Иоанно введенский женский монастырь тобольск история
оанно-Введенский монастырь был основан в 1653 г. Первоначально он был мужским. Место для создания обители указала Сама Пресвятая Богородица через чудотворный Свой образ Знамение.
В 1638 году эту икону несли из Абалакского мужского монастыря в город Тобольск. Крестный ход проходил через деревню Шанталык. Местный деревенский крестьянин Василий подвёл к иконе свою слепую от рождения дочь Анну, и она неожиданно для всех чудесно прозрела. Это чудо от иконы сильно поразило всех, а тогдашний архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон благословил основать на этом месте иноческую обитель. Он же и заложил здесь первый деревянный храм в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Усекновения честной его главы. Местность здесь пустынная. Обитель расположилась между двумя возвышенностями и получила название Иоанновская междугорская пустынь.
Деревня Шанталык с тех пор стала называться село Ивановское, а в настоящее время носит название – посёлок Прииртышский.
Мужская обитель существовала здесь в течение двухсот лет. Деревянный храм в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи просуществовал около ста лет, но затем он сгорел, и неподалеку от него был заложен новый каменный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (празднование 7 июля по новому стилю). Этот храм существует и поныне.
Монахи вели своё хозяйство, занимались рыболовством, имели небольшое свечное производство. Но к середине XIX века численность монастырской братии весьма уменьшилась, монастырь почти запустел, хозяйство пришло в упадок. В связи с этим архиепископ Тобольский Евлампий в 1854 году обратился в Священный Синод с просьбой перевести оставшуюся братию (которой к тому времени и насчитывалось всего два человека) в Абалакский мужской монастырь, а Иоанновскую обитель преобразовать в женскую. В 1864 году было получено на это Высочайшее Утверждение Государя Императора, а обитель, по этому же Указу, стала именоваться Иоанно-Введенскою.
Тогда же был освящен второй храм обители – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (празднование 4 декабря по новому стилю).
Первая настоятельница монахиня Серафима, прибывшая из Туринского Николаевского монастыря, управляла обителью менее одного года. В 1865 г. пост управления заняла монахиня Дорофея, вызванная из Ново-Тихвинского монастыря. За годы ее управления был введен устав Новгородского Юрьева монастыря, составлен прекрасный монастырский хор, введено неопустительное совершение монашеского правила, чтение Псалтири с поминовением живых и усопших благотворителей обители. Во время трапез были установлены чтения поучений Святых отцов и житий Святых. Сестры выполняли разные виды послушаний: занимались в златошвейной мастерской – вышивали золотом и серебром и шелком. Также налажено было свечное производство, занимались скотоводством и хлебопашеством. В пяти верстах от монастыря на заимке Жуковке были устроены разные хозяйственные службы, мукомольная мельница. Отстроен скотный двор, где содержали немало лошадей, рогатого скота, разной дворовой птицы. Производились строительные работы.
В 1866 г. в монастыре было открыто училище на 30 человек для девиц духовного звания, на устройство которого Н.Д. Пущина, вдова декабриста М.В. Фонвизина, пожертвовала 3000 руб. На втором этаже этого здания располагалась иконописная мастерская, в которой ученицы под руководством сестер занимались рукоделием. В достопамятное посещение Тобольска Его Императорским Высочеством, Великим Князем Владимиром Александровичем, настоятельница Дорофея со старшими сестрами обители удостоились поднести Его Величеству икону Иоанна Предтечи, шитую золотом; работы от учениц – туфли, шитые золотом по голубому бархату, и записную книжку, шитую также золотом по малиновому бархату. Также подарили икону святого Иоанна Предтечи Великому князю Алексею Александровичу, побывавшему в Тобольске в 1872 г., написанную сестрами обители.
В теплом и холодном храмах были устроены хоры, расширен трапезный корпус и к нему сделана каменная пристройка с восточной стороны, где размещалось помещение для печения хлеба и варения кваса. Над трапезным корпусом надстроен был также второй этаж с железной крышей – здесь поместились сестры-рукодельницы.
В 1870 г. число живущих в обители сестер достигало до 77 человек, из них 8 монахинь.
По смерти игумении Дорофеи в 1874 г. на место настоятельницы монастыря указом Консистории была утверждена монахиня Августа. Однако из-за слабого здоровья она была уволена по собственному желанию. В 1877 г. приступила к руководству монастырем монахиня Евсевия из Владимирского Успенского монастыря. За время ее пребывания большое внимание уделено было свечному производству, но при этом значительно сокращено хлебопашество и животноводство. Для размещения свечных кладовых в 1879 г. с южной стороны настоятельского корпуса была устроена двухэтажная деревянная пристройка. В 1881 г. училище девиц духовного звания переведено в г. Тобольск и преобразовано с третьеклассного в шестиклассное.
По смерти игумении Евсевии в 1885 г. настоятельницей монастыря Святейшим Синодом утверждена монахиня Миропия. С детских лет она воспитывалась в Туринском Николаевском женском монастыре. В 1867 г. Миропия вместе со своими родителями и тремя родными сестрами, в будущем ставшими монахинями – Анной, Иоанной и Марией переехали на жительство в Иоанно-Введенский монастырь, которому сестры посвятили все свои молодые силы и способности. Родители их тоже приняли монашеский постриг в Иоанно-Введенском монастыре. Мать ее была пострижена здесь в схиму с именем Митрофания, а отец, подвизавшийся в Абалакском мужском монастыре – иеромонах Андроник – был пострижен здесь в схиму с именем Аввакум.
Сразу по вступлении на должность настоятельницы Миропия озаботилась о необходимых хозяйственных нуждах и постройках монастыря. В 1886 г. был построен новый деревянный этаж над свечным корпусом, отремонтирована часовня. В 1887 г. вне стен монастыря был выстроен деревянный двухэтажный дом, в котором в верхнем этаже располагалась квартира для священника и училище для детей, где на полном содержании от монастыря обучалось около 20 татарских мальчиков и детей местного Ивановского селения. В нижнем этаже были устроены богадельня для престарелых и гостиница для богомольцев. Был расширен теплый храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенный в Архиерейском доме. Внутри его в каменной стене, отделявшей ризницу, была пробита полуциркульная арка (которая существует и поныне). Для ризницы возведена была каменная надстройка над алтарем, устроен купол с позлащенною главою и крестом.
В 1888 г. возведен второй каменный этаж над корпусом, где раннее располагалось училище для девиц духовного звания, предназначенный для рукодельной и иконописной мастерских.
Заботами настоятельницы Миропии в монастыре был устроен приют для детей сирот и детей самых бедных родителей, в котором проживало на содержании монастыря до тридцати человек. Их обучали грамоте и рукоделию. Работы монастырских мастериц участвовали на Всероссийских выставках. Много внимания уделялось песнопению, для монастыря выписывали из других мест и переписывали произведения лучших церковных композиторов. Развивалась иконописная и живописная деятельность, для обучения этому мастерству матушка Миропия отправляла сестер в Екатеринбургский монастырь. При ней было расширено свечное производство, налажена выделка кирпича, устроено особое помещение под больницу. В то время в монастыре проживало более двухсот человек, из них 45 монахинь и 49 рясофорных послушниц. Развивалось сельское хозяйство монастыря, разрабатывались пахотные земли, имелся скотный двор, где содержалось более 50 голов рогатого скота, лошади и дворовая птица.
В 1900 г. построен каменный храм, освященный во имя Живоначальной Троицы с приделами Почаевской Божией Матери и святителя Митрофана Воронежского с пристройками к храму просторных помещений для сестер. В храме помещалось 4000 человек. Для иконостаса этого храма были присланы с Афона две иконы: Божией Матери «Неопалимая Купина» (которою 4 сентября в день ее празднования торжественно обносили вокруг монастыря) и Святого Великомученика Пантелеимона. В то время в монастыре находились и другие почитаемые иконы, выписанные с Афона. Пользовались особым и благоговейным почитанием иконы Богородицы Почаевская, Тихвинская, Казанская, чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, свят. Николая Чудотворца (писанная в 1645 г. Архиепископом Герасимом), преп. Сергия Радонежского.
В 1892 г. старая часовня, находившаяся на месте церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, была перенесена на заимку Жуково, а на месте ее заложена новая каменная церковь с усыпальницей (предназначенная для погребения благочестивого рода Дружининых – родителей, сестер и самой игумении Миропии). После завершения строительства в 1904 г. храм был освящен в честь преп. Серафима Саровского. Здесь поминался царский род Романовых и православных воинов, положивших живот свой за веру, царя и Отечество.
Женская обитель стала быстро восстанавливаться. К началу XX века монастырь стал, можно сказать, процветающим. Один из архиепископов, объезжая Сибирь и побывав в Иоанно-Введенском монастыре, нашёл обитель «во всех образцовой». В 1904 г. после смерти матушки Миропии обителью стала управлять ее сестра – монахиня Мария. В 1906 г. она возведена в сан игумении. Число насельниц обители к началу XX века составляло около 250 человек, из них около 70 были монахинями.
В историю монастыря вошли события, связанные с Царственными мучениками. В 1918 году Царская семья была отправлена в Сибирь. Вначале их привезли под конвоем в Тобольск. Здесь Государь Император Николай со всей своей семьёй находился под стражей. Обращались с ними грубо, выходить никуда не разрешалось, даже в церковь. Для совершения Божественной службы к ним в дом посылался священник. Сестры Иоанно-Введенского монастыря всячески пытались помочь Царственным страстотерпцам. Они тайком от стражи посылали царской семье продукты питания, молоко, тёплые вещи, передавали записочки. Монахини певчие пели для них на богослужениях.
В память об этом внимании и заботе, проявленной сестрами монастыря к царской семье, уже в настоящее время, после её прославления, специально для монастыря была написана икона Царственных страстотерпцев. Сейчас она находится в храме св. Иоанна Предтечи, перед ней горит неугасимая лампада. В 1919 г. в монастыре располагался полк Белой Армии, который монахини безвозмездно довольствовали.
После революции обитель просуществовала до 1923 года. В 1924 г. монастырь был закрыт, все церковные ценности конфискованы. Монастырь подвергся полному разорению. Конфискованы иконы украшенные золотом серебром и дорогими камнями. Некоторые иконы разносили по своим домам местные жители.
Так спустя 70 лет после закрытия монастыря в городе Заводоуковске Тюменской области была обретена икона Божией Матери «Целительница», писанная в Иоанно-Введенском монастыре, которая пользуется большим почитанием сестер и паломников. В нынешнее время засвидетельствованы несколько исцелений от Чудотворной иконы Божией Матери. Возвращены в монастырь еще две иконы Пресвятой Богородицы, написанные сестрами в начале ХХ века: «Утоли моя печали», список иконы «Абалакской Божией Матери».
Последняя игумения Мария, казначея и ещё несколько старших сестер были арестованы и отданы под суд. Они были отправлены в тобольскую тюрьму, и, по некоторым сведениям, там и скончались мученически. Остальных сестер разогнали. Обитель какое-то время ещё пыталась существовать под видом сельхозартели, но и таким образом монахини не могли избежать преследований. С 1933 г. в монастыре располагался детский интернат. Он просуществовал здесь до 70 годов прошлого столетия. В 1977 году в монастыре разместилось воинское подразделение, которое занимало здания монастыря ещё в течение почти двадцати лет.
Адрес: 626123 Тюменская область, Тобольский район, пос. Прииртышский, ул. Редикульцева,5
Обитель эта в десяти верстах от Тобольска получила свое название по живописнейшему местоположению – между двух гор. Монастырь (первоначально мужской) был основан в 1653 г. на месте, указанном Пресвятой Богородицей через чудотворный образ Ее «Знамение».
В 1864 г. мужская обитель преобразовалась в женскую. Перед революцией в ней насчитывалось 300 сестер, в числе которых было несколько схимниц. Служба шла на восьми престолах в пяти храмах. В одном из них находилась часть мантии Преподобного Серафима, открытая для поклонения богомольцам.
Здесь неопустительно, за каждой службой поминался весь Царский Род. Тут же находилась усыпальница Дружининых, с родом которых с 1885 г. был тесно связан монастырь. Иоанно-Введенскую обитель неоднократно посещал Г.Е. Распутин. Особенно в тесных отношениях он был с последней (с 1904 г.) настоятельницей обители игуменией Марией (Дружининой, 18??†1922? 1923?).
Игумения Мария (Дружинина).
Недавно в одном из архивов Екатеринбурга было обнаружено четыре письма Григория Ефимовича, адресованных матушке Марии. К сожалению, ни одно из них не датировано. Сохранился конверт лишь одного из них, отправленного 17 ноября 1911 г. из Покровского и уже на следующий день врученного адресату.
Конверт и две странички из писем Г.Е. Распутина матушке Марии. Государственный архив Свердловской области (г. Екатеринбург).
В связи с нуждами обители в феврале 1914 г. игумения Мария была принята (вероятно, не без ходатайства Г.Е. Распутина) Императрицей Александрой Феодоровной.
Уведомление игумении Марии о предстоящей ей 5 февраля 1914 г. Высочайшей аудиенции у Императрицы Александры Феодороны. Государственный архив Свердловской области (г. Екатеринбург).
Примечательно, что во время пребывания в 1917-1918 гг. Царской Семьи в Тобольске четыре монахини из Иоанно-Введенского монастыря пели на клиросе во время во время служб, проходивших в большом зале губернаторского дома, в котором содержались Августейшие Узники.
Богослужение в домовой церкви губернаторского дома в Тобольске. Служит о. Алексий Васильев. Справа на клиросе монахини Иоанна-Введенского Междугорного монастыря. Зима 1918 г. Фото Ч. Гиббса.
Именно матушке Марии (через посредство камердинера Государя Т.И. Чемодурова) были вверены для хранение царские драгоценности. Узнав об этом, чекисты арестовали игумению Марию вместе с некоторыми сестрами. Брошенные в тобольскую тюрьму, они приняли там мученическую кончину. В 1924 г. монастырь был закрыт, все церковные ценности конфискованы. Обитель подверглась полному разорению.
Иоанно-Введенский женский монастырь (Ивановский монастырь) — православный женский монастырь, расположенный в поселке Прииртышский, в 5 километрах от города Тобольска.
История
Иоанно-Введенский женский монастырь был основан 1653 году. Считается, что место основания обители указала сама Пресвятая Богородица через Свой рукотворный образ Знамение. Произошло это в 1638 году во время Крестного хода, тогда на месте будущего монастыря деревенский крестьянин Василий подвёл к иконе свою слепую от рождения дочь, которая неожиданно для всех окружающих исцелилась. Пораженный этим чудесным явлением архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон дал свое Благословление на основание в этом месте иноческой обители. Положительную роль в выборе места будущей обители также сыграло и наличие в непосредственной близости архиерейской дачи, располагавшейся в этом месте с 1620 г.
Основан монастырь был как мужской, но к середине XIX века монастырь почти запустел, хозяйство пришло в упадок. В связи с этим в 1854 году Тобольским Архиепископом Евлампием было направлено прошение в Священный Синод с просьбой перевести оставшихся двух монашествующих в соседний Абалакский монастырь, а Иоанновскую мужскую обитель преобразовать в женскую.
После получения в 1864 году Высочайшего Утверждения Государя Императора, монастырь стал именоваться женским Иоанно-Введенским монастырем. На должность первой настоятельницы была выбрана монахиня Серафима из Туринского монастыря, однако в силу преклонного возраста, она вскоре пожелала возвратиться обратно. На должность настоятельницы прибыла монахиня Дорофея из Екатеринбургского Новотихвинского монастыря.
С этого времени жизнь монастыря качественно изменилась:
После смерти игуменьи Дорофеи место настоятельницы заняла, прибывшая из Екатеринбургского монастыря монахиня Августа, запомнившаяся неукоснительным следованием порядкам, установленных матушкой Дорофеей. По слабости здоровья монахиня Августа была уволена с этой должности по собственному желанию.
В 1877 году на должность настоятельницы прибыла монахиня Евсевия, при которой сильное развитие получило свечное производство, а училище для девиц духовного звания было закрыто и переведено в Тобольск.
После ухода из жизни игуменьи Евсевии, должность настоятельницы заняла монахиня Миропия, которая с раннего детства проживала в монастыре. Мирония свои усилия сконцентрировала на обустройстве обители. В её правление на территории монастыря были построены два храма, кроме того была открыта бесплатная церковно-приходская школа для русских и татарских детей, а также богадельни для престарелых и детей-сирот.
После смерти в 1904 году игуменьи сёстрами обители на должность настоятельницы была выбрана сестра Миропии Мария. В 1907 году в связи с увеличением числа монашествующих монастырь был возведён из третьеклассного во второклассный. К тому времени число проживающих в обители достигло 265 человек, из них монахинь 61 человек.
Упадок монастыря начался с 1917 г. Уже при временном правительстве монастырь лишился выплаты жалованья, за отказ от передачи воспитанников монастыря в ведение Министерства народного просвещения.
С приходом Советской власти жизнь монастыря практически прекратилась, что помимо прочего было обусловлено помощью бойцам Белой гвардии временно расквартированным около монастыря в 1919 году и поддержкой оказываемой монахинями последнему Императору России Николаю II, отбывавшему ссылку в Тобольске».
Настоящее время
В 1998 году монастырь был передан в ведомство Тобольско-Тюменской Епархии и 26 января вновь открыт. В последние годы на территории монастыря осуществлен большой объём реставрационных работ.
Спустя 70 лет после закрытия монастыря в городе Заводоуковске Тюменской области была обретена икона Божией Матери «Целительница», писанная в Иоанно-Введенском монастыре, которая пользуется большим почитанием сестер и паломников. Возвращены в монастырь ещё две иконы Пресвятой Богородицы, написанные сестрами в начале ХХ века: «Утоли моя печали», список иконы «Абалакской Божией Матери»..
Всего в 10 километрах от города Тобольска, на живописнейшем месте между двух гор, поросших густым сосновым лесом, расположена святая жемчужина земли Сибирской – Иоанно-Введенский женский монастырь. Мало кто знает, что это место было ознаменовано Божьей благодатью, а самому монастырю уже исполнилось 355 лет.
История его началась в 1653 году, когда Архиепископ Симеон заложил на том месте церковь во имя Иоанна Прадтечи. С этого времени на этом месте был образован мужской монастырь. Особено важное значение имела эта обитель для сибирского церковно-общественного и миссионерского строя жизни по своему географическому положению, поместившись на горной части Иртыша, на земле татарского хана Кучума. Таким образом эта обитель служила оплотом от грабежей и насилия окружающих магометан. Так мужской монастырь продолжал свое существование до 1864 года, исполняя свое назначение и проливая блага просвещения среди окрестного населения. В этом году по представлению Епархиального начальства этот монастырь был обращен в женскую обитель, так как в г. Тобольске имелись мужские монастыри и не было женских. 15 декабря 1864 года Указом Консистории вышла в свет к исполнению резолюция Преосвященного Варлаама: «по недостаточности монахинь полного пострижения и впредь до полного образования женской обители признать в должностях, указанных настоятельницей, монахинь и послушниц: в должности казначеи послушницу Анастасию Лыжину, ризничей монахиню Агнию, в должности экономки монахиню Иларию и на должность свечницы монахиню Евпраксию, а монахиню Серафиму именовать правящею должность». Первым священником при женской обители был назначен Преосвященным Варлаамом старец Абалакского монастыря о. Анастасий. Открытие монастыря торжественно было совершено Преосвященным Варлаамом, в присутствии начальника губернии господина Зиновича и многих почтенных лиц г. Тобольска. При самом начале открытия монастыря дочерью статского советника, девицею Екатериною Непряхиной было пожертвовано два билета, каждый по 1000 рублей, на вновь открываемую обитель.
27 декабря 1864 года с молитвою выступила женская обитель на житейское поприще и при трудных обстоятельствах с первых же шагов определила характер своей будущей деятельности. С первых дней устроив школу для обучения дочерей духовенства, обитель стала служить делу воспитания и образования юных дочерей духовенства обширной епархии. Во главе этого монастыря для выполнения трудной задачи религиозно-просветительской деятельности и правильной организации монастырской жизни стали люди, вполне соответствующие своему назначению. Таковыми были приснопамятные игумении: Дорофея, Августа, Евсевия, Миропия. В начале этот монастырь был крайне бедный. Но благодаря стараниям игумений и сестер, обитель возросла в целый каменный городок, обнесенный каменною стеною и башнями по углам и заново отстроенною трехпрестольною церковью во имя Святой Троицы, вмещающей более 4000 человек. Собор строился с большими перерывами 12 лет. Постройка производилась хозяйственным способом наемными рабочими, но большая часть принадлежит сестрам обители.
В 1887 году вне монастыря был выстроен деревянный двухэтажный дом для училища, где на полном содержании монастыря обучались 20 татарских мальчиков и несколько детей крестьян из Ивановского селения. В одной половине нижнего этажа устроен приют для престарелых и сирот духовного звания. Теплый храм, неасколько позволяла возможность, расширен. Для ризницы же возведена каменная надстройка над алтарем. Заботы настоятельницы Миропии не ограничиваются одним внешним благоустройством обители, немало усердия и трудов полагает она на удовлетворение внутренних нужд многосчисленной своей духовной семьи, возросшей до более 200 человек. Сельское хозяйство во многом, против прежнего, расширено, скотоводство увеличено. На конец 80-х годов XIX века насчитывалось рогатого скота более 40 голов, рабочих лошадей 50 штук. Свечное производство приняло обширные размеры и Указом Духовной Консистории от 11 декабря 1887 года было постановлено обязательно для всей Тобольской епархии, кроме Туринского округа, где имеется при монастыре свечной завод, покупать восковые свечи в Ивановском монастыре
8 сентября 1885 года при Иоанно-Введенском монастыре было открыто училище по словесному приказанию Преосвященного Авраамия. 9 сентября началось обучение. Первыми учащимися были восемь монастырских послушниц, четыре сельские девочки и четыре мальчика. Всего 16 человек. Монахиня Миропия, являясь настоятельницей монастыря, взяля на себя попечительство о жизни училища. К 1887 году в училище уже обучалось 32 человека, из сословий мещанских, чиновнических, духовных, крестьянских. На 1888 год есть указание на обучение в училище татарских мальчиков в количестве 16 человек.
В 1893 году монастырь постигло несчастье; начался пожар, который уничтожил многие труды сестёр, предпринятые ими для благоустройства обители. Но несмотря на большие убытки в скором времени всё было приведено в порядок благодаря заботам монашествующих и пожертвованиям благочестивых христиан.
После смерти в 1904 году игуменьи сёстрами обители на должность настоятельницы была выбрана сестра Миронии Мария. В годы её управления обителью уже не производилось крупное строительство, а лишь всё ремонтировалось. В 1907 году монастырь был возведён из третьеклассного во второклассный с сохранением получаемого им от казны содержания. Это событие было обусловлено тем, что количество человек в монастыре год от года увеличивалось, и в 1907 году число проживающих в обители достигло 265 человек, из них 61 монахиня, а по штату третьеклассных девичьих монастырей должно быть 17 монахинь.
Настоятельница, отмечая важность происходящего, писала: «Значение этого события велико, и отголоски его будут слышаться долго-долго в тайниках безмолвной иноческой жизни».
Все годы своего существования монастырь занимался миссионерской деятельностью, сёстры обители не только безвозмездно содержали на своём счету школу и богадельни, но активно помогали Родине в самые трудные для неё времена.
После вступления России в первую мировую войну, которая началась в1914 году, монастырь активно помогал фронту деньгами, продуктами, одеждой. Многие сёстры обители служили в Тобольской губернской общине Красного Креста по уходу за больными. Монастырь делал постоянные пожертвования в пользу Общества Красного Креста, а также в пользу беженцев. С 1915 года настоятельница принимала до десяти человек воинов в покои обители до их выздоровления. В детский приют она постоянно брала сирот, родители которых погибли на войне.
С момента отречения императора от престола для монастыря начались трудные времена. Сёстры обители в 1917 году отказались передать воспитанников и церковно-приходскую школу в введение Министерства народного просвещения по указу временного правительства, поэтому земская управа прекратила выдачу им жалованья. Многочисленные документы свидетельствуют, что во время пребывания семьи Романовых в Тобольске монахини на свой страх и риск установили связь с членами царской фамилии. Игуменья Мария часто бывала у Романовых, передавала записки, послания, продукты и даже выносила некоторые ценности из дома, где они в это время находились в заключении. В 1919 году в монастыре стоял белый полк, который монахини безвозмездно довольствовали.
После утверждения советской власти началась повсеместная экспроприация церковного имущества. На основании ордера от 23 апреля 1923 года в обители был произведён обыск, и все ценности изъяты. Конфискации подлежала не только церковная утварь и церковные одежды, но и ткани, имеющиеся в мастерских, продукты и даже личная одежда монахинь. Настоятельница приказала наиболее дорогие церковные ценности спрятать в различных местах: в стогах сена, в специально вырытых могилах, под полом и в других местах. Однако все спрятанные ценности были найдены. В связи с этим 25 сестёр монастыря вынуждены были предстать перед судом, где их обвинили в сокрытии церковных ценностей. В итоге суд, руководствуясь ст. Уголовного Кодекса РСФСР, приговорил: одну монахиню сроком на 6 лет, четырёх на 5 лет, двух на 3 года, но в связи с амнистией в честь пятилетия Октябрьской революции срок был сокращён наполовину. Остальных сестёр или приговорили условно, или оправдали. После этих событий монастырь окончательно ликвидировали, но сёстры продолжали там жить, так как им некуда было идти.
После ликвидации монастыря здесь была организована Ивановская религиозная община, которая стала хлопотать перед различными инстанциями о выселении монахинь из занимаемых ими помещений.
В 1928 году была вновь сделана попытка привлечь к суду сестёр по заявлению гражданки Баженовой, которая обвиняла их в расхищении находящегося в арендном пользовании церковного имущества. Однако дознание показало, что вины обвиняемых нет, так как имущество, развозившееся по разным местам в ящиках, принадлежит лично монахиням, а вывозилось оно вследствие их выселения из занимаемого помещения.
После выезда монахинь здания монастыря стали постепенно разрушаться. Уже в 1928 году проверка церковного имущества Ивановской религиозной общины чинами церковного совета отмечала, что здания внутри не ремонтируются, не отапливаются, а в некоторых храмах организованы склады.
В 1933 году здания монастыря были отданы под интернат для сирот, а с 1977 года там размещалась воинская часть, которая выехала в 1998 году. В этом же году монастырь был передан в ведомство Тобольско-Тюменской Епархии и 26 января вновь открыт. Туда прибыла из Свято-Казанской Амвросиевской пустыни, что в Шамардино Калужской области, новая настоятельница матушка Феодосия с благочинной.
Пока в монастыре семь послушниц. Недавно в одном из менее разрушенных зданий была открыта домовая церковь. Вся работа по восстановлению и ремонту зданий ложится на хрупкие женские плечи.
Настоятельница матушка Феодосия приглашает всех желающих посетить монастырь, оказать посильную помощь, а также поселиться в обители для богоугодной жизни ради спасения своих душ и вознесения молитв за ближних.
p style=С момента отречения императора от престола для монастыря начались трудные времена. Сёстры обители в 1917 году отказались передать воспитанников и церковно-приходскую школу в введение Министерства народного просвещения по указу временного правительства, поэтому земская управа прекратила выдачу им жалованья. Многочисленные документы свидетельствуют, что во время пребывания семьи Романовых в Тобольске монахини на свой страх и риск установили связь с членами царской фамилии. Игуменья Мария часто бывала у Романовых, передавала записки, послания, продукты и даже выносила некоторые ценности из дома, где они в это время находились в заключении. В 1919 году в монастыре стоял белый полк, который монахини безвозмездно довольствовали.