иоанно предтеченский женский монастырь в томске
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия»
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Презентация проекта в ТГПУ.
Презентация проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность» состоялась 3 ноября в научной библиотеке ТГПУ. Там прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского «Культурно-историческая память и современные образовательные практики».
Показать полностью. Проект был представлен на секции «Культурно-историческая память в образовательной среде современной школы». Её провела доктор философских наук Наталия Ивановна Сазонова – научный руководитель проекта по сохранению памяти об Иоанно-Предтеченском монастыре.
Презентовал его иерей Евгений Маслич. Он обозначил основные цели и задачи проекта, подчеркнул его актуальность и значимость для воспитания молодёжи. Также кратко обрисовал исторические этапы деятельности обители, состояние сохранившихся на её территории зданий, познакомил слушателей с командой разработчиков.
Вопрос вызвал дискуссию. Отчасти ответ на него прозвучал в выступлении руководителя группы архитекторов, старшего преподавателя кафедры архитектурного проектирования ТГАСУ Максима Викторовича Артамонова.
Он представил на экране компьютерную модель графической реконструкции монастыря, рассказал о храмах и постройках, облик которых планируется воссоздать на основе данных полевых и камеральных работ, исторических фотографий и документов, найденных в архивах.
— В интерактивной экскурсии, надев шлем виртуальной реальности, вы сможете сами выбрать себе путь, подойти к тому или иному зданию и кликнуть на него. Раскроется информация о функциональном назначении объекта, артефактам, связанным с этим зданием. Будут фотолетопись и аудиогид, – пояснил архитектор. – 3D-реконструкция станет итогом большой работы, которая сейчас продолжается.
фоторепортаж: Фотограф Серафима Кузина
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Разрабатывается концепция музейной экспозиции.
Об этом рассказал руководитель проекта иерей Евгений Маслич:
— Основу экспозиции составляют на сегодня дореволюционные издания конца XIX-начала XX веков: богослужебные книги, нотные сборники из библиотеки Церковно-певческой школы. Есть несколько томов «Четьих-миней» свт. Димитрия Ростовского на церковно-славянском языке.
Показать полностью. Это синодальное издание житий святых начала XX века, достаточно хорошо сохранившееся. Ценными для нас являются несколько экземпляров учебных пособий для церковно-приходских школ. Одно из них называется «Обучение церковно-славянской грамоте в церковно-приходских школах и начальных училищах». Его автор Николай Иванович Ильминский – известный миссионер, педагог, востоковед и переводчик. Он сотрудничал с Алтайской миссией, святителем Макарием (Невским).
Некоторые издания мы приобретаем, что-то нам приносят, как и старинные иконы, подаренные прихожанками храма свт. Феодосия Черниговского.
Напомним, что наш проект поддержал Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова. Недавно познакомились с известным музееведом Мариной Геннадьевной Лоскутовой, старшим научным сотрудником музея. Обсудили вопрос о помещении для выставки и продолжаем работать над её содержанием.
3 ФОТО: музеевед Марина Геннадьевна Лоскутова,
5 ФОТО: научный руководитель проекта Наталья Ивановна Сазонова
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
ДОМНУШКА, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВАЯ.
149 лет назад, 29 октября (16 ст.ст.) 1872 года, отошла ко Господу и была похоронена в ограде Иннокентьевской церкви Иоанно-Предтеченского монастыря блаженная Домна Карповна.
Показать полностью.
В народе её ласково называли Домнушкой, хотя характер у старицы был непростой, как и её прошлое, которое она тщательно скрывала. Говорила, что родилась на Полтавщине, воспитывалась у тёти, да сбежала в юности от ухажёров и замужества, вступив на путь юродства. Жила с Богом в сердце, ничего не имея и раздавая подарки нищим. В церкви, бывало, молилась со слезами, стоя в укромном месте и перебирая вместо чёток узелки на ветоши, в которых завязывала камешки, огарки свечей, сухари. Говорили, что Домна Карповна обладала даром прозорливости и однажды предсказала имя нового епископа, назначенного вскоре на Томскую кафедру.
Её почитал и очень любил преосвященный Порфирий (Соколовский), епископ Томский и Семипалатинский. Однажды владыка подарил Домнушке новую шубу. С благодарностью приняв подарок, часа через два она отдала её нищему.
Об этом почти через десять лет после кончины старицы написал в журнале «Томские епархиальные ведомости» алтайский миссионер протоиерей М. Путинцев.
Есть в его записках и занимательная история, вошедшая в церковное описание жизни подвижницы, прославленной впоследствии в Соборе Сибирских святых: «Любила Домнушка ходить по улицам города и громко распевать духовные песни. Полиция зачастую ловила Домнушку и садила ее за это в полицейскую тюрьму. Для заключенных этой тюрьмы пребывание среди них Домнушки было великим праздником: томские купцы, а паче купчихи, узнавши об аресте Домнушки, целыми коробами посылали ей пироги, булки, блины, оладьи, чай и сахар, и Домнушка все это раздавала арестантам. Когда же Домна Карповна выходила из-под ареста, то ея соузники иногда со слезами провожали ее и, в простоте сердца, желали ей поскорее опять попасть в полицию.
Когда умерла Домна Карповна, то на погребение ея собралось множество народа. Было много и духовенства, собравшегося не по приглашению чьему-либо, а по собственному желанию».
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
ПЕРВЫЕ СЁСТРЫ ОБИТЕЛИ.
Разные причины побуждали женщин – будущих послушниц и монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря уходить от мирской жизни. По дошедшим до нас немногочисленным источникам, можно лишь приблизительно представить мотивы, приводившие их в новообразованную женскую общину.
Показать полностью.
Судя по самому раннему из сохранившихся письменных документов – ведомости о монашествующих Иоанно-Предтеченского женского монастыря, в 1869 году общину официально составляли 27 сестёр. При этом образована она была, как известно, в августе 1864 года.
Тогда томский архиерей преосвященный Порфирий (Соколовский), наблюдая за жизнью инокинь, которых в обиходе называли черничками из-за чёрных одеяний и монашеского образа жизни, благословил их поселиться в церковном доме. Прежде чернички находили пристанище при разных церквах, и в 1863 году около десяти женщин собрались при Воскресенской церкви. Они составили хор и пели за богослужениями, зарабатывая на пропитание чтением псалтири и иными послушаниями.
Впоследствии к инокиням присоединились женщины из Томска и других мест – Тобольска, Самары, Енисейской губернии. Это были крестьянки, мещанки, дочери офицеров и купцов. В 1865 (1866) году в общину вступила 24-летняя Ефросиния Дмитриевна Некрасова, «из крестьян Томской губернии». Овдовев, она выбрала иноческий путь вместе с 4-летней дочерью Анисьей – будущей игуменией Анастасией.
В декабре 1869 года к общине присоединилась вместе с дочерью Марфой крестьянка из Томской губернии Варвара Павловна Ускова – вероятно, тоже вдова.
Овдовев, и Екатерина Ивановна Михеева вступила на иноческий путь, получив архиерейское благословение на попечительство общины, а позже – настоятельство в монастыре в качестве его первой игумении Евпраксии.
Эти женщины посвятили жизнь Богу и людям, продолжая духовные традиции женского монашества на Томской земле.
Использована информация диссертации иерея Е.Морозова «Монастыри Томской епархии», статья М. Филиппович «Женская община в Томске».
На фото: Монахини Свято-Николаевского женского монастыря возле церкви Николая Чудотворца в селе Подлесово, 1904 г.
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
ТАИНСТВЕННЫЙ ХОЛМ КАК КУПОЛ ХРАМА.
Мальчишки, жившие когда-то в бывшей монастырской трапезной, в послевоенные годы разгороженной на квартиры, поднимались, бывало, на чердак. А там, под самой крышей, находили большой холм, закрытый досками и засыпанный песком и шлаком. Зная о том, что живут на территории бывшего монастыря, думали: «Купол церкви!».
Показать полностью.
Сегодня точных сведений о назначении купола мы не находим. Известно, что на втором этаже здания была парадная приёмная игумении, где, возможно, проводились концерты воспитанниц Дома трудолюбия или училища для сирот.
В 2000-х годах, когда трапезную передали Регентской школе, учащиеся утроили на втором этаже молитвенную комнату.
— Школу перевели в 2006 году из общежития при Александро-Невском храме, – поясняет Зинаида Андреевна Зайцева, работавшая старшим помощником проректора по воспитательной работе. – Девочек тогда было двадцать-двадцать пять. Мы вместе всё здесь мыли, чистили после строителей. И тоже думали сначала, что на втором этаже был храм. Девочки там молились, даже самодельный иконостас сделали. Поставили стол на площадку, где сейчас солея, а на него – иконки. Столько икон было! Потом к солее амвон пристроили. Мы всегда хотели, чтобы там был храм. Архиепископ Ростислав тогда читал в школе лекции по Библейской истории и каждую пятницу приезжал к нам, постоянно заходил в это помещение.
Советовался Его Преосвященство и с З. А. Зайцевой, всей душой болевшей за восстановление облика монастыря. Профессиональный архитектор, член Союза архитекторов России, на пенсии Зинаида Андреевна много лет работала в Регентской школе в тот период, когда идея обустройства церкви в реставрированном здании трапезной только зарождалась и обретала реальные черты.
В 2018 году храм был открыт и освящён в честь свт. Феодосия Черниговского, чьё имя носила домовая церковь в Доме трудолюбия.
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
С ДЕТСТВА В ОБИТЕЛИ.
В 1865 году 4-летней девочкой появилась в общине сестёр – будущей женской обители Анисия Григорьевна Некрасова, дочь крестьянина Томской губернии. По воле Божией, в возрасте 55 лет она стала последней, четвёртой, игуменией монастыря Анастасией.
Показать полностью.
29 августа (ст.ст.) 1916 года, в день памяти Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, за Божественной литургией епископ Томский и Алтайский Анатолий вручил монахине Анастасии игуменский жезл. Произошло событие в престольный праздник монастыря, и сёстры восприняли его со слезами радости на глазах.
Вся жизнь игумении Анастасии прошла в обители. В 24 года она была пострижена в рясофор (низшую, после послушницы, степень монашества). В 51 год приняла монашеский постриг. Все годы пребывания в монастыре Анастасия выполняла разные послушания. Была старшей рукодельницей-золотошвеёй, письмоводительницей, казначеей.
Все отмечали её светлый ум и начитанность, умение вести административные и хозяйственные дела ещё при жизни предшественницы игумении Зинаиды. После ухода настоятельницы в мир иной сёстры единогласно доверили матери Анастасии руководство обителью.
Вручая жезл, Преосвященный Анатолий подчеркнул, что он принимается не только «для начальствования, но и для того, чтобы она была водительницей в духовной и нравственной жизни вручённых ей Богом сестёр. Она должна быть живым примером подражания», а для этого нужны «осмотрительность, внимание, опыт и подвиг нелёгкий».
За трапезой, поздравляя игумению, одна из старших сестёр отметила, что мать Анастасия стала свидетельницей возрастания обители, при ней «воздвигались эти великолепные храмы», где она всю жизнь возносит молитвы Богу.
Игумения Анастасия выполнила свой долг до конца. Время её настоятельства стало самым тяжёлым и неспокойным в жизни монастыря, прерванной наступлением новой власти в Сибири.
«Женский монастырь в Томске: 3D-экскурсия» запись закреплена
Что было принято подавать на поминальный стол в старом Томске?
Ответ на этот вопрос находим в рукописи старожила и краеведа Петра Викторовича Хандорина «Томск и томичи в начале века…».
По свидетельству Петра Викторовича, до революции в Томске каждый православный горожанин имел возможность заказать поминальный обед по своим родным и близким в трапезной женского монастыря.
Показать полностью. Это было особенно удобно в том случае, если похороны проводились на Преображенском кладбище, расположенном через дорогу от монастыря вдоль улицы Торговой (сегодня Вершинина).
Монастырская трапезная могла вместить до 120 человек. Обед готовили сами сёстры.
Что же подавалось на стол?
2. Блины простые пышные, порция – один-два блина, подавались политые… мёдом.
3. Блины, фаршированные отварным подслащённым рисом с изюмом или прокрученным мясом с добавлением риса; порция – один блин (для желающих – два); подавались, в первом случае, политыми… мёдом, во втором случае – политыми растопленным сливочным маслом.
4. Рыбный пирог из нельмы, осетрины или муксуна с тонкими корочками; порция – доля пирога размером 15 х 10 см.
5. Клюквенный или брусничный жидкий полусладкий кисель; порция – один стакан.
6. Сладкое блюдо – «пшённик»…; отваренный не подслащённый рис, отформованный для подачи на стол в специальной форме в виде усечённого конуса. Подавался на стол на круглом полуглубоком блюде. Отдельно готовился и подавался на стол в большой миске сладкий компот из самых различных фруктов.
Порции «пшённика» готовились тут же на поминальном столе: в полуглубокую тарелочку насыпали две-четыре полных столовых ложки отварного риса, которые и заливались «чумичкой» сладкого компота.
7. После сладкого блюда подавался горячий крепкий чай с различным вареньем и сдобным печеньем.
Такой поминальный стол считался в старом Томске образцовым, так сказать, «классическим». Конечно, под давлением обстоятельств, от него делались и некоторые отступления.
Отметим одну характерную особенность сервировки поминального стола: в старом Томске считалось недопустимым, кощунственным по отношению к памяти умершего выставлять на поминальном столе бутылки или графинчики с водкой и вином».
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Пространства имён
Действия на странице
Оригинальное наименование в годы своей деятельности:
Iоанно-Предтеченскiй женскiй монастырь.
Содержание
Общие сведения
Размещение
Собственно территорией монастыря являлась ограждённая территория, которая ограничена современными улицами Усова (на сервере), Учебной (на юге), Студенческой (на западе) и Вершинина (на востоке). В 1890-х гг. они, соответственно, именовались: Буткеевская, Сковородовская, Апполинарьевская и Торговая. Эта территория примыкала с юга к району, именуемому краеведами как «Верхняя Елань».
На западе от монастырской стены до улицы Офицерской [4] имелись деревянные бревенчатые одно- и двух-этажные дома, большей частью жилые, частично относящиеся к нуждам или священнослужителям монастыря.
От северной стены простирался частично залесенный пустырь, который тянулся до строящегося тогда городского бульвара, возводимого усилиями и на средства братьев купцов Евграфа и Всеволода Королёвых, получившего сначала наименование Бульварной улицы, а затем — Евграфовско-Всеволодской.
К югу от монастыря пустырь, тянувшийся до обрывов Лагерного Сада правобережья Томи, был освоен городом как иноверческие кладбища ( лютеранское и магометанское ). После 1950 года эта территория была отдана под строительство промышленных предприятий ТЗРИ и режимного Кирпичного завода, а также (после 1960-го года) — под городской больничный комплекс и здания вуза ТИРиЭТ.
С восточной стороны от монастыря до Солдатской улицы Спасского тракта протянулось городское Преображенское кладбище, уход за которым возлагался на Иоанно-Предтеченский женский монастырь. К главным воротам кладбища с северной стороны протянулась Преображенская улица.
Ограждённая территория монастыря делилась на две неравные части: южная и северная.
Первоначально была создана южная часть (между современными улицами Учебной и Пирогова) — здесь на площади 3,8 гектар ов разместился духовно-архитектурный ансамбль, здесь разместились главные храмы, службы монастыря, а также игуменский дом.
Северная часть (между современными улицами Пирогова и Усова) содержала задний хозяйственный двор, первый монастырский колодец с каменной над ним часовней, «старую трапезную», службы и жилые дома, небольшой сквер, огороды, детский приют и «Дом Трудолюбия» с домовой церковью.
Предыстория
Томский «Центр по охране памятников» так описывает предысторию создания Иоанно-Предтеченского женского монастыря в городе Томске [5] :
Развитие
В 1860-х гг. попечением женской православной общежитной общины в Томске занималась купеческая вдова Екатерина Ивановна Михеева, которая пожертвовала ей большую часть своих капиталов. Женская община была Высочайше (Его Императорским Величеством государём Александром II ) утверждена 16 августа 1864 года. Первые финансовые пожертвования Евпраксии стали основой создания приютских и других благотворительных домов и общинной ограды, возведённых на пожертвованных ей купеческой женой Н.А. Хромовой и купцом третьей гильдии А.Л. Ереневым (умерший в 1851 году он завещал сыну своему Ивану Алексеевичу направить выделенные им немалые денежные средства на женский томский монастырь). Вложившийся в строительство главного кафедрального храма монастыря купец Я.И. Петров не только согласился уступить место под новую обитель (монастырь), но даже взялся обставить даримый им городу и монастырю храм всеми нужными предметами для проведения в нём служб, дал слово помогать во всём, что касается обустройства будущего монастыря.
11 сентября 1876 года Томская женская православная общежитская община была официально преобразована в новый томский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Большинство послушниц томского монастыря происходили из крестьянского и мещанского сословий и были моложе 35 лет, более половины владели грамотой, в монастырь поступали по доброй воле и душевному стремлению.
В 1860-е к монастырю от городской Александровской улицы была проложена дорога, ставшая Апполинарьевской улицей. Сегодня это Студенческая улица, у которой потеряна часть пространства от современной улицы Гоголя до пр. Кирова: здесь территория комплекса УФСБ. С восточной стороны (между Солдатской улицей и стеной монастыря) прошла к Лагерному Саду и далее к реке Томи дорога от начала Торговой улицы (ныне это улица Вершинина).
К ведению монастыря к 1917 году относилось уже несколько храмов, церквей, часовен, в том числе наиболее известные среди них:
Наиболее грандиозным и грациозным храмом монастыря являлась Иннокентьевский храм. К нему примыкал монастырский некрополь. Колокола Иннокентьевского храма первыми встречали доставляемые ежегодными крестными ходами чудотворные образы «Спаса Нерукотворного» из села Спасского и «Введения во храм Пресвятой Богородицы» из села Ярского.
Близ монастыря (1 верста в северо-восточном направлении) в 1868 году была освящена городская Преображенская церковь, возведённая усилиями купцов С.В. Ерлыкова и Е.И. Королёва. Она не относилась непосредственно к церквям монастыря, но оказалась с ним исторически связанной. От Преображенской храмовой площади к землям Иоанно-Преображенского монастыря с восточной стороны шла Преображенская улица (ныне ул. Дзержинского). Улица подступала к монастырским землям со стороны Ипподрома, пересекая Солдатскую улицу Спасского тракта. Здесь за перекрёстком с 1868 года стало развиваться знаменитое примонастырское Преображенское кладбище. Наименование кладбищу дала улица, упиравшаяся в главные кладбищинские ворота (ныне это место между зданием ТЦ «Fакел» и северо-восточным углом здания ТЦ «СмайлСити») — ул. Преображенская.
На территории кладбища также была построена часовня-памятник во имя Преподобного русского святого Серафима Саровского , сооруженная по проекту сибирского архитектора В.Ф. Оржешко в 1912 году над могилой местночтимого старца — иерея Феодора (Краснопевцева), который скончался в Томске 18 апреля 1896 года. Место этой бывшей часовни скрывается теперь под современным комплексом зданий ТЦ «СмайлСити» (бывшие цеха ПО «Контур»).
Также в ведении монастыря с 1880-х гг. находилась часовня во имя святой томской старицы Домны, возведённая здесь у места её захоронения. Первоначально часовня находилась (до 1955 года) в месте ок. 100 метров юго-восточнее места установления современной копии-реплики той часовни, здесь сегодня располагается студенческое общежитие ТПУ с адресом «ул. Вершинина, 39». В 1996 году усилиями томских общественников-краеведов и ректората ТПУ была открыта полная копия прежней часовни (см. на снимке справа) в середине улицы Студгородок. Эта новая часовня стала малым памятникам многим и многим достойным горожанам и учёным Томска, а также событиям минувшей томской истории.
После открытия храмов на территории, прилегающей к монастырю с востока, образовалось городское Преображенское кладбище, где хоронили преимущественно известных и уважаемых людей города. Кладбище огораживала кирпичная стена с деревянной решёткой по верху. Благоустройство, поддержание порядка и забота о могилах и иных кладбищенских объектах полностью лежала на служительницах монастыря, без поддержки со стороны городских властей. По свидетельству современников, кладбище до 1920-х годов содержалось в идеальном порядке. В первые годы XX века на территории монастыря был образован особый кладбищенский «профессорский некрополь», где хоронили умерших профессоров нескольких томских вузов, прежде всего — учёных Технологического Института.
Земли под заимки «Ключи» и «Александровская дача» монастырь купил у города на собственные средства, вырученные от продажи свечей в 1886 году.
Монастырь также к 1917 году имел в собственности дальние участки для ведения сельскохозяйственного производства продовольствия и фураж а под нужды подразделений и насельников монастыря, которые были на территории современной Михайловской рощи у реки Ушайки.
Поначалу золотошвейная, белошвейная и рукодельная женские мастерские располагались в кельевом здании и соседних с ним зданиях. На участках, располагавшихся близ монастыря, были построены дома для притча. На территории монастыря имелись воскобелильня и воскобойня, были созданы все постройки, необходимые для ведения молочного хозяйства, каретники и другие. К югу-западу от монастыря (между инородскими кладбищами и Южным городком («Красные казармы») имелись огороды, обрабатываемые монахинями.
В 1892 году при монастыре был открыт «Дом Трудолюбия» для развития трудовых навыков для детей, потерявших родителей в период эпидемии холеры в ряде волостей Томской губернии в начале 1890-х гг. Здание для этого духовного ремесленного училища спроектировал и построил томский архитектор В.В. Хабаров. В дальнейшем и до революции 1917 года сюда, в Детский приют при «Доме Трудолюбия», принимались любые дети-сироты женского пола, которым давались трудовые и образовательные навыки, кров и пропитание до достижения ими возраста 18—20 лет (или их выхода замуж). Обучение ремёслам и работа в мастерских и хоздворах «Дома Трудолюбия» давали девушкам и молодым женщинам возможность трудом своим получить средства к существованию, здесь имелись собственное скотоводство, огородничество и птицеводство для нужд насельников Иоанно-Предтеченского монастыря. Выпускницы детского монастырского приюта и молодые девушки из «Дома Трудолюбия» считались в городе прекрасными жёнами, их охотно брали за себя многие томские церковнослужители, ремесленники и торговцы. Люди побогаче набирали здесь воспитанную прислугу. В «Доме Трудолюбия» обучались и воспитывались до 50 девушек, а в приюте содержались и обучались грамоте до 100 детей и сирот женского пола. Это были самыми затратными социально-благотворительными учреждениями монастыря, в год на данные богоугодные дела расходовалось до 7000 рублей собственного бюджета.
5 июля 1891 года монастырь посетил и внес денежный дар (500 рублей) Наследник-цесаревич Николай Александрович (в будущем — Император Николай II ). Монастырские сёстры-насельницы из числа искусниц-золотошвеек и ремесленниц в дар Цесаревичу преподнесли собственноручно изготовленные декоративное блюдо с хлебом-солью, расписные полотенца, и икону Христа Спасителя в ризе, вышитой золотом и жемчугом в монастырских мастерских.
Сам по-себе до Революции 1917 года архитектурный комплекс зданий Томского Иоанно-Предтеченского монастыря являлся одним из лучших произведений сибирского зодчества. Комплекс построек монастыря являлся значительным культурно-градообразующим элементом города.
Гражданская война и красный террор
В период власти белых в Томской губернии со 2 июня 1918 года по 22 декабря 1919 года, монастырь продолжал действовать в своём обычном режиме. В условиях войны здесь был развёрнут один из госпиталей для солдат и офицеров Сибирской армии, монахини работали сёстрами милосердия. Приют работал в напряжённом режиме; в стране выросло количество детей-сирот, потерявших своих родителей.
Часть насельниц монастыря после его закрытия образовали сельскохозяйственную женскую артель (на подворье в Предтеченске), которая также подвергалась реквизициям со стороны большевиков и не смогла более существовать в безубыточном состоянии.
Одним из раздражающих новые власти событием стали похороны на монастырском Преображенском кладбище в начале июля 1920 года известного сибирского общественного деятеля Григория Николаевича Потанина, имя которого связывали и с революционной антимонархической деятельностью в России ещё с XIX века, и с фактом падения советской власти в Томске в июне 1918 года: как известно власть тогда взяли на себя томские «потанинцы». В день его похорон в траурной процессии, которую скрепя сердцем разрешили губернские власти, за гробом шёл чуть ли не весь город. Такого размаха и присутствия народа большевики позднее не смогли организовать на «идеологические» похороны (фактически — перезахоронение) «большевиков — жертв колчаковщины», которые были проведены ими в тот же год на площади Революции. Как свидетельствовали современники, Потанин успел уйти раньше, чем его бы репрессировали органы ОГПУ в конце 1920-х… Перед смертью Г.И. Потанин жил в доме, примыкающим к западной границе монастыря, ныне это пока ещё сохранившийся дом по ул. Белинского, 80.
В 1923 и 1924 году все Иоанно-Предтеченские монастыри (как и многие другие монастыри) на территории советской страны подлежали срочному закрытию и упразднению. Однако в то же время Советское правительство в Москве попыталось создать лояльную к РСФСР обновленческую русскую православную церковь. Это вызвало в стране церковный раскол. Но с 1923 года в Томске при Успенском соборе монастыря была сделана попытка создать религиозную общину обновленческой ориентации. Эти верующие обратились к губернским властям разрешением на право пользоваться и Иннокентьевской церковью, которая с весны 1920 года стояла с разобранным иконостасом и бездействовала.
Обновленческая православная община не смогла содержать Иннокентьевскую церковь, 8 апреля 1929 церковь томским горисполкомом была изъята у общины и закрыта для богослужений. Постановлением Сибирского краевого административного отдела от 4 июня 1929 года община была окончательно упразднена. Священник Успенского собора М.Л. Попов 31 января 1930 года снял с себя сан священнослужителя, 18 марта 1930 года Сибкрайисполком утвердил решение о закрытии Успенского собора и его разборке на кирпичи.
6 июня 1930 года кладбище было приказано закрыть для любых захоронений и предписывалось начать снесение буржуйских могил — подлежали демонтажу все надгробные сооружения: каменные памятники и плиты направлялись на мощение тротуаров и дорог, а также использовались в качестве стройматериалов — с идеологической целью искоренения элементов православной русской культуры и духовности в быту советского человека. Власть игнорировала то, что на кладбище были похоронены видные деятели томской истории, профессора Университета и Технологического института, а также то, что здесь, в частности, в начале XX века были похоронены известные томские революционеры: лидер « сибирского областничества » Григорий Потанин и социал-демократ томской РСДРП тов. Иосиф Кононов)… Место становилось городским пустырём, который предусматривалось со временем превратить в парк горкомхоза для создания здесь аллей прогулок студентов и молодёжи.
Однако приказ не был выполнен и до 1940 года включительно сюда, на «профессорскую аллею», продолжали хоронить усопших учёных и академиков Томска, прежде всего хоронили профессоров бывшего Сибирского (Томского) технологического института.
В 1940-х гг. возникла проблема расширения Политехнического института. С первых послевоенных лет стали разрушать здания церквей монастыря для получения строительного материала для возведения новых хозяйственных зданий города. Иннокентьевскую церковь разобрали на кирпичи в 1950 году. По решению советских и городских партийных органов в 1950-х гг. кладбище и остатки церковных зданий монастыря снесли, территорию разровняли и отдали под застройку новыми вузовскими общежитиями и домами для преподавателей. С большим трудом усилиями томских общественников-краеведов практически уже утраченные могила Григория Потанина и могила профессора Порфирия Крылова были перенесены на территорию ТГУ, могила академика М.А. Усова — на Южное кладбище.
Современность
При застройке территории собственно бывшего монастыря был сформирован посёлок «Студгородок», вокруг которого к 1970-му году разрослась новая городская инфраструктура улиц и проездов. Первые здания являлись общежитиями для студентов, а также здесь была организована клуб-столовая.
От зданий комплекса прежнего монастыря здесь сохранились несколько объектов [10] : «Студгородок, № 1» — кирпичное здание бывшее иконописной мастерской и кельями монахинь-исконописцев; «Студгородок, № 2» — здание бывшего училища для сирот духовного звания; в доме «Студгородок, № 3» располагались [монастырские] аптека, лазарет и Дом Трудолюбия; «Студгородок, № 4» занимали [бывшая] трапезная и канцелярия; «Студгородок, № 5» — домовая церковь Святого Иоанна Предтечи и кельи золотошвей; «Студгородок, № 6» — [бывшая] гостиница; «Студгородок, № 7» — дом игуменьи Евпраксии (ныне здание в аварийном состоянии с хаотичными пристройками и перестройками от жильцов дома, распределённых сюда жить по ордерам горисполкома в 1930-х — 1990-х гг.). По адресу «ул. Учебная, 44» («Студгородок, 1»), в здании бывшей иконописной мастерской, в 1928 году размещалась первая томская радиостанция [11] … К ведению монастыря относились также объекты, ныне приписанные к параллельным улицам: это здания с современными адресами «ул. Студенческая, 29» (двухэтажный брусчатый дом жилого назначения, ныне реставрированный), «ул. Белинского, 82» (двухэтажный брусчатый дом жилого назначения, расположенный рядом с домом «ул. Студенческая, 29»), «ул. Студенческая, 43» (он же — «ул. Учебная, 40», двухэтажный кирпичный дом ныне жилого назначения), «ул. Пирогова, 42/2» (он же — «ул. Студенческая, 57», двухэтажный брусчатный дом ныне жилого назначения).
Отдавая дань исторической русской культурной памяти, в 1996 году на месте близ бывшего Иоанно-Предтеченского собора была вновь построена и открыта часовня в честь святой блаженной Домны Томской, духовной покровительницы студентов. Считается, что святая томская старица была похоронена примерно в этом месте. Часовня опекается как Томской митрополией (прежде всего — силами Томской духовной семинарии), так и Томским политехническим университетом (бывший Первый Сибирский Томский, его Императорского Величества Николая Второго, государственный Технологический институт)
Надпись на мемориальной доске часовни сегодня гласит:
…Сия часовня поставлена на территории бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря в память о святой Домне Томской, профессорах и преподавателях Томского технологического института императора Николая II, императорского Томского технологического института и о всех здесь погребённых.
Монастырские праздники
Некоторые из известных людей, похороненных на Преображенском кладбище
Православные священнослужители
Известные граждане Томска
Литература
Фотогаллерея
Иннокентьевская церковь монастыря в 1898 году (вид с северо-западной стороны). На заднем плане справа за зданием Иннокентьевской церкви справа виден Успенский собор. Слева за церковью виден купол оригинальной часовни Домны Томской.
Трапезная и Иннокентьевская церковь монастыря, вид с южной стороны (от Успенского собора). Ныне, с 1996, на месте этого собора поставлена копия-реплика Часовни Домны Томской.
Иннокентьевский храм монастыря в 1903 году (вид с севера). На заднем фоне вида Успенская церковь.
Часовня Домны Томской, вид в 2018 году на её новую копию-реплику. Оригинальная часовня была построена в 1876 году восточнее 100 метров от этого места.
Современная мемориальная доска на часовне Домны Томской.
Здание «Студгородок, 1» — бывшее здание хозназначения комплекса монастыря.
Здания «Студгородок, 1» (вид с тыла) и «Студгородок, 2» (справа). В заднии № 2 до революции действовала церковно-приходская школа для девочек-сирот благородного звания.
Здание «Студгородок, 1» — вид с тыла после детополизации в январе 2019.
«Студгородок, 2» — здание бывшей Монастырской приходской школы комплекса монастыря.
«Студгородок, 3» — здание бывшей монастырской аптеки.
Здания «Студгородок, 4» (ныне дом послушников и студентов Томской духовной семинарии) и далее — пятиэтажка «ул. Пирогова, 19».
Здание «Студгородок, 4» — объект деревянного зодчества «Трапезная Иоанно-Предтеченского монастыря».