ип ман кунг фу вин чун миф или реальность
Как я постигал Вин-Чун и пытался стать мастером кунг-фу
Кунг-фу под сушеной крапивой на берегу реки, марийский ушу-мастер с дефектами речи, чеченец, угорающий по Ницше — занятия Вин-Чуном оставили мне исключительно позитивные воспоминания. Научился ли я хоть одному приему? Нет. Стал ли я сильнее и увереннее в себе? Тоже нет. Мы просто угорали, смеялись и доводили нашего сенсея до бешенства. Особенно, когда он был с похмелья.
Владимир Бровин рассказывает о том, как пытался постичь ушу в марийской глуши, ничему не научился, но зато провел пару месяцев в хорошей компании.
Что такое Вин-Чун (очень кратко)
Маленькая справка: Вин-Чун — это такой стиль ушу (или, если угодно, кунг-фу), которым занимался Брюс Ли и его знаменитый учитель Ип Ман. Про мастера Ип Мана, кстати, снята трилогия с фантастически-красивыми драками. Вин-Чуном увлекался Роберт Дауни младший и угарный толстяк Сэммо Хун, который снимался вместе с Джеки Чаном и наверняка запомнился вам тем, что похож на кунг-фу панду в человеческом обличье.
По легенде Вин-Чун появился в монастыре Южный Шаолинь в незапамятные времена. Но, кажется, это просто гонево, и он возник не раньше XVIII века. В XIX веке стиль расцвел и стал неплохим подспорьем в самозащите простых горожан (особенно в Гонконге). Вин-Чун и вправду выглядит так, словно создан не для красивых драк в стиле уся, а для уличных потасовок. Битва ведется на крайне близком расстоянии, фирменная фишка — «техника липких рук», которая, видимо, чудо как хороша, но только в барной драке, или в переулке Гонконга, где не получается как следует размахнуться.
Как я пошел на Вин-Чун ради веселья и не прогадал
Честно говоря, я — рыхлый и похожий на орангутанга пассажир, мне эти ушу и карате не упирались с детства. Бокс я еще понимаю — просто полезная штука. А мистика и восточный пафос лишь вызывают отторжение. Но на Вин-Чун я все же пошел — просто за компанию. А компания была что надо, таких в хорошем смысле фриков еще надо поискать.
Я учился на первом курсе аспирантуры. Это было солнечное ленивое лето, в которое ничего не происходило и не могло произойти. Я ковырял в носу, читал Бодрийяра и Чжуан-цзы и баловался плюшками. В это же время я столкнулся с самой нелепой школой кунг-фу в мире. Моим новым знакомцем был чеченец по имени Заур. Заур был белобрысым светлокожим парнем, который не походил на чеченца вообще ничем, кроме знатного носа. Он больше напоминал какого-то древнего римлянина.
Общение с ним сильно пошатнуло мои представления об однородности кавказцев. Заур увлекался Ницше, постоянно напоминал о том, что он атеист и любил подшутить над своим происхождением. Он мог идти по улице и громко, с нарочитым акцентом, нести какую-то чушь вроде: «Э, братуха, жи есть! Дзен-буддизма рот шатал!». Если не считать тягу к эпатажу на людях — милейший человек. Он и притащил меня на занятия.
У Заура был брат Ахмат — похожий на татарина невротичный, но вежливый гитарист, который только что вернулся из армии без пары зубов. Компанию довершал уже реальный татарин Марат, который тоже вернулся из армии, обожал радиотехнику, а также слушать хардкор-панк и джазец на пластинках (проигрыватель, если ему верить, он спаял сам). Была еще какая-то пара человек, тоже братья, но мутноватые — «черемисы», как они сами себя отрекомендовали (тут нужно объяснить, что «черемисы» — крайне обидное прозвище для марийцев, это как n-word для чернокожих в Америке — за него можно с ходу отхватить).
Если не считать мутноватых братюней, я тут был самый скучный и невыразительный. И мне это нравилось — ни дня не обходилось без какого-то угара. То пьяный Заур залезет на дерево и останется там на все занятие «потому что хочет посмотреть на кунг-фу сверху», то нерд Марат начнет рассказывать жестковатым и хмурым «черемисам» про стрейт-ейдж. Не скучал там ни дня.
Как проходили занятия
Наш Ип Ман был тоже из марийцев, что придавало ему некую аутентичность: он был очень крепко сбитым, невысоким, узкоглазым, но с ломаными ушами борцухи. Говорил очень невнятно из-за шепелявости. Ни одно название приема я с его слов так и не смог уловить. Он, кажется, прибухивал, но никогда перед занятиями и никогда не говорил ни о чем, кроме Вин-Чуна и физической подготовки. В общем, вызывающий доверие человек.
Занимались на берегу реки под сенью древ. Это было потрясно. Мы стояли в ряд как шаолиньские монахи и ме-е-е-е-е-е-е-дленно делали какие-то пассы по два часа к ряду. Первые две недели учили главную стойку, оказалось что это мучительно. Мы были настолько корявыми, что в итоге мастеру пришлось раздать нам пластиковые бутылки с водой, чтобы мы держали их между ног и тем самым тренировали мышцы, сохраняя нужную позу, часы напролет.
Перед занятиями мы разминались и бегали по полузаброшенному сельскому стадиончику (это было у частного сектора, и при этом близко к центру города). Тут было благостно: уточки, рыбаки, лягушки, вечный ветерок и мост, по которому неспешно катят троллейбусы.
Особый секрет кунг-фу мы держали в тайне даже от мастера. На место мы приходили под сушеной крапивой. Заур давил лыбу, я чувствовал себя так, словно попал в гонконгскую комедию про кунг-фу идиотов, Марат размахивал руками и изображал дыхание дракона. Я подыгрывал ему на варгане. Мы были прекрасными утырками. Было лето.
Как все кончилось
Потом все начало клониться к упадку.
Как гласит 12 гексаграмма И-цзин, «Упадок»:
Негодные люди упадка
не благоприятствуют стойкости
благородного человека.
Великое отходит;
малое приходит.
Через какое-то время к нам начали подъезжать какие-то братки на черных иномарках. Они были примерно нашими ровесниками, но строили из себя бывалых якудза. Подкатывали прямо к нашей площадке и прямо из окон спрашивали Ип Мана: «Эй, а сможешь натренировать 20 пацанов, чтоб они быстро научились ибошить?». Тренер отвечал им: «Я их так натренирую, что ходить не смогут». Лысые в иномарках уезжали, но приезжали снова.
Это было сюрреалистично. Как-будто реальность пыталась повторить штампы из гонконгских боевиков. Злые бандиты из триад приходят в благородную школу Вин-Чун, чтобы заставить мастера тренировать злобных ублюдков для саньхэхуэй. Но одного взгляда на нас было достаточно, чтобы понять: мы — натуральные идиоты и простофили. Можно было подумать, что браткам просто нравится так шутить. Но они довольно сильно досаждали тренеру и хамская, назойливая манера общаться выдавала скорее требование, чем затянувшуюся шутку.
Заур предлагал показать им наш Вин-Чун. Угу, только сначала зажмем полторашки с водой между ног и подождем, пока хамы сами подойдут поближе.
Потом наш мастер Ип Ман, кажется, забухал. Забухал так крепко, что не появлялся на занятиях неделями. Братки приезжали, мы спокойно слали их к черту, и те уезжали. Однажды перестали приезжать даже они. Первыми отклеились мутные братья, имена которых я не запомнил. Вскоре перестал ходить Заур и его брат. Мы с Маратом просто приходили на привычное место, болтали про джазец, нарезали круги по стадиону, отжимались и делали упражнения. Потом надоело, и началась осень.
Больше Вин-Чуном я не занимался. Но я убежден, что это величайшая школа боевых искусств на Земле. Она подарила мне один из лучших летних сезонов в жизни и научила ценить моменты веселья и дурачеств.
История №1245220
Каким был настоящий Ип Ман – учитель Брюса Ли.
Легендарный Ип Ман (Ip Man), наиболее известный на Западе как наставник и друг Брюса Ли, зарекомендовал себя как один из самых выдающихся мастеров Вин Чун — концептуального боевого искусства, зародившегося в Южном Китае, основанный на традиционном китайском кунг-фу.
Показателен реальный, а не киношный, случай, произошедший в Гонг Конге в 1956 году, когда Ип Ману было уже 58 лет(!).
Один из его учеников, Леун Шеун, вспоминает, что однажды утром, проходя мимо рынка, увидел 58-летнего Ип Мана, дерущегося с шестью или семью бандитами. В том году в городе были перебои с поставками воды, что вынуждало ходить за водой к рынку, где был единственный в районе работающий кран. Местные рэкетиры узурпировали этот кран, и брали со всех жителей по 50 центов за каждое ведро воды. Ип Ман отказался платить за воду…
С того дня, каждое утро они приносили к порогу Ип Мана два ведра воды.
Четырьмя годами ранее, мастер кунг-фу Леун Шеун нашёл Ип Мана бомжующим в порту, и, пожалев, приютил его в своей школе, чтобы просто дать ему кров над головой, и отнюдь не подозревая, что 54-летний бродяга – тоже мастер единоборств.
Старик прислонился к стене для опоры. Теперь уже всё его тело тряслось, как в истерике, когда он пытался скрыть свой смех. Внезапно его силы иссякли и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот.
Леун остановил класс, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!» – спросил он резко, – “Над чем Вы смеётесь?»
«О, ничего, ничего,” – ответил тот. – “Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше”.
Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен.
«Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое маленькое, что ты мог бы сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю”.
Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?
Старик покачал головой: «Если Вы действительно изучаете кунфу, то должны, или делать это серьёзно или никак!»
«Послушай, старик,»– уже зарычал мастер Леун,– “если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»
С этого вызова от Леуна Шеуна в тот далёкий день 1952 года начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.
Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг), Он казался “малышом” рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Бак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда “всё было сказано и сделано”, Леун Шеун признал поражение и передал свой класс кунфу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.
Это была легендарная схватка, после которой Ип Ман начал преподавать Вин Чунь в Гонг Конге.
Интересные факты о трилогии про Ип Мана (2008-2015)
Но несмотря на подобные заявления, в июле 2019 года выходит продолжение истории Ип Мана, на этот раз в Америке, куда Ип Ман отправляется выручать своего ученика.
Видя успех фильма, продюсеры практически сразу приступили к съемкам второй части, которая вышла в 2010 году. В ней было еще меньше правды об Ип Мане, но зато в этом фильме был Саммо Хунг. Откровенно слабая по драматизму история про плохих иностранцев была щедро сдобрена экшн-сценами и сборы превысили первую часть почти в два раза.
Сюжет третьей части тоже практически не совпадает с реальной биографией великого мастера. Помимо недостоверности, в сюжете не смогли придумать новую «крутую» опасность, которую надо преодолеть мастеру, вместо этого свалили в кучу западных жадных людей, защиту детской школы, маленький эпизод про Брюса Ли и еще одного мастера стиля Вин Чунь. Однако формула с большим количеством боевых сцен сработала и здесь. Некоторые боевые сцены смотрятся особенно интересно (бой с мастером муай-тай и бой с героем Майка Тайсона), но длительные массовые бои постепенно утомляют. Не знаю, что можно ждать от четвертой части, в которой нет уже ни капли правды, т.к. реальный Ип Ман не отправлялся в Америку вслед за своим учеником Брюсом Ли.
В детстве реальный Ип Ман (1893-1972) получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств.В шесть лет Ип Ман стал учеником Чхань Васёня, известного мастера кун-фу Вин-Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте.В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати четырёх лет уже сформировавшимся мастером боевых искусств. Молодой человек устроился служить в полицию. Ип Ман женился на девушке по имени Цзёнг Вингсинг, у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам.
После начала в 1937 году японо-китайской войны, родной город Ип Мана, Фошань, быстро оказался под властью японских оккупационных сил. В сложившейся обстановке Ип Ман решил всеми силами избегать любого коллаборационизма, да и вообще любых контактов с администрацией японских агрессоров. В результате сначала он остался без работы, а затем и без любых средств к существованию. По другой версии, Ип Ман некоторое время проработал в полиции и при японцах. Один из друзей Ип Мана, владелец хлопковой фабрики, периодически помогал ему. В результате Ип Ман решил переехать в Гонконг. Когда закончилась Вторая мировая война, он вернулся домой и вновь устроился работать полицейским.Но потом началась гражданская война, и к 1949 году власть над континентальным Китаем перешла к коммунистам. Ип Ман был сторонником консервативного политического направления и к тому же работал полицейским, при власти Коммунистической партии у него не было уверенности в безопасном существовании. Он опять отправился в Гонконг, оставив семью в Китае.
Там Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин-Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далёк от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельствам его сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления; как правило он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству.
Несмотря на то, что Ип Ман начал открыто и практически безвозмездно преподавать Вин-Чунь, постепенно распространение и пропаганда кун-фу стали делом его жизни. Ученики Ип Мана быстро обеспечили Вин-Чунь славу в Гонконге, а к началу 70-х годов XX века этот стиль уже распространился в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин-Чунь от своего собственного имени.
Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки у себя на дому. В 1972 году у него был обнаружен рак гортани, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался. Желая сохранить систему Вин-Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм на киноплёнку.
До 2008 года в кино Ип Ман возникал лишь как персонаж второго плана в фильмах о Брюсе Ли, в одном из них роль великого мастера Вин-Чунь исполнял сын Ип Мана – Ип Чунь. Затем вышли несколько полнометражных фильмов (трилогия с Донни Йеном, Ип Ман: Рождение легенды, Ип Ман: Последняя схватка, Великий мастер) и 50-серийный сериал про Ип Мана.
Все вышедшие картины нельзя считать биографическими, в них отображена лишь часть реальных событий из жизненного пути Ип Мана.
Хотя это был первый фильм о Ип Мане, идея создания биографического фильма про него была задумана уже тридцать лет назад. Донни Йен должен был сыграть Ип Мана в предполагаемом первом биографическом фильме, который хотели запустить в производство в 1997 году. В фильме также должен был сняться актер Стивен Чоу в роли взрослого Брюса Ли. Тем не менее, проект был отменен.
Энди Он (Черная маска 2, Особая личность) мог сыграть главную роль в фильме.
Во время съемок возникли конфликты между продюсерами фильма и режиссером Вонгом Кар-Ваем по поводу названия фильма. Вонг, который занимался разработкой своего собственного биографического фильма «Великий мастер», вынужден был пойти на переговоры с продюсерами после того, как узнал, что их фильм будет называться «Великий мастер Ип Ман», что было слишком похоже на название его фильма. Продюсеры согласились изменить название фильма, несмотря на то, что фильм Вонга находился еще в стадии разработки.
Съемки фильма проходили в индустриальном районе Шанхая. Испытывая трудности с поиском подходящей для съемок хлопковой фабрики, дизайнеры решили воссоздать ее в стиле 1930-х годов. Они провели недели, превращая заброшенную кладовую в фабрику по производству хлопка.
Даррен Шахлави, сыгравший в фильме «Твистерf», с детства был фанатом гонконгского кино и даже участвовал в семинаре по кинематографическому бою Донни Йена двадцать лет назад в Лондоне, Англия.
Ю-Ханг То, сыгравший члена банды в этом фильме, позднее исполнил роль Ип Мана в фильме «Ип Ман: Рождение легенды» (2010).
Жена Донни Йена публично выразила свои опасения, что Майк Тайсон может нанести вред Йену. Однако именно Йен сломал указательный палец Тайсона во время съемок одной из сцен боя.
В то время как Брюс Ли изображается в фильме как непосредственный ученик Ип Мана, настоящим преподавателем Ли был Вонг Шун Леунг, сам ученик Ип Мана.
Всё о кино
11.4K постов 40.3K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Если не придираться к биографической составляющей, то фильмы хороши. Хотя есть и так себе моменты.
ДЖЕКИ ЧАН ПРОТИВ РЕАЛЬНЫХ БОЙЦОВ В КИНО
Саммо Хун продумывает сцену боя «1 против 10» в фильме «Ип Ман» (2008)
Трейлер фильма «Ип Ман: Кунг-фу мастер»
Роль мастера Ипа в третий раз в своей карьере исполнит Деннис То. Ранее он играл Ип Мана в фильмах «Ип Ман: Рождение легенды» и «Лига кунг-фу».
События фильма происходят в 1949 году, незадолго до революции.
Премьера 11 декабря
Донни Йен выиграл судебный процесс против кинокомпании за нанесение ущерба своей репутации
Оказывается, связываться с актером Донни Йеном так же дорого обходится, как и с его персонажами.
На прошлой неделе китайская кинокомпания опубликовала в интернете извинения перед гонконгской звездой боевиков после того, как он выиграл судебный процесс против нее за клевету.
Вся эта шумиха началась, когда фильм с Донни 2018 года «Ледяная комета 2: Путешественник во времени» собрал в Китае всего 6,7 миллиона долларов за 10 дней проката, сообщает The Straits Times.
Кинокомпания West Movie Group написала пост на своем официальном аккаунте в Weibo, обвинив Донни в провале кассовых сборов. Студия обвинила его в изменении сценария по своей прихоти, вмешательстве в работу хореографа боев и отказе участвовать в рекламных мероприятиях.
В ответ Донни написал пост, назвав обвинения «необоснованными» и «злонамеренными», добавив, что он примет юридические меры, чтобы «защитить свои права».
Актер также задался вопросом, почему ранее не было жалоб от продюсеров после выхода первого фильма «Ледяная комета» в 2014 году.
Недавно суд обязал кинокомпанию опубликовать письмо с извинениями на своем аккаунте в Weibo и оставить его в сети в течение 30 дней подряд. Невыполнение этого требования приведет к выплате Донни компенсации в размере 500 000 юаней (100 000 долларов США).
Азиатское кино: Семь мечей / The Seven Swords (2005)
Жанры: боевые искусства, исторический, драма
Страна: Южная Корея, Гонконг, Китай
Режиссёр, сценарист и продюсер: Цуй Харк
В ролях: Донни Йен, Чарли Ян, Ким Со Ён, Дункан Лай, Леон Лай, Сунь Хун Лэй, Лу И, Чжан Цзин Чу, Майкл Вон, Лиу Чиа Лян
Описание: Императором был издан указ, в соответствии с которым занятия боевыми искусствами были объявлены вне закона, а все несогласные с этим подвергались нещадному истреблению. Военные устроили на этом побоище жестокий бизнес, так как за голову каждого убитого была назначена немалая цена серебром. В это тяжелое время семеро искусных воинов объединяются, чтобы сберечь древнее боевое искусство в условиях запретов и жестокой травли со стороны новых властей.
Награды: Фильм получил 3 награды Гонконгской кинопремии (лучшая хореография, за заслуги, лучшая операторская работа) и был номинирован 18 раз.
Цуй Харк всегда умел преподнести правильны кинопродукт в удачное время. В свое время, угадав интерес к масштабному историческому экшну, он выдал серию «Однажды в Китае». Он же фактически закрыл эту тему, сняв реалистичный экшн «Лезвие» по мотивам «Однорукого меченосца».
Хотя сюжет «7 мечей» вдохновлен романом и персонажами писателя Люн Ю-санга, возникает много параллелей с историей о семи героях, возглавляющих группу отверженных против угнетателей, как в «Семи самураях» и «Великолепной семерке».
Понятно, что в таких фильмах нет одного главного героя и все положительные персонажи (заметьте, герои не по рождению, а по необходимости) получают не очень много экранного времени. Некоторым при просмотре хронометраж фильма покажется чересчур длинным, при этом событий и персонажей тоже очень много, ведь первоначальная версия длилась 4 часа. При сокращении многие сюжетные линии пришлось вырезать, что повлияло на неровность повествования картины.
В фильме снялись звезды боевиков из материкового Китая, Гонконга и Южной Кореи, наиболее известные среди них Донни Йен, Леон Лай и Лиу Чиа Лян.
Это последняя киноработа выдающегося постановщика боев и режиссера фильмов- кунфу Лиу Чиа Ляна, в которой он также ставил бои вместе со (Стивеном) Тун Вэем и Син Син-Сионом. В возрасте почти 70 лет мастер показал отличную физическую форму.
Помимо кино, занимается музыкой, играет на пианино, исполняет песни.
Интересные факты о фильме «Онг Бак» / «Ong Bak» (2003)
В начале 2000-х различные студии сняли немало отличных фильмов с демонстрацией боевых искусств: красивейшие «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) и «Герой» (2002), забавные комедии «Шанхайский полдень» и«Шанхайские рыцари» (2003) с Джеки Чаном и Оуэном Уилсоном. Картины со зрелищными драками приносили прибыль, продюсеры и искушенные зрители были довольны. Но новаторами в то время стали не китайцы, а тайцы. Именно они взорвали кинорынок возвращением к истокам азиатских боевиков- сделав ставку не на спецэффекты и использование тросов, а на изнурительные тренировки и реализм боевых сцен. И главным хитом тайской киноиндустрии жанра фильмов с боевыми искусствами стал первый «Онг Бак».
Онг-Бак: Тайский Воин / Ong-bak (2003)
Режиссер: Прачья Пинкаю
Жителей небольшой деревушки Нагпраду, расположенной на северо-востоке Таиланда, постигает несчастье — пропала голова статуи Будды по имени Онг Бак. Чтобы вернуть святыню, требуется человек, обладающий не только умом, но и физической силой. Единственный, кто отвечает этим требованиям, — это Тинг, перенявший боевое искусство муай-тай у почитаемого в деревне монаха.
Кадр из фильма «Онг Бак»
Тони Джаа родился 5 февраля 1976 года в городе Си-Сакет недалеко от Сурина (провинция Исаан на северо-востоке Таиланда). Его родители были рисовыми фермерами и выращивали слонов, а Джаа делал свои первые кувырки со слоновьих спин. Первые уроки боевых искусств Тони давал его отец, бывший боксер муай тай.
В Таиланде у среднестатистического юноши всего два основных пути в люди — тайский бокс и карьера каскадера. Тони Джаа выбрал второй и не прогадал. Тони учился в академии боевых искусств, где изучал не только народный муай-тай, но и ушу, дзюдо и акробатику. Паном Йирум (настоящее имя актера) еще во время учебы выступил дублером в фильме «Смертельная битва 2: Истребление» (1997), выполняя сложные прыжки и трюки вместо Робина Шу — исполнителя роли Лю Кана. Но настоящая популярность пришла к нему благодаря первому «Онг Баку» (2003).
Подготовка к фильму шла целых 4 года. Фильм примечателен техникой, которую демонстрирует Тони, в драках в «Онг Баке» он активно работает в стиле муай-боран — традиционном тайском стиле, предшественнике муай-боран. Несмотря на обилие лишних прыжков, ударная техника в картине намного жестче, а вместе с тем и реалистичнее, чем в гонконгских фильмах того времени.
Тони Джаа благодаря «Онг Баку» не только обратил на себя внимание голливудских дельцов, но и популяризовал тайский бокс во всем мире.
После оглушительного успеха «Онг Бака» целеустремленный юноша становится эдаким Джеки Чаном от Таиланда: он снимается в качественных боевиках, где вовсю демонстрирует сложнейшие трюки без тросов и компьютерной графики. «Онг Бак 2» (2008) и «Честь дракона» (2005) — самые запоминающиеся его работы.
Тони Джаа, как до него его китайские коллеги, стал востребованным на Западе. Трюкач засветился в седьмом «Форсаже», «Никогда не сдавайся 3», «Три икса: Мировое господство» и «Тройной угрозе». Тони Джаа много снимается и в китайском кино.
Первый совместный фильм Панны и Тони, “Духовный убийца” (1994), гордостью которого были впечатляющие бои, так и не смог попасть на глаза широкой публике. К счастью для поклонников боевиков, эта парочка так просто сдаваться не собиралась, создавая все новые и новые фильмы (Hard Gun, Mission Fighter 2, Nuk leng klong yao, Iron Angels 3 и т.д.).
Мировую известность Риттикрай получил после выхода в 2003 году фильма «Онг Бак», в котором Риттикрай занимался постановкой боевых сцен и трюков, и где снимался его ученик, Тони Джаа. К числу других известных учеников Панны относятся еще один бывший каскадер Дэн Чупонг (Рожденный сражаться, Воин-динамит) и Джиджа Яанин (Шоколад, Ярость Феникса). Можно сказать, что на период творческой активности Риттикрая приходится расцвет тайского боевого кино.
Панна умер в 20 июля 2014 года от болезни печени.
Тони Джаа и Джонни Три Нгуйен в парике
В сцене с трехколесным такси, когда одно из маленьких такси летит и врезается в здание, на стене в левом нижнем углу экрана, вы можете увидеть надпись: «Привет, ‘Люк Бессон’, мы ждем вас». Компания Люка Бессона Europe Corp выступила дистрибьютором фильма в Европе.
После того, как Тони Джаа выполнят несколько брейк-дансовых движений на столе, на стене на заднем плане можно прочитать текст «Привет Спилберг, давай сделаем это вместе»
Аджарн Йодтхонг Сенанан (легендарный чемпион и тренер Муай-Тай) играет роль человека, продающего сигареты во время второго боя Тинга в клубе.
Еще до выхода фильма на Западе Стивен Сигал планировал выпустить фильм с помощью своей продюсерской компании с включением дополнительно снятых сцен, где он является учителем персонажа Тони Джаа.
Заимствования из гонконгских фильмов: сцена, где Тинг пролетает под машинами — из «Мастера» с Джетом Ли, и погоня за Тингом на такси-рикшах — «Охотник за кристаллом» с Донни Йеном, действие тоже происходит в Таиланде
Интересные факты о фильме «Кто я?» / «Ngo si seoi» / «Who Am I?» (1998)
Режиссёры: Джеки Чан, Бенни Чан
В ролях: Джеки Чан, Мишель Ферре, Мираи Ямамото, Рон Смержак, Эд Нелсон, Глори Саймон, Том Помперт, Фред ван Дитмарш, Фриц Кромменхёк, Дик Риенстра и др.
Одна из лучших работ Джеки Чана, название которой объясняется фразой, которую повторяет постоянно главный герой, потерявший память.
Группа спецназа, работающая под прикрытием ЦРУ, направляется на задание по вывозу энергетического тела, которое было найдено учеными в африканских джунглях. По окончании операции всю группу пытаются ликвидировать. Один из солдат, выживший после авиакатастрофы, но потерявший память, пытается бороться со своими мыслями и вспомнить, кто он. На пути к истине ему мешают, и он не знает, кому можно верить.
Фильм снят в двух версиях: американской (сокращенной) и гонконгской (расширенной). Разница между ними составляет 12 минут.
В фильм планировали включить сцену, где Джеки едет верхом на носороге. Эпизод действительно снимали, однако из-за ошибки оператора дубль был испорчен. Это разозлило актера, сломавшего при падении с животного ребро.
Песню, которая играет в титрах, исполняет сам Джеки Чан.
В сцене драки на крыше в моменты борьбы ногами Рона Смуренбурга дублирует каскадер Брэдли Джеймс Аллан, который намного ниже Смуренбурга. А в сцене поочередных высоких и низких ударов ногой высокие удары выполнялись с помощью ноги манекена.
Высота роттердамского дома, с которого скользил Джеки Чан, составляла 23 этажа. Свой прыжок Джеки посвятил своему учителю — мастеру Ю Джим Юаню. В моменте, где Джеки скользит по небоскребу, заметен страховочный трос. Видно его и при выпадении актера из вертолета.
В фильме можно заметить комнату отеля с номером 1954. 1954-й — год, когда родился Джеки Чан.
В сценах с драками на Джеки Чане периодически оказываются разные ботинки. Причина этого – неудачный монтаж американской версии. В гонконгском, более полном варианте, эти недочеты устранены.
Большая часть автомобильной погони в Африке снята на самом деле в Роттердаме. В одном моменте видно мост Эразма (мост, на котором снята финальная сцена). Сцена, где они едут вниз по лестнице, снята в месте, известном как Koopgoot. Это также очень известное место в Роттердаме.
Очевидно, вместо европейского киллера на крыше использовали азиатского каскадера, особенно это заметно, когда он покрывается цементным порошком. Также азиатский каскадер играет в финальной сцене вместо Моргана.
Журналистка Мишель Ферре никогда не думала об актерской игре, но на съемках этого фильма, когда она пыталась взять интервью у Джеки Чана, он был поражен ею и попросил ее пройти прослушивание для фильма, который она сделала, и получила главную роль.
В сцене драки на крыше Юнг Кван использует против Джеки Чана китайский стиль цайлифо, а голландец Рон Смуренбург применяет таэквондо.
Создатели картины заключили контракт с компанией Mitsubishi. Для съёмок использовались лучшие машины, которые демонстрировались со всех сторон. В их числе оказалась и свежая модель Lancer Evolution IV, выпущенная в 1996 году.
Сунь Укун является бессмертным демоном, который получает исключительную силу от долгих лет духовного совершенствования и восстает против первенства небес.
История Сунь Укуна очень длинная и захватывающая. Один из самых важных китайских литературных персонажей берет начало в легендах о Белой Обезьяне из китайского царства Чу (700-223 до н.э.), где почитали гиббонов, особенно белых. Легенда получила продолжение во времена династии Хань и распространилась по всему Китаю.
Подобно Локи в норвежской мифологии и Люциферу в иудео-христианской мифологии, этот обманщик падает с небес, когда верховное божество, в данном случае Будда, изгоняет его в земную тюрьму. Но в отличие от своих западных коллег обезьяна раскаивается, становится буддистским монахом и соглашается использовать свои способности для защиты монаха Сюаньцзана в пути, чтобы собрать сутры из Индии.
Король обезьян считается лучшим архетипом в мифологии Восточной Азии. Его образ использовали для создания книг, фильмов и даже статуэток. Так бренд Yeenjoy Studio, известный за коллекции курильниц из китайского фарфора, сделал фигурку Monkey King, вдохновляясь мифологией и культурой Китая. Многие игры MOBA, такие как League of Legends, Vainglory и Dota 2, показывают героев, созданных на основе этого персонажа.
Роман «Путешествие на Запад» экранизировали бессчетное количество раз. Начиная с японского и корейского производство и до западных фильмов и сериалов, легенда о буддийских монахах распространялась с завидной регулярностью. Роль Сунь Укуна исполняли в разное время Джет Ли, Расселл Вонг, Донни Йен, Эдди Пэн и другие актеры.
Несостоявшиеся проекты и несыгранные роли героев боевиков
Лет 5 назад Арнольд Шварценеггер подтвердил, что мог сыграть Доктора Осьминога в несостоявшейся экранизации «Человека-паука» Джеймса Кэмерона.
Кэмерон начал вести переговоры о съемках фильма о Человеке-пауке в 1992 году, написав 47-страничный сценарий будущей картины. В течение 90-х ходили слухи о начале проекта под руководством этого режиссера, и главная звезда его фильмов «Терминатор» и «Правдивая ложь» Арнольд Шварценеггер упоминался в сообщениях в качестве кандидата на роль Доктора Осьминога, однако официальных заявлений на этот счет не было.
В 90-е Арнольд Шварценеггер все-таки исполнил роль суперзлодея из комиксов. Он сыграл мистера Фриза в фильме Джоэла Шумахера «Бэтмен и Робин». Зрители и критики раскритиковали фильм, он получил 11 номинаций на награду «Золотая малина» в том числе «Худший фильм года», «Худший супергеройский фильм» и «Худший фильм всех времен».
В середине девяностых Сильвестр Сталлоне стремительно терял статус кассовой суперзвезды. Громкие провалы фильмов «Судья Дредд» (1995) и «Наёмные убийцы» (1995)заставляли осторожнее подходить к выбору своих будущих проектов. В 1995 году у Слая был выбор между тремя проектами. Одним был «Дневной свет», а другими были сценарии фильмов No Safe Haven и High Roller.
No Safe Haven – история о морском пехотинце, который проводя отпуск на острове, становится свидетелем нападения на отдыхающего там же американского президента, последователей одного сатанинского культа. Всю охрану первого лица государства, естественно, быстро уничтожают, но оказавшийся неподалеку главный герой спасает президента. После чего морпех и американский президент начинают войну против сатанистов и заодно пытаются спасти семью главы государства, оказавшуюся в заложниках.
Сценарий High Roller был куплен студией Savoy Pictures за миллион долларов, фильм описывался, как «Крепкий орешек в казино». Сценарий написал Дж. Ф. Лоутон, за плечами которого были скрипты к фильмам «В осаде», «Красотка» и «Цепная реакция».
Речь в сценарии шла о бывшем наёмном убийце, который оказывался в самом большом казино Лас-Вегаса во время гангстерских разборок. Главный герой должен был спасти владельца казино, его дочь и уничтожить встававших у него на пути гангстеров.
Сталлоне очень понравился сценарий. Однако, студия Savoy находясь на гране банкротства попросту не смогла оплатить гонорар Сталлоне, который затребовал за High Roller 20 миллионов долларов. Предложить Слаю могли лишь 10. А за «Дневной свет» он мог получить 17.5 миллионов. Сильвестр Сталлоне позже будет отрицать то, что он выбрал «Дневной свет» из-за денег.
«Дневной свет» с треском провалился в американских кинотеатрах, собрав 33 миллиона при бюджете в 80. Мировой прокат немного поправил положение, но выйти в плюс студия Universal все равно не смогла.
Интересно, что в 1987 году Сильвестр Сталлоне отказался и от оригинального «Крепкого орешка», который позже сделал звездой Брюса Уиллиса.
В 90-х Стивен Сигал мог поработать с режиссером «Драйва». Проект носил название «Кровь на Луне» (Blood on the Moon).
В качестве режиссера ленты должен был выступить Стив Ванг (Steve Wang), который вместе со сценаристом Скоттом Филлипсом (Scott Phillips) трудились над созданием картины «Драйв» с Марк Дакаскосом.
«Кровь на Луне» задумали снимать в Гонконге. Первоначально фильм хотели выпустить сразу после режиссерского дебюта Стивена Сигала «В смертельной опасности» в 1995 году. В итоге проект заморозили, Стив Ванг после дилогии «Гайвер» и ленты «Драйв» совсем ушел из большого кино, а Стивен Сигал снялся в продолжении «В осаде». По одной из версии Стив Ванг должен был выступить лишь оператором, а в качестве режиссера должен был быть сам Стивен Сигал, но после провала «В смертельной опасности» он лишь фигурирует, как актер, продюсер и соавтор сценария.
По сюжету у бизнесмена Стивена Сигала пираты на корабле убивают всю его семью и он из жажды мести объявляет на них охоту.
От фильма лишь остался постер и сценарий, написанный Скоттом Филлипсом (Scott Phillips), который так же после ленты «Драйв» ничего вразумительного и толкового не смог написать для большого кино.
Также, Сигал мог сыграть вместо Слая в таких фильмах, как «Разрушитель» и «Специалист», но не сложилось.
В 90-х годах гонконгский актер Донни Йен был не очень разборчив при выборе проектов, много снимался в малобюджетных фильмах, в том числе на Тайване, Филиппинах и т.д. Но по мере роста популярности в мире после выхода фильмов «Герой» и «Шанхайские рыцари», Донни Йен тоже столкнулся с проблемой выбора потенциального кинохита.
Вот что говорил гонконгский кинопродюсер Бэй Логан:
«Я и Донни работали над «Kung Fu Master», что должно быть похоже на «Бесстрашного» Джета Ли. Поэтому фильм не сняли, ведь не получится снять одно и то же два раза подряд. А Донни в то время не был такой большой звездой, как ныне. Было бы трудно осуществить наш замысел. Поэтому они просто-напросто дали Донни роль второго плана в «Эффекте Близнецов-2».
Спустя несколько лет Донни Йен все же смог выстрелить с фильмом «Ип Ман» про учителя Брюса Ли, эта франшиза по сей день на плаву.
«Готовясь к очередной роли, Жан-Клод Ван Дамм решил стать вегетарианцем. Эта система питания пошла ему на пользу. Как сказал сам актер, благодаря диете он стал быстрым, как тигр. Жан-Клод Ван Дамм отказался от мяса, рыбы и молочных продуктов, чтобы быстро обрести необходимую для роли форму. Теперь в его рационе только свежие овощи и фрукты. В стремлении к совершенству Ван Дамм решил воздержаться от употребления даже растительного масла.
Ван Дамму придется вкушать исключительно вегетарианскую пищу почти год. Съемки фильма начнутся только через шесть месяцев и продлятся 150 дней.»
Желающих вложить средства в этот фильм не нашлось, и проект закрыли.
Это случилось зимой 1997 года на съемках фильма Broadway Brawler. Broadway Brawler рассказывал историю стареющего хоккеиста Эдди Капински. За свою карьеру он сыграл во множестве знаменитых клубов, но дни его славы уже позади. Узнав, что никто не хочет подписывать с ним новый контракт, Эдди напивается до потери пульса и заявляется в свой старый дом в Нью-Йорке. Сейчас там живет Тайлер — мать-разведенка с парой детей, которая едва сводит концы с концами. Их богатый отец Стивен через суд пытается отнять у бывшей супруги отпрысков. Понимая, что дела плохи, Тайлер приходит в голову безумная идея — она заявляет в суде, что Эдди это ее новый муж.
Понятное дело, что изначально Эдди ведет себя как скотина — пьет, хамит, отпускает различные шуточки и т.д. Но затем он постепенно исправляется, привязывается к семье и решает помочь Тайлер, сыграв роль ее мужа.
Разумеется, в итоге они влюбляются, но когда все вроде бы становится хорошо, Эдди получает предложение вернуться в НХЛ. Разумеется, обстоятельства складываются так, что день решающего матча совпадает со днем решающего судебного заседания, которое определит, с кем же останутся дети. Разумеется, в начале Эдди выбирает хоккей, но у трапа самолета передумывает и появляется в суде в самую последнюю секунду, делая Тайлер предложение. Хэппи-энд.
В общем и целом, Broadway Browler представлял собой типичную голливудскую историю о том, что семья важнее любой работы или увлечения. Судя по дошедшим деталям, на съемках Уиллис основательно зазвездился. Он требовал больше экранного времени для своего персонажа, ему не нравился режиссер, ему не нравилась работа оператора, он постоянно давал советы, как лучше снимать фильма. Ему даже не нравился костюмер.
Через 20 дней после начала съемок, Уиллис добился от основателя студии Cinergi Эндрю Вайны увольнения режиссера, второго продюсера, оператора, и разумеется, ненавистного костюмера. Скрипя зубами, Вайна согласился на требования Брюса. В качестве экстренной замены был выписан режиссер Деннис Дуган, который работал с Уиллисом во времена сериала «Лунный свет». Но это не помогло. Поняв, что фильм не спасти, Вайна распустил остатки съемочной группы и закрыл проект. К тому времени на Broadway Brawler было потрачено 17 миллионов долларов. Так что Уиллису светило очень неприятное судебное разбирательство, с иском на эту сумму + неизбежные %. Его в буквальном смысле спас продюсер Джо Рот, в то время работавший на Disney. Рот предложил следующее решение: Disney оплачивают всю сумму убытков Cinergi, Уиллис же дает согласие сняться в трех фильмах Disney с большой скидкой. Т.е., за намного меньший, нежели обычно, гонорар.
Первым из этих трех обязательных контрактных фильмов стал «Армагеддон». Вместо привычного для тех лет 20-миллионного гонорара, Уиллис получил 3 миллиона (но с процентами от сборов в случае успеха фильма). И хоть в дальнейшем Уиллис весьма пренебрежительно отзывался о талантах Майкла Бэя и говорил, что больше никогда не будет работать с ним, сложно не признать, что «Армагеддон» стал одним из самых знаковых фильмов в его карьере. А благодаря финансовому успеху, актер в итоге получил почти такие же деньги, как если бы снимался за свой стандартный гонорар.
Вторым «обязательным» фильмом Уиллиса стало «Шестое чувство». Многие удивятся, узнав, что именно эта картина (а не тот же «Армагеддон», «Крепкие орешки», или «Пятый элемент») по сей день является наиболее кассовой во всей его фильмографии. Третьим «обязательным» фильмом Уиллиса стал «Малыш». Он не был особо успешным, но думается что на фоне цифр сборов «Армагеддона» и «Шестого чувства» боссы Disney легко это пережили.
Подобных несостоявшихся проектов у Джеки было множество. Джеки Чан упоминает в своей книге «Я — Джеки Чан», что хотел бы сделать фильм, в котором он сыграл бы пожарного, использующего свои акробатические навыки, чтобы избежать огня в горящих зданиях. Идея была предложена другими людьми и Джеки Чан не снял этот фильм.
В 1989-м году Майкл Дуглас предложил Джеки Чану роль главного злодея в боевике «Чёрный дождь», которая могла стать знаковой в его карьере. Джеки отказался от этого предложения. Роль вскоре была отдана другому актёру азиатского происхождения.
Примечательно, что главную роль злодея в фильме «Разрушитель» Сталлоне предлагал так же Джеки, от роли тот впоследствии отказался. Чан боялся прославиться в Голливуде как исполнитель отрицательных ролей, также не хотел получить негативную реакцию со стороны азиатских зрителей. В одной из сцен персонаж Сандры Буллок говорит, что она училась драться по фильмам Джеки Чана.
Роль Джета Ли в «Смертельном оружии 4» тоже сначала предлагали Джеки Чану, но тот отказался, так как не хотел играть отрицательного героя.
Планировалось появление Джеки Чана в фильме «Неудержимые 2», но он вынужден был отказаться отучастия из-за занятости в своём режиссёрском проекте «Доспехи Бога: Миссия Зодиак».