интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает

Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе

Цыцорина Светлана Павловна
Дорошкевич Наталья Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ д/с №79, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с №79, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цыцорина С.П., Дорошкевич Н.Е. Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 06.11.2021).

Большинство родителей считают, что готовность – это умение читать и писать. И на это делается главный упор и все старания взрослых. Несмотря на то, что говорят в один голос все учителя, что это не главное, их мнение не всегда учитывается. А ребенок, по мнению всех педагогов, должен уметь учиться, с желанием и интересом. Готовность ребенка в конце дошкольного возраста вступить в новые отношения с обществом находит свое выражение в готовности к школьному обучению.

Е.И. Рогов под интеллектуальной готовностью понимает уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность детей старшего дошкольного возраста, необходимую для освоения учебной программы начальной школы. По мнению многих авторов – интеллектуальная готовность предполагает сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления, а также владение средствами познавательной деятельности (умением классифицировать, обобщать, моделировать), родным языком, основными формами речи (диалогом, монологом).

Так что же обозначает понятие «интеллектуальная готовность»?

Интеллектуальная готовность – это одна из сторон проявления общей готовности ребёнка к обучению в школе, отражающая индивидуальный уровень его развития, а именно: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и применению символов.

И главное, здесь важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости, обобщённости сложившихся представлений.

Одним из основных критериев интеллектуальной готовности к школе является развитие произвольного внимания. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него практически еще не сформировано произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале школьного обучения, связаны именно с недостаточностью развития внимания, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению в школе.

Характеристика памяти у детей шести лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, то есть то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Как и в случае с вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома и т.д. Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал школьную программу, необходимо, чтобы он располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

В возрасте шести лет ребенок должен быть на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. К школе у ребенка должны появиться задатки логического мышления, которое характеризуется тем, что ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

При поступлении в школу должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и, тем более, словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, т.к. они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. К шести годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике общения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. В этом возрасте ребенок должен уметь произвести звуковой анализ слова (развитие фонематического слуха), так как расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей чтению и письму.

Таким образом, интеллектуальная готовность – это одна из сторон проявления общей готовности ребёнка к обучению в школе, отражающая индивидуальный уровень его развития, а именно: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и применению символов. Также интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.

Литература:

Источник

Консультация «Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению»

интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть картинку интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Картинка про интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает Якуш Ольга
Консультация «Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению»

Это интересно знать! (К вопросу

Сейчас, наши дети стоят на пороге еще одной ступеньки детства, и этой ступенькой является школа.

Однако чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и, прежде всего быть готовым к тому, что чтобы учиться там. Для этого Ваш ребенок должен созреть функционально, чтобы осилить новый стиль своей жизни.

Этот новый уровень развития ребенка имеет пока только предпосылки к учебной деятельности его, которые необходимо вам развить, чтобы быстрее превратить в реальность.

Какие это предпосылки?

Прежде всего, конечно, умственная, интеллектуальная готовность к школе. Остановимся на этом подробнее и выясним, что кроется за этим термином, что это значит?

Это значит, что для усвоения учебной программы необходим достаточный уровень развития основных психических процессов.

К шести годам ребенок должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени. Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, существенное. То есть, Ваш ребенок должен обладать образным мышлением, а также развитою речью с большим запасом слов.

И Вы, Родители, сами можете это развивать.Вы спросите: «Как?», ответ – на прогулках! Старайтесь в любое время года как можно чаще наблюдать за разными природными явлениями. Делать это нужно так, чтобы ребенку было интересно. Например, составьте несложную «старинную» карту участка леса, или вашей дачи. «Зашифруйте» объекты, которые нам необходимо обнаружить (место, где можно найти гнездо, муравейник, необычное дерево и т. д.). Пусть ребенок попробует прочитать карту и выполнить ваше задание (найти старинный клад, с драгоценностями сундук и т. п.). Свой путь можно отмечать стрелками. На дачном участке такие задания ребенок может выполнять самостоятельно.Возможен и другой вариант: карту или план участка вы составляете вместе с ребенком. Зимой можно составить карту местонахождения следов разных птиц и животных. Изучение и составление карт, схем, умение их читать развивают абстрактное мышление, учат ориентироваться в пространстве.

Во время отдыха на поляне, на даче прикрепите к дереву или кустарнику какой – нибудь нехарактерный для них предмет. Например, на ветку дуба прикрепите сосновую или еловую шишку. Задача ребенка – найти несоответствие и объяснить его. Такие игры учат обобщать понятия, классифицировать объекты, выделять их признаки.

Совместная игра «Бывает – не бывает» также способствует развитию мышления. Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете мяч ребенку. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

— папа ушел на работу

— поезд летит по небу

— человек вьет гнездо

— почтальон принес письмо

— зайчик пошел в школу

— бегемот залез на дерево

— на березе выросли шишки

— волк бродит по лесу

— в кастрюле варится чашка

— кошка гуляет по крыше

— собака гуляет по крыше

— лодка плывет по небу

— девочка рисует домик

— домик рисует девочку и т. д.

Совместное сочинение сказок способствует развитию воображения, творческих способностей и речи. Любой лес, парк может стать для ребенка «сказочным» например, можно сочинить о том, каким бывает этот парк ночью, как ведут себя животные, о чем шепчутся деревья. Детям часто трудно придумать начало сказки, поэтому придумайте начало сами, а ребенок ее продолжит. Дома можно проиллюстрировать свою сказку и создать собственную книгу.

В школе может пригодиться способность к произвольному запоминанию, используя различные приемы, базирующиеся на хорошей памяти – и кратковременной и долговременной, и зрительной, и слуховой.

Приемы, помогающие запоминанию.

1) Если ребенок затрудняется повторить слова, которые Вы ему назвали, дайте ему бумагу и фломастеры. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.

То же самое можно предложить ему сделать при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что помогло потом вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

2) прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали.Задайте ему вопрос: «О чем рассказ?.» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ему, или с какой – то аналогичной историей, сравните эти истории, в чем их сходство, в чем различие. Отвечая на эти вопросы, ребенок выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. А затем снова попросите сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

3) Очень интересна и проста игра «словесный ком». Эту игру можно использовать во время езды на транспорте. Начинает игру взрослый, называя при этом слово, следующий шаг за ребенком. Прежде чем назвать свое слово, ребенок сначала называет слово взрослого, а затем добавляет свое. После этого, взрослый называет свое первое слово, затем слово ребенка и свое новое слово. За взрослым в игру вступает ребенок, произнося сначала первое слово взрослого, затем свое первое слово и после свое новое слово и т. д. Такая игра развивает объем слуховой кратковременной памяти, которая пригодиться ребенку при написании диктантов.

Так можно развивать не только память, но и внимание.

Внимание имеет рад параметров, которые необходимы ребенкудля освоения нового учебного материала и к ним относятся: скорость, концентрация, объем, переключение и распределение.

Чтобы способствовать развитию переключения внимания, называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, растение, если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Второй вариант игры: ребенок встает каждый раз тогда, когда услышит слово, обозначающее животное и т. д.

Третий вариант: можно объединить первое и второе задания, т. е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое – либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Упражнение на развитие произвольного внимания:

Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Из всех психических процессов, восприятие является базовым. На его основе развиваются все остальные психические процессы, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию восприятия. Как можно помочь ребенку его развить? В этом поможет Вам игра «Найди квадрат».

Ребенку показываете рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников,немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию. Или, покажите ребенку рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

Говоря о подготовке к школе, хочется еще раз подчеркнуть, что интеллектуальная готовность представляет собой некую комплексную характеристику развития ребенка, которая необходима для успешного освоения учебной деятельности и в этом вы, родители, играете не последнюю роль!

Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению Выступление социального педагога на общесадиковском собрании, посвященном подготовке детей к школьному обучению. Тема доклада «Условия.

Анализ различных подходов к понятию «Психологическая готовность к школьному обучению» Анализ различных подходов к понятию «Психологическая готовность к школьному обучению» в психолого-педагогических исследованиях Для психологии.

Консультация «Физическая готовность к школьному обучению» Обучение в школе потребует от детей большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко именно из-за недостаточности.

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школьному обучению» Родительское собрание в подготовительной группе «Росинка» на тему: «Психологическая готовность детей к школе» Цель: Сформировать представление.

Консультация для воспитателя «Процесс подготовки ребенка к школьному обучению» «Шпаргалка для воспитателя»Уважаемые коллеги! В этом выпуске «Шпаргалки» речь пойдет о будущем первокласснике, о выпускнике нашего детского.

Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению» Статья. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ». В Законе об образовании сказано, что в 1 класс принимаются дети 6,5-7,5.

Выступление на родительском собрании «Готовность старших дошкольников к школьному обучению» Выступление на родительском собрании по теме: «Готовность старших дошкольников к школьному обучению» Психологическая готовность к школе.

Источник

Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе

интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть картинку интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Картинка про интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает Светлана Цыцорина
Формирование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе

Цыцорина Светлана Павловна

Дорошкевич Наталья Евгеньевна

Большинство родителей считают, что готовность – это умение читать и писать. И на это делается главный упор и все старания взрослых. Несмотря на то, что говорят в один голос все учителя, что это не главное, их мнение не всегда учитывается. А ребенок, по мнению всех педагогов, должен уметь учиться, с желанием и интересом. Готовность ребенка в конце дошкольного возраста вступить в новые отношения с обществом находит свое выражение в готовности к школьному обучению.

Е. И. Рогов под интеллектуальной готовностью понимает уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность детей старшего дошкольного возраста, необходимую для освоения учебной программы начальной школы. По мнению многих авторов – интеллектуальная готовность предполагает сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления, а также владение средствами познавательной деятельности (умением классифицировать, обобщать, моделировать, родным языком, основными формами речи (диалогом, монологом).

Так что же обозначает понятие «интеллектуальная готовность»? Интеллектуальная готовность – это одна из сторон проявления общей готовности ребёнка к обучению в школе, отражающая индивидуальный уровень его развития,а именно: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и применению символов.

И главное, здесь важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости, обобщённости сложившихся представлений. Одним из основных критериев интеллектуальной готовности к школе является развитие произвольного внимания. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него практически еще не сформировано произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале школьного обучения, связаны именно с недостаточностью развития внимания, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению в школе.

Характеристика памяти у детей шести лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, то есть то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Как и в случае с вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома и т. д. Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал школьную программу, необходимо, чтобы он располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

В возрасте шести лет ребенок должен быть на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. К школе у ребенка должны появиться задатки логического мышления, которое характеризуется тем, что ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

При поступлении в школу должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и, тем более, словесно-логической форме.Бывает и наоборот: ребенок может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, т. к. они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся в частности, в том, что у ребенкаможет доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. К шести годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике общения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. В этом возрасте ребенок должен уметь произвести звуковой анализ слова (развитие фонематического слуха, так как расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей чтению и письму.

Таким образом, интеллектуальная готовность – это одна из сторон проявления общей готовности ребёнка к обучению в школе, отражающая индивидуальный уровень его развития,а именно: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и применению символов. Также интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.

1. Дубровина И. В.Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М. : Сфера, 2007. 528 с.

2. Ивина А. А. Энциклопедический словарь. М. : Гардарики, 2004. 1072 с.

3. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; под ред. Л. Г. Нисканен. М. : Академия, 2012. 208 с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2009.

5. Урунтаева Г. А.Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. М. : Академия, 2006. 368 с.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть картинку интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Картинка про интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагаетКонсультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть картинку интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Картинка про интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагаетРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть картинку интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Картинка про интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагаетРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Смотреть картинку интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Картинка про интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает. Фото интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает«Загадочный космос». Сценарий интеллектуальной игры «Поле чудес» в подготовительной к школе группе Сценарий интеллектуальной игры «Поле чудес» в подготовительной к школе группе на тему: «Загадочный космос» Цель: закрепление и расширение.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *