистика показывает, что количество неврологических расстройств и нарушений ежегодно растёт, что требует новых подходов к диагностике и лечению. Диагностика и лечение заболеваний нервной системы в детском возрасте также остаётся актуальной проблемой. Так кто же такой детский невролог и как найти хорошего детского невролога, об этом и пойдёт речь в статье ниже.
Приём детского невролога
Детский невролог – дипломированный специалист в сфере педиатрии и неврологии. Так как детский организм имеет некоторые принципиальные отличия в функциональной активности, работе органов и систем, в том числе и нервной системы, от взрослого человека, то детскому неврологу необходимо прохождение дополнительных курсов повышения квалификации для допуска к осуществлению лечебной деятельности у детей. Детский врач невролог должен хорошо разбираться в особенностях и отличиях функционирования нервной системы у детей, а также в отличительных особенностях нормальных и патологических рефлексов.
Детский невролог занимается диагностикой и лечением детей с патологией центральной и периферической нервной системы. Помимо этого у данного специалиста имеется и другая обязанность – детский невролог должен уметь корректировать различные функциональные нарушения не связанные с органическим поражением нервной ткани.
Своевременный прием детского невролога важен в течение нескольких первых лет жизни ребенка. В этом возрасте легко диагностировать причины и откорректировать нарушения речевых и двигательных функций у детей. Ранняя коррекция во многих случаях позволяет избежать возможных проблем психического развития.
Оперативное обращение к детскому неврологу может предотвратить развитие распространенных болевых синдромов, например, таких, как головные боли. До поступления ребенка в школу также следует показаться неврологу.
Исследовательская база Клинического Института Мозга позволяет диагностировать причины таких симптомов как головная боль, обмороки, судорожные припадки и головокружения у детей и выявить наличие органических и функциональных заболеваний центральной и периферической нервной системы.
Подробнее о выездных исследованиях вы можете узнать здесь.
Фото. Обследование ребенка на дому
С какими заболеваниями обращаться к неврологу
Проявления неврологических заболеваний могут быть самыми разнообразными. Симптоматика и клиническая картина во многом зависят от конкретной патологии, а также от возраста ребёнка, так как в период от рождения до полового созревания у детей происходит динамическое развитие нервной системы. К основным признакам неврологических расстройств различной этиологии, с которыми необходимо обращаться к специалисту – детскому неврологу относятся:
Все вышеперечисленные симптомы могут быть проявлением патологии как центральной, так и периферической нервной системы и могут приводить к широкому спектру неврологических нарушений. Только Клинический Институт Мозга и детский невролог, работающий на базе нашей клиники смогут провести точную диагностику и сформировать рациональную лечебную тактику.
Показания:
Помимо хорошего специалиста очень важным параметром является мощность аппаратного комплекса лечебного заведения. Для диагностики неврологических нарушений зачастую требуется проведение высокотехнологичных инструментально-диагностических исследований, например компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии. Также лечебное учреждение обязательно должно быть оснащено аппаратным комплексом для проведения полисомнографии в которую входят такие исследования, как:
Конечно же самым важным звеном клиники является – специалист. Детские неврологи должны проводить не только диагностику и лечение, но и заниматься разработкой профилактических мероприятий и специализированных лечебных и корректирующих программ.
Детская неврология в Екатеринбурге
Услуги детского невролога могут быть оказаны в рамках, как обязательного медицинского страхования, так и по платным услугам в неврологических клиниках. Несмотря на то, что существует достаточно большое количество клиник и стационаров занимающихся лечением больных различного профиля, предпочтение в выборе лечебного учреждения стоит отдавать специализированным клиникам. К таким учреждениям относится Клинический Институт Мозга, который занимается диагностикой, лечением и реабилитацией пациентов с широким спектром патологии нервной системы. В том числе в составе клиники функционирует мощное лечебно-диагностическое отделение для детей с неврологическими нарушениями.
Платные услуги детского невролога в Екатеринбурге предоставляет Клинический Институт Мозга. На его базе работают специалисты детские неврологи и педиатры с высоким уровнем квалификации, которые готовы взяться даже за самые тяжёлые клинические случаи.
В отличии от лечения в муниципальной больнице по услугам обязательного медицинского страхования, платные услуги детского невролога позволяют провести более широкий спектр диагностических и лечебных процедур. Что значительно повышает эффективность лечебных и коррекционных мероприятий. Приём детского невролога в Клиническом институте Мозга проводится ежедневно, записаться можно в любое удобное время.
Будьте здоровы с нами!
Еще раз стоит отметить важность своевременной диагностики. При появлении признаков описанных в данной статье не стоит затягивать с обращением за консультацией к специалисту – детскому неврологу, так как только своевременная диагностика и лечение на ранних стадиях патологии может оказаться максимально эффективным и быстрым. Очень важно перестать экономить на здоровье, так как только здоровье является главным признаком благополучия человека. Внимательно относитесь к своему здоровью!
В Институте вы сможете записаться на занятия к логопеду, нейропсихологу и детскому реабилитологу. Наши специалисты занимаются не просто исправлением нарушений речи, они совместно с детским неврологом проводят диагностику и лечение недоразвития высших психических функций: дизартрии, алалии и других.
Отделение психоневрологии и психосоматической патологии
Виды заболеваний
Виды диагностики
Виды лечения
Виды реабилитации
Распорядок дня соответствует внутреннему распорядку Института.
Еще в 1799 г. в терапевтическом отделении созданного при Московском воспитательном доме «Отделенного госпиталя» были организованы палаты для детей с заболеваниями нервной системы. А начиная с 1860 г., в медицинских отчётах по грудным отделениям Воспитательного дома отдельно стали выделяться такие нозологические единицы, как менингит, энцефалит, гидроцефалия.
Детские неврологи активно и последовательно изучали неврологическую и психопатологическую симптоматики гнойного менингита, эпидемического и коревого энцефалита, туберкулеза, полиомиелита и других форм неврологической патологии. Были разработаны нормативы становления моторных функций, этапов развития речи, навыков самообслуживания у детей раннего возраста, изучены ритмы суточного сна и бодрствования. Затем были установлены закономерности онтогенетического развития развивающегося мозга и функциональных систем, его питающих (ликворной и кровеносной), проведено изучение патогенеза туберкулезного менингита, описаны ликворологические изменения, осложнения и остаточные изменения данной формы церебральной патологии у детей. В 60-е годы ХХ века из института вышли работы, посвященные цитогенетическим исследованиям при синдроме Дауна и синдроме Шерешевского-Тернера, было проведено клинико-цитогенетическое изучение половых аномалий, связанных с хромосомными аберрациями, уделено внимание исследованиям фенилкетонурии у детей и организации специального питания для профилактики интеллектуальной недостаточности у таких больных. В 70–90 годах прошлого века было продолжено изучение механизмов развития и исходов гипоксически-ишемических поражений ЦНС в эксперименте и клинике, как у доношенных, так и у недоношенных младенцев, а также разработаны методы определения тяжести течения неврологической патологии с определением сывороточных маркеров поражения мозга, оценкой изменений общей и мозговой гемодинамики, что явилось основой для оптимизации терапии перинатальных поражений мозга и этапной реабилитации пациентов. Особое внимание детские неврологи обращали на тяжелые последствия гипоксически-ишемического поражения ЦНС: детский церебральный паралич, микроцефалию, эпилепсию, гидроцефалию. С использованием тестовых компьютерных систем внедрен мультидисциплинарный подход в диагностику и лечение когнитивных дисфункций у детей с хронической неврологической и соматической патологией, а также при рассеянном склерозе, митохондриальной патологии, синдроме Ретта. На современном этапе сотрудники отделения создали и внедрили в практику эффективные методы восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, нервно-мышечной патологией, эпилепсией, нейродегенеративными заболеваниями ЦНС, наследственно обусловленными нарушениями обмена веществ. Особенно активно развивается направление по ферментозаместительной терапии у детей с наследственными болезнями обмена (различные типы мукополисахаридозов, болезнь Фабри), инициировано исследование по проведению вакцинации у детей с рассеянным склерозом. Внедрены в практику молекулярно-генетические методы диагностики редких наследственных болезней для оптимизации тактики лечения на основе персонифицированного подхода.
ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Наиболее частыми причинами задержек речевого развития являются проблемы в течение беременности и родов (гипоксия плода (недостаток кислорода), внутриутробные инфекции, недоношенность, родовые травмы). Кроме этого патологическую роль могут играть наследственные заболевания, снижение слуха, отсутствие общения с ребенком (социальная депривация).
Одним из наиболее частых видов задержек речевого развития является алалия (от греч.: «a» — отрицание и «lalio» — говорю, речь; переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются заболевания периода беременности и родов, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяют моторную (экспрессивную) алалию, характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорную (импрессивную) алалию, при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Часто смешанная встречаетсясенсо-моторная алалия. Ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой), не может найти правильную последовательность звуков в слове. Словарной запас у детей с алалией развивается медленно. В раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Моторная алалия часто сочетается с общей моторной неловкостью, неуклюжестью, гиперактивностью, расторможенностью или заторможенностью.
Лечение задержек речевого развития должно быть комплексным. В нем должны участвовать врачи-неврологи, логопеды, психологи. Важно избежать речевого негативизма т.е нежелания общаться с помощью речи. Эту задачу родители и воспитатели логопедических групп детского сада должны решать, создавая интересные игровые ситуации и привлекая его к совместной деятельности (рисованию, лепке и т.д.). Эффективным является вызывание как речевого, так и двигательного подражания. Родители должны поощрять любые речевые проявления у детей: подражание животным, музыкальным инструментам и т.д. Необходима эмоциональная поддержка и поощрение проявлений речевой активности ребенка.
У родителей, а иногда и у специалистов, бытует ошибочное мнение о ведущей роли травмы шейного отдела позвоночника, «нестабильности шейного отдела позвоночника» в происхождении речевой патологии. В связи с этим возникают неоправданные назначения: массаж шеи, мануальная терапия, электрофорез воротниковой зоны и т.д.
При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты. Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением действия их является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач — невролог. В Центре поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) разработан способ лечения алалий с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.
Проведенные нами в Институте мозга человека исследования показали, что положительная динамика после курса ТКМП у детей с речевыми нарушениями отмечалась почти в 65% случаев. После курса отмечалось увеличение объема активного словаря, увеличение количества слов в фразе, улучшение лексико-грамматического строя речи, понимания обращенной речи.
Применение ТКМП позволяет создать почву для повышения эффективности использования логопедической и дефектологической коррекции.