интеллектуальная игра это средство обучения
Доклад на тему: «Интеллектуальные игры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Интеллектуальные игры»
Одна из современных тенденций развития образования заключается в гуманизации целей и принципов образовательной работы. Позиция педагогов при организации любого вида детской деятельности должна исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Учебная цель интеллектуальных игр такова:
Проверять уровень полученных знаний.
Стимулировать самостоятельное изучения материала.
В первом случае игра выступает в роли видоизмененной проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
Во втором случае необходимо стимулировать самостоятельное изучение материала. Детям, например, дается задание повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего занятия- это «геометрическое ассорти». Или чтение детям сказок, проведение экскурсий. Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.
Регулярное и систематичное проведение игр такой направленности дает детям много устойчивых знаний.
развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Это основные цели проведения игр типа «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умение выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Цели интеллектуальной игры
Основные типы интеллектуальных игр
Интеллектуальные игры образуют два блока: викторины и стратегии.
При тестовых викторинах дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры идут по телевидению ( «Что? Где? Когда?» и т.д.).
Сюжетные викторины более интересны. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка» на новый лад). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком», «бабушкой» и т. д. Включается воображение. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут стать телевизионные передачи. («Полундра», «Колесо обозрения»)
В ролевой стратегии через наилучшее достижение целей, определяемых заданий игроку ролью (например, игра «Яхта»). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
Сценарная стратегия допускает импровизацию в строгом соответствии с разработкой игры.
Основные типы интеллектуальных игр
«Интеллектуальная игра как способ развития личности ребенка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Интеллектуальная игра как способ развития личности ребенка»
Гащенко Наталья Павловна
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач образования на необходимость не только сформировать навыки и развить умения, но и научить творчески пользоваться ими, формируя профессионально значимые качества, необходимые для жизнедеятельности в избранной сфере. Данная задача может быть решена при последовательном применении активных, в том числе, игровых, методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие педагога и обучающихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности.
Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.), способствуют развитию внимания, памяти, реакции, воображения.
Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. Шаг за шагом от простых задач к более сложным, маленький ученик будет приобретать и тренировать важные качества. Кем бы ни стал он в будущем, ему всегда пригодятся сообразительность, логичность, внимательность, острый глазомер и воображение. Без сомнения, обогатит ребенка и воспитание таких полезных привычек, как настойчивость, аккуратность, терпение.
Система интеллектуальных игр
-развивает готовность самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию. Как показывает опыт, знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения.
-способствует созданию психолого-педагогических условий для формирования гуманистической атмосферы в школе, в детско-педагогическом сообществе, создаёт положительный эмоциональный климат, который является одним из важнейших факторов жизнедеятельности школы.
-требует от игроков не только определённого уровня знаний, но и умения общаться, позволяет научить ребят работать в группе, научить диалогу, формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Основные типы интеллектуальных игр:
-Викторины: текстовая («О, счастливчик», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг») или сюжетная ( «Колесо истории»);
В действительности интеллектуальных игр существует значительно больше, но получены они за счет комбинирования и компиляции основного материала.
Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на две группы – тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр. Участники отвечают на вопрос и получают оценку. Примеры игр этого типа: «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники», «Брейн-ринг» и др.
Сюжетные викторины – более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие. Организаторы придумывают какой-либо игровой сюжет. Применяются элементы театрализации, игра смотрится более живо, ярко и эмоционально. Примеры игр этого типа: «Колесо истории».
Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков.
В основе классификации стратегий лежит принцип доминирующего пути к успеху.
В экономической – через успешные приобретения и продажи («Менеджер»).
А в ролевой – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Театр-экспромт»).
Алгоритм построения интеллектуальной игры.
Интеллектуальная игра – это соревнование между детьми в эрудиции. Это активная форма обучения, которая позволяет проверить знания ребят в той или иной отрасли знаний и дает новые факты в интересной игровой форме. Интеллектуальные игры состоят из игрового сюжета, вопросов, музыкального оформления, художественного оформления.
Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приёмов:
представление гостей, церемониала знакомства; звуковых, световых, технических эффектов; кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъёма флага и т.д.
Организуя основную часть мероприятия, ведущий и помощники должны попытаться объединить
Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок.
Сюда относятся: общие: песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др.
3. Заключительная часть.
Эта часть включает в себя: подведение итогов и анализ игры.
Конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья.
он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.
нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, балов или оценкой.
Эта часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п.
4. Необходимые условия для организации и проведения интеллектуальных игр.
Компетентность ведущего, умение вести себя перед участниками игр, хорошая дикция, соответствующая одежда.
Вопросы должны содержать в себе еле заметные на первый взгляд зацепки, подталкивающие ход мысли в нужном направлении. Задаваться в корректной форме с четкой формулировкой и предполагать однозначный ответ, строиться по принципу «неизвестное об известном», основываться не на специализированных знаниях, а на общедоступных фактах, логическом мышлении и интуиции.
Команды должны быть заранее сформированы (кроме тех случаев, когда формирование команды предусмотрено сценарием игры).
Дополнения для усиления игрового колорита (реквизит и т. п.)
Место проведения игры и его оформление (художественное и музыкальное).
Цели проведения интеллектуальных игр.
В данном случае игра выступает в роли видоизмененного экзамена. Здесь допустимы вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме значительно повышают интерес к учебе.
-Стимулировать самостоятельное изучение материала.
Для достижения этой цели игрокам заранее сообщаются тема и объем материала, который будет задействован. А игра является итогом самостоятельной работы участников (чтения литературы, посещения музея, консультации или лекции специалистов и т. п.) по заданию организаторов. Регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает ребятам множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их добыванию.
-Развивать логическое мышление; сообразительность; коммуникабельность.
Для достижения этих целей важно особенно ответственно относится к подбору вопросов и заданий, а также к организации самой игры.
Исходя из этого определяются следующие задачи:
-Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия).
-Развитие образного и логического мышления.
-Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
-Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения).
-Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
• Функция межнациональной коммуникации.
Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. Учебно-методическое пособие. – М., 1995.
Борис Б. Интеллектуальные игры: для знатоков и не только. – М., 2009.
Воронин А.Н. Интеллект и творчество. – М., 2000.
Ворошилов В.Я. Феномен игры. – М., 1982.
Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
Картер Ф. Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта. – М.: Астрель, 2005.
Интеллектуальные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Интеллектуальные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
На смену ориентации общества на широкую информатизацию всех сфер жизни приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет напрямую зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их личностных возможностей.
Поэтому от нас, педагогов, во многом зависит как личная судьба одарённых школьников, так и, по большому счету, будущее страны.
Одним из важных факторов, влияющих на развитие учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Среди форм и методов внеурочной деятельности можно выделить различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение обучающихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы, система внеурочной исследовательской работы.
В школе особый приоритет получили интеллектуальные игры. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и старшеклассники.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различных состязаниях позволяет школьникам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, т. к. играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
В школе сложилась своя система интеллектуальных игр, которая предоставляет равные шансы и условия детям для проявления способностей и достижения успеха в той или иной отрасли знаний, в творческой или спортивной деятельности.
Благодаря целенаправленной работе наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся в посещении кружков, секций, спецкурсов, растет интерес учащихся к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.
Практически все обучающиеся проходят через участие в интеллектуальных играх, которые начинаются уже в младших классах. Речь идет об учебных дидактических играх по предмету (природоведение, география, история) и межпредметных играх, которые являются средством формирования познавательного интереса и внимания.
В школе проводятся тестовые («Брейн-ринг», «Своя игра») и сюжетные викторины. Примером таких викторин является серия запланированных литературных игр. Игровой сюжет присутствия сказочных и литературных героев позволяет не только разрешить учебные цели, но и вынести на обсуждение морально-этические вопросы современной жизни, обеспечивает мировоззренческое развитие лицеистов. Важно, чтобы игра помогала ребятам испытать чувство сопричастности к тем ценностям и научным понятиям, которые отражают опыт и мысль всего человечества. Такая игра учит мыслить так, как это свойственно для думающего человека.
Отработана ролевая стратегия, где успех для достижения цели зависит от определяемой заданной игроку роли. Иллюстрацией сценарной ролевой стратегии является литературный суд, где участникам необходимо вжиться в представляемый на сцене образ и разыграть защиту и обвинение по всем законам судопроизводства. Похожие игры проводятся по химии, истории, информатике, математике.
В стратегии игры главный путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы).
Интеллектуальные конкурсы как площадка личностного самовыражения учащихся позволяют ребятам максимально проявлять свои способности, проверять качество своих знаний, а педагогам – создавать условия для выявления, развития и поддержки одаренных обучающихся, формирования конкурентоспособной личности.
Испанский философ Грациан сказал: «Знания должны быть в моде, а там, где этого нет, разумно притворяться невеждой».
Русские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников Годовой отчет На 2018 – 2019 учебный год мною была запланирована работа с детьми по теме «Русские народные, хороводные игры, как средство.
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с.
Тестопластика как средство развития творческих способностей дошкольников еловек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Существует огромное.
Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Содержание Введение 1. Что такое модель? 2. Виды моделирования.
Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей Игры детей с песком начинаются с самого раннего возраста и позволяют им реализовать разнообразные потребности, в том числе в творческом.
Инновационные подходы к организации работы центра для развития интеллектуальных и творческих способностей в группе ДОУ Совместная деятельность педагога и детей в центре направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала,.
Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей обучающихся ТО «Юный овощевод» Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей обучающихся объединения «Юный овощевод». На смену ориентации общества.
Мультимедийная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников Важным моментом в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является умение самостоятельно сочинять сказки. Самостоятельное.
Игра как средство обучения
Наталья Зубрей
Игра как средство обучения
ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ.
Воспитание всесторонней личности – главная задача педагогики. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития.
В раннем возрасте основой становления личности является предметно – игровая деятельность.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны, от которых зависит, насколько он буде впоследствии преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие,коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка ;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремится научится этому, что он еще не умеет.
Для решения поставленных целей и задач используются следующие виды игр,которые выполнят определенные функции:
1. Дидактические игры – развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребенок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от взрослого режиссирования, а от ребёнка – проговаривания.
4. Подвижные игры вырабатывают быстроту реакции, решительность, упорство, смелость и многие другие качества.
5. Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр у детей развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Дидактическая игра «Паровоз» как средство обучения дошкольников Дидактическая игра «Паровоз».Цель:Развивать представление о предметах и принадлежности их к одной группе. Развивать словарный запас. Весь.
Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений
Ольга Никулина
Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие в целом.
Интеллектуальные игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Примеры игр по формированию математических представлений у дошкольников.
Интеллектуальные игрыусловно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
6. Игры по сенсорному воспитанию.
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет или детские картинки игровой тематики (животные, транспорт, овощи и фрукты, герои мультфильмов) детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки.
Дидактические игры,такие как : «Веселый счет», «Число как тебя зовут?», «Чего больше?», «Сосчитай-ка», «Математика на счетах». и многие другие используются в ходе ООД по математике в свободное время и на прогулке с целью развития у детей внимания, памяти, мышления
В качестве обучающей системы, в электронные образовательные ресурсы могут входить компьютерные дидактические игры. Практика применение таких игр показывает, что они являются эффективным средством обучения, т. к.обладают рядом положительных сторон :
-возможности звука, движения, цвета в играх вызывают интерес и помогают передать информацию в доступной, понятной и привлекательной форме ребенку; возможность реализации индивидуального обучения.
Математические онлайн игры для маленьких детей познакомят ребят с цифрами, числами, порядковым счётом.
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с временами года и частями суток. Объясняется, что каждое время года имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали их название, используются такие дидактические игры как: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Определи по картинке время года», «Сколько времен года ты знаешь?», «Что за чем у нас идет каждый день и круглый год?». Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность времен года неизменна. Для закрепления знаний о частях суток организуется рассматривание соответствующих картинок и д/игра «Утро, день, вечер, ночь. Провожать их не спеши, что ты делал расскажи», «Загадки о частях суток».
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому предмету и к себе. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитиюпространственного ориентирования у детей: “Расскажи про свой узор”, “Мастерская ковров”, “Кто где?”, “Путешествие по комнате”, «Левая и правая», «Что изменилось?»(пространственное расположение игрушек). Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, посередине).
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например,спрашивается: “Какую геометрическую фигуру напоминает тарелка?” (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игры типа “Геометрическое лото”, «Найди фигуре свой дом», «Подбери по форме»,
«Разложи фигуры по тарелочкам», «Геометрическая мозаика».
Подвижная / игра- «Найди свой гараж».
Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Огромный интерес вызывает у детей конструирование из плоскостных геометрических фигур, которое воспитывает эстетический вкус, усидчивость, работоспособности; дает возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда. В работе с игре с объемными модулями и кубиками у детей развиваются творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении творческих работ.Дети знакомятся с понятиями : куб, цилиндр, кирпичик.
5. Логическое мышление ребенка необходимо постоянно развивать. Это поможет ему быстро освоить основные математические понятия, разовьет умение сравнивать, конкретизировать, обобщать, анализировать. Игры и упражнения помогут вам научить ребенка находить выход из проблемных ситуаций, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Используются такие настольные дидактические игры для развитиялогического мышления: «Ассоциации», «Что сначала, что потом?»,
«Кто где живет?», «Найди по описанию?», «Кто в сказке живет?»,
«Кому что нужно (профессии, «Сложи целое из частей».
Игра с логическим и речевым развитием (Мяч бросай и отвечай): «Доскажи словечко», «Что будет, если…», «Кто и что –летит, плывет, бежит, ходит?», «Кто чем занимается? (профессии, «Скажи наоборот», «Третий лишний», «Что бывает круглым, длинным, зеленым?.», «Кто как кричит?- животные». и т. д.
Игра с напольной модульной мозаикой (нахождение изображения по трафарету, также способствует развитию у детей внимания и логического мышления. Особое внимание заслуживает игра с палочками Кюизенера, которая позволяет не только знакомить ребенка с понятием «длиннее- короче», но и в ходе конструирования развивает воображение и логику (как нужно расположить палочки,чтобы получились: ракета, солнышко, домик и т. д)
Интеллектуальная игра в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”, «Петрушка, угадай какая игрушка?». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Что изменилось? Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, на поиск чисел, их последовательность. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов, чисел или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того,даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты и круги желтого и красного цвета (д / игра «Бусы для мамы»). Постепенно данное задание усложняется.
6. Игры по сенсорному воспитанию
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине.
Дидактические игры на сравнение предметов по величине : «Пирамидка»,«Большой- маленький» (сравнение мячей, кубиков и т. д.Цель: сортировать предметы по размерам, «Домики для животных» (Цель игры: активизировать в речи детей слова «большой, маленький», «Чья башня выше?» (Цель игры: сравнение предметов по высоте).