интересные факты про дистанционное обучение
5 фактов о дистанционном обучении!
Многие считают, что за дистанционной формой обучения будущее. Не нужно ездить в другие города или страны, чтобы получить образование. Сохраняется драгоценное время, комфортная обстановка придает уверенности, а упражнения уже не кажутся такими сложными. За счет использования в образовательном процессе массы различных программ, онлайн сервисов, наглядных картинок и медиа контента занятия становятся более интересными, захватывающими и интерактивными. Так что же такое дистанционное обучение и как оно зародилось, рассказывает Лола Гебель, специалист по проектному управлению детского технопарка «Кванториум» в Магнитогорске.
— Дистанционное обучение — это не новый вид образования. Такой подход начали практиковать в Европе 19 века, но тогда его называли по-другому — «корреспондентским обучением». Студенты по почте получали учебные материалы, делали домашнее задание и отправляли на проверку профессору. Точно также они сдавали экзамены.
Одна из самых ранних попыток запустить «корреспондентское обучение» была зафиксирована в 1728 году — в «Бостонской газете» опубликовали объявление преподавателя стенографии Калеба Филипса, который предлагал учить молодых людей стенографии по письмам, рассылаемым по почте. Удалось ли Филипсу набрать учеников, доподлинно неизвестно.
Считается, что первым удалённый формат стал использовать другой учёный-стенограф — британец Айзек Питман. Будучи человеком демократичным, Питман считал, что у каждого должна быть возможность получить хорошее образование — национальность, религия и финансы не играют роли. Потому он начал учить стенографии по почте студентов со всей Англии.
В 1874 году программу обучения по почте предложил университет штата Иллинойс. 18 лет спустя такое же отделение появилось в университете Чикаго. Постепенно идея удалённого обучения охватила весь мир.
В наше время в связи с бурным развитием информационных технологий компании все чаще прибегают к дистанционному обучению сотрудников. Сегодня это уже необходимое условие повышения конкурентоспособности предприятия и эффективности работы персонала. Например, на Новолипецком металлургическом комбинате сотрудников учат правильно использовать такое сложное оборудование, как пылегазоочистные установки. В «Альфа-капитале» для менеджеров создали более 120 курсов. Среди них не только уроки по фондовому рынку и личной эффективности, но и, например, история искусств.
Согласно прогнозам аналитической компании Greenlight Insights, дистанционное обучение постепенно перейдет в виртуальную реальность. VR уже используют многие крупные компании. К примеру, компания KFC при помощи этой технологии учит новых поваров готовить. С помощью платформы Medical Realities начинающие врачи тренируются проводить сложные операции. На виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать механизм перевода стрелок.
Интересные факты о дистанционном образовании
Мемориальное изображение Я. А. Коменского в Берлине
Фото: Википедия
Эволюция
Спустя столетия, в конце XIX века, благодаря налаживанию во многих странах регулярной внутренней почтовой связи, получил распространение следующий предок дистанционки — так называемое корреспондентское образование. Данная форма обучения была на тот момент для молодых людей, проживающих за многие сотни километров от крупных городов и не имеющих финансовой возможности заиметь высшее образование традиционным методом. Отправить по почте выполненные контрольные работы, а взамен получить от преподавателя оценки и новые учебники, было намного дешевле, нежели расходовать большие суммы денег на проживание и пропитание вдали от дома.
Последовавшее затем развитие технологий повлекло за собой в начале XX века реформирование корреспондентского обучения. В результате начатых преобразований появилось всем известное заочное образование — некий гибрид очного и корреспондентского обучения.
Если из прошлого перешагнуть в настоящее, сегодня никого не удивить дистанционным форматом обучения (https://planetaclub.com.ua). Гигантскими шагами набирает он обороты, признан передовым методом, как студентами, так и многими преподавателями, в том числе известных зарубежных ВУЗов.
В настоящее время большинство флагманских высших учебных заведений мира делают упор на дистант. Если попытаться распределить ВУЗы, отталкиваясь от масштабов популяризации направления, охвата студентов, находящихся на дистанционной форме обучения, то номинации будут выглядеть примерно следующим образом:
Помимо ВУЗов дистанционное образование широко применяется в сфере повышения квалификации сотрудников многих мировых компаний. Например, концерн IBM разработал свою внутреннюю обучающую сеть, также Ford, General Motors и другие активно пользуются достижениями, передовым опытом дистанционного формата обучения, имеют внутрикорпоративные обучающие сети.
Самые распространенные мифы о дистанционном образовании
В России к дистанционному образованию относятся несколько настороженно. Во многом такая ситуация объясняется недостатком информации об этом виде обучения в открытых источниках, из-за чего удаленное образование все больше обрастает различными стереотипами и небылицами. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные мифы, касающиеся дистанционного образования, и по возможности развеять их.
Несмотря на то, что понятие «дистанционное образование» уже достаточно прочно закрепилось в нашей стране, данный вид обучения до сих пор относится к нетрадиционным формам получения знаний. И если в экономически развитых странах Европы и США удаленное обучение хорошо себя зарекомендовало и пользуется заслуженным уважением со стороны всех сторон образовательного процесса, то в России к нему относятся несколько настороженно. Во многом такая ситуация объясняется недостатком информации об этом виде обучения в открытых источниках, из-за чего удаленное образование все больше обрастает различными стереотипами и небылицами.
Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные мифы, касающиеся дистанционного образования, и по возможности развеять их.
Миф 1. Недоверие к дистанционному образованию со стороны работодателей
Действительно, в первые годы массового распространения удаленной формы обучения в России работодатели относились к специалистам, получившим знания дистанционно, с определенной долей недоверия. Однако, сегодня ситуация кардинально изменилась.
Современные компании ориентируются на формирование сильной команды, состоящей из высокопрофессиональных специалистов, способных к принятию самостоятельных решений, самообразованию и самосовершенствованию. Именно такими качествами обладает специалист, получивший образование посредством электронного обучения. Поэтому диплом, полученный через электронное обучение, все чаще становится скорее преимуществом молодого специалиста, чем его недостатком. Мало того, многие компании самостоятельно организовывают корпоративное дистанционное обучение для своих сотрудников.
Миф 2. Отсутствие взаимодействия между студентами
Да, традиционного контакта между студентами нет. Но это не означает, что между ними отсутствует взаимодействие.
Существует несколько способов общения студентов дистанционного обучения:
Взаимодействию между студентами также способствует регулярное проведение дискуссионных занятий и конференций. А групповые задания позволяют познакомиться и пообщаться с коллегами из любой точки страны.
Миф 3. Низкая успеваемость студентов из-за отсутствия контроля со стороны преподавателя
Традиционное образование в высших учебных заведениях проходит на лекциях, семинарах, при написании рефератов и курсовых, сдаче экзаменов и зачетов. То есть, очная форма обучения предполагает достаточно скудное общение с преподавателем и минимальный контроль с его стороны. Кроме того, нельзя не упомянуть об отсутствии индивидуального подхода к каждому студенту.
Совсем по-другому обстоит дело с взаимосвязью между преподавателем и студентом в процессе электронного обучения. Вся работа осуществляется посредством регулярной переписки через внутреннюю почтовую систему, а также проведение форумов по тематике курсовых работ. При написании сообщений студент автоматически проговаривает набираемые слова, что приводит к дополнительному усваиванию материала и более качественному формулированию вопросов. Кроме того, у него есть возможность перечитать переписку в архиве и восстановить в памяти пропущенные моменты знаний.
При этом преподаватель имеет возможность подробно ответить на вопрос каждого студента, качественно (а не поверхностно) проверить его работу, внести элементы индивидуальности в программу обучения. Другими словами, удаленное общение между студентом и преподавателем больше напоминает индивидуальное обучение, а потому дает более качественные знания.
Миф 4. Некачественные учебные программы
В качестве учебной программы удаленного образования сомневается только тот, кто совершенно с ней незнаком. Учебная программа студентов стационара ничем не отличается от программы дистанционного образования. Просто инструктор переносит действующую программу высшего учебного заведения в электронный вид. При этом ее качество не теряется (цифровой вид знаний остается неизменным).
Миф 5. Отсутствие единой оценки качества полученных знаний
Качество полученных знаний при дистанционном обучении проверяется точно также, как и при традиционном обучении. И если говорить об отсутствии единой оценки, то это утверждение применимо ко всем формам обучения, что совершенно не обесценивает полученные студентом знания.
Миф 6. Дистанционная форма обучения открывает широкие возможности для списывания
Утверждение, что студенты дистанционного обучения списывают или могут воспользоваться дополнительной информацией — ложно. Основа такого вида образования опирается на следующие механизмы проверки качества приобретенных знаний:
Миф 7. Недоступность ресурсов, к которым имеют доступ студенты, обучающиеся на очном отделении
Говорить о недоступности какой-либо информации сегодня, в век информационных технологий, просто смешно. Если раньше только определенное количество студентов могло ознакомиться с редкими изданиями литературы (конференции, лекции, учебники бизнес-образования) и почерпнуть оттуда знания, то сейчас все это можно легко найти в интернете. При этом всю информацию можно получить совершенно бесплатно. Ни одна библиотека стационарного учебного заведения не может похвастаться таким объемом сведений, который находится в интернете.
Миф 8. Дистанционное образование не обеспечивает реального жизненного опыта
Весь учебный процесс дистанционного образования, как правило, проходит параллельно с трудовой деятельностью, что позволяет сразу же применять полученные знания в реальных ситуациях. Помимо этого, задания включают в себя решение проблем, характерных для реальных жизненных или рабочих ситуаций. Таким образом, можно смело сказать, что дистанционное обучение дает даже больше реальных знаний и навыков, чем традиционное обучение.
Миф 9. На удаленное обучение принимают только хороших специалистов компьютерных технологий
Это ошибочное мнение. Для удаленного обучения необходимо обладать самыми элементарными знаниями:
Миф 10. Дистанционное обучение – это дорогое удовольствие
Конечно же, для полноценного дистанционного обучения необходимо наличие высокоскоростного интернета, качественного программного обеспечения и компьютера. Но все это, скорее всего, понадобиться и при традиционном методе обучения.
А вот стоимость удаленного обучения намного ниже, поскольку отсутствуют затраты на приобретение учебников, оплату коммунальных услуг образовательной организации, зарплату технического персонала и т.д. Кроме того, студент существенно экономит, так ему не нужно тратить деньги на проживание в другом городе и оплату различных сборов и неофициальных платежей, которые широко практикуются в российских ВУЗах.
Будет ли введено «дистанционное обучение» с 8 ноября 2021 года в школах, ВУЗах и колледжах РФ? Что на этот счет говорят власти и родители школьников.
В России сейчас продолжает действовать коронавирусный карантин, который продлится до 7 ноября 2021 года. Однако в социальных сетях и средствах массовой информации то и дело появляется информация с сообщениями о том, что нерабочая неделя, а также каникулы школьников будут продлены с 8 ноября. В Минобрнауки рассказали, что будет происходить с учебным процессом с 8 ноября 2021 года в стране.
Все вузы России с 8 ноября 2021 года перейдут на дистанционное обучение
С понедельника, 8 ноября, вузы и научные организации в России могут продолжать обучение в виде самостоятельной работы или удаленно. Об этом пишет новостное агентство РИА Новости.
«С 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате с применением дистанционных технологий», — отмечается в документе Министерства образования и науки РФ.
Также вузам разрешат дистанционно проводить промежуточную аттестацию.
«Вузам следует обеспечить бесперебойный доступ студентов к электронной информационно-образовательной среде и контролировать качество дистанционных образовательных технологий», — говорится в сообщении.
При этом учащимся нужно будет предоставить методическую поддержку и заранее (за три дня) предупредить об объеме работы.
Как будут учиться школьники с 8 ноября 2021 года будет ли продление каникул.
Дистанционное обучение в российских школах могут вернуть начиная с 8 ноября 2021 года, то есть сразу после того, как закончатся осенние каникулы. Об этом заявили источники во властных структурах.
Статистика заболеваемости коронавирусом на территории Российской Федерации все еще неумолима. Несмотря на режим нерабочих дней, каждые двадцать четыре часа в РФ выявляется более сорока тысяч случаев инфицирования коронавирусом. Также каждый день от недуга умирает более тысячи человек. Эти цифры не являются нормой. Они же могут заставить чиновников задуматься о целесообразности введения новых ограничительных мер. Многие вузы уже перешли на «дистант» до конца 2021 года. К удаленке могут присоединиться и школы.
Дистанционное обучение для школьников России: введут ли дистант с 8 ноября 2021 года
Официальных заявлений о том, как будет проходить учеба в ближайшее время, от представителей Минобрнауки не поступало. Руководитель Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов неоднократно говорил, что школьные учреждения не собираются переводить на дистанционное обучение все школы России.
Руководитель ведомства заявил, что режим нерабочей недели совпал со школьными каникулами, поэтому надобности в дистанте не было. Карантин подходит к завершению в России, а некоторые регионы уже заявили о том, что он будет продлен, следовательно, учащиеся в этот период учиться не будут.
Специалисты говорят о том, что в ближайшее время власти расскажут о том, как именно будет проходить обучение школьников. Не исключено, что дистант выберут только в некоторых регионах РФ.
Тем временем, ограничения, связанные с COVID-19 в школах и детских садах, были продлены до 2024 года. О том, что действие санитарно-эпидемиологических правил по работе российских школ будет продлено до 2024 года, заявили в Роспотребнадзоре. Напомним, до этого подобные правила продлевали до 1 января 2022 года.
Правила соблюдения мер безопасности были приняты летом прошлого года. Они направлены на то, чтобы защитить детей, школьников и учителей от распространения коронавируса.
В столице Российской Федерации, Московской области и регионах, на которые, как правило, равняются другие губернаторы, уже готовятся к «дистанту» для детей с 8 ноября 2021 года. Представители местных администраций заявили, что вариант введения режима дистанционного обучения с 8 ноября «максимально вероятен». Впрочем, окончательное решение должны принять к концу этой недели. Решение будет полностью зависеть от цифр заболеваемости коронавирусом COVID-19.
Родители российских школьников против дистанта
Слухи о введении дистанта не нравятся родителям российских школьников. Свое мнение по этому поводу они изложили в социальных сетях. Это связано с тем, что дистанционный формат не способен дать детям те знания, которые они бы могли получить в режиме офлайн.
Ранее в Сети появилась петиция от родителей, которые просят властей не возвращать режим дистанционного образования. По словам родителей, с таким режимом очень много проблем, особенно в небольших городах и селах.
Напомним, что впервые дистант в российских школьных учреждениях был введен в прошлом году.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.
У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом материале мы рассмотрели плюсы и минусы дистанционного обучения в школе.
Плюсы дистанционного образования
Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.
Минусы дистанционного образования
Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.
Что в итоге
Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные будут принимать все более и более цифровой вид.
Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.