иосифо волоцкий монастырь наместник
Сергий (Воронков)
Архимандрит Сергий | ||
| ||
---|---|---|
c 10 декабря 2004 года | ||
Церковь: | Русская православная церковь | |
Предшественник: | Феоктист (Дорошко) | |
Рождение: | 13 ноября 1970 года Минск, Белорусская ССР, СССР | |
Принятие священного сана: | 9 июня 1994 года | |
Принятие монашества: | 27 марта 1994 года | |
Награды: | Содержание[править] БиографияРодился 13 ноября 1970 года в городе Минске. В 1988 году окончил среднюю школу № 19 г. Оренбурга, по окончании которой с 1988 по 1993 год учился в Московской текстильной академии имени А. Н. Косыгина. Во время обучения в Московской текстильной академии стал с 1990 года прихожанином Донского монастыря, где пел на хоре и был пономарём. В 2000 году окончил Московскую духовную семинарию, в 2005 году — Московскую духовную академию. По результатам защиты диссертации, 29 декабря 2006 года, ему была присуждена ученая степень кандидата богословия. В 2009 году был номинирован на Макариевскую премию. В 1993 году поступил в состав братии Афонского подворья в Москве. 27 март 1994 года был пострижен в иночество иеромонахом Феоктистом в храме св. вмч. Никиты Афонского. 2 января 1996 года принял монашеский постриг с именем Сергий. 9 июня 1994 года был рукоположен патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сан иеродиакона, а 7 декабря того же года в иеромонаха. С 26 февраля 2000 года поступил в братию Савино-Сторожевского монастыря. С 10 декабря 2004 года стал наместником Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря. Его трудами была проведена практически полная реставрация Иосифо-Волоцкого монастыря, восстановливается монастырский скит в честь Всех Святых, а также положено начало возрождению монастырского подворья в городе Москве. Трудами наместника на территории монастыря организован «Музей Библии», где удалось собрать уникальные экспонаты и книги, отображающие всю истории книгопечатных изданий Библии как в России, так и за рубежом. В мая 2016 года в составе делегации сопровождал Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на Святую Гору Афон. [1] C лета 2017 года указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен и. о. Настоятеля Подворья Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря в Москве. [2] Русская Православная ЦерковьОфициальный сайт Московского ПатриархатаГлавные новостиВ Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скитуНазначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыряСостоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. КузнецовойВ праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа СпасителяПреставился ко Господу архиепископ Краснолиманский АлипийИосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Монастырь был основан в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким. Первоначально обитель имела деревянные стены. В связи с усилением значения монастыря как крепости в 1543-1566 гг. они были заменены на каменные, с девятью башнями. Архитектурный ансамбль монастыря включает Богоявленскую церковь 1504 г. постройки, надвратную Петропавловскую церковь и Успенский собор XVII в. В 1922 г. монастырь был закрыт. Хранившиеся в обители старинные рукописи, документы и книги большей частью были перевезены в Москву (в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН). На территории монастыря был размещен Детский городок имени III Интернационала, в котором жили дети из приютов и детских домов Москвы. Колокольня с расположенном в ее нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 г.) была взорвана во время Великой Отечественной войны. Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви 15 мая 1989 г.; с 1999 г. имеет статус ставропигиального. С мая 1989 г. по ноябрь 2003 г. настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев). С 27 апреля 1991 г. при монастыре действует Музей Библии. 14 июня 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил у врат обители памятник преподобному Иосифу Волоцкому. Святыни Мощи прп. Иосифа Волоцкого, вериги прп. Иосифа, икона Божией Матери «Взыскание погбших» (до 2004 г. образ был келейной иконой митр. Питирима). Наместник монастыря — архимандрит Сергий (Воронков). Председатель Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря — губернатор Московской области А.Ю. Воробьев (был избран 16 июля 2015 г. в ходе очередного заседания Попечительского совета). Наместник монастыряАрхимандрит Сергий (Воронков) Родился 13 ноября 1970 года. В 1988 году окончил среднюю школу № 19 г. Оренбурга. С 1988 по 1993 год учился в Московской текстильной академии имени А.Н.Косыгина. В 2000 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 2005 году – Московскую Православную Духовную Академию. Решением Ученого Совета Московской Православной Духовной Академии от 29 декабря 2006 года присуждена ученая степень кандидата богословия. В 2009 году с кандидатской работой стал номинантом Макариевской премии. В 1990 году стал прихожанином Донского монастыря в Москве, где нес клиросное и пономарское послушание. В 1993 году поступил в братию Афонского подворья в Москве. В 1994 году 27 марта пострижен в иночество иеромонахом Феоктистом в храме во имя св. вмч. Никиты Афонского подворья в г. Москве, в 1996 году 2 января пострижен в монашество. В 1994 году 9 июня Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием П рукоположен в сан диакона, 7 декабря – в сан священника. В 2000 году 26 февраля по благословению Святейшего Патриарха Алексия П зачислен в братию Савино-Сторожевского монастыря. В 2004 году назначен наместником Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря. Общецерковные награды: 16.04.2001 награжден набедренником и наперсным крестом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием П, 23.08.2002 награжден саном игумена Святейшим Патриархом Алексием П, 22.09.2006 удостоен права ношения палицы и креста с украшениями, 19.04.2012 удостоен сана архимандрита Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря). В 2014 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского». 27 сентября 2015 года Святейшим Патриархом награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского Ш ст. С 2013 года является членом Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству. В качестве члена Коллегии совершил инспекционные поездки: В 2016 году в мае сопровождал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время визита на Афон в связи с празднованием 1000-летия русского присутствия на Святой Горе. Игумен Сергий (Воронков). Митрополит Питирим – наместник Иосифо-Волоцкого монастыря // Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима : сб. ст. – М., 2006. Игумен Сергий (Воронков). О выборе посвящения главного монастырского храма Иосифо-Волоцкого монастыря // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель : сб. ст. – М. : Северный паломник, 2008. – С. 163-181. Архимандрит Сергий (Воронков). Собрание икон Успенской церкви ХУ века как выражение богословия преподобного Иосифа // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель : Сб. статей. Вып. 2 / Иосифо-Волоцкий ставропигиал. мужск. монастырь ; ист.-архит. и худож. музей «Новый Иерусалим». – М. : Лето, 2013. – С. 218-235. Архимандрит Сергий (Воронков). Собрание икон Успенской церкви ХУ века как выражение богословия преподобного Иосифа. – «Монастырский вестник» № 8 (20), август 2015 г. – С. 74-87. Века и с верой и с любовью. Беседа с наместником Иосифо-Волоцкого монастыря игуменом Сергием. – «Волоколамский край» от 30 апреля 2009 г. Монастырь – светильник веры. Беседа с наместником Иосифо-Волоцкого монастыря игуменом Сергием. – «Клин православный» от 13 сентября 2011 г. На пути к Уставу преподобного Иосифа. Беседа с наместником Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандритом Сергием. – «Монастырский вестник» № 8 (20), август 2015 г. – С. 40-45. Иосифо-Волоцкий монастырь● Никольская (северо-западная, угловая), которую также называют Безымянной, по праву считается самой красивой башней. Она неразрывно связана со всем оборонительным поясом, и в то же время это самостоятельное сооружение, обладающее собственной яркой архитектурной выразительностью. Это последняя по времени строительства, башня, из семи ныне существующих. Её нарядный облик далёк от суровости крепостных построек более раннего времени. Тяжёлый цилиндр башни имеет три боевых яруса (для подошвенного, среднего и верхнего боя), выше идёт десятигранник, затем восьмерик, а завершается башня восьмигранным кирпичным шатром со слухами. Кирпичные белёные стены башни украшены разнообразным декором. Имеет (на текущий момент) завершение в виде тесового шатра; ● Часовая (восточная) – находится напротив Успенского собора. Это первая по времени строительства башня новой ограды Небольшая восьмигранная башня завершается высоким каменным шатром, заменившем тесовое покрытие в конце XVIII века; ● Воскресенская (юго-восточная) является угловой башней и гораздо выше, массивнее Никольской. Многогранная в плане башня по размерам и форме похожа на Петровскую башню, расположенную по другую сторону ворот, однако декоративная обработка всех монастырских башен имеет свою индивидуальность. В основе её убранства лежат немногочисленные декоративные элементы, что и на других башнях, но составленные в более сложные орнаментальные композиции, в основе которых – изразцы с профильным изображением птицы с повёрнутой головой, помещённым в орнаментальную рамку, состоящую из растительных мотивов. Башня завершена высоким каменным шатром, сооруженным в конце XVIII века. Наличие с восточной и северо-восточной стороны монастыря прудов определило композицию плана и силуэта его стен, а размещение их в непосредственной близости от воды, сделает их более монументальными и неприступными. Высота стен везде одинакова, однако композиционные особенности достигаются различной высотой и своеобразием архитектуры башен. Силуэт монастыря прекрасно выделяется на фоне контрастного природного окружения и выглядит необычайно живописно. Перед главным входом (Святыми вратами) монастыря гостей и паломников встречает памятник прп. Иосифу – бронзовая скульптура в полный рост (трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте) основателя обители, сооруженная в 2009 году скульптором С.М.Исаковым. Здесь же рядом у монастырских стен расположена братская могила защитникам Родины, сложившим свои головы на подступах к Москве, в боях, проходивших на данном направлении, что совсем недалеко от известного разъезда Дубосеково… Вход в монастырь осуществляется через Святые врата с небольшой пятиглавой надвратной церковью Петра и Павла (Петропавловской церковью), построенной в 1670-1679 года (зодчий Трофим Игнатьев). Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Строгая симметрия, ясность основных членений Петропавловского храма сочетается в нём с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Внутренний архитектурный ансамбль обители включает в себя: ● Успенский собор – главный храм монастыря. Он возводился трижды: первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена прп. Иосифом 6 июня 1479 года; в 1484-1486 году уже возводится пятиглавый белокаменный собор, с деревянными крестами; в 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, который сохранился до настоящего времени. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами (типа «павлинье око» работы знаменитого мастера Степана Полубеса), рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. На стенах храма помещены многоцветные изразцовые пояса в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, а поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в «италианской» манере. ● Богоявленская церковь с трапезной палатой являются самыми древними сооружениями из сохранившихся зданий монастыря – построены в 1504 году прп. Иосифом. Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского Кремля – свод её опирается на один срединный столп. В течение последующего времени (до середины XIX века) сооружение совершенствовалось и перестраивалось. В законченном виде трапезная приобрела размеры 20×22 метра. В 1820-е годы дополнительно устраивается каменная паперть при теплой церкви, с жилыми помещениями внизу. Во всём нижнем этаже (подклете) помещается братская трапеза, хлебня и кухня, а в 1853 году эта паперть была надстроена на всю высоту западного фасада трапезной палаты, и в нее перевели монастырскую ризницу. При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь прп. Сергия Радонежского. ● жилые и хозяйственные постройки: – новый настоятельский корпус, построенный в 1786-87 годах (слева от Святых врат) в стиле классицизма на месте предыдущего сооружения XVII века. Впоследствии, уже в XIX столетии, на первом этаже этого двухэтажного здания располагалось Волоколамское духовное правление; – нынешний казначейский корпус (справа от Святых врат), построенный в конце XIX века (вплотную к крепостной стене рядом с главным входом в монастырь) на месте старых казначейских келий XVII века. Двухэтажное сооружение, на мой взгляд, не обладает ярко выраженными стилистическими особенностями; – малый певческий корпус – одноэтажное здание, сооруженное в 1808 году на месте более ранней постройки. В пластической обработке фасадов здания присутствуют элементы раннего классицизма; – «певческий корпус», или как его еще называют, «старый братский корпус» – скромной архитектуры здание (1865), расположенное неподалеку от казначейского корпуса. Здание корпуса является типичной для своего времени жилой монастырской постройкой; – «новый» трехэтажный братский корпус с трапезной палатой (1915), в отделке фасадов которого использовались элементы московского барокко, что было вызвано желанием придать зданию стилистическое сходство с основными сооружениями монастыря. Помещение трапезной (что в настоящее время предназначена для паломников обители), расположенное на первом этаже, расписано по рисункам и эскизам архитектора И.С. Кузнецова. В данном корпусе, как и ранее, проживают послушники монастыря, а с 1922 года до передачи сооружений РПЦ (МП) – размещалась средняя школа; – медовый амбар – одно из немногих, дошедших до нашего времени, некультовых деревянных строений в архитектурных ансамблях российских монастырей начала XX века. В декоративной обработке здания, в частности, в оформлении окон, ощущаются черты модерна. Главный фасад украшает крыльцо с треугольным фронтоном; двухэтажный хозяйственный корпус (у Германовой башни) появился в 1990-х годах. На первом этаже корпуса находятся мастерские. Фасад здания выполнен в стиле, повторяющем мотивы нижнего яруса Германовой башни. В северной части монастыря разбит монастырский сад с огородами, где (вдоль стены, между Германовой и Кузнечной башнями) имеются стеклянные (зимние) теплицы, обеспечивающие (круглогодично) свежей зеленью насельников монастыря. А для тех путников и паломников, кто устал при посещении обители, или хочет просто посидеть подумать о чём-то своем, полюбоваться монастырскими храмами под звон колоколов, – вблизи от Богоявленской церковью сооружена изящная деревянная беседка. На территории монастыря имеется свой некрополь, в котором почти с самого момента его основания хоронили не только скончавшихся иноков, но также вкладчиков обители и членов их семейств. Представители многих знатных фамилий нашли в стенах Волоцкой обители свой последний приют: прп. Иосиф; князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); Наталья Ивановна Гончарова (тёща поэта А. С. Пушкина) и другие. В советскую эпоху некрополь обители был разграблен. Уцелели лишь отдельные памятники и их фрагменты, вывороченные со своих мест. В память обо всех усопших, чьи могилы были затеряны в это время, у Успенского собора недавно установлен памятный крест… Здесь же на месте старого погоста установлен памятный крест в честь первого настоятеля воссозданного монастыря митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, ушедшего в мир иной в 2003 году… Говоря об архитектуре монастыря, нельзя не сказать еще об одном его сооружении, которого, к сожалению, уже нет в помине, но которое долгие годы и века являлось «визитной карточкой» обители… Это о монастырской колокольне. Сейчас рядом с Успенским собором можно обозревать только лишь остатки нижнего яруса колокольни, над которыми сооружена сень с крестом, как память об этой жемчужине обители. А при входе в монастырь, невдалеке от Святых врат (напротив настоятельского корпуса) нынче сооружена небольшая звонница, извещающая насельников и паломников монастыря о приближающихся церковных мероприятиях и быстротечности мирского времени. По благословению настоятеля монастыря не возбраняется и паломникам (посетителям) обители ударить в гулкий колокол, чтобы Всевышний, может быть, быстрее услышал их глас души… Покидая монастырь и выезжая на трассу Клин-Волоколамск (Р107), напоследок взору предстает яркий и запоминающийся образ Иосифо-Волоцкого монастыря, а вслед еще долго слышатся отзвуки колоколов древней обители… Автор статьи: Бизюк Игорь Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ИОСИФ
|