институт содержания и методов обучения рао

Институту содержания и методов обучения Российской академии образования 95 лет

27 сентября 2018 года в стенах Российской академии образования состоялось торжественное собрание, посвященное 95-летию со дня основания Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

институт содержания и методов обучения рао. Смотреть фото институт содержания и методов обучения рао. Смотреть картинку институт содержания и методов обучения рао. Картинка про институт содержания и методов обучения рао. Фото институт содержания и методов обучения рао

Его история как самостоятельного исследовательского педагогического центра началась в 1923 году, когда был учрежден Научно-педагогический институт методов школьной работы Народного комиссариата просвещения РСФСР. Первым директором Института был профессор В.Н. Шульгин и его заместителем профессор М.В. Крупенина, а научное руководство Институтом в те годы осуществляла научно-педагогическая секция ГУСа (Государственного ученого совета), которую возглавляла Н.К. Крупская.

За 95 лет своей жизни Институт имел разные названия, неоднократно объединялся с другими научными учреждениями, постоянно расширялся и обогащался новыми научными кадрами.

Открывая торжественное мероприятие по случаю юбилея Института содержания и методов обучения Российской академии образования его директор, Светлана Вениаминовна Иванова с особой теплотой поблагодарила всех сотрудников подразделений Института за их многолетнюю и плодотворную работу, а также представила книгу «История Института в лицах», подготовленную коллективом авторов.

институт содержания и методов обучения рао. Смотреть фото институт содержания и методов обучения рао. Смотреть картинку институт содержания и методов обучения рао. Картинка про институт содержания и методов обучения рао. Фото институт содержания и методов обучения рао

«Эти лица отражаются в судьбах нашей страны… Тиражи книг и учебных пособий составляют десятки миллионов экземпляров… В нашей стране не было советского школьника, российского школьника, который бы не держал в руках учебники сотрудников Института содержания и методов обучения РАО, а ныне Институт стратегии развития образования РАО», – сказала Светлана Вениаминовна.

Вице-президент Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко поздравил Институт с юбилеем, а также передал слова поздравления президента РАО Людмилы Алексеевны Вербицкой.

институт содержания и методов обучения рао. Смотреть фото институт содержания и методов обучения рао. Смотреть картинку институт содержания и методов обучения рао. Картинка про институт содержания и методов обучения рао. Фото институт содержания и методов обучения рао

Советник министра просвещения Российской Федерации Андрей Евгеньевич Петров поблагодарил всех сотрудников Института за их вклад в развитие образования в стране и зачитал слова поздравления министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой.

институт содержания и методов обучения рао. Смотреть фото институт содержания и методов обучения рао. Смотреть картинку институт содержания и методов обучения рао. Картинка про институт содержания и методов обучения рао. Фото институт содержания и методов обучения рао

Вице-президент Российской академии образования Владимир Валентинович Лаптев высоко оценил заслуги сотрудников Института в системе образования страны.

институт содержания и методов обучения рао. Смотреть фото институт содержания и методов обучения рао. Смотреть картинку институт содержания и методов обучения рао. Картинка про институт содержания и методов обучения рао. Фото институт содержания и методов обучения рао

Со словами поздравления в адрес сотрудников Института содержания и методов обучения Российской академии образования обратились заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Любовь Николаевна Духанина, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Валерий Петрович Марков, заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Сергей Владимирович Горбун.

Источник

Институт содержания и методов обучения РАО

ул. Погодинская, д.8
Тел: (499) 245-05-13
Сайт: http://www.ismo.ioso.ru

Институт содержания и методов обучения образован в 1922 году как Научно-педагогический институт методов школьной работы Народного комиссариата просвещения РСФСР. За годы своего существования Институт неоднократно менял наименования и объединялся с другими институтами Академии. В своем современном виде Институт существует с 1995 года, когда были объединены Исследовательский центр преподавания русского языка, Институт общеобразовательной школы, Институт профессионального самоопределения молодежи и Институт средств обучения.

Сегодня в Институте работают 59 докторов и 182 кандидата наук, в том числе 7 действительных членов (академиков) и 9 членов-корреспондентов РАО.

Исследования, проводимые в Институте, охватывают все аспекты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время основными направлениями являются аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего общего образования и проблемы развития общего среднего образования как фактора обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене.

В рамках первого из указанных направлений научно-исследовательские работы проводятся по пяти проектам: содержание общего среднего образования как сложная самоорганизующаяся система; содержание общего среднего образования в современном социуме и закономерности его становления; источники, факторы и механизмы формирования содержания образования как средства приобщения человека к культурному опыту человечества; теоретико-методологические основания построения содержания общего среднего образования как компонента системы непрерывного образования. Модели и структуры содержания общего среднего образования; содержание общего среднего образования, базовые компоненты культуры и структуры личности (онтологические основания, ценностные ориентиры, подходы, принципы и пути формирования).

Второе направление объединяет научно-исследовательские работы по трем проектам: основы теории государственных образовательных стандартов общего среднего образования; взаимодействие и преемственность формального, неформального и внеформального образования; основы диагностики учебных достижений обучающихся на федеральном, региональном и локальном уровнях. Методологические, психолого-педагогические особенности проведения международных сравнительных исследований PISA, TIMMS, PIRLS.

В Институте впервые в отечественной научно-педагогической практике стали проводиться фундаментальные исследования в области: Государственных образовательных стандартов; профильного обучения; экологического образования; средств обучения и воспитания; дистанционного обучения; интегрированного медиаобразования; дополнительного образования.

Свою главную задачу сотрудники Института видят в повышении качества среднего общего образования. За последние пять лет ими разработано и внедрено в практику работы российских школ в общей сложности 365 учебников по всем предметам Базисного учебного плана (все учебники, подготовленные в Институте, включены в Федеральный перечень учебников). Общий объем работ, опубликованных и принятых к печати разными издательствами, составляет 4855 печатных листов. В Институте разработаны уникальные проекты строительства новых и реконструкции старых учебных зданий, которые реализованы не только в Москве, но и в других регионах России.

Источник

Основные сведения

Сведения об образовательной организации представлены в соответствии с письмом Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 г.

Образовательная организация
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Дата создания образовательной организации
Институт создан в 1922 году, когда был создан Научно-педагогический институт методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, преобразованный впоследствии в ГосНИИ школ.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» создано в 2014 году в результате слияния 5 научных учреждений:

Институт содержания и методов обучения РАО (с 1922г.);
Институт стратегии и теории образования РАО (с 1944г.);
Институт образовательных технологий (с 1996г.);
Институт инновационной деятельности в образовании РАО (с 2004г.);
Институт стратегических исследований в образовании (с 2002г.).

Учредитель

Фамилия, имя, отчество руководителя учредителя образовательной организации: Кравцов Сергей Сергеевич

Юридический адрес учредителя: 127006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, 2.

Контактные телефоны учредителя:
+7 (495) 539-55-19 справочная служба
+ 7 (495) 587-01-13 факс

Адрес электронной почты учредителя: info@edu.gov.ru

Адрес сайта учредителя: https://edu.gov.ru/

Местонахождение образовательной организации

101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16

Режим, график работы:
Понедельник – пятница: 10.00-18.30
Суббота, воскресенье: выходные дни
Перерыв на обед: 13.00-13.30

Источник

Общая информация

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» создано в 2014 г. в результате слияния 5 научных учреждений:

Учредителем объединенного Института в 2014 году стало Министерство образования и науки Российской Федерации ( С 18 августа 2018 года в качестве учредителя Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» выступает Министерство просвещения Российской Федерации ). Институт создан с целью развития стратегических направлений модернизации российского образования, научного обеспечения принятия решений и государственной образовательной политики в Российской Федерации, проведения фундаментальных и прикладных гуманитарных исследований в интересах образования.

Целями деятельности Института, согласно Уставу, являются:

Деятельность Института направлена на получение нового педагогического знания, выявление и анализ мировых тенденций развития образования и педагогической науки, научно-методическое обеспечение инновационного развития системы образования и повышение качества образования, обновление содержания образования и разработку дидактики XXI века, содействие воспитанию научно-педагогических кадров и профессиональному развитию педагогов.

В рамках преемственности научной проблематики Институт сохраняет тесные связи с Российской академией образования и продолжает работу по Программе фундаментальных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг.

На базе Института осуществляют работу Научные советы РАО, объединяющие ученых, ведущих научный поиск по фундаментальным направлениям исследований (Подробнее о Научных советах. )

Фундаментальные научные исследования Института включают разработку теоретико-методологических, философских и исторических проблем образования и воспитания. Прикладные исследования Института тесно связаны с фундаментальными и нацелены на поиск решений проблем всех уровней образования, однако приоритетом традиционно является развитие общего образования. На основе полученных теоретических результатов новые методы и методики, осуществляется методологическое и методическое сопровождение образовательной деятельности.

Институт является одним из старейших научных учреждений страны в области педагогики.

В целях научно-методологического и информационно-аналитического обеспечения научной деятельности создан Ученый совет, деятельность которого организуется согласно Положению об Ученом совете Института. Председателем ученого Совета является научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор Иванова Светлана Вениаминовна (Подробнее о деятельности Ученого совета. )

Для координации научных исследований при Ученом совете Института создан Координационный совет, в задачи которого входит координационно-консультативное сопровождение научной и научно-организационной деятельности, прогнозирование результатов исследований, экспертиза научных отчетов, докладов, рукописей научных трудов. В состав Координационного совета входят ведущие ученые и специалисты Института (Подробнее о деятельности Координационного совета. )

Свидетельством продуктивности работы научного коллектива является высокий уровень публикационной активности Института. За последние 5 лет сотрудниками Института было опубликовано более 100 монографий, около 1000 научных статей в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Согласно сведениям Российского индекса научного цитирования (РИНЦ на 01.01.2019), Институт имеет следующие показатели:

Количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scоpus, по данным РИНЦ:

Институт активно занимается издательской деятельностью. За последние 7 лет (2013-2019) силами редакционно-издательской группы подготовлено более 100 изданий (монографий, пособий, сборников научных трудов), в том числе 33-томная монографическая серия «Фундаментальные исследования Института теории и истории педагогики РАО», выпущенная к юбилею ИТИП РАО. Серия пользуется популярностью как среди исследователей, так и среди педагогов-практиков, некоторые книги серии выдержали по 2-3 переиздания.

С 2011г. издаётся научный и информационно-аналитический журнал «Отечественная и зарубежная педагогика». За это время в нем опубликовано более 300 научных статей, в которых отражены новейшие и значимые исследования в сфере гуманитарных наук, нацеленные на глубокое осмысление актуальных проблем личности, общества, образования. Журнал распространяется по подписке. Всю необходимую информацию Вы можете найти на сайте журнала.

Более 20 научных сотрудников Института являются главными редакторами, членами редакционных коллегий, ведущими рубрик в периодических изданиях, в том числе входящих в перечень ВАК РФ.

Огромное значение придается в Институте научно-просветительской и образовательной деятельности, воспитанию научных кадров, качеству научно-педагогических исследований.

Институт имеет государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности № 1514 от 25.06.2015 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, а также Свидетельство о государственной регистрации №2363 от 18.11.2016 г.

В Институте действуют Диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. Аспиранты и докторанты стремятся защищаться именно в наших Советах, так как знают, что их работу будут оценивать ученые с высочайшей научной репутацией, непререкаемые авторитеты в своей области, определяющие пути развития современной педагогики. Научное руководство и консультации ведущих специалистов, стажировки в научных центрах и лабораториях Института, содействие в публикации статей дают возможность «ставить на крыло» новые поколения исследователей, методологов, теоретиков педагогики. Для организации подготовки научных кадров высшей квалификации создано соответствующее подразделение. (Подробнее..)

Важным направлением деятельности Института является дополнительное профессиональное образование. Именно через систему ДПО передовые идеи и инновационные практики осваиваются педагогами, становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. (Подробнее. ).

Инновационная деятельность базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях Института и направлена на создание, освоение, распространение и использование образовательных инноваций в интересах устойчивого развития образовательных систем, качественного роста эффективности образовательного процесса. В Институте сформирована система управления инновационной деятельностью, обеспечивающая превращение идей в нововведения, их практическое использование и оценку связанных с этим изменений в образовательной среде. (Подробнее. )

На базе Института создана кафедра ЮНЕСКО по глобальному образованию (отдельный сайт Кафедры: http://unesco.instrao.ru) при выпускающей кафедре, осуществляющей учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам дополнительного профессионального образования в соответствии с глобальными целями и задачами Института.

Институт стратегии развития образования РАО с оптимизмом смотрит в будущее. Несмотря на изменения названий, неизменным остается предназначение Института – создание и развитие теоретико-методологической базы педагогики и научно-методологическое обеспечение образования.

Источник

История

Так из истории Института стратегии и теории образования Российской академии образования и з Юбилейной книги к 70-летию ИТИП РАО, опубликованной в 2014 году:

Немного истории… 1943 год. Война, разруха, до победы еще очень далеко, а среди фронтовых сводок Информбюро 6 октября появляется и такая — о создании Академии педагогических наук РСФСР. Сколько ни размышляй об этом историческом факте, трудно сегодня осознать глубину понимания значимости педагогики, образования для израненной тяжкой войной страны. В те переломные годы, видимо, решения принимали верные последователи Петра Великого, заявившего: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Хочется, чтобы лучшие традиции продолжались…

Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики был создан на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 14 февраля 1944 года № 138 и Устава Академии педагогических наук РСФСР в когорте первых научно-исследовательских учреждений АПН РСФСР, а с 1966 года стал одним из ведущих институтов АПН СССР. На протяжении своей деятельности Институт несколько раз менял названия, с 1 января 2012 года это — Федеральное государственное научное учреждение «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования.

Таким образом, наш Институт — одно из старейших научно-педагогических учреждений страны. Коллектив Института, следуя своей миссии, проводит фундаментальные исследования, направленные на приращение знания в области философии и методологии образования, теории педагогики, теории непрерывного образования, дидактики, теории воспитания, истории образования и педагогики в России и зарубежных странах, педагогической компаративистики; разрабатывает научные основы для определения государственной стратегии и политики развития образования.

Несмотря на изменения названий, неизменным оставалось предназначение Института создание методологической, теоретической базы для дальнейших научных исследований в области образования.

В нашем Институте трудилось много участников участники Великой Отечественной войны. Беззаветно служившие Родине на полях сражений, они сохранили этот подход в научной деятельности.Эти люди задали высочайшую планку отношения к науке, к целям в жизни.

Институт возглавляли на разных этапах его деятельности крупные ученые и организаторы науки: И. Ф. Свадковский, Н. А. Константинов, Н. А. Петров, Б. П. Есипов, А. М. Арсеньев, Ф. Ф. Королев, М. И. Кондаков, Т. А. Ильина, А. И. Пискунов, З. А. Малькова, Б. С. Гершунский, В. И. Додонов, В. А. Мясников. Из стен нашего института вышли Президент АПН РСФСР И. Ф. Свадковский, Президент Академии педагогических наук СССР М. И. Кондаков и Президент РАО Н. Д. Никандров, министр образования России в 1990–1992 гг. Э. Д. Днепров. Министр образования России в 1992–1996 гг. Е. В. Ткаченко являлся научным консультантом-координатором по взаимодействию с научным сообществом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», где он плодотворно работал последние годы.

В Институте сформировалась плеяда выдающихся ученых-педагогов: П. Р. Атутов, Н. К. Гончаров, М. А. Данилов, С. Ф. Егоров, Л. В. Занков, Н. А. Константинов, В. В. Краевский, Н. П. Кузин, И. Я. Лернер, И. И. Логвинов, Е. Н. Медынский, А. М. Новиков, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, З. И. Равкин, К. И. Салимова, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев и мн.др. Ныне они ушли из жизни, но их идеи живы.

Плодотворную научную деятельность в настоящее время ведут бывшие сотрудники Института: действительные члены Академии Б. М. Бим-Бад, С. К. Бондырева, В. П. Борисенков, М. М. Поташник, члены-корреспонденты РАО А. Н. Джуринский, М. Н. Кузьмин, А. В. Мудрик, В. М. Полонский, А. М. Цирульников и др.

Эти люди сделали наш Институт уникальным, поэтому мы не видим себя вне сохранения научных традиций Института, вне наших шести ведущих научных школ. В процессе создания несколько научно-мемориальных центра: создан научно-мемориальный центр имени М. Н. Скаткина, в котором сконцентрированы коллекции материалов и библиотек известных ученых, и в процессе создания научно-мемориальный центр имени С. Я. Батышева — А. М. Новикова, основателей отечественной теории непрерывного образования в постиндустриальном обществе.

Вот краткое перечисление в историческом аспекте наиболее значимых научных результатов деятельности наших научных школ.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 1127 Федеральное государственное научное учреждение «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования переименовано в федеральное государственное бюджетное научное учреждение « Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Из Юбилейной книги к 95-летию ИСМО РАО, опубликованной в 2018 году :

Историческая справка. Институту содержания и методов обучения в 2018 году исполнилось 95 лет. Его история как самостоятельного исследовательского педагогического центра началась в 1923 году, когда был учрежден Научно-педагогический институт методов школьной работы Народного комиссариата просвещения РСФСР. Первым директором Института был профессор В.Н. Шульгин и его заместителем профессор М.В. Крупенина. Интересен такой факт: научное руководство Институтом в те годы осуществляла научно-педагогическая секция ГУСа (Государственного ученого совета), которую возглавляла Н.К. Крупская.

Перед Институтом были поставлены как теоретические, так и прикладные задачи: исследовать проблемы истории, теории, организации народного образования; разработать содержание и методы работы в учебных заведениях различного типа; создать систему средств обучения. Была поставлена задача оказания непосредственной помощи учительству и детским учреждениям. В те первые годы началась огромная работа коллектива Института с практическими работниками (консультации, семинары, курсы, конференции). Результатами этой деятельности коллектива было упрочение авторитета ученых Института как знающих, эрудированных специалистов, понимающих цели педагогики и способных передать их практикам. Следует отметить, что авторитет сотрудников Института креп год от года и сегодня остается в России и за рубежом весьма высоким.

За 95 лет своей жизни Институт имел разные названия, неоднократно объединялся с другими научными учреждениями, постоянно расширялся и обогащался новыми научными кадрами. Стоит отметить два таких серьезных объединения. 1992 год – в состав Института входят Исследовательский центр преподавания русского языка РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО, Институт средств обучения РАО. Начинается история нового учреждения – Института общего среднего образования. 2014 год – Институт в числе других пяти входит в состав нового Института стратегии развития образования РАО под учредительством Министерства образования и науки Российской Федерации. Объединение в рамках единого научного учреждения философов, историков педагогики, дидактов, ученых-методистов по всем школьным предметам позволило поставить перед Институтом важнейшие вопросы современной системы образования: теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов, методологические основы преемственности и непрерывности образования, реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании, методологическое обеспечение междисциплинарных исследований в сфере образования, дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях, обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды,формирование системы оценки образовательных достижений школьников как механизма повышения качества общего образования, проведение исследований, направленных на обновление содержания школьного экологического образования, разработки новых подходов к формированию экологической культуры школьников.

Любой период деятельности Института характеризовался серьезными научными исследованиями, которые позволяли осуществлять работу по совершенствованию практической деятельности образовательных учреждений. Невозможно в кратком введении отразить в полной мере все этапы развития исследовательской деятельности, отметим только самые существенные.

Уже в первые годы существования Института различными отделами и подотделами (школа первой ступени; обществоведения, биолого-агрономический, физико-технический и др.) проводились исследования по определению содержания обучения на разных ступенях, уточнялись цели изучения различных учебных предметов, шло конструирование школ разного типа, создавались учебные и методические пособия.

Исследования не прекращались даже во время Великой Отечественной войны. В трудах сотрудников Института этого периода получили развитие вопросы общей дидактики (активизация познавательной деятельности; звенья учебного процесса, структура и компоненты урока). Над этими проблемами работали М.А. Мельников и М.Н. Скаткин, М.А. Данилов и И.Н. Казанцев). На стадии становления находились частные методики. К примеру, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков и Н.И. Кудрявцев работали над методикой литературы, Б.В. Всесвятский, А.А. Яхонтов, В.Ф. Натали и др. – над методикой естествознания.

В инструктивно-методическом письме Наркомпроса РСФСР (1942 г.), подготовленном сотрудниками Института, освещаются вопросы организации внеклассной деятельности, раскрываются особенности проведения политинформаций, формы ознакомления с сообщениями Советского Информбюро. Это были рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, по организации подготовки к сдаче норм на значки ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) и БГСО (Будь готов к санитарной обороне). Несмотря на то, что многие сотрудники Института ушли на фронт, напряженная научно-исследовательская и практическая деятельность Института во время войны успешно продолжалась.

Учреждение в октябре 1943 года Академии педагогических наук РСФСР открыло новую страницу в жизни и деятельности нашего Института. Его вхождение в состав АПН РСФСР поставило перед коллективом новые задачи, которые были связаны с разработкой содержания, методических подходов, организации обучения по всем предметам учебного плана всех ступеней школьного образования. На повестку дня встали проблемы аксиологии образования, разработки новых целей образования, обеспечение его качества, теория построения учебников, формы организации обучения. Институт исследовал проблемы единства обучения, воспитания и развития, преемственности в изучении разных предметов, систему контроля и оценки достижений и многие другие. Президиум АПН и руководство Института пригласили на работу большую группу ученых – представителей различных областей науки, которые возглавили многие актуальные направления исследований: по обучению истории и созданию стабильных учебников для VIII-X классов (А.М. Панкратова), по методике математики (А.Я. Хинчин), по проблемам преподавания литературы (Л.И. Тимофеев) и других.

В структуре Института появляются экспериментальные школы. Среди них: школы № 315, 334, 110, 204, 710, 625 г. Москвы; средняя школа в Горках Ленинских, школы поселка Черноголовка, Пущино-на-Оке и другие.

На протяжении всей истории Института сохраняется предметная структура. Название этих структурных единиц также в разные годы менялась (лаборатория, сектор, отдел, центр), но это был скорее формальный акт: от названия не зависело качество исследовательской деятельности, оно всегда оставалось плодотворным, а результаты актуальными и востребованными. Отметим, что характерной особенностью руководства деятельностью Института в разные годы было приглашение на работу ведущих специалистов-предметников, ученых Академии наук СССР, преподавателей МГУ, МГПИ и других высших учебных заведений и педучилищ, членов АПН РСФСР. Например, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.А. Косминский (история), А.Я. Хинчин, А.Н. Колмогоров, А.И. Маркушевич (математика), Л.И. Тимофеев (литература); В.Г. Зубов, М.М. Леонтович и др. (физика); Н.Н. Дубинина, Л.Г. Воронина, Ю.И. Полянский и др. (биология, естествознание).

Наряду с предметными подразделениями, внимание руководства Института направляется на исследования общих теоретических и методологических проблем обучения. В конце 40-х годов XX века создается сектор общих основ методики (руководитель Э.И. Моносзон), главной задачей которого была разработка теоретических подходов к созданию методики обучения, отбору содержания изучения предметов, организации учебного плана, программ, средств обучения. Результатом исследования стали труды сотрудников сектора по методике исследования процесса обучения. В 60-е годы XX века создается сектор дидактики. Здесь работали известные в России и за рубежом выдающиеся ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, руководили лабораториями В.Н. Федорова, И.И. Логвинов. Сектор прославился своими работами по проблемам формирования мировоззрения, активизации познавательной деятельности, межпредметных связей в преподавании естественнонаучных дисциплин и др.

Важным направлением исследований в 50-е годы XX века была реализация принципа политехнизма, соединение обучения с производительным трудом, отработка путей профориентации учащихся. Результатом эксперимента, который проходил и в городских, и в сельских школах, стали весьма полезные для практики книги: «Содержание образования в советской школе» (автор Э.И. Моносзон), «Труд в системе политехнического обучения» (под ред. М.Н. Скаткина), «Политехническое обучение» (автор С.М. Шибанов). Новые книги по данному исследовательскому направлению появились и в 60-годы.

В 60-годы XX века была организована комиссия АН СССР и АПН РСФСР по определению содержания образования в средней школе. Возглавлявший в те годы Институт академик АПН РСФСР А.М. Арсеньев отмечал, что по существу коллектив фактически был «рабочим аппаратом» этой комиссии: во всех секторах и лабораториях создавались программы, учебники, методические пособия, активно шла их экспериментальная апробация. В содержании каждого предмета отражались основные тенденции развития соответствующих научных областей, было усилено внимание к преподнесению теоретических знаний, к развитию логического мышления учащихся. В конце 60-х, в 70-х годах XX века шла интенсивная исследовательская работа по реализации идеи факультативных курсов, разработки содержания углубленного изучения отдельных учебных предметов (А.М. Арсеньев, А.Т. Кинкулькин, О.Ф. Кабардин). Эти исследования продолжались и в 80-е годы. На основе полученных результатов были опубликован сборник (4 выпуска), в подготовке которых принимали участия Д.А. Эпштейн, М.П. Кашин, А.А. Каверина. В издательстве «Просвещение» вышла серия книг, обеспечивших методическую помощь учителю по ведению факультативных курсов – по филологии (авторы Г.М. Воловникова и В.П. Озерская), по истории (Г.В. Клокова), по географии (Н.Е. Дик), по физике (О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов) и др.

В 60-70-е годы XX века перед сотрудниками Института встала новая исследовательская проблема – разработка общеобразовательного курса основ кибернетики. Под руководством В.С. Леднева и А.А. Кузнецова было проведено теоретическое обоснование места этого курса в учебном плане, экспериментально проверено его содержание, созданы учебные пособия для обучающихся.

Огромная работа проводилась в 70-80-е годы XX века по созданию четырехлетней начальной школы с началом обучения в шесть лет. Особенностью этой работы было участие сотрудников многих институтов АПН, среди исследователей были педагоги (А.М. Пышкало, Н.Ф. Виноградова, Т.В. Тарунтаева), психологи (Л.Е. Журова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман), физиологи (А.Г. Хрипкова, М.М. Безруких). Эти исследования подтвердили возможность успешного обучения детей с шести лет и целесообразность создания четырехлетней начальной школы – более природосообразной, комфортной и «мягкой» для младшего школьника. Эти исследования продолжались и в начале 90-х годов, что позволило сотрудникам лаборатории начального образования Института создать первый в стране учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта Н.Ф. Виноградова), по которому вот уже 25 лет успешно работают начальные школы России. Он стал единственным учебно-методическим комплектом, получившим премию Президента Российской Федерации в области образования (2002 год).

Институт в разные годы был инициатором создания различных научно-методических объединений по разработке нового содержания и методики обучения в школе в условиях перехода на общее среднее образование. Это была комиссия АН СССР И АПН РСФСР, Научные советы по проблемам углубленного изучения предметов.

Деятельность Института в 90-е годы прошлого столетия была связана с разработкой проекта федерального компонента стандарта содержания основного общего образования. Под руководством В.С. Леднева сложился коллектив, подготовленный проект по разработке стандарта в 1998 году занял первое место в конкурсе проектов.

В эти годы, плотно сотрудничая с Министерством образования России, коллектив Института принимал участие в подготовке проекта Закона РФ «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», дал сравнительный анализ образовательных стандартов зарубежных стран, подготовил банк заданий по проверке достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта.

Деятельность Института по подготовке стандарта активно продолжалась и в 2003-2004 годах. При работе над стандартом были учтены теоретические и методологические основы разработки стандарта первого поколения (2004 года) ученых Института В.С. Леднева, В.В. Фирсова, М.В. Рыжакова, А.А. Кузнецова. В коллектив разработчиков под руководством Э.Д. Днепрова вошли все ведущие сотрудники Института: Л.Н. Боголюбов, И.Л. Бим, Н.Ф. Виноградова, С.И. Львова, Н.И. Петрова, А.П. Матвеев и многие другие. Впервые в содержание обучения были введены общеучебные умения, которые фактически выступали как метапредметные результаты обучения, обеспечивающие развивающий эффект обучения.

Институт принимал активное участие в реализации Стратегии модернизации образования на 2000-2010 гг., особенно в части проведения широкомасштабного эксперимента по структуре и содержанию общего образования, эксперимента по профильному обучению, организованного Министерством образования России под руководством В.М. Филиппова, В.В. Болотова, С.В. Ивановой. Методологические и теоретические подходы к построению стандарта были опубликованы в 2002 году в двух книгах, подготовленных под редакцией В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова: «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования (методология и педагогические основы разработки), «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования (теория и практика».

Участие в экспериментах по модернизации общего образования потребовало проведения целого ряда исследований по обоснованию необходимости обновления содержания общего среднего образования, по методологии и теории 12-летней структуры общеобразовательной школы.Были опубликованы многочисленные статьи и книги на эту тему: «12-летняя школа: проблемы и перспективы развития», «Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент», «Развитие содержания общего среднего образования», «Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы», «Школьные перемены. Научные походы к обновлению общего среднего образования», «Ученик в обновляющейся школе» и др. Публикации, интервью руководителей проекта, круглые столы, научно-практические конференции показали огромный интерес к новой структуре школьного образования и неоднозначность ее оценки. Блестящее теоретическое обоснование идеи 12-летней школы, убежденность разработчиков в ее целесообразности и положительном влиянии на совершенствование качества российского образования, к сожалению, не помогли реализации этой концепции. Смена руководства Министерства в 2004 году, финансовые трудности в системе образования прервали эксперименты по модернизации структуры и содержания общего образования, также не были доведены до логического завершения идеи и профильного обучения, гуманизации школьного образования.

В настоящее время, в период внедрения стандарта второго поколения сотрудники Института выступали экспертами второго поколения ФГОС, разрабатывали сопровождающие стандарт документы, вели огромную работу по разъяснению его основных идей и положений среди практических работников. Целенаправленная работа экспертов Института позволяет преодолеть многие проблемы и трудности реализации ФГОС второго поколения.

Институт участвовал в исследованиях, связанных с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах России. Коллектив провел значительную работу по оценке выпускных школьных и вступительных экзаменов в 59 странах мира, по анализу методов и форм аттестации выпускников России. По заданию Министерства к эксперименту по введению ЕГЭ были разработаны контрольно-измерительные материалы практически по всем предметам учебного плана. С начала эксперимента и по настоящее время сотрудники предметных лабораторий – активные участники всей работы, связанной с ЕГЭ: члены научно-методических предметных советов, консультанты, разработчики контрольно-измерительных материалов и пр.

Институт достойно встретил свои юбилеи: 80-летие и 90-летие своего основания. За эти годы проведены важнейшие дидактические и методические исследования. Среди них: возможности изучения информатики и иностранного языка в начальной школе, формирование перспективной модели учебно-материальной среды общеобразовательной школы; принципы разработки технического оснащения образовательного учреждения; требования к учебникам нового поколения, содержание образования в сельской школе; система контроля и оценки на разных ступенях образования; совершенствование методического обеспечения по предметам учебного плана, создание новых учебно-методических комплектов по обществознанию основам безопасности жизнедеятельности, основы религиозных культур и светской этики и другие.

В разные годы сотрудники института были участниками подготовки «Педагогической энциклопедии», «Российской педагогической энциклопедии» (первого и второго издания), «Детской энциклопедии», энциклопедий для младшего школьника («Что такое? Кто такой?»), энциклопедических словарей юного филолога, историка, географа, физика, биолога; книг для родителей («Все о младшем школьнике»). Ученые Института – главные редакторы научно-методических журналов, которые входят в список ВАК РФ («Начальное образование», «Литература в школе», «Преподавание истории и обществоведения в школе», «Информатика и образование», «Русский язык в школе», «Иностранные языки в школе», «Стандарты и мониторинг», «Физика в школе» и др.). Среди них: Н.Л. Крупина, Н.П. Каменецкая, В.Г. Разумовский, Н.М. Шанский, М.В. Рыжаков, А.А. Кузнецов, Н.Ф. Виноградова. Многие сотрудники Института являются членами редколлегий научных и методических журналов, активными авторами статей.

Особо следует отметить еще одну страницу жизни и деятельности Института – международные связи. Конечно, в разные годы эти связи были различными и подчинялись общей обстановке в стране и в системе образования. В 80-е годы XX века проводились международные конференции и симпозиумы, семинары и круглые столы с множеством стран: Польша, Германия, Болгария, Чехословакия, Куба, Вьетнам, Монголия, Финляндия, Япония, Китай и др. В 90-е годы эти связи заметно сузились. В начале XXI века начала восстанавливаться международная деятельность с бывшими республиками СССР, а также стало заметно участие российских школьников в международных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA). В этой работе принимал и продолжает принимать активное участие центр оценки качества образования Института (руководитель Г.С. Ковалева).

Научная и практическая деятельность сотрудников Института получила заслуженную высокую оценку Правительства РФ, педагогического сообщества. Среди сотрудников многие имеют звание Заслуженный учитель РФ, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Почетный работник общего образования РФ». Более 130 человек удостоены медали «В память 850-летия Москвы». Многие сотрудники награждены медалью К.Д. Ушинского, медалью Н.К. Крупской, Почетными грамотами Министерства образования и науки; несколько человек – Заслуженные деятели науки РФ. Авторы научно-практических разработок многократно завоевывали золотые, серебряные и бронзовые медали ВДНХ, два коллектива – центра начального образования (рук. Н.Ф. Виноградова) и центра филологического образования (рук. С.И. Львова) – лауреаты Премии Президента РФ и обладатели Государственной премии в области образования. В числе награжденных Государственными премиями СССР в разные годы были Ф.П. Коровкин (учебник истории древнего мира), Л.А. Цветков (учебник химии), А.В. Перышкин и Н.А. Родина (учебники физики), М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Т.А. Ладыженская (учебники по русскому языку), Г.В. Дорофеев (учебники по математике). В числе награжденных Премией Правительства РФ В.А. Орлов (разработка проблемы одаренных детей), руководитель центра комплексного формирования личности (г. Черноголовка) В.П. Лебедева.

В составе коллектива Института до его объединения в 2014 г. были: 21 академик и член-корреспондент РАО, 58 докторов наук, 176 кандидатов наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *