интерактивный метод обучения ролевая игра это
Интерактивный метод обучения: ролевая игра
Интерактивный метод обучения: ролевая игра.
Ребёнок не устаёт от работы,
которая отвечает его функциональным
В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта. Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важным является не всякое, а специально организованное воспитание и обучение. Основной задачей такого обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем мире, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность, а так же научить использовать знания, без которых невозможна социальная реабилитация и адаптация детей-олигофренов в повседневной жизни.
Целью такого обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению им учебного материала, а это есть не что иное, как коррекционно-развивающее обучение. отмечал, что «только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями».
Здесь на помощь учителю приходит интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т. е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии, в ходе которых и происходит формирование и развитие коммуникативной функции речи.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
— развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
— решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
— развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение обучающих задач;
— обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.
Одним из методов интерактивного обучения является ролевая игра.
Итак, ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации.
Проигрывание определенной сценической роли помогает учащемуся:
1. обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях;
2. установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению;
3. пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах.
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней отождествляет себя с взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.
Ролевые игры – всегда игры «во что-то» или «в кого-то». Известный детский психолог подчеркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру ролевой игры, он выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. Содержание роли – основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребёнка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей.
Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в ролевых играх:
· роль конкретного взрослого;
· роль профессии обобщенного типа;
· роли сказочного, карнавального характера.
Ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.
Какие же функции она может выполнять?
Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Игры повышают интерес учеников к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала. В ролевых играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий, организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам играющих. В ролевой игре ее замысел, правила, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Игры содействуют полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательным способностям, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям.
В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.
Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой метод переходит в сказкотерапию. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи.
Нередко сказкотерапию объединяют с играми с песком. Песочные игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Песок и вода не имеют структуры и могут, превратиться по желанию ребёнка во что угодно: в поверхность луны, пляж, лесную полянку и др. не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно в работе с застенчивыми, замкнутыми детьми.
Задания многих игр на логопедических занятиях предполагает сотрудничество ребят: совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий, решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность, речевую активность
При кукольных драматизациях взрослые (дети между собой) разыгрывают кукольный спектакль (пальчиковый театр), проигрывая заданные педагогом ситуации и сюжеты.
Особенности и назначения сюжетно-ролевой игры.
Выделяя место сюжетно-ролевой игре в огромном многообразии детских игр, следует обозначить несколько функциональных особенностей и назначений сюжетно-ролевой игры.
1. Функции данной игры заключаются в том, что позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.
2. Общение детей в ролевой игре непосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Система разнообразных сюжетно-ролевых игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь. В игре они свободно и ярко переживают себя в объективной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия ролевой игры.
3. Постоянно изменяющая обстановка ролевой игры требует от её участников проявления способностей и использования ранее сложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к возможным действиям в жизни.
4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины, поскольку увлечённый игрой ребёнок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.
1. Игра «Удачливые рыболовы».
Оборудование: на голубом фоне таблицы с прорезями размещены яркие, привлекательные рыбки. На обратной стороне каждой рыбки примеры на сложение и вычитание. Значки трех размеров с изображением рыбок.
Описание игры. Учитель:
— Все вы, ребята, любители-рыболовы. Сегодня на реке Лене соревнования рыболовов. А рыбки в реке необычные – математические. Давайте раскроем их тайну. Коля, рассмотри одну из них и расскажи детям, что ты узнал. (Ребёнок вынимает из прорези рыбку, рассматривает, что на её обратной стороне написан пример, и зачитывает его.)
Тайна рыбки – результат математического действия. Сейчас мы узнаем тайну первой рыбки. Запишите пример и решите его. Какой получен результат? (Ответы детей) Рыбка поймана.
На соревнованиях рыболовов победителем будет тот, кто раскроет тайны всех пойманных рыбок. Он получит значок победителя соревнований (все рассматривают его) и почетное звание «Удачливый рыболов».
Соревнования открыты! Возьмите в руки свои удочки (ручки). Желаю всем удачи!
Награждение производится в свободное время. В зависимости от количество решенных примеров, каждый получает рыбку большого, среднего или маленького размера.
Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.
Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телефону. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. д.
Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – «отправляет» телеграммы.
Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.
Вариант1. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить «письмо» сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.
Вариант 2. Для получения письма необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.
Оборудование: толковый словарь, для уточнения значения слова «аукцион».
Описание игры. Эта игра может производиться на уроке русского языка при закреплении знаний по теме «Части речи».
Учитель: (начинает игру)
Здесь у нас аукцион –
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
Сегодня на аукционе удивительный товар, который вы можете приобрести за свои звания. Продажа начинается!
Выходят учащиеся, исполняющие роли имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, числительного. В роли покупателей – остальные учащиеся класса.
«Догадайся, что хочу»
Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок, изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. В свою очередь, ребёнок, изображающий покупателя тоже может задавать вопросы о покупке у продавца, например, «Вы его сами пробовали?», «Он свежий, вкусный?» и т. п.
К сюжетно-ролевым играм так же относятся игры, в которых дети обыгрывают знакомые им ситуации: «Поездка в школу на автобусе». Выбирают водителя автобуса, кондуктора, пассажиров: бабушка, дедушка, взрослые и дети.
В некотором царстве – государстве, а именно, в нашей школе, в вашем классе, объявилась царевна – Несмеяна. Позвал её батюшка толпы желающих. Те кинулись испытать свои силы, чтобы рассмешить эту прекрасную девицу – красавицу.
Сначала выберем царевну и ее батюшку. Царевна будет задавать вопросы, а приглашенные – отвечать. Батюшке будет предоставлено право приглашать желающих и придумывать наказание неудачникам.
В виде наказания можно придумать следующие: перечитать текст в книге, учебнике, пересказать рассказ стражнику, воспроизвести на доске схему и т. п.
Вопросы и наказания составляются логопедом. Принцесса их только зачитывает и выбирает кому, какой вопрос задать. Батюшка так же зачитывает вариант наказания, но выбирает, для кого оно больше подходит.
«Режиссёры и актеры»
Цель: активизация лексических и грамматических навыков в речевом общении, в оформлении речевых высказываний (Должно быть…, Мне кажется, что …, на мой взгляд…).
1. Играющие делятся на две группы и выстраиваются в две шеренги (режиссеры и актеры). Режиссеры ставят позу актерам, которые объясняют ее, совершают различные действия, а затем описывают их, называя ситуации, в которые эти действия включены.
2. Режиссеры принимают позы, актеры повторяют их: режиссеры исправляют позы. Показывают верные положения и требуют новых объяснений. Потом каждый актер объясняет свою позу, выполняет соответствующие действия и описывает свои действия и действия остальных участников игры.
Список использованной литературы.
1. «Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Пособие для учителя. Киев «Радянська школа» 1989 г.
2. «Учим общаться детей 6-10 лет» Методическое пособие. Москва. Издательство Сфера». 2005 г.
3. «Игры по обучению грамоте и чтению» Мастерская учителя. Москва «ВАКО» 2006 г.
«Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций студентов»
Методическая разработка посвящена актуальному вопросу профессиональной направленности – разработке ролевых игр в форме международной выставки и технического семинара по изучаемым темам. В методической разработке делается акцент на развитие способности понимать английскую и немецкую речь по профессиональному модулю.
Просмотр содержимого документа
««Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций студентов»»
Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Воронежской области «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»
«Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций студентов»
Данная методическая разработка предназначена для использования при проведении интегрированных занятий в форме ролевых игр.
Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения интегрированных занятий, компьютерные презентации.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российских колледжей, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в практической деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Практика показала, что обучающиеся легче понимают и запоминают материал, который они самостоятельно изучают посредством активного их включения в учебный процесс, через активизацию познавательной деятельности. Поэтому наиболее эффективным путем организации учебной деятельности является применение на учебных занятиях интерактивного обучения.
Важное место среди методов интерактивного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту, является ролевая игра.
В методической разработке делается акцент на развитие способности понимать английскую и немецкую речь по профессиональному модулю, в разнообразных ситуациях повседневного и профессионального общения, и адекватно реагировать на запросы при помощи речевых реплик; давать требуемую информацию; объясняться с собеседником по вопросам, которые входят в круг лексики делового общения. Причём особый акцент делается на умение выражать своё мнение, аргументировать свои взгляды и убеждения, а также учитывать мнение оппонента.
В настоящее время вследствие развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей особое значение приобретает умение общаться на иностранных языках. Согласно современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта целью обучения иностранным языкам является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Методическая разработка посвящена актуальному вопросу профессиональной направленности – разработке ролевых игр в форме международной выставки и технического семинара по изучаемым темам.
Данные ролевые игры способствуют выполнению следующих методических задач:
создание психологической готовности студентов к речевому общению;
обеспечение многократного повторения ими языкового материала;
тренировка студентов в выборе нужного речевого варианта.
Цели занятий носят коммуникативный, профессионально-ориентированный характер и ставят задачу развитие у студентов способности обмена информацией в сфере профессиональной деятельности. Студентам были предложены темы: «Международная выставка конвейеров» и «Автоматы для фасовки и упаковки молока и молочных продуктов», которые являются актуальными, значимыми и в то же время интересными для них.
Рекомендуется использовать данную разработку для проведения занятий в группах студентов, обучающихся по специальностям «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок».
Рецензент: /Н.А. Дубинина/
1 Сущность игровых технологий………………………………………………7
2 Методика организации и проведения интегрированных занятий в форме ролевых игр………………………………………………………………………9
3Анализ эффективности использования интерактивных форм и методов обучения…………………………………………………………………………13
ПРИЛОЖЕНИЕ А Планы занятий……………………………………………16
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Составление делового письма…………………………. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ В Задания для самостоятельной работы………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Заключение договора……………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Ведомости оценки индивидуальной работы студентов.32
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Фоторепортаж ……………………………………….…..36
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Карточка для рефлексии студентов……………………. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ З Фрагменты интерактивных игр…………………………45
1 Сущность игровых технологий
«Величайшее искусство уметь превращать
для детей в игру все, что они должны делать или выучить».
Понятие «игровые педагогические технологии»включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
При проведении данных занятий использовались интерактивные методы обучения. Интерактивный(«Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Для эффективной организации интерактивных уроков педагог может опираться на следующие этапы:
До начала занятия проводится психолого-педагогическая диагностика студентов, с целью деления группы на мини-команды, удовлетворяющие принципам малоконфликтности и взаимодополняемости. Игра – ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому обучающемуся попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания.
Современный работодатель требует от выпускников колледжа умения работать с технической документацией на иностранном языке, владеть навыками общения с представителями зарубежных компаний. Предприятия, оснащенные иностранной техникой, заинтересованы в кандидатах, знающих английский язык на уровне, достаточном для чтения технической литературы.
Поэтому в подготовке и проведении данных занятий необходимо тесное сотрудничество преподавателей двух дисциплин.
Связь дисциплин учебного плана необходима также для того, чтобы один предмет помогал студентам лучше освоить другой, и помимо этого многие общие логические операции, методы и приемы работы в области познаний, приобретаемых в процессе изучения одной дисциплины, переносятся на изучение других предметов. В рассматриваемом случае это профессиональный модуль «Организация и выполнение работ по эксплуатации промышленного оборудования» и иностранный (английский) язык.
Уровень развития ведущих компетенций – это и есть конечный результат профессиональной подготовки, ибо специалисту надо знать не отдельные дисциплины, а быть подготовленным к решению типичных профессиональных задач, к действиям в соответствующих производственных ситуациях.
2 Методика организации и проведения интегрированных занятий в форме ролевых игр
Ролевая игра требует предварительной подготовки всех участников. Помимо выбора темы преподаватель заранее определяет роли участников и форму проведения игры. Преподаватель координирует последовательность выступлений, подводит итоги. Кроме этого, ролевая игра помещает студента в ситуацию, которая включает те же условия, какие существуют в реальном мире.
Проанализировав основные требования, предъявляемые к профессии, и пожелания социальных партнеров преподавателями были разработаны сценарии нескольких ролевых игр.
Например, место действия имитированный офис, где проходит презентация оборудования для упаковки молока.
Студенты делятся на четыре группы:
1) компания «Техника»:
2) компания «Передовые технологии»;
3) компания «Российское молоко» (основной вид деятельности – производство и реализация молочной продукции в России);
4) группа экспертов (эксперты заполняют оценочные ведомости в течение занятия и подводят итоги).
Представители компаний готовят проекты-презентации своего оборудования, показывая все его преимущества. Компания «Российское молоко» выбирает наиболее выгодный для них проект и обосновывает своё решение. Капитаны представляют свои компании по таким аспектам, как название, вид деятельности, продукт, партнёры, предоставляемые услуги, контакты, отличия от других фирм существующих на данном сегменте рынка, готовят брошюры с рекламой каждой компании и визитки.
Первый этап – поиск информации: студенты изучают материал по выбранной тематике, использую информационно-справочные системы, электронные учебники, энциклопедии и Интернет-ресурсы, консультируясь с преподавателями профессиональных модулей и иностранного языка.
Второй этап – перевод найденного материала на английский язык, используя все имеющиеся знания лексики и грамматики.
Третий этап – выбор иллюстративного материала по теме.
Четвертый этап – работа над созданием компьютерной презентации.
Пятый этап – защита своей презентации. Студенты показывают, как они владеют английским языком, произношением, интонацией, как умеют ориентироваться в фактическом материале, используют знания, полученные на уроках специальных дисциплин.
Особенностью данной игры является использования материала собранного на реальных предприятиях во время прохождения производственной практики.
Суть следующей игры «Международная выставка конвейеров»заключается в следующем: имеются две стороны – российские организаторы выставки и иностранные гости.
Заранее подготавливается импровизированная экспозиция, состоящая из действующих моделей конвейеров, изготовленных руками студентов. Среди участников распределяются роли:
1) руководители групп, представляющих своё оборудование на выставочных стендах;
2) принимающая сторона – организаторы выставки;
3) переводчики, владеющие английским и немецким языками;
4) докладчики на форуме – представители иностранных фирм;
6) группа экспертов, оценивающих занятие.
В рамках выставки, запланировано проведение следующих мероприятий:
1. Презентация выставочного оборудования.
2. Технический форум «Современное конвейерное оборудование и тенденции его развития».
3. Товарищеская встреча футбольных команд России и сборной команды иностранных делегаций (интерактивная игра «Пенальти»).
Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.
Презентация оборудование выполняется на русском, английском и немецком языках. Используются профессионально-ориентированные тексты (Professional text), которые отбираются на основе специфики специальности студентов.
К каждому тексту составляется словарь наиболее сложных слов и выражений, значительная часть из которых в ходе выполнения предлагаемых заданий усваивается активно. Первостепенное значение при этом имеет понимание, передача содержания и выражение смысла.
Таким образом, обучающиеся не только совершенствуют навыки чтения, но и расширяют свой словарный запас по той тематике, с которой они планируют связать свою профессиональную деятельность.
Перспективы развития международного сотрудничества предлагается обсудить на техническом форуме«Современное конвейерное оборудование и тенденции его развития». В процессе проведения форума анализируются современные конструкции конвейеров, их преимущества и недостатки. Студенты, играющие роли представителей иностранных фирм, выступают на немецком и английском языках. Вопросы аудитории, как и ответы на них, также переводятся на иностранные языки.
Результаты «делового сотрудничества» предлагается закрепить составлением деловых писем на английском языке и контракта на немецком. За основу также берутся реальные предприятия, действующие в Воронежской области и г. Россошь.
Форум заканчивается подведением резюме, в котором преподавателем профессионального модуля совместно со студентами формулируются основные тенденции развития конвейерного транспорта.
На выставке также запланировано проведение интерактивной игры «Пенальти», с помощью которой осуществляется закрепление полученных знаний и умений.
Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.
1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?
2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?
3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?
4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?
5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?
Итак, ролевые игры являются мощным стимулом к овладению языком. Игровая деятельность создает комфортную среду обучения, активизирует восприятие и запоминание, помогает глубже понять и лучше почувствовать изучаемую ситуацию и позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным.
3 Анализ эффективности использования интерактивных форм и методов обучения
Как повысить эффективность занятия? На помощь преподавателю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающему:
1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;
2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;
3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
Роль преподавателя изменяется. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность обучающихся.
Ролевые технологии, создающие атмосферу эмоционального подъема в процессе учебной деятельности, не только обеспечивают эффективное усвоение изучаемого материала, но также способствуют дальнейшему росту мотивации и помогают сохранить устойчивый интерес к овладению иностранным языком на всех этапах обучения.
Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе преподавания профессиональных модулей в колледже содействует повышению качества профессиональной подготовки будущих техников-механиков, позволяет сделать процесс обучения более значимым и интересным для студентов, максимально приблизить его к условиям будущей профессиональной деятельности.
Интегрированное обучение дает возможность развития творческого потенциала личности и обеспечивает получение необходимых общих и профессиональных компетенций.
Студентам интересны такие занятия. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.
В результате внедрения инновационной технологии, была обеспечена реализация развивающих целей учебного процесса, а именно, соответствие современному уровню подготовки специалистов.