инвалиды на валааме миф или реальность

Самовары. Ложь об инвалидах той Войны

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

«Самовары» — так жестоко называли в послевоенное время инвалидов Великой Отечественной войны с ампутированными конечностями. Согласно официальной статистике 10 миллионов советских военнослужащих вернулись с фронтов Великой Отечественной войны инвалидами. Из них: 775 тысяч — с ранениями в область головы, 155 тысяч — с одним глазом, 54 тысячи — полностью ослепших, 3 миллиона — одноруких, 1,1 миллиона — без обеих рук и более 20 тысяч лишившихся рук и ног…

Кому-то — вернувшимся под родной кров — любящие жены и дети обеспечивали уход и заботу. Но случалось, что некоторые женщины не выдерживали, уходили к здоровым мужчинам и уводили с собой детей. Брошенные калеки, как правило, попадали в Дом инвалидов. Кому-то везло больше — их пригревали сердобольные женщины, сами потерявшие мужей и сыновей на войне. Некоторые нищенствовали и бомжевали в больших городах.

Но в какой-то момент инвалиды войны загадочным образом исчезли с улиц и площадей крупных городов. Ходили слухи, что всех их то ли упрятали в тюрьмы и психушки, то ли развезли по отдаленным интернатам и монастырям, чтобы не напоминали оставшимся в живых и здоровым о страшной войне. И не роптали на правительство…

Насколько эти слухи соответствовали действительности, давайте разбираться.

Под контроль военных инвалидов еще в ходе Великой Отечественной войны. С января 1943 года НКГБ СССР систематически направлял местным органам директивы, требовавшие «профилактировать» инвалидов, вернувшихся с фронта. Задача ставилась весьма понятная: калеки вполне могут вести антисоветскую пропаганду — надо этому воспрепятствовать. Причины для недовольства у инвалидов имелись объективные: полностью нетрудоспособные, они получали мизерную пенсию — 300 рублей (зарплата неквалифицированного рабочего составляла 600 рублей). Выжить на такую пенсию было практически невозможно. В то же время руководство страны считало, что содержание инвалидов должно лечь на плечи родственников. Был даже принят специальный закон, категорически запрещавший принимать в учреждения социального обеспечения инвалидов I и II групп, имевших родителей или родственников.

В июле 1951 года по инициативе Сталина были приняты указы Совмина СССР и Президиума Верховного Совета СССР — «О борьбе с нищенством и антиобщественными паразитическими элементами».

В соответствии с данными указами нищих инвалидов без особого шума рассортировали по различным интернатам. Для острастки было проведено несколько публичных уголовных процессов. Например, в Коми АССР чекисты выявили «Союз инвалидов войны», якобы организованный бывшими офицерами Красной армии. За антисоветскую пропаганду люди получили длительные тюремные сроки.

Валаамская тетрадь

Картины житья-бытья инвалидов войны на острове Валаам нарисовал Евгений Кузнецов в своей знаменитой «Валаамской тетради». В 1960-е годы автор работал на острове экскурсоводом.

По заверениям автора, в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме разместился Дом инвалидов войны и труда. Официальные власти объясняли свое решение обилием жилых и подсобных помещений, чистым здоровым воздухом, наличием земель под сады, огороды и пасеки.

В тогдашней советской прессе выходили заметки о том, как прекрасно заживут инвалиды на острове, вместо того чтобы побираться в городах, распивать спиртные напитки, спать под заборами и в подвалах.

Автор безжалостно бичевал персонал, который не доносил до инвалидов положенной им еды, воровал белье и посуду. Описывал он и редкие пирушки. Они случались, когда у кого-то из обитателей появлялись деньги. В местном продуктовом ларьке закупались водка, пиво и незамысловатая закуска, а потом на тихой лужайке начиналась трапеза с возлияниями, тостами и воспоминаниями о довоенной мирной жизни.

Но на всех архивных документах значится не «дом инвалидов войны и труда», как его называет Е. Кузнецов и многие мифологи, а просто «инвалидный дом». Оказывается, на ветеранах он и не специализировался. Среди «обеспечиваемых» (так официально назывались пациенты) был разный контингент, в том числе «инвалиды из тюрем престарелые».

Хор «самоваров»

В этой же книге автором описан такой случай.

В 1952 году сюда был направлен потерявший на фронте ноги Василий Петроградский, просивший милостыню у церквей Ленинграда. Выручку он пропивал в компании друзей-бомжей. Когда сердобольные собесовцы отправляли Василия в Горицы, друзья скинулись и преподнесли ему на прощание баян (которым он виртуозно владел) и три коробки столь любимого им «Тройного» одеколона. В Горицах бывший матрос не закручинился, а быстро организовал хор инвалидов. Под аккомпанемент его баяна обладатели баритонов, басов и теноров исполняли любимые народные песни.

В теплые летние дни санитарки выносили «самоваров» на берег Шексны, и они под руководством Василия устраивали концерт, который с удовольствием слушали туристы с проходящих мимо теплоходов. Персонал интерната в селе Горицы боготворил Василия, который нашел занятие не только для себя, но и для других обитателей.

Очень быстро слава о необычном хоре разнеслась по стране, и он стал своеобразной и весьма притягательной достопримечательностью этих мест.

Вполне естественно, что ситуация в каждом подобном заведении зависела от его руководства и персонала. По свидетельствам очевидцев, инвалиды в селе Горицы получали всю необходимую медицинскую помощь, четырехразовое питание, не голодали. Те, которые были способны трудиться, помогали персоналу по хозяйству.

Учитывая резкий дефицит мужчин в послевоенное время, местные женщины, потерявшие мужей и женихов, зачастую выходили замуж за обитателей интерната и рожали от них здоровых детей. В настоящее время в живых из поколения инвалидов войны остались единицы, подавляющее большинство их тихо ушло, не обременяя никого ни заботами, ни хлопотами…

Что говорят архивы Валаамского дома инвалидов

Что сразу бросается в глаза – это адреса проживания ветеранов-инвалидов. В основном это Карело-Финская ССР.

Утверждение, что на «холодный остров» свозили тунеядствующих ветеранов-инвалидов из крупных городов СССР, – это миф, который почему-то до сих пор поддерживается. Из документов следует, что очень часто это были уроженцы Петрозаводска, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского и других районов Карелии. Их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии – «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводиловки из этих домов сохранились в личных делах инвалидов.

Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников – безногие инвалиды могли вполне это освоить. Обучение на сапожников было и в «Ламберо». Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы – в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50% в пользу государства.

Типичная ситуация, которую видно по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет – убиты по пути в эвакуацию, или есть – старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов. После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам. Вот фотокопии путёвок для инвалидов от соцсобеса, которые доказывают этот факт:

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

Вот пример справки — на Валаам направляется инвалид, поскольку семья не может его содержать, а не потому, что его отловили в крупном городе:

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

Вот удовлетворённое заявление с просьбой отпустить инвалида в Ленинград для заказа протеза:

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

Вопреки легенде, более чем в 50% случаев у тех, кто попал на Валаам, были родственники, о которых он прекрасно знал. В личных делах через одно попадаются письма на имя директора – мол, что случилось, уже год не получаем писем! У валаамской администрации даже традиционная форма ответа была: «Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, ваши письма получает, а не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем – всё по-старому, а вам передаёт привет»».

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

В 2014 году Максим Огечин снял на эту тему фильм, который так и назывался: Самовары.

Читателям Крамолы предлагаем самостоятельно оценить, насколько он получился исторически достоверным:

Источник

Статья из интернета. ИСТОРИИ ИНВАЛИДОВ ВОВ, КОТОРЫХ СОСЛАЛИ НА ВАЛААМ ЗА «УБОГИЙ ВИД»

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

Ссылка на автора:_ok.ru/profile/550828839002/statuses/65514469351514
ИСТОРИИ ИНВАЛИДОВ ВОВ, КОТОРЫХ СОСЛАЛИ НА ВАЛААМ ЗА «УБОГИЙ ВИД»

Материал сложный. Публикую я его потому, что, оказывается, некоторых вещей не помнят даже люди моего поколения. Например, о том, как однажды из крупных городов пропали ивалиды ВОВ, почти все и практически в одночасье. Чтобы не портили облик социалистической страны, не подрывали веру в светлое завтра и не омрачали память великой Победы.

По источникам, массовый вывод инвалидов за городскую черту случился в 1949 году, к 70-летию Сталина. На самом деле отлавливали их с 1946 и вплоть до хрущевского времени. Можно найти доклады самому Хрущеву о том, сколько безногих и безруких попрошаек в орденах снято, например, на железной дороге. И цифры там многотысячные. Да, вывозили не всех. Брали тех, у кого не было родственников, кто не хотел нагружать своих родственников заботой о себе или от кого эти родственники из-за увечья отказались. Те, которые жили в семьях, боялись показаться на улице без сопровождения родственников, чтобы их не забрали. Те, кто мог — разъезжались из столицы по окраинам СССР, поскольку, несмотря на инвалидность, могли и хотели работать, вести полноценную жизнь.

Очень надеюсь, что неадекватных комментариев к этому посту не будет. Дальнейший материал — не ради полемики, политических споров, обсуждений, кому, когда и где жилось хорошо и всего остального. Этот материал — чтобы помнили. С уважением к павшим, молча. На поле боя они пали или умерли от ран после того, как в 45-ом отгремел победный салют.

Остров Валаам, 200 километров к северу от Светланы в 1952-1984 годах — место одного из самых бесчеловечных экспериментов по формированию крупнейшей человеческой «фабрики». Сюда, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов — самых разных, от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников. Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был одним, но самым известным из десятков мест ссылки инвалидов войны. Это очень известная история. Жаль, что некоторые «патриотики» выкатывают глазки.

Это самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили первые комиссары в 40-х, осквернили и разрушили позже. На острове творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Некоторые художники-нонконформисты сделали себе карьеру, рисуя в кельях человеческие обрубки. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория — там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении «отбросы общества». Ссылали не всех поголовно безруких-безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужные, без денег, зато увешанные наградами.

Их собирали за одну ночь со всего города специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК и отправляли в эти самые «дома-интернаты». У них отбирали паспорта и солдатские книжки — фактически их переводили в статус ЗК. Да и сами интернаты были в ведомстве МВД. Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо-ша спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее. Даже то скудное содержание, которое выделялось инвалидам, разворовывалось практически полностью.

Всмотритесь в эти лица… / Художник Геннадий Добров 1937-2011 /

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

«Неизвестный», — так и назвал этот рисунок Добров. Позже удалось вроде бы выяснить (но лишь предположительно), что это был Герой СССР Григорий Волошин. Он был летчиком и выжил, протаранив вражеский самолет. Выжил – и просуществовал «Неизвестным» в Валаамском интернате 29 лет. В 1994 году объявились его родные и поставили на Игуменском кладбище, где хоронили умерших инвалидов, скромный памятник, который со временем пришел в ветхость. Остальные могилы остались безымянными, поросли травой…

Цитата (История Валаамского монастыря):
В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны…

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

«Новой войны не хочу!» Бывший разведчик Виктор Попков. Вот только ветеран этот, влачил жалкое существование в крысиной норе на острове Валаам. С одной парой сломанных костылей и в единственном кургузом пиджачишке.

Цитата («Неперспективные люди с острова Валаам» Н.Никоноров):
После войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но потерявшим в боях за Родину руки и ноги. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны портили благообразие светлого социалистического сегодня. И вот однажды советские граждане проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам. Собственно говоря, события эти известны, записаны в анналы истории, а значит, «что было – то прошло». Между тем изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей – настоящих коренных островитян.

инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть фото инвалиды на валааме миф или реальность. Смотреть картинку инвалиды на валааме миф или реальность. Картинка про инвалиды на валааме миф или реальность. Фото инвалиды на валааме миф или реальность

«Защитник Ленинграда». Рисунок бывшего пехотинца Александра Амбарова, защищавшего осажденный Ленинград. Дважды во время ожесточенный бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись, он снова шел в бой. Свои дни окончил сосланным и заживо забытым на острове Валаам.

Цитата («Валаамская тетрадь» Е.Кузнецов):
А в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение!

Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще и содержать дешевле. Формальное объяснение: тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники, а неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой — из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалинах монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия. Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это все!» Дальше — тупик. «Дальше тишина» в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище.

Читатель! Любезный мой читатель! Понять ли нам с Вами сегодня меру беспредельного отчаяния горя неодолимого, которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они ступали на землю сию. В тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую жизнь. Отсюда же исхода не было. Отсюда только в могилу, как приговоренному к смерти. Ну, и представьте себе, что за жизнь потекла в этих стенах. Видел я все это вблизи много лет подряд. А вот описать трудно. Особенно, когда перед мысленным взором моим возникают их лица, глаза, руки, их неописуемые улыбки, улыбки существ, как бы в чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощения. Нет, это невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите…

Источник

Валаам, Самовары. Правда о судьбе инвалидов ВОВ

А потом пошло-поехало, каждый врал в меру своей фантазии.

«В 1948 году советская власть и её правоохранительные органы, готовясь к 70­-летию со дня рождения И. В. Сталина, решили убрать с улиц сёл и городов всех нищих и инвалидов. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужных, без денег, зато увешанных гремевшими наградами. Их собрали за одну ночь специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвезли на железнодорожные станции, погрузили в теплушки типа ЗК и отправили в дома­-интернаты. У них отобрали паспорта и солдатские книжки — фактически перевели в статус заключённых»… (у них то в 1948 году всех инвалидов выслали, то в 1949, могли бы и умней врать, примечание автора)

«Как говорят, сам Иосиф Виссарионович приказал эту публику ущербную увезти с глаз долой, спрятать подальше, чтобы городского вида не портили. Для такого дела Валаам — лучше не придумаешь. Валаамский специнтернат был образован в постройках бывшего монастыря в 1948 г. Формально — по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР, хотя в действительности наверняка по распоряжению «из Москвы»». (дом инвалидов в Валаамском монастыре на самом деле образован в 1950 году, примечание автора)

«В концлагерь на Валаам в 1948 году свезли десятки тысяч инвалидов ВОВ со всех крупных городов, а в 1959 году на Валааме их осталось всего 1.500, остальные умерли». (дом инвалидов на Валааме физически не мог вместить одновременно больше одной тысячи человек, примечание автора)

«В СССР не существовало никакой единой программы помощи таким людям — как вы уже поняли, не существовало даже такой простой вещи, как инвалидная коляска. Инвалидов редко могли хотя бы куда-то трудоустроить или как-то иначе им помочь, пенсия у них была либо очень маленькая, либо (чаще) её не было вообще — и те инвалиды, у кого не было сердобольных родственников, были вынуждены побираться на улицах, тихо прося милостыню у магазинов и на площадях». (пенсии платили всем инвалидам первой и второй группы, об этом подробно напишу ниже, примечание автора)

«В 1949 году, перед празднованием 70-летия юбилея Великого Сталина, в СССР были расстреляны фронтовики, инвалиды Второй мировой войны. Часть их расстреляли, часть вывезли на далекие острова Севера и в глухие углы Сибири с целью дальнейшей утилизации. Окончательное решение вопроса инвалидов в СССР было проведено за одну ночь силами специальных отрядов советской народной милиции. В одну ночь органы провели облаву, собрали бездомных инвалидов и централизованно отвезли на вокзалы, грузили в вагоны теплушки типа ЗК и эшелонами отправили на Соловки. Без вины и суда. Чтобы они неприятным видом своих фронтовых обрубков не смущали граждан и не портили идиллическую картину всеобщего социалистического благоденствия советских городов. Существует мнение, что беспризорные инвалиды ВОВ, коих было после войны десятки тысяч, прежде всего вызывали злость у тех, кто действительно просидел войну в штабах. В народе говорили, что эту акцию организовал лично Жуков». (Жуков в 1949 году, находился в опале, командовал Уральским военным округом и никак не мог организовать высылку инвалидов, примечание автора)

А вот то, что стало последней каплей, что заставило меня написать эту статью. На многих сайтах у тех, кто врет о судьбе послевоенных инвалидов. приведены вот такие данные о числе безруких и безногих. «По данным Военно-медицинского музея Санкт-Петербурга на фронтах Великой Отечественной погибло 28 миллионов 540 тысяч бойцов, командиров и мирных граждан, ранено — 46 миллионов 250 тысяч, из них вернулись домой с разбитыми черепами — 775 тысяч фронтовиков, одноруких — 3 миллиона 147 тысяч, безруких — 1 миллион 10 тысяч, одноногих — 3 миллиона 255 тысяч, безногих — 1 миллион 121 тысяча, с частично оторванными руками и ногами — 418 905, так называемых «самоваров», безруких и безногих — 85 942…»

То есть всего безруких и безногих в данном списке более 9 миллионов, что в несколько раз больше всех групп инвалидов, пришедших с войны. В интернете выкладывают тотально лживые данные, которые в 18 раз больше того, что есть на самом деле. И им верит большинство из тех, кто читает этот бред. Поэтому я решил написать обо всем этом правду.

В статистическом исследовании «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил» значится, что в период Великой Отечественной войны 1941-45 годов демобилизовано по ранению, болезни, возрасту 3.798.200 человек, из них инвалидов 2.576.000 человек. И среди них 460.000 с ампутацией верхних или нижних конечностей.

После ВОВ треть страны была в руинах: фашистские захватчики сожгли и разрушили 1710 городов и поселков, более 70 000 деревень, полностью или частично было разрушено 1.5 млн. зданий и сооружений. Из 2 567 тыс. жилых домов в городах СССР, подвергавшихся оккупации, уничтожено и разрушено 1 209 тыс. домов, причём по размерам жилой площади это количество домов составляло свыше 50% всей городской жилой площади указанных городов. Из 12 млн. жилых домов сельского населения районов СССР, подвергавшихся оккупации, разрушено и уничтожено немецкими оккупантами 3,5 млн. жилых домов. Кров потеряли около 25 млн. человек.

Также разрушено и уничтожено 31.850 промышленных предприятий (из них особо важную роль играли машиностроительные и металлургические предприятия, дававшие до 60% валового довоенного продукта), не считая мелких предприятий и мастерских, 1 876 совхозов, 2 890 машинно-тракторных станций, 98000 колхозов, 216700 магазинов, столовых, ресторанов и других торговых предприятий, 4100 железнодорожных станций, 36000 почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, радиостанций и других предприятий связи, 6 000 больниц, 33 000 поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 656 домов отдыха, 82 000 начальных и средних школ и т.д..

Некоторые вернулись домой, где их ждали и любили, приняли даже таких, кроме того, они сами нашли в себе силы адаптироваться к новой жизни. Но таких везунчиков было не больше половины.

Но речь не о них, а о тех кому и возвращаться было некуда, жилье уничтожено, семья погибла или потерялась в годы войны. О тех, от кого отказались жены, не пустили домой. О тех, что сами не захотели домой возвращаться, чтобы не стать обузой. О тех, что хоть и вернулись домой, но жили трудно, конфликтовали с женами или родителями, не могли социально адаптироваться к новой жизни. Резервы человеческой психики различны. И почти все они пили, пили, пили. Чтобы забыться, чтобы хоть на миг вырваться из реальности. Пособия быстро пропивались, а выпить снова хотелось. Поэтому большинство инвалидов быстро опускалось вниз по социальной лестнице, побиралось, нищенствовало, в основном в людных местах: на вокзалах, рынках, в общественном транспорте, у кинотеатров и т.д.. Общалось с себе подобными, занималось спекуляцией, сбивалось в банды, деньги часто буквально вымогали, приставая к прохожим, угрожали, порой ножами, воровали. То есть быстро шла криминализация инвалидного сообщества. Тех же «самоваров» родственники, а порой чужие люди вывозили на рынки, вокзалы, выставляли на обозрение, так как их сильно жалели, а значит щедро давали милостыню. К концу 40-х годов все это переросло в большую проблему для страны.

Доклад МВД СССР в Президиум ЦК КПСС о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства от 20.02.1954. В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС. Секретно: товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М. и товарищу ХРУЩЕВУ Н.С.

«МВД СССР докладывает, что, несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны все еще продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство.

За время действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами» органами милиции в городах, на железнодорожном и водном транспорте было задержано нищих:

во 2-ом полугодии 1951 года — 107 766 человек

в 1952 году — 156 817 человек

в 1953 году — 182 342 человека

Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70 %, лица, впавшие во временную нужду, — 20 %, профессиональные нищие — 10 % и в их числе трудоспособные граждане — 3 %. Из числа задерживаемых нищих по г.г. Москве, Ленинграду и Ростову трудоустраивается и помещается в дома инвалидов и престарелых не более 2–3 %.

Одной из основных причин неудовлетворительного устройства нищих является отсутствие достаточного количества домов для инвалидов и престарелых и интернатов для слепых инвалидов, строительство которых, предусмотренное Постановлением Совета Министров Союза ССР № 2590–1264с от 19 июля 1951 года, идет крайне медленно, а ассигнуемые на это средства ежегодно не осваиваются. Из 35 домов инвалидов и интернатов, строительство которых должно было быть закончено в 1952 году, на 1 января 1954 года построено всего лишь 4 дома.

В связи с этим органы милиции вынуждены подавляющее большинство задерживаемых нищих инвалидов освобождать.

Борьба с нищенством затрудняется также и тем, что некоторая часть нищенствующих инвалидов и престарелых отказывается от направления их в дома инвалидов, а устроенные нередко самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать.

Закона о принудительном содержании таких лиц в домах инвалидов нет.

В связи с этим было бы целесообразно принять дополнительные меры по предупреждению и ликвидации нищенства. МВД СССР считает необходимым предусмотреть следующие мероприятия:

. 3. Для предотвращения самовольных уходов из домов инвалидов и престарелых лиц, не желающих проживать там, и лишения их возможности заниматься попрошайничеством, часть существующих домов инвалидов и престарелых преобразовать в дома закрытого типа с особым режимом.

МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР (Подпись) (С. КРУГЛОВ)

Проблема с инвалидами возникла не сразу после войны, а нарастала постепенно, по мере того, как часть инвалидов спивалась, деградировала. Можно обвинить в этом государство, но надо четко осознавать, что средств на решение проблемы инвалидов в 1945,1946,1947 году не было. У миллионов людей были разрушены дома, миллионы в землянках жили. В первую очередь помогали им. Потом голод 1946/47 годов. И только в конце 40-х ситуация более-менее стабилизировалась, страна чуть-чуть окрепла после войны, тогда и занялась проблемой инвалидов. В первую очередь в европейской части СССР, что была под оккупацией.

Вот поэтому был в 1950 году был открыт дом инвалидов на Валааме, в здании Зимней гостиницы и в монастырских постройках, скитах в 2-3 этажа, в которых прежде жили монахи, фото скитов ниже. Не для того, чтобы изолировать, спрятать от людских глаз несчастных инвалидов войны, а просто выхода иного не было. Кроме того, потерявших руки и ноги в ходе ВОВ, на Валааме было не больше половины пациентов, остальные престарелые, а также ставшие инвалидами в результате несчастных случаев, в том числе и бывшие заключенные. Всех их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии – «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводительные документы из этих домов сохранились в личных делах инвалидов. Из документов следует, что очень часто это были уроженцы Петрозаводска, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского и других районов Карелии. Из больших городов на Валаам отправляли немногих. На фото ниже один из корпусов дома инвалидов на Валааме. Конец 50-х годов.

Персонал филиала дома инвалидов. Валаам. Никольский скит. Сердоболь. В Никольском скиту располагалось психиатрическое отделение на 100 коек. Было там и такое.

На 20 ноября 1950 год в доме инвалидов находилось 904 человека. Инвалиды, их называли «обслуживаемыми», были размещены в зданиях, которые ранее принадлежали монастырю. С 1942 года по 1944 год, при финнах, в монастыре жили иноки. На 28 июля 1950 г. на острове было трудоустроено 50 инвалидов. Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников – безногие инвалиды могли вполне это освоить. Обучение на сапожников было и в «Ламберо». Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы – в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50% в пользу государства.

В доме инвалидов на Валааме была большая «текучка» – одних туда привозили, других увозили, редко кто задерживался. Это следует из архивов. Фотокопии архивов, более двухсот штук выложены в Интернете. Их легко найти ( Тэги: альбом «Документы Валаама»). Многие инвалиды войны женились на медсестрах и санитарках, что их обслуживали и уезжали, некоторых находили родственники и забирали домой, третьи полностью реабилитировались, переставали пить, получали профессию и возвращались в семью. Никого насильно не держали. Не стану тут выкладывать длинный список доказательств всего этого, так как статья и так слишком большая. Кроме того, инвалидам ВОВ разрешали поездки за пределы острова. Есть в архиве заявление от инвалида войны 2 группы Качалова В.Н., что во время поездки в Петрозаводск продал (пропил) свои вещи: пиджак, брюки, рубашки, тужурку, простыни и т.д. и пишет: «Прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству слово в письменном виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам войны. К сему: Качалов. 3/X–1952».

То есть не все инвалиды ВОВ на Валааме были способны социализироваться. Некоторые спившись, став алкоголиками, ими и остались. Хоть оторванность от привычной среды, от городов многим пошла на пользу. Но не всем. Уверен, что удаленность домов инвалидов от городов власть в конце 40-х годов, наверняка учитывала, когда создавала дома инвалидов в северных монастырях. Она четко понимала, что если не вырвать спившихся инвалидов ВОВ из привычной среды, не увезти их далеко, то они не смогут социализироваться, продолжат пить, будут сбегать из дома инвалидов к своим дружкам и продолжат вести антисоциальный образ жизни. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с криминалом.

Кстати, свидетельницы подтвердили, что у половины пациентов дома инвалидов были родственники, с которыми инвалиды переписывались. Некоторые из родственников, обычно матери, жили на Валааме или часто приезжали, помогали ухаживать за своими сыновьями. За теми, кто не мог вставать и ходить. Сидели с ними ночами. Ведь большинство инвалидов на Валааме было из Карелии. И статус у данного дома инвалидов был не всесоюзный, а Карело-Финской ССР. Еще свидетельницы рассказали, что к началу 80-х годов инвалидов ВОВ, они их называли «отечественниками», на Валааме уже почти не осталось. Да и в прежние годы по их словам, а одна работала там со дня основания, вторая с 1951 года, «отечественников» было относительно немного, значительно меньше половины от числа всех пациентов.

Дом инвалидов на Валааме. Воскресенский скит, 1960-е. приезд к «обеспечиваемым» (инвалидам) самодеятельности Валаамского дома культуры.

Молоко и часть продуктов поступали в дом инвалидов из своего подсобного хозяйства, с фермы, откуда привозилось на склад гужевым транспортом. Потребность составляла: «Красный филиал — 2 лошади, Никольский филиал — 1 лошадь. Центральная часть — 1 лошадь». Для «перевозки дров от пристани центральной усадьбы по объектам» использовали автомобили «в среднем 6 машин в день» и трактора для доставки дров из леса по нормативу «8 час. х2 машины». Из Отчета дома инвалидов Министерству за 1957 год, в n. III приводятся сведения по подсобному хозяйству: «Надоено молока коровьего (центнеров) — 107,6. Сдано на общественное питание мяса в живом весе (включая птиц) — 232,7. Всего собрано зерновых, бобовых и кукурузы — 134. Собрано картофеля — 2243. Собрано овощей — 595». (данные 1957 года, все в центнерах, примечание автора)

Как одевались инвалиды видно из ст.14 «Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования». Вот некоторые позиции:«пальто зимнее — 200 шт.(х500руб), полупальто зимн. мужское — 200 шт.(хЗООруб), пальто осеннее — 200 шт.(ЗООруб), тужурки мужск. — 100(х450руб ), кофты вязаные — 300 шт. (х50руб ), валенки — 500 шт.(х160руб.), костюмы х/б- 500шт.(х140руб.)…» Всего 35 наименований на сумму 495 тыс. руб. В этой статье так же предусматривалась оплата «пошива и ремонта белья в портновской мастерской». (разные виды одежды выдавались на разное число лет, примечание автора)

Досуг инвалидов предусматривала ст. 18. — проведение культурно-просветительных мероприятий, в т.ч. на год было запланировано:«- кинопостановка в кол-ве 108 сеансов (на трех объектах), — платные лекции, — платные постановки концертов, спектаклей по 1 постановке в месяц (х250руб ), — приезжие гастроли артистов 3 раза в год (х1000 руб.)».

А вот уникальное свидетельство Вячеслава Кашина, который с родителями, они обслуживали инвалидов, прибыл на Валаам в 1950 году.

6 июня 1950 года наша семья вместе с инвалидами Муромского дома инвалидов прибыла на Валаам на барже (лихтер) и сразу же вселились в Зимнюю гостиницу на 1-й этаж. Инвалидов ВОВ в Муромском не было. Мы привезли корову, 5 овец, много кур, двух поросят. Животных устроили в хлев недалеко от Зимней гостиницы. В сентябре пошел в школу в 4-й класс. Прилагаю фото, сделанное во дворе Зимней гостиницы у стены, школы (школа была на 3-м этаже Зимней гостиницы. Вячеслав Кашин).

Существовал дом инвалидов на острове Валаам с 1950 года по 1984. Рассчитан он был максимум на 1.000 человек, поэтому число инвалидов в нем никогда не превышало указанной цифры, данные по годам: 1950-904, 1952 – 876, 1953 – 922, 1954 – 973, 1955 – 973, 1956 – 812 и т.д. В 1957 году число инвалидов на Валааме стало снижаться, так как инвалиды получали профессию, реабилитировались и уезжали с Валаама. В 1983 году в монастыре оставалось чуть более 400 «обслуживаемых». В 1984 году дом инвалидов и престарелых, так он к тому времени стал называться, перевели в село Видлице, в новое здание.

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
Товарищ, мы едем далёко,
Подальше от этой земли.

А хорошо прикинутые, сытые «трёхпалубные» пассажиры замирали от неожиданности и испуга от силы и охочести звука. Они вставали на цыпочки и взбирались на верхние палубы своих пароходов, старясь увидеть, кто же производит это звуковое чудо. Но за высокой вологодской травою и прибрежными кустами не видно обрубков человеческих тел, поющих с земли. Иногда только над верхушками кустов мелькнёт кисть руки нашего земляка, создавшего единственный на земном шаре хор живых торсов. Мелькнёт и исчезнет, растворившись в листве. Очень скоро молва о чудесном монастырском хоре «самоваров» из Гориц, что на Шексне, облетела всю округу.

Это отрывок из книги Эдуарда Кочергина «Рассказы питерских островов». А вот как он описывает отбытие Васи Петроградского в Горицкий дом инвалидов: «В начале 50-х ленинградские бомжи и бомжихи (в том числе гулящие бабы, так сказать «низы общества») провожали в интернат своего весёлого собутыльника и запевалу Васю Петроградского – бывшего матроса Балтийского флота, потерявшего на фронте обе ноги. На обычный пассажирский пароход сажали его собесовские чиновники (которые и уговорили отправиться в интернат) и толпа друзей. На прощание «отутюженному и нафабренному Василию» вручили подарки на память – новый баян и три коробки любимого им «Тройного» одеколона. Под игру этого баяна («Любимый город может спать спокойно. ») пароход и отчалил в Горицы».

В селе Горицы еще в 2011 году жила Нина Александровна Котова, которая работала после войны медсестрой в Горицком доме инвалидов.

По воспоминаниям Нины Александровны Котовой: «В 40-е и 50-е годы инвалиды в индоме делились на «отечественников» и «общий тип». Ко второму относились травмировавшиеся во время мирных занятий».
— «Отечественников» кормили лучше, — рассказывает она. — Деревенские не всегда так питались, как они. Хлеб, каша, молоко, щи — шесть дней в неделю пустые, один день с мясом. Да и щи-то не из крапивы, как «общему типу», а из щавеля. И корпуса у них были свои, отдельные. В каждой палате по 10–12 человек помещалось.

Кадровые сложности с персоналом Нина Котова подтверждает, но обижается, когда инвалидный дом называют местом ссылки, и вспоминает о том, что брали сюда не всякого. На территории монастыря было чисто («не как сейчас — стройку и грязь развели»), высаживались цветы, пели птицы.
— Обиженных среди инвалидов я не помню, — говорит Нина Александровна. — Когда выпьют, войну, ранения свои да семьи вспоминают, плачут, конечно. Но ведь многие из тех, кого присылали, были молодые ребята. И что из того, что без ноги или руки. В клуб ходили, с девчатами гуляли. Лихие были парни — гармонь возьмут, как запоют, полдеревни зрителей соберут. Они даже в самодеятельности участвовали. Старичков разных играли или в массовке участвовали.
После войны мужчин в Горицах и окрестностях, как и во всей стране, было мало, и лихие ребята с гармошкой и профессией попали в категорию завидных женихов. Многие инвалиды обзавелись семьями и покинули интернат. «А вы не отвечали на ухаживания пациентов?» — поинтересовались мы у бывшей медсестры Нины Котовой. «Так ведь мой муж тоже из «отечественников», — со слезой в голосе ответила старушка.

Из доклада министра МВД Круглова от 1954 очевидно, что никто инвалидов ВОВ никуда в 1948 и в 1949 годах насильно не высылал. Тем более на Соловки. Соловецкий лагерь был переоборудован в 1937 году в тюрьму «особого назначения». Тюрьму закрыли в 1939 году. С 1942 по 1945 год там была знаменитая школа юнг. Что там было дальше при советской власти, история умалчивает. Специально пересмотрел множество материалов по Соловецким островам, искал что там было после ВОВ, но с 1945 года по 1967 пробел. Нигде ни слова не сказано. Но если бы туда свозили инвалидов, то об этом сейчас, когда страной правят антисоветчики, точно бы факты были, из каждого «утюга» об этом вещали, но нигде нет ни одного свидетельства, ни одного очевидца, ни одного документа, кроме голословной лжи.

И последнее. Мой родственник прошел войну. Откуда вернулся без обеих ног. Они у него были отрезаны полностью, почти под основание. Инвалид 1 группы. Государство обеспечивало его бесплатно протезами, он мог сам ходить, хоть и с большим трудом. Обеспечивало его бесплатно машинами. Помню его машину-инвалидку в конце 60-х годов. Как в фильме «Операция «Ы»». Он сам ей управлял. В начале 70-х ему выдали новую модель инвалидки. Во второй половине 70-х ее ему заменили на новую машину данной модели. Бесплатно. Государство таким инвалидам через каждые 5-6 лет бесплатно машины меняло. Бесплатно ремонтировало. Разрешало им гараж ставить во дворе многоэтажки. Несколько раз мы праздники отмечали в компании, где и он присутствовал. Он иногда, если сильно выпьет, то начинал рассказывать о войне. Но он никогда ни слова не говорил о том, что государство уничтожало инвалидов. А он бы молчать не стал. Пьяного его «несло».

PS Текст мой. Скопирован мной с другого сайта, на котором публикую свои статьи. Там можно выкладывать фотографии посреди текста, тут к моему огромному сожалению нет. Но не стал убирать описание фотографий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *