интернет журнал прихожанин даниловского монастыря
Прихожанин
Прихожанин запись закреплена
Прихожанин запись закреплена
Прихожанин запись закреплена
Прихожанин запись закреплена
Епископ Солнечногорский Алексий освятил памятник благоверному князю Александру Невскому на территории Военного университета в Москве
27 октября 2021 года в Москве на территории Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации состоялась церемония открытия памятника благоверному великому князю Александру Невскому.
Показать полностью.
В мероприятии приняли участие: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне Андрей Картаполов, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы Сергей Хлебников, заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Александр Девятко, заместитель руководителя Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ генерал-лейтенант юстиции Сергей Бедин, заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ — главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ Игорь Ильяш, врид начальника Главного военно-политического управления войск национальной гвардии РФ генерал-майор юстиции Виктор Салатов, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря епископ Солнечногорский Алексий, директор Студии военных художников имени М.Б. Грекова Минобороны России Татьяна Самарская, автор памятника скульптор Алексей Игнатов, начальник Военного университета генерал-лейтенант Игорь Мишуткин, командование вуза, профессорско-преподавательский состав, адъюнкты, слушатели и курсанты, представители общественных организаций, творческих коллективов и учреждений.
В этом году Военному университету было присвоено почетное наименование — «имени князя Александра Невского».
«Сегодня, как и в далеком прошлом, мы готовы по примеру Александра Невского защищать свои национальные интересы. Образ Александра Невского станет для нас объединяющей силой и примером для подражания. Поздравляю вас с присвоением Военному университету почетного наименования — «имени князя Александра Невского» — и открытием памятника национальному герою», — сказал, обращаясь к собравшимся, генерал-лейтенант Игорь Мишуткин.
Епископ Солнечногорский Алексий совершил чин освящения памятника святому князю.
В завершение торжественной церемонии при участии военно-исторических клубов Москвы и Московской области были продемонстрированы фрагменты военно-исторической реконструкции битвы благоверного князя Александра Невского с тевтонскими рыцарями.
Интернет журнал прихожанин даниловского монастыря
В день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского отмечает свой День Ангела игумен Иннокентий (Ольховой). Напомним, что в 2019 году эконому Данилова ставропигиального мужского монастыря исполнилось 50 лет. Просветительская деятельность обители – одно из послушаний отца Иннокентия. Двадцать лет батюшка руководит издательством «Даниловский благовестник», более пяти лет возглавляет работу интернет-журнала «Прихожанин». За это время редакторы монастырских изданий неоднократно беседовали с отцом Иннокентием на разные темы и батюшка всегда откликался на наши просьбы рассказать читателям о своих послушаниях, увлечении научным дайвингом, отвечал на вопросы о духовной жизни. Из его ответов читателям «Прихожанина» сложилась небольшая, но весьма содержательная книга под названием «Необычные вопросы обычных прихожан», которая увидела свет в 2016 году и по достоинству была оценена читательской аудиторией. На десятках дисков, изданных студией звукозаписи Данилова монастыря, можно услышать молитвы, апостольские послания и святоотеческие творения, прочитанные отцом Иннокентием.
Редакция журнала «Прихожанин» и сотрудники издательства «Даниловский благовестник» от души поздравляют дорогого отца Иннокентия с юбилеем и желают батюшке помощи Божией в трудах, Покрова Царицы Небесной и заступничества святого благоверного князя Даниила Московского. А нашим читателям мы предлагаем освежить в памяти отрывки из бесед с отцом Иннокентием, записанные в разные годы, чтобы в дни юбилея еще раз вспомнить о том, как много было сделано экономом Даниловой обители, и попросить молитв о здравии игумена Иннокентия!
«Когда старые колхозы развалились, люди не получали зарплаты. Естественно, многие стали пить, потому что жизнь потеряла для них всякий смысл. А когда монастырь организовал здесь свое хозяйство, ситуация изменилась кардинальным образом. Люди получили работу, мы стали ежемесячно выплачивать им зарплату. И можарцы вновь обрели смысл жизни.
Мы изначально стремились к тому, чтобы люди, которые работают с нами, были единодушны в желании сделать хорошее хозяйство. Хотели, чтобы наши работники получали достойную зарплату. А для села она у нас очень хорошая – официальная, со всеми выплатами, чтобы люди потом могли получать пенсию. В среднем по году выходит порядка 25 тысяч рублей. Это по году! Потому что зимой наши работники находятся в оплачиваемом отпуске, а летом получают по 40–50 тысяч рублей! У нас в «Можарах» самая высокая зарплата по области!
Многие наши работники приобщились к Богу. В селе Можары мы построили деревянный храм, где жители могут исповедаться, причащаться, молиться Богу. Мы служим молебны перед началом полевых работ, благодарственные молебны после окончания полевых работ. На наши молебны приезжают монахи Даниловой обители из скита преподобного Сергия Радонежского. И люди в Можарах и соседних селах видят, что рядом с ними возрождается вера. И тоже стремятся к ней приобщиться.
Я радуюсь! Радуюсь нашим успехам. Радуюсь тому, что предприятие встало на ноги, работает стабильно, прибыльно и способно самостоятельно развиваться. Земля в Можарах оформлена в собственность и при необходимости может быть предметом залога для банка, если мы решим брать кредиты. Но еще больше я радуюсь тому, что нам удалось создать замечательный работоспособный коллектив. Потому что никакие комбайны, никакие классные сеялки сами ничего не сделают. Можно посадить на самый лучший трактор или самую современную сеялку человека, которому эта работа не нравится, – и он все сделает плохо. Главное – это люди, как ни банально это звучит. И я очень рад тому, что можарцы нам поверили и приняли нас».
«…Я стараюсь не словами призывать людей к вере, молитве или духовной жизни. Я просто стараюсь сам жить и поступать по своей вере, чтобы люди видели, что это моя вера, что я привык всё делать в соответствии с моей верой и что поступаю так, потому что я христианин. И, как мне кажется, это приносит свои плоды. Люди относятся к этому, во-первых, с большим уважением, а во-вторых, они видят, что жизнь Церкви – это не что-то недоступное и заоблачное, и что можно быть глубоко церковным и верующим христианином и в то же время энергичным человеком, живущим полнокровной земной жизнью».
«…Сам я войну знаю по фильмам, с ветеранами доводилось общаться мало – я беседовал с одним, может быть, двумя ветеранами. Как и для всего моего поколения, война долгое время казалась чем-то очень далеким, историческим, киношным. А когда я стал заниматься поиском погибших кораблей, знакомиться с их историей, вникать в обстоятельства их гибели, то увидел Великую Отечественную войну совсем с другой стороны – не с киношной, не с записанной по чьим-то рассказам, а воочию. Опускаешься на морское дно, и вот перед тобой эта погибшая подлодка (кстати, на море о кораблях и подлодках всегда говорят как о человеке – погибла!). Вот эта братская могила, где покоятся герои-подводники. Вот эти огромные неразорвавшиеся мины, эти чудовищные зияющие пробоины в бортах или днище. И война предстает в совсем ином, совершенно реальном свете.
Это же не музейные экспонаты, где на постаменте стоят новенькие подкрашенные танки или самолеты. Ты находишься на морской глубине и почти в полном мраке видишь перед собой искореженный металл. Недавно ребята выложили на нашем сайте последний блок фотографий. На них можно увидеть оторванный нос подлодки. Мы сфотографировали эту оторванную часть. Там металл так закручен, так искорежен… Я представить себе не мог, что подобное возможно. Это невероятно близкое, ближе некуда, соприкосновение с той страшной войной, которая многое изменила и в мире, и в нашей стране, и в душах человеческих. И страницы ее истории мы не должны забывать»
«…Водными видами спорта занимался с детства, у меня первый разряд по плаванию. Затем прошел обучение, сертификацию, стал дайвером. Освоил рекреационный дайвинг, а потом встретил команду единомышленников и занялся технической разновидностью дайвинга. Это уже сродни научной деятельности! Кроме того, я как священнослужитель вижу мир прежде всего как творение Божие. Увидеть эту красоту, запечатлеть ее, рассказать о ней другим – своего рода хваление Создателю».
«Притчи Христовы – это божественные слова высшего порядка. Они предназначены избранным – тем, чьи сердца открыты навстречу Господу. А тем, чьи сердца не готовы принять Божественную истину, притчи кажутся непонятными. Это очень тонкий духовный момент: чтобы понять истину в словах Господа, надо сделать шаг Ему навстречу. Так происходит и сейчас: понимание слова Божия требует усилий, требует движений навстречу Господу. Именно встречное движение и есть ключ к пониманию притч Христа. При этом сердечное движение к Господу должно быть свободным и легким. Сделаешь первый шаг – и одна притча станет понятной. И так, шаг за шагом, человек может приблизиться к Богу и пониманию Божественных откровений. А если мы будем стоять столбом и ничего не делать, то слова Господа так и будут для нас закрыты. Притчи – они даны для избранных, но стать избранным человек может только по своей воле».
«Грешить нельзя, никак нельзя… Но попробуйте не грешить! Попробуйте прожить без греха. Сможете? У меня так точно не получится… Даже святые считали себя величайшими грешниками, потому что знали свои слабости, немощи, недостатки. И согрешает ведь человек не только делом, но и в помыслах… И для нас, грешных, единственным спасительным лекарством является покаяние, потому что только оно после совершенного греха помогает восстановить утерянную связь с Богом.
А то, что порой после исповеди мы вновь не в силах совладать с грехом, – именно в этом проявляется наша немощь. Слаба человеческая натура и не может ничего поделать без помощи Бога. Но не надо опускать руки, не надо падать духом. Напротив, человек должен всячески стремиться к исправлению своей греховной природы. Покаяние дает человеку и возможности для исправления, и силы для борьбы с грехом».
«Что посоветовать паломникам? Во-первых, собираясь в путь, надо духовно подготовиться, почитать Евангелие, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, чтобы потом, перечитывая эти книги уже на святых местах, по-новому все осмыслить и прочувствовать. Очень важно, чтобы экскурсоводами по Святой Земле были православные христиане, поэтому я бы посоветовал православному человеку ехать в составе паломнической группы. В этом случае вы сможете ощутить удивительную атмосферу паломничества и радость совместной молитвы.
Ведь Церковь – это и есть сообщество верующих, собравшихся ради совместной молитвы. Конечно, личная молитва также важна, но именно в Церкви, когда люди собираются вместе, чтобы помолиться Богу, Господь особенным образом присутствует среди нас. Святые говорили, что «Господи, помилуй», сказанное вместе на службе, стоит многих молитв, которые мы можем прочитать в течение дня у себя дома.
Господь создал Свою земную Церковь и поставил Апостолов, чтобы мы научились молиться вместе. Тело Христово – это именно Церковь, и если мы в Церкви, мы становимся частью этого Тела. В совместной молитве выражается то единение и деятельная любовь к ближнему, которые нам заповедовал Спаситель. Вот почему и в паломничество хорошо ехать с близкими по духу людьми, с которыми вам будет легко молиться вместе».
«…Священнику, чтобы дать нам лекарство от наших страстей, необходимо понимать, что произошло с человеком, с его душой. Ведь именно из деталей складывается полная картина. Грех отделяет нас от Бога, а страсти толкают ко греху. Грех – это всегда поступок, который может проявляться как дело, слово или помышление. Помысел – это начало греха, но помысел может воплотиться, а может так и остаться греховной мыслью. Потому так важно исповедовать и помыслы.
И потому так важно готовиться к исповеди. Если человек считает, что он подвержен гордыни, то он должен подумать, понять и рассказать священнику, в чем эта страсть проявляется, в каких его поступках. Еще раз подчеркну: смысл исповеди в том, что мы каемся не столько в своих страстях, которым мы подвержены, но, в первую очередь, в плодах этих страстей – поступках, которые отравляют наше человеческое бытие и отдаляют нас от Господа».
«Человек становится монахом, чтобы уйти от мира, а послушание эконома к миру возвращает. Если благочинный монастыря распределяет послушания между братией, то эконом руководит мирянами – штатными сотрудниками, приглашенными бригадами.
Вы приходите в монастырь и видите: мощные стены, красивые храмы, исторические здания. Эконом отвечает за то, чтобы все выглядело благолепно, чтобы хорошо работало монастырское хозяйство. В монастырях есть еще службы, которые скрыты от взглядов прихожан, – столярные мастерские, пекарни, гаражи, конюшни. Есть сельское хозяйство, благодаря которому монастыри живут и зарабатывают себе на хлеб, – рыбный промысел, животноводческий, зерновой. Все процессы должны быть отлажены, и следить за этим должен «свой» человек, из братии. Это – эконом.
Эконом нужен не только большому монастырю. Даже в небольших отдаленных обителях, где нет сотрудников-мирян, есть это послушание. Кто-то же должен следить за жильем и хозяйством и за тем, чтобы монах в трапезной не пустую тарелку получил, а полную.
Шутки шутками, но, конечно же, в нашем монастыре управляет хозяйством не эконом, а святой благоверный князь Даниил. И его помощь – это самое главное для нас».
Интернет журнал прихожанин даниловского монастыря
Статьи автора
Так сложилось, что я не успела побывать в Грузии, когда она была одной из пятнадцати республик СССР. Хотя, как и многим моим сверстникам, в юности мне очень хотелось увидеть необыкновенные пейзажи, вдохновлявшие Пиросмани и Данелию, пообщаться с людьми, чья искренность стала узнаваемой чертой в героях произведений грузинских художников и писателей, «живьем» послушать многоголосное пение, надышаться горным воздухом, вдоволь наесться настоящих хачапури.
«Монастырский вестник» попросил митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества поделиться впечатлениями от конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях», проходившей 23–24 сентября 2017 года в Московской духовной академии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
На вопросы портала «Монастырский вестник» о круглом столе в Санкт-Петербурге и отношении насельников монастырей к паломникам мы попросили ответить архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь, пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству
8–9 августа 2017 года в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга состоялся круглый стол «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях». Портал «Монастырский вестник» попросил настоятельницу обители игумению Софию (Силину), секретаря Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, поделиться впечатлениями от монашеского форума и рассказать, помогают ли подобные мероприятия монастырям в решении насущных проблем.
Июльская встреча в Голубой гостиной Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова в рамках проекта «Боголюбовские вечера: литературно-духовные собрания» была посвящена теме начала жизни человека. С лекцией на тему «Эмбрион – человек?» перед слушателями выступил иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, старший преподаватель биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета. Корреспонденты «Прихожанина» побывали на этой встрече и теперь имеют возможность поделиться с читателями некоторыми размышлениями и выводами отца Димитрия.
На вопросы интернет-журнала «Прихожанин» Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы отвечает настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова). Обитель традиционно помогает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: одиноким женщинам, сиротам, родителям детей-инвалидов.
23 января 2017 года участниками пленума Межсоборного присутствия было принято «Положение о монастырях и монашествующих». О работе над документом, прошедшем стадию общественной дискуссии и обсуждение на пленуме, порталу «Монастырский вестник» рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.
Игумен Иона (Займовский), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря, уже почти два десятилетия занимается помощью людям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости. В содружестве с врачами и психологами им разработана православная программа «Метанойя», которая во многом опирается на опыт групп самопомощи сообщества Анонимных алкоголиков. Главной своей задачей создатели «Метанойи» видят воцерковление страждущих – в ответ на их собственный духовный запрос.
О предстоящей работе монашеского направления XXIII Международных Рождественских образовательных чтенийрассказывает пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского Подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
Как-то неожиданно наступил возраст, когда о взрослом уже сыне меня спрашивают: «А у него есть девушка?», – и после отрицательного ответа, – «Монахом собирается быть?» Может быть, всем подвизающимся на церковной ниве родителям задают такой вопрос? Но даже если нет, то сами-то уж они себе его точно хотя бы раз в жизни задавали.
За минувшие полгода в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности прошло несколько мероприятий, посвященных обсуждению Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.
Колокольный звон для русского человека – явление глубоко национальное. Всего каких-нибудь сто лет назад вся жизнь его сопровождалась церковным звоном. Под благовест (так называли церковный звон) люди крестились и венчались, засыпали и просыпались, поднимались на защиту Отечества и чествовали героев-победителей. К колоколу относились как к святыне, часто всем миром собирали средства на его изготовление и приобретение. Наш рассказ об ансамбле даниловских колоколов – святыне древнейшей московской обители – разделившей судьбу своего народа.
«Прихожанину» выпала возможность поговорить по душам с актрисой театра и кино Марией Кивва. Было время, когда она играла разные легкомысленные роли. А потом неожиданно всё изменилось: Мария пришла в Церковь, стала серьезной, начала играть в православном театре «Живая вода» и даже писать иконы. О причинах перемен в Машиной жизни – наша беседа с ней.
2013 год для нашего Данилова монастыря юбилейный. Ровно тридцать лет назад монастырь, после семи десятилетий государственного атеизма, первым среди московских обителей был возвращен Церкви, и с этого дня началось его бурное и скорое возрождение. Всего за пять лет были восстановлены разрушенные храмы, корпуса и стены, отреставрированы и расписаны интерьеры – так, что в год Тысячелетия Крещения Руси (1988) именно Данилов монастырь принял гостей и паломников со всех концов света.
После тяжелейшей болезни, казалось бы, не оставлявшей шанса на жизнь, он понял: служение Богу, Который его помиловал и оставил на земле для покаяния, выше всего остального на свете. Став священником, старается жить с ощущением, что каждый день – подарок от Бога. Его духовный отец схиархимандрит Серафим (Мирчук) благословил его не оставлять творчество.
«Сложные отношения веры и космонавтики стали предметом пристального внимания режиссеров документального фильма «Космос как послушание»
Мало кто (даже из верующих) знает, что в наше «цивилизованное» время, в «демократической» европейской стране – Македонии – томится в заключении глава Православной Охридской Архиепископии Сербского Патриархата митрополит Иоанн (Вранишковский).
Интервью с архимандритом Алексием (Поликарповым), наместником Данилова монастыря, о паломничестве на Святую Землю.
Протоиерей Игорь Пчелинцев знаком нашим прихожанам как автор сборника «Наука побеждать. За веру и Отечество» издательства «Даниловский благовестник». В свое время сборник статей об Армии, защитниках Отечества и военных священниках получил награду Издательского Совета Русской Православной Церкви. Сегодня отец Игорь, ключарь Подворья св.прав. Тавифы в Яффе, окормляет русскоязычную паству в Израиле, где дыхание войны слышно, даже когда прекращаются конфликты. Молясь о даровании мира Иерусалиму мы, конечно же, вспоминаем и православных израильтян, которым так непросто сегодня исповедовать свою веру на Святой Земле.
Интернет журнал прихожанин даниловского монастыря
Куманины
В 2012 году издательство «Даниловский благовестник» выпустило книгу-альбом известного археолога, академика Л.А. Беляева «Некрополь Данилова монастыря в XVIII–XIX веках», которая в том же году получила Диплом на VII открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая историческая книга».
Автор рассказывает об открытии мест погребения великих церковных и светских деятелей России, таких, как архиепископ Никифор (Феотокис) и писатель Николай Васильевич Гоголь. Издание богато иллюстрировано уникальными старинными и современными фотографиями, большая часть которых была впервые введена в научный оборот. Выпуск книги – дань памяти нынешних насельников обители всем, нашедшим упокоение в монастырском некрополе.
В Даниловом монастыре были похоронены выдающиеся деятели науки и культуры нашей страны: Самарины, Языковы, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, Ф.В. Чижов, В.Г. Перов, Ю.И. Венелин, Н.Г. Рубинштейн, Г.А. Владыкин и многие другие. Здесь нашли свой последний приют известные купцы-благотворители Ляпины, Лямины, Савины, Шестовы, Куманины – всех трудно перечислить в рамках небольшой статьи.
На средства братьев Куманиных (Константина, Александра и Валентина) и Шестовых (Андрея, Вукола и Петра) в 1833–1838 годах, по проекту выдающегося зодчего Осипа Бове в Даниловом монастыре был возведен величественный собор в честь Троицы Живоначальной. Следует сказать, что около сорока могил купцов Куманиных с середины XIX до начала XX века образовали самую многочисленную семейную группу на территории Даниловского некрополя. Можно выделить три более или менее компактные части некрополя, где были расположены их могилы: за алтарем церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов; под Троицким собором и за алтарем этого храма; вблизи северо-восточной части монастыря.
В данной статье мы коротко расскажем лишь о некоторых представителях многочисленной семьи Куманиных, жертвователях на Троицкий собор, – Константине, Александре и Валентине и об их отце Алексее Алексеевиче, похороненных на кладбище Данилова монастыря.
В годы моего детства и юности существовало резко отрицательное отношение к «купчине толстопузому», немало способствовала созданию этого стереотипа и художественная литература. Слово «купец» ассоциировалось с темнотой и невежеством, обманом и корыстью. Конечно же, были среди них такие люди, как, впрочем, и в других сословиях, но были и другие купцы – бескорыстные и щедрые благотворители. И как много они успели сделать.
В начале XIX века в России начала складываться элита торгово-промышленного мира, состоящая из представителей купеческого сословия. Примеры их благотворительности найдутся в любом городе России. Одни строили на свои деньги храмы, другие – больницы, богадельни и приюты, а кто-то – музеи и картинные галереи. Жертвовали они крупные суммы на земские и городские учреждения, на приданое бедным невестам, учреждали стипендии учащимся, раздавали нуждающимся на праздники Рождества и Пасхи. Третьяковы и Морозовы, Щукины и Бахрушины, Алексеевы и Мамонтовы, Сабашниковы и Прохоровы, Рябушинские и Кокоревы, Солдатенковы и Губонины, да разве можно их всех перечислить. Среди них было и немало женщин. Зарабатывая большие деньги, купцы и купчихи немало и жертвовали. Давали они деньги при жизни, не оставляли они своей заботы о созданных ими учреждениях и после смерти: отдельной строкой в завещании указывались суммы на их поддержание и дальнейшее обустройство. В купеческой среде с раннего возраста старались воспитывать в детях чувство долга, необходимость дел милосердия.
Все мы читали, как тяжело жилось рабочим Прохоровской мануфактуры в начале прошлого века, а ныне, прочитав, что делали владельцы фабрики для своих рабочих, думаю: вот бы такой «социальный пакет» давали нынешние владельцы предприятий своим рабочим. Тимофей Васильевич Прохоров оставил после себя замечательный труд «О богатении», в котором писал, что богатство допустимо иметь только в том случае, если оно используется на помощь людям.
Выдающийся художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов так характеризовал представителей купеческого сословия: «. выросла иная порода людей купеческой семьи, с иными потребностями, иными стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатство, было мало охоты до пиров, прожигания жизни, до всякого рода жуирства, но у которых была великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному. И всегда, во всем стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу. »
Вот к этому «новому» типу купечества и принадлежали люди, о которых мы хотим рассказать.
Куманины – одна из старейших московских купеческих семей, известная свойством с великим писателем Федором Михайловичем Достоевским. Павел Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» писал, что семья Куманиных занимала первое место в Московском купеческом родословии по числу ее членов, возглавлявших Московское городское общественное управление, и указывал, что с течением времени почти все ее члены перешли во дворянство.
Фамилия Куманины происходит от слова «куманы» – так называли в европейских и византийских источниках кочевой народ тюркского происхождения (в арабо-персидских источниках – кыпчаки, на Руси – половцы, половчане). Во второй половине XIII века они были покорены монголо-татарами. Часть из половцев переселилась в Закавказье, на Русь, Балканский полуостров, в Малую Азию, Венгрию и Египет.
Позже словом «куманин» стали называть капризного или драчливого ребенка. Со временем слово это стало фамилией.
Родоначальниками московской ветви семьи был купец Алексей Иванович Куманин – выходец из монастырских крестьян Переславль-Залесского уезда. Упорным трудом он сколотил немалый капитал. От брака Алексея Ивановича Куманина c Марфой Алексеевной родились три сына – Алексей, Василий и Иван. Известно, что после смерти матери в 1789 году братья переселились в Москву и записались в состав купеческого сословия.
В 1775 году в России была проведена гильдейская реформа и купечество было разделено на три гильдии, в зависимости от размера объявленного капитала. Минимум капитала, необходимого для записи в 3-ю гильдию, составлял 500 рублей, во 2-ю – одну тысячу рублей, 1-ю – десять тысяч рублей. К величине объявляемых капиталов привязывался и размер взимаемого в казну гильдейского сбора, установленного в сумме 1 % от величины объявляемого капитала. Численность купечества сильно сократилась – в купечество записались 27 тысяч человек, что составляло 12,2 % от дореформенной численности. Жалованная грамота городам 1785 года предоставила купечеству монополию на торговую деятельность, что вызвало приток записавшихся в это сословие. Следует сказать, что к 1807 году минимальные размеры объявляемого капитала для купцов 1-й гильдии увеличились до 50 тысяч по сравнению с 16 тысячами в 1794 году. Братья поселились в Кошельной слободе (Кошелях), расположенной в юго-восточной части центра Москвы, на правом берегу реки Яузы, близ ее устья, в районе современных Яузской улицы и Солянки. Спустя многие десятилетия, уже в середине XIX века, наследники первых Куманиных, поселившихся в Москве, владели здесь небольшой фабрикой, изготавливавшей конторские книги и портфели.
Относительно названия «Кошельная слобода» существует несколько версий. По одной из них, в XVII веке эта территория была заселена мельниками, изготовлявшими муку крупного, кошельного помола, шедшую через кошели – мельничные рукава (отсюда и название). Водяные мельницы существовали здесь до конца XVIII века, что отчетливо видно на планах того времени.
Есть и другая версия данного названия, по которой слово «кошель» произошло от слова «кош», что означает складную корзину, плетеный или вязаный кулек, короб, а местные жители занимались изготовлением этих кошелей для поклажи съестных и других припасов.
Некоторые историки полагают, что кошелями называли приспособление для ловли раков, а слободчане ловили и поставляли свежих раков к царскому двору.
Встречается и такое объяснение этого топонима: в этом месте селились мужички, у которых в кошельках всегда водились денежки.
В XVIII веке слободской уклад жизни в Кошелях постепенно исчезает, и территория застраивается домами купцов и дворян.
В 1975–1976 годах Кошельная слобода была снесена и на ее месте разбит сквер, в котором в 1997 году установлен Памятник Пограничникам Отечества.
Больше всех из братьев преуспел старший – Алексей Алексеевич Куманин (1751–20.09.1818). На новом месте он занялся отъездным торгом в портовых городах и наладил связи с купцами среднеазиатских ханств. Благодаря трудолюбию и просвещенности он через десять лет стал первостатейным купцом и бургомистром Московского магистрата (1792–1795). У Алексея Алексеевича и его жены Марии Петровны (в некоторых изданиях ошибочно указывается Дарья Петровна) было три сына – Константин, Александр и Валентин.
В 1793 году, после смерти брата Василия Алексеевича Куманина (средний из трех приехавших в Москву братьев), Алексею Алексеевичу в счет старого внутрисемейного долга достался двухэтажный дом на Большой Ордынке (ныне дом № 17). На долгие годы эта усадьба стала «родовым гнездом» семьи Алексея Алексеевича, который завещал своим детям не разделять его в течение десяти лет, а жить в нем большой дружной семьей. В те годы для русского купечества были свойственны патриархальность и семейственность.
Главный дом усадьбы, расположенный в глубине двора, был возведен в середине XVIII века, позже здание было обработано в приемах зрелого классицизма и украшено классическим портиком. Здание симметрично фланкировали два флигеля, выходящие на красную линию Большой Ордынки. Северный флигель соединялся с домом с помощью вытянутого корпуса, идущего по границе владения. После 1812 года парадный фасад здания получил ампирную отделку. От Большой Ордынки усадьбу отделяла прекрасная ограда с белокаменными пилонами ворот в классическом стиле. В 1938 году усадьба была надстроена еще тремя этажами и стала напоминать советский жилой дом в стиле перехода от конструктивизма к сталинской архитектуре. Сегодня от усадьбы сохранились белокаменные ворота и ограда, а возраст здания выдает ширина окон первого этажа. Позже дом на Ордынке опишет гениальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский в романе «Идиот».
Этот дом хорошо знаком москвичам как «Легендарная Ордынка». Здесь в южном флигеле дома в квартире № 13 в семье своей подруги актрисы Н.А. Ольшевской, жены писателя В.Е. Ардова, подолгу жила Анна Андреевна Ахматова, когда приезжала в Москву в 1938–1966 годах. Сюда приходил весь цвет русской культуры. В начале июня 1941 года здесь произошла первая и единственная встреча А. Ахматовой и М. Цветаевой.
На северном флигеле дома установлена мемориальная доска, в ноябре 2000 года во дворе открыт памятник Ахматовой. Скульптор В.А. Суровцев выполнил его по известному во всем мире рисунку итальянского художника и скульптора Амадео Модильяни, который тот сделал в 1911 году в Париже. Анна Андреевна очень любила этот рисунок, он висел в ее питерской квартире, а когда она уезжала надолго в Москву, то брала его с собой.
Открытие памятника – начало реализации проекта по созданию парка скульптуры «Ордынка» – «Серебряный век».
Следует сказать, что вскоре после приезда в Москву Алексей Алексеевич стал принимать активное участие в общественной жизни столицы. С 1792 года по 1795 год он был бургомистром 2-го департамента Московского городового магистрата и одновременно заседателем Совестного суда. В 1806 году он стал одним из основателей, а позже попечителем Московской Практической академии коммерческих наук, высшего учебного заведения для подготовки коммерсантов в Российской Империи, за это и был удостоен почетного титула коммерции советника и золотой медали на владимирской ленте.
С 1811-го по 1813-й год Алексей Алексеевич Куманин – Московский городской голова.
Институт городских голов был введен в соответствии с Учреждением для управления губерний от 7 ноября 1775 года и Грамоты на права и выгоды городов Российской империи (1785). В соответствии с этими законодательными актами москвичи мужского пола, достигшие 25 лет и имевшие капитал не менее 5 тысяч рублей, избирали по частям города своих представителей в Градское общество и Общую думу. Градское общество избирало городского голову, ратманов, городовых старост, судей Совестного суда и так далее. Городской голова должен был быть не моложе 30 лет, владеть недвижимостью или капиталом на сумму не менее 15 тысяч рублей. Он избирался сроком на 3 года (позднее 4 года) и считался состоящим на государственной службе. До 1862 года утверждался в должности губернатором.
Находясь на этом посту, Алексей Алексеевич много сделал полезного для города. Он помогал собирать деньги на памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве. К 1811 году сумма сбора по всей стране достигла 136 тысяч рублей, из них, по инициативе Алексея Алексеевича, 20 тысяч были внесены Московским Городским обществом. Особенно прославилось имя Алексея Куманина в годы Отечественной войны 1812 года. Военные события сблизили его с московским генерал-губернатором Федором Васильевичем Растопчиным. Алексей Алексеевич являлся членом Комитета по сбору московского ополчения. В июле-августе он организовал в домах горожан выпечку хлеба и сухарей для армии, а когда было принято решение о сдаче Москвы, занялся эвакуацией столичных чиновников и городского управления в Нижний Новгород. Он был одним из инициаторов сбора денег на снаряжение ополченцев.
На собрании московских дворян и купцов в Слободском дворце, где присутствовал император Александр I, когда собирали деньги на защиту Отечества, Алексей Алексеевич первым сделал вклад и призывал к этому других. На тот момент он владел капиталом в 100 тысяч рублей, из них он отдал 50 тысяч на ополчение со словами: «Мне дал их Бог, а я отдаю Отечеству», чем растрогал самого императора. Об этом случае много говорили в столице, позже Л.Н. Толстой описал его в романе «Война и мир», там писатель дал и литературный портрет Алексея Алексеевича: «Из залы дворянства государь прошел в залу купечества. Он пробыл там около десяти минут. Пьер в числе других увидал государя, выходящего из залы купечества со слезами умиления на глазах. он выходил, сопутствуемый двумя купцами. Один был знаком Пьеру, толстый откупщик, другой – голова [А.А. Куманин], с худым, узкобородым, желтым лицом. Оба они плакали».
За патриотизм и подвиги, совершенные на государственной службе, Алексей Алексеевич был награжден орденом Святого Владимира IV степени, что в те годы давало право на возведение в потомственное дворянство.
После изгнания Наполеона из России Куманин с удвоенной энергией принялся за восстановление Москвы. В 1813 году Алексей Алексеевич вышел в отставку с поста городского головы, но продолжал участвовать в общественной жизни города. Когда три десятилетия спустя, в память о войне 1812 года, сооружался Храм Христа Спасителя, на мраморных досках среди первых было высечено имя Алексея Алексеевича Куманина. Его портрет был включен в подарочный набор изображений героев войны 1812 года, выпущенный к 100-летию Бородинского сражения.
Не прерывали Куманины связи и со своим родным городом Переславлем-Залесским. После войны Алексей Алексеевич взял из казны ссуду в 50 тысяч рублей и в 1816 году приобрел вместе с сыновьями крупнейшую в городе фабрику – полотняную мануфактуру купца Ф.Ф. Угрюмова, расположенную на берегу реки Трубеж. При Куманиных фабрика была расширена и частично переведена на выработку миткаля (суровой тонкой хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения).
На своей малой родине Алексей Алексеевич и его сыновья были щедрыми жертвователями для храма во имя Святителя Николая Чудотворца, который стали позже называть Князь-Андреевским в честь святого благоверного князя Андрея Смоленского. После переделок 1812–1815 годов, которые были осуществлены на средства Куманиных, храм стал одним из красивейших в городе и поражал современников роскошью внутреннего убранства. После смерти Алексея Алексеевича основными благотворителями храма стали его сыновья.
Ю. Рябинин в своей работе «Билет на кладбище (Кладбище Даниловского монастыря)» пишет: «Особенно много в монастыре было купеческих захоронений. Причем хоронили купцов в самых почетных местах, в том числе и под храмами. Такой существовал в России порядок: на лучшем месте хоронили тех, кто жертвовал от щедрот своих на строительство или на содержание храма. Например, в каком-нибудь сельском приходе даже настоятеля этого прихода обычно хоронили на общем погосте, но могила доброхотного жертвователя – дворянином ли он был, купцом, кулаком – не имеет значения – всегда находилась в самой церковной ограде, вблизи храма».
Умер Алексей Алексеевич Куманин 20 сентября 1818 года и был похоронен в московском Даниловом монастыре на почетном месте за апсидой храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов1. (По плану Лебедева2, Список II. № 369.)
Константин Алексеевич Куманин (1783–1852), старший сын Алексея Алексеевича, купец 1-й гильдии, прекрасно продолжил дело своего отца.
Под его руководством была расширена и реконструирована мануфактура в Переславле-Залесском. Фабрика вскоре стала поставлять продукцию – тик, фламские и тонкие голландские полотна, парусное полотно – не только во многие российские города, но и на международный рынок – в Китай. С 1835 года на продукцию фабрики начали ставить государственный герб, удостоверяющий ее высокое качество. К середине XIX века фабрика Куманиных была «первейшей во всей Владимирской губернии, которую тогда называли “российским Манчестером”».
Заботились Куманины и о своих рабочих, неподалеку от фабрики для них была выстроена целая улица одноэтажных жилых домов, носившая в народе название Куманинка (ныне ул. Пролетарская). За тридцать лет владения фабрикой Константин Алексеевич увеличил количество станов со 100 до 403, фабрика была доходна, но интересы семьи были полностью сосредоточены в Москве, и Константин Алексеевич принял решение фабрику продать. В 1847 году по купчей крепости она перешла в собственность Переславской купчихи 2-ой гильдии Екатерины Константиновны Медведевой.
21 декабря 1824 года Константин Алексеевич был утвержден в должности Московского городского головы. За четыре года (1824–1827) пребывания на этом посту ему удалось сделать очень много. В 1827 году при его содействии был организован Комитет для рассмотрения законоположений по обеспечению взаимной доверенности в торговых и денежных оборотах. Под его патронажем в 1826 году архитектор Осип Бове начал перестройку усадьбы Гагариных на Страстном бульваре, в которой позже была открыта бесплатная больница, получившая название Ново-Екатерининская. После Великой Отечественной войны она функционировала как городская клиническая больница № 24. В 2009 году весь комплекс строений перешел в собственность города и на протяжении шести лет находился на реконструкции.
В феврале 2015 года мэр Москвы С. Собянин в ходе посещения усадьбы сказал, что после рассмотрения различных вариантов использования Дома Гагарина было принято решение открыть здесь городской общественный центр. «Размещать в здании памятника архитектуры больничный комплекс было бы нецелесообразно. В свое время здесь находился Английский клуб, который был центром общественной жизни Москвы, поэтому после долгих раздумий мы приняли решение о создании здесь общественного центра».
С 1802 по 1812 год особняк Гагариных (архитектор Матвей Казаков) арендовал Английский клуб, здесь проходил торжественный обед в честь князя Петра Багратиона, описанный в романе Льва Толстого «Война и мир». Во время оккупации Москвы французами здесь находился штаб главного интенданта армии; находившийся при нем Мари-Анри Бейль, ставший известным позже всему миру под именем Стендаль, утверждал, что «в Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться».
Особое место в деятельности Константина Алексеевича на посту городского головы занимала благотворительность. Являясь членом Московского отделения Коммерческого совета, он, как и его отец, вносил деньги на развитие коммерческих училищ в Москве. Он продолжал поддерживать Практическую академию коммерческих наук и пожертвовал ей около 100 тысяч рублей на создание библиотеки и учебных кабинетов. В 1826 году его старанием была основана ремесленная школа для незаконнорожденных детей и детей бедняков при Воспитательном доме, открытая на добровольные пожертвования московских купцов. Благодаря ему в Москве открылись библиотека, ремесленное училище для бедняков и больница. Всего на развитие города Константин Алексеевич пожертвовал несколько сот тысяч рублей.
Константин Алексеевич Куманин заслужил личное доверие императора Николая I и орден Святой Анны II степени. По ходатайству министра финансов, Константин Куманин был утвержден членом московского мануфактурного совета. В 1830 году Куманины получают долгожданное потомственное дворянство.
Скончался Константин Алексеевич Куманин 16 июня 1852 года и был похоронен в подклете Троицкого собора Данилова монастыря.