интересные задания при обучении грамоте

Игры на обучение грамоте для детей 5–6 лет в детском саду

Уроки обу­че­ния письму, обу­че­ние алфа­виту, зада­ния. Уроки для буду­щих пер­во­класс­ни­ков. Посо­бия для роди­те­лей и педагогов:

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель: раз­ви­вать слу­хо­вое восприятие.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных кар­ти­нок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пока­зы­вает кар­тинку, дети назы­вают изоб­ра­жен­ный на ней пред­мет. На вопрос «Как зве­нит пила, жуж­жит жук и т. д.» ребе­нок отве­чает, а все дети вос­про­из­во­дят этот звук.

Игра «Чей голосок?»

Цель: раз­ви­вать слу­хо­вое восприятие.

Опи­са­ние: водя­щий ста­но­вится к детям спи­ной, и все они хором читают сти­хо­тво­ре­ние, послед­нюю строчку кото­рого про­из­но­сит один из детей по ука­за­нию вос­пи­та­теля. Если водя­щий уга­ды­вает его, ука­зан­ный ребе­нок ста­но­вится водящим.

При­мер­ный мате­риал:

• Мы немножко поиг­раем, как ты слу­ша­ешь, узнаем.

Поста­райся, отга­дай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

• К нам кукушка в ого­род зале­тела и поет.

А ты, (имя водя­щего), не зевай, кто кукует, отгадай!

• Сел петух на забор, закри­чал на весь двор.

Слу­шай, (имя водя­щего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Игра «Угадай звук»

Цель: отра­ба­ты­вать чет­кость артикуляции.

Опи­са­ние: веду­щий про­из­но­сит звук про себя, четко арти­ку­ли­руя. Дети по дви­же­нию губ веду­щего уга­ды­вают звук и про­из­но­сят его вслух. Уга­дав­ший пер­вым ста­но­вится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: раз­ви­вать фоне­ма­ти­че­ский слух, уме­ние слы­шать звук в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных картинок.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пока­зы­вает кар­тинку, назы­вает ее. Дети хло­пают в ладоши, если слы­шат в назва­нии изу­ча­е­мый звук. На более позд­них эта­пах вос­пи­та­тель может молча пока­зы­вать кар­тинку, а ребе­нок про­го­ва­ри­вает назва­ние кар­тинки про себя и реа­ги­рует так же. Вос­пи­та­тель отме­чает пра­вильно опре­де­лив­ших звук и тех, кто не смог его найти и выпол­нить задание.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: раз­ви­вать уме­ние опре­де­лять нали­чие звука в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: домик с окош­ками и кар­маш­ком для выкла­ды­ва­ния кар­ти­нок, набор пред­мет­ных картинок.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель объ­яс­няет, что в домике живут только звери (птицы, домаш­ние живот­ные), в назва­ниях кото­рых есть, напри­мер, звук [л]. Надо поме­стить этих живот­ных в домик. Дети назы­вают всех изоб­ра­жен­ных на кар­тин­ках живот­ных и выби­рают среди них тех, в назва­ниях кото­рых есть звук [л] или [л’]. Каж­дая пра­вильно выбран­ная кар­тинка оце­ни­ва­ется игро­вой фишкой.

При­мер­ный мате­риал: еж, волк, мед­ведь, лиса, заяц, лось, слон, носо­рог, зебра, вер­блюд, рысь.

Игра «Кто больше?»

Цель: раз­ви­вать уме­ния слы­шать звук в слове и соот­но­сить его с буквой.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор извест­ных уже детям букв, пред­мет­ные картинки.

Опи­са­ние: каж­дому ребенку раз­да­ется кар­точка с одной из извест­ных детям букв. Вос­пи­та­тель пока­зы­вает кар­тинку, дети назы­вают изоб­ра­жен­ный пред­мет. Фишки полу­чает тот, кто услы­шит звук, соот­вет­ству­ю­щий его букве. Выиг­ры­вает набрав­ший боль­шее коли­че­ство фишек.

Игра «Вертолина»

Цель: раз­ви­вать уме­ние под­би­рать слова, начи­на­ю­щи­еся с задан­ного звука.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: два фанер­ных диска, нало­жен­ных друг на друга (ниж­ний диск закреп­лен, на нем напи­саны буквы; верх­ний диск вра­ща­ется, в нем выре­зан узкий, шири­ной с букву, сек­тор); фишки.

Опи­са­ние: дети по оче­реди вра­щают диск. Ребе­нок дол­жен назвать слово на ту букву, на кото­рой оста­нав­ли­ва­ется сек­тор-про­резь. Выпол­нив­ший зада­ние пра­вильно полу­чает фишку. В конце игры коли­че­ство фишек под­счи­ты­ва­ется, опре­де­ля­ется победитель.

Игра «Лого»

Цель: раз­ви­вать уме­ния выде­лять пер­вый звук в слоге, соот­но­сить его с буквой.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: боль­шая кар­точка лото, раз­де­лен­ная на четыре квад­рата (в трех из них изоб­ра­же­ния пред­ме­тов, один квад­рат пустой) и кар­точки-покрышки с изу­чен­ными бук­вами для каж­дого ребенка; для веду­щего набор отдель­ных малень­ких кар­то­чек с изоб­ра­же­ни­ями тех же предметов.

Опи­са­ние: веду­щий берет из набора верх­нюю кар­тинку и спра­ши­вает, у кого есть этот пред­мет. Ребе­нок, име­ю­щий на кар­точке лото дан­ную кар­тинку, назы­вает пред­мет и пер­вый звук в слове, после чего закры­вает кар­тинку кар­точ­кой соот­вет­ству­ю­щей буквы. Выиг­ры­вает тот, кто пер­вый закрыл все кар­тинки на кар­точке лото.

При­мер­ный мате­риал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка»

Цель: раз­ви­вать уме­ние выде­лять пер­вый и послед­ний звук в слове.

Опи­са­ние: один из детей назы­вает слово, рядом сидя­щий под­би­рает новое слово, где началь­ным зву­ком будет послед­ний звук преды­ду­щего слова. Про­дол­жает сле­ду­ю­щий ребе­нок ряда и т. д. Задача ряда: не разо­рвать цепочку. Игра может про­хо­дить как сорев­но­ва­ние. Побе­ди­те­лем ока­жется тот ряд, кото­рый дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: раз­ви­вать уме­ние уста­нав­ли­вать место звука в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: у вос­пи­та­теля набор пред­мет­ных кар­ти­нок; у каж­дого ребенка кар­точка, раз­де­лен­ная на три квад­рата, и цвет­ная фишка (крас­ная с глас­ным зву­ком, синяя с согласным).

Опи­са­ние: педа­гог пока­зы­вает кар­тинку, назы­вает изоб­ра­жен­ный на ней пред­мет. Дети повто­ряют слово и ука­зы­вают место изу­ча­е­мого звука в слове, закры­вая фиш­кой один из трех квад­ра­тов на кар­точке, в зави­си­мо­сти от того, где нахо­дится звук: в начале, сере­дине или конце слова. Выиг­ры­вают те, кто пра­вильно рас­по­ло­жил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?»

Цель: раз­ви­вать уме­ние опре­де­лять коли­че­ство зву­ков в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных кар­ти­нок, три домика с кар­маш­ками и циф­рой на каж­дом (3, 4, или 5).

Опи­са­ние: дети делятся на две команды. Ребе­нок берет кар­тинку, назы­вает изоб­ра­жен­ный на ней пред­мет, счи­тает коли­че­ство зву­ков в про­из­не­сен­ном слове и встав­ляет кар­тинку в кар­ма­шек с циф­рой, соот­вет­ству­ю­щей числу зву­ков в слове. Пред­ста­ви­тели каж­дой команды выхо­дят по оче­реди. Если они оши­ба­ются, их поправ­ляют дети дру­гой команды. За каж­дый пра­виль­ный ответ засчи­ты­ва­ется очко, выиг­рав­шим счи­та­ется тот ряд, игроки кото­рого набе­рут боль­шее коли­че­ство очков. Эту же игру можно про­во­дить индивидуально.

При­мер­ный мате­риал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: раз­ви­вать уме­ние делить слова на слоги.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: мешо­чек из пест­рой ткани с раз­лич­ными пред­ме­тами, в назва­ниях кото­рых два-три слога.

Опи­са­ние: дети по порядку под­хо­дят к столу, выни­мают из мешочка пред­мет, назы­вают его. Слово повто­ря­ется по сло­гам. Ребе­нок назы­вает коли­че­ство сло­гов в слове.

Игра «Телеграф»

Цель: раз­ви­вать уме­ние делить слова на слоги.

Опи­са­ние: педа­гог гово­рит: «Ребята, сей­час мы с вами поиг­раем в теле­граф. Я буду назы­вать слова, а вы их по оче­реди будете пере­да­вать по теле­графу в дру­гой город». Пер­вое слово педа­гог про­из­но­сит по сло­гам и сопро­вож­дает каж­дый слог хлоп­ками. Затем он назы­вает слово, а вызван­ный ребе­нок само­сто­я­тельно про­из­но­сит его по сло­гам, сопро­вож­дая хлоп­ками. Если ребе­нок непра­вильно выпол­нил зада­ние, теле­граф лома­ется: все дети начи­нают поти­хоньку хло­пать в ладоши, испор­чен­ный теле­граф можно почи­нить, то есть про­из­не­сти слово пра­вильно по сло­гам и отхлопать.

Алфавит в картинках для детей

Рас­краски буквы алфа­вита для детей дошколь­ного и млад­шего школь­ного возраста.

Изу­че­ние любого языка начи­на­ется со зна­ком­ства с алфа­ви­том. Как позна­ко­мить ребёнка с алфа­ви­том? Конечно же с помо­щью кра­си­вых и позна­ва­тель­ных кар­ти­нок. С нашей азбу­кой рас­крас­кой зна­ком­ство с алфа­ви­том ста­нет для ваших детей при­ят­ной и запо­ми­на­ю­щейся игрой.

Каж­дая рас­краска содер­жит рису­нок буквы, её напи­са­ние, а также кар­тинки живот­ных, пред­ме­тов, кото­рые начи­на­ются с этой буквы.

Рас­кра­ши­вая рисунки, дети будут назы­вать пред­меты и посто­янно про­из­но­сить буквы.

Эти обу­ча­ю­щие рас­краски буквы ста­нут пре­крас­ным трам­пли­ном для углуб­лен­ного изу­че­ния рус­ского языка в будущем.

Эти дидак­ти­че­ские мате­ри­алы будут полезны вос­пи­та­те­лям, учи­те­лям, а также роди­те­лям для сов­мест­ных заня­тий с детьми.

Для изу­че­ния алфа­вита полезны загадки: Буквы алфа­вита. Эти загадки вы можете раз­га­ды­вать для закреп­ле­ния букв алфавита.

Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

Буквы Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте

интересные задания при обучении грамоте. Смотреть фото интересные задания при обучении грамоте. Смотреть картинку интересные задания при обучении грамоте. Картинка про интересные задания при обучении грамоте. Фото интересные задания при обучении грамоте
Обучение детей на дому. Обучение грамоте

Вашему ребенку 6 лет, и вы, конечно, оза­да­чены вопро­сами: готов ли он к школе, нужно ли отда­вать его в под­го­то­ви­тель­ный класс или доста­точно домаш­ней подготовки?

На стра­ни­цах нашего сайта раз­ра­бо­тан пол­ный тема­ти­че­ский курс для груп­по­вых или инди­ви­ду­аль­ных заня­тий по обу­че­нию чте­нию и письму, даны мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции для наставников.

Про­грамма пред­ло­жен­ных заня­тий пол­но­стью соот­вет­ствует при­ня­тым учеб­ным стан­дар­там и наце­лена на все­сто­рон­нее раз­ви­тие дошкольника.

Каж­дый год вы зани­ма­е­тесь с дошколь­ни­ками в так назы­ва­е­мом нуле­вом или под­го­то­ви­тель­ном классе. Вам в помощь раз­ра­бо­тана про­грамма для груп­по­вых или инди­ви­ду­аль­ных заня­тий с буду­щими пер­во­класс­ни­ками по обу­че­нию грамоте.

Ваш ребё­нок соби­ра­ется в школу, и вы оза­бо­чены его под­го­тов­кой в 1‑й класс? Тогда это все для вас.

Если нет воз­мож­но­сти обу­чать ребёнка в под­го­то­ви­тель­ном классе, но есть жела­ние зани­маться с ним дома, учеб­ные заня­тия, кото­рые есть у нас на сайте, решит мно­гие ваши проблемы.

На нашем сайте будут пред­став­ле­ны­раз­ные обу­ча­ю­щие заня­тия с зада­ни­ями для детей и пояс­не­ни­ями для взрос­лых. Обя­за­тельно выло­жим новые. Боль­шое вни­ма­ние уде­лим под­го­товке руки дошколь­ника к письму: даны раз­но­об­раз­ные упраж­не­ния по напи­са­нию печат­ных букв, копи­ро­ва­нию эле­мен­тов пись­мен­ных букв, обводке, штри­ховке и рас­кра­ши­ва­нию. Каж­дое заня­тие сопро­вож­да­ется «Весё­лой пере­мен­кой». В конце его при­во­дится раз­дел «Про­ве­ря­лочка» — про­ве­роч­ные зада­ния на усвое­ние и закреп­ле­ние прой­ден­ного материала.

Чтобы заня­тия при­несли ощу­ти­мую пользу, соблю­дайте про­стые правила:

• урок дол­жен длиться не более 25—30 минут в день;

• не торо­пите ребёнка и обя­за­тельно хва­лите его, отме­чая любые успехи;

• не пере­хо­дите к более слож­ному зада­нию, если ребё­нок не спра­вился с простым;

• чере­дуйте раз­лич­ные виды дея­тель­но­сти малень­кого уче­ника, не забы­вайте выпол­нять упраж­не­ния из «Весё­лых переменок».

Наде­емся, что буду­щим пер­во­класс­ни­кам будет инте­ресно зани­маться, а уроки при­не­сут кон­крет­ную пользу.

Источник

Дидактические игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.(1 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Дидактические.docx

Дидактические
игры и игровые упражнения

на уроках обучения грамоте.

Учитель начальных классов

МОУ «Красноармейской ООШ»

Тимофеева Татьяна Владимировна

В процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах, большую роль играет уровень развития познавательных процессов. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов: как восприятие, мышление, внимание, память и речь.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся именно к познавательной деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю и психологу.

В начальных классах, особенно в 1 классе, только начинают формироваться способы учебной работы. И я считаю, что одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, является наличие такого качества, как способность быть внимательным.
Что значит быть внимательным? Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается и вероятность ошибки, На человека действует большое количество информации. Для того, чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы. Необходим механизм выделения наиболее сильных сигналов. Эту функцию и выполняет внимание.

Внимание-это процесс, который помогает функционировать другим познавательным способностям.

От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребенка в школе. Младшему школьнику нужно уметь внимательно слушать объяснения учителя, переключаться с одного задания на другое, не отвлекаться на посторонние раздражители и т.д.

Еще до начала обучения у ребенка постепенно формируется внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ему помощь.

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, он не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

С поступлением в школу для ребенка начинается новая эпоха. Для того чтобы ребенок развивался, необходима внутренняя регуляция, саморегуляция, проявление которой можно назвать произвольным вниманием.
Характерной чертой произвольного внимания является то, что оно направляется на объект под влиянием самого ребёнка.

Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием силы воли и ответственности: ребёнок старается тщательно выполнить как интересное, так и неинтересное для него задание. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития таких его качеств, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость.

Умственные действия способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания ученика младшего школьного возраста.

Развитие внимания ребенка должно совершаться в нескольких направлениях.

Этот процесс имеет ряд этапов.

Второе направление развития произвольного внимания связано с формированием умений ребенка контролировать и оценивать себя. Начинать развивать контроль и самоконтроль необходимо с обсуждения образцов выполнения того или иного действия. Ребенка надо учить способам проверки своих действий.

При подборе игр, упражнений по развитию внимания надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе. Опыты психологов показывают, что даже дети 1 класса способны к достаточно сильному, концентрированному и устойчивому, вниманию. Но для этого надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности.

 хороший темп урока и продуманная его организация;

 четкость, доступность и краткость пояснений, указаний, которые учитель дает для работы;

 максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей;

 бережное отношение учителя к вниманию детей, т.е. нельзя делать громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс еще работает;

 разнообразие видов и форм заданий, подчиненных основной цели и теме урока;

 включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей.

Для учителя начальных классов, которые работают в 1 классе, главная забота – помочь детям усвоить программный материал, при этом максимально заинтересовав их для успешной работы. Главным помощником в этот период является, конечно, игра.

Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А.С.Макаренко сказал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу…». Поэтому каждому учителю необходимо научиться использовать игру на уроке.

Предпочтение в процессе поиска новых путей и средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. В школьной практике к таким

средствам всё чаще относят игры (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.).

Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р.Львова, – это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений»

На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

Упражнение 1. «Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своёстоле различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка,мяч, миска и т. п. – Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны,не берите игрушку, за которую не платили!Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинаетсяна звук [м,] (мяч, мишка).Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.

Упражнение 2. Лото «Читаем сами»

.I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? ( У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Упражнение 3. «Волк, собака охотник».

Предварительно дети находят в слове первый звук.– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р], остальные звуки – зайцами, а вы –охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!

– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.

Упражнение 5. «Математическая грамматика».

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:

1) называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять количество букв и звуков в слове и т.д.

На первых уроках при ознакомлении с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «Слова ожили».

Дети составляют предложение по данной картинке. К доске вызываются 3 ученика, они выступают в роли слов. Остальным детям дается задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей у доски. По картине дети составляют предложение, например: Белка грызёт орешки . Каждый ученик сам выбирает себе слово из составленного предложения, в роли которого он будет выступать. Классу дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение. Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, составленное коллективно.

Есть и третий вариант этой игры. На перемене учитель готовит детей, которые будут выполнять роль «живых слов», научить их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке по команде учителя дети произносят их. В ходе беседы дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают слова в нужной последовательности, а дети-«слова» произносят предложение.

Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

Игру «Слова ожили» в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети будут записывать небольшие предложения под диктовку. Эту игру можно использовать и при изучении деления слова на слоги, составлении слова из слогов. Называться она уже может «Слоги ожили».

Важное место игре отводится при ознакомлении со звуковым составом слова, при обучении звуковому анализу. Например, игру «Слова, в которых есть данный звук» хорошо использовать при изучении и выделении звуков. На уроке в гостях у детей сказочный герой или кукла. У него день рождения. На столе у учителя стоят игрушки, среди которых надо выбрать в подарок герою те, в которых слышится звук [у]. Когда все предметы названы, спросить у детей: «А что бы вы могли подарить из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?»

Другой вариант этой игры может проходить так. Изучаем звук [и]. Дети представляют, что сейчас зима и они катаются на горке. Учитель предлагает назвать слова о зиме, в которых слышится звук [и]. А затем назвать слова, в которых не было бы звука [и].

При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра «Заблудившаяся буква ». На доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка. Гласные: А Н И Р У. Согласные: Т К Е О М. дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

Игру «Назови букву» можно использовать почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв. Ученик или учитель показывает буквы на «ленте букв», а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал. Эта игра хороша тем, что в ней принимают участие все ребята класса.

На уроках т ехнологии можно вырезать буквы из картона по шаблонам, а затем использовать их в игре «Узнай букву». Она способствует лучшему запоминанию букв. Несколько букв берутся на урок по обучению грамоте. Учитель завязывает глаза ребенку, просит его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, дети составляют из них слова. Игра помогает первоклассникам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги, актуальна игра «Дополни до целого слова». Ворона Каркуша приносит детям слоги: ка, кн, ко, ку . Ребята учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Такая игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях. При проведении игры «Кто больше?» детям предлагается составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке закрепления букв Т и т детям даются слоги и буквы:

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

Есть и третий вариант игры «Кто больше?». Требуется заменить в слове одну букву, например, заменить согласную в словах бочка, день (бочка – точка, почка, кочка, ночка, дочка; день – пень, тень, лень).

В другом случае дети заменяют в словах гласную букву : палка – полка, пилка; мал – мел, мыл, мял, мёл.

Из разрозненных букв и слогов дети также любят составлять слова. Так в игре «Кто быстрее составит слова?» из данных букв и слогов : у,д,б; о,д,м; в,о,р,д; с,д,а; р,о,д,в,а; т,е,д,и; ре, во,де дети составляют слова : дуб, дом, двор, сад, дрова, дети, дерево.

ИГРЫ на уроках обучения грамоте

Буду я произносить

Вам нужно повторить,

Игра : « Составляем слова из слогов»

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Чтобы слово зазвучало.

Игра «Укрась предложение».
Цель : научить дополнять предложения.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.

Цель : научить детей заканчивать предложения.

Детям предлагается закончить предложения:

Цель: научить определять предлоги в словах.

хлопают в том месте, где есть предлог.

Вариант 2. Исправьтеошибки.

Цель : научить детей работать со схемой предложения.

Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую

схему предложения, если таковая есть.

Игра сопровождается составлением схем слов.

Игра «Разложи по кирпичикам дома».

Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать

составление схемы целого предложения ;

составление слоговых схем ;

выделение гласных звуков точками ;

Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которы нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Игра « Какое слово длиннее»

Дети отвечают на вопрос : какое слово длиннее, предварительно состав

Что летит в ракете он.

Сидят серенькие кРошки.

Усатый кИт сидит на печке

Загремел весенний гНом

Игра «Каждому предмету свое место»

Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра.

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово уче ник получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.

В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:

— показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;

Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.

На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.

Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».

А за ней цыплятки — малые ребятки.

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О.

Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым

для следующего слова:

Дидактические игры и упражнения с использованием

— Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.

— Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)

— Договори слог до целого слова.

Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)

— Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).

На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право «подарить» игрушку товарищу

Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называю) каждый слог. Темп игры меняется.

Прочитай слово (поуказанным слогам и буквам). Составь с данным словом предложение.

Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы получилось слово (например, о-си-на.) Дети, про себя осмысливая слово, не произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У неё всегда дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать слово вслух.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.

Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

4. М.А. Хатина «Азбука» (игры, задания, рассказы). Ростов-на-Дону, «Удача», 2007г.

5. Н.С. Жукова «Букварь» (пособие по обучению правильному чтению). М., «Эксмо», 2004г.

6. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». М., «Эксмо», 2004г.

7. Н. Павлова «Читаем после «Азбуки». 2006

8. Н.В. Нечаева «Азбука». АО «Московские учебники».2008

9. «Азбука» (для обучения детей в школе и семье). ТОО «STAR», 2002г.

10. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.

11. Справочное пособие по русскому языку (1 кл.)М. «Эксмо» 2004 г

13. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники.-М. :Рольф, 2000.

14. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *