интерактивные методы обучения химии в школе
Интерактивные формы обучения на уроках химии
I. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в школе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивная работа имеет свои принципы:
-одновременное взаимодействие ( все ученики работают в одно и то же время);
-одинаковое участие (для выполнения задания каждому ученику дается одинаковое время)
-позитивное взаимодействие (группа выполняет задание при успешной работе каждого ученика)
-индивидуальная ответственность (при работе в группе у каждого ученика-свое задание)
Интерактивные формы необычайно разнообразны, например: «Большой круг», «Дебаты», «Узелки», дидактические игры и т.д.
Занятия организовываются как индивидуально, так и в постоянных, и в изменяемых группах. При этом одна группа изучает материал, а другая отрабатывает.
1.2. Применение интерактивных методов в работе с учащимися
Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы с учащимися:
• организация тематических занятий
• организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом
• формирование портфолио учащегося
• организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе
• для создания образовательных ресурсов:
Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
• Деловые и ролевые игры
• case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
• учебные групповые дискуссии
1.3.Предполагаемые результаты использования
интерактивных занятий в работе учителя
• Повышение эффективности занятий, интереса к деятельности преподавателя
• Формирование и развитие у учащихся коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между учащимися (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен).
• Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).
• Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).
Принципы работы на интерактивном занятии:
• Занятие – не лекция, а общая работа.
• Суммарный опыт группы больше опыта тренера.
• Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта.
• Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
• Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
• Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
1.4. Алгоритм проведения интерактивного занятия.
Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия.
• Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
• Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».
– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.
– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:
• Уважать мнение участников.
• Быть пунктуальным, ответственным.
• Быть открытым для взаимодействия.
• Стремиться найти истину.
• Уважать правила работы в группе.
• Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».
– Процесс работы (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).
В структуру интерактивного занятия, в основную часть, рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.
Заключительная часть обязательно должна состоять из рефлексии Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
• Что произвело на вас наибольшее впечатление?
• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
• Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
• Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.
• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
• Участники занятия, выбор темы:
• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• Временные рамки проведения занятия.
• Проводились ли занятия по этой теме в данном классе ранее.
• Заинтересованность группы в данном занятии.
• Перечень необходимых условий:
• Основные вопросы, их последовательность.
• Практические примеры из жизни.
Что должно быть в каждом занятии:
• Уточнение проблем, которые предстоит решить.
• Перспектива реализации полученных знаний.
• Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.
• Используйте простые слова, простые предложения.
Опыт использования интерактивных методов обучения на уроках химии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Районный конкурс
«Учитель года России»
Конкурсное задание «Методическое объединение»
Чернова Надежда Викторовна
МБОУ Кринично-Лугская СОШ
Опыт использования интерактивных методов обучения на уроках химии
Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая меня, как учителя химии. На протяжении всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?
В 2014 году я была слушателем курсов повышения квалификации по проблеме «Формирование и развитие ключевых предметных компетенций школьников в условиях стандартизации химического образования».
Что ни занятие с Татьяной Владимировной, то интерактив- решаем проблемные вопросы «Кейсов», строим «Кластеры», составляем «Синксейны», она смогла организовать процесс переподготовки учителей химии так, что непонятные ранее иностранные слова стали понятными педагогическими технологиями.
Курсы повышения квалификации помогли использовать в своей работе идеи развивающего обучения. Очень необычно, когда ребенок на уроке сам формулирует тему, ставит себе задачу и находит пути ее решения.
Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали формированию ключевых компетенций: приобретение навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умение анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции.
Обучение химии должно быть направлено не только на формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, но и на развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, только тогда можно говорить о достижении целей общего образования. В условиях перехода на новые образовательные стандарты возникает необходимость чётко представлять, что и как мы хотим дать учащимся на том или ином уроке. Другими словами, спроектировать урок таким образом, чтобы он отвечал всем требованиям ФГОС, и, самое главное, достиг цели. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и решением конкретных дидактических задач.
Отсюда основной задачей проектирования урока, ложащейся на плечи учителя, является создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению химии.
Считаю, что значительно активизировать учебную деятельность можно применяя интерактивные методы обучения. Эти методы способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение традиционных, оно предполагает лишь их преобладание.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивные формы и приемы я применяю на всех этапах урока.
узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока;
выявить первоначальное представление ребенка по теме;
получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;
помочь детям понять свою мотивацию;
почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;
разделить с детьми ответственность за результат.
Учащиеся, при применении на уроке этого элемента, имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.
Хорошие результаты дает работа в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, учащихся и т.д.
Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, применяю работу в группах. Условиями успешной работы в группе являются:
— ученики должны иметь определённый багаж знаний и умений для того, чтобы справиться с заданием;
-объединять учеников нужно в небольшие группы, чтобы все видели друг друга;
-в каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (капитан, секретарь, посредник, хранитель времени).
— группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению;
-обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.
При групповой работе происходит взаимообучение участников команды, совместными усилиями добывается общий результат.
Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесет ученик с урока? Только ли тот «кусочек», который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.
Разновидностью групповой работы учащихся являются Кейс-технологии.
1.Ознакомление с сюжетом.
2.Проблематизация – ученики должны найти проблему: почему водород не используют как топливо
3. Формулирование проблемы : водородное топливо экологически чистое и экономически выгодное, тогда почему промышленность не производит машины с водородным двигателем.
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп).
5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. Заранее заготовленные варианты верных и неверных ответов из которых дети должны выбрать только верные.
Учитель предоставляет распечатки с информацией, объем которой не должен превышать 1 страницы. Работа может идти по учебнику.
6.Презентация решения. Не более 3 минут на группу.
Следующий интерактивный метод, которым я часто пользуюсь на уроках это кластер.
«Кластер» в переводе с английского – ячейка, с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер –– это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими понятиями.
Кластер использую на самых разных этапах урока, при изучении различных тем курса химии. Например, на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания.
Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой.
Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. На мой взгляд, она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; т.е. способность применять знания и умения в конкретной деятельности.
Наглядность на уроке играет очень важную роль. Трудно «на пальцах» научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих во время химических реакций. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Результативность применения исследовательской технологии учебном процессе:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы. ),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (» Испытываю радость, удовольствие от деятельности. «)
в) переживание учащимися субъективного открытия:
(«Я сам получил этот результат. «),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
(«Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны. «).
Формулировка темы занятия
в традиционной и метапредметной интерпретации
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
«Порядок и хаос: польза систем и систематизаций (на примере таблицы
химических элементов Д.И. Менделеева)».
На этапе закрепления полученных знаний использую технологию Синквейн. В её основе лежит технология критического мышления. Это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Составляя синквейн, дети мысленно вспоминают все этапы урока
Лёгкий, летучий. (физические свойства)
Горит, восстанавливает, окисляет. (химические свойства)
Водород основа жизни! ( значение)
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, я считаю необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которое активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках химии.
В технологии интерактивных методов снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. Учащиеся вовлекаются в познавательную деятельность.
Интерактивные методы обучения на уроках химии
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
НА ПРИМЕРЕ ПРИЕМА «ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»
которую необходимо наполнить,
а факел, который надо зажечь»
Плутарх- древнегреческий философ.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учитель или ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.
Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Интерактивные методы принято рассматривать как самую современную форму активных методов:
• интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося;
• это обеспечивает совместное выполнение обучающимися работы;
• учит критически мыслить;
• создаёт комфортные условия обучения;
• переводит познавательную деятельность на более высокую форму сотрудничества;
Поэтому перед учителем возникает проблема освоения новых интерактивных форм и методов обучения.
Принципы работы на интерактивном занятии:
• занятие – не лекция, а общая работа;
• все участники равны;
• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
• все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Актуальность внедрения интерактивных форм и методов обучения на уроках химии бесспорна, и приема «Шестиугольного обучения» в частности, т. к. они
• социальному заказу государства, общества;
• Федеральному закону №273 «Об образовании Российской Федерации»;
• прогрессивным тенденциям социального развития общества;
• региональной образовательной политике;
• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;
• профессиональным интересам педагогов;
• решению актуальных задач общества;
• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера.
Метод шестигранного (шестиугольного) обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.
Новизна представленного опыта состоит в:
• создании собственной системы по использованию интерактивных форм работы на уроке химии для формирования ключевых компетенций обучающихся, на примере интерактивного приема «Шестиугольное обучение» ;
• в комбинации элементов известных методик;
• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
Работа по заявленной теме проводится с 2017 года по настоящее время.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.
Ввиду уникальной, похожей на соты форме, учащиеся могут устанавливать различные связи между содержимым шестиугольников. Таким образом, шестиугольное обучение направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. На следующем уроке,приготовленные учащимися гексы, становятся раздаточным материалом, для выявления степени усвоения изученного материала обучающимися.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Обучающимся дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.
Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения
1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т. е. обучащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, рисунок. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники,собрать единое целое.
2. Для углубленного изучения темы, оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
5. Составить по гексу рассказ.
Этот прием применяю как при обобщении изученного материала,так и при организации самостоятельной работы обучающихся на уроках химии с 8 по 11 класс и при выполнении обучающимися домашнего задания.
Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф.Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.
Прием шестиугольного обучения предполагает самостоятельно доходить до истины, что, несомненно, повышает качество обучения.
С другой стороны, работа с гексами, это своего рода игра. А игра на уроке, как известно, активизирует мысль и разряжает обстановку.
Используя прием шестиугольного обучения. Учитель может активно и творчески комбинировать различные методы обучения, применяя комплексный подход, что способствует наибольшей эффективности в учебно-воспитательном процессе.
Этот приём позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.
Кроме того, интерактивный прием шестиугольного обучения очень перспективен и универсален. Его можно использовать в массовой практике. Неоспорима возможность творческого применения данного приема.
• Был представлен на районный семинар учителей химии и биологии по теме «Интерактивный прием «Шестиугольного обучения» при изучении химии»;
• Был представлен на заседании кафедры естественных наук.
• Разработка урока химии в 11 классе по теме «Дисперсные системы» размещена на сайте МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
• Республиканский научно-практический семинар по теме «Современные уроки биологии и химии: типология, требования, алгоритмы разработки»
Практика моей работы свидетельствует о том, что систематическое применение на уроках и во внеурочное время интерактивного приема шестиугольного обучения, позволяет развить у обучающихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности, что позволяет обучающимся добиваются хороших результатов в изучении предмета, о чем свидетельствует профессиональный выбор выпускников, связанный с предметом «Химия». Они участвуют и добиваются результатов в конкурсах различного уровня.