интегрированное обучение детей с овз это
Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия
В России законодательно закреплено право на образование с учетом особенностей психофизического развития обучающегося. Это значит, что родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью могут подать документы в любую ближайшую школу и ребенка зачислят в общий класс.
Такой принцип обучения называется инклюзивным или интегрированным. Эти термины имеют много сходств и их часто считают взаимозаменяемыми, хотя это не так. В статье дадим сравнительную характеристику интегрированного и инклюзивного образования, а также расскажем, как учителям работать с особенными детьми.
Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс
В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:
включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;
свободу от дискриминации в сфере образования.
Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:
запустили программы социально-психологической помощи;
создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.
Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.
Designed by pch.vector/Freepik
Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.
Особенности интегрированного обучения
При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:
проводят персональное обучение;
организуют дополнительные занятия;
поддерживают на разных этапах подготовки.
При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.
Особенности инклюзивного обучения
При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия — оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако степень разницы между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.
Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.
Инклюзия и интеграция: сходства и отличия
Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.
Ребенок учится в общем классе
Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме
Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы
Ребенок учится в общем классе
Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу
Классы остаются обычными
Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь
Сложности для педагогов
Designed by Freepik
Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:
чему обучать школьников;
как выстроить процесс обучения;
как проверять знания, которые освоили ученики.
Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий. Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.
Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ
Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.
На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Особенности процесса интеграции и инклюзии в образовательную среду детей с ОВЗ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
На сегодняшний день в Российской Федерации 32 млн инвалидов, 10 млн. из них дети. Цифры эти перманентны, число инвалидов не уменьшается, а только увеличивается.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно этому закону всем лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется юридическое право учиться в массовых общеобразовательных учреждениях.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
В связи с этим возникает существенная потребность в поиске и разработке непосредственных механизмов реализации интегрированного и инклюзивного образования для данной категории.
Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах)
Один из основных аспектов интеграции в образовании – правильно организованные условия обучения для конкретного ребёнка. В условиях интеграции ребёнок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников.
Инклюзивное обучение – дифференцированное обучение с созданием условий развития каждого ребёнка, при котором в образовательное пространство включены дети с особыми образовательными потребностями
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
Основным отличием интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся о ОВЗ, прежде всего с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классах обычных детей и детей с ОВЗ по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.
Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного образования схема:
Обычное образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных педагогов и обычные школы.
Специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.
Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребёнка к обычному образованию.
Инклюзивное образование, воспринимая ребёнка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Ожидаемые результаты при инклюзивном образовании:
— выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
— реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
— получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
— реализация себя в обществе;
— повышение качества жизни;
— улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
— Отсутствие гибких образовательных стандартов.
— Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
— Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
— Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
— Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
— Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Инклюзивное образование как форма в России только зарождается. Новвоведения не вызывают энтузиазма у педагогов, руководителей образовательных учреждений:
— несовершенство нормативно-правовой базы;
— трудности в организации и учебно-методическом сопровождении такого образовательного процесса;
— проблемы во взаимоотношениях здоровых детей и детей с нарушениями в развитии и др.
«Инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ». То есть подавляющее большинство детей с ОВЗ, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения. Но на их место в хорошие спецшколы должны прийти те, которые раньше считались необучаемыми, тяжёлыми детьми. Им будут нужны другие учебники и программы, другого уровня учителя.
Зачастую процессы интеграции и инклюзии рассматриваются как средство экономии бюджетных средств. Но, по мнению ряда российских и зарубежных исследователей, подобное образование является более затратным, т.к. требует специального обучения и переобучения педагогов, создания в образовательном учреждении коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, введения в штат дополнительных специалистов.
Для сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в штат вводится ставка ассистента педагога (тьютера).
Работа учителя : актуализация знаний уч-ся, постановка проблемы
Работа тьютера: подготовка уч-ся к изучению нового материала, выявление проблемы
Самостоятельная работа уч-ся: усвоение новых знаний
Работа учителя: формирование новых знаний.
Работа тьютера: обеспечение учебного процесса дидактическими материалами
Работа учителя: первичное закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа уч-ся: осмысление полученных знаний.
Работа тьютера: курирование самостоятельной учебной деятельности детей с ОВЗ
Работа учителя: подведение итогов урока, сообщение д/з
Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Гном и Д, 2001.
Интеграция детей с ОВЗ в школы и их обучение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Слайд 1
Интеграция детей с ОВЗ в школы и их обучение
Учитель начальных классов Кречетова Т.И.
МБОУ «Змеиногорская СОШ с УИОП»
Слайд 2
Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья». Дети с особыми образовательными потребностями – не является правоустанавливающим понятием, используется применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».
Слайд 4
Частичная интеграция – это целенаправленное расширение минимальных возможностей детей в области социальной интеграции (для детей с сохранными потенциальными возможностями, но еще неспособных овладеть образовательным стандартом). Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются по 1–2 человека в обычные группы на отдельные занятия или на часть дня. Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Слайд 5
Коррекционное обучение — особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации. Коррекционно-воспитательная работа — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе. Комбинированная интеграция – обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах). При этом дети получают постоянную коррекционную помощь у специалистов (сурдопедагога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).
Слайд 6
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями: посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении; путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, одном классе общеобразовательного учреждения. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.). Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими подобных нарушений.
Слайд 8
Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети : имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии; имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии; имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития; имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях: имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП); имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП); имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности ; с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, (не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).
Слайд 9
При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов. Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности. Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.
Слайд 10
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Слайд 11
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 12
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд 13
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Слайд 14
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Слайд 15
Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся; после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления; требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением слабых в счете обучающихся.
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.
В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:
Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:
Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения
Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.
Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Три аспекта развития инклюзии:
расположенных по месту жительства.
Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.
В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.
Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;