иоанно предтеченский женский монастырь свияжск
Иоанно-Предтеченский Свияжский женский монастырь
Мiръ Россия Республика Татарстан село Свияжск Иоанно-Предтеченский Свияжский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский Свияжский женский монастырь — православная женская обитель, основанная в 1551 году. Монастырь был закрыт в 1919 году, восстановлен в 2004 году.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан одновременно со строительством города в 1551 году. Тогда же была собрана деревянная Троицкая церковь. Монастырь был первоначально населён монахами из подмосковного Троице-Сергиева монастыря, который и в дальнейшем осуществлял опеку над Свияжским монастырём. При создании царским указом монастырю были выделены село Городище, деревни Кильдяево и Агищево, леса по реке Услоне, рыбные ловли, мельница. Монастырь активно строился. В 1604 году была построена сохранившаяся до сих пор Сергиева церковь с Сергиевым и Никоновским приделами, в подклете церкви помещались монашеские кельи. Был построен и несохранившийся большой собор, на месте которого в начале XX века был построен новый.
В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был закрыт. Монахи, книги и архив были перемещены в Троице-Сергиев монастырь.
Основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским. Ни первоначальная Рождественская деревянная церковь, ни воздвигнутый позднее кирпичный храм не сохранились. Монастырь не имел собственных земельных владений и жил скромно на государственные субсидии и подаяния. Город Свияжск и строения монастыря страдали от пожаров. После пожара 1795 года, уничтожившего строения монастыря, ему были переданы пустующие постройки бывшего мужского монастыря. С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. Монастырь получил существенную государственную дотацию. После этого в монастыре были построены многие кирпичные хозяйственные и жилые постройки. В 1796 году к Сергиевской церкви пристроен Иоанно-Предтеченский придел и колоколья.
С 1898 по 1906 год архитектором Ф. Н. Малиновским построен в неовизантийском стиле большой собор во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Расположенное на возвышенности высокое здание собора является архитектурной доминантой города. К началу XX в. в ней числилось до 400 монахинь и послушниц – это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.
Закрыт в 1919 г. В советское время все храмы принадлежали Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Древний иконостас деревянной Троицкой церкви был передан Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан. Сама церковь в 1959 году реставрировалась. Сохранилось внутреннее убранство большого собора. Здание Сергиеской церкви изучалось казанскими искусствоведами: Г. П. Рыловой, В. В. Мальковской, С. С. Айдаровым.
Сейчас 2 из 3 храмов (кроме Троицкого) переданы Успенскому монастырю.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Сергия Радонежского
Собор иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость»
Иоанно-Предтеченский женский монастырь на Остров-граде Свияжск Епархиальные монастыри РПЦ
История
Возникновение женского монастыря св. Иоанна Предтечи (Иоанно-Предтеченского женского монастыря) берёт своё начало с постройки в Свияжске в 1567 г. деревянной приходской церкви Рождества Христова. При этом храме сформировалась небольшая женская монашеская община, подвижницы которой жили в кельях, выстроенных ими. Как полагает дореволюционный исследователь истории монастыря Юдин П.Л., монастырь был «построен внутри города, на Большой (Успенской) улице, где ныне торговая площадь и спуск к Царя-Константиновской церкви».
В 1701 г. деревянная церковь обновилась, был выстроен каменный храм Рождества Христова с приделом Иоанна Предтечи. Сформировавшийся женский монастырь стали называть «Рождество-Предтеченским», «Рождественским», «Иоанно-Предтеченским». Имя святого крестителя было дано этой женской обители при официальном её учреждении.
В этом монастыре в качестве ссыльной с 1718 по 1727 г. обитала знатная старица Варвара Головкина, переведённая затем по царскому распоряжению в один из московских монастырей.
Монастырские постройки были деревянными и неоднократно горели (в частности, 1 июня 1753 г.). Пожар 11 мая 1795 г. оказался поворотным в судьбе обители. Сначала запылал дом уездного судьи Чеадаева. Отсюда огонь перекинулся на соседние постройки и за несколько часов выгорело до 140 городских домов.
Обгорели тесовые крыши на Рождественском соборе и церкви Константина и Елены. Иоанно-Предтеченский монастырь выгорел полностью, с колокольни сорвался 55-ти пудовый колокол. Уцелели лишь каменные остовы церквей, монахини едва успели спасти ризницу и церковные сосуды. Остались невредимыми святые иконы в обеих церквях.
В таком тяжком положении игуменья Мария 15 мая просила архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия оказать помощь в восстановлении монастыря и келейных построек. Но преосвященный распорядился иначе. Донеся о случившемся Священному Синоду, он распорядился «впредь до постройки монастыря игуменью с сестрами перевести в Казанский Богородицкий девичь монастырь».
Для повторного изучения местности в Свияжск был командирован архитектор, который нашёл на месте бывшей Сергиевской обители «две церкви, к служению удобные, изъ коихъ одна каменная, теплая и при ней колокольня с колоколами, а другая деревянная, холодная…обе въ стороне города, надъ Свиягою рекою, но от берега безопасны и во всем крепки; место для монастыря противъ прежняго пространнее».
Священный Синод удовлетворил просьбу архиепископа Амвросия о перенесении монастыря на новое место «с удержаниемъ прежняго его наименованiя». На постройку монастыря было ассигновано из казны 500 руб. (250 руб. имелось в наличности у монастыря), преосвященный распорядился разобрать обгоревшие строения, а кирпич и железо – продать и вырученные деньги употребить на строения обители. Был разрешён также сбор пожертвований. Архиепископ Амвросий сам назначил строителей – протопопа Троицкой церкви Никиту Федорова и казначея Свияжского Богородицкого монастыря иеромонаха Евфимия.
В 1797 г. по разрешению Священного Синода Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновил свою деятельность на территории упразднённого к тому времени Троице-Сергиева мужского монастыря.
Троице-Сергиев мужской монастырь был первый монастырем в Свияжске, основанным в 1551 г. по указу Иоанна Грозного. Он был приписан к подмосковному Троице-Сергиеву монастырю, который и финансировал его строительство. Монастырь разместился в южной части города, над обрывистым склоном Круглой горы. Согласно описаниям Писцовых книг в обители были две деревянные церкви – во имя Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Также там располагались десять келий, погреб, ледник, две поварни. Часть территории была отведена под конюшенный двор. В деревянной ограде монастыря было двое ворот – Святые и конюшенные. К монастырю было приписано одно село и несколько деревень с богатыми пашнями. В конце XVIвека церковь во имя Сергия Радонежского стала обновляться в камне. Её строили псковские мастера. Храм был освящён в 1604 г.
В 1764 г. в результате реформ, осуществлённых Екатериной II, и секуляризации церковных земель Троице-Сергиев мужской монастырь был упразднён. Все угодья и земли, с построенными на них сёлами и деревнями в том же году были у монастыря изъяты и переданы сначала в ведение коллегии экономии, а затем Министерства государственных имуществ. Монахи были переведены в Троице-Сергиеву Лавру, а две монастырские церкви – Троицкая церковь и Сергиевская церковь – обращены в приходские.
Вся утварь, облачения, св.кресты, евангелия, ризница, библиотека и весь монастырский архив были переданы в Троицкую Лавру. Сломаны были все постройки, и лишь часть полусгнившей деревянной ограды досталась впоследствии Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. В церквях остались только иконы, почти все древнего письма, за исключением иконы Грузинской Божией Матери, на оборотной стороне которой была следующая надпись: «7209 (1701) год, месяца июля 5 день написанъ сей образъ, нарицаемыя Грузинскiя, при державе великаго Государя, Царя и великаго Князя Петра Алексеевича и при Святейшемъ Адрiане Патрiархе, при правительстве престола Преосвященнейшаго Тихона Казанской митрополии, рачительствомъ схимонаха Корнилiя».
При обращении бывших монастырских церквей в приходские, при обеих положено было иметь по штату причта: одного священника, одного дьякона и двоих причетников. Но служба продолжалась лишь в Сергиевской церкви, а Троицкая, как малая по объёму и при этом холодная, долгое время стояла запертой. Прихожанами Сергиевской церкви были мещане гор. Свияжска, а также крестьяне окрестных деревень Куземкиной и Коровьей Гривки.
Своему возрождению женская обитель обязана усердному старанию игуменьи Марии при содействии архиепископа Казанского Амвросия. С Божией помощью, в течении двух лет монахини не только успели приспособить помещения для своего жилья и возвести некоторые хозяйственные постройки, но ещё и в Сергиевской церкви устроили новый придел во имя пророка Иоанна Предтечи со всеми необходимыми для этого утварью и иконами, перенесёнными из прежнего монастыря.
По генеральному плану Свияжска, утверждённому в 1829 г., территория монастыря приобретает чётко организованную планировочную схему. Теперь все монастырские постройки осуществлялись по проекту, объединяющему их в регулярный ансамбль. В тридцатых годах XIX в. были выстроены каменная монастырская стена с башнями и четырьмя воротами, братские кельи и игуменский корпус.
В конце XIX в. было сооружено большое гражданское здание монастыря – корпус общежития, а также новая трапезная и кельи. В 1898 г. был заложен, а в 1906 г. выстроен и освящён новый храм – собор во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это было последнее и самое крупное сооружение не только монастыря, но и всего Свияжска. Радением московского фабриканта Сергея Семёновича Мешкова в 1914 г. храм был расписан масляными красками.
В конце XIX в. по дарственной И.А. Куликова женской обители было передано городское домовладение общей территорией в 600 кв. саженей, расположенное напротив Святых ворот монастыря. В жилом доме этой усадьбы был организован лазарет, а в 1911 г. на территории усадьбы был выстроен двухэтажный странноприимный дом.
После национализации монастырских владений в 1923 г. на землях Иоанно-Предтеченского монастыря был организован совхоз, которому были преданы все сооружения, принадлежавшие бывшей обители.
17 июня 2021 года в связи с прошением митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла Священный Синод постановил открыть Иоанно-Предтеченский женский монастырь на остров-граде Свияжск Республики Татарстан (Журнал №53). Игуменией Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Свияжске была назначена игумения Питирима (Лисицына)
«Храм не в бревнах, а в ребрах»: митрополит Кирилл возрождает в Свияжске древний женский монастырь
«Они сделали тело, но дух надо возвращать», — такими словами накануне митрополит Кирилл открыл в Свияжске подворье казанского женского монастыря. В митрополии надеются, что это положит начало возрождению женского монашества на острове-граде, а также и самого Иоанно-Предтеченского женского монастыря, который более 100 лет стоит без насельниц. Под это нелегкое дело уже подобрали соответствующую команду. Подробнее — в репортаже «БИЗНЕС Online».
С не совсем обычным визитом посетил накануне митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл остров-град Свияжск. В день памяти святого Иоанна Предтечи он совершил Божественную литургию на территории Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря
«Мы очень надеемся, что эта святая обитель больше никогда не закроет врата как обитель женская»
С не совсем обычным визитом посетил накануне митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл остров-град Свияжск. В день памяти святого Иоанна Предтечи он совершил Божественную литургию на территории бывшего, утраченного в советские годы Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Как оказалось, место для праздничной службы выбрали неслучайно — после литургии владыка объявил об историческом намерении возродить женскую обитель. Начали с малого — с открытия на острове-граде пока что только подворья, своего рода филиала казанского Зилантова Успенского женского монастыря.
Иоанно-Предтеченский монастырь был основан в Свияжске в XVI веке и весьма успешно существовал пару столетий, пока его не закрыли из-за произошедшего там пожара. Потом обитель восстановили на новом месте при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь. Но в советские годы женский монастырь опять закрыли, при этом до революции он считался одним из самых крупных как минимум с 400 насельницами.
В настоящее время Иоанно-Предтеченский монастырь (его можно отличить по присутствию в его ансамбле красивейшего собора Богоматери «Всех Скорбящих Радость» из красного кирпича и древнейшей деревянной Троицкой соборной церкви) существует как подворье соседней Богородице-Успенской мужской обители (жемчужиной ее является белокаменный Успенский собор с уникальными фресками, включенный вместе с монастырем в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).
Сейчас в Татарстане есть всего два женских монастыря — как раз Свято-Успенский Зилантов в Казани и Елабужский Казанско-Богородицкий.
Митрополит Кирилл слегка запаздывал на утреннее богослужение, на которое собрался практически весь «духовный свет» острова-града, и не только его. «Любое открытие монастыря — это зажжение свечки перед престолом божьим. Это, конечно, со всех сторон должно приветствоваться и приветствуется», — поделился своими эмоциями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отец Герман из Семиозерского монастыря. «Исторически же здесь существовал женский Предтеческий монастырь. И поэтому, наверное, правильно, что он снова открывается. Когда я здесь иногда бываю, то вижу, что часто в храме стоят без молитвы, без службы. И если здесь, в этом Сергиевском храме, станут служить монахини, то это, наверное, будет по какому-то божьему промыслу», — рассказала сестра милосердия из Зеленодольска Ольга Тимина.
Ей вторил другой свияжский гость — иконописец и почетный архитектор России Виктор Морозов из Екатеринбурга: «Развитие духовной жизни всегда увеличивает святость места, дает ему силы и дух. Давно разговор шел о том, чтобы возродить женский монастырь в Свияжске. Дай бог, что будут восстановлены корпуса, переход. Когда-то я занимался восстановлением Свияжска, составлял проекты. Так что я этому только рад, слава богу, что будет подворье», — отметил гость с Урала.
«Любое открытие монастыря — зажжение свечки перед престолом божьим. Это, конечно, со всех сторон должно приветствоваться и приветствуется»
В этот момент практически к установленному часу на входе на территорию монастыря появился владыка Кирилл, сразу направившийся в храм преподобного Сергия Радонежского. Это достаточно камерное сооружение, и туристов, как правило, сюда не водят. Впрочем, тем теплее оказалась эта церковь для тех, кто пришел на службу в годовщину памяти обретения главы Иоанна Предтечи. Митрополит Кирилл вошел в невысокую дверь и сразу направился переодеваться на службу. По дороге он то и дело останавливался, чтобы переговорить с некоторыми из священников и монахинь.
Наконец, пришло время выступить перед паствой и митрополиту Кириллу. Он также вспомнил житие Иоанна Предтечи и подчеркнул, что Божье место, даже заброшенное и поруганное, все равно как-то проявится, «как цветочек прорастает сквозь асфальт».
По словам митрополита, сегодня есть возможность посадить в Иоанно-Предтеченском монастыре «духовный виноград», под которым, судя по всему, имелось в виду подворье Зилантового Успенского женского монастыря
Вспомнив, что на территории Иоанно-Предтеченского монастыря когда-то находился концлагерь, владыка отметил, что во все времена были и есть люди, готовые восстанавливать святыни. «Пришли другие люди и восстановили эти две святые обители здесь, в Свияжске: и Успенскую, и Иоанно-Предтеченскую. Они делали это с чистым сердцем, восстанавливая справедливость и желая, чтобы красота, созданная человеком для славы Божией, вновь проявилась на этом свете. Мы благодарны им от всей души. Благодарны властям Республики Татарстан, которые приняли это решение. Мы благодарны им. Но они сделали свое дело. Они вернули монастырям и храмам их былую славу и красоту. То есть они сделали тело, но дух надо возвращать», — подчеркнул Кирилл.
По словам митрополита, сегодня есть возможность посадить в Иоанно-Предтеченском монастыре «духовный виноград», под которым, судя по всему, имелось в виду подворье Зилантового Успенского женского монастыря. «Мы очень надеемся на то, что Господь Бог предстательством Иоанна Предтечи, святого пророка и Божьего человека поможет возродить здесь духовную жизнь… Что эта святая обитель больше никогда не закроет врата как обитель женская для ищущих царствия небесного и пытающихся найти это через монашескую жизнь», — отметил глава Татарстанской митрополии, открывая таким образом в Свияжске подворье казанского женского монастыря.
Митрополит выразил благодарность отцу Симеону за поддержку. «За то, что вы как посланник великой Оптиной пустыни сегодня здесь продолжаете эту монашескую традицию, и надеемся, что вы здесь поможете разгореться женскому монашеству, которое всегда было рядом. И здесь, рядом с Успенской обителью, Иоанно-Предтеченская обитель тоже будет бок о бок идти к царствию небесному с Божьей помощью и вашими молитвами», — закончил Кирилл.
Не было ни красных ленточек, ни каких-то других прямых заявлений, хотя событие в определенном смысле историческое.
«У монастыря три храма, три корпуса — это полноценный монастырь. Он существовал на протяжении столетий, и мы надеемся, что здесь теперь, после окончания реставрационных работ, начнется настоящая молитвенная жизнь»
«…три храма, три корпуса — это полноценный монастырь»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» хотел было переговорить с его преосвященством, но получил скромный отказ. Зато митрополит прислал вместо себя настоятеля Свияжского Успенского монастыря игумена Симеона, который с удовольствием ответил на наши вопросы.
По его словам, кандидатура настоятельницы открывшегося подворья уже определена: «Это игуменья Питирима, монахиня с очень большим опытом, которая приняла постриг в одном из лучших женских монастырей — это Толгский женский монастырь в Ярославской епархии, и, если синод подтвердит, она займет место настоятельницы данного подворья», — рассказал отец Симеон.
Организация подворья казанского женского монастыря в Свияжске станет только прелюдией полного возрождения Иоанно-Предтеченского монастыря. «У монастыря три храма, три корпуса — это полноценный монастырь. Он существовал на протяжении столетий, и мы надеемся, что здесь теперь, после окончания реставрационных работ, начнется настоящая молитвенная жизнь. Именно этого мы ждем от монастыря и от будущей игуменьи», — отметил собеседник. Следующим шагом к открытию женского монастыря, по идее, должно стать утверждение этой инициативы на священном синоде в Москве. Когда это произойдет — пока загадка.
К слову, мысли о возрождении монашества в Татарстане были неразлучны еще с митрополитом Феофаном. С этой целью в свое время он «усилил» две ключевых обители — Раифскую и Успенскую в Свияжске — наместниками из Оптиной пустыни в лице Гавриила и Симеона соответственно. Как утверждают собеседники «БИЗНЕС Online» в Татарстанской митрополии, у владыки Феофана были мысли и по воссозданию в Свияжске Иоанно-Предтеченского женского монастыря, но все якобы упиралось в отсутствие достойных кандидатур в настоятельницы учреждаемой обители, а позже внимание митрополита и вовсе захватил воссоздаваемый собор Казанской иконы Божией Матери. Разговоров о женском монастыре стало меньше. Они возобновились с приходом митрополита Кирилла, и проблем с подходящими кадрами у него не было.
В открывшееся подворье Зилантова монастыря в Свияжске уже набрали 10 монахинь. По словам игумена Симеона, большей частью это монахини Казанской епархии. При этом гнаться за увеличением числа насельниц в Свияжске пока не собираются
В открывшееся подворье Зилантова монастыря в Свияжске уже набрали 10 монахинь. По словам игумена Симеона, большей частью это монахини Казанской епархии. При этом гнаться за увеличением числа насельниц в Свияжске пока не собираются. «Это же не битва за урожай, здесь главное — молитва. Возможно, их станет чуть больше. Но я не думаю, что в разы. Такой задачи нет. Монастырь создается долго и постепенно. Он не может сразу возникнуть в большом количестве монахинь. Перед монашеским постригом положен искус, который продолжается несколько лет, то есть это очень небыстрый процесс. Будем надеяться, что постепенно монастырь будет расти. Не только количественно, но и качественно, в духовном отношении», — отметил Симеон.
После литургии наш корреспондент выглянул во двор, оказалось, что кельи послушниц подворья не такие скромные, как это можно было предположить по названию. Игуменья Питирима показала нам рукой, где они будут жить — это новое трехэтажное здание из красного кирпича, буквально через забор от церкви Сергия Радонежского. Ходить в храм монахиням будет недалеко.
Игуменья Питирима показала нам рукой, где они будут жить — это новое трехэтажное здание из красного кирпича, буквально через забор от церкви Сергия Радонежского. Ходить в храм монахиням будет недалеко
«Пойдет дополнительное движение, жизнь будет интереснее»
Миряне острова-града, как убедился корреспондент, восприняли известие о появлении еще одной точки духовного притяжения в Свияжске в виде женского монастыря на удивление позитивно. «Пойдет дополнительное движение, жизнь будет интереснее», — поделился с нами местный житель Алексей.
«У этой части Свияжска вообще была довольно странная ситуация. Она (комплекс храмов бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря — прим. ред.) как бы относится к Успенскому монастырю, но храмы стоят отдельно. Теперь эти постройки будут задействованы. В конце концов, здесь же когда-то был женский монастырь, почему бы не возродить эту традицию?» — отметил другой наш собеседник Игорь.
«И то, что здесь снова будет два монастыря, наверное, — возрождение тех традиций, которые были. Видимо, это действительно будет способствовать возрождению православной духовной жизни на острове. Открытие женского монастыря даже в виде подворья обогатит культурное и духовное пространство Свияжска, — рассказал нам директор музея-заповедника „Остров-град Свияжск“ Артем Силкин. — С историко-культурной точки зрения появится новый хозяйствующий субъект, который будет заниматься сохранением тех прекрасных памятников, которые на территории Иоанно-Предтеченского монастыря находятся».
Артем Силкин: «Недаром говорят, что храм не в бревнах, а в ребрах. Монастырь сохранялся, как постройки, а обители женской здесь не было. Сейчас она появляется, и это дает надежду на определенное дальнейшее духовное развитие данного места»
Силкин подчеркнул, что возрождение второго, женского, монастыря, который существовал в Свияжске на протяжении столетий, символически очень важный момент. «Недаром говорят, что храм не в бревнах, а в ребрах. Монастырь сохранялся, как постройки, а обители женской здесь не было. Сейчас она появляется, и это дает надежду на определенное дальнейшее духовное развитие данного места», — заметил директор музея «Остров-град Свияжск».