интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития
Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия
В России законодательно закреплено право на образование с учетом особенностей психофизического развития обучающегося. Это значит, что родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью могут подать документы в любую ближайшую школу и ребенка зачислят в общий класс.
Такой принцип обучения называется инклюзивным или интегрированным. Эти термины имеют много сходств и их часто считают взаимозаменяемыми, хотя это не так. В статье дадим сравнительную характеристику интегрированного и инклюзивного образования, а также расскажем, как учителям работать с особенными детьми.
Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс
В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:
включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;
свободу от дискриминации в сфере образования.
Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:
запустили программы социально-психологической помощи;
создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.
Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.
Designed by pch.vector/Freepik
Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.
Особенности интегрированного обучения
При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:
проводят персональное обучение;
организуют дополнительные занятия;
поддерживают на разных этапах подготовки.
При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.
Особенности инклюзивного обучения
При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия — оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако степень разницы между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.
Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.
Инклюзия и интеграция: сходства и отличия
Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.
Ребенок учится в общем классе
Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме
Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы
Ребенок учится в общем классе
Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу
Классы остаются обычными
Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь
Сложности для педагогов
Designed by Freepik
Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:
чему обучать школьников;
как выстроить процесс обучения;
как проверять знания, которые освоили ученики.
Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий. Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.
Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ
Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.
На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Обучение учащихся с особенностями психофизического развития. Инклюзивное образование.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
и.о. директора, ГБОУ ЛНР «Ирминская
школа-интернат» город Ирмино
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Актуальность: в настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с нарушением умственного развития.
В настоящее время сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражается в сближении массовой и специальной образовательных систем.
Официально принятая в государстве интернатная модель перестает быть единственным и обязательным типом учреждения, в котором дети с особенностями психофизического развития находятся в условиях обособленного обучения и изоляции от социума. У родителей и детей появилась возможность выбора разных форм обучения (домашнего обучения, в специальной школе, школе-интернате, учебно-реабилитационном центре, специальном классе при общеобразовательной школе, детском саду-школе, в форме экстерната и тому подобное). Но это не в полной мере удовлетворяет равенство прав на образование лиц, имеющих особенности психофизического развития, не всегда соответствует их личным запросам и общественным потребностям.
Использование такой модели даёт возможность предоставления качественных образовательных услуг детям с особыми потребностями в обычных классах (группах) общеобразовательных (дошкольных) учебных заведений при условии соответствующей подготовки учителей и оказания поддержки семьям.
Предполагается осуществление изменений образовательной системы, а не ребенка. Инклюзивное образование признает, что все дети разные, а школы и образовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех учеников с нарушениями развития и без них. Однако инклюзивность не означает ассимиляцию или стремление сделать всех одинаковыми, ее ключевой компонент — гибкость, учет личностных характеристик, определяющих темп обучения каждого ребенка.
В большинстве случаев детям просто необходимо доступное преподавание, что требует использования различных методов, которые соответствуют индивидуальным требованиям, способностям и особенностям развития ребенка.
Инклюзивная модель образования предполагает участие в образовательном процессе учителей-поддержки (ассистентов учителей), которые обеспечивают приобщение всех детей к общеобразовательным занятиям. Учитель поддержки может быть дополнительным помощником в учебном процессе и заниматься с одним-тремя учениками одного или разных классов.
Индивидуальные учебные планы для учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательную программу из-за усложнений психофизического развития должны разрабатываться на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации и по решению педагогического совета учебного заведения, а также при участии родителей ребенка. Содержание индивидуального учебного плана заключается в том, что он разрабатывается для каждого ребенка.
Успехи в обучении учащихся, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются по критериям оценивания учебных достижений учащихся начальных классов специальной общеобразовательной (вспомогательной) школы для детей с нарушениями умственного развития.
В классе (группе) может быть не более трех детей с особенностями психофизического развития. При этом целесообразно комплектовать детей, которые имеют нарушения одной категории (слуха или зрения и т. п). Время пребывания детей с особенностями развития в общеобразовательном учебном (дошкольном) заведении может изменяться приказом директора этого заведения на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации о состоянии психофизического развития каждого ребенка (по результатам обязательного ежегодного обследования).
Для учащихся с особенностями психофизического развития необходимы специальные приспособления помещений учреждения (ликвидация архитектурных барьеров, построение пандусов, наличие туалетных комнат, усиления освещения учебных помещений, создания в классах (группах) игровых уголков и т. п.), а при необходимости — приобретение специального оборудования и адаптационного оборудования.
Эффективности учебно-воспитательного процесса способствуют различные формы работы:
учебная работа в парах;
работа групп кооперативного обучения;
работа с индивидуальными инструкциями;
независимые самостоятельные занятия.
Содержание, формы и методы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития должны быть коррекционно направленными. Это означает, что каждая тема, которая изучается в школе, каждый метод и прием, использованный учителем или воспитателем, должны способствовать не только усвоению знаний, умений, навыков, формированию поведения, но и исправлению недостатков психофизического развития (в зависимости от дефекта).
Система коррекционного воздействия на учащихся должна быть рассчитана на длительное время и действовать на личность в целом в единстве ее компонентов:
познавательные, эмоционально-волевые психические процессы;
опыт (знания, умения, навыки);
Начиная работать с учениками, учитель должен учитывать индивидуальную структуру дефекта каждого ребенка (первичный дефект, вторичные дефекты, дальнейшие осложнения) и сохраненные возможности, то есть изучить опыт ребенка, ее направленность, поведение.
Для детей с нарушениями умственного развития характерными являются органические повреждения коры головного мозга, вследствие которых наблюдается недостаточная сформированность всех составляющих психики и прежде всего нарушения познавательных процессов. Оказывается своеобразие в развитии ощущений, восприятия, памяти, воображения, речи, внимания.
Самый существенный признак умственной отсталости — пониженная способность к обобщениям в процессе решения интеллектуальных задач. Педагогическая работа с этой категорией детей направляется в первую очередь на максимальное становление общих социально-адаптационных возможностей, практическую подготовку к жизнедеятельности в обществе, самообслуживания, общения, адекватного социального поведения.
Особенности процесса обучения детей с недостатками интеллекта:
медлительность процесса обучения;
упрощённое изложение материала;
повторяемость в обучении;
углубленный индивидуальный и дифференцированный подходы;
предметно-наглядный и практический характер обучения;
опора на более развитые способности ребенка и преодоление общей недостаточности его интеллектуальной сферы;
специальная организация учебной деятельности учащихся, в частности развитие стимулов к учебе и познавательных интересов.
Развитие речи и развитие мышления — взаимосвязанные процессы. Тяжелые речевые расстройства сопровождаются специфическими особенностями интеллектуальной деятельности ребенка. Названные отклонения отрицательно влияют на формирование у ребенка различных форм деятельности (сложной двигательной, всех видов изобразительной), вызывают трудности в усвоении математических знаний и языка. К тому же речевые дефекты нарушают возможность свободного общения ребенка с другими людьми. Все это приводит к формированию своеобразных психологических и патопсихологических особенностей.
Необходимым условием коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими речевые расстройства, прямая и опосредованная психотерапия речевых расстройств. Работа учителя с такими детьми предусматривает предотвращение негативным воздействиям речевого дефекта на формирование других психических функций.
Коррекционная работа направляется на умственное развитие (расширение круга знаний и представлений об окружающем, развитие познавательной активности, мыслительных процессов, формирование продуктивных способов запоминания, развитие произвольного внимания) и развитие речи (фонетико-фонематической системы, словаря, совершенствование грамматических навыков, связной речи).
Эти занятия с детьми проводят дефектолог, психолог, учитель класса индивидуально или в группах в зависимости от особенностей развития учащихся и трудностей в обучении.
Учитель инклюзивного класса должен овладеть умением выбирать для ребенка с особенностями психофизического развития на каждый урок определенную систему коррекционных задач, обусловленных дидактической целью урока и характером учебного материала.
Но, на сегодняшний момент, в частности в нашей школе, картина вырисовывается совсем иная. На данный момент в нашей школе обучается 12 детей, которые перешли к нам из общеобразовательной школы. Эти дети обучались по программе для специальных коррекционных учреждений. Пятеро из них с трудом усваивают даже программу специальной школы. Эти дети после перехода из общеобразовательной школы были замкнуты, необщительны, на уроках пассивны. И только спустя год благодаря коррекционной работе с этими детьми наметилась положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшилось эмоциональное состояние. Они сейчас с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, стали себя чувствовать раскованней, некоторые из них подтянулись в учебе. В нашей школе созданы все условия для достижения успеха.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод : что, учась даже в обычном классе (группе) общеобразовательного учреждения, ребенок должен обязательно получать коррекционную помощь. Тем более это необходимо ребенку, обучающемуся в специальном классе массовой школы. Поэтому подлинная интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Совместное обучение — это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Он не должен вытеснять и разрушать формы эффективной помощи ребенку, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании.
Список использованной литературы
Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. – М.; Владимир: Транзит-ИКС, 2009.
Грибова О. Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 1. – С. 41-45.
Инденбаум Е.Л. К чему приводит «стихийная инклюзия» детей с задержкой психического развития /Е.Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №4. – с. 33-38.
Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. – №3. – 2010. – С. 134-136.
Внедрение инклюзивного и интегрированного обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Внедрение инклюзивного и интегрированного обучения.
Согласно статистике рождаемости в России, большое количество деток рождаются с теми или иными проблемами здоровья. Особенным деткам очень тяжело адаптироваться в социуме. Учитывая их особенность, полагаю очень правильным новый подход к обучению таких детей.
Замечательное нововведение в современном образовании – инклюзивное образование, которое помогает деткам с особенностями в развитии не только получить знания, но и постепенно адаптироваться в обществе.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования.
К сожалению, в нашем обществе нет общих моральных устоев, которые способствовали бы тому, что и педагогический, и детский (в особенности) коллективы принимали ребёнка с ОВЗ по-доброму, как должное. Существует мнение (и отнюдь не обоснованное), что маленькие детки достаточно негативно относятся к своим сверстникам с особенностями в развитии. В таком случае возможно возникновение конфликтов, что, естественно, не может способствовать плодотворному изучению предметов и их усвоению детьми с ОВЗ. Конечно же, в таких ситуациях большая роль отводится взрослым, сопровождающим детей в процессе обучения и воспитания в детском коллективе. При своевременном вмешательстве ситуация сводится на «нет» и решается без ущерба для конфликтующих сторон.
В любом случае инклюзивное образование призвано обеспечить равные права всех участников процесса образования. Конечно, очень трудно избежать противоречий в образовательном процессе, когда столь неоднородным является состав его участников. Как я уже говорила выше, не все участники процесса инклюзивного образования относятся к нему позитивно. Многие придерживаются мнения, что для деток с ОВЗ лучшим выбором родителей является именно обучение на дому, семейное образование, или индивидуальное обучение, когда ребёнок посещает школу, но при этом занимается отдельно от класса.
Считаю такую позицию неправильной, так как современное образование обладает достаточным количеством средств и методик, позволяющих вести совместное обучение деток разного уровня развития и психофизических данных. Конечно, в любом отдельном случае требуется консультация специалистов по данному вопросу, а также обязательное интегрирование образовательного процесса.
Наблюдая работу педагогического коллектива, который работает именно с особыми детками, обратила внимание на то, что существует масса противоречий и вопросов в такой работе:
как оценивать ответы таких деток в сравнении с ответами деток здоровых?
как создать такую окружающую среду, обстановку, которая не просто не вредила бы особым детям, но и укрепляла их здоровье?
Как распланировать работу таким образом, чтобы детки с ОВЗ успевали осваивать учебный материал на одном уровне с другими учащимися?
Ведь ни для кого не секрет, что современные учебные стандарты оказываются трудны и для здоровых деток, а потому следует в работе с детьми с ОВЗ учитывать и этот момент. К счастью, существует такая вещь как вариативность образовательного процесса. Именно вариативное инклюзивное образование помогает педагогам проводить обучение таким образом, чтобы особые детки не чувствовали себя ущербными, недостаточно умными по сравнению с остальными учащимися. И, естественно, обязательным должен быть дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению всех учащихся класса.
Но всё же инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья – это большой плюс как собственно в их образовании, так и в воспитании. Причём в воспитании не только деток с ОВЗ, но и тех, кто их окружает. Полагаю, что именно этот момент следует серьёзно учитывать, как педагогам-предметникам, так и классным руководителям.
Модели интегрированного обучения и инклюзивного образования в системе образования Российской Федерации.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Модели интегрированного обучения и инклюзивного образования в системе образования Российской Федерации.
Проблему доступного качественного образования для детей-инвалидов, не нарушая их прав и свобод, призвано решить инклюзивное образование. Включение детей с ограниченными возможности в общую систему образования способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами. Основные принципы инклюзивного образования опираются на общечеловеческие, гуманистические ценности: осознание ценности человеческой личности, независимо от его способностей и достижений; равенство всех участников образовательного процесса; отсутствие дискриминации; толерантность; уважение; включение каждого члена коллектива в общественную жизнь и другие.
На сегодняшний день данная программа активно внедряется не только в общеобразовательные учреждения, но и в средне-специальные, высшие учебные заведения.
Благодаря законодательным актам, таким как «Конвенция о правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей ООН, Конституция РФ, федеральному закону «Об образовании», федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», целью которых является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав и основных свобод человека, стало возможным получение образования детьми с ограниченными возможностями на всех уровнях обучения.
Инклюзивное образование направлено на реформирование образовательных учреждений, на поиск таких педагогических подходов, которые позволят наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. Это не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.
Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов базируются на региональных положениях утвержденных департаментом образования. В них же указываются общие положения, организационные моменты, перечень необходимой документации.
Инклюзивное образование детей-инвалидов по положению, утвержденному приказом Министерства образования и науки, может реализовываться через следующие модели:
Контроль за освоением образовательных программ детьми-инвалидами осуществляет общеобразовательное учреждение.
Каждое общеобразовательное учреждение на основании примерного положения самостоятельно разрабатывает положение, которое определяет порядок организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.
Институт коррекционной педагогики РАО предусматривает:
раннее вмешательство, обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка, подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Та или иная модель интеграции (инклюзии) должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям.
На сегодняшний день апробируется модель непрерывной образовательной вертикали – эффективное сотрудничество нескольких образовательных учреждений: «Детский сад – Центр – Школа». Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей-инвалидов в социум. Происходит преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для «особых» детей.
Интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии.
Вместе с тем внедрение инклюзии рассматривается неоднозначно. Есть опасение, что попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением, могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Интеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
В настоящее время система инклюзивного образования недостаточно разработана и имеет ряд проблем: оснащение специальной техникой и оборудованием, модернизация зданий; наличие единой программы по организацию совместного обучения; подготовка педагогов в рамках интеграции; стереотипы и предрассудки общества.
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
Не смотря на имеющиеся трудности и недоработки, инклюзивное образование – открытая, современная модель развития нового динамичного общества и государства. В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе. Данная программа предполагает создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми-инвалидами. Детям с ограниченными возможностями сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, чтобы получить качественное образование и лучше адаптироваться к жизни, напротив, они смогут получить необходимые компетенции в обычном детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, институте. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.