интерактивное обучение подразумевает что
Интерактивность электронного обучения: когда это работает, а когда приносит вред
В рекламе стиральных порошков часто используются такие модные слова, как «ультра», «плюс» и «2X», без какого-либо указания на то, что эти слова на самом деле означают или как они делают моющее средство лучше. В электронном обучении у нас есть свое модное слово – интерактивный. Мы часто говорим об этом слове, но сколько курсов на самом деле предлагают настоящий интерактивный опыт?
По-настоящему интерактивные онлайн-курсы могут превращать обучение и контент в значимый опыт для учеников. Они помогают учащимся дольше сохранять в памяти контент, позволяя им активно обрабатывать и применять его, а также внедрять полученные знания в повседневную жизнь.
В этой статье мы рассмотрим, как интерактивные курсы могут помочь ученикам вовлечься в обучение и как курсы, которые называют себя «интерактивными», делают это неправильно и, на самом деле, могут навредить обучению, а также способы перехода к интерактивности в электронном обучении.
Когда это работает
Когда интерактивные онлайн-курсы делают все правильно, ученики получают несколько положительных результатов.
Во-первых, они сохраняют знания из курса со значительно более высокой скоростью, где-то от 50 до 90 процентов, чем пассивные курсы, которые приводят только к 5-30 процентам запоминания.
Во-вторых, ученики имеют возможность обрабатывать контент и применять изученное в интерактивной среде. Они применяют полученные знания в реалистичных сценариях, требующих от них размышлений, взаимодействия с коллегами или экспертами и оценки результатов на основе решений, которые они принимают в данный момент.
С интерактивными курсами обучение часто происходит быстрее, потому что учащиеся работают над навыками мышления более высокого уровня, такими как оценка, интерпретация и обобщение информации, а не просто маркировка, запоминание или описание информации.
Когда все идет не так
К сожалению, многие онлайн-курсы только прикрепляют ярлык «интерактивный», ошибочно полагая, что просто обучение онлайн уже делает курс интерактивным. Учащиеся могут перемещаться по сайту, нажимать кнопки и просматривать контент, но эти курсы приравниваются к лекционным курсам или тому, что мы часто называем «информационными свалками». Перемещение мыши не является интерактивным.
Некоторые функции электронного обучения кажутся интерактивными, но на самом деле приносят больше вреда, чем пользы, в том числе:
Эти попытки разработать интерактивные онлайн-курсы на самом деле могут принести больше вреда, чем пользы, ученикам, поскольку они отвлекают от содержания, а не улучшают его.
Как вы можете видеть, интерактивность, когда все сделано правильно, может добавить впечатлений от обучения. Но когда это делается неправильно, это отвлекает и не добавляет никакой ценности учебному процессу.
Как заставить интерактивность работать на вас
Хорошая интерактивность должна иметь свою цель. Ключ заключается в том, чтобы научиться достигать правильного баланса в ваших онлайн-курсах, чтобы они были действительно интерактивными и привлекательными, не раздражая вашу аудиторию.
Есть несколько способов разработки интерактивных онлайн-курсов, которые улучшают понимание и удержание информации, стимулируют обучение и вызывают интерес учеников:
Не позволяйте «интерактивному» превращаться в слово, которое вы добавляете только для того, чтобы вызвать ажиотаж. Вместо этого создайте для учеников настоящие интерактивные онлайн-курсы.
Что такое интерактивное обучение?
В последнее время много изменений происходит в сфере образования, поэтому очень важно, чтобы в занятиях, будь то очных, смешанных или онлайн, использовались творческие инструменты и методы для поддержания интереса учеников.
По мере того как обучение отходит от традиционных лекций, когда ученики в основном молчат и часто не задействованы, преподаватели ищут альтернативу, которой и является интерактивное обучение.
Что такое интерактивное обучение?
Интерактивное обучение – это обучение, которое требует участия учеников. Это участие может происходить через классные и небольшие групповые дискуссии, а также через изучение интерактивных учебных материалов, которые они получают в электронном классе.
Хотя широкое определение «интерактивное» делает разработку и преподавание такого урока относительно легким. Не все виды интерактивности одинаково эффективны для всех учащихся. Застенчивые ученики, например, скорее всего меньше выиграют от дискуссий, где участие является добровольным.
Данная технология принесла большую пользу преподавателям, позволив создавать и использовать учебные материалы, которые необходимо активно изучать.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы интерактивного обучения и развенчаем многие мифы, которые существуют в современном обучении.
Плюсы интерактивного обучения
Интерактивное обучение развивает мышление и самостоятельность, увеличивает вовлеченность учеников и помогает им лучше учиться.
Это лишь некоторые из многих преимуществ, которые предлагает интерактивное обучение:
Способствует сотрудничеству
Замена традиционных школьных досок интерактивными достигла своего пика в последнее десятилетие во всем мире. Интерактивные доски являются популярным способом обмена информацией в режиме реального времени, главным образом потому, что они способствуют сотрудничеству и делают обучение простым и увлекательным.
Социальные инструменты могут принести пользу процессу обучения, потому что они дают каждому ученику возможность связаться с остальными участниками.
С их помощью ученики могут общаться и работать над проектами вместе со своими коллегами.
Универсальность в преподавании и обучении
Время, в течение которого мы способны удерживать внимание, может существенно отличаться, но оно довольно непродолжительное. Поэтому когда преподаватели постоянно используют одни и те же методы обучения, ученикам неизбежно становится скучно, независимо от того, насколько они хотят овладеть материалом.
В интерактивном обучении это исключено. Оно очень универсально и наполнено самыми различными учебными методами и практиками.
Способствует самостоятельности
Известно, что способность «взять на себя ответственность за собственное обучение» приносит ученикам много пользы и помогает им быстрее овладеть знаниями. Для достижения этой цели решающее значение имеет интерактивное обучение.
С помощью технологии, используемой в таком типе обучения, ученики могут контролировать свои учебные процессы и определять предпочтительные учебные ресурсы. Это помогает преодолеть чувство отчужденности, которое они часто испытывают в традиционном классе, и позволяет им найти новые, индивидуальные способы обучения самостоятельно, даже когда занятия закончены.
Использует имеющиеся технические навыки учеников
Современные люди росли с технологиями почти каждый день своей жизни, поэтому можно с уверенностью сказать, что они очень опытны в этом вопросе.
И хотя многие считают, что внедрение технологий в обучение является рискованным и необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к ним в образовательных целях, это не такая уж плохая идея.
Если все сделано правильно, интерактивное обучение может дать ученикам совершенно новый взгляд на технологии. Вместо того чтобы просто использовать их в качестве инструмента для общения в социальных сетях или для игр, учащиеся будут использовать его для развития своих навыков и образования.
Гибкое и легко адаптируется
Интерактивное обучение имеет хорошую особенность – оно гибкое. Есть много вариантов, которые оно позволяет реализовать.
Например, чтобы овладеть иностранным языком, ученики могут смотреть видео на YouTube, читать письменные материалы, слушать онлайн-курсы и т. д. Кроме того, они могут использовать множество различных инструментов для совместной работы, изучения и написания.
Интерактивное обучение предполагает различные стили, которые сочетают в себе участие и гибкость. Вот некоторые из наиболее популярных интерактивных стилей обучения, которые используют преподаватели:
Это весело и интересно
Наконец, одна из самых больших причин, почему ученики любят интерактивное обучение – это приятное и веселое занятие.
Когда предоставляется возможность сотрудничать с другими учениками и преподавателем, обмениваться идеями и использовать технологии для обучения, учащиеся получают удовольствие.
По сравнению с традиционными методами обучения, которые ученики часто находят скучными, интерактивное обучение позволяет использовать более широкий спектр действий и инструментов для овладения одним и тем же материалом. Это, в свою очередь, повышает их мотивацию и вовлеченность.
Интерактивное обучение позволяет ученикам не только использовать различные инструменты и технологии для обучения, но и открывает для них возможности быть творческими и наслаждаться свободой контроля своего обучения.
Минусы интерактивного обучения
Как и любой другой подход к обучению, интерактивные методы также имеют свой собственный набор недостатков. Вот самые распространенные из них:
Это может быть сложно
Поскольку интерактивное обучение является довольно новым явлением в мире образования, оно часто может вызывать сложности.
Использование неограниченного количества ресурсов и разнообразных инструментов также усложняет задачу, затрудняя отслеживание того, что ученики изучают и в каком темпе.
Несмотря на огромные преимущества, интерактивное обучение также требует большой работы от преподавателей. Они должны обладать хорошими техническими навыками, чтобы иметь возможность отслеживать и направлять учеников в учебном процессе, а также знания и опыт в использовании инструментов, которые способствуют самостоятельности и сотрудничеству в группе.
Интерактивное обучение должно часто обновляться. Преподаватели и ученики должны быть в курсе последних тенденций, прежде чем внедрять их в учебный процесс.
Дорогие сервисы и программы, которые требуются для реализации интерактивного обучения
Вы не можете действительно эффективно внедрить интерактивное обучение без необходимого программного обеспечения.
Чтобы внедрить данный тип обучения и пользоваться многочисленными преимуществами, которые оно предлагает, учебный проект должен иметь необходимое программное обеспечение и соответствующих сотрудников. Это требует большого бюджета, который многие не готовы тратить только на «тестирование интерактивного обучения» как учебного метода.
Одним из недостатков, безусловно, является стоимость. Приобретение программного обеспечения для смешанной интерактивной учебной программы часто обходится дорого, особенно если учебное заведение большое или имеет несколько филиалов.
Поможет с этим справиться современная платформа для управления обучением «АнтиТренинги». Широкий функционал сервиса может разнообразить ваш учебный контент, упростит работу преподавателей и позволит отслеживать и контролировать успеваемость учеников. А большой спектр тарифов позволит подобрать вам лучший вариант в соотношении «цена-качество».
Принятие особенностей обучения обеими сторонами учебного процесса
Даже если технологии и ресурсы доступны для всех сторон процесса обучения, они все равно должны быть приняты преподавателями и учениками.
В противном случае затраты и усилия будут напрасны.
Тот факт, что большинство учеников владеют современными технологиями, помогает в обучении. Ученики довольно быстро осваивают интерактивное обучение, но как правило преподавателям предстоит пройти долгий путь, прежде чем они получат те же технические знания, что и их ученики. Но это необходимо в процессе руководства и помощи ученикам, поэтому принятие особенностей интерактивного обучения может представлять проблему на первых порах.
Медленный темп движения к результату
Темпы развития интерактивных методов обучения остаются медленными.
Основываясь на выбранной методике и методе обучения, использование технологии часто может заставить учеников сосредоточиться на вещах с меньшей важностью или сделать акцент на изучении уже освоенных материалов. Многие ученики задерживаются на тех темах, которые находят наиболее интересными и простыми в освоении.
Поскольку интерактивное обучение дает ученикам большую гибкость и свободу влиять на свои учебные процессы, преподаватели не всегда могут контролировать работу и прогресс каждого отдельного ученика в интерактивном классе.
В традиционном классе все ученики учатся на одних и тех же материалах и в одном и том же темпе. Из-за гибкости в интерактивном обучении этот темп часто может быть медленнее для некоторых учеников.
В конце концов, это работа преподавателя: направлять и отслеживать выбор учеников и их деятельности. Процесс подготовки преподавателей сложен и движется медленно, а вместе с ним и успех интерактивного обучения.
Преподаватели и ученики могут быть перегружены
Мы уже установили, что интерактивные методы требуют от преподавателя значительного объема работы, особенно на начальных этапах.
Преподавателям необходимо выбрать учебную программу, найти инструменты и программы для интерактивного обучения и правильно направлять учеников на использование соответствующих ресурсов.
На этом пути преподаватели должны постоянно работать над своими техническими навыками, проверять прогресс и темп обучения своих учеников, а также постоянно находить новые методы и источники для того, чтобы сделать все это возможным.
Чем более организован этот процесс, тем лучше будут результаты. И все же ни для кого не секрет, что интерактивное обучение негативно сказывается на преподавателях в виде переутомления.
Когда дело доходит до учеников, то интерактивное обучение приносит больше пользы, чем традиционное обучение. Однако возникает вопрос о перегрузке информацией. Это происходит на начальных этапах реализации интерактивного обучения, когда учащиеся впервые знакомятся с разнообразной учебной деятельностью и содержанием.
До тех пор, пока ученики и преподаватели не достигнут баланса и не освоят интерактивные процессы обучения, будут возникать сложности.
Когда преподаватель находит правильный учебный план и создает программу, адаптированную к потребностям своих учеников, он должен передать эти знания самому ученику. Как только ученик принимает это, вовлекается в процесс и привыкает к нагрузке, таких сложностей не возникает.
Как вы можете видеть, есть как плюсы, так и минусы интерактивного обучения. Преимущества очевидны и доказаны, а недостатки в основном существуют в процессе внедрения интерактивных методов обучения.
Интерактивные методы обучения в современной педагогике. Примеры и рекомендации по использованию
У учителей, особенно новичков, часто возникают вопросы по технологии использования на уроках интерактивных методов обучения. Как сделать так, чтобы дети не баловались, а работали, и чтобы материал хорошо усвоился? В статье разберем, какие методы называются интерактивными и как их применять на уроках на разных ступенях обучения в школе.
Интерактивные методы: суть, задачи, принципы
Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. На рисунке ниже показано, как строится взаимодействие при использовании такого метода.
Учитель в этой схеме стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.
Задачи интерактивных методов обучения
В итоге знания усваиваются гораздо быстрее и лучше. Интерактивные методы находятся в основании пирамиды на следующем рисунке:
Принципы интерактивных методов
В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.
Примеры интерактивных методов обучения
Сюжетно-ролевая игра
Возраст : для начальной и средней школы.
В чем польза : дети учатся играть разные роли, выражать свою позицию, влиять на других участников, вести диалог и находить компромисс, решать конфликтные ситуации.
Виды сюжетно-ролевых игр : связанные с открытием, профессией, искусством; фантастические, созидательные, игры-путешествия.
Как проводить . Учитель задает правила игры и обстановку, в которой будет происходить действие, составляет список ролей, определяет задачи и при необходимости этические установки для каждой роли. Дети распределяют роли, готовят необходимый реквизит и проводят другую предварительную подготовку. Затем наступает время игры, где учащиеся демонстрируют добытые знания, взаимодействуют друг с другом. Они могут попробовать различные варианты и модели поведения и выбрать оптимальный.
Примеры сюжетно-ролевых игр
Зоопарк . Детям дается задание создать условия для содержания животных в зоопарке: узнать, чем они питаются, где живут и т. д. Затем они проводят «экскурсию» для своих одноклассников.
Драматизация . Дети знакомятся со сценарием художественного произведения, распределяют роли, готовят костюмы (или элементы костюмов) и декорации. Чтобы эффект от такого урока был сильнее, после инсценировки следует провести с детьми беседу и спросить, как они себя чувствовали в своей роли, какие выводы сделали.
Игра на ассоциации
Возраст : для начальной и средней школы.
В чем польза : улучшает память и внимание, развивает образное и логическое мышление, обогащает словарный запас. Игры на ассоциации идеально подходят для уроков русского и иностранного языка.
Виды игр на ассоциации : вербальные (на словах), образные (с использованием изображений или пантомим), предметные (с применением предметов).
Как проводить . Играть в ассоциации можно в начале урока или в конце, использовать игру как разминку или как закрепление изученного на уроке. Учитель объясняет правила. Далее в зависимости от вида игры дети садятся в круг и по очереди называют слова или угадывают загаданное слово.
Примеры игр на ассоциации
Цепочка ассоциаций . Ученики по очереди придумываю ассоциацию на слово, сказанное предыдущим участником. Слова не должны повторяться. Вариант посложнее — необходимо объяснить свою ассоциацию.
Цветочек ассоциаций . Задача учеников — назвать как можно больше ассоциаций к одному и тому же слову или предмету.
Угадай слово . Класс делится на две группы. По одному человеку из каждой группы становятся ведущими. Они загадывают одно и то же слово и по очереди любым образом пытаются подсказать своей группе, что это за слово — называя слова-ассоциации или показывая пантомиму. Задача команды — отгадать загаданное слово. Кто быстрее, тот и победил.
Мини-исследование
Возраст : простые мини-исследования под руководством педагога можно проводить в начальной школе; сложные, рассчитанные на большой объем самостоятельной работы — в средних и старших классах.
В чем польза : дети учатся собирать и анализировать данные и формулировать на их основе версию, подбирать факты для ее обоснования или опровержения, защищать свою точку зрения; развивается мышление, самоконтроль и взаимоконтроль. Можно использовать на любом уроке.
Виды мини-исследований : по числу участников (индивидуальные, групповые и коллективные); по месту (урочные и внеурочные), по времени (короткие и длительные), по теме (предметные и межпредметные).
Как проводить
Определить предмет исследования — его предлагает учитель или сами ученики.
Сформулировать суть проблемы.
Составить план исследования и пути решения проблемы. Этот этап для учеников наиболее трудный, им стоит подсказать, на какие вопросы нужно ответить и где найти необходимые сведения.
Проведение исследования. Кроме изучения источников этот этап может включать проведение эксперимента, опытов, опроса, анализ статистических данных.
Оформление результатов и подведение итога.
Примеры мини-исследований
Составление справочника. Например, это может быть справочник лекарственных растений региона или книга русских пословиц. Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа изучает какую-то одну тему (одно растение, одну пословицу и т. д.) и представляет результаты в виде описания, рисунков, исторических сведений. Результаты могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде: как презентация, видеоролик или слайдшоу.
Эксперимент . Группа учеников определяет проблему и проводит эксперимент в классе или дома, опрашивает других людей, собирает статистические сведения, анализирует их. Результатом становится исследовательская работа с таблицами, схемами, иллюстрациями.
Кейс-метод (разбор ситуаций)
Возраст : для средней и старшей школы.
В чем польза : дети учатся применять теоретические знания для решения практических задач; материал усваивается более эффективно за счет эмоциональной вовлеченности; развиваются коммуникативные навыки, умение анализировать и мыслить критически. Подходит для использования на уроках по любому предмету.
Как проводить
Суть этого метода состоит в разборе проблемной ситуации, созданной на основе фактов из реальной жизни. Его задача — помочь не столько освоить знания, сколько развить новые качества и умения. Как правило, проблемная ситуация имеет несколько решений и множество альтернативных путей, которые приводят к этому решению.
Учитель распределяет учеников по небольшим группам, знакомит с ситуацией и сроками, объясняет, как будет оценивать работу.
В группах ученики работают с кейсом и формируют свое решение.
Каждая группа презентует свое решение перед классом.
Учитель организует обсуждение решений, после чего подводит итоги.
Примеры кейсов
Метод анализа ситуации . Группы учащихся анализируют представленную ситуацию, находят в ней проблемы и придумывают варианты решения. Затем оценивают предложенные решения и выбирают наилучшее.
Метод инцидентов . Ученики получают неполный кейс — в виде краткого сообщения «Случилось. » или «Произошло. ». Задача учащихся — разобраться в проблеме, определить, каких знаний не хватает для принятия решения. Они задают учителю вопросы и, получив достаточное количество сведений, анализируют их и выносят решение.
Метод разбора деловой корреспонденции (баскет-метод, информационный лабиринт) . Это работа с документами. Каждая группа получает одинаковый набор разнородных документов, относящихся к определенной проблеме, человеку или организации — докладные, служебные записки, письма, личные документы и т. д. Задача учащихся на первом этапе — разобрать все эти документы, адресовать правильному исполнителю. На втором этапе они проводят анализ всех документов и определяют, что случилось и как можно решить проблему, то есть выйти из лабиринта.
Если вы хотите применять методы интерактивного обучения в школе, расширьте свое представление о современных образовательных технологиях в целом. Обратите внимание на следующие курсы повышения квалификации АНО «НИИДПО». Обучение на курсах дистанционное*, после успешного освоения программы выдается удостоверение установленного образца.
Интерактивная модель обучения как инновационная тенденция в образовании
Лариса Вячеславовна Парфенова
Интерактивная модель обучения как инновационная тенденция в образовании
В контексте современной социокультурной ситуации всё острее ощущается потребность общества в такой образовательной модели, которая бы оптимально обеспечивала воспитательные, духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Современный уровень развития общества, требующий высококвалифицированных специалистов, способных к эффективной деятельности,определяет задачи современной педагогики: инновационная перестройка цели, содержания, методов, средств, форм организации учебного процесса по всем дисциплинам; изменение всей системы организации, управления процессом обучения в высшей школе.
При инновационном обучении в центре учебного процесса оказывается человек, а содержание, методы, формы и средства нацелены на развитие творческого и критического мышления. Инновационное обучение «предполагает формирование у субъекта обучения критического склада ума, способного анализировать ситуации, факты, конструировать и предлагать различные варианты исследуемой проблемы на основе разносторонних и глубоких знаний в исследуемой области, а также учитывать последствия принимаемых решений» [7].
Можно сказать, что весь процесс образования на современном этапе развития общества уже является инновацией. Новейшие психолого-педагогические технологии делают процесс образования насыщенным, интересным, что положительно сказывается на эффективности всего образовательного процесса.
Нашему постоянно развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые, современно образованные люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать ответственные решения, предвидя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны. Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к образованию, при котором воспитанник остается объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой воспитанник превращается в субъект образовательного процесса, приходит в образовательное учреждение действительно учиться, то есть учить себя, не только получать знания, передающиеся педагогом, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в практической деятельности, для достижения такого результата и необходимо интерактивное обучение.
Одним из направлений инновационных тенденций в области образования является переход от пассивных форм обучения к активным, которые выражаются в придании учебному процессу исследовательского характера, реализации личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подхода к обучению. И здесь следует особо остановиться на модели интерактивного обучения как одной из значимых инновационных тенденций в образовании.
В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); 2) активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»).
В. В. Гузеев указывает, что интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» [1, с. 31].
Т. А. Мясоед определяет интерактивное обучение как специальную форму организации познавательной деятельности, которая имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, и это делает продуктивным сам процесс обучения [4, с. 31]. Так же методист считает, что интерактивное обучение, это освоение обучаемым опыта (стихийное или специально организованное). Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того, чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки системы занятий, необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией (вербальные и невербальные) [4, с. 34].
А. А. Кибирев и Т. А. Веревкина характеризуют интерактивное обучение, как обучение через опыт. Существуют значительные отличия интерактивного обучения от традиционного. Процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя: 1) переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенных ситуаций); 2) осмысление полученного опыта; 3) обобщение (рефлексия); 4) применение на практике [3, с. 11].
А. А. Кибирев и Т. А. Веревкина считают, что продемонстрировать полный цикл интерактивного обучениялегче всего на конкретном примере: упражнение «живая линия». Участникам предлагается выстроиться вдоль воображаемой линии (линия может, например, идти по диагонали класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой темы. На левом «полюсе» – сторонники одной определенной концепции, на правом – противники, в центре – сомневающиеся. Двое участников выбираются «наблюдателями». В их задачу входит фиксация всего происходящего, особенно перемещений вдоль линии. Представителям различных точек зрения предлагают по очереди (не более одной минуты каждому) приводить по одному аргументу в защиту своего убеждения, а остальным участникам – менять свое положение на линии в сторону одного или другого полюса (сделать несколько шагов или шаг) в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Задания «обязательно переместиться» нет, но оговаривается необходимость искреннего и полного включения в игру. За упражнением следует обсуждение. Первыми выступают «наблюдатели», которые подробно описывают увиденное со стороны. Часто они отмечают, как трудно им было сохранить позицию, как хочется «вступить в бой». Затем участникам задается вопрос, о том, что они чувствовали, выполняя это упражнение. Ответы обычно искренние, никто не остается равнодушным.Люди испытывают: «чувство стыда, что я стою посередине, и у меня нет своей позиции», «страх показаться легкомысленным оттого, что я часто переходил от одного полюса к другому», «раздражение, что мало времени, и я не успеваю придумать убедительные аргументы». Некоторые участники отмечают, что их собственное поведение стало для них неожиданностью и заставило о многом задуматься. Следующий этап, который выделяют авторы – обобщение полученного опыта. Здесь могут прозвучать слова о том, как важно иметь собственное мнение, что каждая позиция имеет право на существование и уважение, если она осмыслена и обдумана. Для педагога обобщать – значит ставить себя на место учеников, представлять, чему их можно научить, для каких учебных и воспитательных целей можно использовать это упражнение.При этом в упражнении были задействованы все три канала восприятия информации учениками: визуальный (тема обсуждения записана на доске и находится всегда перед глазами участников, аудиальный и кинестетический [3, с. 24-28].
Еще одно определение интерактивного обучения, которое дают А. А. Кибирев и Т. А. Веревкина – это «обучение, погруженное в процесс общения», то есть основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом. При этом учебная ситуация меняется так, что учитель из лектора превращается во внимательного, заинтересованного собеседника. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Такие занятия позволяют детям самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя; создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Корень многих конфликтов между учителями и учащимися возникает из-за отсутствия условий для равноправного диалога; энергия и активность подростков, которая может быть реализована во взаимодействии с учителем, становится невостребованной и в какие-то моменты, иногда самые неподходящие, прорывается наружу. Ученик хочет быть субъектом общения, но так как условий для общения не создано он сам захватывает «коммуникативное поле» как умеет. Именно интерактивный цикл обучения предоставляет ученику «законное» пространство и время для высказывания своих чувств и мыслей и определения своей позиции. Он предусматривает для этого два отдельных этапа – этап осмысления, то есть словесное выражение и анализ чувств участников во время упражнения, и этап обобщения, когда ученикам предлагается сформулировать мысли и выводы, к которым подвело их выполнение этого упражнения. Очевидно, что полный цикл интерактивного обучения трудно осуществить во время классического урока, не создав для этого специальных условий [3, с. 16].
С. Б. Ступина считает, что термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени». Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. [5, с. 7-8].
С. Б. Ступина отмечает, что в настоящий момент в современной педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение»как:
«обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;
«обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;
«обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог» [5, с. 9].
Интерактивное обучение, по мнению Н. Г. Суворовой, предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения [6, с. 25]. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
При интерактивном обучении, как отмечает Н. Г. Суворова, педагог выполняет функцию помощника в работе одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга [24, с. 25].
Особо Н. Г. Суворовой подчеркивается, что нтерактивная модель обучения «наиболее эффективна в профильном образовании» [6, с. 27].
И. М. Дандарова подчеркивает, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности.Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей учеников, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике [2, с. 123].
Таким образом, можно сказать, что развитие системы образования предполагает как стартовую основу переход к таким методам и приемам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу – чем больше, тем лучше). Многие методические инновации в школьном образовании сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact – взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивное обучение основано именно на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучаемого. Новое знание, умение, формируются на основе и в связи с опытом.
Итак, внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших инновационных направлений в современном образовании. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных приемов обучения.
Интерактивное обучение, это «обучение, погруженное в процесс общения». Суть интерактивного обучения состоит в такой организации образовательного процесса, при которой практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Технология интерактивного обучения, это система способов организации взаимодействия педагога и обучаемых в форме учебных приемов, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания воспитанниками ситуации успеха в образовательной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. В интерактивной технологии обучаемые выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт педагога, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает воспитанников к самостоятельному поиску.
Список использованных источников
1. Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии : дидактический инструментарий / В. В. Гузеев. – М. : Сентябрь, 2006. – 192 с.
2. Дандарова И. М. Современные образовательные технологии / И. М. Дандарова, Н. В. Бордовская, Н. В. Бродская и др. ; под ред. Н. В. Бордовской. – М. : КноРус, 2011. – 432 с.
3. Кибирев, А. А. Интерактивные методы обучения : теория и практика / А. А. Кибирев, Т. А. Веревкина. –Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2003. – 117 с.
4. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения / Т. А. Мясоед. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 230 с.
5. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в школе / С. Б. Ступина. –Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
6. Суворова, Н. Г. Интерактивное обучение : новые подходы / Н. Г. Суворова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 25-27.
7. Шаучулене, Е. М. Интерактивные формы и методы обучения / Е. М. Шаучулене, М. В. Попова // [Электронный ресурс] –Режим доступа : http://sc0018.kokshetau.akmoedu.kz/documents/view.html
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Актуальность Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает.
«Проектный метод как инновационная педагогическая технология» В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования.
Инновационная деятельность в современной образовательной организации Глaвнoй целью Федеральнoгo гoсудaрственнoгo oбрaзoвaтельнoгo стaндaртa дoшкoльнoгo oбрaзoвaния (Прикaз Минoбрнaуки Рoссии oт 17.10.2013.
Инновационная образовательная программа МБДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский.
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании Материал отражает состояние, проблемы и перспективы развития инновационной педагогической деятельности в современном дошкольном образовании.
Инновационная программа (продолжение) 9. Целевые критерии и показатели (индикаторы) программы. Критерии и показатели достижения результатов инновационной деятельности. Критерий.
Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.
Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом.
Проект как инновационная форма работы с семьёй в ДОО Н. А. Цаплина, воспитатель, г. Архангельск Организации работы с семьями воспитанников, в современной системе образования придаётся большое.