иордания храм в скале название
Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VII. Петра
— Пожалуйста, если хочешь — пойдём, сядешь поближе, — в темноте я не сразу понимаю, к кому обращены эти слова на ломаном английском. Потом соображаю, что это ко мне обращается пожилой араб, сидящий рядом на скамейке. Скамейка приткнулась сбоку от Эль-Хазне — знаменитого высеченного в скале набатейского храма.
На площади собралась порядочная толпа туристов, пришедших посмотреть на ночную Петру. Вся площадь уставлена бумажными фонариками. В центре на стуле сидит музыкант и играет какую-то арабскую мелодию, бесконечную, тягучую. Вспышки фотоаппаратов тонут в душной темноте.
Петра. Мавзолей Аль-Хазне.
Побывать в Иордании и не посетить Петру значит совершить непростительную глупость. Потому что этот опустевший почти полтора тысячелетия назад древний город —настоящее чудо. Помнится, когда в 2007 году в интернете проходило голосование и люди выбирали новые семь чудес света, Петра одна из немногих была неоспоримым претендентом, а потом действительно вошла в это число.
А теперь мы ходим по улицам этого полумифического древнего города, и осознать этот факт получается не сразу — уж очень всё это странно и удивительно.
Петра. Столица древней Идумеи, а затем — и Набатейского царства. Город, через который во главе израильского народа проходил пророк Моисей во время сорокалетних странствий по пустыне. Город, неподалёку от которого он похоронил своего старшего брата Аарона, первого еврейского первосвященника.
Как мог возникнуть большой и цветущий город посреди пустынных гор? Большой — это не преувеличение: на рубеже нашей эры население Петры составляло 40 тысяч человек. Для туриста, попавшего сюда впервые, этот факт становится неожиданностью; как правило, первая и единственная ассоциация, связанная с Петрой, — это как раз Эль-Хазне, знаменитый фасад, ставший фактически туристическим логотипом Иордании.
Петра долгое время оставалась сокрытой от посторонних глаз благодаря своему расположению в глубоких горных ущельях
В то время как мавзолей (храм? сокровищница? у учёных нет единого мнения на сей счёт) Эль-Хазне — это действительно только парадный фасад Петры, помимо которого здесь сохранилось огромное количество древних памятников.
Мы бредём по каменистой дороге между невысокими скалами. Где-то впереди — ущелье Сик, та единственная дорога, по которой можно попасть в Петру. Местный туристический бизнес олицетворяют многочисленные коляски, запряжённые лошадьми, да всадники, лихо гарцующие перед туристами и предлагающие преодолеть два километра до Петры верхом. Нет, отказать себе в удовольствии неторопливо пройтись по узкому (иногда ширина достигает буквально нескольких метров) ущелью мы не можем и продолжаем свой путь.
Наш и без того словоохотливый гид Самер здесь не умолкает ни на минуту. Оно и понятно: Петра — уникальное место, настоящая жемчужина древнего мира, и рассказывать (равно как и слушать) о ней можно часами.
— Здесь пересекались торговые, караванные пути. И Петра была отличным местом для их отдыха, перевалочным пунктом. Караваны, которые прибывали сюда, были в безопасности — город всегда был отлично защищён, — рассказывает Самер.
Сувенирная лавка у входа в ущелье Сик
Да-да, и снова — экономика, выгода, доход. “Money makes the world go round”. Деньги местные жители зарабатывали, как сейчас бы сказали, в сфере услуг — помимо гарантий безопасности, они предоставляли купцам кров, пропитание и воду. Постепенно набатеи начали сами скупать товары, доставлять их на рынки отдалённых городов и перепродавать там с выгодой для себя. Приезжие купцы, проигрывая в цене, выигрывали в безопасности торговли и обороте.
С безопасностью здесь на самом деле было всё в порядке. В древности мало кто знал, как попасть в Петру; вход в ущелье надёжно охранялся, местные жители держали в тайне это место. Но даже если кто-то из непрошенных гостей и проникал в ущелье Сик, выбраться из него живым шансов было крайне мало. Даже прославленные римские легионы, когда пришли сюда на рубеже нашей эры, не смогли взять Петру. Лишь в начале II века н. э. Набатейское царство вошло в состав Римской империи, и это вхождение стало скорее результатом политического процесса, нежели прямого завоевания.
В узком просвете мелькает розовый фасад Эль-Хазне. Мы выходим на площадь-колодец, окружённый в трёх сторон скалами бледно-кораллового цвета. Добро пожаловать в Петру.
Наиболее величественные сооружения Улицы Фасадов в Петре — захоронения набатейских царей
Количество, масштабы и совершенство сохранившихся здесь сооружений поражают воображение. В скалах, окаймляющих разветвлённое ущелье, древние набатеи высекли огромные здания. До сих пор не найден ответ на вопрос, как они это сделали с точки зрения технологии. Равно как не понятно до конца, чем являлись скальные сооружения по своему назначению — усыпальницами местных правителей и вельмож, храмами в честь древних богов, чем-то ещё.
— Здесь, справа, были гробницы царей, — наш гид показывает на многометровые величественные фасады, возвышающиеся над ущельем. — А там, с другой стороны, видите — простые, небольшие пещеры, где хоронили обычных горожан. Мы называем это место «муравейник».
Метко. Чёрные отверстия пещер жмутся друг ко другу, поднимаясь рядами-этажами вверх по склону. Никаких монументальных фасадов и украшений, разумеется.
То, что здесь хоронили усопших в пещерах, высеченных в скале, — сомнению не подлежит; эта традиция распространена на Востоке. Но как сосуществовали рядом город мёртвых и живая Петра, загадка. По крайней мере, отличить жилую пещеру от пещеры-склепа непросто.
Ущелье Сик, единственный путь к Петре, надёжно защищало её от незваных гостей
Заходим под сень большого навеса у одной из скал. Это сувенирный магазин. Наш Самер привёл нас сюда не для того, чтобы мы отоварились здесь местными побрякушками, а он потом получил свои комиссионные. Дело в другом. Владельцы этого магазина приспособили под него пещеру, ранее служившую усыпальницей. Похоже, теперь это «фишка» их лавки, с помощью которой они привлекают любопытных туристов.
— Вы спрашивали, живёт ли кто-нибудь сейчас в Петре, — Самер, как обычно, несерьёзен. — Вот эти ребята живут. Им неудобно каждый вечер уезжать отсюда и оставлять весь товар в магазине — вот они и ночуют прямо здесь.
А если серьёзно, то в своё время правительство Иордании с трудом решило проблему отселения из Старой Петры местных жителей. Но теперь вроде бы всё утряслось, и современная Новая Петра — это городок, который начинается неподалёку от входа в ущелье Сик и простирается в сторону от древней набатейской столицы.
Петра была богатейшим городом, в этом можно не сомневаться. Масштабы строительства и уровень технологий — тому свидетельства. Вопреки расхожему мнению, Петра не вся целиком высечена в горных породах. Здесь сохранилось много построек, возведённых обычным, традиционным способом, с помощью известняка. И самые монументальные — это храмы.
Древние набатеи были предприимчивые и неглупые люди. Они поняли, что для того чтобы привлечь в свой город ещё больше купцов со всего света, для них надо создать комфортные условия. Вода, пища, охрана, верблюды — это всё понятно, это необходимые вещи. Но цари Петры, выражаясь современным языком, мыслили системно. Они поняли, что приезжий купец-чужестранец будет чувствовать себя спокойнее, если он будет иметь возможность молиться своему богу. Поэтому Петра стала настоящим экуменическим центром древности. Здесь были храмы, вероятно, всем известным на тот момент богам – римским, греческим, ассирийским, египетским. Алтари и жертвенники стояли даже в ущелье Сик, по дороге к городу.
Петра. Руины Великого Храма.
Эта политика местных правителей оправдала себя. На пике своего расцвета Набатея представляла собой торговую империю, которая связывала Средиземноморье с Китаем, Индией, Парфянским царством и Аравией.
В поздний период своей истории, в первые века нашей эры, Петра узнала христианство. Высоко в скалах сохранился так называемый монастырь Эд-Дейр — монументальное здание, напоминающее Эль-Хазне и даже превосходящее его размерами. Предполагают, что с проникновением в эти места христианства здесь жили первые монахи. Помимо этого, туристам показывают развалины храма постройки Vвека. Как и повсюду в Иордании, эта христианская базилика была украшена замечательными мозаиками.
Но христианская история Петры была недолгой. После того как Набатейское царство в 106 году н. э. было включено в состав Римской империи, город постепенно теряет своё влияние. В V-VI веках Петра становится центром конфликта между Византией и Персией, неоднократно подвергается осадам и переходит из рук в руки. В 551 году здесь происходит разрушительное землетрясение, уничтожившее многие города региона. В период распространения ислама географическое положение Петры поначалу способствует её процветанию — город находится на пути в Мекку. Но когда в 750 году нашей эры Аббасиды переносят столицу халифата в Багдад, город начинает стремительно умирать. А конец истории набатеев и вовсе покрыт мраком:
— В какой-то момент этот народ пропал, — Самер, как истинный экскурсовод, в меру сгущает краски, придавая драматизма своему рассказу. — Просто исчез. Никаких следов, никаких документальных свидетельств. Учёные думают, что здесь произошло сильное землетрясение, и люди ушли из Петры из-за эпидемии.
«Муравейник» — гробницы простых жителей Петры или их жилища?
В 747 году в здешних местах действительно произошло ужасающее по силе землетрясение, были разрушены многие города Трансиордании и Палестины. Набатеи, семитские племена, скорее всего, навсегда покинули свою столицу, чтобы ассимилироваться среди родственных народов.
В XI веке Петру, уже необитаемую, заново открыли крестоносцы, но вскоре, к середине XIIIвека, здесь оставались лишь руины, почти полностью погребённые под слоем песка. На многие столетия Петра была предана забвению. Одни только местные бедуины, пасшие своих овец вблизи здешних каньонов, знали о её существовании.
Новая жизнь Петры началась в 1812 году, когда швейцарец Иоганн Буркхардт, принявший ислам археолог-востоковед, путешествовал в этих местах и открыл древнюю столицу Набатейского царства. Про историю этого открытия можно сказать: «Как в кино!»
Во время одного из очередных переходов по долине Вади-Муса (арабское «долина Моисея») он заметил вдали на вершине горы какую-то постройку и спросил сопровождавших его арабов, что это такое. «Могила Аарона», — ответили проводники. Буркхардт, не веря своей удаче, упросил отвести его к этому месту. Хотя швейцарец и хорошо знал арабский язык и путешествовал под видом сирийского купца Ибрагима ибн Абдаллы, всё равно, в здешних краях он был чужаком. Потому сопровождающие его арабы согласились не сразу.
Но когда проводники всё же решились провести Буркхардта к могиле Аарона, судьба сыграла со швейцарцем добрую шутку: они двинулись по самому удобному пути — через ущелье Сик. Ну, а в конце ущелья удачливого исследователя ждал большой сюрприз.
…Бесконечная бедуинская песня заканчивается. Партер, сидящий на брошенных на песок циновках, аплодирует. Певца сменяет следующий актёр. Актёр? Наверное. Вся местная экзотика — чуть-чуть театральная, на экспорт. Вдруг узнаю в человеке, ходящем посреди рядов бумажных фонарей и что-то громко декламирующем на английском, того самого араба, который предлагал мне занять место поближе к певцу.
Он размахивает руками и, делая большие паузы, выкрикивает слова. Он рассказывает притчу о том, как он услышал Голос.
— Я спросил: кто ты? «Я — Петра», — был мне ответ.
Мистически настроенные туристы притихли, внимая эху, которое отражается от стен ущелья и уносит восклицания рассказчика куда-то вверх, к небу.
Какую мудрость поведала древняя Петра этому человеку? Чем готова она поделиться с нами? У каждого, кто побывал здесь, возникла своя связь, завязался свой диалог с этим удивительным местом.
Петре есть что рассказать.
Факт-открытие всей поездки: Иордания — Святая Земля, неотъемлемая её часть. И нельзя познакомиться со Святой Землёй, не побывав в Иордании. Это даже не «вид сбоку», нет. Если Израиль — это первый том-описание запечатлённых свидетельств библейской и евангельской истории, то Иордания — второй. А может быть, и наоборот — если следовать хронологии событий. И читать всё это ценнейшее повествование необходимо целиком.
Шоу «Ночная Петра» пользуется неизменной популярностью у туристов
«Стоянка общественного транспорта» у входа в ущелье Сик
Уникальный красно-розовый оттенок — «фирменный» цвет Петры
Король Абдалла со своего портрета одобрительно наблюдает за тем, как в его стране развивается туристический бизнес
Петра. Семейный склеп, высеченный в скале.
Ущелье Сик вечером освещают сотни бумажных фонарей
Масштабы построек Петры поражают воображение
Древняя Петра
Древняя Петра представляет собой уникальный скальный город, о котором вплоть до начала XIX в. было известно лишь местным бедуинам. Они веками хранили тайну, не подпуская чужаков, так как верили, что где-то здесь были спрятаны царские сокровища. Сегодня необычная достопримечательность открыта миллионам туристов.
Город не раз превращался в съемочную площадку. Петру можно увидеть в кадрах известных кинокартин, в том числе рассказывающих о приключениях Синдбада и Индианы Джонс. Руины и храмы присутствуют в компьютерных играх, упоминаются в романах и многочисленных документальных фильмах.
Петру называют «розовым» городом из-за характерного оттенка скал, усиливающегося в часы восхода и заката. Слоистая структура песчаника создает невероятную палитру красок, меняющуюся в зависимости от освещенности, и восхищает невообразимыми рисунками и разводами, созданными самой природой.
Где находится
Петра прячется от цивилизации на юго-востоке Иордании, недалеко от границы с Израилем. Чтобы доехать до археологического парка, нужно преодолеть расстояние:
Город возвышается над уровнем моря на 900 м, над окружающим плато — более чем на 650 м. Входной портал, открывающий сказочный путь в эпоху глубокой древности, осуществляется со стороны городка Вади Муса.
Экскурсии в Петру
Заказать экскурсионный тур можно в местных туристических агентствах, отелях, у входа в археологический парк в Visitor Centre или заранее, воспользовавшись предложениями на нашем сайте. Последний вариант гарантирует проведение экскурсии с русскоговорящим гидом в указанное время.
Одним днем организованные туристы приезжают из Эйлата и Тель-Авива (Израиль), Акаба и Аммана (Иордания), Шарм-эль-Шейха (Египет).
Билеты
Цены билетов для тех, кто приехал в страну ранее:
Бесплатно — для детей до 12 лет.
Резиденты и лица, имеющие разрешение на проживание в Иордании минимум на год, посещают Петру всего за 1 JD. Оплата наличными принимается в местной валюте. Можно, также, использовать кредитные карты.
Поездка на карете от Центра посетителей (и обратно):
Цена посещения ночного шоу составляет 17 JD. Детям до 10 лет — вход свободный.
Режим работы
Древний город открыт ежедневно:
В пн., ср. и чт. с 20:30 до 22:30 на площади перед Аль-Хазне проводятся ночные шоу с зажиганием 1500 свечей.
Древняя Петра
Город был основан идумеями, потомками Исавы, одного из сыновей библейского патриарха Исаака. Продолжительное время Петра являлась столицей Идумеи, но после поглощения большей части ее территории Набатейским царством на рубеже III—II вв. до н. э. город стал столицей Набатеи. Местные жители называли его Ракму.
Процветанию древней Петры способствовало ее удачное расположение на пересечении торговых путей. Караваны с пряностями передвигались между побережьями Персидского залива, Красного и Средиземного морей, а также между Сирией и Египтом. Дойдя до ущелья, люди и животные отдыхали, запасались пищей и водой, а затем отправлялись в дальнейший путь.
В I в. набатеи стали союзниками Римской империи, а затем древнее государство превратилось в одну из провинций Вечного города. С приходом римлян Петра продолжила свое развитие, однако после открытия морских путей на Восток, караванные маршруты постепенно ушли в небытие. В результате город потерял свое могущество, опустел и затерялся в песках. Есть мнение, что он оказался покинутым еще и по причине ряда землетрясений, нарушивших жизненно важную систему поставки воды. Последние средневековые упоминания о Петре относятся к XII в.
Таинственный скальный город открыл всему миру Иоганн Людвиг Буркхард. Он по крупицам собирал сведения, но попытки найти Петру заканчивались ничем. Однажды швейцарскому путешественнику-востоковеду удалось проникнуть в ущелье, представившись местным бедуинам арабским купцом. Случилось это в 1812 г. Серьезные раскопки начались спустя сто лет.
Достопримечательности Петры
Скальный город высекался в камне и строился много веков, переходя из рук в руки. Именно поэтому в местной архитектуре присутствует смесь элементов эллинистических, римских и восточных традиций. Здесь оставили свой след представители разных культур — идумеи, набатеи, римляне, арабы, византийцы и даже крестоносцы.
Протяженность Главной тропы Петры составляет 4 км. От нее можно отправиться дальше — к монастырю Ад-Дейр (800 ступеней подъема) или в середине пути (у Амфитеатра) свернуть налево и взобраться на высокую площадку, чтобы взглянуть на древний город с необычного ракурса. Стоит отметить, что оба подъема чрезвычайно затруднительны. Местные предлагают услуги ослика, но ехать на бедном животном вверх, слыша постоянные удары кнута, не каждый сможет. С этими животными здесь не церемонятся и жестоко эксплуатируют.
Вход на Главную тропу расположен в восточной точке маршрута, у Центра посетителей. Представим несколько ключевых археологических памятников.
Баб Аль Сик
От туристического офиса до ущелья Сик придется идти около километра по «открытой» дороге, поэтому следует взять с собой головной убор и солнцезащитные очки. Приблизительно посередине пути появится глыба с высеченными вертикальными полосами, являющаяся одним из камней Баб Аль Сика (Ворот Петры). На достопримечательность указывает разъяснительный стенд.
Гробница Обелиска
С нее начинается знакомство со скальным городом. Над гробницей возвышаются 4 обелиска. Внизу, по всей вероятности, располагался триклиний — обеденное помещение с застольными ложами.
Плотина
Строение защищало город от наводнений в сезон дождей. Плотина отводила устремляющиеся в ущелье потоки воды, скатывающиеся в долину с близлежащих склонов.
Ущелье Сик
Предполагают, что разлом в скале явился результатом сильнейшего землетрясения, произошедшего в этих местах задолго до основания Петры. Длина извилистого коридора, ведущего в город, составляет более 1,2 км, ширина — 3–12 м. Причудливо изогнутые разноцветные стены ущелья Сик поднимаются на высоту до 80 м.
Эль-Хазне
На выходе из Сика таинственно, словно из глубины веков, появляется главная достопримечательность Петры — Сокровищница фараонов. Предназначение данного строения до конца не выяснено. Предполагается, что здесь был храм. Находящееся в верхней части фасада изваяние похоже на огромную урну, где могли храниться сокровища древних царей.
Улица Фасадов
Проходит вдоль высеченных в скалах Набатейских гробниц. Коридор постепенно расширяется и заканчивается широкой площадкой. Считается, что захоронения предназначались для важных жителей Петры.
Амфитеатр
Полукруглые ряды и арена появились в Петре в начале I в. На зрелищах могли одновременно присутствовать до 4000 человек. Сегодня здесь изредка проводятся представления.
Королевские гробницы
По сравнению с другими аналогичными объектами Петры, они более внушительны по размерам. Самыми примечательными являются гробницы:
Улица Колонн
Напоминает о римском периоде в истории древнего города. Улица являлась центром Петры, о чем свидетельствует присутствие рынка, общественного фонтана Nymphaeum, коммерческих построек. До сих пор здесь можно увидеть участки мощеной дороги.
Великий храм
Одна из главных достопримечательностей Петры. Предположительно, храм занимал площадь 7000 м². Рядом находится комплекс зданий, бассейнов и садов.
Чуть в стороне от Главной тропы расположены:
При подъеме от храма набатейского божества Душареса к Высокому месту жертвоприношений можно увидеть вырезанные в скале 7-метровые обелиски, долину Фараса, алтари, высеченного Льва и несколько гробниц, в том числе Ренессансную и Римского солдата. Прогулка по этому маршруту требует физической подготовки.
К северо-западу от Главной тропы находится монастырь Ад-Дейр. Его фасад напоминает Эль-Хазне. К комплексу ведет длинный, достаточно изнурительный ступенчатый подъем, в конце которого открываются великолепные панорамы. Примерно в середине подъема можно заглянуть в триклинум Льва.
Вблизи скального города есть памятники, относящиеся к библейским хроникам. Самые известные из них — источник Моисея (Айн-Муса) и гора Аарона (Джабаль-Харун) с предполагаемой могилой первосвященника.
Учитывая площадь древней Петры и дополнительные маршруты по окрестностям, археологическому парку рекомендуется посвятить не менее двух-трех дней. В близлежащем городке Вади Муса имеются бюджетные гестхаусы и 3-5-звездочные гостиницы, где можно остановиться на одну или несколько ночей.
Чудо света в Иордании
Древний город относится к Семи новым чудесам света. Выбор проводился путем народного голосования с использованием современных средств связи. В конкурсе участвовало более 100 известных объектов мира. Список победителей обнародовали в 2007 г.
С 1985 г. Петра является объектом Всемирного наследия Юнеско.
Как добраться до древней Петры
К археологической достопримечательности можно доехать общественным транспортом, на такси или автомобиле.
Автобусами
Из Аммана (станция Абдали) в Петру ежедневно в 06:30 отправляются автобусы компании JETT. В обратном направлении — в 16:00 зимой и в 17:00 летом. Уточнить расписание можно на официальном сайте. От южного вокзала ходят маршрутки: в Петру — с 09:00 до 16:00, обратно — с 06:00 до 13:00.
Из Акабы автобусы отправляются с центрального рынка. Расписание можно узнать на остановке или в отеле. Некоторые гостиницы предлагают бесплатные шаттлы.
В Иордании работают мобильные приложения такси Uber и Careem.
На автомобиле
Через городок Вади Муса проходит Королевская дорога (Kings Highway), соединяющая Эт-Тафил на севере с Desert Highway на юге. Она частично проходит по трассе 35.
Из Аммана до нее можно доехать по автодорогам 15 или 40-65-60. Время в пути — 3–4 ч.
Из Акабы и Эйлата к Kings Highway нужно придерживаться трассы 47 (15). Время в пути — 2–2,5 ч.