интерактивные средства обучения в образовательном процессе
Интерактивные средства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие интерактивность
Интерактивность – определенный вид взаимодействия в Интернете. Это взаимодействие может реализовываться через электронные ресурсы Интернета или с другим человеком посредством служб интернета (ICQ, Skype, электронная почта и т.д.).
Степень интерактивности – показатель, характеризующий степень подготовки пользователя, то, насколько быстро и правильно он может достичь поставленной цели. Элементы интерактивности – все функции сайта, или программные модули, используя которые человек может взаимодействовать с другим человеком или сайтом посредством этих инструментов.
На современном этапе образования интерактивность реализуется на двух уровнях: постоянное взаимодействие в учебном процессе преподавателя с обучаемым и обучаемых между собой с помощью интернет-технологий; взаимодействие учащихся с применением средств мультимедиа.
Благодаря интерактивности пользователь получает необходимую информацию на свои запросы. В определенных пределах интерактивность позволяет управлять предоставлением информации посредством изменения пользователем настроек, анализом и оценкой результатов, ответами на запросы программы о предпочтениях пользователя по тому или иному вопросу. Пользователи самостоятельно могут устанавливать количество повторений, скорость подачи информации, которые удовлетворяли бы их индивидуальные образовательные потребности.
Модели электронного обучения:
Готовые работы на аналогичную тему
Формы и возможности интерактивного обучения
Выделяют следующие формы интерактивности: действенная интерактивность, при которой обучающиеся управляют программой (применение гипертекстовой разметки, структура электронных энциклопедий, справочников, баз данных), эффективна при дистанционном обучении; реактивная интерактивность заключается в обучении тому, что предоставляет программа первоначальное знакомство или демонстрация изучаемого материала; взаимная интерактивность – взаимное приспособление обучаемого и программы друг к другу (тренажеры, игры-приключения, обучающие программы, практикумы и т.д.).
Интерактивность раскрывает степень и характер взаимодействия между объектами, это принцип организации образовательной системы, позволяющий достичь поставленной цели взаимодействием элементов системы посредством информационного обмена. Использование интерактивных средств обучения на занятиях – это использование специальных обучающих программ, которые помогают каждому ученику в доступном для него темпе проходить учебный материал, осваивать его и сдавать контрольное тестирование.
Интерактивные средства обладают широкими возможностями:
Современные интерактивные средства обучения
В настоящее время существует большое разнообразие интерактивных средств обучения. В системе образования широко используются такие интерактивные средства обучения, как:
Интерактивные приставки – это устройства, крепящиеся к поверхности, на которую падает изображение с проектора или непосредственно на проектор. Они позволяют сделать презентацию интерактивной, дают возможность управлять ее элементами. Многие интерактивные приставки могут работать в режиме копирования, то есть сохранять информацию, написанную специальными маркерами на доске, без использования компьютера или проектора.
Мультимедийные проекторы являются эффективным средством в создании интерактивного материала. Современные проекторы могут распознавать два стилуса и до шести касаний пальцами одновременно. Использование интерактивных досок значительно сокращает в системе количество устройств. Они содержат минимум программного обеспечения. Для использования в более сложных вариантах можно подключить компьютер и расширить функционал проектора. Мультимедийные проекторы можно использовать для создания интерактивных столов.
Использование в образовательном процессе интерактивной доски помогает развивать у обучающихся память, внимание, речь, словесное и логическое мышление, мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие и др. Работа с интерактивной доской может включать: коммуникативные игры и дидактические игры и упражнения; овладение моделями, символами, мнемотехникой; проблемные ситуации; совместную деятельность детей; творческие задания и др.
Использование интерактивной доски в самостоятельной и совместной деятельности преподавателя и ученика является эффективным способом индивидуализации и мотивации обучающегося, создания благоприятного эмоционального фона и развития творческих способностей.
Использование в процессе обучения интерактивной доски позволяет осуществить переход от объяснительно-иллюстрированного обучения к деятельностному, во время которого ребенок становится активным субъектом педагогического воздействия.
Проблема использования интерактивных средств в процессе обучения
Анна Пряхина
Проблема использования интерактивных средств в процессе обучения
Использование интерактивных средств дает возможность повысить мотивацию учения, благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению заинтересованности к учебе, но и способности корректировать представление вопросов, согласно проблемы, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к поучениям или порицаниям.
Изучением данной проблемы занимались выдающиеся ученые,такие как: Е. И. Виштынецкий,Н. А. Виноградова, Т. И. Долгая, И. И. Дриг, Т. В. Журина, В. А. Извозчиков, Е. О. Иванова, А. А. Ильясова,Г. М. Коджаспирова, В. В. Красильникова и другие.
Использование ИС в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Исходя из этого, главным в практической деятельности учителя становитсяпонимание роли применения ИС в учебной деятельности. Успех реформы российского образования во многом зависит от человеческого фактора – педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы.
Исследованию понятий «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения» посвящены работы Т. И. Долгой, А. А. Журина, Е. О. Ивановой, Т. В. Ильясова, В. В. Красильникова, А. В. Осина, Н. А. Савченко, В. С. Тоискина. Изучение соотношения этих понятий позволило предположить, что интерактивность – достаточно широкое по содержанию понятие, отражающее характер и степень интерактивного взаимодействия субъектов информационно-образовательной среды. Интерактивность в обучении с использованием современных аудиовизуальных технических средств обучения предполагает организацию диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению значимых для учащегося задач[7].
Е. И. Виштынецкий, отмечает что интерактивное обучениеодновременно решает несколько задач:
-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
-развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач;
-обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению [11].
Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, передача достаточно больших объемов информации, управление на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что интерактивные средства обучения – это средства обучения, использование которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и техническими средствами обучения в режиме реального времени.
В научной литературе особое внимание ученых уделено комплексному использованию технических средств в учебном процессе (И. И. Дрига, В. А. Извозчиков, Т. М. Коджаспирова, И. И. Мархель, А. В. Смирнов). Отмечается, что применение интерактивных средств обучения в комплексе обеспечивает разнообразные способы предъявления учебной информации и создает атмосферу заинтересованности, активизирует познавательную деятельность.
Т. А. Ильина отмечает что средства обучения – это все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т. е. все то, что помогает организовать познавательную деятельность учащихся[27];
П. И. Пидкасистый утверждает, что средство обучения – это материальный или идеальный предмет, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний[36];
А. В. Хуторской считает, что средства обучения – это материальные или идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся[41].
Несмотря на различные подходы к определению понятия средства обучения, все исследователи отмечают их главное дидактическое назначение – ускорение процесса усвоения учебного материала.
Таким образом, в нашем исследовании мы будем опираться на определение средства обучения как материального или идеального объекта, который используется учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе участвует как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения,классифицируются по: свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством усвоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Некоторые из них оказывают существенное влияние преимущественно на интеллектуальное развитие учащихся. Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока (например, правила поведения, решения задач, написание букв, анализа строения предложения и т. п., но могут быть, и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.
Идеальные средства используются первоначально для общения, в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение предметов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся использует материализованные средства в совместной деятельности, общении, объяснении и взаимопомощи в решении тренировочных задач. Материализованные средства становятся также и вербализованными.
Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и,наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО, разработкой унифицированных (единообразных, многоцелевых) стендов для демонстрационного эксперимента и лабораторных практикумов [12].
По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения учащиеся для усвоения новых знаний[8]. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.
В школах сегодня появилось не только компьютерное оборудование (компьютер и его периферийные устройства, интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение и др., но и мобильные технические средства (мобильные классы, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и др.). Данные технические средства в совокупности с дидактическими (электронными образовательными ресурсами) представляют собой интерактивные средства обучения (ИСО, позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога [6].
Рассмотрим термин интерактивность и его формы.
Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» – взаимный, между и «actio» – действие[14, с. 31]. Таким образом, интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания Интерактивные средства обучения – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
О. Г. Смоляниноварассматривает три формы интерактивности:
1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др. [4,с. 42].
Таким образом, исходя из того, что средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [8], мы сформулировали определение понятия «интерактивные средства обучения».
Интерактивные средства обучения –это различные объекты связи: компьютер, коммуникационные технические устройства, программное обеспечение и его возможности, специально разработанные и подобранные элементы для решения задач конкретного урока, а также виды деятельности, способствующие реализации процесса взаимообмена действиями ученика и учителя.
Итак, в данномпараграфе мырассмотрели проблему использования интерактивных средств в обучении младших школьников в психолого – педагогической литературе, раскрыли такие понятия как «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные средства обучения». Вопросами использования интерактивных средств в обучении занимались такие педагоги и ученые как Т. И. Долгая, А. А. Журин, Е. О. Иванова, Т. В. Ильясов, В. В. Красильников, А. В. Осин, Н. А. Савченко, В. С. Тоискин и другие.
Применяя интерактивные средства и методы обучения можно добиться новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Применение интерактивных форм и методов обучения,строится на основе образовательных целей:
— стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
— повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;
— развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
— изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
— саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Подготовка интерактивного урока требует в свою очередь применения интерактивных средств обучения и знания их характеристик. Остановимся на этом вопросе подробно.
Логопедическое занятие с использованием активных и интерактивных методов обучения «Поможем снеговику» Видео Попова Ирина «Зимние истории» Технология активного обучения Занятие по формированию звукопроизношения и подготовке к овладению элементами.
Формирование навыков устного счета путем применения интерактивных форм и методов обучения Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо.
Использование интерактивных игр в процессе обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста Каждый народ остаётся сам собою до тех пор, пока сохраняет свой быт, язык, особый климат человеческих отношений. На современном этапе развития.
Мастер-класс «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования» Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования» Цель:.
Методика использования игрушки-забавы в процессе сенсорного восприятия окружающего мира детей от 1,5 до 2-х лет 1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гогонова М. Р., воспитатель группы раннего возраста МБДОУ «Д\ с № 2», представляю вашему вниманию тему.
Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.
НОД по ФЭМП «Реализация деятельностного подхода в процессе использования современных игровых технологий» в средней группе Цель: Формирование познавательного интереса и математического мышления детей дошкольного возраста, мотивации к самостоятельной мыслительной.
Преимущества использования интерактивных игр для ребенка с ТНР 1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые.
Программа самообразования воспитателя ДОУ по теме «Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий» ЦЕЛЬ: Освоение и последующее применение гендерного подхода в процессе использования здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
Значение использования ИКТ-технологий в процессе развития дошкольников В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых,.
Статья на тему «Интерактивные средства обучения в образовательном процессе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема « Интерактивные средства обучения в образовательном процессе»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов.
Процесс обучения в школе напрямую связан с умением учащихся пользоваться информационными технологиями, работать на компьютере, в Интернете и отбирать необходимую информацию. Положительно зарекомендовали себя в образовательном процессе компьютерные обучающие программы, обучающие системы на базе мультимедийных технологий, интеллектуальные и обучающие экспертные системы, средства коммуникации [1, с.21].
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. П.И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний.
При традиционном обучении основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента – обучающий и обучаемый (обучающийся). При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучаемого (обучающегося), так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства или наставничества). Время, затраченное ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управляющих задач. Роль обучаемого также меняется. Обучающийся переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи [5, с.4].
Интерактивные средства обучения – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности[2, с.105]:
1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.
2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.
3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.
В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор[3,с.124].
Использование интерактивных средств обучения на уроках дает возможность:
Повысить у учащихся интерес к предмету;
Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
Интеллектуально развивать учащихся;
Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся[6, с.36].
Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.
1.Кондакова Г.Б. Развитие речевой деятельности младших школьников с использованием информационных технологий //Информатика и образование. – 2007. – №2, с. 21 – 22
2. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника //Информатика и образование.-2006.-№5, С.104-107.
3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Изд. «Академия»,2010г
4.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.1998
5.Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. – 2005. – №11, с. 3 – 9.
6.Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007.-№20, С.14-37
Енидеркина О.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 213 «Открытие»