интенсивные методы обучения возникли

Интенсивные методы обучения

Комбинированные методы обучения

Это группа методов, для которых характерно наличие признаков, присущих как прямым, так и сознательным методам.

Их возникновение было вызвано известной неудовлетворенностью как прямыми, так и соз­нательными (когнитивными) методами и попыткой разработать методы, включающие достоинства, присущие разным методам.

В истории методики среди методов этой группы наибольшую известность получили метод чтения (М. Уэст) и коммуникативный метод (Е. Пассов).

В основе комбинированных методов лежат следующие принципы:

Попытки объединить в рамках одного методического направления признаки, присущие разным методам, базирующимся на различных подходах к обучению (пря­мой/сознательный), не всегда оказывались успешными и послужили поводом для критических замечаний, в которых такие методы характе­ризовались как компромиссные системы обучения иностранному языку.

б)с узкопрактическими целями (владение языком делового общения, разговорной речью и проч.).

Сформировалось новое направление исследований — методика интенсивного обучения.

Интен­сивные методы обучения направлены главным образом на овладение уст­ной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.

I. Суггестопедический метод («суггестия» от лат. suggestum, что означает «нашептывать», «внушать». Суггестология — наука о вну­шении, суггестопедия — ее применение в педагогике).

Метод обучения представляет собой систему введения и закреп­ления учебного материала в различных ситуациях общения, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психологических резервов личности.

Эффектив­ность метода, по мнению его создателей, заключается в активизации ре­зервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, в развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемо­сти и способствуют росту мотивации обучения.

II. Метод активизации возможностей личности и коллектива (МА) ориентирован прежде всего на обучение общению и в меньшей степени — на овладение языковым ма­териалом.

Теоретические положения метода базируются на достижениях рос­сийской психологической школы и в первую очередь на психологии об­щения в рамках теории речевой деятельности, а также на использовании резервов сферы бессознательного в обучении (Г. Лозанов).

На основе названных психологических теорий формулируются следующие положе­ния метода:

В методическом руководстве к курсу РКИ «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993) речь идет о шести принципах метода:

/. Принцип личностного общения (в ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информа­цией и создаются условия для реализации возможностей каждого учаще­гося).

2. Принцип ролевой организации учебного материала реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в раз­личных формах группового взаимодействия.

3. Принцип коллективного взаимодействия широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве (Полат, 2000) и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т. е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий (Гальскова, 2000).

4. Принцип полифункциональности означает одновременное и параллель­ное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе за­нятий (в отличие от традиционного обучения, когда сначала организуется овладение аспектами языка, а затем речевой деятельностью). В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующей грамматической формы и лексического наполнения.

5. Принцип концентрированности в организации учебного ма­териала касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения.

6. Принцип двуплановости обучения (под вторым планом в пове­дении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, ма­неры говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих).

III. Суггестокибернетический интегральный методразработан в 80-е годы ХХ века. Основу метода составляет суггестивное управление процессом обучения с использованием техни­ческих средств.

Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в раз­ные дни занятий. Курс позволяет автоматизировать лексику и граммати­ческие модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени.

Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его приме­нения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится лишь роль организатора учебного процесса и контролера за работой группы.

IV. Ритмопедия представляет собой методику вво­да иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использова­нием ритмостимулирования в процессе группового общения.

Ритмостимуляция понимается разработчиками метода как воздействие на биорит­мику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализа­торы.

интенсивные методы обучения возникли. Смотреть фото интенсивные методы обучения возникли. Смотреть картинку интенсивные методы обучения возникли. Картинка про интенсивные методы обучения возникли. Фото интенсивные методы обучения возникли

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.

Сущность его заключалась в том, что обучаемому пред­лагалось во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вво­димый с помощью магнитофонной записи.

VII. «Экспресс-метод» разработан И. Давыдовой в 90-е годы и благо­даря рекламе вызвал интерес в первую очередь у желающих овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил.

Для этого им предлагалось прослушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сферы бытового общения.

Эксперты считают, что курс И. Давьщовой рассчитан на людей определенного психического склада — внушаемых, податливых.

VIII. «Интелл-метод», широко рекламируемый в наши дни как «интеллектуальный метод обучения» (разработан в начале 90-х годов в Академии наук СССР) основан на использовании эффекта гипермнезии, при котором информация усваивается в объеме, превосхо­дящем принятые нормы.

В основе этого метода лежит так называемый «эффект 25-го кадра»: информация с экрана телевизо­ра воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров в секунду, если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсозна­тельном уровне. При этом информация обрабатывается центрами голов­ного мозга, минуя наше сознание.

Резюме. Обзор современных интенсивных методов позволяет утверждать, что в настоящее время наметились два основных пути повышения эффектив­ности обучения языку:

Разви­тие интенсивных методов в ближайшие годы пойдет по линии органиче­ского включения в систему обучения технических средств и активизации психологических возможностей личности обучающегося в качестве ис­точника повышения эффективности занятий по языку.

Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и психологических особенностей группы. Значительно возрастет роль мультимедийных средств; Интернет, электронная почта окажут значительное влияние на процесс обучения в целом и выбор ме­тодов в частности. Обучение же будет направлено на овладение общени­ем на изучаемом языке и изучение культуры других стран, что обеспечит возможность взаимопонимания между людьми.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Доклад на тему «Интенсивные методы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: « Интенсивные методы»

Подготовил: студент группы ОИЯз-16

а) общеметодологическом (метод как средство познания, способ изучения природы и общества);

б) общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся);

в) частнодидактическом, или собственно методическом (метод как направление в обучении, определяющее стратегию овладения языком).

Методы обучения в третьем значении классифицируются в зависимости от существующих подходов к обучению:

Это позволяет выделять группы методов:

Каждый метод обучения направлен на достижение определенной цели, он независим от условий обучения, в его основе лежат лингвистическая, психологическая, дидактическая концепции, составляющие теоретическую основу метода и реализуемые в виде модели обучения как индивидуальной интерпретации метода в конкретных условиях преподавания языка.

В 1960-х-начале 70-х гг. сформировалось направление исследований « методика интенсивного обучения » в связи с появлением различных методов обучения языку, которые были названы « Интенсивные » или « Ускоренные ».

Развитие направления «Методика интенсивного обучения». Методы:

Болгария. Г.Лозанов. Суггестопедический метод обучения иностранным языкам.

Г.А. Китайгородская. Метод активизации возможностей личности и коллектива

И.Ю. Шехтер. Эмоционально-смысловой метод

IV. Интенсивный метод обучения устной речи взрослых

V. А.С. Плесневич. Ускоренный курс обучения языку методом погружения

VI. В.В. Петрусинский. Суггестокибернетический интегральный метод

Интенсивные методы обучения направлены на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.

Все интенсивные методы стремятся к активизации психологических резервов личности обучаемого. У интенсивного обучения:

уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения,

создается особый социально-психологический климат в группе,

поддержание учебной мотивации,

снятие психологических барьеров при усвоении учебного материала и его активизации в речи.

Был разработан болгарским ученым Г. Лозановым.

— активизация резервов памяти,

— повышение интеллектуальной активности личности,

— развитие положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемости и способствуют росту мотивации обучения.

Все это способствует значительному увеличению объема усваиваемого материала за единицу времени, формированию прочных речевых навыков и умений, и способности включаться в различные ситуации общения.

Этапы суггестопедической модели обучения :

Весь период обучения делится на

устный вводный курс основной курс с использованием учебного

пособия, включающий активный и концертный

сеансы, первичную и вторичную

Главные методические приемы обучения:

чтение и перевод текста преподавателем,

хоровое и индивидуальное повторение частей текста учащимися,

решение проблемных ситуаций и мыслительных задач,

участие в играх и диалогах.

Суггестопедический метод обучения – это система введения и закрепления учебного материала в различных ситуациях общения, активизация обучающихся в процессе урока и мобилизация скрытых психологических резервов личности.

Данный метод обучения показал большие возможности, которые ярко были представлены в рамках краткосрочного обучения языку в системе различных курсов.

В методе, однако, сохраняются спорные и недостаточно разработанные проблемы. Одна из трудностей в работе связана с направленностью метода на формирование речевых умений при недостаточном внимании к речевым навыкам. Многие исследователи возражают против отсутствия домашних заданий, системы тренировочных упражнений, обеспечивающих формирование речевых автоматизмов. В этой связи предлагались различные варианты совершенствования метода. В чистом виде этот метод в России не использовался, а идеи Лозанова были применены при разработке других интенсивных методов.

II . Метод активизации возможностей личности и коллектива

Был разработан в конце 1970-х-начале 80-х гг. на основе концепции Г. Лозанова при активном участии Г.А. Китайгородской, которая в ряде публикаций предложила теоретическое и практическое обоснования метода.

Различные варианты метода достигли наибольших успехов в работе на краткосрочных языковых курсах с четко выраженной целевой направленностью обучения иноязычному общению в бытовой, социально-культурной и общенаучной сферах.

Метод ориентирован на

обучение общению овладение языковым материалом.

создание на занятиях коллективного взаимодействия и организация управляемого речевого общения;

раскрытие творческого потенциала личности обучаемого, обеспечивающего эффект гипермнезии (состояние памяти, при котором происходит запоминание значительного по объему материала).

Источником активизации памяти являются суггестивные средства обучения:

использование различных источников восприятия, в том числе и сферы бессознательного.

Число принципов обучения в публикациях разных представителей метода неодинаково и не всегда отличается единообразием.

Методическое руководство «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993).

П. личностного П. ролевой организации П. коллективного П. полифункциональности

о бщения учебного материала взаимодействия упражнений

П. концентрированности в Принцип двуплановости обучения

организации учебного материала

Принцип личностного общения . В ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информацией и создаются условия для реализации возможностей каждого учащегося. При этом информация необязательно должна быть только учебной. Успешность организации личностного общения во многом зависит от характера учебного материала. Он представляется в форме текста-полилога.

Суть работы на уровне личностного общения – это проработка текста, разыгрывание по ролям и обсуждение его содержания.

Принцип ролевой организации учебного материала . Определяет средства и способы установления в группе личностного общения. Реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в различных формах группового взаимодействия. Каждый персонаж имеет роль (маску), включающую в себя набор самых необходимых сведений о персонаже. К ролям (маскам) преподаватель прибегает уже на этапе введения текста- полилога.

Принцип коллективного взаимодействия . Отражает характер организации учащихся в различные формы группового взаимодействия на уроке. Были разработаны различные формы группового взаимодействия:

— в системе учащийся-группа,

— преподаватель- группа и др.

В условиях коллективного взаимодействия отмечается повышение уровня активности учащихся. Принцип в настоящее время широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т.е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий.

Принцип полифункциональности упражнений . Отражает специфику организации учебного процесса по методу активизации.

Полифункциональность упражнений – это одновременное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе занятий. В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующих грамматической формы и лексического наполнения. Полифункциональность упражнения заключается также в том, что оно одновременно направлено на формирование нескольких навыков, каждый из которых находится в различной стадии становления.

Принцип концентрированности в организации учебного материала . Касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения. Сжатые сроки обучения объясняют необходимость концентрированного характера подачи учебного материала и его многократного повторения в ходе занятий.

Принцип двуплановости обучения . Под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, манера говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих. Использование второго плана поведения способствует, в частности, созданию авторитета, порождает обстановку инфантилизации, взаимного доверия, обеспечивающего благоприятные условия для овладения учебным материалом.

В рамках метода активизации была разработана модель обучения, обеспечивающая цикличность учебного процесса. Каждый цикл занятий включает три последовательных этапа: введение нового материала (с помощью текста-полилога), тренировку в общении, практику общения.

Метод активизации привлекает внимание заложенными в нем возможностями обучения языку как средству общения в сжатые сроки в пределах тем и ситуаций общения, представляющих интерес для учащихся. Это обстоятельство обеспечивает мотивационную сторону обучения, так же, как и разработанные в рамках метода приемы и формы обучения: обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального фона, средств наглядности и современных технологий.

III .Эмоционально-смысловой метод

Был разработан И.Ю. Шехтером (1973), который рассматривал опору на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры, в качестве основного пути овладения речевым общением.

Первый этап _- развитие речи в типичных ситуациях общения. Грамматика при этом не изучается. К концу этапа учащиеся могут читать учебные тексты, построенные на лексическом минимуме в объеме 1200-1400 единиц.

IV . Интенсивный метод обучения устной речи взрослых

Основы этого метода были разработаны в Тбилисском университете в 1970-е гг. под руководством Л.Ш. Гегечкори. В методе использованы элементы суггестопедии.

Методические приемы, используемые в ходе межциклового обучения:

а) упражнения типа дрилл, выполняемые под руководством преподавателя;

б) самостоятельная работа в лингафонном кабинете.

Метод можно рассматривать как попытку синтеза суггестопедического и сознательно-практического методов в обучении иностранным языкам.

V . Ускоренный курс обучения языку методом погружения

Был разработан под руководством А. С. Плесневич в 1970-е гг. и предназначен для обучения английскому языку научных работников в течение 10-дневного курса. Курс предусматривает интенсивные занятия с использованием элементов суггестопедии и психических процессов, протекающих на уровне подсознания. Курс рассчитан на лиц, имеющих подготовку по языку в объеме неязыкового вуза и служит средством подготовки научных работников к общению со своими зарубежными коллегами в условиях профессиональной деятельности.

VI . Суггестокибернетический интегральный метод

Был разработан В.В. Петрусинским в 1980-е гг.

Основа данного метода – суггестивное управление процессом обучения с использованием технических средств. Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий.

Метод позволяет автоматизировать лексику и грамматические модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени. Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его применения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится роль лишь организатора учебного процесса и контролера за работой группы.

Был разработан в К иши невском университете (Бурденюк и др., 1981) и внедрен на занятиях по иностранным языкам в ряде вузов.

Принадлежит к методам, обеспечивающим интенсификацию процесса запоминания на основе создания благоприятных условий для работы механизмов памяти.

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.

Гипнопедия- это обучение во время сна. Была популярной в 1960-70-х гг. Сущность ее: обучаемому предлагается во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вводимый с помощью магнитофонной записи.

Предполагается, что в период бодрствования учащийся будет в состоянии узнать прослушанные во время сна единицы речи и повторить их в устной форме. Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков опознавания и воспроизведения единиц речи, введенных в процессе восприятия гипнопедической программы.

По мнению ряда ученых, следует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие нежелательных психологических последствий в результате ее использования.

Некоторые авторы относят гипнопедический метод к числу пассивных, считая, что обучение без обратной связи не может быть эффективным. Как показали экспериментальные наблюдения, при изучении иностранного языка с помощью гипнопедии время на запоминание лексических единиц сокращается в несколько раз. Это обстоятельство и привлекает в первую очередь сторонников метода.

В наши дни гипнопедия рассматривается как один из возможных способов обучения, который может применяться наряду с другими при наличии специальных пособий и соответствующей внушаемости учащихся.

Релаксопедия – это комплекс дидактических приемов, предусматривающих использование в учебных целях релаксации, т.е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971). Эксперименты показали, что в состоянии релаксации, учащиеся могут усвоить значительный объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация мыслительной деятельности. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, заменяющим традиционные методы обучения, однако она может служить одним из приемов интенсификации занятий.

Эксперты считают, что курс И. Давыдовой рассчитан на внушаемых, податливых людей. Чтобы получить эффект от занятий, необходимо много и напряженно работать, что большинство обучающихся не способны выдержать.

Был разработан в начале 1980-х гг. в Академии наук СССР на основании использования эффекта гипермнезии (сверхзапоминания), при котором информация усваивается в объеме, превосходящем существующие нормы. Метод был показан на Московской международной выставке видеокибернетических средств изучения иностранных языков. А в 1987 г. Институт высшей нервной деятельности дал заключение о безопасности и эффективности метода при обучении как школьников, так и взрослых.

Результаты независимой экспертизы, проведенной в Современном гуманитарном университете и опубликованные в сборнике «Телекоммуникационные технологии обучения», показали, что на стандартном кинооборудовании, используемом в быту и кинопрокате, создать эффект 25-го кадра весьма затруднительно. Это касается также видеотехники и персональных компьютеров. Эксперты считают, что в настоящее время обсуждать возможность восприятия информации на субсенсорном уровне можно только в теоретическом плане. Практическая же реализация идеи затруднена из-за технических возможностей современной аппаратуры.

Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и их психологических особенностей.

Источник

ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫЕ. См. интенсивные методы обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. 1. Общедидактическое понятие. Совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся; являются универсальными и применимыми в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

Щукин, Анатолий Николаевич — Щукин Анатолий Николаевич Окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Работает в Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина с 1979 года. Занимал должность заместителя директора Института, с 2004 года –… … Википедия

Сурдопедагогика — (от лат. surdus глухой) наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов коррекционной (специальной) педагогики. В России первые специальные учреждения для… … Педагогический терминологический словарь

УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Способ обучения иностранным языкам, при котором за минимально возможный временной интервал достигается максимально возможный результат; при этом учащиеся не только не испытывают перегрузок в овладении учебным материалом, но… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

РЕЛАКСОПЕДИЯ — (от лат. геlаxatio – уменьшение напряжения, ослабление + греч. paideia – обучение). Комплекс дидактических приемов, использующих в учебных целях релаксацию, т. е. психическое и физическое расслабление, вызываемое внушением. Согласно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ — (от лат. infantilis – детский). Термин, заимствованный из медицины (ср. инфантилизм) и означающий замедленное развитие организма, определяющее задержку созревания личности (противоп. акселерация). Используется в методике в качестве суггестивного… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *