интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя

Интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя

Проект по актуализации ФГОС СПО (50 профессий и специальностей) за счёт оптимизации сроков освоения образовательных программ и интенсификации освоения их содержания, а также по информационному и экспертному сопровождению внедрения обновлённых ФГОС СПО в профессиональных образовательных организациях в 2019-2020 гг.

Авторизация на сайте

Ответы на часто задаваемые вопросы

В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к основным правам обучающихся и мерам их социальной поддержки и стимулирования относится обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 15.12.2014) определено, что при получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Использование индивидуального учебного плана в рамках ускоренного обучения определено Методическими рекомендациями об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (направлены письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. N 06-846). Дополнительные разъяснения были направлены Письмом Минобрнауки России от 15 декабря 2017 года N 06-ПГ-МОН-52749 «О предоставлении права на обучение по программам СПО по индивидуальному учебному плану».
Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.
Таким образом, образовательная организация самостоятельно определяет возможность установления обучающемуся индивидуального учебного плана и прохождения ускоренного обучения, а также осуществляет зачет результатов освоения пройденных обучающимся учебных предметов в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. В случае если в результате перезачета учебных предметов студентом освоена программа первого курса, по решению образовательной организации он может быть переведен на второй курс.

ИУП может, например, способствовать решению задачи по освоению наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в данной образовательной организации, а также в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Законом допускается освоение одновременно двух ОПОП СПО. Например, при освоении в очной форме ОПОП СПО по специальности студент может одновременно осваивать ОПОП СПО по профессии в очно-заочной форме. При этом составляется ИУП, позволяющий осуществить такое совмещение с достижением запланированных результатов по обеим программам.
При необходимости (как правило, это требования работодателей на последних курсах обучения студентов) возможно организовать с использованием ИУП освоение основной программы профессионального обучения или дополнительной профессиональной программы, дополняющей ОПОП СПО.

Проектная деятельность учащихся (проектный метод) – это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Использоваться проект может на любом этапе обучения, это может отдельно организованный проект или курсовая, дипломная работа в формате проекта. Чтобы достичь практической цели, учащиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта. При этом существенно меняется роль преподавателя. Зависимость учащихся от педагога должна быть хотя бы частично сокращена или дополнена самоорганизацией. Педагог должен организовать учебную ситуацию. При этом он продолжает нести ответственность за процесс образования (обучения), но часть ответственности ситуационно переносится на учащихся. О методе проектов подробнее см.: Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ. — Любое изд. — 80 с.

«Смешанное обучение» (blended learning) – педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого (онлайн) обучения с очным или автономным обучением. Технология «смешанного обучения» основана на комплексе базовых принципов (персонализация, полное усвоение, среда высоких достижений, личная ответственность). Использование «смешанного обучения» позволяет преодолеть наиболее серьёзные педагогические недостатки дистанционного обучения: отсутствие живого контакта педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом, в процессе выполнения командных форм работы; падение мотивации у обучающихся, не обладающих высокой учебной самостоятельностью; трудности в обеспечении полноценного формирования многих практических, в том числе профессиональных умений и навыков.
Стандартная методическая рекомендация по организации смешанного обучения предполагает, что обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, около 40% – на очные, а оставшиеся 20% выделять на самообразование.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) – вариант «смешанного обучения», основанный на формуле: «самостоятельное освоение нового материала (в т.ч. в онлайн-форме) + закрепление в ходе практикоориентированной аудиторной работы». В настоящее время разработан целый ряд разновидностей «перевёрнутого обучения» (стандартное, дискуссионно-ориентированное, демонстрационно-ориентированное, «фальшивое», групповое, виртуальное, «перевёрнутый учитель» и т.д.), использование которых позволяет выстроить результативный процесс освоения различных типов образовательных программ и с различным контингентом обучающихся.

Источник

Статья 12. Образовательные программы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

3. К основным образовательным программам относятся:

2) основные профессиональные образовательные программы:

Информация об изменениях:

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

Информация об изменениях:

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Информация об изменениях:

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Информация об изменениях:

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Информация об изменениях:

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Информация об изменениях:

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

Информация об изменениях:

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Информация об изменениях:

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Информация об изменениях:

9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

ГАРАНТ:

Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ) не позднее 1 сентября 2021 г.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Информация об изменениях:

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

Информация об изменениях:

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Источник

Интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя

интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Смотреть фото интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Смотреть картинку интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Картинка про интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Фото интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Смотреть фото интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Смотреть картинку интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Картинка про интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Фото интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Смотреть фото интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Смотреть картинку интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Картинка про интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себя. Фото интенсификация сроков обучения по основным образовательным программам спо включает в себяОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 06-156 «О методических рекомендациях»

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям для использования в работе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Т.В. Рябко

Методические рекомендации
по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям

Общие положения

ФГОС СПО по ТОП-50 включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) результатам освоения основных образовательных программ (часть 3 статьи 11 Федерального закона об образовании).

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона об образовании, ФГОС СПО по ТОП-50 определяет формы получения образования и формы обучения, а также предусматривает, что получение СПО может осуществляться только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. При этом согласно части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании получение СПО возможно только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Получение СПО по ТОП-50 в форме самообразования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в качестве экстерна ФГОС СПО по ТОП-50 не допускается.

ФГОС СПО по ТОП-50 определяет перечень форм обучения и включает очную и очно-заочную формы обучения. По ряду специальностей ТОП-50 предусматривается возможность получения СПО по заочной форме. В случае, если во ФГОС по ТОП-50 заочная форма обучения не поименована в перечне возможных форм обучения по соответствующей специальности, это означает, что обучение по такой специальности в заочной форме не допускается.

При реализации образовательной программы СПО по ТОП-50 допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2.

Реализация образовательной программы по ФГОС ТОП-50 может осуществляться, в том числе, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона об образовании.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливаются сроки получения СПО по ТОП-50 с учетом различных форм обучения и особенностей отдельных категорий обучающихся. ФГОС по ТОП-50 устанавливаются сроки получения образования на базе основного общего образования (с одновременным получением среднего общего образования) и на базе среднего общего образования. ФГОС по ТОП-50 устанавливаются предельные величины увеличения срока получения СПО по очно-заочной и заочным формам обучения по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

— не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

— не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

Следует отметить, что конкретные сроки получения образования в очно-заочной и заочной формах обучения определяются образовательной организацией самостоятельно, но не могут превышать указанных выше сроков.

ФГОС по ТОП-50 предусматривает также возможность увеличения срока получения СПО для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Срок получения образования при обучении по индивидуальному учебному плану увеличивается не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Следует отметить, что увеличение срока получения образования в данном случае не является обязательным, а может применяться при обучении по индивидуальному плану по адаптированной образовательной программе с целью учета особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся и при необходимости для обеспечения коррекции нарушений их развития и социальной адаптации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. ФГОС по ТОП-50 предусматривает, что срок получения СПО по индивидуальному учебному плану обучающихся, не относящихся к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, не может быть более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.

ФГОС по ТОП-50 по отдельным специальностям предусматриваются увеличение на 1 год срока получения СПО по образовательной программе, предусматривающей получение нескольких квалификаций специалиста среднего звена, например, техник-мехатроник и специалист по мобильной робототехнике.

Перечень квалификаций квалифицированного рабочего и служащего и квалификаций специалиста среднего звена предусматривается во ФГОС в соответствии с перечнями профессий и специальностей СПО, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199.

Требования к структуре образовательной программы

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы СПО и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части).

Важную роль в соотношении обязательной и вариативной частей играют положения примерной основной образовательной программы, с учетом которых образовательная организация самостоятельно определяет конкретное соотношение объемов обязательной и вариативной частей образовательной программы.

ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов и включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре ПООП, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных, основных образовательных программ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594.

Таким образом, правовой статус ПООП имеют только программы, прошедшие экспертизу и внесенные в реестр ПООП, который ведется на сайте http://reestrspo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФГОС СПО по ТОП-50 определяет структуру образовательной программы, которая включает в себя учебные циклы и государственную итоговую аттестацию. В ФГОС СПО по ТОП-50 по профессиям включаются два учебных цикла: общепрофессиональный и профессиональный, в ФГОС СПО по ТОП-50 по специальностям включаются четыре цикла: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный, общепрофессиональный, профессиональный.

Общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается на 2772 часа (для программы подготовки квалифицированных рабочих [служащих]) и на 1476 часов (для программы подготовки специалистов среднего звена). Данный объем образовательной программы направлен на обеспечение получения среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом получаемой профессии (специальности). ФГОС не содержит требований, что в рамках обозначенного объема образовательной программы могут предусматриваться исключительно общеобразовательные предметы, данный объем может предусматривать изучение комплексных учебных предметов, дисциплин и модулей, направленных на формирование как личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, так и общих и профессиональных компетенций, предусмотренных разделом III ФГОС. При этом в соответствии с пунктом 23 Порядка организации период изучения учебных предметов, дисциплин, модулей, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно.

Таблица ФГОС по отдельным специальностям, которыми предусматривается увеличение на 1 год срока получения СПО в связи с получением нескольких квалификаций специалиста среднего звена, содержит дополнительные требования к объему образовательной программы при освоении нескольких квалификаций.

ФГОС не содержит исчерпывающего перечня дисциплин и модулей образовательной программы. ФГОС по профессиям предусматриваются требования к наличию и объему дисциплин «Физическая культура» и «Безопасной жизнедеятельности» при освоении образовательной программы в очной форме. ФГОС по специальностям, кроме указанных дисциплин, предусматривает изучение в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности». В случае отсутствия в тексте соответствующего ФГОС наименования дисциплины «Психология общения», осваиваемой в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла, данная дисциплина не осваивается.

При формировании программы образовательная организация вправе осваивать не все модули, включенные во ФГОС СПО по ТОП-50, а выбрать основные виды деятельности, соответствующие траектории освоения программы (при ее наличии) в соответствии с выбранным сочетанием квалификаций.

При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (при этом включение данных дисциплин может производиться без увеличения общего срока освоения образовательной программы).

ФГОС определяет требования к объему образовательной программы СПО, осваиваемой обучающимися. Формирование учебной нагрузки педагогических работников осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2015 г., регистрационный N 42884). Согласно данному приказу при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости предусматривает и контроль самостоятельной работы обучающихся, предусмотренной образовательной программой.

Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными разделом III ФГОС.

В профессиональный цикл образовательной программы входят учебная и производственная практики.

ФГОС устанавливает, что часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, не может быть менее 25% от профессионального цикла образовательной программы.

Проведение практик регламентируется Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291.

Требования к результатам освоения образовательной программы

Результатами освоения образовательной программы СПО является формирование общих и профессиональных компетенций выпускника. Перечень общих компетенций (ОК) выпускников унифицирован по всем ФГОС ТОП-50 по профессиям и по специальностям.

Перечень профессиональных компетенций (ПК) структурирован во ФГОС по основным видам деятельности, к выполнению которых должен быть готов выпускник. Основные виды деятельности представлены во ФГОС в соотношении с присваиваемыми квалификациями квалифицированного рабочего, служащего или квалификациями специалиста среднего звена. В соответствии с основными видами деятельности формируются профессиональные модули образовательной программы.

Перечень профессиональных компетенций сформулирован в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона об образовании на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), перечисленных в приложении к ФГОС по ТОП-50.

Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы (требования к знаниям, умениям, практическому опыту) также представлены в приложении к ФГОС по ТОП-50 в табличной форме.

Перечень общих и профессиональных компетенций, закрепленных в ФГОС, является основанием для самостоятельного планирования образовательными организациями результатов обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам. Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех общих и профессиональных компетенций в соответствии с сочетанием квалификаций квалифицированного рабочего, служащего или квалификаций специалиста среднего звена, относящихся к выбранной траектории обучения.

Требования к условиям реализации образовательной программы

Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом примерных условий образовательной деятельности, предусмотренных ПООП.

Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности является лицензионным требованием, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.

В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона об образовании, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

При реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций. Порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 958.

Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы согласно ФГОС включают в себя требования к специальным помещениям, оснащенным оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, компьютерной техникой, доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», комплектом лицензионного программного обеспечения, библиотечному фонду, включая наличие в качестве основной литературы учебников, учебных пособий, предусмотренных ПООП.

Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, прямо не перечисленные в ФГОС, определяются ПООП.

Кадровые требования к реализации образовательной программы предусматривают наличие педагогических работников (физических лиц, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией, и выполняют функцию по обучению) и лиц, привлекаемых к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, установленной ФГОС, и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, и в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н, который вступил в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47, пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает требование прохождения педагогическими работниками, привлекаемыми к реализации образовательной программы, повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, предусмотренной ФГОС, не реже одного раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Кроме того, ФГОС устанавливает требования к наличию не менее 25% педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности. Опыт деятельности педагогических работников может быть подтвержден записями в трудовой книжке либо иными документами, подтверждающими работу (осуществление деятельности на условиях договора гражданско-правового характера) в указанных организациях.

В части финансовых условий реализации образовательных программ ФГОС устанавливает, что финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей) утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 27 ноября 2015 г. N АП-114/18вн.

Данное условие, предусмотренное ФГОС, требует, чтобы нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не были ниже нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с указанными выше методикой и значениями нормативных затрат с учетом корректирующих коэффициентов, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Качество образовательной программы определяется в рамках внутренней системы оценки, а также внешней системы оценки на добровольной основе.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования относятся к компетенции образовательной организации.

Промежуточная аттестация обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50 включается в учебные циклы образовательной программы и осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения результатов обучения, запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам.

Формой оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50 является государственная итоговая аттестация, Порядок проведения которой определяется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968.

Государственная итоговая аттестация по итогам освоения ФГОС СПО по ТОП-50 проводится:

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

При проведении государственной итоговой аттестации используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа.

Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными, либо профессионально-общественными организациями,входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Обзор документа

Разработаны Методические рекомендации по реализации ФГОС среднего профобразования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Приводятся требования к структуре программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения. Установлены сроки обучения.

При реализации программы по ТОП-50 допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *